1
Ушинский «Два плуга». Главные герои, главная мысль — что писать?
основная мысль, чему учит рассказ
10 ответов:
8
0
О чем рассказ «Два плуга».
Передать содержание можно парой предложений:
Были сделаны два одинаковых плуга, один из них попал к земледельцу,а второй остался лежать.
Через некоторое время они встретились: первый был как золотой от работы, а второй от безделья ржавый.
Эти два плуга — два героя рассказа.
Главная мысль произведения можно выразить пословицей:
Т. е. рассказ учит трудиться, чтобы быть сильным и здоровым, ведь безделье, лень портят не только тело, но и душу.
5
0
В рассказе притче Ушинского «Два плуга» главные герои — это два орудия труда, два плуга. Также упоминаются их хозяева. Оба появились на свет одновременно в одинаковых условиях.
Один плуг — трудяга. Он достался земледельцу. Этот плуг сразу стал работать. От этого он сделался еще краше
Второй плуг — лентяй. Он достался купцу и пролежал все время без дела. Он потерял свой внешний вид, покрылся пылью, ржавчиной.
Главная мысль рассказа «Два плуга» Ушинского в том, что плуг (человека) красит именно труд. лень и безделье портят любого. Плуг от безработья ржавеет, а человек становится толстым, ленивым, неповоротливыми начинает глупеть. Каждая вещь должна работать. приносить пользу. А каждый человек должен трудиться и также быть полезным.
Краткое содержание смотрите здесь.
2
0
В притче Константина Ушинского «Два плуга» повествуется о двух плугах, которые начинали свою жизнь на равных условиях. Они и являются главными героями рассказа, но судьба у них была разная.
Один плуг все время пролежал в лавке, ничего не делал, а потому потерял былой блеск и заржавел. Второй — активно трудился вместе со своим хозяином-землепашцем<wbr />. Он сумел, благодаря постоянной работе, сохранить свой внешний вид, в отличие от своего невзрачного товарища.
Главная мысль притчи состоит в том, что труд продлевает жизнь человека и сохраняет его активность долгие годы. А безделье и лень сказываются на здоровье и состоянии духа человека. Постепенно изнеженный лодырь теряет былой лоск, а его страдающая от скуки душа теряет связь с реальностью.
Рассказ учит нас быть трудолюбивыми и деятельными людьми, что поможет нам сохранить душу и тело молодыми. Человек должен работать и приносить пользу обществу, тогда его будут уважать окружающие. Чтобы сохранить свою активную позицию и здоровье на долгие годы, нужно бороться с ленью и не позволять себе расслабляться.
2
0
В этой короткой сказке автор повествует о двух плугах, один из которых использовался в поле для вспашки и блестел своей полировкой, которую совершила земля, а второй, валявшийся в сарае весь поржавел.
Конечно под плугами, Ушинский подразумевает не сельскохозяйственные орудия труда а нас людей, одни из которых трудолюбивые у которых работа спорится и ленивых, которые не пользуются уважением других.
Главная идея и мысль этой сказки заключается конечно в отношении к труду, который красит человека. Человек, любящий и умеющий работать пользуется уважением, а лентяям и бездельникам нет места среди нас.
Эта сказка учит нас любить труд, ведь он облагораживает человека, делает нас красивее не только внешне, но и внутри.
1
0
В рассказе Ушинского «Два плуга» рассказывается о встрече двух плугов, один из которых все время работал, второй провалялся на складе.
Следовательно героев в рассказе два — Плуг земледельца и Плуг купца.
Основная мысль рассказа в том, что праздность, лень, безделье плохо сказывается на состоянии не только плуга, но и человека. В то время как труд, физические нагрузки могут продлить жизнь и наполнить человека энергией и здоровьем.
Рассказ «Два плуга» учит нас тому, что нельзя проводить все свое время ничего не делая. Что надо работать и например помогать взрослым. И тогда мы будем чувствовать себя гораздо лучше.
1
0
Автор Ушинский написал мудрую умную сказку под названием «Два плуга» для детей.
Центральные персонажи:
- трудолюбивый земледелец;
- купец, не использовавший орудие труда;
- много работающий красивый блестящий плуг;
- старый, заржавевший без дела плуг.
Главная мысль этой его сказки: долгое безделье любого человека портит, а постоянный плодотворный труд делает лучше. Не следует никогда лениться. Важно очень любить свою работу. Это приведет к успеху и поможет хорошо жить. Человек, не работая, угасает как старый ржавый плуг. Работающий с удовольствием человек будет успешным. Главное-любить труд. Работающий человек более устойчив в жизни, закаленный и ловкий. Весьма достойно выглядел работающий плуг, и совершенно убого -заржавевший.
1
0
Сказка «Два плуга» автора Ушинского, ее главная мысль может быть передана таким образом:
Два совершенно одинаковых плуга, попав в разные условия, через некоторое время встретились и заметили разительные перемены, произошедшие с каждым из них.
Один плуг не работал и, казалось бы, должен лучше сохраниться и выглядеть.
Но, увы, это было не так, а, напротив, используемый в обработке земли плуг не только не износился, но и выглядел отлично, блестел и сиял.
Нужно понимать, что постоянное безделье ничего хорошего не принесет, а активная жизнь поможет сохранить не только внешний вид, но и здоровье.
<hr />
Главные герои сказки «Два плуга».
Плуг, усердно работающий и потому блестящий и хорошо выглядящий.
Плуг, бесполезно лежавший в лавке, ржавый и старый.
1
0
Два плуга были сделаны из одного и того же куска железа.
Только один попал в руки к землепашцу и от постоянной работы стал только краше — он блестел. Другой плуг все это время провалялся в лавке у купца, он потемнел и стал ржавым.
Главные герои это конечно два плуга:
Первый плуг — усердно работал, он выглядел как новенький, сиял серебром.
Второй плуг — ничего не делал, весь покрылся ржавчиной.
Главная мысль: труд делает человека более активным, человек выглядит здоровым и свежим. А вот лентяй со временем становится только хуже. Произведение учит нас быть трудолюбивыми, не лениться, благодаря труду мы становимся только лучше.
1
0
В этой интересной и актуальной притче Ушинского рассказывается про два плуга. Они словно как два близнеца-брата были сделаны прямо в одной и той мастерской, но только один достался крестьянину, а второй купцу. Первый был мужик работящий и плуг использовал постоянно, а у купца плуг просто без дело пролежал, покрылся слоем пыли и даже поржаветь успел. Вот героями являются тут как раз-таки два плуга, а не купец и крестьянин. Главная мысль притчи в том, что труд физический даже может и тело оздоровить, а если будешь все время лежать, лениться, то будешь болеть, а куча болезней до добра в итоге не доведут.
0
0
Главных героев у рассказа два:
плуг крестьянина — земледельца, который часто пользовался плугом и поэтому его плуг был всегда в хорошем, исправном состоянии, его сталь сияла блеском на солнце;
плуг купца, который продавал его в магазине, то есть им никто не пользовался, он только лежал на полке и ржавел.
Главная мысль рассказа в том, человек который не развивается и не повышает свои профессиональные навыки не добьётся в жизни успеха и уважения окружающих, а будет постепенно нищать, дряхлеть и выглядеть плохо.
Читайте также
Герои: Мама, красная Шапочка, Волк, охотник.
Эта сказка говорит, что девушкам не следует быть слишком доверчивыми, потому что все может быть намного хуже, чем случилось с Красной шапочкой, ведь она не только себе плохо сделала, но и бабушке.
Очень интересная и замечательная сказка.
Главными героинями являются две сестры, одну из них звали Беляночка (в других переводах Белоснежка), а вторую — Розочка (по — другому Краснозорька). Обо девочки были трудолюбивыми, добрыми и не обидчивыми. А главное — любили друг друга, всегда были вместе.
Медведь, а в действительности заколдованный принц, также является главным героем. Приходил к девочкам домой каждый день. В последствии женился на Беляночке.
Гном — очень злой, противный, неблагодарный. Несколько раз девочки спасали его, а он в ответ только грубил и кричал. Позже медведь его убил.
Главная мысль сказки: нужно быть трудолюбивым, сострадательным, бережно относиться к семье, близким, помогать окружающим вне зависимости — отблагодарят они или нет.
<hr />
Здесь (нажмите) можете найти подходящие к сказке пословицы, чему учимся.
Рассказ «Свидание» был написан Тургеневым в 1879 году.
Рассмотрим главных героев:
Акулина — девушка простая, из простонародья. Но в то же время автор пытается показать ее красоту на протяжении всего рассказа, видно что она нравится рассказчику.
Виктор — молодой человек, который наоборот богат, но в душе он, наоборот, беден. Автор показывает, что ему Виктор не нравится.
Виктор совершенно не имеет хороших манер, общается с людьми очень груб.
Охотник — именно этот герой ведёт повествование, говорит свои мысли по поводу различных поступков героя.
Какая главная мысль рассказа?
В рассказе мы видим глазами охотника сцену свидания девушки — Крестьянки Акулины и богатого Виктора.
Охотник наблюдает за сценой и видит то насколько пренебрижительно относится Виктор к Акулине, а она в свою очередь испытывает к нему самые светлые чувства.
Виктор же растаптывает все ее чувства, чем очень сильно ранил ее сердце.
В конце девушка не услышав от Виктора ни единого хорошего слова убежала и выронила цветы, которые были у неё в руках с самого начала.
Охотник потом сохранил у себя эти цветы, думая о девушках, которые тратят время на ненужных людей. В этом и заключается смысл, что не стоит тратить время на низких людей.
Повесть написана в жанре сатиры, главные герои повести, судьи и жильцы Ростовского озера. Правовая система в России всегда была в пользу богатого, на примере Повести о Ерше Ершовиче можно узнать быт простого человека в давние времена и в принципе ничего не изменилось. Российские суды в большинстве своем выносят странные приговоры, а приставы не делают свою работу.
Имена судий Ростовского озера
Белуга Ярославская
Семга Переяславская
Боярин Осетр Хвалынского моря верит на слово, туповатый воевода, от ничего ничего не зависит
окольничей Сом
судные мужики Судок и Щука-трепетуха.
Пристав Окунь берет взятки, хитрец и лжец
Имена Жильцов Ростовского озера
Лещ, Головль
Ерш Ершович с семьей
В рассказе Шукшина «Экзамен» речь идет об экзамене, к которому студент не готов. Так уж получилось, что это было послевоенное время. Как оказалось студент так же как и профессор побывали на войне. Благодаря пониманию к друг другу они сближаются. Профессор несмотря на неготовность ставит зачет, но дарит книгу, чтобы студент прочитал ее и выучил урок.
Главных героев в рассказе двое.
Первый герой это неготовый к экзамену студент.
Второй герой это профессор, который отнесся к студенту с пониманием.
Главная мысль заключается в понимании людей к другу другу. Без этого народ не будет таким дружным и сильным. Автор хочет показать читателю, что мы должны понимать друг друга и пытаться выстроить дружеские отношения.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Задачи кл. часа: привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми:
А) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:
-Чем занимаются ваши родители на работе?
-Кто они по профессии?
-Чем привлекает их эта профессия?
Б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).
Ход классного часа
1.Проблемная ситуация. «Два плуга»
Классный руководитель. Тема нашего классного часа- «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2 .Интерактивная беседа
Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть.
«Зачем
человеку трудиться»
- Проблемная ситуация «Два плуга»
воспитатель
Начать
наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского , который
называется «Два плуга». Послушайте пожалуйста этот рассказ.
воспитатель
читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и
той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца
и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся
в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять
встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё
лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший
без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь? —
спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот. – А если ты заржавел
и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку,
ничего не делая.
2.
Интерактивная беседа.
воспитатель
—
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего
классного часа.
—
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что
он трудился).
—
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и
покрылся ржавчиной).
—
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о
плугах (Труженика и лентяя).
—
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные
ответы детей:
— Труд
красит человека, а безделье его уродует.
— Только
в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
— Только
в труде человек может раскрыться.
— Без
труда человек заржавеет и заболеет.
3.
Мини-лекция «Что труд даёт человеку» (плакат)
Труд – это источник радости, удовольствия. В
трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает
возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как
физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд
имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое
умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не
научились.
4.
Ринг профессий.
ваоспитатель
— Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас
мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг
профессий».
По моему сигналу
вы должны по очереди называть по одной профессии.. Если не можешь вспомнить название
профессии в течение трёх секунд, то выбываешь из игры. Игра продолжается пять
минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание — начали!
Дети
по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра
закончилась, Победил (номер) Здесь сидят самые крупные специалисты в области
профессий.
Победитель
садится на место.
На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка —
Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени
и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и
трудолюбивых. Назовите название сказки.
Сегодня к нам в гости пришли некоторые
из них. Вы узнали их? Кто это?
К какому герою больше всего подходит
пословица
«Ленивый сидя спит, лежа
работает?»(Емеле)
— Послушайте внимательно, какую
загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка?
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)
— А как вы думаете, почему, Золушка
загадала загадку про руки, если тема нашего занятия — труд? Правильно, все что
мы делаем, мы делаем с помощью рук.
Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и
надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют,
со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из
вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки.
— Все люди живут на свете по правилам. По каким? (Ответы
детей)
Но у наших гостей таких правил нет. И им тяжело жить без
них. Попробуем им помочь.
(На доске в разброс расположены правила для ленивых и
тружеников, нам нужно составить правила для Емели и для Золушки) Приложение 2
Для Емели
1. Никогда не
причесывайся, пальчики натрудишь.
2. Не берись за
веник, спинка заболит.
3. Не клади в
рот кашу, устанешь жевать.
4. Побольше спи,
поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
5. Не смотри
телевизор, а то глазки устанут.
6. Никуда не
ходи, ножки устанут.
7. Ходи в
дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.
Никогда не причесывайся, пальчики
натрудишь
Для Золушки
1. Вставай
пораньше, успеешь больше.
2. В доме
содержи порядок.
3. Не смотри
телевизор, а то глазки устанут.
4. Не берись за
веник, спинка заболит.
5. Следи за
своим внешним видом
6. Помогай
старшим и младшим
7. Не клади в
рот кашу, устанешь жевать.
8. Выполняй все
то, о чем попросят тебя родители.
9. Побольше спи,
поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
10. Ходи в дырявых
штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.
А вам какие правила больше нравятся? Если нам не нужны
правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.
Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова
думать, а руки работать.
5.Дидактическая игра «Что умеют наши руки», выберите то
дело, которое вы умеете делать. На карточках изображены люди, которые делают
какое либо дело, дети выбирают то дело , которое им по душе. На обороте
карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.
(Приложение3)
Цель: Развитие логического мышления,
словарного запаса
Образец: Если я умею мыть пол, то в
моем доме всегда будет чисто и уютно.
— Если я умею мыть пол, то…..(продолжи
мысль)
— Если я умею вышивать, то….
— Если я умею мыть посуду, то….
— Если я умею подметать пол, то…
— Если я умею забивать гвозди, то …
— Если я умею готовить еду, то….
— Если я умею ремонтировать мебель,
то…
— Если я умею пылесосить , то…..
— Если я умею ухаживать за цветами,
то…
А может быть можно пролежать всю жизнь
на печи, как Емеля? Что же может произойти?(Оценить рассуждения детей, выделить
более ценную мысль
— Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека
без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят
работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.
Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в
больницах, в школах трудятся одни Емели
— Произошла авария, а
Емеля-электрик лежит на печи
Дети: — Нет
электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и
т. д.
— Емеля — портной
Дети: — Все люди
останутся без одежды.
— Емеля — строитель.
Дети: — Не будет
домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.
Емеля — хлебороб не хочет
выращивать хлеб
—Емеля – повар не желает
слезать с печи.
Дети: — Все будут без
пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.
Правильно, люди работают везде и в
городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.
Нужны ли нам такие Емели?
Труд, Емеля – основа жизни, по
отношению к труду судят о человеке, кто он?
Слова, которыми называют ленивого и
трудолюбивого человека разлетелись по группе (лодырь, лентяй, бездельник,
неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.
Цель: гимнастика для глаз, развитие внимания.
Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не
уважают)
И наоборот, как относятся люди к труженикам? Как
называют такого человека? ( труженик, трудяга, мастер- золотые руки)
— Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что
тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!
А давайте попробуем научить Емелю трудиться .
Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу , потому что,
сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.
6.Помогите Емеле: поставьте логически
правильное выражение к картинке.
Развитие логических операций
— уборщица-техничка в учреждениях
ухаживает за цветами,
выращивает рассаду
— санитарка в больнице убирать мусор
во дворе,
разгребать снег зимой .
-нянечка в детском саду строить дома,
месить раствор.
— дворник ухаживать за больными,
мыть пол, вытирать пыль
— маляр убирать помещение, вытирать
пыль,
— каменщик ухаживать за детьми, мыть
пол
— цветовод красить стены и клеить обои
Один ребенок работает у интерактивной
доски. Проверяем все вместе, правильно ли выполнено задание у доски.
Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет
профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать
профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще
в школе и по, возможности готовиться к этой профессии
7.Пьедестал мест.
— В нашей жизни много важных вещей, определите, какое
место занимают они в вашей жизни, предлагаю такие понятия: здоровье, труд,
отдых, дружба, развлечения, красивые вещи. Выберите и поставьте на пьедестал 3
понятия, распределив их по местам. Расскажите, почему вы поставили то или иное
понятие на 1 место, на 2 место, на 3 место?
О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен
труд в нашей жизни?(Ответы детей)
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
На этом наше занятие закончено,
хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами –
золотые руки.
Цель: воспитание положительных качеств
личности.
Задачи:
- Помочь детям осознать значение труда.
- Развивать память, мышление на основе анализа
пословиц. - Воспитывать трудолюбие.
Ход занятия
I Орг. момент.
— Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на
занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь,
что и работать на занятии вы будете хорошо,
будете внимательны, активны.
II Вступительная беседа.
— Внимательно послушайте стихотворение и
скажите о чём оно?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
— О чём стихотворение? (о труде)
— Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?
(о труде)
III Основная часть.
Слайд №1.
Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека
кормит, а лень портит”
— Как вы понимаете эту пословицу? (Человек,
который трудится, будет зарабатывать деньги, а
ленивый человек ничего не делает)
Слайд №2.
На нашем занятии будут часто звучать слова:
Труд – вид деятельности, результат которого
закреплён в материальных и духовных ценностях.
Трудолюбие – любовь к труду, нравственное
качество, проявляющиеся в стремлении к труду.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Лень – отсутствие желания действовать,
трудиться, склонность к безделью.
Рассказ “Два плуга”.
Начать наш разговор я хочу с маленького
рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два
плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите
на вопросы.
Из одного и того же куска железа в одной и той же
мастерской были сделаны два плуга. Один из них
попал в руки земледельца и немедленно пошёл в
работу; а другой долго и совершенно бесполезно
провалялся в лавке купца. Случилось через
несколько времени, что оба земляка опять
встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел,
как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он
только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший
без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся
ржавчиной.— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? –
спросил заржавевший плуг у своего старого
знакомца.— От труда, мой милый, — отвечал тот. – А если ты
заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что
всё это время ты пролежал на боку, ничего не
делая.
— Думаю, все хорошо поняли, какое отношение
имеет этот рассказ к теме занятия.
— Почему плуг, который попал к земледельцу,
блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)
— Что случилось с плугом, который пролежал без
дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)
— Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого
подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика
и лентяя)
— Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд
человека красит, а безделье его уродует. Только в
труде можно проявить все свои лучшие качества.
Без труда человек заржавеет и заболеет)
2. Обсуждение литературных произведений.
— Ребята, все вы читаете рассказы, сказки.
Назовите мне произведения, в которых
рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях?
(Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”,
Е.Пермяк “Пичугин мост”)
— Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)
— Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться,
но не любят делать это своим трудом. Значит, на
него работают другие.)
Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость,
благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо,
то и к тебе будут относиться хорошо)
В наше время человек в обществе ценится по
труду. Труд – источник радости, удовольствия. От
труда зависит благополучие человека. Мы знаем,
как счастливы люди, которые много умеют делать
своими руками, и как несчастны и беспомощны те,
которые ничему не научились.
3. Практическое задание для учащихся.
Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где
написаны качества человека. Вам нужно отметить
“+” те качества, которые должны быть у
трудолюбивого человека.
- Старательность
- Лень
- Добросовестность
- Завистливость
- Умение заставить себя
- Необязательность
- Умение трудиться
4. Пословицы.
В русском народе детей с самого раннего детства
приучали к труду. В качестве правил трудового
поведения выступали пословицы и поговорки о
труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о
труде вы.
Игра “Доскажи пословицу”.
- Деревья смотри в плодах, а людей……(смотри в
делах) - Терпенье и труд….(всё перетрут)
- Под лежачий камень…..(и вода не течёт)
- Маленькое дело….(лучше большого безделья)
- Не спеши языком….(спеши делом)
- Любишь кататься — …..(люби и саночки возить)
- Делу время….(потехе час)
- Ищи невесту не в хороводе……(а в огороде)
- Человек от лени болеет, а ….(от труда
здоровеет) - У лентяя Федорки всегда…..(отговорки)
- Бездельник, что бесплодное…..(дерево)
Слайд №3.
— А теперь прочитайте пословицу и объясните её
смысл.
Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если
мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время
пройдёт быстро и нам не будет скучно)
Была бы охота – будет ладиться работа. (За
любую работу нужно браться с желанием и тогда всё
получится)
5. Инсценировка “Сказка про лень”
(действующие лица: лодыри, аптекарь)
Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но
не хочу.
Аптекарь:
Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь
здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.
Лентяй:
Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.
Аптекарь:
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе
сесть.
— Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство
от лени? (Нет, это зависит от самого человека)
Посмотрите на картинку.
Слайд №4. (Иллюстрация лентяя)
— Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?
Физминутка.
Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и
весёлыми. Немного подвигаемся.
Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимайся этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит физкультура.
Слайд №5.
6. Отгадайте кроссворд.
Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем,
куда лентяя гоняли из-под палки.
- Что больше пугает лентяя, когда утром надо
умываться? (Душ) - Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
- Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
- Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
- Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
- Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)
Ленивые школьники скучают на уроках, плохо
учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений,
не любят чисто писать в тетрадях, читать книги.
Они не воспитывают в себе привычку трудиться,
помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят
жить так, как мечтал об этом один ученик из
стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
— Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет)
– Почему? (Человеку нужно самому всё делать:
умываться, трудиться и тогда всё у него будет в
порядке)
Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
— Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)
— Что означает выражение “дом есть лицо
хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые
в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут
чистоплотные, бережливые, трудолюбивые,
старательные люди)
Слайд №6.
Показ картинки с комнатой, где всё валяется.
— Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)
Внимательно послушайте стихотворение
Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.
Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.
— Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)
— Кто пострадал от его действий?
— Будет ли порядок в доме при таком поведении
мальчика?
Слайд №7.
Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно
прибрано.
— Какие люди живут здесь? (Аккуратные,
трудолюбивые)
У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный
дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому,
что в нём царит доброжелательная атмосфера.
Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у
него был такой дом. Добиться этого может каждый,
но кирпичики своего дома надо закладывать уже
сейчас. Кто научился многое делать сам, тот
никогда не будет в тягость другим и не окажется
беспомощным.
Слайд №8.
7. Правила трудолюбивого школьника.
А сейчас давайте разберём правила
трудолюбивого школьника.
1. Красиво застилай свою постель и делай это
каждое утро.
2. После занятий убирай книги и другие учебные
принадлежности на своё место.
3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.
IV. Итог.
— Какая неделя у нас проходила в группе на
прошлой недели? (Неделя труда)
— Кого в группе можно назвать самым
трудолюбивым?
— Кого в группе можно назвать ленивым?
Подборка по базе: Разбор рассказа Л. Андреева В тумане — StudentLib.com.rtf, Анализ рассказа Л. Андреева «Ангелочек».docx, Гармошка Сколько Который по счёту..pdf, К Г Паустовский герои рассказа.pptx, Копия 1 Монах который продал свой ферари.pdf, План анализа рассказа.doc, Доктор Лиза_ Удивительный человек_ достойный того_ чтобы рассказ, Человек который изменил_ эссе.docx, 7-1 Мир, который создает человек.docx, для 9 класса. Пример рассказа о себе.docx
Тема в труде красота человека
Ход урока
1.
Орг. момент.Определение темы, цели урока.
Начать наш урок я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, — отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Ответы на вопросы:
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Какая пословица подходит :
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- В труде красота человека.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.
-Сформулируем цели урока:
Учиться уважать собственный труд и труд других людей
2.
Мотивация
Игра «Радуга профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете взрослыми. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд .(работа в парах)
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Строитель)
4. Встаем мы рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(Шофер)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование: «ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности».
В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию.
Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.
Л.Н. Толстой писал, что «Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Физкультминутка
3.
Приобретение знаний
-Как Вы думаете, когда появилась первая профессия?
-А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)
— Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
— Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)
Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
Просмотр презентации «Из истории профессий»4. Первичное закрепление
— Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас — это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят — делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей .
— Составление кластера:
Что даёт человеку труд?
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сейчас поиграем. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.
Деревья смотри в плодах… (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд… (все перетрут).
Под лежачий камень… (и вода не течет).
Маленькое дело… (лучше большого безделья).
Горька работа… (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье… (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки — … (не будет и скуки).
Не спеши языком — … (спеши делом).
Любишь кататься — … (люби и саночки возить).
Делу время … (потехе час).
Всякое дело человеком ставится… (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе, ( а в огороде)
— Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
-Является ли учеба трудом?
—Будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
-Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?»
-Словарная работа над понятием трудолюбие. (Дети в толковых словарях находят определение «Трудолюбие».)
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
— И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«В труде красота человека».
6.Рефлексия
Продолжи предложение. (Работа по карточкам в группах)
Люди работают ради____________________________________________________
Настоящий труд – это___________________________________________________
При выборе профессии нужно учитывать___________________________________
В любом профессиональном труде самое важное___________________________
Счастье – это__________________________________________________________
7. Подведение итогов урока
— Какая тема урока была? Что полезное вы сегодня взяли для себя?
Совсем скоро ваши школьные годы закончатся, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьёзный вопрос «Кем быть?».
Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.