Глава I
В середине августа с моря пришла непогода, и жители северного побережья Черного моря перебираются в город, однако к началу сентября все меняется. Наступают ясные солнечные дни. Вера Николаевна Шеина, княгиня, жена предводителя дворянства, остается на даче, поскольку в городском доме их продолжается ремонт, и наслаждается прекрасной погодой.
Глава II
17 сентября у Веры Николаевны именины, которым женщина всегда очень рада: в этот день она предается воспоминаниям о детстве. Муж утром дарит ей жемчужные серьги, что еще больше поднимает ей настроение. Княгиня остается одна дома, брат уехал, муж ушел по делам. С мужем Веру Николаевну связывает хоть и не любовь, но чувство прочной, верной, истинной дружбы
.
Ее навещает младшая сестра, Анна Николаевна Фриессе. Они совсем не похожи – Вера высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом
напоминает англичанку-мать, тогда как младшая сестра наследует черты монгольских предков по другой линии рода. Грациозная некрасивость
Анны привлекает внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры
. Не схожи они и по характеру: Вера – сдержанная и рассудочная, Анна – порывистая и пылкая.
Глава III
Сестры наслаждаются славной погодой и обществом друг друга. Они бродят по побережью, смотрят на море с высокого обрыва. Море и высота одновременно и пугают, и манят Анну. Она дарит старшей сестре великолепную записную книжку ручной работы, сделанную из старинного молитвенника – уцелел только переплет. Только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet
, — замечает Вера – Анне. Сестры уходят в дом. Они обсуждают приглашенных на вечер гостей и состав меню, ребячливая Анна восхищается морским петухом, диковинной морской рыбой.
Глава IV
Вечером на праздник прибывают князь Василий Львович с сестрой Людмилой, светский шалопай и кутила
Васючок, Женни Рейтер, знаменитая пианистка, брат Веры Николай Николаевич и другие. В доме появляется и генерал Аносов, старый друг Анны и Веры (дедушка
), бывший сослуживец их покойного отца, князя Мирза-Булат-Тугановского. Сестры нежно любят Аносова, обожают слушать его рассказы. Это отважный, благородный и в то же время простой человек, уважаемый военный, честный и справедливый с солдатами.
Глава V
Праздничный ужин идет весело: князь Василий Львович рассказывает смешные истории из жизни общих знакомых. Внезапно Вера Николаевна пересчитывает количество гостей и понимает, что их собралось тринадцать. Суеверная женщина волнуется, что это не к добру. Когда все садятся за покер, Веру вызывает горничная Даша и вручает ей некий сверток. Она объясняет, что мужчина, который принес подарок, мгновенно убежал, велев ей передать в ихние собственные руки
, даже не назвав имени. Вера вскрывает обертку и обнаруживает ювелирный футляр, в котором лежит втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет
.
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.… посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину»
Камни браслета вспыхивают живыми огнями
, вызывая у княгини ассоциации с кровью. Она изучает подарок, после чего читает приложенную записку. С первых строк она догадывается, кто написал ее. Мужчина рассказывает историю фамильного браслета, обращая внимание на редкий зеленый гранат, который будто бы передает дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти
. В записке говорится также, что золотой браслет – новый, и все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного
, принадлежавшего его прабабке. Мужчина пишет, что ему не важно, как Вера распорядится браслетом, ему ценно и то, что к нему прикасались ее руки. Он также извиняется перед ней за письма, которые писал ей когда-то давно. Автор желает Вере счастья, и завуалировано признается ей в любви:
«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам»
Письмо подписано буквами Г. С. Ж.Вера задумчиво рассматривает браслет, гадая, стоит ли рассказывать о подарке мужу.
Глава VI
Гости играют в винт. Васючок поет под аккомпанемет Женни, Анна кокетничает с гусаром. Князь Василий Львович продолжает занимать присутствующих разговорами, рассказывая о перипетиях юности своей сестры Людмилы – они изображены в шуточных картинках в домашнем альбоме. Затем он делится рисованной же историей под условным названием «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», Вера останавливает его, но князь не слышит и продолжает. Некогда в доисторические
времена Вере приходит пылкое письмо с целующимися голубками на заголовке
от некоего телеграфиста. Письмо заканчивают инициалы П.П.Ж
. В альбоме гости видят и портрет телеграфиста очень удачно исполненный цветными карандашами
. Князь рассказывает, что Вера показала письмо ему, который тогда был только ее женихом, и чуть не разорвал с ней помолвку. Телеграфист преследует Веру и после свадьбы. История в альбоме приобретает все более фантастические очертания: телеграфист проникает в их дом, переодевается в посудомойку, стрижется в монахи, попадает в сумасшедший дом и, в конце концов, умирает, посылая Вере флакон своих слез.
Вера Николаевна предлагает гостям чаю.
Глава VII
Наступает темный осенний вечер. Сестры любовно ухаживают за старым генералом, Анна вдевает ему в петлицу розы. Запах роз вызывает в памяти Аносова его давний болгарский роман. Он делится им с женщинами, но сестра князя Людмила замечает, что это не любовь, а просто бивуачное приключение армейского офицера
. Она спрашивает генерала, любил ли тот когда-нибудь по-настоящему. Смущенный, он не отвечает, и собирается домой, все отправляются проводить его. Выходя из дома, Вера рассказывает мужу о браслете и просит его прочесть письмо.
Глава VIII
Идя под руку с Верой, генерал жалуется ей на Людмилу, замечая, что, по его мнению, «люди… разучились любить». Женат он был не по любви, их сговорили, очарование быстро прошло. Жена сбежала от него с актером, и у него не осталось к ней ничего, «кроме презрения». Вера возражает ему, что браки счастливые существуют, и ее собственный – тому пример. Однако генерал считает их исключением.
«А где же любовь-то?… ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»
генерал Аносов о любви
Вера рассказывает ему истинную историю «телеграфиста», иронически зарисованную в их домашнем альбоме. Он начал преследовать ее за два года до замужества, и фамилия его ей неизвестна. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж., лишь однажды упомянув, что служит мелким чиновником («телеграфист» — домашняя выдумка). Его письма к Вере были страстными, хоть и вполне «целомудренными». Лишь единожды Вера ответила ему, попросив оставить преследования, после чего он замолчал, изредка поздравляя с праздниками. Вера рассказывает генералу и о гранатовом браслете. Генерал предполагает, что неизвестный может быть маниак
, либо же… ее жизнь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины
.
Все прощаются, муж Анны довозит Веру Николаевну до ее дачи.
Глава IX
Дома княгиня видит, как брат Николай и муж спорят об адресате письма. Николай считает, что необходимо прекратить разом эти преследования. Браслет он зовет чудовищной поповской штучкой
, которую предлагает выбросить или подарить горничной, потому что боится, что «телеграфист» опорочит имя Веры: станет похваляться, будто княгиня Шеина носит подаренный им идиотский браслет
.
«Дело…переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки…»
Глава X
Николай и князь Шеин находят квартиру чиновника Желткова. Им открывает хозяйка. В просто убранной, низкой комнате, они знакомятся с преследователем Веры: это высокий худощавый мужчина лет тридцати пяти с длинными пушистыми, мягкими волосами… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине
. Николай объявляет ему причину визита и возвращает браслет. Чиновник просит прощения, а Николай упрекает его в недостойном поведении. Взывая к его благородству, он призывает Желткова прекратить писать Вере. Желтков перебивает Николая и обращается напрямую к Шеину, говоря, что искренне любит его жену, и лишь смерть способна прервать это чувство. Любые угрозы – бессмысленны, и он готов умереть. Николай вновь предлагает Желткову перестать писать Вере и угрожает воздействием власти, но мужчина вновь прерывает его и просит у князя Шеина позволения сделать Вере телефонный звонок, обещая сообщить ему все слово в слово. Шеин разрешает, вызывая гнев Николая. Василий Львович вступается за несчастного:
«Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь,- чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя»
Василий Львович о любви
Желтков возвращается и обещает не писать Вере больше, кроме одного последнего письма. Шеин позволяет ему. Чиновник сообщает также, что он бежит из города, поскольку растратил казенные деньги
. Вера говорить с ним не хотела, и лично попросила его оставить преследования.
Вечером князь рассказывает жене подробности свидания с чиновником. Вера не удивлена, но, уже ложась спать, печально говорит ему:
«Я знаю, что этот человек убьет себя»
Глава XI
Княгиня читает в газете о самоубийстве чиновника Желткова. Причиной самоубийства чиновник указал растрату казенных денег. Вера спрашивает себя, откуда у нее взялось странное предчувствие и вспоминает слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приносят последнее письмо от Желткова, которое она принимает с нежностью
. Чиновник говорит о бесконечной любви к ней:
«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить…Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое«»
Желтков – Вере
Желтков вспоминает их первую встречу в цирке, когда чувство вспыхнуло в нем, также он приносит Вере извинения по поводу писем и браслета. Он пишет, что уезжает в другой город, и в знак памяти просит ее иногда слушать сонату Бетховена («Апассионату»). Вера плачет и рассказывает о письме мужу. Князь замечает, что Желтков не был сумасшедшим, а просто искренне любил ее.
«Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать…»
Шеин о Желткове
Глава XII
Муж отпускает Веру проститься с Желтковым. Она едет в город и находит его квартиру. Печальная хозяйка-полька тепло отзывается о покойном:
«Если бы вы знали, что это был за чудный человек, пани. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном», — хозяйка о Желткове
Она также сообщает о визите к Желткову двоих (Вера узнает брата и мужа), после чего тот отправил какое-то письмо и застрелился. Браслет он отдал хозяйке с просьбой повесить его на икону Божьей матери. Вера входит в комнату чиновника, где его тело ждет похорон. Он кажется умиротворенным.
«Губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь», — Желтков после смерти
Вера оставляет ему красную розу и целует его в лоб дружеским поцелуем
.
«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее», — Вера о любви Желткова
Перед уходом хозяйка сообщает ей, что покойный однажды сказал, что если в случае его смерти к нему зайдет проститься неизвестная дама, передать ей, что лучшее произведение Бетховена – соната «Апассионата»
Глава XIII
Дома Вера не застает никого, кроме пианистки Женни Рейтер. Ей уже известно о произошедшем. Княгиня просит сыграть что-то, и внутри себя знает, что это будет та самая соната Бетховена. Так и происходит.
«… в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»,
Вера слушает Апассионату
Вера вспоминает строки письма, слушает музыку и плачет. Кажется, звуки сонаты говорят ей:
«Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко»
Вера слушает сонату
Женни заканчивает играть, и плачущая княгиня говорит ей, что все хорошо и он…простил ее
.
«Гранатовый браслет» главные герои
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» имеет реальную подоплёку. Друг писателя Любимов поведал на одном из ужинов рассказ о тайном воздыхателе, писавшем письма его матери. В произведении Куприна действующие лица получили другие имена, а сам сюжет приобрел художественную обработку. Главные герои «Гранатового браслета», описанные реалистично и живо, присутствие скрытых смыслов и романтическая направленность повести — всё это привлекает внимание и заслуживает высокой оценки читателей.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев повести «Гранатовый браслет»
Главные герои
Вера Николаевна Шеина
Главная героиня, княгиня
Жена Василия Львовича. Всячески помогает ему удерживать на плаву их шаткое финансовое положение. Некогда страстная любовь к мужу превратилась в искренние дружеские отношения. Вера не скрывает от мужа письма влюблённого “телеграфиста”. Искренне переживает смерть Желткова, чувствует себя виноватой, сожалея, что настоящая любовь прошла мимо.
Князь Василий Львович Шеин
Губернский предводитель дворянства, муж Веры
Известный человек в губернии, дела его идут не очень успешно, он близок к разорению, но вынужден вести себя соответственно положению. Человек, обладающий чувством юмора, гостеприимный и радушный хозяин. Знает о тайном поклоннике супруги, но, как глубоко порядочный и искренний человек, с пониманием относится к его чувству.
Георгий Степанович Желтков
Поклонник Веры, давно в неё влюблённый
В «Гранатовом браслете» герои поражают своей искренностью и честностью, но среди них есть герой, который вызывает восхищение. Внешне ничем не приметный мелкий служащий однажды увидел княгиню Веру и полюбил. Это чувство сопровождало его всю жизнь. Он не надеялся на взаимность, просто боготворил свой идеал и хотел сделать ей подарок на именины — гранатовый браслет. Чтобы не доставлять неприятностей любимой женщине, замужней даме, он покончил с собой.
Генерал Яков Михайлович Аносов
Пожилой генерал, друг Шеиных
Анализ его поступков говорит, что это справедливый, добрый и честный человек, мудрый и чувствительный старик. Он прожил долгую жизнь, многое испытал, судит о людях объективно. Генерал осуждает моральное разложение общества, превратившего всё святое в бытовую потребность. Он хорошо знает людей, понимает их мысли и поступки. Многие выражения, вложенные автором в уста этого героя, разошлись на цитаты.
Николай Николаевич Мирза – Булат – Туганский
Брат Веры
Служит в должности помощника прокурора. Честный, строгий, серьёзный человек. Реалист до мозга костей, решительный и прагматичный. Для него не существует тонких нюансов человеческих чувств, он далёк от романтики. Его описание последствий истории, которые могут коснуться имени Веры Николаевны, привело Желткова к самоубийству.
Второстепенные персонажи
Анна Николаевна Фриессе
Младшая сестра Веры
Очень привязана к своей сестре, но отличается от неё и внешне, и складом характера. Имеет двух детей от мужа, которого совершенно не любит. Большая любительница пофлиртовать и пококетничать, не выходя за рамки приличия. Жизнерадостная, смешливая молодая женщина, охотница до азартных игр. Вместе с этим искренне верующая, щедрая благотворительница.
Густав Иванович Фриессе
Муж Анны
Обожает свою супругу, его влюблённость вызывает жалость. Полная противоположность своей жене.
Старый полковник, всю жизнь занимается канцелярской работой.
Поручик, считается непревзойдённым танцором и распорядителем балов.
Женни Рейтер
Подруга Веры, известная пианистка
Выполнила просьбу подруги и последнее желание Желткова, исполнив 2 сонату Бетховена.
Повар Шеиных, работает давно, хозяева ему доверяют.
Васючок
Молодой парень, кутила, гость Шеиных
Богатый шалопай, которого приглашают для того, чтобы не заскучали гости.
В таблице приведён список, в котором дана краткая характеристика героев повести «Гранатовый браслет».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Шолпан Искакбаева
14/14
-
Юлия Черняева
14/14
-
Георгий Сомов
14/14
-
Константин Бердичев
14/14
-
Владлена Селезнёва
14/14
-
Zazaika Kamilevna
14/14
-
Наталья Садовская
11/14
-
Настя Мишина
13/14
-
Лиана Магомедова
14/14
-
Наталья Миллер
14/14
Краткий пересказ
В день, когда княгиня Вера Николаевна Шеина праздновала свои именины, ей передали презент от тайного воздыхателя, долгие годы являющегося почитателем ее красоты. В руках дамы оказался золотой браслет, украшенный вставками из редких гранатов темно-бордового цвета. Она отказалась от драгоценного украшения, посчитав, что будет неправильно, если женщина, состоящая в браке, примет подарок от постороннего мужчины.
Ее родной брат, Николай Николаевич, узнал обо всём и немедленно рассказал о случившемся мужу сестры, князю Василию Львовичу. Мужчинам не составило труда найти анонимного отправителя. Им оказался рядовой городской служащий Желтков. Когда-то давно на цирковом представлении его взгляд упал на ложу, где сидела княгиня Вера, и в его сердце поселилась чистая, но, увы, безответная любовь к этой девушке. Единственное, что он мог себе позволить, чтобы выразить свои чувства, — это периодически писать ей письма.
Когда брат Веры и ее супруг, ворвавшись в дом к Желткову, вернули ему гранатовый браслет и в беседе намекнули о возможности обращения к стражам правопорядка с целью, чтобы мужчина прекратил преследовать княгиню, тот попросил разрешение написать прощальную записку своей возлюбленной.
В ней он говорит, что без Веры Николаевны его жизнь лишена всякого смысла. Если она вдруг вспомнит о нем, то пусть послушает ре-мажорную часть «Сонаты № 2» Бетховена. Желтков выражает княгине глубокую благодарность за то, что она была единственным светлым пятном в его жизни. Затем он отнес владелице съемного жилья возвращенное ему украшение с просьбой повесить его на икону Божьей Матери, после чего застрелился, чтобы больше не досаждать Вере. Он покончил с собой из-за любви и ради блага объекта своего обожания, но в предсмертной записке в качестве причины самоубийства указал растрату казенных средств.
Княгиня, услышав трагическую весть о кончине своего поклонника, решает поехать к нему на квартиру, чтобы увидеть лицо человека, который столько лет был в нее безответно влюблен. Вернувшись домой, Вера просит свою знакомую пианистку сыграть бетховенскую сонату, о которой писал Желтков. В финальной сцене героиня наслаждается прекрасной мелодией и плачет, прижавшись к стволу акации, так как к ней приходит понимание, что та любовь, о которой грезят все женщины, обошла ее стороной.
Характеристика центральных персонажей
Александр Иванович Куприн — признанный мастер литературного портрета, о чем свидетельствуют многочисленные хвалебные статьи в Википедии. Его умение прорисовывать характер действующих лиц через их внешность заслуживает отдельного упоминания. Особенно много внимания уделяется описанию героев в «Гранатовом браслете».
Вера Шеина
Ключевая фигура произведения — молодая, царственно спокойная дама с тонким гибким станом и утонченными чертами лица — княгиня Вера Николаевна Шеина. Некоторая холодность, зачастую присущая особам благородных кровей, подчеркивала ее красоту и грациозность. Со своим супругом, князем Василием Львовичем, она познакомилась, еще будучи ребенком. За продолжительный период совместного проживания некогда пылкая любовь к нему переросла в глубокую привязанность и уважительные партнерские отношения.
Княгиня помогала мужу вести хозяйство и, чтобы хоть как-то улучшить их пошатнувшееся финансовое положение, во многом себя ограничивала. Поскольку Вера Николаевна была бездетной, весь свой нереализованный материнский потенциал она вложила в мужа и детей сестры.
Ей не было чуждо сострадание к чужим переживаниям, она искренне жалела человека, который в силу обстоятельств не мог быть с ней вместе. Несмотря на то что Желтков доставлял ей неприятности своими знаками внимания, Вера, само воплощение спокойствия, не гневалась на него. Она чувствовала, с какой трагедией столкнулся Желтков, поэтому с пониманием относилась к своему обожателю.
Господин Желтков
Занимал должность мелкого чиновника в контрольной палате. Куприн специально создает такой образ, чтобы сделать акцент на том, что главный герой является маленьким человеком. Автор даже не раскрывает читателю его имени. В своих любовных письмах к княгине Желтков оставляет лишь загадочные инициалы ГСЖ. Главный герой изображен таким, каким читатель обычно представляет человека невысокого социального статуса:
- долговязый;
- бледнокожий;
- неопрятный.
У него нежные девичьи черты лица, голубые глаза и детский подбородок с ямочкой посредине. На вид ему не больше тридцати лет, испытывает нехватку денег, но тем не менее порядочен и благороден, на что обращает внимание даже муж княгини.
Желтков уже много лет питает теплые чувства к Вере Николаевне, считая ее идеалом женской красоты. По праздникам он отправляет ей письма и не теряет надежды когда-нибудь встретиться с ней в приватной обстановке. Его душа продолжает пылать обжигающим огнем, даже когда он понимает, что его мечте не суждено сбыться. Спокойствием и счастьем своей возлюбленной он дорожит больше всего, и это в конечном счете наводит его на мысль о самоубийстве.
Князь Василий Львович
Василий Шеин — муж княгини, о котором Куприн говорит еще меньше, чем о Вере Николаевне. Автор подробно не описывает ни его внешний облик, ни его поведенческую модель, лишь в самой концовке повести раскрывая лучшие качества персонажа. О князе известно, что он любитель устраивать светские рауты, владеет большим имением и занимается благотворительной деятельностью, как положено людям его величины. Его хозяйство находится в упадке, и он прилагает немалые усилия, чтобы не разориться.
Во время знакомства с Желтковым Шеин узнает о тайной любви молодого человека к его жене, однако же не ставит ему это в укор, как мог бы поступить на его месте любой другой ревнивый супруг. После смерти поклонника Веры он с пониманием относится к ее желанию проститься с этим человеком. Кроме того, Василий не считает Желткова безумным фанатиком, ведь тот на протяжении 8 лет всячески пытался завоевать внимание женщины, принадлежавшей к другому сословию. Это показывает, что он не насмехается над чужими чувствами и способен к эмпатии.
Генерал Аносов
Этот боевой офицер высокого ранга стал другом отца Веры и Анны, когда проходил службу в качестве коменданта крепости. С тех пор прошло много лет. Генерал стал близким другом семьи, по-отечески относился к девочкам.
Отважный, всегда ратующий за справедливость, он никогда не стеснялся взывать к совести, одинаково уважал как дворян, так и бедняков. В своих поступках Аносов руководствовался самыми благородными принципами. Даже сбежавшую от него жену он не бросил на произвол судьбы и выплачивал ей пособие. Своими детьми он так и не обзавелся, отцовские чувства перенес на дочек своего товарища Тугановского. Играл с Верой и Анной и делился с ними жизненным опытом. Впрочем, генерал Аносов становился наставником для всех, кто был младше него и нуждался в моральной поддержке.
Анна Фриессе
Анна Николаевна является полной противоположностью своей старшей сестры. В отличие от характеристики Веры в «Гранатовом браслете», образ этой кокетливой девушки представлен не в самом лучшем свете.
Она живет с влиятельным мужчиной, которого на дух не переносит, но родила ему двоих очаровательных детей. Если Вера не ведает о своей нелюбви к мужу, то Анна не стеснятся открыто говорить о том, что ее чувства давно остыли.
Её характер соткан из противоречий. Она пользовалась невероятной популярностью у представителей сильного пола, однако никогда не переступала тонкую грань, оставаясь верна хоть и не любимому, но мужу. Анна без ума от ярких впечатлений и азартных игр, что не мешает ей быть набожным человеком.
Николай Мирза-Булат-Тугановский
Брат княгини Веры Николаевны и Анны Фриессы, которого зовут Николай, слывет заядлым карьеристом и реалистом до мозга костей. Высокий пост и значительное положение в обществе позволили ему обзавестись влиятельными связями, которыми он регулярно пользуется для достижения своих корыстных целей. Это твердый и прагматичный по своей натуре человек, пытающийся во всем найти для себя выгоду. Для него характеры:
- эмоциональная холодность;
- эгоизм;
- отстраненность.
Будучи убежденным холостяком, отрицательно относится к тем, кто стремится сковать себя узами брака. Инцидент, произошедший в день именин его сестры, вызвал неприятный осадок у Николая Николаевича. Он принимает активное участие в поиске поклонника своей замужней родственницы, так как дорожит репутацией семьи.
Главная тема произведения
Центральная тема повести «Гранатовый браслет» — это, безусловно, безответная любовь маленького человека. На примере бедного госслужащего Желткова Куприн показывает всю силу бескорыстного, искреннего, жертвенного чувства, которым главный герой дорожит, даже глядя в лицо смерти.
Автор сразу же дает понять читателям, что у богатой княгини и простого романтика не может быть совместного будущего: различие в материальном положении, социальном статусе, наконец, замужество Веры — все это создает преграду. В этой безвыходной ситуации проявляется некий романтизм, вложенный Александром Ивановичем в свое произведение.
Гранатовый браслет, подаренный Желтковым Вере, символизирует:
- лебединую верность;
- поклонение красоте.
Несмотря на грустный конец повести, княгиня понимает, что любовь — самое волшебное и прекрасное чувство на земле, которому не страшны никакие ограничения, особенно навязанные обществом.
Повесть «Гранатовый браслет» — это не только бриллиант отечественной литературы, но еще и бессмертная ода настоящей любви.