-
#1
Я раньше над этим не задумывалась. Но тут стала читать дочке книжку про нее, и хотя сказка одна, но в разных книгах лошадь описана по-разному. В одной из них было даже так: «Сивко-бурко, вещий воронко» (правда может это просто опечатка), а в другой говорится «что шерсть у него «одна шерстинка золотая, другая — серебрянная». Так какого же цвета эта лошадь?
-
#2
Lainara написал(а):
Я раньше над этим не задумывалась. Но тут стала читать дочке книжку про нее, и хотя сказка одна, но в разных книгах лошадь описана по-разному. В одной из них было даже так: «Сивко-бурко, вещий воронко» (правда может это просто опечатка), а в другой говорится «что шерсть у него «одна шерстинка золотая, другая — серебрянная». Так какого же цвета эта лошадь?
Неправильно. Там было «вещий каурка» (точнее, даже, «вещая«). Так что, — каурый. Не знаю, что за цвет у этой масти. Понавыдумывали всякого, а нормальным людям теперь хоть словарь с собой таскай…
-
#3
посторонний написал(а):
Lainara написал(а):
Я раньше над этим не задумывалась. Но тут стала читать дочке книжку про нее, и хотя сказка одна, но в разных книгах лошадь описана по-разному. В одной из них было даже так: «Сивко-бурко, вещий воронко» (правда может это просто опечатка), а в другой говорится «что шерсть у него «одна шерстинка золотая, другая — серебрянная». Так какого же цвета эта лошадь?
Неправильно. Там было «вещий каурка» (точнее, даже, «вещая«). Так что, — каурый. Не знаю, что за цвет у этой масти. Понавыдумывали всякого, а нормальным людям теперь хоть словарь с собой таскай…
По Далю, каурый — это
стан рыжеватый, светло-буроватый, хвост и грива такие же или светлее, а ремень потемнее, но не черный
Насчет золотых-серебрянных шерстинок могу предположить, что на это описание вдохновила чалая лошадь со смесью белого и рыжего волоса. Или вообще что-то такое :
-
#4
Yennefer написал(а):
Ну вот, мы уже выяснили, что каурый и бурый — понятия, в принципе, совместимые.
Осталось выяснить, что такое «сивый«? Подходит ли оно каким-нибудь боком к тому же «каурому«? Если да, то получается некий «оттенок» каурого.
Хотя… Если вспомнить, например, русское «гуси-лебеди«, «калинка-малинка» и т.д. то быть может всякое…
-
#5
По тому же Далю:
СИВЫЙ, по цвету: темносизый, серый и седой, темный с сединою, с примесью белесоватого, либо пепельного; говор., о шерсти, масти; сивая лошадь, между чалою и серою(выделение мое — Yen). Не в том сила. что кобыла сива, а в том, что не везет (а в том, чтобы воду возила).
Еще одна мысль… Сивая, бурая, каурая масти — ненарядные, простенькие, свойственные непородным лошадям. Мож, идет своеобразное возвеличение как крестьянских сыновей, так и крестьянских лошадей (типа как в былине про Микулу Селяновича?)
-
#6
Ну, получается примерно то, что вы и показали на картинке
-
#7
Сивая — это и есть серая масть. То есть сивка — бурка — коричневая с примесью белых волос, серо-бурая, рыже-чалая. А каурая, по определению, рыже-саврасая масть. Но, похоже, крестьяне не делали чёткого различия между чалыми и саврасыми. Есть лошадь, у которой смешан рыжий (бурый) волос с белым, а в какой пропорции — неважно, значит — каурый.
-
#8
Ну, если я не ошибаюсь, это была кобыла. И была она трёх мастей одновременно: Сивая, бурая и каурая…
-
#9
Не… Кобылой была его мамаша, а он сам — жеребец.
Кажысь
-
#10
а какая разница в его половой принадлежности?
кстати, можно подумать, кем был(а) сивка бурка
-
#11
так как это сказка, то лошадь тоже должна быть сказочной масти, т.е. нереальной
поэтому там так все и намешано
-
#12
так как это сказка, то лошадь тоже должна быть сказочной масти, т.е. нереальной
поэтому там так все и намешано
-
#13
Я не знаю, какого пола было это животное, но оно было мазохистом. Помните, оно просило его «плеточкой» промеж ушей ударить?
-
#14
Я всегда думала, что сивый — это седой. Может быть седина наводит на мысль о мудрости?
-
#15
Ой, че я прочла! В книжке с анапскими легендами. Вообще там все за уши притянуто, но все равно любопытно:
Сивка или Сиверка (северка) и Бурка или Бурька (буря, борей) — две лошади Сивы, бога зимы и холода: два северо-восточных ветра.
-
#16
lisa написал(а):
Ой, че я прочла! В книжке с анапскими легендами.
Ка-а-а-кими легендами?
А кто такие анапцы?
-
#17
Yennefer написал(а):
Ка-а-а-кими легендами?
А кто такие анапцы?
Это которые живут в Анапе . Черть его знает, какая-то книжка, подруга прислала — мы там с ней отдыхали в юности, и есть легенды про знакомые нам места. Дурацкая на самом деле книжка, они там Горгону (которая Медуза) сводят к «огнь горящий», а Посейдона — к «засевающий дно». И доказывают, что половина греческих легенд и имен имеет славянское происхождение. Но подруга моя в юности увлекалась матлингвистикой и от таких приколов просто балдеет :lol:.
-
#18
Снова поднимаю эту тему.
В КМ №7, 2007 вышла статья Е.Дмитриевой «В жизни как в сказке?», согласно которой до нас дошла только модифицированная версия древней протоиндоевропейской сказки. В изначальной версии было три коня — Сивка, Бурка и Каурка, которые позже слились в единый образ. В качестве указания на это остались масти и еще одно обстоятельство: если вы помните, герой прыгал к царевниному терему 3 раза. Так вот, прыгал он-таки на разных конях последовательно, а победу смог одержать только на Каурке — не зря его называют вещим.
tan написал(а):
Но, похоже, крестьяне не делали чёткого различия между чалыми и саврасыми.
Что неверно. Эти масти выглядят слишком очевидно разными, чтобы их смешивать.
-
#19
Mrs. John написал(а):
прыгал он-таки на разных конях последовательно
Никогда не знала Вера, ты — кладезь премудростей
-
#20
Коняга, кстати, еще и вещая. Думаю, в данном случае это означает мудрая (один из вариантов толкования этого слова), а не умеющая предсказывать будущее. А, может и то, и другое.
Ответы
ЮШ
Юлия Шумакова
Сивка-Бурка вещая Каурка. «КАУРЫЙ «(татарск.)- конская масть: стан рыжеватый, светло-буроватый, впрожелть, хвост и грива такие же или светлее, а ремень потемнее, но не черный. Масти каурая и саврасая свойственны казанкам, малорослым, плотным татарским лошадкам, и близко подходят к соловой и буланой, но эти желтее, а хвост и грива у соловой белее, у буланой чернее. Каурого (да чалого) коня за рекой купи; не упускай. Каурка об. каурый конь. Вещий (вещая) каурка, в сказке, конь-колдун. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! и каурка является. Кауриться, коуриться, тоуриться, морщиться, быть угрюмым, показывать неудовольствие; глядеть исподлобья; упрямиться. Толковый словарь В. Даля» сивка», «бурка»- тоже определение масти.
Юл
Юлия
ивка-бурка — это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Но если с ушами и ноздрями все более-менее понятно, то остается открытым вопрос о масти животного. Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади. Возможно, сказка намекает именно на это — Сивка-бурка воплощает в себе волшебные силы трех коней, принадлежащих соответственно прадеду, деду и отцу Ивана
Anastasia И Hkaled
Лошади редко бывают однотонными, поэтому применительно к ним говорят не о цвете, а о масти — каждой масти соответствуют определенные комбинации окраски тела, гривы, хвоста, головы и ног. «Сивка-Бурка вещая Каурка» — это волшебный конь (вещая) очень сложной масти. Смотрим у Даля:
Сивый — это серый с примесью (вообще считают, что сивый — между серым и чалым, а чалый — это серый, с примесью другой шерсти: буро-чалая,
рыже-чалая, сиво-чалая, вороно-чалая; зовут чалой и одношерстную белохвостую лошадь).
Бурка — это ясно, бурая масть.
Каурая лошадь — корпус рыжеватый, светло-буроватый, впрожелть, хвост и грива такие же или светлее, а ремень (спина) потемнее, но не черный.
Вот и попробуйте его нарисовать.
Елена Булава-Лада
Лошади редко бывают однотонными, поэтому применительно к ним говорят не о цвете, а о масти — каждой масти соответствуют определенные комбинации окраски тела, гривы, хвоста, головы и ног. «Сивка-Бурка вещая Каурка» — это волшебный конь (вещая) очень сложной масти. Смотрим у Даля:
Сивый — это серый с примесью (вообще считают, что сивый — между серым и чалым, а чалый — это серый, с примесью другой шерсти: буро-чалая,
рыже-чалая, сиво-чалая, вороно-чалая; зовут чалой и одношерстную белохвостую лошадь) .
Бурка — это ясно, бурая масть.
Каурая лошадь — корпус рыжеватый, светло-буроватый, впрожелть, хвост и грива такие же или светлее, а ремень (спина) потемнее, но не черный.
очень понравилось слово » впрожелть » но вообще- то спрашивали- то о породе …
////
а я считаю , что есть у него порода
Ма
Мария
Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади. Возможно, сказка намекает именно на это — Сивка-бурка воплощает в себе волшебные силы трех коней, принадлежащих соответственно прадеду, деду и отцу Ивана. В одном из вариантов сказки коней этих мастей получает каждый из братьев, но со старших — при неудачных попытках допрыгнуть до терема с царевной — снимают головы, и только Ивану на каурой(рыжей) лошади удается поцеловать царевну.
Елена Кондратюк
У наших предков конь – символ в царство мертвых. Сивка-бурка значит родовой конь, и сила его от предков того, кому этот конь завещан.
Сивка-сивый (серый) цвет
Бурка — темно-рыжий
Каурка — светло-каштановый
Три краса – намек на помощь прадеда, деда и отца.
Марина Марсикова
У наших предков конь – символ в царство мертвых. Сивка-бурка значит
родовой конь, и сила его от предков того, кому этот конь завещан.
Сивка-сивый (серый) цвет
Бурка — темно-рыжий
Каурка — светло-каштановый
Три краса – намек на помощь прадеда, деда и отца.
Св
Светик
У наших предков конь – символ в царство мертвых. Сивка-бурка значит родовой конь, и сила его от предков того, кому этот конь завещан.Сивка-сивый (серый) цветБурка — темно-рыжийКаурка — светло-каштановыйТри краса – намек на помощь прадеда, деда и отца.
Сергей
Арабской. Как обещал!!! На моем сайте: рыбачий=хутор.рф (http://xn—-7sbc3af5aigqjvu3c.xn--p1ai/forum/index.php) появилась новая страничка. «Плохое настроение?». Пишите!!! Поможем чем можем! С Вас анекдоты и все что может поднять людям настроение. Жду Вас!!!
Ak
Aksukdima
Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной как лист перед травой!
— Вы бы, Иван, поконкретней выражались, как встать, где встать, а то у нас у лошадей ассоциативный ряд послабее будет.
Анатолий Великотский
«Сивка-Бурка вещая Каурка» — это волшебный конь (вещая) очень сложной масти. СИВЫЙ — , по цвету: темносизый, серый и седой, темный с сединою, с примесью белесоватого, либо пепельного;
АБ
Алексей Большев
Сивка Бурка, не иначе, был вовсе не конем, а, я думаю, метисом осла и лошади, т.е либо мулом, либо, лошаком, по крайней мере, такие мысли навеяли иллюстрации к сказке и мультфильм
ОК
Ольга Кузнецова
мезенской породы, она складывалась из датских, голландских, остзейских пород, но самое горячее участие в формировании породы приняла суровая полярная природа.
АЕ
Алена Евлаш
это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Сивка, то есть сивый, белый. Может, орловская рысистая порода.)))
Татьяна Малыхина
Вещий каурка в сказке — Каурый — «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище…
Андрей Подобед
Есть породы- орловский рысак, ахалтекинская, камаргская и т.д.
Сергей.
Вещий каурка в сказке — Каурый — «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, …
АС
Александр Сахно
Муж приходит домой!Жена пьяная в хлам сидит пьет мартини.Муж ты что один на один мартиниш!!!!!!!!!Дорогой у нас сегодня по скайпу девишник..
Игорь Сеитов
Я бы вопрос задал по-друому. Почему этот конь поменял пол? В старой книге он Сивко-Бурко Вещий Коурко, а теперь Сивка-Бурка Вещая Коурка?
МП
Максим Пальцев
Серо-бурый. А, что не понятно из имени? Он сивый (серый) и бурый (темно коричневый ближе к красномы) Лошади бывают и пятнистыми, если что
Елена
Порода- не знаю, какая, а масть -сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий.
«Сивка-Бурка, вещая каурка»: что означают эти слова?
Автор:
15 декабря 2021 10:57
Уверены, для многих детей эта фраза про Сивку-Бурку абсолютно непонятна. Что за Сивка? Что за Бурка, а уж про каурку и вовсе не догадаешься. Тем не менее, это не просто присказка в стиле «шашлык-машлык», а слова, имеющие реальный смысл.
Источник:
Большая часть россиян росла на старых-добрых сказках про репку, Иванушка-дурачка и Колобка. А еще многие любили поучительную историю про «Сивку-Бурку» — сказочного коня, который за свободу обещал служить Ивану. И слово сдержал.
Источник:
И все в этой сказке было ясно и понятно, вот только присказка, которой Иван призывал коня к себе для многих оставалась загадкой. «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — говорил Иванушка, и тотчас к нему являлся красавец-конь. Что означала кличка коня, и что такое «каурка», о которой упоминалось в сказке?
Источник:
На самом деле, фразеологизм исполнен смысла. Так, кличку коню часто давали по его масти. В данном случае «Сивка-Бурка» — конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная», т.е. сивый (сизый, стальной, серебряный) и бурый одновременно. Вообще, такая масть редко встречается у реальных лошадей, и в сказочном образе она свидетельствует о двойственности двух начал: живого и потустороннего. Иными словами, сказочного персонажа, наделенного чудодейственными свойствами.
Источник:
А вот слово «каурка» может иметь несколько значений. «Каурый» — тоже масть лошадей, светло-гнедая, коричневая, шоколадная. Однако некоторые филологи полагают, что в данном конкретном случае, кауркой называли караульного коня, сторожа. Если вспомнить другую сказку про Конька-горбунка, то там тоже караулили посевы только не от того, что пшеницу кто-то ел, а от Жар-птицы, которая в русских сказках и поверьях была символом пожаров, огня — как раз той самой напасти, которой крестьяне боялись больше остальных невзгод. Съел пожар посевы — жди голода.
Потому и выходили в ночной дозор, чтобы уберечь будущий урожай от посягательств и воришек, и огня. Вещая караулка или каурка – сторожевой конь, образ охранителя посевов, дух зерна у славян.
Источник:
Вообще, лошадям в русских народных сказках и преданиях отведено довольно значительное место. Это не просто ездовое и боевое животное, которое помогает в поле и в битве, — образ коня гораздо шире и многограннее.
Известный советский ученый-фольклорист В.Пропп выделял несколько типов коней в сказках:
1. Крылатый конь, конь-птица. Не просто лошадь, наделенная умением летать, но и прообраз проводника в мир иной.
Источник:
2. Замогильный конь. Часто в сказках и поверьях отец передает в руки сыну белого или сивого (стального) коня. Если бурая лошадь была рабочей, вороная символизировала недобрые силы, то белая была символом мудрости. Передавая ее своему потомку, отец одновременно наделял его силой рода, памятью поколений. Так, Иван, будучи дурачком в жизни, получает мудрость, накопленную своими предками.
Источник:
3. Выкармливание коня. Если вспомнить, то во многих сказках главный герой (чаще всего Иван), водит коня в поле или на пастбище: «Стал Иван водить свою лошадь каждое утро и каждый вечер в зеленые луга на пастбище, и вот как прошло 12 зорь утренних да 12 зорь вечерних — сделалась его лошадь такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать, и такая разумная, что только Иван на уме помыслит, а она уже ведает» .
Образ выкармливаемого коня — типичный для сказки, в которой животное набирается не только силы физической, но и обретает постепенно волшебные свойства. После того как лошадь приручается, привыкает к хозяину, она в полной мере начинает демонстрировать свои чудесные умения: говорит, летает как птица, помогает человеку в его подвигах.
Источник:
4. Отвергнутый и обменный конь.
Это своего рода продолжение темы поминания мёртвых. Так, если коня дарит живой отец — животное не имеет волшебной силы в противовес замогильному коню. Тот, как раз обладает чудесными способностями.
Кстати, вспоминая сказки, во многих из них, Баба-Яга требует сменить коня, как и посетить ее избушку. Все эти действия иносказательны. Смена коня после посещения избушки — своего рода ритуал, когда человек обретает силу и волшебные умения после общения с духами предков (посещая кладбище — в сказках — изба Бабы Яги).
Источник:
5. Конь из подвала, пещеры, погреба.
«Как нет у твоего батюшки доброго коня? — Есть добрый конь, заперт за тремя дверьми, третьи двери уж копытом пробивает»
«На этой горе стоял дуб вершков двадцать толщины, а под этим дубом стоял склеп. В этом склепе за дверьми два жеребца стояли»
Еще один конь, который добывается героем сказки самостоятельно, а не передается по наследству. Чтобы его заполучить, приходится попотеть. Преодолевая препятствия, борясь со страхами, ленью и другими привычками, герой получает, наконец, мудрость предков и, благодаря этому, удачу в делах.
Так что все эти лошадки в сказках — нечто больше, чем тягловая сила и соратник по бою.
Источник:
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
Стихия: огонь
Подкласс: потусторонний
Происхождение: Древняя Русь
Место обитания: заливные луга, потусторонний мир
Этимология названия: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий
Описание: Сивка-бурка, вещая каурка – каноничный персонаж-помошник в русских народных волшебных сказках.
Перед смертью отец завещает своим сыновьям три ночи сторожить свою могилу, но наказ отца исполняет только младший сын Иван-дурак. За это в награду он получает волшебного коня: «Сивка-бурка, вещая каурка».
Три масти
У славян (как, впрочем, и у многих других народов) конь считался проводником в царство мертвых, поэтому был основным жертвенным животным на похоронах. Получается, что умерший отец Ивана дарит ему не просто какого-то коня, а того, который в свое время служил ему, а также его деду и прадеду (умирая и возрождаясь). То есть Сивка-бурка — это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Но если с ушами и ноздрями все более-менее понятно, то остается открытым вопрос о масти животного. Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади. Возможно, сказка намекает именно на это — Сивка-бурка воплощает в себе волшебные силы трех коней, принадлежащих соответственно прадеду, деду и отцу Ивана. В одном из вариантов сказки коней этих мастей получает каждый из братьев, но со старших — при неудачных попытках допрыгнуть до терема с царевной — снимают головы, и только Ивану на каурой(рыжей) лошади удается поцеловать царевну. Сохранились и сказки, в которых прямо говорится, что отец первоначально предназначал старшему брату сивого коня, среднему бурого, а младшему — каурого. Но старшие братья не пришли на могилу, пренебрегли своим наследством, и оно всё целиком досталось младшему. При этом интересно, что конь, изначально предназначенный младшему, несравненно лучше. Ведь вещая – значит чудесная, способная предугадывать будущее. Это проясняет смысл необходимости именно трёх прыжков вверх при брачных испытаниях. Белый и коричневый конь не в состоянии допрыгнуть до верха башни, где находится царевна. И только красный конь решает задачу.
Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»
Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит — земля дрожит!»
В славянской мифологии
Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью – царством людей. Ну о Яви и Нави мы узнаем, когда отправимся за тридевять земель, в тридесятое царство, а по пути познакомимся с Бабой-Ягой и ее знаменитой избушкой. Что же касается истории возникновения чудесного коня, то в одной старинной славянской легенде говорится о кобыльей голове — без ног, без хвоста — живущей в избушке посреди темного леса и дарующей Долю или Недолю тем, кто попадет к ней. Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану.
На русских иконах конь почти всегда или совершенно белый или огненно-красный. Красный цвет — это цвет пламени, он говорит нам об огненной природе коня.
В славянской мифологии белый цвет — это цвет потусторонних существ, цвет существ, потерявших телесность. Поэтому и привидения в мифах и легендах представляются белыми. Таким является и конь, и не случайно он иногда назван невидимым: «В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей двенадцать жеребят». Другая сказка — «..а у его подарена царя-Невидима лошадь-невидимка». Или такие выражения — «что ни шерстинка, то серебринка», «не можно его в глаза видеть, не только что на нем ездить». Везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Кстати, интересно, что древние греки приносили в жертву только белых лошадей. В Библейском Апокалипсисе Cмерть едет верхом на «бледном коне» (а на белом коне едет Мор (Чума) — прим. berdandi, связано скорее всего с тем, что лошади-альбиносы рождаются мертвыми). А в германских народных легендах смерть является верхом на тощей белой кляче.
В свете индо-европейских теорий:
В.Я.Пропп, крупнейший исследователь славянского фольклора, показал, что среди распространённых тем волшебной сказки — героический период в жизни первобытного человека, его юность — от инициации (то есть посвящения во взрослые) до свадьбы.
Инициация в первобытном обществе была очень сложной процедурой, в которой юноша доказывал свое право стать полноправным членом общества. Он проходил многочисленные испытания, главным образом — на мужество и выносливость. В сказках о трёх братьях старшие братья не могут вынести испытания — стражи на могиле или в саду, они трусят либо засыпают в самый ответственный момент (а одним из испытаний посвящаемого, как показал В.Я.Пропп, было требование очень долго обходиться без сна).
Когда же испытания были пройдены, вплоть до женитьбы юноши находились вне общины и не занимались хозяйством. Их основным делом была оборона племенных границ, а побочным — охота и «разбой», то есть набеги на соседние племена.
Словом, юноши после посвящения образовывали первый возрастной класс племенного общества. Деление на группы по возрасту существовало у всех первобытных народов. Иногда число таких групп было весьма велико. Но в большинстве случаев преобладало деление на три основных возрастных класса, соответствующих главным социальным функциям: 1) юноши-воины, 2) зрелые мужи, домохозяева, производители материальных благ и 3) старики, основными занятиями которых били отправление культа и регулирование отношений между членами племени. В развитом первобытном обществе каждый мужчина последовательно проходил все эти три ступени, с каждой ступенью повышая свой социальный статус.
С течением времени внутри индоевропейских племён началась специализация отдельных групп населения на одном из трёх основных занятий. Некоторые роды стали давать прежде всего жрецов. Члены их, независимо от возраста, считались стариками, и символом этих ролов была седина — белый цвет. Другие роды, а иногда и целые племена (в особенности те, что жили на окраинах этнического массива или племенного союза и первыми отражали удары противника или сами атаковали его) полностью или почти полностью бросали производительный труд и специализировались на войне. Их символом стал красный цвет (огня и крови), и соответствующие им мифологические герои обычно рыжеволосы и краснолицы. Члены этой группы считались вечными юношами, хотя теперь они могли обзаводиться семьями. Основная же масса населения выступала на войну только в исключительных случаях, зато кормила две другие группы. В глазах общества эти производители материальных благ представлялись вечнозрелыми мужами. Присвоенные им цвета (у разных племён они варьировались) соответствовали цвету земли чёрный, коричневый или воды (синий). Так из возрастных классов постепенно возникли варны: Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы).
Получив всех трёх коней, младший сын-воин сосредоточивает в своих руках как бы всё наследство отца-первопредка (три коня сливаются в одного — «Сивку-Бурку, вещую Каурку») и получает таким образом моральное право на власть над обществом: младшая варна становится самой старшей, и устанавливается новая иерархия варн — воин, жрец, труженик.
Источник: http://berdandi.livejournal.com/86118.html
Множество поколений выросло на сказке про «Сивку-Бурку, вещую каурку», но можем ли мы сегодня уверенно сказать — кто это такой? Разбираемся в этой, как оказалось, не совсем детской истории.
Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, как избавиться от мыслей в голове, которые портят жизнь. Увидишь, как помочь себе при стрессе, тревоге и беспокойстве. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Найдешь путь к душевному спокойствию.
О чем сказка?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
На бумаге сказка впервые увидела свет в середине XVIII века. О ней решил поведать известный собиратель фольклора — Александра Николаевич Афанасьев. Исследователь культуры выпустил несколько версий оригинального сюжета и опубликовал произведение в своем сборнике «Народные русские сказки» (1855–1863 года).
Было у отца три сына — так начинается история. Перед смертью отец попросил приходить на его могилку следующие три дня. Но только младший, Иван-дурак, исполнил наказ. Поэтому отец передал ему заклинание, которое помогало вызывать волшебного коня. Благодаря помощи Сивки-Бурки Иван смог преодолеть множество трудностей и, в конце концов, жениться на царевне.
Почему у коня такое странное имя?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Все просто: это окрас коня. Он стал результатом смешивания трёх мастей, чего не бывает в реальной жизни.
- Сивый — это означает «серый» или «седой»;
- Бурый — о нем говорится как о «черном цвете с красноватым отливом»;
- Каурый — это «светло-каштановый и рыжеватый без видимых пятен».
Объединение этих трёх мастей означало, что лошадь была беспородной. Поэтому называя так животное, герой выражал свое пренебрежение к коню.
Но зачем Ивану нужно было «оскорблять» своего верного помощника? Существовало поверье, что хороших коней нужно специально ругать, ведь только так можно избежать зависти и сглаза.
Ведутся споры и насчёт рода сказочного животного. Ведь конь мужского рода, а к Сивке-Бурке обращаются в женском роде. Как оказалось, «вещий» согласуется с существительным «каурка», а оно общего рода.
Причем тут «Лист перед травой»?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Существует несколько мнений и версий. В фразеологическом словаре русского литературного языка выражение трактуют так: «явиться сразу или очень быстро».
Но само словосочетание «лист перед травой» кажется бессмыслицей. В книге Вадима Храппа «Происхождение слов и выражений» говорится о том, что это часть древнего языческого заговора. Трава предстает безусловной магической силой, которая может без труда заставить листик задрожать перед своим могуществом.
Конь — призрак?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Древние славяне считали коня священным животным и видели в нем символ смерти и воскрешения солнечного божества. Конь был верным спутником Перуна, Ярила, Даждьбога, Святовита. Часто животное приносили в жертву на позорищах, ведь славяне были уверены, что лошадь является ещё и проводником в загробный мир.
Вот почему Сивка-Бурка воплощает в себе сразу три масти. В древних поверьях символическую роль играл именно окрас — якобы он менялся на протяжении дня. Утренняя заря ведет сидящих белых коней, днём они приобретают солнечный рыжий оттенок, а к вечеру заря уносит их с небосвода серым (сивым) цветом.
Конь из народной сказки был тотемным животным семьи Ивана, поэтому при помощи магического заклинания он мог явиться из царства мертвых. Дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу трёх членов семьи — прадеда, деда и отца. У каждого из них при жизни был конь своего цвета и они пришли как вестники с того света.
Конь был проводником солнца?
На севере России летнее солнце называли — Буркой, а вот зимнее — Сивкой. То есть сказочный конь имел ещё и силу языческих богов, что защищали нашу землю от напастей.
Белый цвет был символом набирающего силу солнца, поэтому Ярила предстает в образе красивого парня на белом коне. Этот образ почитали крестьяне, ведь сулил плодородие, удачу и оберегал дом.
Читать народные сказки вместе с детьми — это не скучная родительская обязанность. В известной каждому русскому ребенку истории о приключениях Ивана-дурака, оказывается, скрываются представления наших предков о потусторонних силах и о связи между мертвыми и живыми. И с помощью этих сюжетов и образов мы можем рассуждать вместе с детьми даже о самых сложных и глубоких вещах.