Происхождение
вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность
сказок о животных. Поэтика и стиль: типы
композиции, контаминация, ирония, диалог,
игровые припевы. Особенности сказок о
животных как явления детского фольклора.
Сказки
о животных составляют около 10% известного
науке русского сказочного репертуара.
Главными действующими лицами в них
являются дикие или домашние животные,
птицы, рыбы, насекомые, иногда растения
и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном
к третьему тому народных русских сказок
А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп
сказок этого вида:
1)
Сказки о диких животных («Лиса и волк»,
«Лиса-повитуха», «Лиса и журавль»,
«Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев»,
«Звери в яме» и др.)
2)
Сказки о диких и домашних животных
(«Волк в гостях у собаки», «Кот на
воеводстве», «Волк и семеро козлят»,
«Кот, лиса и петух»).
3)
Сказки о человеке и диких животных
(«Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль
забывается», «Медведь – липовая нога»,
«Скалочку – на гусочку»).
4)
Сказки о домашних животных («Коза
лупленая», «Коза с орехами»).
5)
Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и
цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и
бобовое зернышко»).
6)
Сказки о прочих животных, растениях и
др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и
лапоть», «Теремок», «Война грибов»).
Специфика
вымысла этих сказок проявляется в том,
что животные думают и говорят. Это очень
древние сказки, возникшие в те времена,
когда человек обожествлял и одухотворял
природу, наделяя ее человеческими
способностями. На ранней стадии это не
были сказки в том виде, в каком они дошли
до нас, а были рассказы мифологического
характера, связанные с почитанием
тотемного зверя, родоначальника и
покровителя рода. Эти рассказы имели
магическое значение. Они давали советы,
учили людей, как надо относиться к
тотемному зверю, рассказывали об
отношениях между собой животных и
человека. Смысл этих рассказов состоял,
прежде всего, в передаче молодым людям
жизненного опыта и знаний о животном
мире. Позже, с развитием художественного
мышления, такие рассказы превратились
в сказки.
Постепенно
человек научился не только охотиться
на диких животных, но и приручать их, и
его сознание освободилось от обожествления
животных. В сказки входят сюжеты о победе
человека над животными. Наблюдения
человека над повадками животных наводили
его на мысль, что они могут общаться
друг с другом, передавать сигнал об
опасности, сведения о наличии корма,
опыт и т.д. Человек наделял животных
собственными способностями и качествами.
В сказках животные говорят и ведут себя,
как люди.
С
отмиранием культа животных в сказку
стало входить ироническое изображение
их смешных повадок. Мир животных в
сказках стал восприниматься как
иносказательное изображение человеческого
мира. В классовом обществе животные
стали олицетворять реальных носителей
тех нравов, которые осуждались народом.
Сказка превратилась в сатиру. По существу,
сказки о животных – это иносказания, в
них под звериными личинами- масками
представлены люди. Цель сказки о животных
– раскрытие человеческого характера,
человеческой психологии. Все герои
сказок о животных четко разделены на
положительных и отрицательных. Это
делает сказки более простыми для
понимания хорошего и простого, добра и
зла. Образы животных стали средством
морального поучения, а позже – социальной
сатиры. В сказках о животных осуждаются
человеческие пороки: глупость, лень,
хитрость, жадность, обман в целях наживы,
угнетение слабых. И вместе с тем
человеческие черты в сказках никогда
полностью не вытесняют свойств животного.
То,
что сказкам этого типа исторически
предшествовали рассказы о почитаемых
животных, привело к верному и точному
воспроизведению некоторых естественных
черт в поведении зверей. Сказочная лиса,
как и настоящая, любит полакомиться
рыбкой и тетеревом, она живет в норе.
Кот, поедая принесенное мясо, рвет его
когтями и урчит. В сказке тонко и умело
сочетается изображение истинных повадок
зверей с передачей аллегорического
изображения характера человека. В своих
персонажах сказка объединяет звериные
и человеческие свойства, переосмысливает
жизнь зверей как человеческую, незаметно,
с большим искусством переводит изображение
лесной жизни в аллегорическое изображение
жизни человеческой. В этом состоит
эстетическое своеобразие сказок о
животных.
Сказки
о животных давно ушли из обихода взрослых
людей, они обычно рассказываются детям,
и эта особенность бытования в детской
среде повлияла на их идейно-художественное
своеобразие. Возможно, когда-то сказки
о животных содержали глубокие идеи,
мысли, но со временем особенность детской
аудитории потребовала упрощения идеи,
низведения ее до немудреной морали, ибо
жизненный материал нужно быть подать
так ясно и просто, чтобы он легко
усваивался ребенком. Основной смысловой
аспект сказок о животных – моральный.
Дети учатся понимать, что хорошо, что
плохо. Чаще всего прославляется
товарищество, благодаря которому слабые
животные побеждают злых и сильных.
Победа слабых приносит детям моральное
удовлетворение.
Показывая
и объясняя, сказки учат, наставляют,
воспитывают ребенка, но поучение облечено
в такую совершенную художественную
форму, так тонко действует на психику,
эмоции, что позволяет вместе с занимательным
сюжетом усвоить и назидание. В то время,
когда взрослые уходили на целый день,
на покос или другие сезонные работы,
дети в деревне часто оставались одни.
Уговоры матери никуда не уходить из
дома вряд ли могли подействовать на
ребенка так, как сам собой напрашивающийся
вывод в сказке «Кот, петух и лиса».
Петушок не послушался котика-братика,
высунулся в окошко, попал в лапы хитрой
лисы, и она унесла его в свою нору.
Но
ситуации, в которые попадают сказочные
персонажи, – не главное. Они нужны лишь
для того, чтобы полнее выявить характер
героев, их взаимоотношения в критический
для них момент. Сказки о животных,
исполняемые взрослыми для детей, должны
были научить их правильно ориентироваться
в людях, понимать человеческие характеры
и узнавать опасность в поведении внешне
добрых людей. Поэтому в сказках о животных
наиболее разработаны характеры
персонажей. Если в волшебных сказках
все звери выполняют одинаковую функцию,
выступая в роли помощника героя, то в
сказках о животных каждый из образов
получает индивидуальную разработку
характера.
Показательно,
что главное действующее лицо многих
сказок – лиса. Русский народ всегда
считал, что хитрость – самое опасное
качество человека. Пословица говорит:
«Не бойся той, которая кричит, а бойся
той, которая молчит», предупреждает: «С
языка – медовый, а с нутра – ядовый
(ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках
о животных встречаем лису. Ее образ
раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись
мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете
«лиса-повитуха» она съедает масло или
мед, притворившись, будто ее зовут на
родины или крестины. В сюжете «за скалочку
– гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую
скалочку требует у хозяев, в доме которых
она ночевала, гусочку, за гусочку овечку
и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата»
лиса, попросившись на ночлег, обманом
выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она
всегда предстает в сказках как существо
хитрое, жадное, мстительное, коварное,
беспредельно лживое, расчетливое и
жестокое. На ее совести много проделок
и проказ. Она не только играет на слабых
струнках своих недругов, но и, пользуясь
доверчивостью своих друзей, нещадно их
обманывает ради любой корысти или просто
из коварства. Во всех сказках она всегда
выступает как притворщица, воровка. За
это она наказывается, терпит неудачу,
несмотря на все свои хитрости.
Волк
действует в сюжетах «волк у проруби»,
«волк выманивает у старика разных
животных, внучку и старуху», «волк и
козел», «волк и свинья с поросятами»,
«волк и семеро козлят». В сказках он
всегда изображается глупым, жадным, а
иногда наглым. Он все время попадает
впросак. Его обманывает не только хитрая
лиса, но и другие животные – свинья,
лошадь, овца, которых он хочет съесть.
Главное его качество в сказках –
беспредельная глупость. Вот старый
одряхлевший волк надумал съесть козла.
Тот согласился, а чтобы волку было
удобней, велел ему встать под горой и
разинуть пасть шире. Козел прыгает и
убивает волка. Как видим, сказка допускает
отклонение от реальных представлений
человека о характере того или иного
зверя. Охотники знают, что волк хитрый
и опасный зверь, в жизни он вовсе не так
глуп, каким обычно изображается в сказке.
Медведь
в реальной жизни очень ловкий, сильный
и неустрашимый зверь. В сказке он также
предстает как самый сильный зверь в
лесу. Но он глуп, потому что располагает
силой и властью – качествами, при которых
ум ни к чему. К тому же в сказках он
неуклюж, давит все, что попадет ему под
ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть
и неповоротливость переносятся на
характер и определяют манеру его
поведения.
Из
других зверей в сказках популярен заяц
– трусливый, безобидный и всеми обижаемый.
Из домашних животных часто встречаются
кот, баран, пес, наиболее популярен
петушок. Он беззаботен, легковерен,
поддается на лесть и обман, поэтому
попадает в трудное положение, а в
некоторых сказках гибнет. Как видим, в
этих сказках нет мифологических или
фантастических животных: ни многоголового
змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это
реальные домашние и дикие животные.
По
сравнению с другими типами сказок,
сказки о животных обычно невелики по
размеру, у них очень устойчивый и простой
сюжет, который построен таким образом,
чтобы с предельной полнотой в коротком
эпизоде передать характер и взаимоотношения
персонажей. Сюжет некоторых сказок
имеет краткую экспозицию. Например, в
сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была
коза, сделала себе в лесу избушку и
нарожала деток. Часто уходила коза в
бор искать корму; как только уйдет,
козлятки запрут за нею избушку, а сами
никуда не выходят. Воротится коза,
постучится в дверь и запоет: «Козлятушки,
детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И
козлятки отпирают дверь». Экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую
развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету.
Однако уже в ней содержится вымысел:
коза и ее дети обладают человеческими
качествами.
Большинство
сказок о животных начинается сразу с
завязки. Например, в сказке «Мужик,
медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву,
пришел к нему медведь и говорит ему:
«Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет
слушателя необычной ситуацией, приковывает
внимание к ней. За завязкой следует
развитие сюжета. Однако сюжет в сказках
о животных не получил значительного
развития, он очень прост. Часто встречаются
одноэпизодные сказки: животные встречаются
с человеком или друг с другом.
Многократность
встреч – другой распространенный тип
развития сюжета. Животные последовательно
встречаются друг с другом или с человеком.
Последняя встреча с внешне безобидным,
но на самом деле смелым или коварным
животным завершает сюжетный конфликт.
Так, в сказке «Колобок» одноименный
герой благополучно уходит от дедушки
и бабушки, зайца, медведя и волка, но
попадает на зубы «ласковой» лисе. В
сказках такого типа часто варьируется
один и тот же повторяемый мотив в
прозаической или стихотворно-песенной
форме. Например, Колобок в своей хвастливой
песенке перечисляет новые «победы»,
подготавливая неожиданную развязку.
Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках
«Коза и семеро козлят», «Медведь на
липовой ноге», «Коза лупленая» и др.
Прием
встреч дает возможность свести в сюжете
любых животных, показать их качества.
В небольшом эпизоде обыгрываются
основные черты персонажей: хитрость
лисицы, глупость волка, простодушие
петушка, беззащитность зайца и т.д.
Разновидностью одноэпизодной сказки
является сказка-диалог, построенная на
разговоре двух персонажей («Лиса и
тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»).
Сказка «Лиса и тетерев» вся построена
на диалоге, в котором через разговор
двух персонажей предельно обнажена их
суть. Речь лисы льстива. Она пытается
обмануть и сманить с дерева тетерева,
завораживает его хитрыми убаюкивающими
словами, выжидает момент, чтобы схватить
его. Внешняя простоватость и невозмутимость
тетерева переданы в его бормотании, он
повторяет сказанное лисой, добавляя
звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь.
Но вместе с тем тетерев не так прост,
как кажется. Он и сам не прочь обмануть
лису и поставить ее перед опасностью
встречи с собакой.
Часто
две или несколько одноэпизодных сказок
об одном персонаже, на одну тему, например,
о хитрости лисы, контаминируются, т.е.
соединяются, образуя целостный сюжет.
Так, постоянно контаминируются
самостоятельные одноэпизодные сюжеты
«Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у
проруби», «Битый небитого везет».
Особой
формой композиции, очень характерной
для сказок о животных, является
кумулятивное построение действия. Это
последовательное, как бы цепочное
соединение одинаковых эпизодов, в
котором каждый последующий элемент
значительнее предыдущего, например, в
популярной сказке «Теремок». В теремке
поочередно поселяются мышка, лягушка,
комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод,
появление медведя, предваряет развязку.
Медведь разрушает теремок – звери
разбегаются. Такое построение содействует
более легкому пониманию и запоминанию
сказок. К этому типу относится сказка
«Коза с орехами». Коза пошла за орехами
и не вернулась домой. Козёл посылает за
ней волков, волки отказываются, на волков
посылают людей, на людей медведей, на
медведей обух и т.д., до тех пор, пока
кто-нибудь не согласится исполнить
просьбу. Тогда «гуси пошли червей
клевать, черви пошли обух точить. Обух
пошел быков валить, быки пошли воду
пить» и т.д. В результате коза вернулась
домой с орехами.
Обстановка,
в которой происходит действие сказок
о животных, будничная и хорошо знакома
слушателям, поэтому не требует особого
описания. Сказочные персонажи тоже
знакомы и обыденны. Для их изображения
не требуется красочного описания, ибо
подробно в фольклоре описывается лишь
необычное, незнакомое. Эмоциональная
оценка сказочных персонажей достигается
следующими выразительными средствами.
Звери называются по имени-отчеству: кот
– Котофей Иванович, лиса – Лизавета
Ивановна, медведь – Михайло Потапыч,
что создает пародийный оттенок в их
изображении. Используются эпитеты,
подчеркивающие присущие животным
свойства, оттеняющие их характеристику:
лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток,
серенький лобок, котишка-мурлышка,
мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха,
блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки
тоненькие, сам легонький, медведь –
лесной гнет, волк-дурень, серый дурак,
лиса – на поле краса, премудрая княгиня,
кумушка, лисица – масляная губица,
слепень-жигун. Постоянные эпитеты также
служат характеристике персонажей: волк
серый, медведь косолапый, лиса рыжая,
заяц косой, кот – шкодливый, щука
зубастая. Для характеристики персонажей
используется их речь. Важно в сказке не
только то, о чем говорят звери, но и то,
как они говорят. Речь лисы вкрадчива,
колобка – хвастлива.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
01.05.20155.99 Mб21Учебник по истории Фортунатов.docx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Особенности чтения сказок о животных
Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили свое магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения. Само по себе название – «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям, как бы желая воспроизвести им случай, свидетелем которого он был сам или который хорошо знает. Естественный, задушевный тон – одно из главных условий чтения сказки. Необходимость соблюдения этого условия диктуется текстом, в котором часто содержится прямое содержание к слушателям.
Сказки о животных обычно невелики по объему, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.
Как правило, сказки о животныхстроятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум глупости и т. д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы, замедлением темпа, паузами (более длительными, чтобы заострить на них внимание детей.
Как правило, сказки о животныхстроятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум – глупости и т. д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы, замедлением темпа, паузами (более длительными, чтобы заострить на них внимание детей.
Подчеркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает ее более понятной для детей и подводит их к верному восприятию вывода, который обычно следует за противопоставлением. Герои в сказках о животных – обычные люди, и хорошо знакомые детям животные,наделенные типическими чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и т. д. Герои сказок рисуются прямолинейно, развитие характеров, эволюция образов, как правило, отсутствуют. Сказочные герои – либо носители добра, наделенные различными положительными чертами (честность, храбрость, справедливость и т. д.)
Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли,о каком герое пойдет речь и как к нему относиться: сочувствовать ему или осуждать его, возмущаться его поступкам. Так, те места, где говорится о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей теплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, возмущение, желание вызвать у детей нетерпимое отношение к этим действующим лицам.
Действие в сказках о животных начинается сразу и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Каждая картина рисует определенный случай, законченный эпизод, в котором участвуют определенные герои. При чтении следует внимательно вдуматься в эпизоды, понять их значение для общего развития действия, ясно представить себе действующих лиц, чтобы правильно словесно воспроизвести их.
Поскольку картины в сказках рисуют конкретный эпизод, каждый из них при чтении определяется от последующей паузой. Это дает возможность ребенку осознать прочитанный эпизод, пережить то, о чем в нем рассказывается, определить свое отношение к действующим лицам, которые в нем участвуют, и подготовиться к прослушиванию следующего.
Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция несложная. Большую роль играют многократные повторения. Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им лучше понять сказку и запомнить ее. Поэтому повторы при чтении необходимо выделять: слова, которые передают нарастание напряжения, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и диктуют неторопливость чтения.
Сказки о животных большей частью строятся на мотиве встречи и имеют диалогическую форму. Такая форма обуславливает передачу ее как обычной беседы, характерной для разговорной речи. Слова каждого героя сказки прочитываются с учетом его характера и поведения. Живость рассказывания сказокобусловливается и их языком: ярким, эмоциональным, организованным по типу разговорной речи. У сказок о животных, как правило,счастливый конец: добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность сказок надо помнить при чтении. Конец следует читать несколько замедленно, передавая удовлетворение, радость, чтобы дети ощутили удовольствие от счастливой развязки.
После чтения сказки необходимо сделать длительную паузу. Это даст возможность дошкольникам еще некоторое время побыть под впечатлением сказки, прочувствовать и осмыслить ее содержание.
Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл
Содержание статьи
- Какой смысл русских народных сказок?
- Поучительный смысл
- Скрытый смысл
- Чему учат русские народные сказки?
- Какая главная мысль и мораль?
- Суть
- Характеристики героев
- Вопросы и ответы о русских народных сказках
- Какую награду цари обещают сказочным героям?
- Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
- Сколько человек тянуло репку?
- В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
- Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
- Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
- Вопросы со звездочкой
- Назови приметы русских народных сказок
- Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
- Назови традиционную концовку русской народной сказки
- Назови сказки, где Иван главный герой
В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.
Какой смысл русских народных сказок?
Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.
Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.
Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.
Поучительный смысл
Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.
Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:
- За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
- Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
- В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.
Скрытый смысл
Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.
Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.
Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.
Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:
- «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
- «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.
Чему учат русские народные сказки?
Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:
- Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
- Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
- Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
- Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
- Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.
Какая главная мысль и мораль?
Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:
- Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
- Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
- Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
- Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
- Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).
Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:
«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».
Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.
Суть
Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.
- В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
- В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
- Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.
Характеристики героев
В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.
Характеристики героев:
- Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
- Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
- Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
- Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
- Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
- Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
- Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
- Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
- Волк – злой и глупый антигерой.
- Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.
Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.
Вопросы и ответы о русских народных сказках
Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.
Какую награду цари обещают сказочным героям?
Царство или полцарства, царевну-дочь.
Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
Кикимора.
Сколько человек тянуло репку?
Три: дед, бабка и внучка.
В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
«Мужик и медведь».
Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
Горох.
Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
Дуб и яблоня.
Вопросы со звездочкой
Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.
Назови приметы русских народных сказок
Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.
Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.
Назови традиционную концовку русской народной сказки
«Стали они жить поживать и добра наживать».
Назови сказки, где Иван главный герой
«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».
Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
Содержание
- Видео: История Льва и Мыши на английском языке с Мораль для детей
- 25 удивительных рассказов о животных для детей
- 1. Заяц и черепаха
- Мораль:
- 2. Волк в овечьей шкуре.
- Мораль:
- 3. Три поросенка
- Мораль:
- 4. Ворона и кувшин
- Мораль:
- 5. Златовласка и три медведя
- Мораль:
- 6. Кислый виноград
- Мораль:
- 7. Звонок в кота
- Мораль:
- 8. Собака и кролик
- Мораль:
- 9. Гадкий утенок
- Мораль:
- 10. Две кошки и обезьяна
- Мораль:
- 11. Лев и мышь
- Мораль:
- 12. Деревенская мышь и городская мышь.
- Мораль:
- 13. Обезьяна и крокодил
- Мораль:
- 14. Слон и его друзья
- Мораль:
- 15. Глупый лев
- Мораль:
- 16. Обезьяна и дельфин.
- Мораль:
- 17. Умная лягушка
- Мораль:
- 18. Две козы
- Мораль:
- 19. Дружба
- Мораль:
- 20. Ревущий лев
- Мораль:
- 21. Ленивый осел
- Мораль:
- 22. Злая змея
- Мораль:
- 23. Мышь и святой
- Мораль:
- 24. Коза
- Мораль:
- 25. Коровий колокол
- Мораль:
Мы учимся через доступные нам способы, одна из самых доступных сред обучения — это рассказы. На протяжении веков сказки, рассказываемые детям, были фантазиями и приключениями; это то, как мы передаем нашу культуру и традиции нашим детям. Эти сказки часто также помогают нам обучать наших детей, привнося в них мораль.
Видео: История Льва и Мыши на английском языке с Мораль для детей
Читайте также: Короткие нравственные рассказы для детей
25 удивительных рассказов о животных для детей
Знания, которые мы передаем нашим детям, — одна из самых важных задач, которые мы можем выполнять как родители. Иногда использование в рассказах неодушевленных предметов или животных может помочь сделать эти уроки интересными и интересными для детей. Можно сказать, что детские рассказы о животных наполнены мудростью, которую можно связно и понятно сформулировать, чтобы мы могли поделиться своим опытом с нашими детьми.
Вот лучшие рассказы о животных с уроками, которые помогут сформировать моральный компас ваших детей.
1. Заяц и черепаха
Эта классическая история о гонке между одним из самых быстрых существ на земле и одним из самых медленных была любимой на протяжении многих поколений. Это поистине вечная сказка, в которой участвуют дети от 2 до 6 лет.
Мораль:
Не недооценивайте задачу, убедитесь, что вы доводите ее до конца, не позволяя раздуть эго. Иногда медленный темп и терпение считались лучшим инструментом для решения проблемы.
Читайте также: 15 интересных сказок на ночь для детей
2. Волк в овечьей шкуре.
Вечная история о волке, который использовал содранную овечью шкуру, чтобы замаскироваться и заставить другую овцу думать, что это их собственная. Эта история содержит важный урок, который мы все должны усвоить в какой-то момент своей жизни.
Мораль:
Внешний вид может быть обманчивым. Никогда нельзя принимать людей или обстоятельства за чистую монету. Немного предосторожности может иметь большое значение для самосохранения.
3. Три поросенка
Рассказ, иллюстрирующий глупость свиней, которые не слушают свою мать и строят нестабильные дома. Это история, в которой вы можете добавить много эффекта и привести своего малыша в восторг от неизвестности судьбы большого злого волка.
Мораль:
История учит детей тому, что хорошее выполнение работы так же важно, как и ее выполнение. Честность и мотивация ваших действий имеют большое значение.
Читайте также: 10 популярных сказок для детей
4. Ворона и кувшин
Сказка, на которой выросли все. Рассказ о вороне, его жажде и его непогрешимом стремлении никогда не сдаваться. Ворона использует свою смекалку и находчивость, чтобы решить свою проблему и улететь счастливой птицей.
Мораль:
Не сдавайтесь при первых признаках невзгод. Используйте то, что есть вокруг, для решения любой проблемы и достижения своих целей и мечтаний.
5. Златовласка и три медведя
Классическая сказка о молодой девушке, переходящей дорогу медвежьей семье. Избалованная девочка, наконец, усваивает урок, когда три медведя не восхищаются ее красотой и расстраиваются, когда их используют дома без предупреждения.
Мораль:
Всегда думайте о последствиях своих действий для окружающих, особенно когда ваши действия напрямую влияют на них.
Читайте также: 11 лучших рассказов о панчатантре для детей
6. Кислый виноград
Сказка о голодной лисе и винограде, которого он не может достать. Попробовав несколько раз, он все равно заявляет, что они кислые, и сразу же сдается. Его голод остается неудовлетворенным.
Мораль:
Старайтесь, пока не добьетесь успеха, и не будьте мучительным неудачником. Милостиво принимайте поражение и извлекайте уроки из своих неудач, а не пытайтесь перекладывать вину на другие.
Читайте также: 5 увлекательных историй о принцессах на ночь для детей
7. Звонок в кота
История семьи мышей и их страха перед кошкой, которая управляет домом. Широкое обсуждение следует возможных решений, включая звонок для кошки, чтобы получать предупреждение о приближении кошки.
Мораль:
Разговор о том, чтобы что-то сделать, может быть хорошо до тех пор, пока действие не будет выполнено. Это может быть неприятно и сложно, и важно распознавать подводные камни, казалось бы, хороших идей.
Читайте также: 15 увлекательных историй из Рамаяны для детей
8. Собака и кролик
Рассказ о собаке, преследующей кролика. Собака устает и бросает погоню. Когда стадо коз насмехается над ним, гончая объясняет, что кролик бежал быстрее, потому что он боролся за свою жизнь.
Мораль:
Лучшие стимулы дают наилучшие результаты. Мотивация — ключевой фактор в любой выполняемой работе.
9. Гадкий утенок
Классическая сказка об утенке, который обнаруживает, что все его братья, сестры и даже друзья красивее его. Совершенно удрученный, он покидает свою семью и укрывается в уединенной части озера. После того, как он проходит мимо, несколько птиц скажут ему, что он превратился в прекрасного лебедя.
Мораль:
Все красивы такими, какие они есть, даже если они не придерживаются идеалов, установленных окружающим их миром.
Читайте также: 10 увлекательных историй Господа Ганеши для детей с моралью
10. Две кошки и обезьяна
Это история двух котов, которые спорили из-за торта. Обезьяна видит их и предлагает помочь, поровно ныряя в торт. После того, как он разбивает его пополам, он говорит, что части не равны. Он откусывает кусок побольше. Затем он откусывает другой кусок, так как теперь он больше. Он делает это, пока весь торт не исчезнет.
Мораль:
Когда мы ссоримся, от нас выиграют другие.
Читайте также: 23 лучших страшных истории, которые стоит рассказать своим детям
11. Лев и мышь
История о льве, который после того, как он щадит жизнь мыши, обещает льву помочь льву, когда сможет. Вскоре лев попадает в сеть, которую поставили браконьеры. Маленькая мышка видит льва в беде, быстро грызет сеть и выпускает льва на свободу.
Мораль:
Никогда не знаешь, кто может стать хорошим другом, так что будь добр ко всем. Тогда все будут к вам добры.
12. Деревенская мышь и городская мышь.
Городская мышь навещает своего кузена в деревне, который кормит его блюдом из бобов и риса. Городская мышь задирает нос, глядя на еду, и ведет своего кузена в город на трапезу из торта и пива. Пока они едят, две собаки гонятся за мышами, спасающими свою жизнь.
Мораль:
Лучше радоваться обычным вещам, которыми вы можете наслаждаться в покое, чем искать роскоши, которой нельзя наслаждаться.
13. Обезьяна и крокодил
История вращается вокруг двух друзей — обезьяны и крокодила. Обезьяна каждый день давала крокодилу яблоко с дерева, на котором он жил. Жена крокодила становится жадной и просит сердце обезьяны. Крокодил несет обезьяну на спине к жене. Как только обезьяна понимает, что происходит, она говорит крокодилу, что его сердце находится на дереве, и они должны вернуться, чтобы забрать его. Как только они возвращаются, обезьяна забирается на берег и убегает.
Мораль:
Сохранение спокойствия и ясного мышления даже в стрессовых ситуациях может очень вам помочь.
14. Слон и его друзья
Слон Юнона был одинок и пытался подружиться с другими животными в лесу. Но другие животные отказались играть с Юноной из-за его размера. Однажды все животные убегали от тигра Деры, который ел всех, кого мог найти. Джуно подошла и быстро пнула Деру, которая тут же убежала. Юнона теперь была другом каждого.
Мораль:
Ваши врожденные способности — ваши лучшие качества и причина вашего успеха.
15. Глупый лев
Лев голоден и отправляется на поиски добычи. Он находит пещеру, обитатель которой ушел. Он решает подстеречь ничего не подозревающее животное. Однако владелец пещеры, шакал, подозревает, что что-то не так, когда подходит к пещере. Шакал просит пещеру ответить на его призывы. Глупый лев отвечает, и шакал убегает.
Мораль:
В спешке мы принимаем глупые решения. Всегда нужно сохранять спокойствие и обдумывать все варианты, прежде чем действовать.
16. Обезьяна и дельфин.
Дельфин спасает обезьяну во время шторма, и они плывут к острову. Дельфин спрашивает обезьяну, знает ли он остров. Обезьяна говорит, что знает остров и что он на самом деле его князь. Дельфин оставляет обезьяну на острове и уплывает, а обезьяна оказывается совсем одна на необитаемом острове.
Мораль:
Хвастовство ни к чему не приведет. Будьте осторожны с тем, что вы утверждаете, возможно, вам действительно придется вести себя соответствующим образом.
17. Умная лягушка
В пруду обитало большое сообщество водных животных, которые все любили играть друг с другом. Однажды два рыбака видят пруд и играющих животных и говорят о рыбалке на пруду, но уходят, так как было поздно. Лягушка говорит всем, что они должны сбежать, прежде чем рыбаки вернутся. Однако все уверены в своей способности сбежать и решают остаться. На следующий день рыбаки приходят с крепкими сетями и ловят всех, кроме вышедшей из пруда лягушки.
Мораль:
Лучше ошибиться в правильной осторожности. Оценка рисков — важная часть жизни.
18. Две козы
Был небольшой ручей, над которым росло упавшее дерево. Коза решает перейти ручей, перейдя через дерево. Однако, с другой стороны, другая коза пришла в голову и тоже переправлялась. Упавшее дерево было недостаточно широким, чтобы они могли пройти друг мимо друга, и они были слишком гордыми и упрямыми, чтобы позволить другому уйти. Они приготовили свои рога и снова и снова атаковали друг друга с большой силой. Вскоре дерево сломалось, и обе козы упали в ручей.
Мораль:
Упрямство далеко не уведет. Если вы цените свою гордость выше всего остального, вы будете страдать.
19. Дружба
Это история о собаке Пепси, которая не стала играть с уличными собаками, потому что считала их слишком грязными. Однажды двое воров вошли в его дом, когда его хозяин отсутствовал, и попытались запихнуть его в мешок. Он звал на помощь, и внезапно собаки, которые жили на его улице, подошли и укусили воров, которые бросили мешок с пепси и убежали. Pepsi усвоила урок и подружилась с собаками на его улице
Мораль:
Никогда нельзя дискриминировать других на основании их статуса или принадлежащих им вещей. Дружба важна.
20. Ревущий лев
Лев Шеру любил пугать всех, ревя так громко, как только мог, без предупреждения. Вскоре все в лесу стали несчастными от его рычания и перестали с ним играть. Однажды он убедил Ринку поиграть с ним в мяч. По мере того, как игра становилась все более напряженной, Ринку сильно отдавал мяч, когда Шеру начинал рычать. Мяч застрял у него в горле, и весь лес помог ему вытащить его. Шеру поклялся никогда больше не рычать без надобности.
Мораль:
Нельзя раздражать окружающих только потому, что это нас развлекает.
21. Ленивый осел
Мамбук был ленивым ослом и всегда старался уйти от работы, которую давал ему прачка. Однажды он убежал из дома, когда прачка начала его искать. Пока он спал на ферме, началась огромная пыльная буря. Боясь, Мамбук решила пойти домой. Еще он боялся, что прачка его побьет. Но прачка была просто счастлива, что Мамбук в безопасности. Мамбу было стыдно за себя и решил никогда больше не лениться.
Мораль:
Вы всегда должны делать свою работу искренне.
22. Злая змея
Злая змея украла яйца пары ворон, когда они выходили на охоту. Обеспокоенные и убитые горем, они попросили лиса помочь им. Лиса велела украсть цепь у принцессы, когда она пришла купаться в реке. Конечно же, вороны украли ожерелье, подлетели к змеиной норе и бросили в нее ожерелье. Охранники принцессы закопались в мотыгу, чтобы забрать ожерелье, когда змея, похоже, разозлилась на беспокойство. Охранники убили змею и забрали ожерелье.
Мораль:
Каждого, кто творит зло, ожидает такая же судьба.
23. Мышь и святой
Кошка загнала мышь в дом святого. Видя его бедственное положение, святитель превратил мышь в собаку. Через несколько дней собака забежала в дом святого, так как за ним гнался лев. Увидев это, святитель превратил собаку в льва. Лев пошел в джунгли, победил другого льва и правил джунглями. Через несколько дней он пошел в дом святого, чтобы тот мог его сожрать. Святой немедленно превратил льва обратно в мышь и велел ему никогда не возвращаться.
Мораль:
Не кусайте руку, которая вас кормит.
24. Коза
Аша выходила и велела своей служанке закрыть дверь, если она собиралась делать какую-либо работу на улице. Через некоторое время служанка вышла, не закрывая дверь. Коза вошла в дом и забежала в спальню Аши. Он увидел в зеркале еще одну козу, бросился на нее и уничтожил зеркало. Аша пришла домой, чтобы увидеть разрушенное зеркало, и немедленно уволила свою горничную.
Мораль:
Выполнение своего долга имеет первостепенное значение.
25. Коровий колокол
Насир ухаживал за коровами своего отца, у каждой из которых был красивый колокольчик. Однажды пришел незнакомец и предложил купить за большую цену самый красивый коровий колокольчик. Насир согласился и продал колокольчик, но уже не мог сказать, куда ушла корова. Незнакомец подождал, пока Насир потеряет корову, а затем украл ее. Насир пошел домой в слезах, хотя его отец был недоволен им.
Мораль:
Мы никогда не должны позволять жадности омрачать наше мышление.
Моральные истории — ключевой компонент в жизни ребенка, потому что он помогает им сформировать сильный моральный облик и прививает им добродетели. Говорят, что ум ребенка очень впечатлительный, и какие бы ценности вы ни привили ему в детстве, они останутся навсегда. Чтение моральных историй также улучшает словесные навыки и способствует творчеству. Возьмите в свои руки коробку для занятий для детей, которая содержит классические моральные истории и придает вашим детям хорошие ценности с помощью забавных сказок.
Читайте также:
Мифологические рассказы для детей с моралью
Вдохновляющие истории для детей
Изучение народной сказки в начальной
школе начинается со сказки о животных и это не
случайно. Сказки о животных – самый простой вид
сказок, они адресованы детям. Обычно с этими
сказками дети знакомятся ещё до школы. Вероятно,
они знают и те, что представлены в учебнике.
Читая русские народные сказки о
животных, учащиеся как бы входят в “единое
духовное пространство” и узнают, что мир велик и
многообразен и в то же время един. Когда бы и где
бы ни жили люди, но в сказках отчетливо видно, что
в человеке всегда ценились трудолюбие и
справедливость, ум и доброта, храбрость и
достоинство, честность и верность, а неприятие
вызывали скупость, глупость, трусость.
На уроках чтения дети не просто читают
тексты сказок, а еще и учатся их анализировать,
оценивать поступки животных, учатся вместе с
ними сопереживать, сочувствовать и любить.
Известно, что сказки несут в себе
большой потенциал положительных нравственных
поучений. Сила воздействия образов и сюжета
сказки такова, что младшие школьники уже в
процессе первого чтения ярко проявляют свои
симпатии и антипатии к персонажам сказок,
всецело встают на сторону угнетаемых,
обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети
искренне радуются, что побеждает справедливость:
зло наказывается, добро восторжествует. Дети
хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом
прежде всего и состоит большая педагогическая
ценность сказки.
Поэтому, недостаточное содержание
сказок о животных в учебной программе надо
восполнить его через знакомство с ними в
процессе внеклассной работы. Такая системная
работа со сказкой о животных будет плодотворна
для нравственного развития детей.
За последние годы издано немало
различных пособий и книг по оптимизации
учебно-воспитательной деятельности в школе.
Значит, у педагога есть широкий выбор литературы
для работы. Поэтому на подготовительном этапе,
учителю необходимо внимательно изучить
литературу и правильно выбрать материал.
Соответственно, подобранный материал
способствует успешному проведению всей
дальнейшей работы.
Далее, по формированию нравственного
развития младших школьников, следует
использовать различные методы и формы работы.
Методы и формы нравственного воспитания младших
школьников должны соответствовать для детей
этого возраста. В педагогическом процессе
используется целый комплекс различных методов и
средств. Педагогу следует выбирать и
использовать систему методов соответственно
поставленным целям, поскольку при их выборе
необходимо учитывать все тонкости и особенности
личности ребенка. Также при работе надо выбирать
только те методы, с которыми педагог знаком,
которыми владеет. Ему необходимо создавать
ситуации, способствующие эмоциональному
переживанию на практике. Один из методов
создания таких ситуаций – беседа.
Беседа является диалогическим методом
изложения материала. Сущность беседы
заключается в том, что учитель, путем умело
поставленных вопросов побуждает учащихся к
рассуждению, к анализу в определенной логической
последовательности изучаемых фактов и явлений к
самостоятельному формированию соответствующих
теоретических выводов и обобщений.
В процессе нравственного воспитания
учащихся большая роль принадлежит этическим
беседам. Этическую беседу следует проводить
систематически, желательно во внеурочное время.
При проведении этических бесед надо учитывать,
что моральные нормы и правила имеют слишком
сложный и многоплановый характер и их нельзя
раскрыть сразу в полном объеме. В младших классах
целесообразнее беседовать с детьми по
конкретным вопросам. Все беседы на моральные
темы в начальных классах должны строиться на
живом и убедительном материале.
Содержание и логика изложения
нравственного материала определяют структуру
беседы.
При проведении беседы учителя могут
следовать по такой структуре:
- определение темы беседы и возбуждение у
школьников интереса к восприятию и усвоению
материала; - обоснование важности обсуждаемой темы;
- раскрытие темы беседы на примере, а также на
материале окружающей жизни; - анализ положения дел в классе в связи с
обсуждаемой темой и определение конкретных
задач по улучшению работы и поведения учащихся; - обобщение итогов беседы и краткий опрос
учащихся по основным положениям изложенного
материала.
С педагогической точки зрения такая
беседа должна быть содержательным и глубоко
эмоциональным уроком нравственности,
обогащающим моральные знания учащихся и
стимулирующим их к положительным поступкам и
действиям.
При организации работы по
нравственному развитию рекомендуем включить
кукольный театр. Использование кукольного
театра в школе способствует воспитанию
гармонически развитой личности школьника. А
спектр применения творческой деятельности
самого учителя, который посвятит себя
организации работы с куклами в детском
коллективе, безграничен. Оформление кукольного
театра должно быть глубоко продуманным и
художественно оправданным, помочь донести
содержание спектакля до сознания и сердца юного
зрителя.
Кукольный театр займет определенное
место в учебно-воспитательной работе при
условии:
- наличия и развития представлений и интереса
детей к различным видам театра; - разнообразия костюма и доступности
художественного оформления спектаклей и
инсценировок; - овладения детьми правилами и приемами того или
иного вида театрализованной деятельности; - серьезного, искреннего,
эмоционально-положительного отношения педагога
к играм детей в театр.
Педагог, наблюдая за играющими, должен
отмечать разнообразие сюжетов, качество
управления куклой, обращать внимание на культуру
поведения за ширмой, хвалить за удачные находки и
показывать как правильно построить сцену или
ввести куклу, отмечать ошибки, находить время для
индивидуальной работы.
Учителю начальных классов рекомендуем
в учебно-воспитательной работе использовать
потенциал сказки. При этом необходимо учитывать
и правильно выбрать изучаемую сказку. Сказки
наилучшим образом отвечают запросам детей,
органично соответствуют детской психологии.
Воображаемый, фантастический мир в
основе своей оказывается отображением реального
мира в главных его основах. Сказочная,
непривычная картина жизни дает малышу
возможность сравнивать ее с реальностью, с
окружением, в котором существуют он сам, его
семья, близкие ему люди. Это необходимо для
развивающегося мышления, так как оно
стимулируется тем, что человек сравнивает и
сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не
оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а
делает его активным участником происходящего,
переживающим вместе с героями каждую неудачу и
каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что
зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке
представляется особенно большой. Ребенка
буквально захлестывает непрерывно
увеличивающийся поток информации. И хотя
восприимчивость психики у малышей велика, она
все же имеет свои границы. Ребенок
переутомляется, делается нервным, и именно
сказка освобождает его сознание от всего
неважного, необязательного, концентрируя
внимание на простых действиях героев и мыслях о
том, почему все происходит так, а не иначе.
Сказка наглядно показывает, где
проходят правильные жизненные пути человека, в
чем его счастье и несчастье, какова его расплата
за ошибки и чем человек отличается от зверя и
птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к
финальному успеху. За ошибки приходится
расплачиваться, а расплатившись, герой снова
получает право на удачу.
На все эти особенности сказки учитель
должен обратить внимание при планировании
работы.
В организации нравственного
образования следует учитывать такие возрастные
особенности младших школьников: эмоциональная
восприимчивость и отзывчивость; детская
непосредственность; внушаемость и
подражательность; способность живо откликаться
на слово учителя; активный интерес ко всему
новому, к знаниям, стремление использовать их
также советуем учителю при проведении работы
создать благоприятные условия.
Для выявления уровня восприятия
материала сказки о животных предоставляем
методику работы со сказкой. В качестве материала
выбирается сказка, соответствующая возрастным
особенностям детей и доступная для восприятия.
Критерии восприятия материала сказки у младших
школьников проводится по уровням: высокий,
средний и низкий.
Уровни восприятия
Высокий уровень: Исходя из
поступков животных умеет выводить мораль сказки
и может объяснить это другим, может свободно
излагать смысл сказки, аргументирует свое
мнение.
Средний уровень: Исходя из
поступков животных умеет выводить мораль сказки,
но не умеет объяснить это другим, не может
свободно излагать смысл сказки и
аргументировать свое мнение.
Низкий уровень: Может
пересказать содержание сказки, но не умеет
выводить мораль и определить смысл сказки.
Работа проводится в три серии.
Первая серия проводится в форме
индивидуальной беседы, которой задача ребенка
состоит в самостоятельном выявлении морали
сказки о животных. Учащимся предлагается
прочитать русскую народную сказку о животных.
Затем задается вопрос:
Что ты понял из этой сказки?
Ответы учащихся оцениваются по
5-балльной системе:
5 баллов — сразу улавливает мораль
сказки;
4-3 балла — пытается определить мораль;
2-1 балл — делает краткий пересказ;
0 баллов — не может ответить.
Вторая серия проводится в виде теста
открытого типа. По содержанию данной сказки
предлагается ответить на вопрос: Какими словами
можно охарактеризовать поступки героев сказки?
Напиши. Подсчет результата теста проводится по
5-балльной системе. Каждому перечисленному слову
прибавляется 1 балл.
В третьей серии используется
работа с карточкой. Задача ребенка выбрать
карточку со словами, которые соответствует
личностным качествам героев сказки: например,
хитрость, храбрость, доброта, чуткость,
справедливость. Итог подводится по количеству
выбранных карточек, по 5-балльной системе.
Такую методику можно использовать при
работе с любым материалом (волшебные, бытовые
сказки, рассказы, сюжеты из жизни…).
Таким образом, пользуясь
представленными материалами, учителя смогут
грамотно определить место, время и цель
проведения работы, а значит, значительно
улучшить и повысить уровень нравственного
развития младших школьников.