Какая пословица может быть заглавием к рассказу сыновья с матерью жить горя не знать

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Осеева «Сыновья»: какая пословица подходит к произведению?

2 ответа:



2



0

Интересное поучительное произведение Валентины Осеевой «Сыновья».

В нём рассказывается, как три женщины встретились у колодца. Две начали друг перед другом расхваливать своих сыновей: один ловкий и сильный, у другого голос как у соловья, так красиво он поёт. А вот третья женщина ничего про своего не рассказывала, так как нечего было сказать, никаким особым талантом он не обладал. Но в действительности он имел потрясающие внутренние качества, которые намного важнее внешних. Он был скромным мальчиком, добрым и уважительно относился к маме, во всем ей помогал, в отличие от тех двух ребят.

К рассказу подойдут следующие пословицы:

  • Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги. (Мальчики — силач и певец — ведь и правда уж очень зазнались, сосредоточившись на себе, видимо дома родители постоянно хвалят их, а вот научить помогать и заботиться друг о друге не научили)

  • О любви к маме говорят дела, а не слова. (Третий сын показал на деле свою признательность и неподдельную любовь к маме)

SNEGINKA для Большого вопроса. ru



1



0

Рассказ Осеевой «Сыновья» построен по принципу притчи. В нем говорится о трех сыновьях. Один очень сильный, спортивный, второй обладает чудесным голосом, а третий самый обычный мальчик, без каких-либо талантов.

Но на поверку именно он оказывается самым отзывчивым, добрым и любящим сыном. А значит на самом деле именно его талант, талант любви и заботы о своих родителях, оказывается самым важным.

Какие же пословицы мы можем подобрать к этому произведению?

Для этого рассказа можно использовать пословицы о воспитании детей. Потому что мы понимаем, что именно воспитание сделало третьего сына таким добрым, и напротив неправильное воспитание превратило двух первых сыновей в самовлюбленных эгоистов.

А значит нам подходят пословицы:

mMFmc4GITcT50OTFBuTqc1nhSXvbQak.png

Также к рассказу подойдут пословицы про уважение к родителям, например:

nhXiFHTXSJBACSg7qGDY0BibrCMgkM5.png

И наконец можно здесь использовать пословицы просто про оказанную помощь:

2QKzo8RmsEAL7vlteCzT97UvEt34vGu.png

Читайте также

В рассказе Носова «Огурцы» автор рассказывает нам о мальчике по имени Костя, все называли его Котька. У Котьки был друг по имени Павлик, который однажды подговорил Котьку набрать огурцов на огуречном поле. Когда мальчики набрали огурцов их заметил сторож и стал свистеть в свисток.

Мальчики испугались и убежали. Павлик к тому же не понёс ворованные огурцы домой а отдал их Котьке.

Котька принёс огурцы домой и всё рассказал маме, которая велела ему отнести их обратно на поле. На улице темнело, но мама была очень строга и мальчику пришлось идти.

Котька очень сильно плакал и то, как он плачет услышал сторож. Котька всё ему рассказал и вернул огурцы. Сторож сказал ему, что воровать это плохо и нужно думать своей головой.

Сказка очень поучительная и к ней подойдут следующие пословицы:

  • На друга надейся, а сам не плошай.
  • Умел ошибиться, умей и поправить.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Украсть — в беду попасть.
  • Всё тайное становится явным.
  • На обмане далеко не уедишь.
  • Кто не врт, тот спокойней живёт.

Главная героиня рассказа «Танины дела» девочка Таня показана очень ответственной и трудолюбивой девочкой. Она не только сама трудилась весь день. помогая и по дому, и вместе с другими детьми собирая ягоды для птиц, но и других заставляла это делать, как например увлекала за собой мальчика Федю, который не хотел идти за рябиной, потому что у него был овес.

Главная мысль этого рассказа в том, что своим посильным трудом нужно стремится приносить пользу окружающим, а потому и пословицы, которые подойдут к этому рассказу — это пословицы о трудолюбии:

iHJysmzSch1Nr6QKYkWKCYbiM1XXoD6C.png

Также мне кажется, что к этому рассказу прекрасно подойдет и эта пословица о скромности, которую проявила Таня, оценивая свои труды:

3lUUvEFq6Vj9kqjjs1mW5L4QNXTgsyoS.png

Семилетний мальчик Алешка, герой этого рассказа Сергея Баруздина, довольно быстро стал скучать в школе. Он научился читать книжки и решил, что дело сделано и дальше учиться ему совершенно незачем. А потому Алешка молча собрал учебники и тетрадки и отправился домой.

Мама, узнав что Алешке надоело учиться, поступила мудро. Она не стала ругаться, а спросила, кем хочет быть Алешка и узнав, что врачом, попросила выписать рецепт. На Алешка не знал какое лекарство надо выписать больному гриппом, да и по латыни писать не умел.

Папа мальчика также оказался человеком неглупым и попросил Алешку найти ошибки на сложном чертеже. И в этом деле Алешка не преуспел, и понял, что для того, чтобы кем-то стать, мало только уметь читать. нужно научиться еще многим и многим вещам, а значит придется ему ходить в школу еще несколько лет.

Этот рассказ говорит нам о пользе знаний, о пользе учения, а следовательно и пословицы к нему тоже должны отражать эту важную мысль.

Вот несколько пословиц о пользе учения, которые можно использовать для рассказа:

jAnKxHK7vulfh9H0MLHWVlIfeq9gOxJ.png

Владимир Сутеев написал хороший и интересный рассказ, который называется «Снежный зайчик».

Автор в рассказе рассказывает нам о том, как одним снежным днём дети вышли на улицу и стали думать что же им слепить из снега. Женя решила лепить слона, Коля снеговика, Саша решил слепить медведя, а Катя зайчика. У детей постарше все снежные фигурки получились на загляденье, вот только у Кати ничего не вышло. Дети дальше стали развивать фантазию и снова лепили разные фигуры, а у Кати и в этот раз ничего не вышло. Дети решили кататься на санях, но Катя не пошла с ними и сказала что продолжит лепить зайчика. Вскоре, дети вдоволь накатавшись на санях и наигравшись в снежки вернулись во двор и увидели фигуру которую слепила Катя, это был зайчик и он был самым красивым.

К рассказу подойдут пословицы, которые отражают трудолюбие, терпение и настойчивость:

  • Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
  • Всякое дело терпеньем одолеть можно.
  • Была бы охота — будет ладиться работа.
  • Где хотенье, там и уменье.
  • Делу время, а потехе час.
  • За всякое дело берись умело.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  • Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
  • Хорошая работа сама за себя говорит.

Предлагаю подборку пословиц, которые, как мне кажется, отражают рассказ Осеевой «Хорошее» по нескольким, заложенным в нем, темам:

ZKrulBjJd0rjD7wTSwFtKG95D0iMrxb.png

Почему эта пословица подходит рассказу? Потому что главная идея сюжета — это желание и стремление творить/делать добро, а не быть «репейником», сорняком. Мы видим уже в начале истории, что Юрка это понимает, и его одолевают, в принципе, правильные мысли. Поэтому следом для понимания этой идеи подходит следующая пословица:

OLsnnWUTQzd1stmfUjV04nwUpZZCpF.png

Однако, главный герой ещё не понимает таких простых вещей, что хорошие дела — это не только героизм или подвиг, это каждодневный труд/помощь на благо вообще человека и близких, в частности. Этот простой секрет жизни и открывает ему мама, объясняя, что такое «хороший человек, хорошие поступки». Поэтому, уместными к данной идее будут уже такие выражения/пословицы:

xuCzJE1wKS6B68ZmanJtkqeoqDyJie.png

Общий вывод, который следует сделать из прочитанного рассказа, мне видится уже таким:

THJyB0LdT0L1ecP2q3yvYHfuTex6HE6.png

Т.е. Юрка и читатели должны прийти к мысли, что делать «хорошо» — это правильная жизненная ориентация.

hello_html_1914783.gifВалентина Осеев «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Валентина Осеев «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Дата 2.03

Предмет:литературного чтение

Класс 3

Тема. В. Осеева «Сыновья».

Цель урока: формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения на основе наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, чтобы показать душевное состояние, настроение, поведение героев в сложившейся ситуации.

Задачи урока.

Предметные

1. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения.

2. Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания.

3. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

4. Развивать умение находить изобразительно — выразительные средства языка и понимать их роль.

1. Познавательные

— совершенствовать умение работать с текстом

-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

2. Регулятивные

-формировать умение концентрировать внимание

-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание

3. Коммуникативные

-формировать умение работать в группе.

-учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

Личностные

— Формировать положительную мотивацию к обучению

— Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

— Формировать чувство самоуважения у учеников

— Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся

— Расширять словарный запас детей.

— Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Оборудование.

Рассказ В. Осеевой «Сыновья»

Презентация к уроку.

Карточки для работы в группах.

Карточки для д/з.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Встаньте ровно. (1 минута)

Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
 

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

— А теперь садитесь.

Динамическая разминка:

 Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат.

1) Чтение гласных на правильном дыхании:

______ вдох  
а о у ы и           
______ выдох

2) очень часто встречается звук «с» отрабатываем его на скороговорке:

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

(учитель, хором медленно, быстрее, 1 ученик).

4) В нашем тексте есть трудные слова:


От – дох – нуть 
Рас – спра– ши – ва – ют
Ос – та – нав –ли – ва –ют – ся


-Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?
-Я постараюсь исполнить ваше желание, урок сегодняшний будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.

II. Актуализация знаний.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

— О чём этот рассказ?

Какое чувство вызывает этот рассказ?

Какой смысл заложил автор в этот рассказ?

III. Сообщение цели урока и постановка проблемного вопроса.

-Сегодня мы продолжим с вами работу с текстом.

. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.

картинка Животные с детёнышем. Мама с сыном

Какой смысл я заложила на этих картинках?

О чём будем говорить на уроке?

Какая тема нашего урока?

Пословица Всякой матери своё дитя мило.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Что такое пословица?

Какой смысл закладывается в пословицах?

Давайте узнаем, как эта пословица связана с рассказом Валентины Осеевой «Сыновья»

ПортретВ.Осеевой

Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: — Понравился тебе рассказ?

Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

— Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

— Верно. Это прислала Валентина Александровна Осеева.

портрет 

Слово учителя

Валентины Александровны. — В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы.

IV. Анализ художественного текста. Выборочное чтение.

-Почему старичок увидел одного сына?

Рассмотрите иллюстрацию . Найдите к ней подходящие слова

Что можете сказать о третьем мальчике?

Верно! Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый. А что вы еще можете о нем сказать?

— Да, он скромный. Так где же его мама?

— Верно. А вы хотите, чтобы и ваша мама была всегда такой же веселой?

-Что говорили женщины о своих сыновьях? Прочитайте

-Какой смысл вкладывала каждая мать в свои слова?

Словарная работа:

Ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить), поет как соловей (звонко, красиво).

— Дети, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.

3. Рассмотрите иллюстрацию . Найдите к ней подходящие слова

Что можете сказать о третьем мальчике?

Верно! Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый. А что вы еще можете о нем сказать?

— Да, он скромный. Так где же его мама?

— Верно. А вы хотите, чтобы и ваша мама была всегда такой же веселой?

V. Физкультминутка

Работа в группах.

-Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа.

Пословицы в конверте:

С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?

— Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

— Что делал второй мальчик? Заботиться ли о маме второй сын?

— Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?

— Почему женщины хвалили

— «Мама» — это самое прекрасное слово на Земле. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, 8 или 48. Вам всегда нужна мама. Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за нас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.

Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых поступков и слов. Это добрые поступки и волшебные слова.

(Учитель фиксирует на доске карточки со словами:

Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста, благодарю, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за беспокойство, прошу прощения, доброе утро, давайте помогу).

Проекты о своей семье, а сейчас я предоставляю слово …, который приготовил проект «Моя дружная семья»

Ребята, отгадайте ребус «7 я». Сегодня на уроке мы продолжим читать и говорить о семье, о заботе и внимании к людям

Итоговые вопросы: если, старичок был рядом с вами, он увидел бы вас? Почему?

Что вы должны делать, чтобы родители гордились вами?

8.Самооценка (лесенка успеха, смайлик)

— Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

— Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?

— Так смогли ли мы выполнить все задачи, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны задачи урока)

. Как вы оценили свою работу на уроке?

— кто или что вам помогло справиться?

— Кто доволен своей работой?

— У кого не всё получилось?

Кто усвоил тему урока – на лучике самооценки «могу», находящемся на схеме – модели Ь, нарисуйте зеленый кружок; кто не усвоил тему полностью – желтый; кто ничего не понял – красный кружок.

9. Выборочное выставление отметок за урок обучающимся. Спасибо за труд!


Домашнее задание чтение и пересказ рассказа В.Осеевой сыновья

женщины у колодца

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: — Понравился тебе рассказ?

Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

.

С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет.

 О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.


http://cdn01.ru/files/users/images/21/81/21812a13f11c9d862430c18b7b9e5403.jpg

http://moiknigi.com/book_imgs/6/8/68954517_Oseeva_Synovya_knizhka_raskladushka_big.jpg

http://fs00.infourok.ru/images/doc/307/306333/img10.jpg

http://900igr.net/datas/literatura/Oseeva-Volshebnoe-slovo/0009-009-Valentina-Aleksandrovna-Oseeva-rodilas-v-1902-godu-v-Kieve-detstvo.jpg

http://900igr.net/datas/literatura/Oseeva-Volshebnoe-slovo/0009-009-Valentina-Aleksandrovna-Oseeva-rodilas-v-1902-godu-v-Kieve-detstvo.jpg

Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты. С 1919 года обучалась актерскому мастерству в Киевском институте им

В 1923 года Валя, вместе с семьей, переезжает в Москву, после -в Солнечногорск. Валентине пришлось отказаться от детской мечты о сцене.

В течение 16-ти лет Валентина Александровна работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот. В период Второй Мировой войны была эвакуирована в Башкирию, где работала воспитателем в детском саду.

Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Её первая книжка «Рыжий кот»

Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают как правильно поступить.

Осеева В., рассказ «Сыновья»

Жанр: рассказ-притча

Главные герои рассказа «Сыновья» и их характеристика

  1. Три женщины, три матери, у каждой есть сын.
  2. Три сына, силач и ловкач, певец, и просто помощник.
  3. Старик. Мудрый человек.

План пересказа рассказа «Сыновья»

  1. Женщины у колодца
  2. Сын силач
  3. Сын певец
  4. Простой сын
  5. Тяжелые ведра
  6. Сын кувыркается
  7. Сын поет
  8. Сын помогает нести ведра
  9. Заключение старика.

Кратчайшее содержание рассказа «Сыновья» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Три женщины разговорились у колодца.
  2. Одна хвастала силой своего сына.
  3. Вторая хвастала голосом своего сына.
  4. Третья сказала, что у нее сын самый обычный.
  5. Два сына кувыркались а пели, третий помог ведра нести.
  6. Старичок сказал, что настоящий сын только один.

Главная мысль рассказа «Сыновья»
Любой сын прежде всего должен заботиться о матери и отце, о родителях.

Чему учит рассказ «Сыновья»
Рассказ учит быть внимательным к своим родителям. Учит помогать им,брать на себя какие-нибудь обязанности по хозяйству. Учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что любые способности только тогда имеют смысл, когда они приносят пользу другим людям.

Отзыв на рассказ «Сыновья»
Мне понравился этот рассказ, и особенно поведение третьего сына. Он не отличался особыми талантами, зато он был добрый и заботливый. Он сразу подумал о том, что его маме тяжело, в то время как два других сына, думали прежде всего о собственном удовольствии. Поэтому старик и сказал, что они не настоящие сыновья.

Пословицы к рассказу «Сыновья»
К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Водила за ручку, получила белоручку.
Сын хорошим не родится, а воспитывается.
Не великое дело, великая помощь.
Кто родителей почитает, тому бог помогает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сыновья»
Стояли у колодца две женщины и рядом сидел на камне старичок с палкой. Подошла к колодцу третья женщина и стали две первые про своих сыновей рассказывать.
Одна говорит, что сын ее сильный и ловкий.
Вторая говорит, что сын ее поет как соловей.
Третья молчит.
Спрашивают ее женщины, почему она про сына своего не рассказывает, а женщина говорит, что и рассказывать нечего, он у нее самый обычный.
Вот набрали женщины воду, понесли домой ведра тяжелые. Старичок за ними идет. Устали женщины, отдохнуть остановились. Тут им навстречу три мальчика выбегают. Один кувыркается, прыгает, силу показывает. Второй запел сразу, так что все вокруг заслушались. А третий просто подбежал к матери и ведра тяжелые забрал, сам домой понес.
Спрашивают женщины у старика, как ему их сыновья понравились. А старичок и отвечает, что видел только одного сына.

Цель:

  • организовать знакомство с произведением В. А.
    Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения.
  • способствовать развитию умения рассуждать,
    анализировать, сравнивать, связно излагать свои
    мысли.
  • способствовать развитию бережного отношения к
    родным и близким людям; способствовать
    формированию психологической комфортности
    посредством применения разнообразных приёмов.

Тип урока: первичное изучение и
запоминание новых знаний и умений учащихся.

Дидактическое обеспечение урока:

  • Ноутбук, проектор, экран.
  • Мультимедийная презентация.
  • Сочинения на сердечках.
  • Пословицы на плакатах.
  • Иллюстрации для этапа применения.
  • Биография В.Осеевой для разноуровневой работы.

Ход урока

1. Организационный этап.

1) Приветствие.

2) Пожелание учащимся.

2. Проверка домашнего задания (сочинения
учащихся оформлены на разноцветных сердечках,
находятся на вертушке, они написаны дома.)

3. Актуализация.

Музыка. (1 слайд.На слайде название
урока.) Чтение стихотворения Р. Гамзатова »
Берегите матерей».

Вопрос. Почему начало урока мы посвятили маме?

Определение задач урока.

Назвать рассказ, с которым будем знакомиться. (2
слайд).

Вопрос. Давайте подумаем о чём или о ком будет
наш рассказ? (прогнозирование.)

4. Формирование новых понятий и способов
деятельности.

1) Прежде, чем читать произведение, давайте
поговорим о В.А. Осеевой.

(3 слайд. На слайде портрет В. Осеевой.)

2) Разноуровневая работа по биографии В.А.
Осеевой.(Дана на карточках.)

— 1 группа: чтение биографии.

— 2 группа: пересказ биографии.

— 3 группа: делает вывод о том, почему надо
читать её произведения? (Работа в группах идёт
стоя, в разных частях класса)

3) Учитель советует детям читать рассказы В.
Осеевой, потому, что они мудры, добры,
поучительны. (4 слайд. На слайде произведения
Осеевой. ).

4) Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что?
Каковы наши сыновья?»

5) Дети рассуждают о том, что ответит старичок.

6) Учитель дочитывает рассказ и задаёт вопрос: Почему
старичок увидел одного сына? (вопрос на доске).

7) Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте
порассуждаем:.

8) Дети перечитывают рассказ и составляют
картинный план

Мамы у колодца.

Мамы идут с тяжёлыми вёдрами.

Первый сын кувыркается, второй — поёт, а третий
берёт вёдра.

Старичок качает головой.

9) Составление структурной схемы.

Мама ——— — Первый сын  
Мама ——- —- Второй сын Старичок
Мама ——- —— Третий сын  

*Видим ли мы заботу о маме первого сына?

*Заботится ли о маме второй сын?

* О чём говорит поступок третьего сына?

* Почему старичок увидел одного сына?

* Кто, по его мнению, настоящий сын?

10) Вопрос. Какая пословица может быть эпиграфом
к рассказу?

(Пословицы находятся в разных углах класса).

  • С матерью жить — горя не знать.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • О любви к маме говорят дела, а не слова.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.

11) Вопрос. Какое название рассказу хотели бы
дать дети?

12) Чему учит рассказ В. Осеевой «Сыновья?»

5. Информация о домашнем задании. (5
Слайд.)

6. Применение и осмысление материала.

1) Волшебное путешествие на лесную полянку.
(закрыли глазки)

2) Песня о маме.(можно слушать любую, например
песню Витаса.)

3) Вопрос. Что подарят маме лесные жители?
(зелёные картинки, а на них цветы, деревья, солнце
и т.д. )

(6 Слайд — лесная полянка.)

7. Этап подведения итогов. (7 Слайд.
Оценки.)

8. Рефлексия. (Пятистишие о маме. Оно включает 3
прилагательных о маме, 3 глагола о маме, 3
предложения о маме.)

9. Спасибо за урок. (8 Слайд.)

Валентина Осеев «Сыновья»

А третья молчит.– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.Спрашивают женщины старичка:

Валентина Осеев «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Дата 2.03

Предмет:литературного чтение

Класс 3

Тема.

В. Осеева «Сыновья».

Цель урока:

формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения на основе наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, чтобы показать душевное состояние, настроение, поведение героев в сложившейся ситуации.

Задачи урока


.

Предметные

1. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения.

2. Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания.

3. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

4. Развивать умение находить изобразительно — выразительные средства языка и понимать их роль.

1

.


Познавательные


Совершенствовать умение работать с текстом

Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

2

. Регулятивные


Формировать умение концентрировать внимание

Закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание

3

. Коммуникативные


Формировать умение работать в группе.

Учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

Личностные

Формировать положительную мотивацию к обучению

Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

Формировать чувство самоуважения у учеников

Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся

Расширять словарный запас детей.

Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Оборудование.

Рассказ В. Осеевой «Сыновья»

Презентация к уроку.

Карточки для работы в группах.

Карточки для д/з.

Ход урока.

    Организационный момент.

Встаньте ровно.
(1 минута)

Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

А теперь садитесь.

Динамическая разминка:


Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат.

1) Чтение гласных на правильном дыхании:

Вдох
а о у ы и
______ выдох

2) очень часто встречается звук «с» отрабатываем его на скороговорке:

Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

(учитель, хором медленно, быстрее, 1 ученик).

4) В нашем тексте есть трудные слова:

От – дох – нуть
Рас – спра– ши – ва – ют
Ос – та – нав –ли – ва –ют – ся

-Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?
-Я постараюсь исполнить ваше желание, урок сегодняшний будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.

II. Актуализация знаний.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

О чём этот рассказ?

Какое чувство вызывает этот рассказ?

Какой смысл заложил автор в этот рассказ?

III. Сообщение цели урока и постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы продолжим с вами работу с текстом.

А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.

картинка Животные с детёнышем
.

Мама с сыном

Какой смысл я заложила на этих картинках?

О чём будем говорить на уроке?

Какая тема нашего урока?

Пословица

Всякой матери своё дитя мило.

Что такое пословица?

Какой смысл закладывается в пословицах?

Давайте узнаем, как эта пословица связана с рассказом Валентины Осеевой «Сыновья»

ПортретВ.Осеевой

Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого:

«




читать и думать


»

Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

Верно. Это прислала Валентина Александровна Осеева.

портрет

Слово учителя

Валентины Александровны. — В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы.

IV. Анализ художественного текста. Выборочное чтение.

-Почему старичок увидел одного сына?

Рассмотрите иллюстрацию. Найдите к ней подходящие слова

-Что говорили женщины о своих сыновьях? Прочитайте

-Какой смысл вкладывала каждая мать в свои слова?

Словарная работа:

Ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить), поет как соловей (звонко, красиво).

Дети, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.

3. Рассмотрите иллюстрацию. Найдите к ней подходящие слова

Что можете сказать о третьем мальчике

?

Верно! Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый. А что вы еще можете о нем сказать?

Да, он скромный. Так где же его мама?

Верно. А вы хотите, чтобы и ваша мама была всегда такой же веселой?

V. Физкультминутка

Работа в группах.

Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа.

Пословицы в конверте:






.


Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?

Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

Что делал второй мальчик? Заботиться ли о маме второй сын?

Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?

Почему женщины хвалили

— «Мама» — это самое прекрасное слово на Земле. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, 8 или 48. Вам всегда нужна мама. Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за нас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.

Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых поступков и слов. Это добрые поступки и волшебные слова.

(
Учитель фиксирует на доске карточки со словами

:

Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста, благодарю, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за беспокойство, прошу прощения, доброе утро, давайте помогу).

Проекты о своей семье, а сейчас я предоставляю слово …

, который приготовил проект «Моя дружная семья»

Ребята, отгадайте ребус «7 я». Сегодня на уроке мы продолжим читать и говорить о семье, о заботе и внимании к людям

Итоговые вопросы:

если, старичок был рядом с вами, он увидел бы вас? Почему?

Что вы должны делать, чтобы родители гордились вами?

8.

Самооценка (лесенка успеха, смайлик)

Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?

Так смогли ли мы выполнить все задачи, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны задачи урока)

.

Как вы оценили свою работу на уроке?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен своей работой?

У кого не всё получилось?

Кто усвоил тему урока – на лучике самооценки «
могу

», находящемся на схеме – модели Ь, нарисуйте зеленый кружок; кто не усвоил тему полностью – желтый; кто ничего не понял – красный кружок.

9. Выборочное выставление отметок за урок обучающимся.
Спасибо за труд!

Домашнее задание чтение и пересказ рассказа В.Осеевой сыновья

«

Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: — Понравился тебе рассказ?

Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться


читать и думать


»

С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет.

О любви к маме говорят дела, а не слова.



Нет милее дружка, чем родная матушка

.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.

Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве, в семье редактора газеты. С 1919 года обучалась актерскому мастерству в Киевском институте им

В 1923 года Валя, вместе с семьей, переезжает в Москву, после -в Солнечногорск. Валентине пришлось отказаться от детской мечты о сцене.

В течение 16-ти лет Валентина Александровна работал воспитателем в государственных учреждениях для детей-сирот. В период Второй Мировой войны была эвакуирована в Башкирию, где работала воспитателем в детском саду.

Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной того, что писательница полностью посвятила своё творчество детской литературе. Её первая книжка «Рыжий кот»

Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают как правильно поступить.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Три соседки стояли у колодца и набирали воду. Рядом сидел старичок, он слушал разговор, который завязался между ними.

Женщины обсуждали своих сыновей. Первая расхваливала своего сына, рассказывала какой он сильный и ловкий мальчик. Вторая женщина также восхваляла своего мальчика. Она убеждала женщин, что никто в мире не поёт красивее и звонче её сына. Третья соседка слушала их и молчала. Женщины стали расспрашивать, что в её сыне есть особенного. Она пожала плечами и сказала, что он обыкновенный мальчик.

Набрав воды, женщины поспешили домой. Старичок, который внимательно их слушал, отправился вслед за ними. Вёдра были очень тяжёлыми. От них болели руки и ломило спину.

По дороге они увидели своих сыновей. Один мальчик был очень сильный и проворный. Он с лёгкостью кувыркался через голову и делал колесо. Второй мальчик песню запел, да так красиво, что невозможно было не восхитится его пением. Третий сын заторопился к своей матери, забрал у неё тяжёлую ношу и зашагал домой.

Женщины спросили у старичка, что он думает об их сыновьях, восхищён ли он ими. На что старичок ответил им, что сейчас он увидел только одного мальчика, которого действительно можно назвать сыном.

Рассказ учит читателей ценить и помогать своим родителям. Он показывает, что не в словах, а в деле раскрывается сущность человека.

Картинка или рисунок Сыновья

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пришвин Лисичкин хлеб

    Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса. Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах — тетереве и рябчике

  • История создания поэмы Мцыри Лермонтова

    Начало истории создания знаменитой поэмы «Мцыри», одной из самых романтических поэм Лермонтова Михаила, при грамотной обработке могла бы сама по себе очень легко лечь в основу сюжета для целой повести, а не одной лишь поэмы

  • Краткое содержание Толстой Упырь

    Шумный бал, на котором присутствует огромное количество людей. Среди такого количества людей трудно разобрать, где находятся знакомые, а где незнакомые люди. Множество пар кружится в танце со своими партнершами.

  • Краткое содержание Кантемир Сатиры

    Первая сатира в книге называется «На хулящих учение». Сатира описывает аргументы людей, которые были против науки. По словам Критона

  • Краткое содержание Морская душа Соболев

    В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.

Маленький Павлик жалуется незнакомому старичку, на свое положение в семье. Сестра Катька — не дает краски, Бабушка тряпкой гонит из кухни, а брат не берет кататься на лодке. Мальчик в ответ, на это ведет себя грубо, порой даже нагло.

Маленький старичок выслушав мальчика. Говорит ему волшебное слово. Павлик тут же решает, проверить слово. Подойдя к Сестре, которая тут же спрятала свои краски, он просит у нее краски, добавляя волшебное слово : «Пожалуйста». Сестра меняется в лице и тут же дает ему любую краску. Походив с подученной краской, Павлин не веря в чудо, возвращает ее сестре. Он отправляется на кухню к бабушке, и просит у нее пирожка, также употребляя слово: «Пожалуйста». Бабушка, тоже реагирует совсем не так как обычно, и дает Павлику самый лучший пирог.

Старший брат, с которым Павлик хотел покататься на лодке, сначала не поверил своим словам. Но тут уж вся семья вступилась за Павлика. И брат удивленный изменениям в поведении Павлика, тут же соглашается.

Радостный Павлик бежит отблагодарить старичка, но того уже нет на месте. Лишь на песке остались не понятные рисунки, которые он нарисовал зонтиком.

Рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово» читать

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

С тобой что-то случилось?

Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

Что же, не берёт тебя брат?

А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза…

А какое слово?

Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, — усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

Ка-кую тебе?

Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

Волшебник! Волшебник!” — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Осеева «Плохо» текст

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Осеева «Плохо» анализ

Короткий рассказ, главная мысль которого, что плохим может быть не только поступок, иногда бездействие и равнодушия причиняют вреда не меньше.

Осеева «Синие листья»

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Осеева «Синие листья» анализ

Катя пожалев для своей подруги Лены карандаш, попадает в ситуацию которая выставляет ее перед всем классом, не в лучшем свете. Главная мысль произведения, с друзьями необходимо делиться и делать это так,чтобы не обидеть просящего.

Осеева «Сыновья» текст

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу

Осеева «Сыновья» анализ

Поучительное произведение, что поступки совершаемые людьми, характеризуют из гораздо лучше и производят большее впечатление, чем таланты и умения.

Тема. Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья».

Цель:

организовать знакомство с произведением В. А. Осеевой «Сыновья», Создать условия для формирования и совершенствования техники чтения, четкой дикции, развития умений анализировать текст и поступки героев, отвечать на вопросы к тексту.

Создать условия для формирования УУД:

Предметные:

— определять жанр и тему;

— осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

— рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста;

— ориентироваться в литературоведческих по­нятиях и терминах;

— проводить разметку текста, опреде­лять логические ударе­ния, слова для выделе­ния голосом, паузы — логические и психологически с помощью учителя и самостоятельно;

— интонировать предложения на основе знаков препинания.

Метапредметные:

Регулятивные.

— ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий;

— пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий при списывании, правильность и аккуратность записи;

— оценивать процесс и результат выполнения задания.

— осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

Коммуникативные:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

— формулировать свои мысли с учётом жизненных речевых ситуаций.

включаться в групповую работу, связанную с общением;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Познавательные:

работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, модели;

— анализировать информацию, полученную из текста и из рисунка;

— способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, анализировать, сравнивать, связно излагать свои мысли.

Личностные:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

— ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование моральной самооценки.

— способствовать развитию бережного отношения к родным и близким людям;

-способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.

— воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.

Виды деятельности: Уп­ражнение в чтении. Чтение по ролям. Деление текста на части. Беседа: выявление автор­ской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что…»),что понра­вилось? Какие чувства вызы­вает?

Выполнение заданий в учебни­ке и в тетради.

Упраж­нения: Определение цели чтения, определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуж­дающий, поощряющий, вос­хищенный и т.д.), темпа (быст­рый, медленный, умеренный).

Определение смысла пословиц. Подбор пословиц к тексту.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная.

Тип урока: первичное изучение новых знаний.

Оборудование:

Л.А. Ефросинина Литературное чтение. Учебник для 2 класса.- Москва: Вентана — Граф, 2012. УМК Н.Ф.Виноградовой

Л.А. Ефросинина Литературное чтение. Рабочие тетради — Москва: Вентана — Граф, 2012. УМК Н.Ф.Виноградовой

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

Карточки для фронтальной работы: жанры, герои рассказа.

Листы для самостоятельной работы: составление обложки.

Карточки для групповой работы: пословицы.

Ход урока

I. Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

(Слайд1).

Создание эмоционального настроя.

Доброе утро, ребята!

Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри.

Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах!

А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу.

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.

II. Проверка домашнего задания.

Посмотрите на ребус, разгадайте его.

(яяяяяяя).

— Как вы думаете, почему я выбрала именно этот ребус? (Изучаем раздел «Семья и я»).

— Произведения каких авторов читали?

— Назовите их.

С каким произведением произошло знакомство на прошлом уроке?

(Это рассказ. Е.Пермяка “Случай с кошельком” )

— Проверим насколько вы хорошо знакомы с рассказом.( тестирование)

III. Речевая разминка.

— Для чего нужно читать скороговорки?

– Чтобы быстро, четко и понятно говорить, приготовим наш речевой аппарат.

1) Чтение скороговорки:

(Слайд).

Кукушка кукушонку купила капюшон

Кукушонок в капюшоне очень смешон.

— Какие звуки помогает научиться произносить эта скороговорка?

— Прочитайте скороговорку, делая ударение каждый раз на новом слове.

— Прочитайте скороговорку своему соседу. Поработайте в паре.

— У кого получилось произнести скороговорку без ошибок.

— Кто готов произнести скороговорку вслух.

— О ком идет речь в скороговорке? ( о маме и сыне)

-Как мама относится к кукушонку?( заботливо)

— Так ли это?

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Цель: подвести учащихся к теме.

-Ребята я для вас подготовила загадки. (Слайд)

Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)

Маме на радость, папе в награду,

Он появился наследник – отрада.

Родной несмышленый, пуговки – глазки,

Ему все внимание, забота и ласки. (сын)

Ребята, вы догадались, о ком пойдет речь на уроке?

— Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.

— Кто станет проводником в произведение вы узнаете, посмотрев на экран.

— Чей это портрет?

— Да, это Валентина Александровна Осеева. Что вам уже известно о жизни писательницы?

— Бармин Илья подготовил дополнительную информацию из жизни Валентины Осеевой.

Какие рассказы Осеевой вы читали?

— Что вы можете сказать о них?( они добры, мудры, поучительны).

В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

V.Постановка учебной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит поработать над еще одним произведением писательницы.

— Каким, вы узнаете используя слоговые таблицы, поработайте в паре.

— Сформулируйте тему урока.

-Какова цель урока? (познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.)

— Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа В.А.Осеевой «Сыновья».

А для этого перед чтением текста давайте поставим себе такие задачи.

(Учитель показывает задачи урока в мультимедийной презентации)

Задачи:

1.Объяснять соответствие заглавия содержанию;

2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям;

3.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;

4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы.

— Как вы думаете, о ком будет произведение?

— Проверим ваши предположения после чтения.
Упражнение в чтении сложных слов.

(Слайд).

— В тексте есть трудные для чтения слова. Прочитайте их.

От – дох – нуть

Рас – спра– ши – ва – ют

Ос – та – нав –ли – ва –ют – ся

— В какую группу их можно объединить?

VI. Построение выхода из затруднения.

-Приготовьтесь слушать и читать произведение. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

— Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья

— Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?

(Учитель дочитывает рассказ до конца)

— Вот так закончила свое произведение Валентина Осеева,

некоторые ваши предположения не совпали с авторскими. Как вы думаете почему?

— К какому жанру относится это произведение? ( Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)

Словарная работа.

Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие?

— Какое настроение вы испытали, слушая этот рассказ. Выберите из словаря настроений те слова, которые передают ваши чувства.( Приложение1)

— Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа.

— Мальчики или сыновья?

— Сколько было мальчиков?

— А сколько было сыновей?

VII .Первичное закрепление во внешней речи.

-Давайте перечитаем рассказ ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле?( пожжужите намножко)

— А когда будете читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью?

— Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.

— Найдите слова второй женщины и прочитайте.

-А какие слова сказала мама третьего мальчика?

— Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

— Что делал второй мальчик? Заботился ли о маме второй сын?

-Выберите из словаря настроений те слова, которые передают их черты.( равнодушные, безразличные).

— Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?

-Выберите из словаря настроений те слова, которые передают его черты.( внимательный ,добрый, заботливый)

Если бы вас попросили представить характер первых двух мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. Выберите на парте кружки нужного цвета.

(Дети показывают учителю кружки холодных цветов: Синий, фиолетовый, чёрный.

Учитель свои кружки холодных цветов прикрепляет на доске.)

Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к матерям.

-А третьего мальчика?

-Какие бы вы краски для этого выбрали?( красный, желтый, оранжевый, зеленый).

— Найдите в тексте устойчивые выражения, сравнения. Как бы вы объяснили их значение?

Никто с ним не сладит.

Поёт, как соловей.

Ломит спину.

Колесом ходит.

-Рассмотрите иллюстрацию, Найдите подходящие слова к ней.

— Прочитаем по ролям ( со слов А третий к матери подбежал)

— Кто же оказался настоящим сыном?

— Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.

— А как называется наш рассказ?

Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ?

— Прочитаем пословицу: Всякой матери своё дитя мило.(с 81)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?

Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за вас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в парах по рядам.

-Сейчас каждая пара определенного ряда получит свое задание.

Первый ряд получит конверт с пословицами. Вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа.

Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.

— Второй ряд моделирует обложку к тексту.

— Третий ряд составляет синквейн о маме.

( Проверка с третьего ряда) ( МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛАЙД)

-Работа с пословицами.

— Какая пословица носить в себе главную идею рассказа?

— Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. А как вы думаете, мальчик-гимнаст и мальчик-певец из рассказа «Сыновья» услышали они старенького старичка?

— Станут ли они сыновьями?

— Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательные праздники – 23 февраля и 8 марта. Не забудьте поздравить своих родителей в эти знаменательные дни.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-Какую ставили учебную задачу? Удалось ее решить? Каким способом? (работа в паре, с помощью учителя и т.д.) Где будете применять знания?

– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить).

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

(Слайд).

Продолжи предложение:

Я узнал, что…

Мне понравилось…

Я горжусь тем, что…

Хочу поблагодарить…

— Как вы оценили свою работу на уроке я посмотрю, проверив ваши листы самооценки.

VIII. Домашнее задание. Подготовить творческий пересказ от имени старика.

Прочитать рассказ В. Осеевой «Волшебная иголочка» в хрестоматии, выполнить работу в тетради с 39.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какая пословица используется в сказке лиса и журавль
  • Какая пословица есть в сказке солдатская шинель
  • Какая пословица есть в сказке о рыбаке и рыбке
  • Какая пословица выражает главную мысль сказки три бабочки скатерть со стола
  • Какая пословица выражает главную мысль сказки три бабочки ответ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии