Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.
1. Сравни литературную сказку с народной. В чём их сходство и различие? Напиши.
Сходство: и в фольклорной или литературной сказке есть элементы вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Различие:
Народная сказка:
1. Автор – народ.
2. Существует в устной форме
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
4. Время создания определить невозможно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
– волшебная;
– бытовая;
– о животных.
Литературная сказка:
1. Автор – конкретное лицо.
2. Создаётся в письменной форме.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
2. Допиши слова, пропущенные в названиях произведений, и укажи авторов.
«Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Автор: Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Лягушка-путешественница»
Автор: В.М. Гаршин
«Мороз Иванович»
Автор: В.Ф. Одоевский
3. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести?
Как аукнется, так и откликнется.
Ленивица
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ленивица
Кто хвалится, тот с горы свалится
Лягушка-путешественница
4. В какой сборник входит сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка о храбром Зайце? Запиши его название Знакомы ли тебе другие сказки из этого сборника? Какие? Напиши.
Эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». Я ещё знаю сказки из этого сборника: «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу —короткий хвост», «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу«
5. Какие качества можно отнести к лягушке-путешественнице? Отметь.
хитрая V находчивая
V смелая V любопытная
скромная V решительная
V болтливая V неунывающая
V хвастливая V изобретательная
осторожная V сообразительная
6. Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок? Напиши.
злость, коварство.
7. Напиши о любимой литературной сказке. Как она называется? Кто её написал? О чём она?
Сказочная повесть «Дядя Фёдор, пёс и кот». Её написал Эдуард Николаевич Успенский. В этом произведении рассказывается о приключениях Дяди Фёдора, кота Матроскина и пса Шарика. Главный герой повести — шестилетний мальчик, получивший прозвище Дядя Фёдор. Ему пришлось уйти из дома, когда родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота. Тема и основная мысль сказки: ребёнок более приспособлен к жизни, чем часто считают его родители.
Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.
Литературное чтение. 3 класс. Ответы
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок?
2 ответа:
1
0
Наверное, злость и коварство присущи всем отрицательным сказочным персонажам. При этом герои сказок чётко делятся на злых и добрых. Злые всегда дают выход своей злости, а когда строят козни добрым героям, то в полную силу проявляют своё коварство. Можно вспомнить множество народных сказок или сказок авторских, написанных писателями, чтобы лишний раз убедиться в этом. И называют-то их злодеями не напрасно. Но всё-таки благодаря этим злодеям добрые герои особенно ярко демонстрируют свои лучшие качества. Все их славные подвиги очень часто направлены против злости и коварства.
0
0
Отрицательные персонажи сказок Баба Яга, Кащей Бессмертный, Лиса, Кот Баюн, Леший, жадный царь из Конька-Горбунка , мачеха из сказки про семь богатырей. Общие отрицательные черты сказочных отрицательных персонажей зависть к красоте и богатству, жадность к чужому благосостоянию, в целом их можно назвать несчастными, потому что не умеют радоваться тому, что имеют. Богатым можно назвать того, кто умеет довольствоваться своим, тогда ему все равно на чужой достаток, он счастлив тем, что есть у него.
Читайте также
Главных персонажей в этой сказке Б. Гримм всего два:
- Гейнц — лентяй, который устав пасти козу, решил жениться на соседкой девушке с тем, чтобы она работала вместо него. Но, надо отметить, что это (желание освободить свою жизнь от «трудов тяжких») характеризует его, как находчивого и предприимчивого персонажа, который, если бы не лень, мог преуспеть в жизни.
- его жена Трина, оказавшаяся не менее ленивой, чем ее новоиспеченный супруг, обладающая умом, который отметил сам Гейнц, ибо Трине пришло в голову обменять коз на улей у соседа, чтобы предаваться лени, как и ее супруг, и злая, т.к. размечтавшись о том, как будет наказывать своего будущего сыночка от непослушания и непочтения родителям, сгоряча даже разбила горшок с медом.
<hr />
Есть еще трудолюбивый и умный сосед, который охотно променял пчел (один улей) на двух коз.
Это был обычный мальчик, мечтающий о романтических рыцарских подвигах, о встрече с настоящей феей.А еще ему надоела школьная зубрешка, поэтому он и попросил у короля подземных жителей волшебное конопляное зернышко. Ну а потом он вырос и стал известным русским писателем Алексеем Константиновичем Толстым, который придумал Козьму Пруткова, написал «Князя Серебряного» и многое другое, а также такие известные повести, как «Упырь» и «Семья вурдалака».
Молодая царевна — главная героиня сказки Пушкина «О мертвой царевне»
Автор описывает ее рождение и взросление. Царевна в его описании предстает красавицей, у нее белая кожа, румяные щеки и черные брови.
При этом царевна очень спокойного характера, ни с кем не ругается, ни спорит, тихая и приветливая. При встрече с богатырями можно отметить и такие черты ее характера как застенчивость, скромность.
Все любят царевну за ее характер. Ее любит Чернавка, которой приказывают убить царевну, к ней по доброму относятся лесные звери и собака богатырей только увидев царевну, начинает ласкаться к ней.
Царевне, несмотря на происхождение не является ни белоручкой, ни капризной. Попав в дом к богатырям, она первым делом занимается уборкой.
Отметим умеренность в еде.
Также отметим, что царевна очень богата, и приданное у нее шикарное. Так что она была завидной невестой, любимой дочерью царя-отца.
Но царевна любит одного только Елисея и остается ему верна. Ей неприятно разочаровывать богатырей, но и обманывать их она не может.
Золотая рыбка в сказке представляется мне доброй волшебницей. В ясный солнечный день случайно попала она в сети старика. Уважительно попросила рыбака отпустить её к малым детушкам, пообещав исполнить любое желание. Старик по простоте душевной выпустил золотую рыбку, «твоего мне откупа не надо, плыви себе в синее море, гуляй там себе на просторе.» Зря рассказал рыбак своей старухе про диво-дивное. Стала старая его отправлять выпрашивать у рыбки новое корыто. Синее море слегка взволновалось, когда стал он кликать золотую рыбку. Рыбка удивилась, но просьбу исполнила. Стала с тех пор старуха старика донимать просьбами корыстными: то избу ей подавай, то барыней сделай, то царицей. С каждой просьбой всё сильнее волновалось море, а рыбка всё больше злилась. Но последнее желание старухи вызвало на море черную бурю, а невозмутимая рыбка молчанием ответила на желание старухи стать владычицей морскою, хвостиком вильнула и ушла в синее море. А ненасытная старуха осталась у разбитого корыта.
В этой семье было 4 женщины: Золушка, 2 её сводные сестры и мачеха. Имен мы из сказки не узнаем, только то, что одну из сестриц зовут мадмуазель Жавот, так к ней главная героиня обращается. И так охарактеризуем второстепенных героинь.
- Мачеха названа автором женщиной спесивой и дурного нрава. Ещё одна деталь важная: отец бедолаги не умер, а стал соглашаться во всем с новой супругой. Получается, что мачеха способна загнать под каблук мужа, сделать так, что отец ни разу не вступился за дочь, а, наоборот, ворчал в ответ на любые жалобы. Дочерей она балует. Достаточно вспомнить подготовку грандиозную к балу, то, что они, в отличие от нелюбимой падчерицы, совсем не занимались хозяйством.
- Про двух дочек Шарль Перро писал, что они очень походили скверным нравом на мать. Не только пользуются трудами сводной сестры, но и всячески её унижают. Причём делают это даже тогда, когда девочка в ответ могла бы им навредить. Например, она делает им прически для бала под язвительные комментарии о том, что нет места Золушке в приличном обществе. Делаем вывод: глупы сестры. Бал предстоящий для таких барышень событие: несколько дней накануне события не ели, порвали кучу шнурков, утягивая талию, напрягли толпу мастериц. Они преклоняются перед внешней красотой, перед более высоким рангом. Золушка преображенная вызвала у них щенячий восторг. С ними разговаривала знатная дама, понравившаяся принцу, она их угощала редкими фруктами! Событие для спесивых дурочек. После того как они узнали, что в их сестру влюбился принц, то они ей в ноги кинулись, умоляя о прощении. Так, по крайней мере, было в версии Шарля Перро. Персонажи, в которых не найти ничего привлекательного — одна глупость, тщеславие и капризы.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Порошинская
средняя общеобразовательная школа
Отрицательные
герои русских народных сказок
Проект
по литературному чтению
Соловьева
Дарья Алексеевна 3 класс
Шестакова
Екатерина Александровна
учитель
начальных классов
Порошино
2022
Оглавление.
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Вывод.
4. Используемая литература.
Введение
Я очень люблю русские народные
сказки! С раннего возраста мои родители читали мне их. Мне нравится, что все
сказки со счастливым концом и всегда добро побеждает зло. Но иногда мне было
страшно, когда злодеи совершали плохие поступки. Отрицательные герои вызвали у
меня особый интерес. Поэтому я задалась вопросом: «Зачем нужны злые герои в
русских народных сказках?»- и решила в этом разобраться.
Тема: Отрицательные герои русских народных сказок.
Объект исследования: герои сказок: Змей
Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга.
Предмет исследования: русские народные
сказки.
Цель: понять роль отрицательных героев в
русских народных сказках.
Задачи:
1. Прочитать русские
народные сказки;
2. Определить,
какие из героев отрицательные, почему;
3. Провести
анкетирование среди учащихся 1-4 классов;
4. Создать
презентацию для учащихся об отрицательных героях.
План работы
1. Чтение
русских народных сказок и выявление отрицательных героев.
2. Анкетирование.
3. Создание
презентации «Отрицательные герои русских народных сказок»
Гипотеза: мы предполагаем, что отрицательные герои играют большую роль в
русских народных сказках.
Ход работы
1. Чтение
русских народных сказок и выявление отрицательных героев.
Когда я прочитала русские народные
сказки «Змей Горыныч», «Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга и
ягоды», я выявила трех отрицательных героев – Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и
Баба Яга. Все эти герои совершают плохие поступки. Например, Змей Горыныч
воровал девушек, Кощей Бессмертный в сказке «Марья Моревна» обманул Ивана и
похитил Марью Моревну, а Баба Яга не помогла Ивану, она удерживала лучших
коней. А в сказке «Баба Яга и ягоды» Баба Яга была жадной и злой старухой.
В сказках положительные герои добрые и
добиваются справедливости. А отрицательные герои препятствуют этому. В этой
борьбе, конечно же, победит добро. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван
преодолел все трудности и спас Марью.
2. Анкетирование.
Когда я прочитала все выбранные сказки
и сравнила героев, я решила провести анкетирование и узнать у учащихся
начальной школы, что они знают про отрицательных героев. Для анкетирования я
придумала вопросы :
1. Выберите отрицательных героев русских
народных сказок.
А) Баба Яга
Б) Василиса Премудрая
В) Иван Царевич
Г) Кощей Бессмертный
Д) Змей Горыныч
2. В каких сказках живут выбранные
отрицательные герои?
А) «Марья Моревна»
Б) «Колобок»
В) «Баба Яга и ягоды»
Г) «Курочка Ряба»
3. Соедините героев и сказки.
Баба Яга «Марья
Моревна»
Кощей бессмертный «Баба
Яга и ягоды»
Змей Горыныч «По
щучьему велению»
Емеля
«Змей Горыныч»
4.Какого героя вы считаете самым злым?
5. Как вы думаете, зачем в сказках нужны отрицательные
герои?
Результаты анкетирования:
4. По результатам анкетирования я сделала
вывод, что многие учащиеся не совсем понимают, зачем нужны в сказках
отрицательные герои. Я решила сделать презентацию и показать ребятам отрицательных
героев в сравнении с положительными.
Вывод
Когда я выполнила всю работу, я пришла к
выводу, что без отрицательных героев сказка существовать не может.
Во-первых, в них происходит борьба
добра и зла: Кощей Бессмертный, Баба Яга – Иван-царевич; Змей Горыныч – богатыри.
Во-вторых, сказки учат добру,
заставляют читателя задуматься о справедливости.
И в-третьих, без отрицательных героев
сказка бы была неинтересной.
Использованная
литература
1. Афанасьев А.Н. Народные русские
сказки в 3-х томах.- М.,1957.
2. Русские народные
сказки. ИЧП «АВС» г. Самара
3. Русские народные
сказки. М. Гознак 1967.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
исследовательская работа
Отрицательные герои русских сказок
Номинация «начальные классы»
Выполнила: Хакимова Фарида,
ученица 4 класса,
Руководитель: Садыкова
Розалия Мирсаетовна,
учитель начальных классов
Туймазы, 2015
Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч |
4 |
I. 1. Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках |
6 |
I.2. Загадки Бабы Яги |
8 |
I.3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор |
12 |
Выводы по главе I |
14 |
Глава II. Практическая часть |
15 |
II.1. Образ Кащея Бессмертного в сказках |
15 |
II.2. Какая она Баба Яга |
15 |
II.3 В каких произведениях встречается Змей Горыныч |
17 |
Выводы по главе II |
18 |
Заключение |
19 |
Список литературы |
20 |
Понятийный аппарат |
21 |
Приложение |
22 |
Введение
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
«У чудищ» К.Д. Бальмонт
Сказка – ложь, да в ней – намек… Кто не знает эту народную мудрость? Русские сказки, былины, предания представляет огромную ценность, как для любителей истории русского народа, так и для ученых. Для русского человека, в первую очередь, именно сказка являлась сокровищницей мудрости, потому что она всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию, терпению.
Сказку на Руси любили всегда, причем не только дети, но и взрослые. Например, в летописях XII века имеется упоминание о том, как богатому перед сном «баяли», т.е. рассказывали сказку. По другим свидетельствам, артельщики, уезжая, часто брали с собой или нанимали уже на месте старуху, которая каждый вечер рассказывала им сказки, за что ей платили столько, сколько зарабатывали сами. Первые упоминания о сказках «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» появляются в рукописных сборниках XVI-XVII вв. В XVIII веке выходят первые печатные издания.
Русская сказка привлекла и писателей. А.С.Пушкин собирал, записывал и обрабатывал сказки своей няни Арины Родионовны. Жуковский В.А., Ершов П.П., Даль В.И., Афанасьев А.Н., Белинский В.Г. — также не остались равнодушны к этому жанру русского фольклора, они облекли сказку в новые литературно-поэтические формы. О происхождении имен сказочных злодеев споры шли всегда. Так, например Владимир Даль (1801-1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» связывал отчество самого знаменитого Змея с именем Горыня – «сказочный богатырь и великанище, который горы качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер», имя Кощея не со словом «кость», а с понятием «касть» («кась»), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова «пакость». В.Н. Демин в своей статье «Когда Кощей был «кочегаром…», наоборот, считает, что имя Кощея произошло от индийского Кашьяпы (бессмертное божество, земное воплощение Брахмы, который был хранителем бессмертного напитка. Знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги тоже в Индии, о чем и пишет в книге «Кто такая – Баба Яга?».
Мир сказок богат и разнообразен. Кого в них только не встретишь: тут тебе и Василиса Премудрая, и клубочек-навигатор, и щука говорящая.
Читая сказку, мы обычно сравниваем себя с положительными героями. Еще бы! Так здорово оказаться в тридевятом царстве, отыскать заветный дуб и сломать иглу, на которой «смерть Кощеева»… Вообще-то, существует такое выражение, что плохими не рождаются, а становятся. Выходит, Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч тоже были когда-то хорошими? Кто же они тогда на самом деле?
Доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы, стало основной целью нашей работы.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;
-
провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;
-
выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.
Для решения этих задач потребовались следующие методы исследования:
-
теоретический анализ прообразов сказочных героев;
-
проведение аналогии между отрицательными персонажами русских народных сказок и их прообразами;
-
опрос по теме работы среди учащихся.
Объектом исследования являются русские народные сказки, статьи о происхождении сказочных героев.
Предметом исследования являются сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.
Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.
Актуальность работы обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.
Глава I. Сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч
I. 1 Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках.
Кощей Бессмертный – богатырь?
Открывает галерею отрицательных персонажей русских народных сказок Кащей (Кощей) Бессмертный. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи старик. Кстати, по свидетельству некоторых историков, он как две капли вода похож на инопланетянина, некогда жившего на Земле.[1] . Чаще всего добрым нравом такие существа не отличались, вот и заслужили дурную славу. Эта версия и сама больше похожа на сказку, но кто его знает…(Приложение 1)
Образы Кощея Бессмертного в русских народных сказках не похожи один на другой: то он царь, то всадник на говорящем коне, то пленник, триста лет пробывший в заточении (причем ему достаточно выпить три ведра воды, чтобы обрести неимоверную силу и разорвать двенадцать цепей), то чародей, колдун, военачальник, который пришёл жечь русские города.
Кроме всего этого, существует еще одна малоизвестная сказка «Про Кощея — богатыря», в которой первый русский богатырь (пока еще не Кощей) освободил невольников из вражеского плена, но князья предали его, и богатырь потерпел поражение на гороховом поле. Он схвачен в плен, закован в цепи и посажен в башню. Прошли годы, о богатыре давно не помнят не только друзья и враги, но и он сам стал называться Кощеем («пленником»), так как забыл своё имя. Наконец-то цепи проржавели и дали ему свободу. Выйдя из темницы, он подчинил себе армию врага и завоевал при помощи нее чужеземные города. А затем пошёл войной на Русь, чтобы отомстить за предательство. Выходит, это русские князья виноваты в том, что русский витязь превратился в Кощея Бессмертного.
Мифологический прототип Кощея
Интересно, что в большинстве русских народных сказок у Кощея нет детей, впрочем, как и у других злодеев (дабы не распространять зло), но кое-где в качестве его дочери фигурирует Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая, которая выведывает секрет смерти отца, таящийся на острове Буяне, и рассказывает его своему возлюбленному. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке лишний раз доказывает, что прообразом Кощея является мифологический Змей, связанный с Мировым древом (кстати, знания о Мировом дереве заложены в нас со времен язычества, наряжая елку на Новый год, мы уже даже и не ведаем, что дерево у древних славян было символом устройства мира), у которого находится Мировое яйцо, снесенное уткой. Смерть Змея означает конец старому миру и начало нового, космического мира. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце. [2]
Что общего между Кощеем и кочегаром?
Имя «Кощей» было хорошо известно на Руси, им иногда называли мальчиков, и означало оно, по одним источникам, «бессмертный, воскресший», а по другим, – «раб, пленник». Кстати, в «Слове о полку Игореве» имя кощеево упомянуто дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.[4] В русских народных сказках Кощеем зовут тощего человека («кость» , т.е. «мешок с костями»).
Владимир Даль (1801-1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» связывал имя Кощея не со словом «кость», а с понятием «касть» («кась»), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова «пакость». Отсюда и «мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё» и т. п..[5, c 456]
Но в словах «кость» и «касть» нет шипящего звука на конце, поэтому можно предположить, что имя Кощея связано со словом «кош» («бессмертный, воскресший»).
Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем «хранитель казны» (помните, у А.С.Пушкина: » Там царь Кощей над златом чахнет…»). Читается это слово как «кошьягара» или даже «кочагара», что роднит его с русским «кочегар», может быть, означающим не только того, кто подбрасывает уголь в печь, но и того, кто им заведует.
Если это так, то почему же тогда Кощей бессмертен? Ответ на этот вопрос можно отыскать в других источниках. По мнению В.Н.Демина Кашьяпа — бессмертное божество, земное воплощение Брахмы, который был хранителем бессмертного напитка, а зловещность — это обычный результат позднейшей демонизации.[6, с.89]
Выходит, что ничего ужасного в образе Кощея Бессмертного нет.
Как бы то ни было, но на Руси было принято отмечать Кощеев (Касьянов) день каждый високосный год 13 марта.
I. 2. Загадки Бабы Яги
Откуда взялась Баба Яга?
Это страшная особа, —
Из глазищ пылает злоба,
Мысли чёрны, речь бессвязна,
И обличьем безобразна…
Для чего скажи, о Боже!
В мире жить такое может?
Л.Ф. Котов
Какая же она безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась? (Приложение 2)
По одной из версий, Баба Яга – умершая родственница, которой было принято пугать детей. Дело в том, что древние славяне хоронили усопших не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу[7, с.131].
В славянской мифологии существовала версия о трех мирах: Яви (мир земной, настоящий), Нави (мир предков, духов), Прави (закон, созданный Дажьбогом, воплощение правды и мудрости). Так вот именно Баба Яга, по утверждению предков, была проводником между миром мертвых (царство Кощеево) и живых (люди), по той же версии, имя Яга следует расшифровывать так: «я» — творческое начало в человеке, «га» — движение. [8, с.4]
Гипотез о происхождении этого образа, оставшегося лишь в русских народных сказках, много. Так, например, в «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов, которые считаются первыми обителями в районе нынешнего Туапсе, свои жилища они строили на воде (отсюда «куриные» ноги — сваи) и были кровожадными и свирепыми воинами, кроме этого, ели людей.
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает. А в Индии таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Доказывая свою точку зрения, А.Подъяпольский делает упор и на то, что у индусов издревле существует философское учение – йога, поэтому высказывает мнение, что слово «яга» в русском языке могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.[9]
Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, которая представляет собой предмет цилиндрической формы, удивительно напоминающий контуры современной ракеты. Полёт Бабы Яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали» [10].
Почему Ягу Ягой называют?
Первая часть имени «Баба» указывает на то, что старушке не один десяток лет. Что касается второй части, то этот вопрос до сих пор остается открытым.
В словаре В.И.Даля, например, ягой названа женская одежда, напоминающая халат с «воротником. Шьётся из тёмных тканей, шерстью наружу, но, скорее всего, что это никак не связано с образом Бабы Яги. Хотя в славянской мифологии такая одежда обычно носилась чародеями из подземного мира или нечистью. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы Яги[11, с.232].
Еще одна версия, имеющая право на существование: Баба Яга – королева племени людоедов ягга из Центральной Африки. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица. [12, с.24] Но такое возможно вряд ли, потому что в русских сказках образ Бабы Яги появился намного раньше XVII века.
Так, может быть, тогда Ягу Ягой называют потому, что сборщика податей при монголах назывался Бабай — Ага. Произнесите это имя быстро. Вот вам и Баба Яга! Страшная и беспощадная, обирающая до нитки, такой можно и детей попугать.
Нам, например, ближе другая гипотеза: жила на Руси покровительница детей-сирот, прекрасная, молодая, добросердечная, почитаемая всеми Йогиня-матушка, которая объезжала на огненной колеснице землю и собирала повсюду несчастных, беспризорных детей-сирот. Ни один город не остался без ее внимания, а узнавали ее жители по нарядным сапожкам, которые были украшены прекрасными золотыми узорами. Потому и называли ее Йогой Златой ногой. Когда она появлялась, от нее исходила излучающая доброта и нежность. Бабу Йогу очень любили не только дети, но и взрослые. И как только она заезжала в любой город, ей сразу же показывали, где живут дети-сироты. Детишек она отвозила в свой предгорный скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор. Жила Йога в летающем доме, из-под которого курился дым, а ночью он светился. Её дом был малых размеров, зато внутри он был огромным. На подворье у неё жило много разных существ из разных миров — жить и нежить. По этой причине имя Йога переводится как слияние миров и вместилище мудрости. Йогиня-матушка заботилась о детях-сиротах, как настоящая мать, и проводила их через огненный обряд, который посвящал их Древним Высшим Богам.
Чужестранцы, случайно забредавшие в чащу, где жила Баба Йога, и присутствовавшие на обрядах, в дальнейшем, не понимая всего таинства обряда до конца, искажали до неузнаваемости в своих рассказах образ Йоги-Матушки, они повествовали о якобы злой старухе, которая бросает беззащитных детей-сирот в огненную печь. Вот так образ доброй, молодой и любящей детей Йогини превратили в злую старуху, изменив имя на — Баба Яга[13, с.138].
I.3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор…
Еще один неотъемлемый персонаж русской народной сказки – Змей Горыныч. Это многоголовое чудо, обладая достаточно большой массой тела, умеет хорошо летать. Еще одна важная его особенность – то, что Змей хорошо «чует русский дух», говорит и умеет извергать огонь из открытой пасти. (Приложение 3)
Интересно, что больше ни один отрицательный персонаж в сказках не имеет отчества, а у этого чудища оно есть. Так откуда все-таки у Змея взялось такое забавное отчество? Скорее всего, что оно указывает на его происхождение (например, Попович — поповский сын, Муромец – выходец из Мурома). Вполне возможно, что Горыныч – житель гор, а может, отец его был Горыней? В словаре В.И.Даля читаем: «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич и сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею или жителям гор, вертепов, пещер» [14,с.147].
Интересен и тот факт, что в глубокой древности Змеем Горынычем называли бурю со смерчами.
Возможно, это и так, но существует и другая версия о том, что во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем. Было у этого варяга два сына – вот вам и три головы, иногда выглядывающие из-за частокола. Может, это и выдумка, но на реке Горыни, среди болот до сих пор есть остров, который называют Змеиное поселище[15].
Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь. Славяне, ранее не видевшие такого, принимали огневые установки с летящими на них горящими снарядами за живого огромного и невиданного зверя, скорее всего, многоголового змея (Змий или Змей на Руси издавна был олицетворением зла). Позже монголы стали наполнять свои снаряды нефтью, которая, как известно, практически не впитывается в землю, а покрывает ее пленкой, губительной для всего живого. Разве эта версия не находит отражение на страницах народных сказок, где из отрубленных змеиных голов вытекает черная кровь, которую не хочет принимать земля русская?
А вот ученые-биологи отыскали в лесах жука-бомбардира, который выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов, причем состав ее близок к современному ракетному топливу. Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими [17].
Так, может, Змей Горыныч – реальное существо, увиденное когда-то нашими предками?
Выводы по главе I
Много источников, которые объясняют происхождение этих отрицательных героев. Мы просмотрели некоторые из них.
Существует еще одна малоизвестная сказка «Про Кощея — богатыря», в которой первый русский богатырь (пока еще не Кощей) освободил невольников из вражеского плена, но князья предали его, и богатырь потерпел поражение на гороховом поле. Он схвачен в плен, закован в цепи и посажен в башню. Прошли годы, о богатыре давно не помнят не только друзья и враги, но и он сам стал называться Кощеем («пленником»), так как забыл своё имя. Наконец-то цепи проржавели и дали ему свободу. Выйдя из темницы, он подчинил себе армию врага и завоевал при помощи нее чужеземные города. А затем пошёл войной на Русь, чтобы отомстить за предательство. Выходит, это русские князья виноваты в том, что русский витязь превратился в Кощея Бессмертного.
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает
Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь.
Глава II. Практическая часть
II .1 Образ Кощея Бессмертного в сказках
Я прочитала несколько сказок, где встречается Кощей Бессмертный. Во всех сказках Кощей Бессмертный – это обязательно злой персонаж.
выражается мир зла и насилия.
Из сказок известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В сказке Кощей всегда кого-нибудь похищает, разлучает детей с матерью или Ивана — Царевича с невестой, тем самым причиняя боль людям. Практически всегда в бой с Кощеем Бессмертным вступает Иван – Царевич. И именно Иван – Царевич всегда выходит победителем. Сказаний про Кощея очень много, и во всех них он является абсолютным злом, и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня и так далее. В разных сказках Кощей умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей — олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.
Таким образом, мое исследование показало, что Кощей причиняет людям только боль и страдание, а такой персонаж в сказке не может быть положительным героем (Приложение 4)
II .2. Какая она Баба Яга
Бабы-яги — Похитительница. Считается, что это один из самых распространенных образов Бабы-Яги. Однако мы смогли найти в сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева только две такие сказки. Так в сказке «Терешечка», где она предстает в образе ведьмы Чувилихи, Яга похищает мальчика: «Она его схватила да в куль, и помчала…» А в одной из самых известных сказок «Гуси-лебеди» она заставляет заниматься воровством детей своих домашних животных: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали».
Это уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.
Есть еще одна сказка, в которой Баба-яга предстает в таком же виде. Это сказка«Баба-яга и Жихарь». Жихарь – это дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Здесь он представлен в виде «младшего брата», который иногда не слушается старших и попадает в неприятности.
«Баба Яга»
«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»
Баба-Яга – костяная нога
Отрицательный, так как хотела съесть девочку
«Баба Яга и Заморышек»
«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»
Баба-Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)
Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев
«Марья Моревна»
«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»
«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»
Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»
Баба-Яга – золотая нога .Отрицательный, так как билась с богатырями
Баба-Яга персонаж не отрицательный, впрочем, и не положительный.
1- Баба Яга- злая.
-
Она всем вредит.
-
Создает на пути трудности.
-
Похищает детей.
-
Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.У неё страшный вид.
Несмотря на все отрицательные качества, Баба-яга по-прежнему остается одним из самых любимых и популярных героев русских народных сказок, так как любой человек пытается найти крупицу прекрасного даже в самом безобразном существе.
II.3 В каких произведениях встречается Змей Горыныч
-
Народная былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
-
В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
-
В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
-
В стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей Горыныч» Змею наскучила прежняя жизнь и он решил исправиться.
-
В стихотворении Николая Гумилёва «Змей» он является правителем Лагора, который, обернувшись Змеем, похищает девушек, чтобы унести их к себе во дворец.
-
В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Змей Тугарин» он также обладает свойствами оборотня и, оборотясь в певца, поёт на пиру у князя Владимира.
Многие храбрецы сказаний сталкивались с Горынычем, и многие искатели сокровищ пытались заполучить его богатства, но так никто и не заполучил сокровищ чудовища. Он не раз уносил в свои пещеры красивых дев русских, но всегда находились люди, которые освобождали красавиц из плена злодея. Например, похитив Забаву, племянницу князя Киевского, он своим поступком нарушает священный договор с богатырём, и уносит забаву в свои хоромы. Но из когтистых лап змея, Забаву освобождает храбрый Добрыня Никитич – Витязь русский. (Приложение 6)
Выводы по главе II
Прочитав русских сказок мы еще раз убедились, что герои которых мы выше охарактеризовали и вправду оказались отрицательными. Но конечно есть сказки в которых Баба Яга является положительной. Несмотря этому перед нашими глазами стоит страшная, беззубая старушка из леса. Они все когда-то были положительными и у них были прототипы
Заключение.
Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Вполне возможно, что у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы, и мы доказали это.
В ходе исследования по данной теме, мы решили ряд задач:
-
изучили дополнительную литературу и источники по данной теме;
-
провели исследование прообразов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;
-
выяснили причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.
Все это позволило лучше понять происхождение сказочных злодеев, привлечь внимание к данной теме и сделать вывод о том, что для большинства читателей русских народных сказок образы Кощея Бессмертного, Бабы Яги и Змея Горыныча остаются отрицательными. С целью углубленного изучения образов сказочных героев хотелось бы в дальнейшем продолжить работу по изучению русских народных сказок.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы, подтвердилась.
Значит, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.
Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.
Список использованной литературы
1. Родословная Кощея Бессмертного/http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html
2. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010
3. В.Н.Демин. Когда Кощей был «кочегаром». — М.: Литература, 2003
4. А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.
5. С. Казиник. Баба Яга – кто это?/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48286/
6. И.Мельник. Почему Баба Яга и Змей Горыныч превратились в отрицательных персонажей?/http://www.bolshoyvopros.ru/questions/103658-pochemu-baba-jaga-i-zmej-gorynych-prevratilis-v-otricatelnyh-personazhej.html
7. Семь фактов о Кощее Бессмертном/http://russian7.ru/2012/11/7-faktov-o-koshhee-bessmertnom/
Понятийный аппарат
Коще́й Бессме́ртный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть Кощея»[2].
Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск.jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba[4] «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba)[5][6] — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье[1]. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя[7]. Помимо русских встречается в словацких[8] и чешских[9] сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских земляхКаринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.
Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор.цмок)[1], змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей)[2].
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
сказки |
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ |
||||
Место проживания |
Как выглядит |
есть ли у Кощея друзья |
Что сделал плохого |
Что сделал хорошего |
|
Иван-Быкович |
Подземелье |
Старик, длинные ресницы, густые брови, глаза закрывают |
Нет |
Заставил Ивана Быковича привезти ему Царицу Золотые кудри |
Ничего |
Кощей Бессмертный |
Огромный дом |
Сильный, его меч весит 500 пудов |
Нет |
Украл мать Ивана Царевича |
Ничего |
Марья – Моревна |
Дом |
Порвал двенадцать цепей, набрав силы из трех ведер воды |
Нет |
Украл у Ивана Царевича Марью — Моревну |
Ничего |
Царевна – лягушка |
Палаты белокаменные |
Обладает волшебной силой |
Нет |
Украл у Ивана Царевича Василису Премудрую |
Ничего |
Приложение 5
Приложение 6
16