Страница 10 из 35
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.
Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.
Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
Вопросы и задания
1. Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ Л. Толстого? Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения рассказа? Опишите их.
Сначала было жаль уставшего лебедя, который отбился от стаи и ночевал один на морских воднах. Но он отдохнул и поспал, а значи набрался сил. Я верю, что он сможет продолжить свой путь.
2. Попробуйте составить план рассказа. Для этого:
• разделите текст на смысловые части;
• определите основную мысль каждой части;
• озаглавьте их.
План:
1. Дорога в тёплые земли.
2. Лебеди устали.
3. Одинокий лебедь на море.
4. Восход.
5. Снова в путь.
3. Запишите получившийся план в тетрадь.Сравните его с представленным ниже планом:
• Тяжёлый перелёт через море.
• Молодой лебедь отстал от своих товарищей.
• Молодой лебедь один в море.
• Одинокий перелёт.
План:
1. Дорога в тёплые земли.
2. Лебеди устали.
3. Одинокий лебедь на море.
4. Восход.
5. Снова в путь.
4. Объясните, почему в третьем предложении писатель использует повторы.
Писатель использует повторы, чтобы показать, как долго летели лебеди.
0
Толстой «Лебеди»: какой отзыв для читательского дневника написать?
Какой отзыв написать в читательский дневник о рассказе Льва Толстого «Лебеди»?
Лев Толстой «Лебеди». Что написать в читательский дневник?
1 ответ:
2
0
Рассказ Льва Толстого «Лебеди» крохотный, но очень трогательный, познавательный и поучительный. В нем мы знакомимся со стаей лебедей, которая дружным строем летит туда, где будет тепло зимой.
В центр повествования автор поставил молодого лебедя, он и является главным героем рассказа. Поскольку он был молод и слаб, то пришлось ему отделиться от сородичей и спуститься к морю. Мне было очень жаль обессиленного лебедя, который вынужденно сел на воду и с тоской наблюдал за уносившейся стаей.
Лебедя прикачали волны и он задремал, а наутро проснулся и почувствовал прилив сил. Недолго думая, он собрался с силами и взмыл в воздух. Ему предстоит преодолеть в одиночку длинный путь, а если повезет, то и догнать стаю.
Главная мысль рассказа заключается в том, то никогда нельзя сдаваться, даже если кажется, что нет сил или возможности продолжать начатое дело. Не отступать и всегда стремиться вперед — вот чему учит нас автор.
Если вы еще не знакомы с рассказом «Лебеди», то поспешите прочитать его — получите удовольствие.
Читайте также
Рассказ Николая Сладкова «Медведь-дармоед» показался мне интересным и познавательным, а повествуется в нем о встрече автора-рассказчика с медведем в лесу.
В рассказе всего двое главных героев: рассказчик и медведь, который грозно рыкнул на человека. Автор собирал дары леса в кузовок, но встреча с мишкой его испугала, поэтому он бросил наполненные кузовки и сбежал. Через время он вернулся на место встречи и обнаружил, что ягод и грибов нет, а кузовки остались лежать на земле. Мишка слопал лесные дары и видимо, был очень доволен, что ему не пришлось долго бродить в поисках ягод.
Основной смысл произведения заключается в том, что нужно быть человеком наблюдательным и любознательным. И тогда можно будет увидеть все тайны природы. Рассказ учит нас, что нужно наблюдать за животными, стараясь не вмешиваться в их жизнь. Кроме того, автор предостерегает нас от необдуманных действий в лесу. Встреча с хищником может быть опасна, поэтому лучше вовремя ретироваться, чем вступать в бой с медведем за ягоды и грибы.
Н. Сладков «Тень», отзыв к рассказу:
Я с интересом прочел рассказ «Тень». В нем писатель рассказывает о своей прогулке по лесу. Ему повезло, он на полянке наткнулся на медвежонка, несмышленыша, который играл со своей собственной тенью. Медвежонок не знал, что такое тень и думал, что она на него хочет напасть, поэтому он кусал ее, ловил лапой. Автор интересно описывает повадки и поведение медвежонка, не упуская ни малейшей детали.
После прочтения рассказа тоже захотелось пойти прогуляться по лесу и увидеть что-нибудь необычное. Всем рекомендую прочитать рассказ «Тень», он интересный и легко читается.
Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.
Рассказы Виктора Астафьева — это всегда уроки отзывчивости и доброты для молодого поколения читателей.
Рассказ «Бабушка с малиной» — не исключение. Читатель знакомится с главной героиней — пожилой женщиной, которая собрала ягоды, но растеряла их и очень сильно расстроилась.
К счастью, нашлись отзывчивые люди, которые призвали окружающих помочь старушке и набрали опять ягоды.
Писатель призывает людей быть более милосердными, не проходить мимо чужого горя, а стараться помочь человеку, который оказался в беде. Особенно если речь идет о пожилом человеке. Ведь так мало надо сделать для того, чтобы человек просто улыбнулся.
<hr />
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем интересный сюжет, он учит нас добру.
Рассказ Юрия Нагибина «Эхо» мне очень понравился, поскольку он имеет занимательный сюжет, а читается на одном дыхании. Повествуется в нем о двух детях, которые познакомились, а затем подружились в Синегории.
Главные герои произведения — мальчик Сережа и девочка Викторина, каждый из которых имел свое увлечение. Сережа собирал камушки, а Витька — коллекционировала эхо. Девочка повела приятеля в горы и показала ему эхо с разными голосами.
А далее случилось происшествие, которое рассорило детей. Однажды группа мальчишек подсмеялась над Витькой, а Сережа не вступился за подружку. Девочка убежала, а затем наградила его словом «трус» и больше не захотела с ним общаться.
Поведение Сережи мне не понравилось, он показал себя трусливым человеком и предал дружбу. Позже Витька простила его, но дружба не возобновилась и дети разъехались.
Рассказ учит нас ценить друзей, выручать их из беды, защищать от нападок недоброжелателей и никогда не бросать в сложных ситуациях. Сережа предал свою подругу, но новых друзей так и не приобрел. Найти настоящего друга в жизни очень трудно, а потерять — легко. Автор призывает нас учиться дружить, беречь друзей и помнить, что потерять друга — это потерять часть себя.
Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Красный Луч
Введение……………………………………………………………………. |
3 |
Основная часть…………………………………………………………….. |
5 |
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока…….. |
12 |
Список литературы ……………………………………………………….. |
13 |
Приложения ……………………………………………………………….. |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе, глубокий философ и тонкий психолог.
Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для обучающихся всех классов.
Вся его жизнь была посвящена поиску истины, справедливости, принципов служения Человеку. Своими словами, мыслями и делами он стремился искоренить существовавшее в мире неравенство, социальную несправедливость. Своим писательским талантом призывал мир совершать добро, любить друг друга, чаще заглядывать в свое внутреннее «Я» и задавать множество вопросов, ответы на которые пробуждают Совесть и ведут к духовным истокам.
Для героев произведений Толстого – духовная жизнь, прежде всего. Вероятно, поэтому люди разных стран и разных континентов читают Толстого, черпая из них уроки нравственного совершенствования. Не имеет значения, какой ты нации, какого цвета кожа или разрез глаз: Толстой понятен всем, без исключения. Дух в его произведениях един и зрим. Можно с полной уверенностью сказать, что произведения великого писателя являются ценным подспорьем в духовно-нравственном образовании молодежи.
Чтение книг Толстого доставляет не просто наслаждение, но главное, в них черпаешь ту духовную силу, которая способствует очищению, ведет к разговору с самим собой, с собственной совестью.
Творчество писателя Л.Н.Толстого занимает особое место как в детской литературе, так и в отечественной литературе в целом. В этом определяется актуальность изучения трудов и работ этого писателя. Актуальность проблемы определяет тему методической разработки урока по литературному чтению, а именно «Л.Н.Толстой “Лебеди”».
Цели методической разработки:
- Совершенствовать умение воспринимать и передавать содержание произведения, навыки беглого осознанного выразительного чтения.
- Способствовать созданию условий для развития устной речи учащихся, мышления, внимания, образного восприятия, совершенствования умения обобщать и систематизировать материал.
3. Ввести детей через литературу в мир природы, нравственных ценностей. Воспитать нравственные качества, способствовать воспитанию эмоциональной культуры. Осуществлять экологическое воспитание.
Тип урока – урок изучения нового (изучение и первичное закрепление новых знаний, исследовательская работа).
Методическая разработка урока состоит из введения, основной части, включая разработку сценария урока по литературному чтению, список использованной литературы и приложения, общий объем – 11 страниц.
Основная часть
Для реализации методической разработки урока по литературному чтению подготовлен сценарий урока по теме «Л.Н. Толстой “Лебеди”».
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; отработать навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать художественному чтению произведения, умению выполнять аналитико-синтетические упражнения с текстом.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении теста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деяельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества Л.Н. Толстого.
Для практического применения методической разработки формируется материально-техническое обеспечение урока: «Зонт настроения», портрет Л.Н.Толстого, презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого», сигнальные карточки, иллюстрация «Лебеди», таблица по методу «Пресс», опорная таблица «Слова-названия чувств», конверты с заданиями, таблица «Я…», лебеди-оригами, бейджики с названием группы, выставка книг.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие гостей. Настрой на урок.
— Ребята, сегодня утро встретило нас не очень приветливо – на улице холодно и сыро. Ну, а погодой в нашей душе можно руководить. Сейчас мы раскроем «Зонт настроения» и почувствуем, что всех нас в душе согревает маленькое солнышко – наше сердце (Один ученик с зонтом проходит между рядами).
Пускай ненастья и невзгоды
Не портят нам в душе погоду.
— Кто готов работать в паре? Всем коллективом?
Развитие речевого аппарата
— Чтобы наша речь была более четкой, сделаем речевую зарядку. И в этом нам поможет скороговорка:
Как у нас погода размокропогодилась,
На дворе подворье все поразмокло.
Проговариваем:
- медленно хором с опорой на текст,
- с ритмическим рисунком,
- в паре «по секрету»,
- весело, как «тарахтелку».
Сообщение темы, целей. Мотивация учебной деятельности.
— Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.
— Ребята, вы объединились в 4 группы.Чего ждете вы от урока?(Ответы детей)
— Сегодня мы поработаем над формированием навыков беглого выразительного чтения, будем учиться высказывать свои мысли, размышлять. Мы продолжим знакомство с выдающимся писателем Львом Толстым.
Рис. 1. Портреты Льва Николаевича Толстого
Просмотр презентации «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».
— Что нового вы узнали о жизни писателя? Что запомнили?
Вступительное слово учителя.
— А наблюдали ли вы когда-нибудь затем, как птицы отправляются в теплые страны или возвращаются из дальних странствий?
— Хотите узнать?
— Птицы отправляются в дальний путь по-разному: мелкие – стаями, утки выстраиваются прямой линией, гуси – «вереницей», журавли – «ключом». О том, как тяжело приходится птицам во время полетов мы узнаем из истории, рассказанной замечательным русским писателем Л.Н. Толстым. Рассказ называется «Лебеди».
— А какие рассказы Л.Толстого вы уже читали? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка» и др.)
Первичное восприятие и осознание нового материала, исследовательская работа.
- Группа «Исследователей» Представляет дополнительную информацию о лебедях.
(Выступают члены группы)
1 обучающийся
– Вы помните, в кого превратился гадкий утенок? Правильно, в прекрасную белую птицу – лебедя!
Действительно, лебеди – сказочно красивые птицы. Какие у них длинные шеи! Как легко и плавно скользят они по воде.
2 обучающийся
— На территории России живет три вида лебедей: лебедь-шипун, лебедь-кликун и малый лебедь. Самым красивым считается шипун. Его вес превышает 13 кг. Размах крыльев – до 2,5 метров. Клюв по длине равен голове, он красный с черным выростом у основания.
3 обучающийся
— Лебеди поздно становятся взрослыми. Они надевают белоснежный наряд только на третьем году жизни. Живет лебеди до 30-40 лет. Питаются растительной и животной пищей.
4 обучающийся
— Лебедь-кликун славится своим голосом, те, кто его слышали, говорят, что он напоминает приятный звон серебряного колокола.
5 обучающийся
— Лебедь-шипун неповторимым певучим звуком крыльев, который слышится во время полетов.
6 обучающийся
— Лебедь – символ верности. Поэтому лебединые пары живут на протяжении 30-40 лет. Перелеты этих птиц – один из великих ритмов природы.
Просмотр видео №1 «Лебеди летят на юг».
2. Члены группы «Литературная» объясняют значения слов и выражений
Стадо в значении стая – группа животных одного вида (птиц, рыб, собак), держащихся вместе. Например: оленьи стада, стая волков, стая рыб.
3. Инсертное чтение
— У вас на парте лежит текст. Это дополнительные сведения об этих птицах. Прочитайте его, сделав следующие пометки.
« V » – это я знаю
« + » — я этого не знал (новая информация)
« — » — я думал иначе
« ? » – не понял, есть вопросы
(Обсуждение, вопросы и ответы).
4.Чтение с учителем.
– Внимание! Сигнальная карточка – рыба, читаем вместе.
5.Обмен впечатлениями.
— Используя опорные таблички на партах, скажите, какие чувства вызвал у вас рассказ?
— Посмотрите на фото, полюбуемся им под чарующие звуки моря (запись шума моря).
Рис.2. Лебедь на воде
6. Повторное перечитывание.
— Дети, давайте повторно перечитаем текст, подготовимся к «погружению» в содержание.
— Куда летели лебеди?
— Каким был перелет?
— В каком порядке летели лебеди?
— Почему старые лебеди летели впереди птичьей стаи?
7. Физминутка
— Представим, что мы — лебеди. Наденем «маску» и полетим (дети представляют себя лебедями).
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Снимаем «маску», мы снова ученики.
Работа в группах. Выборочное – поисковое чтение.
— Сейчас каждая группа займется поисковой работой. Ровно через 1 минуту вы должны представить ответ на вопрос из конверта №1.
«Литературная» — зачитать отрывок, где описывается, куда летели лебеди.
«Исследовательская» — описание расположения птиц во время полета.
«Экологическая» — описание того, как море приняло нежданного гостя.
«Проектная» — описание причины того, почему молодой лебедь остался один.
(Ответы групп)
8. Самостоятельное чтение с целью подготовки к методу «Пресс».
На чтение 3 минуты.
— Как показано море в рассказе, это друг или враг лебедя?
— Правильно ли поступили вожаки стаи, что оставили лебедя?
— Как вы думаете, что случилось с лебедем, он остался жив или погиб?
9. Выступление «Экологической» группы.
— Экологическая группа подготовила нам фрагмент видеозаписи перелёта лебедей, а также рассказ об охране птиц.
(Выступление членов группы)
Просмотр видео №2 «Лебеди над морем».
10. Определение основной мысли рассказа.
— Как автор относится к главному герою?
(Сочувствует, тревожится за него, сопереживает)
— Какая же основная мысль рассказа?
(Высказывания детей)
— Писатель пытается донести до нас, что животные, так же как и люди, испытывают усталость, боль, одиночество и изо всех сил пытаются бороться за свою жизнь. Люди должны беречь природу, охранять флору и фауну.
11. Проектная творческая деятельность. Зачитывание учащимися «Проектной группы» мини-концовок к данному тексту.
Вариант №1
Когда над горизонтом показались первые лучи солнца, взмахи крыльев лебедя были уже сильнее и увереннее. Лебедь летел вперёд, туда, где его ждала лебединая стая.
Вариант №2
Ветер легонько погонял отдохнувшего лебедя. Заря окрасила его в розовый цвет. Крылья лебедя легко взлетали вверх. Впереди его ждала родная сторона.
12. Заключительное слово учителя.
— Жизнь –самое ценное, что есть у нас, нужно её беречь. Нужно помогать друг другу в трудную минуту. И помнить, что природа беззащитна и ждет нашей помощи.
Итог урока. Рефлексия – технология «Микрофон», с использованием таблицы «Я…».
— Что дал вам этот урок? (
научился…
умею…
Я помог…
узнал…
благодарю…
— А я благодарю вас за умение сотрудничать и сопереживать.
Оценки: за творчество -,
за активность -,
за подготовку дополнительного материала -,
за работу по экологическому направлению -.
Каждому ученику на память об уроке дарится сувенир – лебедь-оригами.
Домашнее задание
— Откройте конверт №2 и вы ознакомитесь с домашним заданием для вашей группы.
— У кого есть вопросы?
— Урок закончен, спасибо!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
- Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала, так как рекомендуются задания, которые можно выполнять в паре, в группе, с помощью учителя.
- Реализация системно-деятельностного подхода, активизация познавательной деятельности каждого учащегося, формирование мотивации к достижению результатов. Рекомендации направлены на формирование способов практической работы с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Задания нацелены на формирование не только внутрипредметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
- Формирование информационной грамотности: различные способы передачи информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
- Стимулирование детского творчества, формирование умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании
- Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
- Обеспечение социализирующей функции, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
- Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».
Список использованной литературы:
- Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / Гл. ред. Е. Шубина. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 636 с.
- Басинский П. В. Лев Толстой. Свободный человек. — М. : Молодая гвардия, 2017.
- Дзержинский Ф. Я., Васильев Б. Д., Малахов В. В. Зоология позвоночных. — М.: Академия, 2013. — С. 307. — 464 с.
- Коблик Е. А., Редькин Я. А., Калякин М. В. и др. Полный определитель птиц европейской части России. В 3 частях / Под общ. ред. М. В. Калякина. — 2-е изд., доп. — М.: Фитон XXI, 2014.
- Л. Н. Толстой. Рассказы и сказки / Все лучшие сказки. – Издательство Росмен, 2014 – 144 с.
- Сказки Льва Николаевича Толстого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/tolstoyln/tolstoyln.php
- Тамбиев А. Рекордные маршруты пернатых // Наука и жизнь. — М., 2010. — Вып. 184, № 10.
- Темплэр Л. Планета людей: природа и человечество — великая история борьбы. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Презентация «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», автор М.Касаткина, ученица 4 класса, МОУ СОШ №1, г.Камешково Владимирской области.
- Видеоролик «Лебеди летят на юг». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vmSjEFxIaJQ
- Видеоролик «Как взлетают лебеди». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ulDN8buIirA&t=11s
- Видеоролик «Лебеди над морем». Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=mfdmDlZepqs&t=209s
- Портреты Льва Николаевича Толстого.
Конспект урока по литературному чтению
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ№7 г.Лениногорска»РТ
Князькиной Татьяны Ивановны
Тема урока: Л. Толстой. Рассказ «Лебеди»
Цель и задачи урока:
Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
Задачи:
Предметные:
-
закрепление понятие художественного текста,
-
закрепление понятия научно – познавательного текста,
-
формирование навыков сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
-
наблюдение за языковыми средствами, развитие критического мышления,
-
развитие навыков чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
-
создание условий для усвоения нравственных идей (об отношении к природе);
-
осмысление мира, как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Метапредметные:
-
создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
-
создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
-
способствование развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
-
помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности,
-
воспитание нравственных ориентиров через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
-
воспитание умений работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.
Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
Оборудование:
-
аудированный текст,
-
музыкальный фрагмент: П.И. Чайковский «Лебединое озеро».
Ход урока
1.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке всё для нас,
За работу, в добрый час!
II Подготовка к основному этапу занятия
3.-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. А о ком мы будем читать, вы должны догадаться. Загадка:
Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает. (Лебедь)
. — Внимание на экран.
— Что вы видите на экране?
– Это картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год. (слайд 5)
– Кто является героями этой картины? (Лебедь) Что вы можете рассказать об этих птицах? (3 человека читают стихи)
1. Есть птица красивая очень на свете,
Название — лебедь имеет она,
Не встретить прекрасней еѐ на планете,
Она из чудесного будто бы сна,
И вид лебедей – как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку, и пруд .
2. Степенные, яркие, нежные птицы,
В почѐте огромном они у людей,
Едва только лебедь на воду садится,
Все взгляд на него переводят скорей.
3.Лебеди – перелетные птицы. Их считают символом красоты, чистоты, благородства. Шея лебедя в виде латинской буквы S. На ногах плавательные перепонки. Клюв по длине равен голове. Лебеди бывают белые и черные. Черные живут в Австралии.В России живет лебедь-шипун. У него на клюве черный нарост.
—Попробуйте определить предмет нашего разговора.
– Как будет называться произведение, которое мы сегодня будем читать?
— Какие цели поставим для себя?
— Познакомиться… (с рассказом Л.Толстого)
— Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)
— Проанализировать… (рассказ «Лебеди»)
— Учиться составлять план
III Работа с текстом
Послушайте аудиозапись.
а) беседа по содержанию, анализ произведения.
— Какие чувства вызвал рассказ?
— Был момент, где вы волновались?
— Что произвело на вас впечатление?
— Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием. Здесь описывается один день из жизни главного героя)
— Сколько дней птицам требуется для перелёта?
— Откуда узнали, что они летят долго?
-Какое слово повторяется в этом отрывке?
-Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.)
-Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади слабее»)
-Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта.
-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились)
-Почему один молодой лебедь опустился на воду?
-Как море приняло птицу?
-Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?)
-Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок).
-Что произошло за ночь? Тяжело ли ему сейчас?(да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному.)
б)Чтение текста самостоятельно. (жужжащее чтение).
в) Словарная работа
В тексте встретились такие слова: уморились
— Как вы поняли его смысл, что оно обозначает?
— А что такое полная луна?
— Автор говорит, что море всколыхнулось, а как понять это выражение?
— А что обозначает выражение: море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
-Как это широкой полосой?
(Уморились (разговорный стиль) – устали, полный месяц — (круглая луна), всколыхнулось – заволновалось, широкой полосой – большие, длинные волны.
IVРабота в группах. (Правила работы в группах)
а)- Сейчас мы будем читать текст, делить его на части и озаглавливать их уже из предложенных мною заглавий.
— С чего все начинается? (Чтение 1ой части)
– Как они совершают перелет?
– Как они себя чувствуют в это время?
– В какое время они летят?
– Как можно озаглавить эту часть?
-Стадо лебедей
-Полет в теплые земли
—Перелет
– Какое событие происходит? (Чтение 2ой части)
– На что решился молодой лебедь?
– Что чувствовал лебедь?
– Какие звуки окружали лебедя?
– Когда это происходило?
– Что изменилось в поведении лебедя?
– Какие ещё происходят изменения?
– Как можно назвать эту часть?
-
Лебедь
-
Одинокий лебедь
-
Печаль
-
Одиночество
– Чем заканчивается рассказ? (Чтение 3ей части)
– Как вы думаете, ребята, что преодолевал лебедь?
— Как можно озаглавить эту часть?
-
Взлет
-
Полет
-
Победа
-
Утро
— Прочитайте свой план рассказа.
б).Работа по развитию речи. Каждая группа ищет противоположности.
Найти и прочитать в тексте предложения, содержащие пары слов
Холодной – теплые
Страны – земли
День – ночь
(лебеди) в небе (вверху) – (внизу) вода (опасность)
Уморились – не остановились
Старые – молодые
Сильные – слабые
Впереди – сзади
Лебедь – стадо лебедей
Взмахнул – не мог (лететь)
Ближе – дальше
Спускался – белелись (исчезали)
(лебедь) опускался – (море) всколыхнулось
Поднималось (море) – опускалось
V.Обобщение по теме
— Как вы думаете, о чем этот рассказ? Зачем написал его Л. Н.Толстой?
— Чему учит нас этот рассказ?
(Лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь.)
Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ.
Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»?
-Как думаете, долетит ли лебедь?
= Составить синквейн «Лебеди».
1. 1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Синквейн «Лебеди».
-
Кто?___Лебеди_____________________________
-
Какой?____сильные, молодые- слабые________________________
-
Что делает? летели, махали, уморились
-
Главная мысль всего рассказа: Лебедь превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил подымается вновь в небо, ведет бой за жизнь.
-
5.Кто он?_______Герой____________________
VI .Рефлексия.
-Было трудно…
-Было интересно…
— Я выполнял задания…
-Я почувствовал, что…
-Оцените себя и своих товарищей
VII.Домашнее задание.
-
Нарисовать рисунок. К нему подобрать отрывок.
-
Выучить последний абзац рассказа наизусть