Какие чувства вызывает рассказ лебеди толстого

Страница 10 из 35

   Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
   Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
   Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.
   Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
   Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.
   Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Вопросы и задания

1. Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ Л. Толстого? Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения рассказа? Опишите их.

Сначала было жаль уставшего лебедя, который отбился от стаи и ночевал один на морских воднах. Но он отдохнул и поспал, а значи набрался сил. Я верю, что он сможет продолжить свой путь.

2. Попробуйте составить план рассказа. Для этого:
• разделите текст на смысловые части;
• определите основную мысль каждой части;
• озаглавьте их.

План:
1. Дорога в тёплые земли.
2. Лебеди устали.
3. Одинокий лебедь на море.
4. Восход.
5. Снова в путь.

3. Запишите получившийся план в тетрадь.Сравните его с представленным ниже планом:
• Тяжёлый перелёт через море.
• Молодой лебедь отстал от своих товарищей.
• Молодой лебедь один в море.
• Одинокий перелёт.

План:
1. Дорога в тёплые земли.
2. Лебеди устали.
3. Одинокий лебедь на море.
4. Восход.
5. Снова в путь.

4. Объясните, почему в третьем предложении писатель использует повторы.

Писатель использует повторы, чтобы показать, как долго летели лебеди.


0

Толстой «Лебеди»: какой отзыв для читательского дневника написать?

Какой отзыв написать в читательский дневник о рассказе Льва Толстого «Лебеди»?

Лев Толстой «Лебеди». Что написать в читательский дневник?

1 ответ:



2



0

Рассказ Льва Толстого «Лебеди» крохотный, но очень трогательный, познавательный и поучительный. В нем мы знакомимся со стаей лебедей, которая дружным строем летит туда, где будет тепло зимой.

В центр повествования автор поставил молодого лебедя, он и является главным героем рассказа. Поскольку он был молод и слаб, то пришлось ему отделиться от сородичей и спуститься к морю. Мне было очень жаль обессиленного лебедя, который вынужденно сел на воду и с тоской наблюдал за уносившейся стаей.

Лебедя прикачали волны и он задремал, а наутро проснулся и почувствовал прилив сил. Недолго думая, он собрался с силами и взмыл в воздух. Ему предстоит преодолеть в одиночку длинный путь, а если повезет, то и догнать стаю.

Главная мысль рассказа заключается в том, то никогда нельзя сдаваться, даже если кажется, что нет сил или возможности продолжать начатое дело. Не отступать и всегда стремиться вперед — вот чему учит нас автор.

Если вы еще не знакомы с рассказом «Лебеди», то поспешите прочитать его — получите удовольствие.

Читайте также

Рассказ Николая Сладкова «Медведь-дармое­­д» показался мне интересным и познавательным, а повествуется в нем о встрече автора-рассказчика с медведем в лесу.

В рассказе всего двое главных героев: рассказчик и медведь, который грозно рыкнул на человека. Автор собирал дары леса в кузовок, но встреча с мишкой его испугала, поэтому он бросил наполненные кузовки и сбежал. Через время он вернулся на место встречи и обнаружил, что ягод и грибов нет, а кузовки остались лежать на земле. Мишка слопал лесные дары и видимо, был очень доволен, что ему не пришлось долго бродить в поисках ягод.

Основной смысл произведения заключается в том, что нужно быть человеком наблюдательным и любознательным. И тогда можно будет увидеть все тайны природы. Рассказ учит нас, что нужно наблюдать за животными, стараясь не вмешиваться в их жизнь. Кроме того, автор предостерегает нас от необдуманных действий в лесу. Встреча с хищником может быть опасна, поэтому лучше вовремя ретироваться, чем вступать в бой с медведем за ягоды и грибы.

Н. Сладков «Тень», отзыв к рассказу:

Я с интересом прочел рассказ «Тень». В нем писатель рассказывает о своей прогулке по лесу. Ему повезло, он на полянке наткнулся на медвежонка, несмышленыша, который играл со своей собственной тенью. Медвежонок не знал, что такое тень и думал, что она на него хочет напасть, поэтому он кусал ее, ловил лапой. Автор интересно описывает повадки и поведение медвежонка, не упуская ни малейшей детали.

После прочтения рассказа тоже захотелось пойти прогуляться по лесу и увидеть что-нибудь необычное. Всем рекомендую прочитать рассказ «Тень», он интересный и легко читается.

Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.

Рассказы Виктора Астафьева — это всегда уроки отзывчивости и доброты для молодого поколения читателей.

Рассказ «Бабушка с малиной» — не исключение. Читатель знакомится с главной героиней — пожилой женщиной, которая собрала ягоды, но растеряла их и очень сильно расстроилась.

К счастью, нашлись отзывчивые люди, которые призвали окружающих помочь старушке и набрали опять ягоды.

Писатель призывает людей быть более милосердными, не проходить мимо чужого горя, а стараться помочь человеку, который оказался в беде. Особенно если речь идет о пожилом человеке. Ведь так мало надо сделать для того, чтобы человек просто улыбнулся.

<hr />

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем интересный сюжет, он учит нас добру.

Рассказ Юрия Нагибина «Эхо» мне очень понравился, поскольку он имеет занимательный сюжет, а читается на одном дыхании. Повествуется в нем о двух детях, которые познакомились, а затем подружились в Синегории.

Главные герои произведения — мальчик Сережа и девочка Викторина, каждый из которых имел свое увлечение. Сережа собирал камушки, а Витька — коллекционировала эхо. Девочка повела приятеля в горы и показала ему эхо с разными голосами.

А далее случилось происшествие, которое рассорило детей. Однажды группа мальчишек подсмеялась над Витькой, а Сережа не вступился за подружку. Девочка убежала, а затем наградила его словом «трус» и больше не захотела с ним общаться.

Поведение Сережи мне не понравилось, он показал себя трусливым человеком и предал дружбу. Позже Витька простила его, но дружба не возобновилась и дети разъехались.

Рассказ учит нас ценить друзей, выручать их из беды, защищать от нападок недоброжелателей и никогда не бросать в сложных ситуациях. Сережа предал свою подругу, но новых друзей так и не приобрел. Найти настоящего друга в жизни очень трудно, а потерять — легко. Автор призывает нас учиться дружить, беречь друзей и помнить, что потерять друга — это потерять часть себя.

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Красный Луч

Введение…………………………………………………………………….

3

Основная часть……………………………………………………………..

5

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока……..

12

Список литературы ………………………………………………………..

13

Приложения ………………………………………………………………..

14

ВВЕДЕНИЕ

Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе, глубокий философ и тонкий психолог.

Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для обучающихся всех классов.

Вся его жизнь была посвящена поиску истины, справедливости, принципов служения Человеку. Своими словами, мыслями и делами он стремился искоренить существовавшее в мире неравенство, социальную несправедливость. Своим писательским талантом призывал мир совершать добро, любить друг друга, чаще заглядывать в свое внутреннее «Я» и задавать множество вопросов, ответы на которые пробуждают Совесть и ведут к духовным истокам.

Для героев произведений Толстого – духовная жизнь, прежде всего. Вероятно, поэтому люди разных стран и разных континентов читают Толстого, черпая из них уроки нравственного совершенствования. Не имеет значения, какой ты нации, какого цвета кожа или разрез глаз: Толстой понятен всем, без исключения. Дух в его произведениях един и зрим. Можно с полной уверенностью сказать, что произведения великого писателя являются ценным подспорьем в духовно-нравственном образовании молодежи.

Чтение книг Толстого доставляет не просто наслаждение, но главное, в них черпаешь ту духовную силу, которая способствует очищению, ведет к разговору с самим собой, с собственной совестью.

Творчество писателя Л.Н.Толстого занимает особое место как в детской литературе, так и в отечественной литературе в целом. В этом определяется актуальность изучения трудов и работ этого писателя. Актуальность проблемы определяет тему методической разработки урока по литературному чтению, а именно «Л.Н.Толстой “Лебеди”».

Цели методической разработки:

  1. Совершенствовать умение воспринимать и передавать содержание произведения, навыки беглого осознанного выразительного чтения.
  2. Способствовать созданию условий для развития устной речи учащихся, мышления, внимания, образного восприятия, совершенствования умения обобщать и систематизировать материал.

3. Ввести детей через литературу в мир природы, нравственных ценностей. Воспитать нравственные качества, способствовать воспитанию эмоциональной культуры. Осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока – урок изучения нового (изучение и первичное закрепление новых знаний, исследовательская работа).

Методическая разработка урока состоит из введения, основной части, включая разработку сценария урока по литературному чтению, список использованной литературы и приложения, общий объем – 11 страниц.

Основная часть

Для реализации методической разработки урока по литературному чтению подготовлен сценарий урока по теме «Л.Н. Толстой “Лебеди”».

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; отработать навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать художественному чтению произведения, умению выполнять аналитико-синтетические упражнения с текстом.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении теста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деяельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества Л.Н. Толстого.

Для практического применения методической разработки формируется материально-техническое обеспечение урока: «Зонт настроения», портрет Л.Н.Толстого, презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого», сигнальные карточки, иллюстрация «Лебеди», таблица по методу «Пресс», опорная таблица «Слова-названия чувств», конверты с заданиями, таблица «Я…», лебеди-оригами, бейджики с названием группы, выставка книг.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие гостей. Настрой на урок.

— Ребята, сегодня утро встретило нас не очень приветливо – на улице холодно и сыро. Ну, а погодой в нашей душе можно руководить. Сейчас мы раскроем «Зонт настроения» и почувствуем, что всех нас в душе согревает маленькое солнышко – наше сердце (Один ученик с зонтом проходит между рядами).

Пускай ненастья и невзгоды

Не портят нам в душе погоду.

— Кто готов работать в паре? Всем коллективом?

Развитие речевого аппарата

— Чтобы наша речь была более четкой, сделаем речевую зарядку. И в этом нам поможет скороговорка:

Как у нас погода размокропогодилась,

На дворе подворье все поразмокло.

Проговариваем:

  1. медленно хором с опорой на текст,
  2. с ритмическим рисунком,
  3. в паре «по секрету»,
  4. весело, как «тарахтелку».

Сообщение темы, целей. Мотивация учебной деятельности.

— Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

— Ребята, вы объединились в 4 группы.Чего ждете вы от урока?(Ответы детей)

— Сегодня мы поработаем над формированием навыков беглого выразительного чтения, будем учиться высказывать свои мысли, размышлять. Мы продолжим знакомство с выдающимся писателем Львом Толстым.

Рис. 1. Портреты Льва Николаевича Толстого

Просмотр презентации «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

— Что нового вы узнали о жизни писателя? Что запомнили?

Вступительное слово учителя.

— А наблюдали ли вы когда-нибудь затем, как птицы отправляются в теплые страны или возвращаются из дальних странствий?

— Хотите узнать?

— Птицы отправляются в дальний путь по-разному: мелкие – стаями, утки выстраиваются прямой линией, гуси – «вереницей», журавли – «ключом». О том, как тяжело приходится птицам во время полетов мы узнаем из истории, рассказанной замечательным русским писателем Л.Н. Толстым. Рассказ называется «Лебеди».

— А какие рассказы Л.Толстого вы уже читали? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка» и др.)

Первичное восприятие и осознание нового материала, исследовательская работа.

  1. Группа «Исследователей» Представляет дополнительную информацию о лебедях.

(Выступают члены группы)

1 обучающийся

– Вы помните, в кого превратился гадкий утенок? Правильно, в прекрасную белую птицу – лебедя!

Действительно, лебеди – сказочно красивые птицы. Какие у них длинные шеи! Как легко и плавно скользят они по воде.

2 обучающийся

— На территории России живет три вида лебедей: лебедь-шипун, лебедь-кликун и малый лебедь. Самым красивым считается шипун. Его вес превышает 13 кг. Размах крыльев – до 2,5 метров. Клюв по длине равен голове, он красный с черным выростом у основания.

3 обучающийся

— Лебеди поздно становятся взрослыми. Они надевают белоснежный наряд только на третьем году жизни. Живет лебеди до 30-40 лет. Питаются растительной и животной пищей.

4 обучающийся

— Лебедь-кликун славится своим голосом, те, кто его слышали, говорят, что он напоминает приятный звон серебряного колокола.

5 обучающийся

— Лебедь-шипун неповторимым певучим звуком крыльев, который слышится во время полетов.

6 обучающийся

— Лебедь – символ верности. Поэтому лебединые пары живут на протяжении 30-40 лет. Перелеты этих птиц – один из великих ритмов природы.

Просмотр видео №1 «Лебеди летят на юг».

2. Члены группы «Литературная» объясняют значения слов и выражений

Стадо в значении стая – группа животных одного вида (птиц, рыб, собак), держащихся вместе. Например: оленьи стада, стая волков, стая рыб.

3. Инсертное чтение

— У вас на парте лежит текст. Это дополнительные сведения об этих птицах. Прочитайте его, сделав следующие пометки.

« V » – это я знаю

« + » — я этого не знал (новая информация)

« — » — я думал иначе

« ? » – не понял, есть вопросы

(Обсуждение, вопросы и ответы).

4.Чтение с учителем.

– Внимание! Сигнальная карточка – рыба, читаем вместе.

5.Обмен впечатлениями.

— Используя опорные таблички на партах, скажите, какие чувства вызвал у вас рассказ?

— Посмотрите на фото, полюбуемся им под чарующие звуки моря (запись шума моря).

Рис.2. Лебедь на воде

6. Повторное перечитывание.

— Дети, давайте повторно перечитаем текст, подготовимся к «погружению» в содержание.

— Куда летели лебеди?

— Каким был перелет?

— В каком порядке летели лебеди?

— Почему старые лебеди летели впереди птичьей стаи?

7. Физминутка

— Представим, что мы — лебеди. Наденем «маску» и полетим (дети представляют себя лебедями).

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Снимаем «маску», мы снова ученики.

Работа в группах. Выборочное – поисковое чтение.

— Сейчас каждая группа займется поисковой работой. Ровно через 1 минуту вы должны представить ответ на вопрос из конверта №1.

«Литературная» — зачитать отрывок, где описывается, куда летели лебеди.

«Исследовательская» — описание расположения птиц во время полета.

«Экологическая» — описание того, как море приняло нежданного гостя.

«Проектная» — описание причины того, почему молодой лебедь остался один.

(Ответы групп)

8. Самостоятельное чтение с целью подготовки к методу «Пресс».

На чтение 3 минуты.

— Как показано море в рассказе, это друг или враг лебедя?

— Правильно ли поступили вожаки стаи, что оставили лебедя?

— Как вы думаете, что случилось с лебедем, он остался жив или погиб?

9. Выступление «Экологической» группы.

— Экологическая группа подготовила нам фрагмент видеозаписи перелёта лебедей, а также рассказ об охране птиц.

(Выступление членов группы)

Просмотр видео №2 «Лебеди над морем».

10. Определение основной мысли рассказа.

— Как автор относится к главному герою?

(Сочувствует, тревожится за него, сопереживает)

— Какая же основная мысль рассказа?

(Высказывания детей)

— Писатель пытается донести до нас, что животные, так же как и люди, испытывают усталость, боль, одиночество и изо всех сил пытаются бороться за свою жизнь. Люди должны беречь природу, охранять флору и фауну.

11. Проектная творческая деятельность. Зачитывание учащимися «Проектной группы» мини-концовок к данному тексту.

Вариант №1

Когда над горизонтом показались первые лучи солнца, взмахи крыльев лебедя были уже сильнее и увереннее. Лебедь летел вперёд, туда, где его ждала лебединая стая.

Вариант №2

Ветер легонько погонял отдохнувшего лебедя. Заря окрасила его в розовый цвет. Крылья лебедя легко взлетали вверх. Впереди его ждала родная сторона.

12. Заключительное слово учителя.

— Жизнь –самое ценное, что есть у нас, нужно её беречь. Нужно помогать друг другу в трудную минуту. И помнить, что природа беззащитна и ждет нашей помощи.

Итог урока. Рефлексия – технология «Микрофон», с использованием таблицы «Я…».

— Что дал вам этот урок? (

научился…

умею…

Я помог…

узнал…

благодарю…

— А я благодарю вас за умение сотрудничать и сопереживать.

Оценки: за творчество -,

за активность -,

за подготовку дополнительного материала -,

за работу по экологическому направлению -.

Каждому ученику на память об уроке дарится сувенир – лебедь-оригами.

Домашнее задание

— Откройте конверт №2 и вы ознакомитесь с домашним заданием для вашей группы.

— У кого есть вопросы?

— Урок закончен, спасибо!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

  1. Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала, так как рекомендуются задания, которые можно выполнять в паре, в группе, с помощью учителя.
  2. Реализация системно-деятельностного подхода, активизация познавательной деятельности каждого учащегося, формирование мотивации к достижению результатов. Рекомендации направлены на формирование способов практической работы с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Задания нацелены на формирование не только внутрипредметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
  3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
  5. Стимулирование детского творчества, формирование умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании
  6. Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
  7. Обеспечение социализирующей функции, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
  8. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».

Список использованной литературы:

  1. Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / Гл. ред. Е. Шубина. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 636 с.
  2. Басинский П. В. Лев Толстой. Свободный человек. — М. : Молодая гвардия, 2017.
  3. Дзержинский Ф. Я., Васильев Б. Д., Малахов В. В. Зоология позвоночных. — М.: Академия, 2013. — С. 307. — 464 с.
  4. Коблик Е. А., Редькин Я. А., Калякин М. В. и др. Полный определитель птиц европейской части России. В 3 частях / Под общ. ред. М. В. Калякина. — 2-е изд., доп. — М.: Фитон XXI, 2014.
  5. Л. Н. Толстой. Рассказы и сказки / Все лучшие сказки. – Издательство Росмен, 2014 – 144 с.
  6. Сказки Льва Николаевича Толстого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/tolstoyln/tolstoyln.php
  7. Тамбиев А. Рекордные маршруты пернатых // Наука и жизнь. — М., 2010. — Вып. 184, № 10.
  8. Темплэр Л. Планета людей: природа и человечество — великая история борьбы. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Презентация «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», автор М.Касаткина, ученица 4 класса, МОУ СОШ №1, г.Камешково Владимирской области.
  2. Видеоролик «Лебеди летят на юг». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vmSjEFxIaJQ
  3. Видеоролик «Как взлетают лебеди». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ulDN8buIirA&t=11s
  4. Видеоролик «Лебеди над морем». Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=mfdmDlZepqs&t=209s
  5. Портреты Льва Николаевича Толстого.

Конспект урока по литературному чтению

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№7 г.Лениногорска»РТ

Князькиной Татьяны Ивановны

Тема урока: Л. Толстой. Рассказ «Лебеди»

Цель и задачи урока:

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

Задачи:

Предметные:

  • закрепление понятие художественного текста,

  • закрепление понятия научно – познавательного текста,

  • формирование навыков сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,

  • наблюдение за языковыми средствами, развитие критического мышления,

  • развитие навыков чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),

  • создание условий для усвоения нравственных идей (об отношении к природе);

  • осмысление мира, как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Метапредметные:

  • создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;

  • создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

  • способствование развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,

  • помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности,

  • воспитание нравственных ориентиров через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;

  • воспитание умений работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.

Оборудование:

  • аудированный текст,

  • музыкальный фрагмент: П.И. Чайковский «Лебединое озеро».

Ход урока

1.Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке всё для нас,

За работу, в добрый час!

II Подготовка к основному этапу занятия

3.-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. А о ком мы будем читать, вы должны догадаться. Загадка:

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. (Лебедь)

. — Внимание на экран.

— Что вы видите на экране?

– Это картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год. (слайд 5)

– Кто является героями этой картины? (Лебедь) Что вы можете рассказать об этих птицах? (3 человека читают стихи)

1. Есть птица красивая очень на свете,

Название — лебедь имеет она,

Не встретить прекрасней еѐ на планете,

Она из чудесного будто бы сна,

И вид лебедей – как отрада для глаз,

Когда по воде они ровно плывут,

Спокойный, приятный их снежный окрас

Собой украшают и реку, и пруд .

2. Степенные, яркие, нежные птицы,

В почѐте огромном они у людей,

Едва только лебедь на воду садится,

Все взгляд на него переводят скорей.

3.Лебеди – перелетные птицы. Их считают символом красоты, чистоты, благородства. Шея лебедя в виде латинской буквы S. На ногах плавательные перепонки. Клюв по длине равен голове. Лебеди бывают белые и черные. Черные живут в Австралии.В России живет лебедь-шипун. У него на клюве черный нарост.

Попробуйте определить предмет нашего разговора.

– Как будет называться произведение, которое мы сегодня будем читать?

— Какие цели поставим для себя?

— Познакомиться…   (с рассказом Л.Толстого)

— Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)

— Проанализировать…   (рассказ «Лебеди»)

— Учиться составлять план

III Работа с текстом

Послушайте аудиозапись.

а) беседа по содержанию, анализ произведения.

— Какие чувства вызвал рассказ?

— Был момент, где вы волновались?

— Что произвело на вас впечатление?

— Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием. Здесь описывается один день из жизни главного героя)

— Сколько дней птицам требуется для перелёта?

— Откуда узнали, что они летят долго?

-Какое слово повторяется в этом отрывке?

-Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.)

-Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади слабее»)

-Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта.

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились)

-Почему один молодой лебедь опустился на воду?

-Как море приняло птицу?

-Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?)

-Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок).

-Что произошло за ночь? Тяжело ли ему сейчас?(да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному.)

б)Чтение текста самостоятельно. (жужжащее чтение).

в) Словарная работа

В тексте встретились такие слова: уморились

— Как вы поняли его смысл, что оно обозначает?

— А что такое полная луна?

— Автор говорит, что море всколыхнулось, а как понять это выражение?

— А что обозначает выражение: море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

-Как это широкой полосой?

(Уморились (разговорный стиль) – устали, полный месяц — (круглая луна), всколыхнулось – заволновалось, широкой полосой – большие, длинные волны.

IVРабота в группах. (Правила работы в группах)

а)- Сейчас мы будем читать текст, делить его на части и озаглавливать их уже из предложенных мною заглавий.

— С чего все начинается? (Чтение 1ой части)

– Как они совершают перелет?

– Как они себя чувствуют в это время?

– В какое время они летят?

– Как можно озаглавить эту часть?

-Стадо лебедей

-Полет в теплые земли

Перелет

– Какое событие происходит? (Чтение 2ой части)

– На что решился молодой лебедь?

– Что чувствовал лебедь?

– Какие звуки окружали лебедя?

– Когда это происходило?

– Что изменилось в поведении лебедя?

– Какие ещё происходят изменения?

– Как можно назвать эту часть?

  • Лебедь

  • Одинокий лебедь

  • Печаль

  • Одиночество

– Чем заканчивается рассказ? (Чтение 3ей части)

– Как вы думаете, ребята, что преодолевал лебедь?

— Как можно озаглавить эту часть?

  • Взлет

  • Полет

  • Победа

  • Утро

— Прочитайте свой план рассказа.

б).Работа по развитию речи. Каждая группа ищет противоположности.

Найти и прочитать в тексте предложения, содержащие пары слов

Холодной – теплые

Страны – земли

День – ночь

(лебеди) в небе (вверху) – (внизу) вода (опасность)

Уморились – не остановились

Старые – молодые

Сильные – слабые

Впереди – сзади

Лебедь – стадо лебедей

Взмахнул – не мог (лететь)

Ближе – дальше

Спускался – белелись (исчезали)

(лебедь) опускался – (море) всколыхнулось

Поднималось (море) – опускалось

V.Обобщение по теме

— Как вы думаете, о чем этот рассказ? Зачем написал его Л. Н.Толстой?

— Чему учит нас этот рассказ?

(Лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь.)

Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ.

Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»?

-Как думаете, долетит ли лебедь?

= Составить синквейн «Лебеди».

1. 1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Синквейн «Лебеди».

  1. Кто?___Лебеди_____________________________

  1. Какой?____сильные, молодые- слабые________________________

  1. Что делает? летели, махали, уморились

  1. Главная мысль всего рассказа: Лебедь превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил подымается вновь в небо, ведет бой за жизнь.

  2. 5.Кто он?_______Герой____________________

VI .Рефлексия.

-Было трудно…

-Было интересно…

— Я выполнял задания…

-Я почувствовал, что…

-Оцените себя и своих товарищей

VII.Домашнее задание.

  • Нарисовать рисунок. К нему подобрать отрывок.

  • Выучить последний абзац рассказа наизусть

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какие чувства вызывает повесть бедная лиза сочинение
  • Какие чувства воспитывает в читателях повесть карамзина бедная лиза сочинение
  • Какие черты характера и поступки помогают понять отца в рассказе пряники
  • Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок
  • Какие черты характера высмеиваются в сказке бык баран гусь петух и волк

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии