Сказка
«Конек-горбунок»
П.П.Ершова
(1815—1869) — произведение уникальное
в русской детской литературе. Ярко
сверкнувший талант в единственной
книге девятнадцатилетнего сибиряка
явился живым свидетельством огромных
творческих сил народа.
На
пути «Конька-горбунка» к народу было
немало препятствии: сказка то запрещалась,
то уродовалась Цензурой или выходила
в нелепых переделках, вплоть до
«Конька-летунка», на котором Иван
обозревает Страну Советов. Несмотря ни
на что, «Конек-горбунок» нашел дорогу
к народу и попал даже в собрание
народных сказок. Сказители стали
по-своему сказывать его, употребляя те
же стихи и выражения. Можно сказать, что
Иванушка и Конек-горбунок попали в
число национальных героев-образов
До
сих пор она остается одной из лучших
сказок русского детства!
Стихи
легко читаются и запоминаются благодаря
основному стихотворному размеру —
четырехстопному хорею, простым и звучным
рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц,
поговорок, загадок.
Слова
летят одно за одним, не вызывая задержки
или перебивки дыхания.
Стремительно
движется действие в сказке, останавливаясь
только перед чем-нибудь прекрасным или
чудесным, замедляясь на моментах
троекратных повторов. Вся Русь проносится
под копытами конька: столица и деревни,
заповедные леса и распаханные поля,
западный и восточный берега… Даже этого
мало, чтобы объять величественное
пространство русского царства, — и
Иванушка подымается в небесное
царство, но и над теремом Царь-девицы
он видит православный русский крест.
Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским
народом, как какой-нибудь российский
наместник-губернатор. На небе, на
земле, под водой — всюду «русский дух».
Многочисленные
герои, даже едва мелькнувшие, запоминаются
сразу; их характер, речь отличаются
единым национальным складом и вместе
с тем индивидуальностью. На всем
протяжении повествования звучит голос
народа; действие нередко выносится на
площадь, в шумную толпу. Все в сказке
подчинено стихии народной жизни.
Еще
одна черта «Конька-горбунка» — сочетание
трех основных типов народной сказки:
волшебной, сатирической и сказки о
животных. К элементам волшебной сказки
относится все чудесное и прекрасное.
Сатирическая сказка проявляется в
обрисовке Иванушки-дурака, братьев,
царя, спальника, отчасти и Царь-девицы.
Сказка о животных представлена широко
известным лубочным сюжетом «Ерш
Щетинникович» — в описании подводных
владений.
Ершов
хорошо знал сибирский фольклор,
отличавшийся от фольклора европейской
части России большей раскрепощенностью,
бойким смехом, социальной направленностью.
И все ж
в
сибирских народных сказках нет ни
Конька-горбунка, ни Рыб-кита, да и
ершовская Царь-девица непохожа на
сибирских героинь. Заслугой автора
можно считать создание этих героев,
вошедших в круг фольклорных персонажей.
Главное
отличие Ивана от других — открытое
исповедование тех «неправильных
принципов, которым скрытно следуют на
Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут
собственной выгоды, совершают
глупости, но прикрываются при том маской
приличия и разумности. Иван же не скрывает
ни своей «дурацкой мочи», ни личного
расчета.
Пара
главных героев составляет сердцевину
всей системы образов. Иван и его
игрушечка-конек имеют много сходства:
младшие дети, антиподы «образцовых»
старших, они тем не менее оказываются
лучше, достойнее их. Удача сама идет к
ним, и все им удается. Их речи и дела
утверждают народный идеал справедливости
и совестливости. Конек-горбунок — не
слуга, а верный товарищ Ивана, способный
не только помочь, выручить, но и сказать
горькую правду. В обоих есть нечто
наивное, непосредственное, что делает
их похожими на детей. Заметим, что по
росту Конек-горбунок едва выше кошки
(два вершка), поэтому и Иван, сидящий на
нем верхом, должен восприниматься
читателем человеком очень небольшого
роста.
Путешествуют
Конек-горбунок и Иван чаще всего поневоле,
но свободный дух и веселый нрав позволяют
им совершать невероятные подвиги.
Благодаря раскрепощенному, «детскому»
зрению Ивану удается видеть невиданное,
добывать неведомое. Инфантильность
Ивана, как и царя, проявляется в способности
беспечно обольщаться выдумкой, в
бескорыстной тяге к красоте. От мужицкого
здравомыслия не остается и следа, когда
Иван едет навстречу чудесному огню.
Любовь к затейливой сказке присуща
всем, хотя и сочетается с трезвым чувством
реальности (эпизод чтения сказки о
прекрасной Царь-девице).
Главная
героиня ершовской сказки совсем непохожа
на русских [фольклорных царевен, она
вовсе не страдательное лицо. Ее
происхождение — от «далеких немских
стран», иными словами, ее образ !
другой художественной природы — из
западных средневековых романов, сюжеты
и герои которых прижились в народных
лубочных книгах.
Каждая
из трех частей сказки-эпопеи предваряется
эпиграфом. Многие эпизоды напоминают
картинки со стихотворными комментариями
(это и есть форма лубка).
В
целом «Конек-горбунок» написан в
традициях русского райка.
11.
Мастерство психологического анализа
Л.Н.Толстого в автобиографической
повести «Детство». Н.Г.Чернышевский о
«диалектике души» толстовских героев.
(страницы биографии, интересные младшим
школьникам).
Толстой
показал зарождение духовных способностей
ребёнка, психологические черты возраста,
тонкость и чуткость в восприятии мира.
(толстой испытывал потребность в
исповедании и самоанализе, главным
объектом его внимания была жизнь души).
Задача: исследование человеческой души
с самого детства.
Ребёнок
тянется к самоанализу, размышляя над
тем, что же такое он сам и окружающие
его люди. В это время наиболее плодотворно
внимание к нему. Уже в детстве получили
художественное воплощение взгляды
толстого на воспитание детей. Нельзя
быть равнодушным человеком, иначе не
сможешь войти в мир ребёнка, правильно
понять проявления его характера. Толстой
категорически отвергал как средство
воспитание – насилие, подавление воли,
унижение человеческого достоинства.
Самым лучшим видом воспитания называл,
домашнее, материнское. Обучен. должно
быть поэтапным. На ранних стадиях –
щадящим, основанном на интересе детей
к реальному миру, так и к фантазиям. Он
уверен что успешно ученик может учиться
если есть аппетит к изучаемому.
Ещё
в 1849г., совсем молодым начал заниматься
с крестьянскими детьми в яснополянской
школе. А через 10 лет открыл школу для
крестьянских детей. альтернативной
официальной, где отношение м-ду учит и
учеником строятся по принципу свободного
общения. Школа хорошая, когда она осознала
те законы, кт живёт народ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема урока: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок
( 2 урок)
Цель урока: создание условий для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки; продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок»; познакомить с композиционными особенностями сказки; научить сравнивать сказки народные и литературные, видеть скрытый смысл, заключенный в сказке;
совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения, совершенствовать умения характеризовать героев произведения;
закреплять понятия «литературная сказка»;
воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организация класса к уроку
I. Мотивация к деятельности
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
II. Актуализация знаний
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок»). (Слайд 1)
– Каков жанр этого произведения? (Эта сказка.)
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль.
III. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль, то есть будем исследователями текста сказки. Что мы должны сегодня сделать на уроке? (Слайд 2)
IV. Работа по теме урока
-
– Какие бывают сказки? (Сказки бывают народные и авторские.) Слайд 3
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.)
– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки. Какие приёмы народной сказки использованы в сказке? (В этой сказке автор использует устаревшую лексику. В этой сказке так же как и в народных сказках присутствует зачин. Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки. (Слайд 4)
– Какие виды народных сказок вам знакомы? (Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)
– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке.
2) Исследовательская работа
-Для работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание.
(Слайд 5, 6, 7)
-
Какие события развиваются в сказке? (Фантастические, волшебные; из реальной жизни)
-
Кто является главными героям сказки? (Человек и животные, человек и несуществующие герои, животные)
-
Какова задача каждой сказки? (Добро побеждает зло, высмеять недостатки героев, высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
— Подводим итоги работы. (Слайд
– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек , иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
(По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
3) Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник.) (Слайд 9)
– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. — Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе.
У старинушки три сына: Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. (Нет, не связаны, это присказка). А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.) Слайд 10
-В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки )
Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу: знать столица та была недалече от села. Там пшеницу продавали, деньги счётом принимали и набитою сумой возвращалися домой.
— Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. Слайд11
— С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)
Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой. Слайд 12
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)
-Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии. Слайд 13
— В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учащиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)
Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь люд рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! заливайте!» —
«Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар.
-Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Слайд 14
(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)
-Прочитайте развязку событий. Слайд 15.
Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)
Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”. Первый эпиграф— это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем.
V. Физминутка
4).Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.
— Какова основная мысль сказки?
— Докажите, что данное произведение — сказка. Найдите все сказочные приметы.
Проверка: какие же сказочные приметы вы обнаружили в произведении?
– Похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Слайд 16
-Чем похожа? ( волшебные предметы; традиционное начало, три сына; обычная сказочная концовка о свадебном пире; -присказки , прибаутки, пословицы ,поговорки: -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;- борьба добра и зла;
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
— Дадим полную характеристику сказки П.П. Ершова
– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором, и развиваются фантастические события.
— Элементы из каких русских народных сказок использовал Ершов? ( «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь», «Иван –царевич и серый волк», «Конек –горбунок»)
— Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?
(Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)
5) Сравнение народной сказки «Конек-горбунок» и авторской П.Ершова Слайд 17
— Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу.
СКАЗКА Народная Литературная
Автор Народ Конкретное лицо-автор
Форма Существует в устной форме Создается в письменной форме
Наличие
вариантов (Каждая сказка может иметь несколько вариантов,
потому что она передавалась из уст в уста)
(У авторской сказки нет вариантов.
Изменений не допускается.)
Время создания Определить невозможно Известно
Жанр Ограничивается рамками жанра: Не ограничивается
волшебная рамками определенного
о животных жанра: включает в себя черты
бытовая и бытовой сказки, и сказки
о животных, и волшебной ,
и даже фантастику.
— Как вы думаете. есть ли связь между народной сказкой и литературной?
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.
Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.
Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи. (Назвать несколько устаревших слов)
6) Вывод:
– Чему учит эта сказка? Слайд18
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.
— Какова основная мысль сказки?
– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
VI. Итог урока. Рефлексия. Слайд 19
-Почему сказка никогда не стареет?
-Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за друга.
Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения: Я не знал…. Теперь я знаю…
VII. Домашнее задание Слайд20
Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.
— Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
_3__ Как Иван в столице продает златогривых коней.
_1__ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
_4_ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
_5_ Как в конце концов Иван сделался царём.
_2_ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
На мой взгляд, прототипы героев сказки «Конек-Горбунок» следует искать также и в других архаичных образах, запечатленных, в частности, в кабардинской сказке «Белый альп» (которая, на мой взгляд, имеет более стройный сюжет, нежели сказка Ершова): в кабардинской сказке царю снится волшебный белый конь-альп, за которым он отправляет трех своих сыновей. Волшебного коня, выходящего из моря, находит и покоряет младший сын. Возвращаясь домой, царевич находит перо золотой птицы и хочет взять его, однако мудрый альп предостерегает своего хозяина: «Возьмешь перо — пожалеешь, не возьмешь — будешь каяться», на что царевич отвечает: «Лучше каяться, чем жалеть!» и берет перо с собой. По дороге юношу схватывают воины местного царя, который требует привезти ему саму золотую птицу. Альп помогает царевичу схватить золотую птицу, которая на самом деле — дочь морского царя. Плененная царевна наотрез отказывается выходить замуж за старого царя, однако, уступая мольбам последнего, рассказывает о средстве вернуть молодость — для этого нужно выкопать глубокий колодец и наполнить его молоком чудесных красных коров. Колодец выкопан, коров призывает сама царевна, молоко в него надоено, однако царь в нем просто тонет. Царевич, возвращаясь с царевной домой, встречает своих братьев, которые, желая завладеть чудесным конем и прекрасной девушкой, бросают его в глубокий колодец. Царю сообщают, что его младший сын погиб. Альп убегает, а царевна запирается в своих покоях и никого к себе не пускает. К ней приходить альп, сообщает, что его хозяин жив, однако для его высвобождения нужна помощь. Царевна не раздумывая отрезает свои косы, из которых делает прочную веревку, с помощью которой конь высвобождает младшего царевича. Юноша возвращается домой на белом коне, его старшие братья убегают прочь, а сам он женится на прекрасной царевне.
Итак, возвращаясь к нашей теме, проведем сравнения: прежде всего, в сказке П.П.Ершова не совсем понятно: зачем волшебный конь каждую ночь появляется в поле — чтобы просто проскакать по нему? В сказке о белом альпе все предельно ясно: море — жилище волшебного коня (тут можно вспомнить о конях Посейдона и т.д.), и он выходит из него каждый день на рассвете, чтобы за один миг трижды облететь вокруг света, искупаться в волшебном озере, поваляться на песке и снова скрыться в морской пучине. (Возможно, «волны» хлебного поля и являются слабым отражением волн морских, однако утверждать с уверенностью не могу.)
Также в сказке Ершова, на мой взгляд, «слишком много» лошадей (что, кстати, совсем не характерно для народных сказок — чаще всего в них фигурирует лишь один конь-помощник, как, например, в случае с той же Сивкой-Буркой) — здесь вам и волшебная кобылица, скачущая по полю, и два коня златогривых (введенные в сюжет, по-видимому, для красоты), и верный, хоть и некрасивый, помощник Конек-Горбунок; в сказке же о белом альпе волшебный морской скакун — это и конь, которого хочет иметь царь и за которым отправляет своих сыновей, и помощник самого настойчивого и отважного младшего сына (два в одном, если хотите, хотя, на мой взгляд, все как раз наоборот — Петр Павлович из одного сделал четырех, и не совсем удачно; возможно, П.П.Ершов «погнался» за «магичностью» числа «3» и, опять же, возможно, пытался вывести параллели: «три коня — три сына», «младший конь — неказистый горбунок — младший сын — дурак», однако данная идея не стала прозрачной и затерялась в нагромождении прочих символов сказки).
В кабардинской сказке основные антагонисты главного героя — его старшие братья (как и положено в индоевропейских историях), в сказке П.П.Ершова поначалу антагонистами вроде бы выступают старшие братья Иванушки, затем они исчезают, и на авансцену выходит царский спальник (образ, не спорю, прописан очень хорошо и запоминается благодаря своей яркости, а позднее и «заимствуется» в мультфильме «Иван-царевич и Серый волк», однако — опять-таки, на мой взгляд — во вроде бы написанной по народным канонам сказке появляется слишком много протагонистов, что данным неписаным канонам народных сказаний совсем не соответствует).
В сказке Петра Павловича похищение Жар-птицы и Царь-девицы, живущей на берегу Океана, — два по сути не связанных и разрозненных эпизода; в кабардинской сказке Золотая птица и есть сама дочь морского царя. В народной сказке подвиги главного героя следуют в логической последовательности: поиск и покорение волшебного коня > поиск и нахождение волшебной птицы, пленение царевны > испытание на себе зависти и коварства братьев и медленная смерть > спасение (воскресение) и свадьба. В сказке Ершова смысловая цепочка, на мой взгляд, полностью смазана: нахождение и покорение златогривой кобылицы «размывается» появлением новых коней, и кобылица полностью «уходит на задний план», чтобы больше не возвращаться (и подвиг Иванушки вроде бы и не выглядит подвигом…); затем Иванушка долго и мучительно вводится в царское окружение и только с этого момента вроде бы и начинаются его настоящие подвиги: Жар-птица, Царь-девица, перстень, разбивающий триаду и появляющийся ни к селу ни к городу (явно «из другой» оперы — из сказок наподобие «Златовласки», где нахождение перстня — как раз один из трех подвигов); купание в трех купелях (в сказке о белом альпе молочных колодец — вообще один из промежуточных эпизодов, а в ершовской версии занимает ключевое место, их опать-таки, слишком много — ну, любил, видать, Петр Павлович цифру «3», ну что ты сделаешь, хотя о пользе контрастных водных процедур и молочных ванн никто не спорит — отсылка на данный текст стала почти классической).
Подведем итоги: автор «Конька-Горбунка» (некоторые исследователи отказывают П.П.Ершову в авторстве этого сказки) явно использовал несколько сюжетов народных сказок — и сказки наподобие «Белого альпа» (подобный сюжет мне встретился также в одной из индийской сказок, и, уверена, он имеет еще множество вариантов) и «Сивки-Бурки», и упомянутую схожую с норвежской сказку (все три сюжета, вероятно, имеют один архаичный первоисточник), и сказки вроде «Златовласки», и сюжет русских сказок об Иванушке-дурачке, однако скомпоновать цельное и связное произведение, написанное в соответствии со строгими и стройными канонами народных сказок, на мой взгляд, автору не удалось — к великому сожалению. Новый сказочный образ Конька-Горбунка — этакая смесь жеребенка (пони ?), осла и верблюда — также вызывает лично у меня странное ощущение, поскольку ни ослы, ни верблюды не выступают ни в одной (из известных мне) русских, да и восточно- и западнославянских сказок, а «Конек» написан (вроде бы) по мотивам именно русских сказок. Поэтому «Конька-Горбунка» считаю достаточно хорошей авторской сказкой, однако «для души» предпочитаю прочесть народную сказку — того же «Белого альпа» или индийскую сказку, а на досуге надеюсь найти текст норвежской (и иже с нею) сказки.