Страница 32 из 51
Страница 119. Ивины
1. Что нравилось Николеньке в Серёже Ивине? Перечитайте строки, где говорится о восторженном отношении его к Серёже. Чем Николенька был «пленён»? Что вам нравится в Серёже, а что нет?
Ответ:
Сережа был сильный и ловкий, с твердым характером. Этим он и нравился Николеньке.
Николенька был «пленён» тем, что Сережа был мужественным. Даже не плакал, когда было очень больно.
Сережа ловкий, смелый, упрямый, не плачет, когда больно. Но жестокий по отношению к Иленьке Грапу.
2. Как выглядел Иленька Грап? Как к нему относились дети? Почему? Одобряете ли вы их поведение и отношение?
Ответ:
Иленька был худой, высокий. На вид ему было лет тринадцать, одет он был бедно. И дети не любили его, ведь этот мальчик не был похож на них. Все ребята относились очень плохо к нему, жестоко. И это плохо. Ведь Иленька не делал ничего плохого никому.
3. Как вы относитесь к Николеньке? Что вам в нём нравится, а что нет? Представьте, что вы оказались рядом с детьми. Как бы вы себя вели?
Ответ:
Я отношусь к Николеньке положительно. Он хороший мальчик, внимательный, дружелюбный. Мне понравилось в этом ребенке то, что у него доброе сердце. Николенька понимал, что поступает неправильно. Но есть и плохая черта характера, что не защитил Грапа из-за боязни потерять дружбу влиятельного Сережи Ивина.
Если бы я рядом оказался с этими детьми, я бы постарался взять под защиту Иленьку. Предложил бы дружбу мальчику, и старых друзей постарался бы убедить быть подобрее к новичку.
4. Что явилось предметом переживаний Николеньки? Прочитайте заключительные абзацы рассказа. Почему мальчик и не посочувствовал, и не защитил Иленьку Грапа?
Объясните выражение незавидная любовь.
Ответ:
Предметом переживаний Николеньки было то, что в душе он был добрым ребенком. Ему было стыдно за жестокий поступок. Но он считал, что его друг Сережа Ивин делает все правильно. Совесть мучала Николеньку, переживал.
«Незавидная любовь» — это любовь к тому, кто этого недостоин. Например, Николенька решил брать пример со своего друга, который был недостоин этого. Мальчик стал жить и думать поступками Сережи, не умел высказывать свое мнение, восхищался другом.
5. Прочитайте последний абзац. Можно ли сказать, что в нём выражена главная мысль?
Ответ:
Да, в последнем абзаце заключена главная мысль. Издевательство над слабым, беззащитным мальчиком навсегда останется плохим воспоминанием в памяти автора. Нельзя обижать слабых, нужно всегда иметь свое мнение и уметь выступить в нужный момент против несправедливости.
Материал из Народного Брифли
Перейти к:навигация, поиск
Детство. Глава 19. Ивины
1852
Краткое содержание книги
из цикла «Детство»
Микропересказ: Мальчик сильно привязался к старшему приятелю. Тот надменно отталкивал его, но мальчик старался оправдать все его поступки, даже жестокие издевательства и избиение слабого и беззащитного товарища.
Вскоре после приезда в Москву Николенька и Володя подружились со своими дальними родственниками, братьями Ивиными. Особенно сильно Николенька привязался к Серёже.
👤
Серёжа Ивин — смуглый и курчавый мальчик, старше Николеньки, приятной внешности, самоуверенный, надменный.
Мальчик копировал его привычки, всячески старался услужить ему и очень боялся чем-нибудь обидеть. Серёжу утомляла эта привязанность, он не чувствовал к Николеньке особой симпатии и общался, в основном, с Володей. Из-за этого Николенька сильно страдал.
Однажды, играя в палисаднике в разбойников, Серёжа сильно ударился коленом о дерево. Николенька сочувственно спросил, нужна ли ему помощь, но Серёжа рассердился, грубо накричал на него и велел продолжать игру. То, что Серёжа ради игры преодолел боль, Николенька счёл геройским поступком. На самом деле мальчик не хотел, чтобы все видели, как он разговаривает с Николенькой.
Кроме Ивиных, к братьям приходил Иленька Грап.
👤
Иленька Грап — сын бедного иностранца, лет 13, худой, высокий, бледный, очень бедно одет, робкий, тихий, услужливый, добрый и покорный.
Дед Николеньки когда-то помог отцу Иленьки, и тот считал своим долгом присылать сюда сына. Николенька считал Иленьку «презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать».
После игры в разбойники дети пошли в детскую, где Серёжа начал шалить и становиться вниз головой на стопку толстых книг. Потом он захотел, чтобы то же самое сделал Иленька. Тот начал отказываться, и тогда остальные мальчики, помирая со смеху, насильно поставили его на голову.
Испуганный Иленька кричал, вырывался, махал ногами и случайно заехал каблуком в глаз Серёже.
…после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело.
⚠️ Эта цитата слишком длинная: 203 зн. Максимальный размер: 200 знаков. См. руководство.
Только тогда Иленьку отпустили. Он заплакал от обиды и спросил, за что его так тиранят. Затем он назвал Серёжу «негодным мальчишкой» и зарыдал ещё громче. Серёжа разозлился и побил его книгой. Несчастный Иленька даже не думал защищаться, а только закрывал голову руками. Серёжа неестественно засмеялся и ушёл, оставив рыдающего Иленьку лежать на полу.
Николенька спросил Серёжу, зачем он это сделал. Тот ответил, что он-то не заплакал, когда ушиб ногу, и Николенька подумал, что Иленька действительно плакса. Мальчик не сообразил, что Иленька плакал не от боли, а от унижения и обиды, что мальчики, с которыми он хотел бы дружить, так жестоки с ним.
Рассказчик до сих пор не может понять, почему он тогда не утешил Иленьку. Неужели его чувство сострадания заглушило желание казаться Серёже «таким же молодцом, как и он сам»? Это происшествие стало единственным тёмным пятном на страницах детских воспоминаний рассказчика.
- Чем Серёжа Ивин так привлекал Николеньку? Какие чувства испытывает Николенька при общении с Серёжей?
- Каков был характер Серёжи? Как он относился к другим людям? Был ли Серёжа хорошим человеком и товарищем? В каком поступке проявляются его жестокость, капризность, избалованность?
- Как Серёжа Ивин относится к Николеньке? Можно ли говорить, что это была дружба равных? Как характеризует обоих мальчиков эпизод во время игры в разбойники?
- Как автор описывает игру в разбойники и издевательства над Иленькой Грапом? Подумайте, это взгляд ребёнка или взрослого человека на события прошлого? С каким чувством Николенька вспоминает игру и последующие события?
- Каков был Иленька Грап? Почему он оказался в одной компании с Ивиным и Иртеньевым? За что его дразнили другие мальчики? Как характеризует детей такое отношение к Иленьке?
- Какие мысли вызвал у Николеньки описанный в главе «Ивины» случай? Где в этом эпизоде проявляется голос автора — взрослого человека, дающего оценку давним событиям?
- Как относились мальчики к Иленьке Грапу? Почему? Как читатель может понять, что это отношение было несправедливым?
- «Мы помирали со смеху», — рассказывает Николенька. Но смешно ли читателю? В какой момент повествования становится ясно, что и участникам «игры» не весело? Почему мальчики улыбались «принуждённо», а Серёжа смеялся «неестественно»?
- Можно ли считать, что Серёжа проявил «твёрдость характера» в эпизоде с Иленькой? Отчего плакал Иленька?
- За что мальчики обижали Иленьку Граба? Что при этом чувствовал Николенька?
- Чем потряс Николеньку случай с Иленькой Грапом?
- Чему научила Николеньку дружба с Серёжей Ивиным?
- Какое второе чувство возбуждает Серёжа в Николеньке? Важно ли это признание героя для дальнейшего хода событий?
- За что, вспоминая издевательства над мальчиком, осуждает себя взрослый рассказчик?
- Почему историю из главы «Ивины» Л. Н. Толстой назвал «тёмным пятном на страницах детских воспоминаний»? Чему учит эта глава?
- К какому эпизоду относятся слова рассказчика: «Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные тёмные пятна на страницах моих детских воспоминаний»?
За основу пересказа взято издание повести из собрания сочинений Л. Н. Толстого в 100 томах (М.; Наука, 2000).
Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны…».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».