Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.
Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».
2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.
Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.
Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».
Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.
3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?
Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.
В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.
4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.
Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.
Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.
Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.
5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.
Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.
Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.
6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.
Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»
Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.
Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.
Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.
Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.
7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?
Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.
Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.
Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.
8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:
Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.
Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.
9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?
Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».
10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.
Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса
Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.
Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.
Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.
Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.
11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?
Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.
Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.
12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?
Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.
А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.
Поэтому лису называют хитрой, но не умной.
13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.
Описание лисы для энциклопедии.
Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.
Описание лисы для сборника сказок.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?
Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.
15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.
Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Цели:
- познакомить с русскими народными сказками о
животных; - вести термин «анималистические» сказки;
- развивать мышление, умение объяснять смысл
пословиц; - расширять словарный запас;
- воспитывать умение дружить, милосердие.
Оборудование:
- на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
- карточки для индивидуальной работы;
- элементы костюмов сказочных героев;
- «сказочный» кроссворд.
Выставка книг:
- «Волк и козлята». Русские народные сказки в
обработке А. Толстого; - «Гуси-лебеди». Русские народные сказки в
обработке А. Толстого; - «Лисичка-сестричка и волк», русская народная
сказка; - «Кот и лиса». Русская народная сказка в
обработке А. Толстого; - «Лиса и заяц». Русская народ-сказка;
- «Бобовое зернышко». Русская народная сказка;
- «Заюшкина избушка». Русская народная сказка и
др.
Учебный материал:
- «Лиса и заяц». Русская народная сказка;
- «Петушок — золотой гребешок». Русская
народная сказка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы и целей урока
Прочитайте названия книг на выставке. («Лиса и
заяц»,»Кот и лиса» и т. д.)
Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса,
волк,заяц, петух и т. д.)
Как вы думаете, это сказочные звери или
настоящие?
(Сказанные: они одеты в русские народные
костюмы, разговаривают друг с другом.)
Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
(Мы будем читать сказки о животных.)
Верно. Мы будем читать русские народные сказки
о животных, или анималистические сказки. В
анималистических сказках животные наделяются
именами, они разговаривают, они наделены
какими-либо человеческими чертами: хитростью или
простотой, добродушием или злобой, завистью.
Недаром говорится (учитель называет начало
фразеологизма, делает паузу, дети называют хором
концовку):
- Хитер как… (лиса).
- Голоден как… (волк).
- Труслив как… (заяц).
- Болтлив как… (сорока).
— Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.
III. Чтение произведения учителем
1. Ознакомление с книгой.
Я вам прочитаю сказку «Лиса и заяц». (Учитель
берет книгу с выставки.)
— Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)
— Как они выглядят? (Они одеты в русские народные
костюмы)
-Что можно сказать о характере лисы по
иллюстрации? (Лиса хитрая, лживая, коварная)
А что можно сказать о зайце? (Он добрый,
беззащитный, немного глуповат.)
Откроем первую страницу. Что вы видите на
иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры
деревьев, сучков)
-Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы)
назывался луб. (Учитель показывает и читает слово
на доске.)
-Поэтому избушка у зайца была лубяная.
-А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит
избушку изо льда)
2. Чтение сказки учителем.
-Послушайте сказку.
3. Беседа-рассуждение о прочитанном.
— Понравилась вам сказка? Чем?
Прочитайте пословицы на доске. Какая из них
подходит к нашей сказке?
- Сила сломит все, а ум — силу.
- Как аукнется, так и откликнется.
- За добро добром и платят.
- Друг не испытанный, что орех не колотый.
- На языке медок, а на уме ледок.
- Без беды друга не узнаешь.
- Где двое бранятся, там третий не суйся.
- За правое дело стой смело.
Какую избушку построил себе Зайчик? (Он
построил избу из лубочков.)
Как назвала избушку Зайца Лиса? (Лубочный домок,
лачуга)
Как вы понимаете значение слова «лачуга»? (Это
старое, ветхое, бедное жилище)
А как называла свою избу Лиса? (Она называла ее
хрустальным дворцом.)
— Что вы можете сказать о Лисе по этому эпизоду?
(Она хвастливая, относится к Зайке с
пренебрежением.)
— Что же сделала весна с «Лискиным дворцом»?
(Дворец растаял.)
— Как Лиса пробралась в зайкину избу? (Она
подкараулила, когда он пойдет погулять, травки
заячьей пощипать.)
— Что можете сказать о Лисе по этому поступку?
(Она хитрая, коварная.)
— Кто вызывался помочь Зайке? (Волк, Бык, Медведь,
Петух.)
— Как они себя вели, когда шли выгонять Лису? (Они
хвастались, говорили: «Я не я, коли не выгоню
Лису». А Петух говорил: «Попытаемся».)
— Кто же оказался настоящим другом Зайке? (Петух
не испугался Лисы, помог Зайке вернуть избушку.)
— Какую пословицу вы бы подобрали к этому
отрывку? (Без беды друга не узнаешь. Друг не
испытанный, что орех неколотый}
— Какими словами заканчивается сказка? («И
стали они жить, да быть, да добро копить».)
Физкультминутка
Давайте проведем физкультминутку. Используем
слова петуха из сказки. Придумайте движения сами.
Выберем самого лучшего Петуха.
Идет кочет на пятах,
Несет саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить,
— Выходи, Лиса, пожалей себя!
Самостоятельная работа учащихся
Онакомление с книгой.
Кто изображен на обложке? (Петушок, кот и
птица,лиса.)
Эта птица называется дрозд. Это лесная птица.
Кто же герои сказки? (Животные.)
— Как они выглядят? (Они одеты в русские
народные костюмы.)
Прочитайте, как называется книга? («Петушок —
золотой гребешок.)
Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная
сказка.)
Откроем обложку. Что написано на первой
странице?
Петушок — золотой гребешок Русская народная
сказка в обработке А. Толстого — Это значит, что
пересказал эту сказку писатель А. Толстой.
2.Самостоятельное чтение сказки детьми.
-Прочитайте сказку самостоятельно.
3.Беседа о прочитанном.
— Назовите еще раз героев сказки. (Кот, дрозд,
петух и лиса.)
— Что вы можете сказать о лисе? (Она хитрая,
коварная.)
А о петухе? (Он доверчивый, глупый.)
— Как выручали петуха кот и дрозд? (Они догоняли
лису, отбирали петуха.)
— Что вы можете сказать о них? (Кот и дрозд —
верные друзья. Они всегда выручали петуха.)
— Подходит ли по содержанию сказка к теме урока?
(Да, подходит, потому что эта сказка о настоящих
друзьях.)
4. Индивидуальная работа по карточкам (см.
приложение).
5. Инсценирование сказок. Конкурс на лучшего
артиста.
Давайте проинсценируем отрывки из прочитанных
сказок. Кто выучил слова Петуха, Лисы из сказок?
(Несколько детей, получивших карточки, выходят к
доске. Учитель надевает им элементы костюмов
героев — шапочки, хвосты и т. п.)
Послушайте товарищей, выберите лучшего
артиста. Награждение лучших артистов.
VI. Подведение итогов урока
1. Беседа.
-Какие сказки вы сегодня прочитали?
-Что их объединяет? (Это сказки о животных.)
-Прочитайте тему урока. («Друг познается в
беде».)
2. Отгадывание кроссворда.
-Давайте проверим, как внимательно вы читали
сказки.
Разгадаем сказочный кроссворд.
1) О каком животном из сказки эти слова:
«Масляна головушка, шелкова бородушка»? (Петух.)
2) Лесная птица с черным оперением из сказки
«Петушок — золотой гребешок». (Дрозд.)
3) Какое животное носит в сказке имя Михаила
Потапыч?(Медведь.)
4) Во всех сказках у этого животного хитрый,
коварный нрав. (Лиса.)
5) Недаром о нем говорят «Голоден как …». (Волк.)
6) Из этого материала строил избушку Зайка. (Луб.)
7) Хоть и говорят о нем, что он «здоров», а лису
выгнать не смог. (Бык.)
Какой герой напевал лисе эту песенку:
Трень, брень, гусельцы
Золотые струночки.
Еще дома ли Лисафья-кума
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)
-Почему урок так называется? (В сказках
животные помогали друг другу, выручали попавших
в беду друзей.)
VI. Домашнее задание
-В домашней библиотеке поищите другие сказки о
животных. Принесите эти книги в уголок
внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к
сказкам, прочитанным на уроках или дома.
Приложение 1, приложение
2.
Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от анна1286
-
Ответ
Ответ дан
школоло59дневник фокса Микки Саша чёрный
-
Ответ
Ответ дан
кетрина555как слон спас хозяина от тигра
особой природы
галка
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x — 5,21 = 9,54
Информатика — 3 года назад
Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.
География — 3 года назад
Почему япония — лидер по выплавке стали?
Математика — 3 года назад
Чему равно: 1*(умножить)х? 0*х?
Русский язык — 3 года назад
В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Школьные программы между собой отличаются. Поэтому список предложенных книг примерный.
- Агния Барто «Зайка»
- E. Благинина «Посидим в тишине»
- О. Высоцкая «Одуванчик»
- Б. Заходер «Кискино горе», «Кит и кот»
- С. В. Михалков Стихотворения («А что у вас?»,»Мой щенок», «Котята», «Чистописание» и т.д.)
- В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»
- «Березонька» : Русская народная песня
- «Гуси-Лебеди» : Русская народная сказка
- «Два мороза» : Русская народная сказка
- «Каша из топора» : Русская народная сказка
- «Лиса и журавль» : Русская народная сказка
- «Лиса и тетерев» : Русская народная сказка
- «Петушок и бобовое зернышко» : Русская народная сказка
- «Снегурушка и лиса» : Русская народная сказка
- Л. Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи»: басня в прозе
- К. Д. Ушинский «Ветер и солнце»
- К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон»
Список художественной литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися 1 класса
Фольклор.
Литературная сказка
- Г.Х. Андерсен
«Принцесса на горошине«
«Стойкий оловянный солдатик«
- А. Линдгрен
«Три повести о Малыше и Карлсоне«
«Мио, мой Мио«
- В. Гауф
«Калиф-аист«
- А. Милн
«Винни Пух и все-все-все«
- Братья Гримм
«Король Дроздобород«
«Умная Эльза«
- Ш. Перро
«Спящая красавица«
- Д. Родари
«Путешествие Голубой стрелы«
- А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях«,
«Сказка о царе Салтане…«
- П. Ершов
«Конек-горбунок«
- П. Бажов
«Серебряное копытце«
«Голубая змейка«.
- В. Катаев
«Дудочка и кувшинчик«
- К. Чуковский
«Доктор Айболит«
«Тараканище«
«Бармалей«
- М. Пляцковский
«Разноцветные зверята«
- Г. Цыферов
«Как лягушонок искал папу«
- А. Митяев
«Богатыри»
Рассказы о детях и для детей
- Рассказы из «РУССКОЙ АЗБУКИ» Л.Н. Толстой
(«Три медведя«, «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было«, «Корова«, «Филипок«). - Н. Носов.
«Живая шляпа«. «Дружок«. «Фантазеры«. «Карасик«. «Веселая семейка» и другие рассказы. «Приключения Незнайки и его друзей«. - В. Драгунский.
«Он живой и светится…» - В. Осеева.
«Волшебное слово«, «Почему?«, «Синие листья«. - Б. Житков.
Как я ловил человечков.
О животных
- В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
- Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
- Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.
- М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.
- И. Соколов-Микитов. Листопадничек.
Русская классическая поэзия. Басни.
- А.С. Пушкин. «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Румяной зарею…»
- Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…»
- К. Бальмонт «Снежинка«.
- С. Есенин. «Поет зима – аукает…»
- С. Черный «На коньках«, «Про девочку, которая нашла своего мишку«, «Кто?»
- И.А. Крылов. «Лебедь, рак да щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».
Современная поэзия
- Н. Рубцов «Воробей«, «Ворона«.
- А. Барто «В защиту Деда Мороза«.
- Г. Сапгир «Подарки весны«, «Садовник«, «Кошка и я», «Лесная азбука», «Четыре конверта«, «Сказка о лесной музыке».
- Е. Трутнева «Осень«.
- И. Пивоварова «Долго мы искали«, «О чем мечтала туча», «Синий вечер«.
- О. Дриз «Стеклышки«, «Пуговки», «Сто весёлых лягушат«, «Когда человеку шесть», «Виолончель«, «Глоток воды«.
- Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!«, «Любимый пони«, «Пони«.
- Д. Родари «Поезд стихов».
- В. Берестов «Сказки, песни, загадки«, «Мастер Птица«.
- В. Берестов «Жаворонок«, «По дороге в первый класс«.
- И. Токмакова «Плим«.
- Р. Сеф «Необычный пешеход«, «Ключ от сказки«.
- С.В. Михалков «Стихи для детей«.