Каким был мальчик филипок из рассказа л н толстого

Рассказ Л. Н. Толстого «Филлипок»

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Аннотация к рассказу

Краткое содержание для читательского дневника

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Жанр, идея и основная мысль

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

План для пересказа

Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:

  • Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
  • Скука дома и смелый побег.
  • Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
  • Приход в школу и класс с ребятами.
  • Страх перед учителем и разговор с ним.
  • Зачисление в ученики и счастливый финал.

Филипок: характеристика главного героя

Чему учит произведение Филлипок

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Главный герой рассказа Филлипок

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

Автор рассказа Филлипок

  1. Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  2. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  3. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  4. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Анализ и главные мысли произведения

Описание и характеристика главного героя

Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.

Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.

Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.

Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.

Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную

роль, а школа — это первый шаг на пути к великим свершениям. Именно с поступления в школу и университет начинают свою дорогу все люди, в том числе самые известные и впоследствии многого добившиеся.

Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.

Характеристика героя Филлипка

Пословицы и поговорки к произведению:

  • Знания — сила.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Человек сам кузнец своего счастья.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.

Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.


0

Толстой «Филиппок»: какая характеристика героев? Как описать?

1 ответ:



2



0

В рассказе Толстого «Филипок» несколько персонажей, но главный герой только один, и это любознательный и самостоятельный мальчик Филипок.

Филипку еще рано было посещать школу, но он настолько стремился к знаниям, что тайком, в снег и мороз, отправился в школу, которая находилась довольно далеко. Мальчику пришлось преодолеть множество препятствий, но до школы он все-таки добрался.

Филипок проявил смелость, решительность и настойчивость, потому и добился своей цели. Хотя мальчонка был еще мал, он сумел принять ответственное решение и вышел из ситуации победителем. Сообразительному Филипку, имеющему желание учиться, разрешили посещать школу.

Учителя тоже можно назвать главным героем, и он с пониманием отнёсся к желанию мальчика учиться. Этот умный, добрый и отзывчивый человек пытается поддержать в своих учениках стремление к знаниям, поэтому умненький Филипок произвел на него впечатление. Учитель помог мальчику стать учеником и благодаря ему паренек стал ходить вместе со старшими ребятами в школу.

Имеются в рассказе и второстепенные персонажи: бабушка и родители Филипка, его старший брат Костюшка, который и научил братика читать. Кроме того, в рассказе мы встречаемся с добрым мужиком, отогнавшим злющих собак от Филипка и баба (с ведром), которая поддержала оробевшего возле школьных дверей мальчика.

Читайте также

Главные герои сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» — это Иван и сам конёк. А испытания, выпавшие на их долю, исходят от царя.

Иван — младший сын в семье, слывший дурачком. На самом деле он ответственный — ходит сторожить поле. Наивный и доверчивый, но в то же время честный и трудолюбивый, он получает в награду волшебного конька-горбунка. Став конюхом у царя, служит ему исправно, беспрекословно исполняет его прихоти. Смелый — прыгнул в кипящий котёл. За все свои добродетели вознаграждён: превратился в добра мОлодца и получил в жёны царь-девицу.

Конёк-горбунок — верный друг и помощник Ивана. Себя не жалеет, а Ивана из беды выручает («И скорее сам я сгину, чем тебя, Иван, покину». Мудрый, добрый и бескорыстный. Малый рост и неказистая внешность не мешают ему быть решительным и смелым. Про таких говорят: «Мал да удал».

Царь — безымянный, просто царь. Очень богат и тщеславен, считает, что только он имеет право владеть златогривыми конями и царь-девицей. При этом скуп и жесток: готов лишить Ивана жизни за невыполнение поручений. Народ его не любит и не горюет о его гибели, когда деспт сварился в котле.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и не смело» написано 6 июня 1849. Является, ярким образцом «чистого искусства», жанр — пейзажная лирика.

Стихотворение написано двусложный размером — хореем, рифма перекрестная.

Композиционно произведение разделён на пять катренов, каждый из которых описывает описывает одно из природных явлений.

Из изобразительно-выраз­<wbr />ительных средств и стилистических приёмов поэтом используется олицетворение («принахмурилась земля», «солнце раз ещё взглянул»), инверсия («ветра тёплого порывы»), повтор («зеленеющие нивы зеленеет под грозой»), эпитеты («пламень белый и летучий»), аллитерация («раскаты громовые»).

Я ей сочувствую. Представляю себя на ее месте. Рано выдали замуж за человека старше,опытнее,пожившего,рассудительного,умного,положительного во всех отношениях,государственного мужа. Отлично. Родился сын,что естественно,потому что Анна Аркадьевна молода,полна сил,жизни. Неужели кто-то думает,что Каренин,будучи самым достойнейшим человеком, интересовался душевной,сердечной жизнью своей молодой жены? Ее мыслями, чувствами,мечтами? Это он потом, возможно,осознал,когда потерял ее. А что делать Анне Аркадьевне со своей душой,страстной натурой,со своей жаждой взаимной любви, не исполнения супружеского долга, а просто любви,ласковой,нежной,заботливой,взаимной?

Все очень сложно.

При иных обстоятельствах,мне кажется, из всех героев,представленных Толстым, Анне более других был бы ближе Левин, они могли бы составить прекрасную,в чем-то идеальную пару,любящих,понимающих,уважающих личность друг друга,были бы истинными друзьями. Но..жизнь сложилась иначе.

Анна Аркадьевна ошиблась,доверив всю нерастраченную страстность своей души и сердца Вронскому. Он хороший человек,но не умен,нет в нем той сердечности,душевности,этого ума,что больше всего любит в своих героях Толстой. Вспомните молодых Ростовых.

По Толстому,таким женщинам, как Анна Аркадьевна,сложно жить в том светском обществе,жить в котором они обречены по рождению. Они задыхаются.

Как задыхается и умирает Катерина в другом обществе.

Или можете представить Анну в положении Долли? Жить,потому что так надо?

» …Это же элементарно Ватсон…» То что мы имели удовольствие прочитать в вышеуказанном стихотворении — есть описание одного из вариантов астрономического заката. Всего таких вариантов три. Первый — нижний край солнечного диска начинает соприкасаться с линией горизонта. Второй — линия горизонта расположена по центру солнечного диска.Третий — солнце полностью ущло за линию горизонта, а над горизонтом еще видно свечение. Вот этот третий вариант Фэт и описал, но красиво описал.

Стихотворение «Чудная картина» была написана поэтом А. Фетом в 1842 году. Она относится к раннему творчеству стихотворца.

Стих относится к пейзажной лирике. Поэт при помощи своей лирики описывает зимнюю ночь. Фет любит красоты зимы. Он любуется блестящим снегом и белой равниной. Красоты чистой белоснежной зимы влекут поэта.

Поэт описывает в стихе зимний путь, который проделывает сам. Он показывает свое настроение в дороге. Одиночество является его спутником в пути. Зимние красоты природы красивые, но холодные. Луна, такая же одинокая, над заснеженной равниной освещает дорогу поэту. Природа и человек являются в стихотворении единым целым.

Фет в своем стихотворении использует много эпитетов: «одинокий бег», «блестящий снег», «полная луна».

Поэт передает время в стихотворении при помощи назывных предложений. Весь стих — это одно сложное предложение. Оно передает нам настроение поэта. Чувствительная душа поэта передает целостное восприятие природы. Стихотворение читается на одном дыхании.

Пейзажист-лирик Фет сумел описать в небольшем стихе красоту и прелесть зимней ночи. Поэт любит родную природу.

«Филиппок» читательский дневник

«Филиппок» читательский дневник

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

Краткое содержание «Филипка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет своё имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел и даже написал своё имя.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в сказке дикий помещик
  • Какие эпитеты характерны для народной сказки
  • Какие чувства вызывает у автора юшка из рассказа а платонова юшка
  • Какие чувства вызывает сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Какие чувства вызывает рассказ станционный смотритель

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии