Каким музыкальным инструментом владел садко герой известной сказки

12 Сен2016

Викторина «Музыкальные инструменты»

Written by zavscool_pv_h6h9deky. Posted in Новости

Вопросы викторины

■ Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? Ответ: Фортепиано.

■ Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? Ответ: Аккордеон.

■ Как называется русский народный трехструнный щипковый инструмент? Ответь: Балалайка.

■ Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? Ответ: Баян.

■ Как называется народный духовой инструмент, основу которого составляет кожаный мешок и несколько трубок? Ответ: Волынка.

■ Название какого музыкального инструмента в переводе французского означает «королевский»? Ответ: Рояль.

■ Какой смычковый инструмент несколько уступает по размерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? Ответ: Виолончель.

■ Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки? Ответ: Гусли.

■ Какой миниатюрный ударный инструмент часто используют во время танца испанские танцовщицы? Ответ: Кастаньеты.

■ Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах? Ответ: Звонарь.

■ Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? Ответ: Ложки.

■ Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов? Ответ: Камертон.

■ Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? Ответ: Лира.

■ Как называется музыкальная погремушка? Маракас.

■ Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.

■ Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.

■ Какой из деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию? Фагот.

■ Как называется небольшой переносной орган? Шарманка.

гусли

музыкальный инструмент Садко

Альтернативные описания

• (славянское) струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Европы (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес, фин. кантеле), Поволжье (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь)

• старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

• наколенная арфа

• музыкальный инструмент былинного Садко

• струнный щипковый музыкальный инструмент

• инструмент, который заставил танцевать все подводное царство

• …-самогуды

• инструмент Садко

• заставили Ягу плясать

• старорусское подобие арфы

• инструмент Бояна

• музыкальный инструмент сказочного Садко

• крыловидный инструмент

• старинный струнный щипковый инструмент

• лежачая арфа

• «арфа» Садко

• яровчатый иструмент

• инструмент в руках Садко

• струны Садко

• старинный русский музыкальный инструмент

• Русский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

• Старинный русский народный щипковый инструмент

• Русский струнный щипковый музыкальный инструмент

• Музыкальный инструмент былинного Садко

• «Арфа» Садко

• ж. мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист м. гуслистка ж. гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик м. мастер, работающий, строящий гусли. Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ. Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда

• старинный русский муз. инструмент

Былинные герои - гусляры. Садко

Былины — отдельный жанр устного народного творчества. Они похожи на сказки и перекликаются с ними сюжетными моментами, но сложены древним стихотворным слогом и исполняются как песни. В 18-19 веках былины были записаны и стали известны в печатном виде в дворянской среде, а после революции — и в среде новых социальных слоёв, оторванных от корней — в среде городской интеллигенции(учителя, врачи, инженеры, учёные) и рабочих, и уже в таком виде дошли и до современного сельского жителя. К счастью, традиция устного исполнения былин на протяжении последних трёх столетий оставалась жива в народе. В песенной форме дошла она и до наших дней — благодаря сказителям 19-20 вв. Т.Г. Рябинину, В.П. Щеголёнку, сказителю и фольклористу Б.В. Шергину, нашему современнику, сказителю А.А. Маточкину.

Садко

Былины мы с детства знаем как героические произведения, повествующие нам о богатырях, защитниках и заступниках земли Русской. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович знакомы каждому. Менее известные герои — Дюк Степанович, Михайло Потык Иванович, Бова Королевич, Сухман Одхимантьевич знакомы уже не каждому, но все они сильны доблестью, удалью или смекалкой именно как богатыри, воины. Речь же у нас пойдёт о единственном былинном герое — представителе купечества, о Садко.

Садко поначалу не был богат и ничем не торговал. Он был простым новгородским гусляром, кормился тем, что развлекал гостей на богатых купеческих пирах, благодаря своему мастерству был в почёте, но пришло время когда его перестали приглашать, и добрый молодец от скуки один играл на своих гуслях яровчатых у берега Ильмень-озера. И так играл Садко, что сам Морской Царь, подняв волнение на озере вышел на белый свет посмотреть на гусляра и оказать ему помощь — предложил выиграть спор у новгородского купечества, что в Ильмене водятся дивные златопёрые рыбы. Садко является на пир, без приглашения, спорит на свою голову и на купеческое достояние богатых гостей, ловит посланных Морским Царём трёх златопёрых рыб и сразу становится обладателем большого состояния и открывает свои лавки. Но новоявленный купец ведёт себя чисто по-русски: он не слишком дорожит тем, что ему легко досталось. Он сорит деньгами, раздаёт своё состояние беднякам, снова бьётся о велик заклад с купцами что скупит все товары в Новгороде, но проигрывает спор и лишается почти всего состояния. На оставшиеся средства Садко снаряжает корабли, грузит товары и едет по торговым делам за море, в Золотую Орду. На обратном пути в море «сходилась погода сильная, застоялись черлёны корабли на синем море». Садко справедливо решает, что Морской Царь требует дани, бросает в море бочки с серебром, золотом, но корабли по-прежнему не трогаются с места и тогда предлагает всем дружинникам бросить жребий — монеты с именами его и дружинников в море — и монета Садко единственная тонет. Герой прощается с дружиной и, взяв свои гусли яровчаты, остаётся посреди моря на доске дубовой, а корабли отпускает с миром неведомая сила.

Примечательны поведение, характер, психотип Садко. Он, получив огромные богатства, не становится зажиточным купцом, чья цель — больше торговать и больше богатеть. Он пускается в легкомысленные и затратные авантюры, а так же одаривает из своей казны тех, кому необходимы кров и пища. Он любит свой народ. Когда его корабли остановлены в море волей Морского Царя, он не прячется за спинами своих товарищей, не трясётся ни за свои богатства ни за свою жизнь, а когда выпадает жребий ему опускаться в пучину моря, без колебания идёт на смерть ради спасения товарищей. Русского человека не портит богатство! Он остаётся прямым, честным, открытым, благородным и сохраняет присутствие духа. Сам погибай, а товарища — выручай! И сегодня людям славянского корня свойственна такая красота и высота поступка, такое благородство души. Пирамида потребностей Дж. Маслоу, если её применить к психотипу Садко, состоит не из потребительских составляющих, а созидательных — это потребность служения. Служение своему народу, малой Родине(одаривание городской бедноты, стремление прославить родной Новгород), служение товарищам даже ценой своей жизни, и лишь на последнем месте — служение самому себе. Он строит себе хоромы, но легко расстаётся с ними когда теряет своё богатство в очередном споре. На смерть в море он идёт с одними своими гуслями. Ему для себя совсем немного надо! И важнейшие его личные потребности — культурные, духовные! Не со златом-серебром — с гуслями своими яровчатыми решает он уйти на дно морское, а может и в последний путь.

Утомлённый волнением, засыпает Садко , с гуслями в руках, на дубовой доске посреди моря, а просыпается на дне морском, у входа во дворец Морского Царя. Царь Морской привечает гостя и просит Садко снова сыграть на гуслях. Три дня и три ночи играет гусляр, а хозяин подводного царства со своими подданными пляшут и не могут остановиться. Чтобы спастись и попытаться вернуться на белый свет, Садко рвёт струны на гуслях и выламывает шпеньки. Морской Царь в награду за увеселения повелевает Садко выбрать в жёны любую красавицу, герой выбирает последнюю из 900 невест, Чернавку. После свадебного пира ложится Садко с невестой на ложе но не «творит с ней ласки» а засыпает и просыпается на берегу реки… Чернавки и видит как по Ильмень-озеру возвращаются его корабли. Радостна встреча Садко со своими товарищами!

Многим из нас Садко знаком по замечательной экранизации А. Птушко 1952 года, с Сергеем Столяровым в главной роли. Сценарий телесказки несколько расширен, добавлены патриотические моменты, красной нитью сквозь повествование вьётся идея любви к Родине. Описано заморское путешествие Садко и его дружины, прослеживаются параллели с Хождением за три моря тверского купца Афанасия Никитина. Волшебная птица Феникс в Индии околдовывает Садко и товарищей и они засыпают, казалось бы, вечным сном, но дивная игра героя на гуслях пробуждает у дружины воспоминания о родной Руси, её красотах и её подлинном, не вещественном богатстве и оказывается сильнее колдовского голоса заморской птицы. Новгородцы быстро приходят в себя, спасаются из плена грозного индийского раджи и возвращаются на Родину.

Гусли и в былине и в фильме-сказке выступают как нечто большее чем музыкальный инструмент. Гусли, как мы видим — инструмент выражения внутреннего мира человека. Гусли позволяют ему донести до слушателя свою любовь ко всему родному и близкому, все свои переживания. Звучание гусельных струн будит в сердцах внимающих гусляру людей такие же возвышенные чувства и помыслы, пробуждает им самим неведомые, сокровенные глубины души, строит связи с далёким прошлым, люди ощущают свою жизнь не как единственную и последнюю а лишь как один день, а было и «Вчера» и «Позавчера», будет и «Завтра». Слушая звуки гусельных струн, человек снова обретает накопленное им за бесчисленные прошедшие «Вчера» духовное богатство, Музыка дарит ему мудрость из нового»Завтра», грядущего после окончания его текущего жизненного пути. Никакая сиюминутная иллюзия не затмит этого света! И никакое вещественное богатство не стоит богатства внутреннего — эта истина донесена нам нашими предками в былине «Садко».

В былине, Садко предстаёт перед нами как виртуозный, великолепный гусляр. И сегодня есть гусляры и мастера, изготавливающие любые гусли — как фольклорные, так и академические, как небольшие так и многострунные большие, как крыловидные так и шлемовидные, а также авторской конструкции. Есть и люди, обучающие игре на гуслях, на этом волшебном инструменте, на инструменте раскрытия своих глубин и глубин тех кто нас слышит и слушает. У нас с вами отличная возможность приобщиться к гусельной культуре, а став частью этого целого, нам открывается большое будущее!

Автор статьи: Александр Гришин

Вопросы для музыкальной викторины, посвященные инструментам

1. Какой музыкальный
инструмент сочетает в себе фортепиа­но
и гармонь? (Аккордеон).

1.
Как называется русский народный
трехструнный щипко­вый инструмент?
(Балалайка).

89

3. Какой музыкальный
инструмент назван в честь древнерус­ского
певца-сказителя? (Баян).

4. Как называется
народный духовой инструмент, основу
ко­торого составляет кожаный мешок
и несколько трубок? (Волынка).

5. Какой смычковый
инструмент несколько уступает по
раз­мерам контрабасу, но значительно
превосходит скрипку и альт? (Ви­олончель).

6. Каким музыкальным
инструментом владел Садко, герой
из­вестной сказки? (Гусли).

7. Какой инструмент
считают родоначальником всех медных
духовых инструментов? (Горн),

8. Назовите народный
духовой музыкальный инструмент, ко­торый
является близким родственником пастушьего
рожка и имеет пронзительный тембр?
(Жалейка).

9. Как называют
человека, исполняющего музыку на
церков­ных колоколах? (Звонарь).

10. В России есть
музыкальный инструмент — гусли. Как
ана­логичный инструмент называется
в Карелии? (Кантеле).

11. Какой миниатюрный
ударный инстумент часто использу­ют
во время танца испанские танцовщицы?
(Кастаньеты).

12. В XVIII веке был
изобретен клавишный инструмент, кото­рый
назывался по-разному: клавицимбал,
чембало, вирджинал и др. Какое более
известное название имеет этот инструмент?
(Клавесин).

13. Какой инструмент
используется как эталон высоты при
настройке музыкальных инструментов?
(Камертон).

14. Какой музыкальный
инструмент является эмблемой музы­кального
искусства? (Лира).

15. Какой
струнно-щипковый музыкальный инструмент
име­новался «царица инструментов» в
эпоху Возрождения? (Лютня).

16. Какой русский
народный инструмент очень похож по
зву­чанию на испанские кастаньеты?
(Ложки).

17. Как называется
музыкальная погремушка? (Маракас).

18. Какой духовой
клавишный инструмент является самым
большим? (Орган).

19. Назовите самую
маленькую флейту? (Пикколо).

20. Название какого
музыкального инструмента в переводе с
французского означает «королевский»?
(Рояль).

90

21. Какой древнейший
музыкальный инструмент был одной из
важнейших принадлежностей рыцарского
снаряжения в средние века? (Рог).

22. Какой музыкльный
инструмент, часто используемый в джа­зе,
был изобретен в 1841 году в Париже
бельгийским мастером и назван его
именем? (Саксофон).

23. Какой универсальный
музыкальный электронный инстру­мент
был сконструирован американскими
инженерами Г. Беларом и Г. Олсоном в 1955
году? (Синтезатор).

24. Какой духовой
инструмент был впервые введен Бетхове­ном
в состав симфонического оркестра?
(Тромбон).

25. Какая геометрическая
фигура стала музыкальным инстру­ментом?
(Треугольник).

26. К какой группе
инструментов относятся литавры?
(Удар­ные).

27. Какой из деревянных
духовых инструментов самый низ­кий
по звучанию? (Фагот).

28. Как называется
духовой инструмент, близкий к горну?
(Фанфара)

29. Название какого
инструмента содержит два термина
«гром­ко» и «тихо»? (Фортепиано).

30. Какой струнный
инструмент составляет основу белорус­ского
народного оркестра? (Цимбалы).

31. Как называется
небольшой переносной орган? (Шарман­ка).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ
КЛУБ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

От других групповых
форм клубное объединение можно отли­чить
по следующим признакам:

— длительный контакт
участников объединения, т. е. стабиль­ность
состава;

— совместная
деятельность участников;

— добровольное,
свободное самоопределение участников;

— активное участие
членов объединения в его работе, наличие
права и обязанности не только
присутствовать, воспринимать ин­формацию,
но и выражать себя, свою индивидуальность
активным действием

Деятельность
данного клуба связана с приобщением
участни­ков к искусству.

91

многочисленные
клавиши обеспечивают варианты тонов.
Предше­ственник фортепиано.

ЛИРА

Древний струнный
инструмент. Состоит из резонансного
кор­пуса и двух изогнутых деталей,
идущих вверх к ярму, к которому крепятся
от 4 до 10 струн. Играют плектром или
пальцами. Произо­шла из Азии, откуда
попала в Грецию и Египет. Настраивалась
на определенный лад.

ОРГАН

Музыкальный
инструмент, духовой, древнего происхождения.
Звук извлекается нагнетанием воздуха
в трубки различного разме­ра. Управляется
с помощью клавиш. Используется для
исполнения серьезных произведений
религиозной музыки и легких развлекатель­ного
характера.

Каждая трубка
приспособлена для извлечения определенной
ноты. Трубки одного тембра объединены
в регистры. Вспомогатель­ные регистры
в сочетании с основными создают
искусственный обертоновый звукоряд.

Электрический
орган изобретен в 1934 году американским
ин­женером Лоуренсом Хэммондом
(1895-1973). Другие типы электри­ческого
органа появились в 1960 году. В них
электрические импуль­сы в реле заменяют
давление воздуха.

ПИАНИНО

Музыкальный
инструмент. Разновидность фортепиано.
Стру­ны, дека, механика расположены
вертикально. СВИРЕЛЬ

1. Продольные флейты
— набор дудочек из тростника, глины или
другого материала разной длины для
получения звуков разно­го тона. В
соответствии с легендой, свирель
изобретена в Древней Греции богом Паном.
Присутствует в традициях народной
музыки Восточной Европы и Японии, Южной
Америки.

2. Многоствольные
флейты, включая флейту Пана (цевницу),
флейту и кувиклы; колебания создаются
за счет рассечения воздуш­ной струи
об острый край стенки ствола, что придает
звучанию ин­струмента характерный
«чавкающий» звук. Из всех старинных
ин­струментов они дают относительно
чистый тон и простые колеба­ния.

94

СТРУННЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ

Класс музыкальных
инструментов, в которых источником
зву­ка служит натянутая струна. В
настоящее время струны делают из кишок,
металла или перлона (пластика). Класс
струнных инстру­ментов включает:
смычковые (семейство скрипок и семейство
аль­тов); щипковые (гитара, гавайская
гитара, лютня, ситар, альфа, банджо и
лира); механические щипковые (клавесины);
механичес­кие ударные (пианино и
клавикорд) и ударные (цимбалы).

ТРУБА

Один из древних
мундштучных инструментов, существующих
по всему миру в различных видах и
изготовленных из разных инст­рументов.
Входит в состав группы духовых инструментов
современ­ного симфонического оркестра.
Состоит из цилиндрической труб­ки,
прямой или свернутой в виде овала.
Производит высокий устой­чивый звук.
Труба часто используется для подачи
сигналов, а так­же во время торжественных
церемоний. Около 1820 года появились трубы
с вентилями, что позволило извлекать
из них полный диапа­зон звуков
хроматической гаммы.

Современная
оркестровая труба ценится за чистое
звучание. Среди разновидностей труб:
сопрано, пикколо (на октаву выше ос­новной)
и басовая (на октаву выше основной,
введена Вагнером). В духовых оркестрах
обычно используется плоский инструмент
сопра­но. Труба является традиционным
сольным джазовым инструмен­том, и
музыканты демонстрируют особое мастерство
на высоких тонах.

УДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Инструмент, на
котором играют, ударяя по нему рукой
или палочкой. Ударные инструменты можно
подразделить на те, кото­рые настраивают
для получения звука ножной высоты, к
ним отно­сятся тимпаны, трубчатые
колокольчики, глионшпиль, ксилофон, и
те, которые имеют неопределенную высоту
звука: турецкий бара­бан, тамбурин,
треугольник, цимбалы и кастаньеты.

ФИСГАРМОНИЯ

Духовой клавишный
инструмент
XIX
века.
Приводится в дей­ствие механизмами,
действующими от ножного привода и
встроен­ными педалями рычажного типа,
действующими на динамике. За­патентована
Дебеном в Париже в 1848 году. Получила
широкое

95

распространение
в США в качестве музыкального инструмента
для игры дома и в церки. Во Франции и
Германии фисгармония была широко
распространена как концертный инструмент
для игры соло или в оркестре.

ФОРТЕПИАНО

Собирательное
название клавишно-струнных молоточковых
инструментов (роялей и пианино). Изобретено
в 1704 году Бартоломео Кристофори,
мастером-изготовителем клавикордов из
Падуи. Используемый в нем механизм был
непосредственно связан с клави­шами.
В XVIII веке значительно усовершенствовано
и завоевало при­знание многих
композиторов, но лишь в 1768 году Бах дал
один из первых концертов на этом
инструменте.

Изобретены
концертные рояли с мощным звучанием, а
также налажено серийное производство
небольших пианино для дома.

ЦИМБАЛЫ

Музыкальный
инструмент, разновидность цитры. Состоит
из плоского трапециевидного корпуса,
вдоль которого натянуты стру­ны. Звук
извлекается ударом легкими молоточками
или палочками. Производит четко различимые
по высоте звуки согласованного ха­рактера.
Диапазон и подвижность звучания больше,
чем у арфы или лиры. Популярен в Венгрии.

96

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Каким качеством не был наделен иван из сказки конек горбунок
  • Каким дубровский предстает в рассказе анны савишны глобовой и антона пафнутьича спицына
  • Каким должен быть ребенок сочинение
  • Каким должен быть настоящий дворянин недоросль сочинение
  • Каким должен быть настоящий врач сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии