Читательский дневник по рассказу «Лисята» Евгения Чарушина
Автор: Евгений Иванович Чарушин.
Название: «Лисята».
Число страниц: 2.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: лисята, охотник.
Характеристика главных героев:
Лисята — маленькие, шустрые, беспокойные, ловкачи.
Охотник — добрый, весёлый.
Краткое содержание рассказа «Лисята»
У одного охотника в доме жили маленькие лисята.
Любили они с утра до вечера носится по комнате и баловаться.
Они были ловкими и шустрыми.
Пришёл однажды охотник с работы, а лисят нигде нет.
Стал он их искать, и вскоре нашёл.
Оказалось, озорники забрались в сапог и стали прыгать в нём.
Такие вот ловкачи.
План рассказа:
- Два лисёнка.
- Проделки.
- Исчезновение.
- Прыгающий сапог.
Основная мысль рассказа «Лисята»
Главная мысль рассказа в том, что нужно любить природу, дружить с её представителями.
Основная идея произведения в том, что у каждого животного свой характер и повадки.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас любить животных, ценить их отношение к нам.
Учит внимательности и наблюдательности.
Краткий отзыв о рассказе «Лисята» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что общение с любыми животными делает человека счастливым и добрым.
Вот и проказники-лисята помогали человеку жить веселей.
Это смешной и познавательный рассказ.
Автору удалось рассказать о том, как живут маленькие лисички, как они проводят время.
Мне очень понравились герои истории, потому что я не думала, что они так похожи на обыкновенных кошек.
Своим поведением и озорством.
Я всем советую прочитать этот рассказ и продумать о том, что любое животное по-своему красиво и удивительно.
И любое заслуживает нашей любви.
Пословицы к рассказу
- Он везде, как рыба в воде.
- Ловкость да выдумка — дороже силы.
- Делу — время, потехе — час.
- Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
Словарь неизвестных слов
- Ловкач – озорник, пройдоха, шалун.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
И под стульями нет. И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался.
Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
Ещё читательские дневники по произведениям Евгения Чарушина:
- «Страшный рассказ»
- «Тюпа, Томка и сорока»
- «Кабан»
- Краткая биография Евгения Чарушина для презентации
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект
занятия в средней группе «Чтение художественной литературы:
рассказ
Евгения Чарушина «Лисята».
Цель: Познакомить
детей с новым произведением.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей
с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на
вопросы по содержанию рассказа.
Развивающие:
Расширять
словарный запас (шустрые, ловкачи, беспокойные, голенище); формировать умение
строить ответ полным предложением; упражнять в употреблении существительных во
множественном числе, в согласовании существительных с числительными;
формировать умение составлять описательный рассказ;
Формировать знания
детей об особенностях животного мира весной, признаков весны;
Формировать
фонематический слух: определять первый звук в слове; развивать слуховое
восприятие текста;
Развивать
мышление: умение составлять из частей целое
Воспитательные:
Прививать любовь к
произведениям художественной литературы. Воспитывать у детей желание
участвовать в играх познавательной направленности; чуткое отношение к диким
животным.
Образовательная
область: Речевое развитие, Физическое
развитие, Художественно эстетическое развитие, Познавательное развитие,
Социально коммуникативное развитие.
Виды детской
деятельности: двигательная, игровая,
коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.
Оборудование: разрезные
картинки с изображением диких животных, картинки животных большие и маленькие,
картинка со спрятанными животными, цифры от 1 до 5, мягкая игрушка лиса,
рассказ «Лисята» презентация мультимедиа: портрет Евгения Чарушина, иллюстрации
и книги автора.
Предварительная
работа: беседа «Животные Урала», дидактические
игры: «Кто у кого», «Кто где живет» «Что я загадал?», игры социально-игрового
характера: Игра вольная «Лисонька», Игра творческого самоутверждения:
«Представьте животное», Игра «Интервью»
Ход:
1. Организация
детей установка на предстоящую деятельность
психо-гимнастика.
Собрались все дети
в круг,
Я твой друг и ты
мой друг
Крепко за руки
возьмёмся
И друг другу
улыбнёмся.
— Рябята, а какое
сейчас время года? (весна)
— А почему вы
думаете, что весна? (ответы детей – признаки весны)
— А давайте мы с
вами совершим весеннюю прогулку. Если повезет, можем встретить много
интересного. А вот куда мы отправимся, вам надо отгадать.
2. Работа
в подгруппах.
Нам помогут
картинки. Вот досада. Какой-то озорник разрезал картинки. Соберем? Посмотрим,
что получится?
Возьмите каждый по
одной части, подойдите к столу со цветом обратной стороны рисунка и вместе с
другими ребятами соберите картинку. Соберите, но не называйте сразу, что у вас
получится.
Организация
микрогрупп с помощью разрезных картинок с разноцветной основой. (лиса-1, ель-2,
сорока-3). Для каждого рисунка свой стол. Получится 3 группы, дети учатся
работать сообща.
Игра «Угадай, что
я загадал»
— Ребята, не
называйте, что у вас получилось, а расскажите нам про свою картинку, чтобы мы
догадались.
(Называю ребенка с
каждой подгруппы, который описывает свою картинку не называя ее)
— У нас получились
картинки – подсказки. Л-лиса, Е-ель, С-сорока. Какое слово можно составить из
первых звуков?
— Где можно
встретить и лису, и ели и сороку? (в лесу)
— Ну что, поедем в
лес? На чем поедем? (называют транспортное средство, имитируем его
движение)(двигаемся к столам)
— Тише. Мы
приехали.
(На экране
картинка березовой рощи)
— Мы подъехали к
лесу. Как он называется? (березовая роща, потому что растут только
березы)
— Нам надо в
другой лес. (Меняется картинка на елочки)
— Как называется
лес, где растут только ели? (еловый бор)
Смотрите, здесь
спрятались какие-то животные. (показываю картинку со спрятанными
животными за деревьями)
— Как вы
догадались, какое животное спряталось за деревом?
— А вы знаете,
почему весной в лесу нельзя шуметь? (у птиц и зверей весной появляются
маленькие детеныши)
— Я уверена что вы
их знаете. Давайте их, назовем
Игра: «Назови
детеныша»
(Называю животное,
дети называют детеныша)
— Ребята, вы
сейчас называли одного детеныша? Давайте назовем когда детенышей много. Я буду
цифрой показывать сколько детенышей у вашего животного.
Игра: «Один
много» .
У каждого ребенка
одна картинка животного. Показываю цифру ребенку, он называет количество
детенышей, согласуя числительное с существительным.
(У волчицы 4
волчонка, у медведицы 2 медвежонка, у ежихи 5 ежат, у лисицы 3 лисенка, у белки
2 бельчонка, у зайца 5 зайчат)
Физминутка.
— Ой, медведи!
Покажите, как они ходят
Стихотворение
«Мишка косолапый по лесу идет…»
— А сейчас медведи
все еще спят? (нет уже проснулись)
А вот и рыжая
красавица мелькнула в кустах, кто это?
— Ребята, а
давайте расскажем и покажем какая лисичка.
Игра вольная
«Лисонька» Выполняют движения в соответствии
с текстом. —
У лисицы острый
нос
У нее пушистый
хвост
Шуба рыжая лисы
Несказанной
красоты
Лиса павою
похаживает
Шубу пышную
поглаживает
Я – охотница до
птиц
Кур ловить я
мастерица
Как увижу –
подкрадусь
И тихонько затаюсь
После спрыгну и
схвачу
Деткам в норку
отнесу
И. Лопухина
(Дети возвращаются
на свои места)
Знакомство с
произведением Чарушина Е. И. «Лисята»
(Воспитатель
выносит игрушку лисы)
— Ребята,
здравствуйте! Вы так много обо мне уже знаете, как хорошо вы про меня
рассказали. Вы не видели моих деток? Ох уж эти озорники! Убежали
(На экране портрет
Евгения Ивановича Чарушина)
— Посмотрите, это
портрет писателя Евгения Чарушина. Он очень любил природу, животных и написал
много книг про них. Возможно он видел лисят и написал про них в своих
рассказах. Давайте послушаем один из его рассказов. (на экране картинка
лисята)
Как вы думаете,
как называется рассказ, который мы сейчас прочитаем? (чтение «Лисята»
Е. Чарушин)
— Ребята, лисичка
хочет записать с вами интервью, ответьте, пожалуйста, на ее вопросы.
Игра «Интервью» (дети
учатся отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу):
— Про кого
говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах)
— Какие были
лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные, ловкачи.)
— Какими словами
автор называет лисят?
— Кого еще мы
называем шустрыми?
— Беспокойными?
— Ловкачами?
— Куда лисята
однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)
— Как охотник
обнаружил лисят? (Он увидел, как из голенища торчит кончик хвоста)
— Ребята как вы
думаете, а куда еще могут спрятаться лисята?
— Это нашей
лисички лисята? Да (Нет)
Лиса: «Спасибо,
ребята, теперь я знаю, где их искать. Спасибо вам, ребята. Я очень люблю
писателя Чарушина. У меня есть его книги, я хочу с вами поделиться. Возьмите и
познакомьтесь с его рассказами и познакомьте остальных ребяток. До свидания!»
Заключительная
часть:
— Ребята, как
называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?
— Кто его
написал? (Евгений Иванович Чарушин).
— Что вам
понравилось в рассказе?
— А наша прогулка
понравилась?
— О чем вы
расскажете своим друзьям?
Нам лисичка
подарила книги этого замечательного автора, так что мы можем открыть выставку
его книг.
— Посмотрите вот
его книги. Он сам рисовал иллюстрации к своим рассказам.(рассматривание
иллюстраций)
А вот и рассказ
«Лисята»
Ну что же, ребята
и нам пора обратно. Садимся снова на свой транспорт и возвращаемся (сделав
круг возвращаются за стол).
Вы можете сейчас
самостоятельно рассмотреть книги, а потом мы выставим их на выставку.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
«Чтение рассказа Евгения Чарушина «Лисята»
Цель: Познакомить детей с новым произведением.
Задачи:
- познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
- расширять словарный запас ( шустрые, беспокойные, ловкачи,);
формировать умение строить ответ полным предложением; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в использовании в речи слов, противоположных по смыслу;
- прививать любовь к произведениям художественной литературы; воспитывать у детей желание участвовать в играх познавательной и речевой направленности;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисованием мятой бумагой.
Оборудование: портрет Евгения Чарушина, рассказ Е. Чарушина «Лисята», посылка с мягкой игрушкой лиса и конфетами, рисунки лисят (А4), гуашь оранжевого цвета, бумага, мелки, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Дикие животные», загадки о животных, дидактические игры: «Кто у кого?», «Один –много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», упражнение«Лисята».
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).
-А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (ритуал приветствия):
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Дети садятся полукругом на стульчики).
Сюрпризный момент
(Стук в дверь, в группу приносят посылку)
-Дети, нам прислали посылку! (читает: Город Канск, детский сад «Родничок», средняя группа «Солнышко»). Да, это нам. Но здесь ещё написано, что открыть мы её сможем, если вы отгадаете загадку. Итак, слушайте внимательно загадку:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (лиса)
(Воспитатель одновременно с детьми называет слово «белка», и просит детей убедить её в правильности ответа).Достаёт из посылки лису.
-Лиса всегда была одним из любимых героев сказок. А вы знаете сказки, где есть лиса? Какие? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса» и др.)
— А теперь мы с вами поиграем в игру «Один – много». Я буду называть животного, а вы должны назвать его детёнышей, когда их много. Например: медведь – медвежата (кошка – котята, заяц – зайчата, барсук –барсучата, свинья – поросята, петух – цыплята, белка – бельчата, лиса – лисята).
— А сегодня я хочу вас познакомить с новым произведением, который называется «Лисята». Написал этот рассказ Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем.
(Показ портрета писателя).
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.
— Один из его рассказов я предлагаю вам послушать. Садитесь удобно и внимательно слушайте.
(чтение рассказа Е.И. Чарушина «Лисята»)
— О ком говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах )
-Что делали лисята днём?
— А что делали ночью?
— Какие были лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные)
— Как называет их автор?( Ловкачи)
(Словарная работа: шустрые, беспокойные, ловкачи)
— Как играли лисята?
— Куда лисята однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)
— Как охотник обнаружил лисят? (Он увидел, как из сапога торчит кончик хвоста)
— Чем заканчивается рассказ?
Физминутка «Лисята»
Шли лисята по дорожке (имитируют ходьбу),
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой),
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху).
(садятся на стульчики)
— А что значит «лёгкие»? А какое слово противоположное, т. е. наоборот? (тяжёлые)
Игра «Скажи наоборот»
— Новый – (старый), высокий – (низкий), большой – (маленький), твёрдый – (мягкий), вверху – (внизу), слева – (справа), хороший – (плохой), широкий – (узкий), длинный – (короткий), аккуратный – (неряшливый), умный – (глупый) , грустный – (весёлый) и т.д.
— А наша лисичка ещё и одинокая ( что значит «одинокая»?)
— Для того, чтобы нашей лисичке не было одиноко и скучно, давайте нарисуем ей друзей.
(Рисование мятой бумагой силуэтов лисят).
Заключительная часть:
— Ребята, как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?
— Кто его написал? ( Евгений Иванович Чарушин).
— Что вам понравилось в рассказе?
— Дети, наша лисонька благодарит вас за друзей, которых вы ей нарисовали и дарит вам угощенье, которое лежит в посылке.