- 09.10.2020
Обновлено 15.11.2022
Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
Информация актуальна для 2022-2023 года!
- Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, аргументы, литература
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Заключение ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
- Вывод.
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- Призыв.
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- Выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения
- Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- Призыв
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
- Выражение надежды
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
- Зарисовка, которая возвращает к вступлению
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
- Цитата
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
— Композиция итогового сочинения
— Вступление в итоговое сочинение
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Перейти к содержимому
Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.
Содержание
- Клише для вступления
- Примеры вступлений с клише
- Клише для перехода к основной части сочинения
- Речевые клише для тезисов
- Клише для аргументов
- Клише для обращение к произведению
- Интерпретация произведения или его фрагмента
- Клише для перехода к второму аргументу
- Слова-связки
- Клише для выводов и заключения
- Клише для промежуточных выводов
- Клише для заключения
Клише для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Люди часто размышляют о том, что ….
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о….
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
- Зададимся вопросом: почему….?
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Как мы должны относиться к …?
- Как нужно относиться к …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Почему же нужно …?
- Почему же необходимо …?
- Что же самое главное …?
Примеры вступлений с клише
- Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
- Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
- Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
- «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
- Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
- (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
- (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
- Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
- Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса). - (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- С давних времён люди задумывались над вопросом …
- С давних времен человек размышлял о…
- Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
- В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
очень серьёзная и затрагивает каждого из нас. - Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…
Клише для перехода к основной части сочинения
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Вспомним…
- Это подтверждается …
- В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
- Более того, …
- Во-первых, во-вторых, в-третьих …
- В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
- Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы.
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
- В доказательство моей точки зрения
- Замечательным примером, иллюстрирующим…
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…
Речевые клише для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
вопрос, заданный во вступлении).
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает, что…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
- Он акцентирует внимание читателя на …
- Он осуждает…
- Этот поступок героя говорит о…
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Автор повествует о…
Клише для перехода к второму аргументу
- В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
- В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
- Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…
Слова-связки
- Однажды…
- Сначала…
- Потом…
- Далее…
- Затем…
- После этого…
- В итоге…
Клише для выводов и заключения
Клише для промежуточных выводов
- Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
- Мы можем прийти к выводу…
- Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
- Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
- Автор пытается понять, почему…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной…
- Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
- После прочтения этого произведения становится понятно…
- После знакомства с героями произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаешь…
Клише для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- В заключение хотелось бы отметить…
- В заключение хочется сказать, что…
- В заключение хотелось бы отметить, что…
- В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Подводя итог, хочется сказать…
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
- К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
- Думаю, надо …
- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.
Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.
Содержание статьи
- 1 Заключение в сочинении что это?
- 2 Задача заключения
- 3 Объём заключения в сочинении
- 4 Виды заключений в сочинении
- 4.1 1. Заключение-вывод
- 4.2 2. Развёрнутая мысль
- 4.3 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
- 4.4 4. Концовка — афоризм
- 4.5 5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
- 4.6 6. Цитата
- 4.7 7. Корректное возражение автору
Заключение в сочинении что это?
Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.
Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.
Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.
Задача заключения
Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.
Объём заключения в сочинении
Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.
Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.
Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.
Объём заключения: 1 — 3 предложения.
Виды заключений в сочинении
Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.
1. Заключение-вывод
Cамая типичная и логичная концовка сочинения.
Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.
Например:
Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.
2. Развёрнутая мысль
Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.
Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.
А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.
Например:
Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.
Например:
Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.
4. Концовка — афоризм
Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.
Например:
В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!
5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.
Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.
Например:
Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.
6. Цитата
Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.
Например:
Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.
7. Корректное возражение автору
Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.
Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.
Например:
Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.
Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.
Важно!
Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).
Рекомендации, как написать вывод в сочинении-рассуждении
На чтение 4 мин. Опубликовано 23.06.2020
Сочинение-рассуждение — одна из сложных форм письменных работ, которая требует творческого подхода. В большинстве случаев время на его выполнение ограничено, поэтому заключению часто уделяется мало внимания. Следование советам, как писать вывод в сочинении-рассуждении, поможет избежать многих ошибок, придаст тексту завершённость и целостность.
Содержание
- Содержание вывода в сочинении
- Способы оформления
- Использование клише
Содержание вывода в сочинении
Это небольшая, но важная часть, в которой необходимо подвести итог на основе вышеизложенных аргументов, заявить о своём личном отношении к ситуации. Это следствие рассуждений, представленных в основном содержании. Благодаря обобщению, заключение выводит поставленную проблему на новый, более глубокий уровень и улучшает логическое восприятие текста.
Зная основные моменты, как писать вывод в сочинении, можно сделать его более убедительным.
При оформлении необходимо соблюдать следующие условия:
- Подводить итог нужно кратко, но точно. Желательно, чтобы объём не превышал 25% всей работы. Достаточно ограничиться двумя — тремя лаконичными предложениями.
- Вывод должен соответствовать теме, вступлению и основному содержанию. Отсутствие связи между вводной частью и заключением является самой распространённой ошибкой. Подводя итог в сочинении, необходимо вспомнить обозначенную проблему и перечитать аргументы. В конце следует согласиться с тезисом или опровергнуть его.
- Заключение в сочинении не должно просто повторять позицию автора. Нужно обобщить все приведённые в тексте аргументы на основе собственной оценки сказанному.
- В этой части нет необходимости перечислять доказательства. Вывод должен стать логическим завершением рассуждений о проблеме.
Способы оформления
В зависимости от того, какой вопрос анализируется в тексте, можно использовать разные виды заключения. Познакомившись с несколькими вариантами, нужно выбрать наиболее подходящий и определиться, как написать вывод в сочинении.
Основные виды оформления:
- Обобщение аргументов, представленных в работе. Это наиболее распространённый и логичный способ написания заключения. В то же время это довольно сложный вариант, так как необходимо подвести итог сочинения, не дублируя основного содержания текста. Следует указать, о чём заставляет задуматься та или иная ситуация, перечислить личностные качества, которые помогают достигнуть цели, какой вывод можно сделать на основе этого.
- Риторический вопрос. Такая форма заключения возвращает читателя к поднятой проблеме, подчёркивает её актуальность. Снова затронув ситуацию, необходимо закончить сочинение очевидным ответом. Это яркий и выразительный способ оформления заключения, но использовать его нужно очень аккуратно, чтобы не нарушить логическую структуру текста.
- Обращение к читателю. Это выражение своей точки зрения о проблеме в форме призыва, который пишется с применением клише «давайте». Обращаясь к людям с какой-либо просьбой, необходимо пояснить, почему это важно для общества, при этом не следует навязывать слишком радикальное мнение.
- Цитирование. Этот вариант следует использовать, когда есть полная уверенность в точности подобранной цитаты. Она должна быть уместна в работе, правильно и полно отражать мнение автора. Рекомендуется подбирать цитаты обобщающего характера.
- Вывод-афоризм. Этот способ требует умения соединять разные тексты с общей проблематикой. Афоризм в заключении подчеркнёт эрудицию автора и сделает выигрышной работу в целом.
Использование клише
Для выражения личного отношения к проблеме уместно применять вводные слова и литературные штампы. Они придают тексту плавность, делают его красивым и помогают выдерживать логическую структуру. Стандартные фразы хорошо запоминаются.
Их использование значительно облегчает оформление сочинения выпускникам школы при сдаче ЕГЭ по русскому языку, а также написание эссе и других итоговых работ всем учащимся.
Вот несколько примеров, как начать вывод в сочинении: «изучив проблему, можно сказать»; «я считаю (я не считаю)»; «перечисленные аргументы доказывают»; «таким образом, хотелось бы отметить»; «давайте будем помнить»; «обобщая сказанное»; «заканчивая рассуждение, обратим внимание».
Позитивный настрой можно передать фразами «хочется надеяться», «хочется верить», «хотелось бы выразить надежду на то, что».
Такие речевые клише, как «прочитав эти строки, понимаешь, что», «автор убеждает нас» дают обратную связь произведению и делают заключение глубоким и ёмким. При использовании цитаты в оформлении можно применить фразу «эти слова выражают главную мысль произведения».
Вывод является неотъемлемой частью любой работы, и чтобы правильно его написать, следует придерживаться правил.
Часто заключение в сочинении пишут второпях, либо потому что время поджимает, либо потому что уже надоело сидеть и хочется поскорей закончить, из-за этого в заключении делают кучу ошибок.
Чтобы не допускать этого, нужно знать одну небольшую хитрость и несколько клише и примеров, тогда заключение в сочинении на ЕГЭ напишется легко, быстро и правильно.
Содержание
- 1 Что такое заключение в сочинении
- 2 Небольшие хитрости при написании заключения
- 3 Примеры и клише
Что такое заключение в сочинении
Сочинение состоит из 3 частей: вступление, доказательство аргументов и заключение. Заключение — это абзац, в котором вы подводите итог всему вышесказанному.
Сначала во вступлении вы обозначили какую-то проблему, затем прокомментировали. И в заключении вы окончательно либо соглашаетесь с тезисом, высказанным во вступлении, либо отрицаете его.
Небольшие хитрости при написании заключения
Заключение – это то же вступление, но сказанное другими словами. Так же, как и во вступлении, вы обозначаете проблему и говорите о своём личном к ней отношении.
В заключении вы закрепляете мнение, которое высказали во вступлении
Заключение — это вступление другими словами. Только если во вступлении вы могли сомневаться, то теперь вы заявляете о своём мнении довольно уверенно.
Часто в заключении допускают такую ошибку: начинают перечислять доказательства. Не надо этого делать, за это могут даже снизить баллы.
В заключении должно быть только ваше отношение к проблеме, вывод на основе ваших аргументов, но никак не их пересказ.
Не старайтесь набить объём таким способом. Для объёма существуют клише. В заключении должно быть не больше 3-5 предложений.
Примеры и клише
На протяжении всего сочинения не бойтесь использовать клише.
Они помогут во всех частях: сохранят логику, последовательность мысли, упростят работу проверяющим.
Клише могут быть довольно объёмными и помочь с недобором слов и ещё много с чем.
Использование клише на экзамене очень даже приветствуется.
Не нужно бояться использовать клише
Из чего состоит заключение:
- напоминание проблемы, поднятой в сочинении;
- окончательное утверждение вашей позиции, за или против тезиса во вступлении;
- можно сослаться на актуальность проблемы;
- можно сослаться на неразрешимость, вечность проблемы.
Вот несколько клише с примерами для заключения:
- В заключении хотелось бы сказать, что тема <название темы> будет актуальна всегда, но хочется верить, что кто-нибудь разорвёт этот порочный круг. В заключении хотелось бы сказать, что конфликт поколений будет актуален всегда, но хочется верить, что какому-нибудь поколению всё-таки удастся разорвать этот порочный круг.
- <название темы> — это страшное преступление, которому нельзя найти оправдания. Надеюсь, что людей, готовых пойти на такое, будет становиться всё меньше и меньше. Предательство – это страшное преступление, которому нельзя найти оправдания. Надеюсь, что людей, готовых совершить такой поступок, будет становиться всё меньше и меньше.
- Я не считаю, что <название темы> допустимо в нашем обществе. Это крайне низко и недостойно настоящего человека. Я не считаю, что хождение по головам допустимо в нашем обществе. Это крайне низко и недостойно поведения настоящего человека.
- Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема <название проблемы> была, есть и будет ещё долгое время. Она относится к вечным темам. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема равнодушия была присуща человечеству на протяжении всего его существования. Это вечная проблема, которая не раз ещё будет подниматься.
- В итоге хотелось бы сказать, что <название качества> очень важное качество. Оно помогает человеку оставаться человеком и упрощает жизнь. В итоге хотелось бы сказать, что отзывчивость – очень важное качество. Оно помогает человеку оставаться человеком и упрощает жизнь. Главное, чтобы вашей отзывчивостью не стали пользоваться в корыстных целях, что, к сожалению, бывает часто.
- <название качества> — отвратительнейшее качество человека. У некоторых она развивается до такой степени, что сложно разглядеть в существе, ей обладающей, человека. Эгоизм – отвратительнейшее качество человека. У некоторых он развивается до такой степени, что уже сложно отличить эгоиста от животного, которое лишь удовлетворяет свои потребности.
- Наиактуальнейшая тема нашего времени — <название темы>. Эту тему обсуждают всюду, раньше она тоже поднималась, но не стояла столь остро, как сейчас. Наиактуальнейшая тема нашего времени – толерантность. Эту тему обсуждают всюду, раньше она тоже поднималась, но не стояла столь остро, как сейчас. Да и с тем, что люди не готовы были принять, они справлялись более радикальными методами.
Вам не обязательно использовать именно те клише, которые приведены здесь, вы можете разбавить их своими словами или вообще написать что-то полностью своё, но будьте аккуратны.
Заключение – очень простая часть сочинения, состоящая из пересказа вступления и некоторых клише. Но многие лишаются баллов за заключение из-за усталости и желания поскорей закончить.
Если выучить клише и написать хорошее вступление, трудностей с заключением не возникнет.
В этом видео вы узнаете, как написать хорошее сочинение:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
В помощь к последнему заданию в ЕГЭ по русскому языку.
Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
1. Проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…
3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.
4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.
5. Создание определенного эмоционального настроя.
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», — поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.
В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержание основной части по смыслу и стилистически.
Виды заключений
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.
1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
Завершение для сочинения по литературе
Для удачного завершения сочинения соблюдайте несколько нехитрых правил:
- Ещё раз перечитайте сочинение. В каждом из абзацев выделите главные мысли. Запишите их на листочек и попытайтесь обобщить.
- Литературную форму и убедительность этим мыслям можно придать с помощью следующих фраз: «В заключении», «Таким образом», «Итак» и так далее.
- Подумайте, как бы вы поступили на месте героя, это и напишите в заключении. Такой метод работает почти со всеми темами сочинений.
Оформление
К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.
Структура итогового сочинения
После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение / вывод.
Основная часть состоит из:
- тезис,
- аргументы за,
- аргументы против,
- личное мнение.
Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.
Цитаты
Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.
Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в русском языке. Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.
Речевые клише и слова-связки
Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.
Еще один обязательный пункт – речевые клише для итогового сочинения:
Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:
- В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
- Писатель затрагивает актуальную проблему…
- Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
- Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
- Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
- Проблема … всегда была актуальна для человечества
- Публицист отмечает важность…
- Тема … прослеживается во всем творчестве писателя
Как установить тему и идею текста:
- Автор статьи раскрывает тему…
- В произведении рассказывается о…
- Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
- Тема текста близка и понятна всем…
Как обосновать авторскую позицию:
- Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
- Позиция автора такова: …
- Автор занимает … позицию …
- Эта мысль выражает точку зрения писателя: …
Как выразить собственное мнение:
- Трудно не согласиться с публицистом …
- Невозможно отрицать правоту автора …
- Нельзя не согласиться с точкой зрения автора
- Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.
Логичный финал в сочинении-рассуждении
Теперь давайте разберем частный случай, как закончить сочинение-рассуждение по литературе.
Вот основные моменты, которые необходимо запомнить:
- хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше шести предложений;
- спросите себя – согласны ли вы с автором произведения? Ответ на этот вопрос можно вынести в заключении: «В данном романе/повести я нашёл подтверждение своим мыслям…»;
- если же вы с автором не согласны, то лучше воздержаться от резкой критики. Сочинение лучше закончить так: «На мой взгляд, в отдельных моментах автор преувеличивает…», или «я согласен с писателем, но его отдельные высказывания кажутся спорными»;
- пусть последняя фраза будет оптимистичной. Будет вполне уместным написать: «Это произведение меня затронуло потому, что…», «после прочтения у меня остались хорошие мысли…»;
- самое главное правило – не нужно в заключении повторять уже высказанные ранее мысли. Заканчивайте обобщением.
Примеры и клише
На протяжении всего сочинения не бойтесь использовать клише.
Они помогут во всех частях: сохранят логику, последовательность мысли, упростят работу проверяющим.
Клише могут быть довольно объёмными и помочь с недобором слов и ещё много с чем.
Использование клише на экзамене очень даже приветствуется.
Из чего состоит заключение:
- напоминание проблемы, поднятой в сочинении;
- окончательное утверждение вашей позиции, за или против тезиса во вступлении;
- можно сослаться на актуальность проблемы;
- можно сослаться на неразрешимость, вечность проблемы.
Вот несколько клише с примерами для заключения:
- В заключении хотелось бы сказать, что тема <�название темы> будет актуальна всегда, но хочется верить, что кто-нибудь разорвёт этот порочный круг. В заключении хотелось бы сказать, что конфликт поколений будет актуален всегда, но хочется верить, что какому-нибудь поколению всё-таки удастся разорвать этот порочный круг.
- <�название темы> — это страшное преступление, которому нельзя найти оправдания. Надеюсь, что людей, готовых пойти на такое, будет становиться всё меньше и меньше. Предательство – это страшное преступление, которому нельзя найти оправдания. Надеюсь, что людей, готовых совершить такой поступок, будет становиться всё меньше и меньше.
- Я не считаю, что <�название темы> допустимо в нашем обществе. Это крайне низко и недостойно настоящего человека. Я не считаю, что хождение по головам допустимо в нашем обществе. Это крайне низко и недостойно поведения настоящего человека.
- Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема <�название проблемы> была, есть и будет ещё долгое время. Она относится к вечным темам. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема равнодушия была присуща человечеству на протяжении всего его существования. Это вечная проблема, которая не раз ещё будет подниматься.
- В итоге хотелось бы сказать, что <�название качества> очень важное качество. Оно помогает человеку оставаться человеком и упрощает жизнь. В итоге хотелось бы сказать, что отзывчивость – очень важное качество. Оно помогает человеку оставаться человеком и упрощает жизнь. Главное, чтобы вашей отзывчивостью не стали пользоваться в корыстных целях, что, к сожалению, бывает часто.
- <�название качества> — отвратительнейшее качество человека. У некоторых она развивается до такой степени, что сложно разглядеть в существе, ей обладающей, человека. Эгоизм – отвратительнейшее качество человека. У некоторых он развивается до такой степени, что уже сложно отличить эгоиста от животного, которое лишь удовлетворяет свои потребности.
- Наиактуальнейшая тема нашего времени — <�название темы>. Эту тему обсуждают всюду, раньше она тоже поднималась, но не стояла столь остро, как сейчас. Наиактуальнейшая тема нашего времени – толерантность. Эту тему обсуждают всюду, раньше она тоже поднималась, но не стояла столь остро, как сейчас. Да и с тем, что люди не готовы были принять, они справлялись более радикальными методами.
Вам не обязательно использовать именно те клише, которые приведены здесь, вы можете разбавить их своими словами или вообще написать что-то полностью своё, но будьте аккуратны.
Заключение – очень простая часть сочинения, состоящая из пересказа вступления и некоторых клише. Но многие лишаются баллов за заключение из-за усталости и желания поскорей закончить.
Как закончить сочинение ЕГЭ
Когда вы заканчиваете сочинение ЕГЭ, нужно в конце коротко подвести итог всему сказанному и связать таким образом всю работу с прочитанным текстом. Завершить финал можно вот такими фразами (примеры):
- Этот текст позволил мне подтвердить своё мнение, что в сочетании с любовью дружба способствует становлению личности человека. Помимо этого, автору удалось вселить в меня оптимизм: теперь я еще больше верю, что добра в жизни больше, чем негатива;
- После прочтения статьи я полностью осознал, как хрупок музейный мир и недолговечны «экспонаты». Давайте же вместе будем хранить эти вековые ценности для будущих поколений.
Надеемся, что вы поняли, как можно закончить сочинение, и у вас больше не возникнет вопросов на эту тему.
Шаблоны для написания
Все варианты того, как писать вывод в итоговой работе:
- Подведение итогов. Начать можно таким образом: «Подводя итог», «Из вышесказанного следует, что» и т. д. Затем кратко излагается суть сочинения, основные тезисы, заявленные в главной части. Это наиболее логичное и удачное завершение. Если будет писаться такое заключение сочинения, то у экзаменатора не возникнет вопросов.
- Кольцевая композиция. Можно закончить сочинение так же, как оно было начато. Если во вступлении звучали фразы по типу: «…нужно проанализировать эту проблему», «Анализ предложенной темы поможет…», то в выводе можно использовать эту же формулу: «Проанализировав проблемы, можно сделать вывод…», «Анализ заявленной темы помог рассмотреть…» и проч.
- Обращение к читателям. Можно оформить вывод в виде призыва, заострить проблему, которая поднимается в тексте. Но не нужно быть слишком прямолинейным и радикальным. Лучше, если работа будет нести нейтральный тон повествования. Важно не отходить от темы всего эссе.
- Можно повторить основные тезисы, но перефразировав их.
- Риторический вопрос. Начать писать заключение можно с вопроса. Например: «Важно ли читать книги? Бесспорно, да». Затем предстоит обосновать свою точку зрения, ответить в 1−2 предложениях. Делать так можно в том случае, если школьник уверен, что такой вывод не покажется проверяющему спорным.
Для написания заключения можно выбрать любую форму, которая кажется наиболее удачной и подходящей конкретной теме.
Но лучше выбрать одну, наиболее понравившуюся, или самую простую и тренироваться в написании сочинения. Тогда на экзамене не возникнет сложностей и лишних вопросов.
Один текст — одна эмоция (Рекомендация Майи Богдановой).
Я точно знаю, что если я хочу, чтобы читатель ушел, дочитав текст, с позитивной эмоцией, то не стоит начинать свой текст из “эмоционального минуса”. За одну статью/главу или одну презентацию я не успею пройти с ним все эмоциональные стадии и вывести в надежный плюс. Поэтому у меня есть правило: один текст — одна эмоция
. И именно та, с которой я хочу отпустить читателя. Потому что на уровне эмоций финал закладывается еще на первых тактах текста.
Если мы говорим именно о текстах для социальных сетей, то, как правило, наша цель — вовлечь читателя в диалог о тексте. Какие же у нас есть приемы, для того чтобы это сделать?
Открытый вопрос
Простой и эффективный способ пригласить читателя к дискуссии — открытый вопрос.
— Где вы познакомились со своим мужем/женой?
— Как вы предпочитаете отдыхать?
— Какое домашнее животное вы бы себе никогда не завели?
законченный рассказ — это рассказ с сильной концовкой
Как заканчивать рекламный текст? 3 способа
Большое исследование: Как придумать окончание, закончить текст и запомниться читателю. 10 способов.
Запоминается последняя фраза.
Штирлиц
Когда вы заканчиваете текст, рассказ, историю — вы не прощаетесь.
Важно остаться в памяти!
Цель каждого текста — запомниться. И роль окончания во всех видах текстов очень отличается — я перечислю основные:
Гайд, Кейс, Хроника, Информация (короткая, расширенная заметка), Зарисовка, Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), Отчет (общий, тематический, с комментариями), Путевые заметки, Обозрение, Репортаж (событийный, тематический, постановочный), Корреспонденция, Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), Обзор, Рецензия (литературная, кино, театральная), Очерк (сюжетный, описательный), Фельетон, Памфлет.
Этой статьёй я начинаю серию — «Идеальный текст». Планирую писать большие лонгриды, которые помогут вам в становлении и в развитии авторского стиля.
Общие рекомендации
Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.
Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.
Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет, и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».
Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.
Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.
Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.
Итоговое сочинение: общие рекомендации
Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )