4
Какими вы увидели героев сказки Спящая красавица? Похожи ли они на героев народной сказки?
1 ответ:
0
0
Сказка похожа на народную тем,что неживые предметы оживлены,счастливым концом,в основе сюжета лежит сказочная ситуация.В финале мы видим торжество справедливости.
1)Юноша целеустремленный,исполненный лучших качеств,отважный,борется за свою любовь
Романтичная,добрая героиня отзывчива,доброжелательная,приветлива
Читайте также
Виктор Драгунский ,<span>В. Суслов </span><span>КАК Я ДАЛ СЛОВО,В.Суслов<span>ПОДЗАТЫЛЬНИК
</span></span>
Если придумать то:
Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Почему герой начал играть в чику?
Почему Лидия Мих. решилась на игру в замеряшки?
8+8+8=24
24+17=41
Всего 41 утенок.
План мифа:
1. Творчество Дедала.
2. Смерть юноши.
3. Плен на Крите.
4. Дедал делает крылья.
5. Первый полёт.
6. Смерть сына.
7. Конец творчества Дедала.
Сжатая версия.
У одного царя работали отец( уже старик ) и сын (Дедал и икар). Дедал был искусным мастером. Решил Дедал(папа) от царя сбежать и сделал для этих целей крылья — две пары, для себя и сына. Настало время для побега, одели Дедал и Икар крылья и полетели. Перед полетом отец сказал сыну: » Не поднимался высоко к солнцу, иначе крылья расплавяться ( так как сделаны из воска) и ты упадёшь и разобьешься. Так же не опускайся низко море вода намочит крылья и сделает их тяжелыми.» Когда они полетели, Икар забыл наставления отца и поднялся высоко, солнце растопило воск, крылья сломались, Икар разбился.
Бочка — <span>г</span><span>оловной убор просватанной девушки</span>
Учитель: Зайцева М.А.
№ 13
Дата 13.10.2021
Класс. 5-А
Тема. В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Образы сказки. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Цели урока:
Обучающие:
-Сообщение о жизни и творчестве одного из самых образованных людей своего времени;
-Ознакомление с историей создания сказки «Спящая царевна»;
-Определение понятия «литературная сказка»;
-Формирование первичных навыков сравнительного анализа художественного произведения.
Развивающие:
-Развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода;
-Развивать устную речь при художественном пересказе, развивать зрительную память;
— Развивать логическое мышление, умение отбирать главное.
Воспитательные:
— Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы;
-Воспитывать терпимость к критике, трудолюбие, упорство.
Планируемые результаты:
— предметные: ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;
— метапредметные:
регулятивные — содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);
познавательные — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
— личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сказки В.А.Жуковского, иллюстрации к сказку.
Ход урока
1.Организационный этап
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
1. Речевая разминка.
— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.
Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим,
действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ),
— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
— Чем эта сказка отличается от тех, которые мы изучали в этом году? (у неё есть автор)
— Кто же написал эту сказку? ( по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).
— Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок. (Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок).
3.Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания.
2.Чтение басни И.А.Кралова «Волк и Ягненок» по ролям.
4.Первичное усвоение новых знаний
1.Беседа о жизни В.А. Жуковского:
-В каком году родился В.А. Жуковский? (В 1783)
-Где родился В.А. Жуковский? (В Тульской губернии).
— Кем были родители В.А. Жуковского?( Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка).
— В каком возрасте были написаны первые стихи? (В возрасте 7-8 лет).
— В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?( «Вестник Европы»).
-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки?( спор с Пушкиным ).
2.Слово учителя. Создание проблемной ситуации.
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А.Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С.Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне». Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной.
Физкультминутка
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
5.Первичная проверка понимания
Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского. Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского.
Словарная работа.
В сказке вам могут встретиться непонятные слова. Выясним их значение.
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Анализ сказки по опорным вопросам.
В чём сходство сказки Жуковского с народной сказкой?
Работа идёт в трёх направлениях.
— Первая группа исследует, к какому виду можно отнести данную сказку и почему.
— Вторая определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
— Третья работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбратьучащимся.
Языковой материал
: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да почивать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…»
Наблюдения ребят показывают, что эту сказку можно отнести к волшебной (один из учеников читает эпизод «пророчество рака»); что подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка, автором используются выражения, близкие к народным. Все отмеченные особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна» с народной.
В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
Учащиеся отмечают, что в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок. Это рак-пророк, чародейки. К тому же чародеек не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.
Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна»? Похожи ли они на героев народной сказки?
Класс делится на группы. Каждая группа выбирает по желанию понравившегося героя, получает карточку с вопросами,.
Карточка №1
Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.
Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка№2
Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
Карточка №3
Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?
Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?
Карточка№4
Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому?
Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.
Работа с литературоведческими понятиями.
Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
Определение записывают в тетрадь).
6.Первичное закрепление
1.Практикум. Аналитическая работа с текстом.
2. Работа с текстом сказки.
— К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? (волшебные).
— Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета.
Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет и нет ).
– Как развиваются события дальше? (
Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.
Двенадцать месяцев года
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
(Двенадцать месяцев года,).
– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?
(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)
— Как она отомстила?
(И незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»).
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).
– Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало
– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
Сходство
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
Различие
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр).
3..Выразительное чтение учащимися.
Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? (2-3 ученика читают эпизоды).
4.. Словесное рисование.
-Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали? (Самостоятельное создание микротекста на заданную тему).
Оценивание
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению :
1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).
Выберите одно из заданий на выбор.
8.Рефлексия (подведение итогов )
1.Обобщение.
Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? ( ответы учащихся ).
2.Самооценка.
(Самооценка детьми работы на уроке).
Слайд 1
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка Выполнила: Ялакас А.О. Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №590
Слайд 2
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
Слайд 4
Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками
Слайд 5
В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане », а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»
Слайд 6
Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического или бытового характера с установкой на вымысел Сказка Народная Литературная Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки
Слайд 7
Народная сказка Литературная сказка Существует в устной форме Создается в письменной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Образ героя предельно индивидуализирован Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания определить невозможно Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте
Слайд 8
К какому виду можно отнести сказку? Почему? В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить? Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки? Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея. Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир? Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте) Беседа по вопросам
Слайд 9
Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке? Что помогло пробудить царевну? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла? Творческая работа Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна». Беседа по вопросам
Слайд 10
«Спящая царевна» В. А. Жуковского «Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.
Слайд 11
Ответим на вопросы Чем мне понравился или не понравился урок? Что было сложно?