Князь влади́мир
фёдорович одо́евский (1 [13] августа 1803,
москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же)
— русский писатель, философ, педагог,
музыковед и теоретик музыки.
Для второго периода
в творчестве одоевского характерно
увлечение мистическими учениями, прежде
всего мистической философией сен-мартена,
средневековой натуральной магией и
алхимией. Он активно занимается
литературным творчеством. Пишет
романтические и дидактические повести,
сказки, публицистические статьи,
сотрудничает с пушкинским «современником»,
«вестником европы» несколькими
энциклопедиями. Редактировал «журнал
министерства внутренних дел».
Среди идеологов
любомудрия ключевой фигурой является
князь владимир федорович одоевский
(1804 — 1869), которому большинство современных
исследователей отдают приоритет в
формулировке концепции национального
мессианизма. Будучи человеком
разносторонних дарований и интересов,
он оставил заметный след в самых
разнообразных областях отечественной
культуры. Блестящий писатель, самобытный
мыслитель, один из редакторов лучшего
и наиболее влиятельного литературного
журнала, издававшегося в период «золотого
века» русской поэзии — «отечественных
записок»; музыкант, музыковед и
музыкальный критик, друг и советчик
крупнейших русских композиторов
-глинки, даргомыжского, верстовского,
серова, много сделавший для становления
национальной музыкальной школы;
создатель новых литературных жанров,
в том числе, автор первого философского
романа в россии; самобытный теоретик
образования и первый популяризатор
научных знаний; организатор
благотворительных заведений в
санкт-петербурге; сенатор и участник
либеральных реформ 60-х годов xix века;
наконец, хозяин одного из самых блестящих
литературных салонов 30-х годов, друг
великой плеяды русских писателей своего
времени — от жуковского, грибоедова,
пушкина, тютчева, лермонтова, гоголя,
белинского до тургенева, достоевского
и толстого, — вот краткий и далеко не
исчерпывающий перечень его заслуг
перед отечественной культурой.
Расцвет литературной
славы одоевского пришелся на 30— 40-е
годы. В 1833 году вышел в свет его сборник
«пестрые сказки с красным словцом». Он
замечателен тем, что включал ряд
романтических повестей, рассказанных
от имени магистра философии и члена
разных ученых обществ иринея модестовича
гомозейко. Магистр философии в книгах
для детей превратится в обаятельного
рассказчика — дедушку иринея. Жанр
произведений, входящих в этот сборник,
одоевский определяет как «сказки», что
характеризует особенности его стиля
— соединение фантастических ситуаций
с точным ироническим, а подчас сатирическим
воспроизведением деталей быта и нравов.
Поэтика этих сказок близка поэтике
гоголя в его петербургских повестях.
Сказка одоевского
создана на пересечении фантастического,
мистического и вполне научного интереса
к тайнам человеческой психики.
Особое место в
творчестве одоевского занимают
научно-фантастические произведения.
В художественном
отношении рассказы одоевского традиционны
— сентиментальны, откровенно дидактичны.
Более оригинальны рассказы и очерки
одоевского научно-познавательного
плана. Одоевский утвердил в литературе
для детей жанры научно-художественной
сказки, научно-познавательного рассказа,
очерка. Успешно писал он волшебные
сказки, рассказы, стихи, пьесы. В
произведениях сочетаются элементы
романтического, реалистического и
сентиментального повествования. В его
творчестве переплелись фантастика и
пропаганда науки, просвещения,
реалистичность и прямой дидактизм. Он
одним из первых стал создавать
произведения, ориентируясь на читателей
младшего школьного возраста.
Опыт создания
научно — популярной сказки «городок
в табакерке»
«городок в
табакерке» — первая научно-фантастическая
сказка в русской детской литературе.
Главное открытие
одоевского как детского писателя —
произведения научно-познавательной
направленности. Ему принадлежит
безусловный приоритет в разработке
жанра научно-художественной сказки.
Сказка «городок в табакерке» — самое
лучшее и самое известное произведение
одоевского для детей.
Материалом для
его первой сказки послужила музыкальная
шкатулка, вещь в быту прошлого века
достаточно распространенная и в то же
время вызывающая любопытство ребенка.
Не случаен интерес к ней и самого
автора-музыканта, создавшего музыкальный
инструмент под названием «себастьянон».
Сказка в.ф.
Одоевского «городок в табакерке» стоит
несколько особняком, поскольку автор
выполняет иную задачу, когда соединяет
два мира. Его маленький герой, оказавшись
в романтическом мире табакерки,
воспринимает его как реальный и узнает
много интересного, в первую очередь —
как устроена табакерка. Познание через
сказку и волшебство — это то, что наиболее
доступно ребенку, а не взрослому.
герой-ребенок —
главное связующее звено между двумя
мирами. Мир табакерки рассказывается
с двух сторон: механики и зеркальной
перспективы. Автор показывает ворота
и дорогу к устройству табакерки как
перспективу, но одновременно и «вход»
в волшебный городок, который как бы
отражает реальный земной мир: «ворота,
башенки, домик, другой, третий, четвертый,
— и счесть нельзя, и все мал мала меньше,
и все золотые, а за деревьями встает
солнышко, и от него розовые лучи
расходятся по всему небу».
устройство
музыкальной табакерки — это функциональная
«расстановка» жителей «зазеркалья».
Каждый персонаж сказки наделен
индивидуальными чертами, которые
проявляются во внешнем облике, в
поведении, в речи. Похожая на змейку
царевна пружинка беспрестанно движется,
ведет себя властно, толкает под бок
надзирателя валика. Дядьки-молоточки
злые, бесцеремонные, колотят бедных
мальчиков-колокольчиков. Речь отражает
их характеры. Дядьки-молоточки говорят
«тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики
-«динь-динь» и т.п.
мальчик миша в
ходе знакомства с жителями «городка»
начинает видеть многие вещи по-другому.
Поэтому в нем просыпается протест
против жестокого обращения с
мальчиками-колокольчиками и он нарушает
запрет папеньки, как это и бывает со
сказочными героями: он «ломает»
царевну-пружинку. Пробуждение миши
показывает, что события в табакерке
он видел во сне, но для него «сон» равен
«яви», так как это способность детского
воображения, которое всегда стремится
к познаниям.
таким образом,
в.ф. Одоевскому удалось впервые соединить
волшебство и разум в одном условно-сказочном
повествовании и показать взрослым
маленького героя. «городок в табакерке»
оказался микромоделью мира.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Авторы
- Файлы
В первой половине XIX в. многие писатели обращались к жанру сказки, так как это давало возможность воплотить романтическое соединение двух миров: реального и волшебно-романтического. В подобном «двоемирии» любой герой имеет возможность глубокого раскрытия характера, может как бы посмотреть на себя и на мир со стороны. К таким образцам относятся сказки А. Погорельского, В.А. Жуковского и др.
Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь — как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство — это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.
Герой-ребенок — главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».
Устройство музыкальной табакерки — это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.
Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.
Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.
Библиографическая ссылка
Киселёва Е.В. «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» В.Ф. ОДОЕВСКОГО КАК ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8.
– С. 176-177;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27804 (дата обращения: 12.01.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке», показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Задачи:
-
продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;
-
развитие памяти, мышления;
-
пополнение словарного запаса учащихся
-
формирование выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения;
-
воспитание любви к чтению.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Был себе царь Дадон,
Построил он костяной дом;
Набрали со всего царства
Костей, стали мочить —
Перемочили, стали сушить —
Кости пересохли.
Опять намочили,
А когда намокнут,
Тогда сказку доскажу.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте сердито (еще: весело, с ускорением, с замедлением, скороговоркой).
III. Мотивация к учебной деятельности.
На доске слова и иллюстрации: литература
механика
музыка
— Соедините иллюстрации со словами.
— Какое понятие по- вашему «лишнее»? Почему?
Д. «Лишнее слово» механика, потому что литература и музыка – это виды искусства, а механика нет.
— А что такое механика?
Дети предполагают.
— Механика – отдел физики, учение о движении тел в пространстве и силах, вызывающих это движение. (чтение из толкового словаря Ожегова).
— Сегодня на уроке мы убедимся, как иногда сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи.
IV Формулирование учащимися темы и цели урока.
-Установите, с творчеством какого автора мы будем говорить на уроке. Для этого расшифруйте его фамилию:
имя и отчество:
Д. Сегодня мы будем говорить о творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского.
— Определим название произведения. Для этого разделимся на группы. У каждой группы разные задания. Вы должны сформулировать задание и выполнить его с объяснением.
1 группа.
Д. По указанному шифру мы составили слова и получилось название «Городок в табакерке».
2 группа.
Д. Из предложенных частей слова (корня, суффикс, приставки и окончания) составили словосочетание и получилось название «Городок в табакерке».
У. Итак, сформулируйте тему урока.
Д. Тема урока «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».
— Определите цель нашего урока.
Д. Цель урока: *познакомиться с творческой биографией В.Ф.Одоевского
и его произведением «Городок в табакерке».
V. Подготовительная работа.
1) Знакомство учащихся со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского.
-Цель поставлена. Приступим к её реализации.
Учащимся предлагается деформированный текст биографии писателя.
— Восстановите биографический рассказ, соблюдая логическую последовательность.
В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти. Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.
С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.
Учащиеся восстанавливают текст, работая в парах.
В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.
С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.
В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.
2) Словарная работа.
-Кто знает, что такое табакерка?
Выслушиваются ответы детей. Затем учащиеся находят в толковых словарях Даля и Ожегова точное определение слова ТАБАКЕРКА.
— А теперь послушаем сообщения ребят о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.
В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки
VI Физкультминутка (релаксирующая).
— Предлагаю послушать и одновременно отдохнуть под музыку из шкатулки.
4) Продолжение словарной работы.
— Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
Бюро — письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой
Ставни — деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Флюгер— прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Горка— это мебель для посуды.
Тиснёная бумага (работа в словаре)
Счесть нельзя – сосчитать нельзя.
Одинакие – одинокие.
Учтиво — очень вежливо.
Досадно – обидно.
С сими словами — с этими словами.
Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.
Индо – даже.
Опамятоваться – опомниться
VII. Знакомство с содержанием сказки «Городок в табакерке».
1) Прогнозирование.
— Глядя только на название произведения, предположите, реальные или фантастические события описаны в нём. Обоснуйте свой ответ.
— Во время слушания и чтения этого текста определите, к какому типу он относится.
2) Знакомство с началом сказки.
Прослушивание аудиозаписи.
Проверка первичного восприятия.
— Чем поразила шкатулка Мишу?
— Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь?
-Какое явление продемонстрировал Одоевский, описывая работу шкатулки?
Д. Описана смена дня и ночи.
— Почему мальчику хотелось войти в городок?
Д. Ему хотелось узнать. Что внутри табакерки, откуда раздаётся музыка?
— Как папа объяснил, почему это невозможно?
— На какие вопросы хотел получить ответы Миша, когда увидел механизм табакерки?
Д. Зачем колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками?
— О чём папа строго предупредил мальчика?
Д. Папа предупредил, что нельзя трогать пружинку.
3) Чтение концовки сказки.
Чтение детьми вслух.
— Продолжим знакомство с текстом, пропустив самое главное и интересное.
Анализ прочитанного.
— Выполнил ли Миша просьбу папы?
Д. Миша тронул пружинку и даже испугался от этого.
— Отчего родители смеялись над мальчиком?
— Подумайте и предположите, разобрался ли Миша с устройством табакерки?
4) Знакомство с основной частью сказки.
— Предположите, что же могло произойти с Мишей в главной части?
— А теперь попробуйте ответить на вопрос : реальные или фантастические события описаны в основной части произведения. Обоснуйте свой ответ.
Чтение детьми основной части сказки.
— А теперь попробуйте ответить на вопрос : реальные или фантастические события описаны в основной части произведения. Обоснуйте свой ответ.
— Какого типа этот текст?
Д. Это текст – рассуждение.
— Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, как механика связана с литературой и музыкой, на примере этой сказки
IIX.Итог урока.
— Чем запомнился вам урок?
— Что нового открыли для себя?
— Как вы оцениваете работу своего класса?
— Как вы оцениваете свой вклад в урок?
IX. Рефлексия.
— Ваше отношение к уроку я смогу понять по музыке, которую вы выберете как иллюстрацию вашего настроения. Поднимите руки те, кому близка весёлая жизнерадостная мелодия. А теперь те, кто грустит и печалится под музыку дождя.
Включается аудиозапись.
X. Оценивание.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок по литературному чтению
4 класс
Тема: «Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»»
Подготовила
учитель начальных классов:
г. Симферополь, 2017 год.