Какой исторический деятель является героем рассказа древнего историка он постоянно устраивал

Всероссийская олимпиада школьников ВОШ 2020 по истории муниципальный этап 2020-2021 учебный год ответы и задания для 7, 8, 9, 10, 11 класса, официальная дата проведения в Краснодарском Крае (23 регион): 06.11.2020 (6 ноября 2020)

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 7 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 8 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 9 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 10 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 11 класса: скачать

ВОШ 2020 муниципальный этап по истории 7 класс задания и ответы:

1)Какой исторический деятель является героем рассказа древнего историка? «Он постоянно устраивал в городе какие-нибудь торжественные зрелища, или пиршества, или шествия, занимал жителей благородными развлечениями, каждый год посылал по шестидесяти триер, на которых плавало много граждан по восьми месяцев и получало жалованье, вместе с тем приобретая навык и познания в морском деле. (…) Но, что доставило жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, – это постройка величественных зданий».

Ответ: Перикл

2)Укажите название города, в котором правил государственный деятель, фрагмент из произведения которого приведен ниже. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. (…) Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим».

Ответ: Киев

3)Какому историческому событию (процессу) посвящён представленный отрывок? «На христиан арабы бурей мчатся, И молвит Оливье: “Враги пред нами, И далеко ушли дружины Карла. Когда бы в рог подуть вы пожелали, Поспел бы к нам на помощь император…”»

Ответ: битва в Ронсевальском ущелье

4)Ниже приведён список названий городов и княжеств Руси. Укажите те из них, которые входили в состав Московского княжества к началу XV века. 1) Нижний Новгород 4) Брянская земля 2) Торжок 5) Пронское княжество 3) Галичские и Белозерские земли 6) Муромская земля

5)Какие из названий географических объектов непосредственно связаны с завоевательными походами монголов в правление Чингисхана? 1) Каир 4) река Калка 2) Дели 5) Чернигов 3) Пекин 6) Самарканд

ВОШ 2020 муниципальный этап по истории 8 класс задания и ответы:

1)Укажите год издания документа, отрывок из которого представлен ниже. «1. Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. 4. Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться; ни один ордер не должен выдаваться иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание места, подлежащего обыску, личностей или предметов, подлежащих аресту

Ответ: 1791 г.

2)Прочитайте отрывок из исторического источника и укажите государя, о котором идёт речь в отрывке. «Царица и великая княгини Мариа преставися. Того же году государь женися третьим браком, понял дщерь Васильа Собакина Марфу, с полгоду жива не была и преставися. Того же году и мор был силен по всей Русской земли, а государь тогды жил в своем селе в слободе Александровской…»

Ответ: Иван IV

3)Укажите имя государственного деятеля, властные полномочия которого закреплял документ, фрагмент которого приведен ниже. «I. Что верховная законодательная власть свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии… сосредоточивается и пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте; титул названного выше лица называется “лорд-протектор свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии”.»

Ответ: О. Кромвель

4)Кто из перечисленных ниже деятелей культуры был живописцем? 1) Д. Дефо 4) Н. Пуссен 2) А. Ватто 5) Ж.-Б. Шарден 3) Ф. Шиллер 6) Ф. Бэкон

Ответ: 245

5)Ниже приведён список названий государств. Укажите те из них, которые существовали в Европе к началу XVIII века. 1) Португалия 4) Испания 2) Латвия 5) Болгария 3) Белоруссия 6) Швейцария

Ответ: 146

ВОШ 2020 муниципальный этап по истории 9 класс задания и ответы:

1)Какому племенному союзу, согласно летописному свидетельству, мстила княгиня Ольга за убийство мужа? 1) полянам 3) северянам 2) древлянам 4) кривичам

Правильный ответ — древлянам

2)В каком году происходили описанные ниже события? «На церковном соборе оба борца встретились и столкнулись. Скитское миросозерцание Нила все сполна было против монастырского землевладения. Его возмущали, как он писал, эти монахи, кружащиеся ради стяжаний; по их вине жизнь монашеская, некогда превожделенная, стала «мерзостной». Проходу нет от этих лжемонахов в городах и весях; домовладельцы смущаются и негодуют, видя, как бесстыдно эти «прошаки» толкутся у их дверей. Нил и стал умолять великого князя, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились бы своим рукоделием»

Правильный ответ — 1551 г

3)Кто из названных исторических деятелей был зодчим стен Белого города в Москве и Смоленской крепостной стены? 1) Бажен Огурцов 3) Фёдор Конь 2) Иван Барма 4) Постник Яковлев

Правильный ответ — Фёдор Конь

4)Ниже приведён список названий городов. Укажите те из них, которые существовали к 1700 году. 1) Одесса 2) Петропавловск-Камчатский 3) Воронеж 4) Якутск 5) Тамбов 6) Владивосток

Правильный ответ — 345

5)Какие из указанных терминов имеют отношение к Русской правде? 1) вирник 4) дьяк 2) окольничий 5) тиун 3) кормленщик 6) закуп

Правильный ответ — 156

6)Какие мирные договоры были заключены в XVII в.? 1) Фридрихсгамский 4) Ясский 2) Кардисский 5) Бахчисарайский 3) Рижский 6) Столбовский

Правильный ответ — 256

7)В приведённом ниже перечне представлены законодательные акты России XVIII–XIX вв., принятые при трех разных правителях. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы имена правителей, а в нижнюю – порядковые номера актов, появившихся при соответствующем правителе.

  • 1) Учреждение об императорской фамилии
  • 2) Указ об обязанных крестьянах
  • 3) Манифест об упразднении Верховного Тайного совета
  • 4) Манифест о трехдневной барщине
  • 5) Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты»
  • 6) Указ об упразднении губернских дворянских собраний
  • 7) Указ о 25-летней службе для дворян
  • 8) Указ о создании Шляхетского кадетского корпуса
  • 9) Органический статут Царства Польского

8)В приведённом ниже перечне представлены международные договоры, заключённые Россией в XVIII – первой половине XIX века. Запишите в верхнюю строку таблицы название страны, с которой был заключён договор, а в нижнюю – порядковые номера, которыми обозначены сами мирные договоры.

  • 1) Бухарестский
  • 2) Гюлистанский
  • 3) Ункяр-Искелессийский
  • 4) Гянджинский
  • 5) Прутский
  • 6) Абоский
  • 7) Рештский
  • 8) Верельский
  • 9) Туркманчайский

11)Ниже приведён список названий монастырей. Расположите их в порядке основания в хронологической последовательности А) Александро-Невская лавра Б) Новоиерусалимский монастырь В) Троице-Сергиева лавра Г) Киево-Печёрская лавра Д) Новодевичий монастырь Е) Соловецкий монастырь

ВОШ 2020 муниципальный этап по истории 10 класс задания и ответы:

1)В IX–Х вв. Древнерусское государство НЕ имело устойчивых политических контактов с: 1) Хазарским каганатом 3) Англией 2) Византией 4) Дунайской Болгарией

2)Выберите годы правления монарха, при котором произошла резкая смена внешнеполитического курса России в пользу союза с Францией, а донские казаки были даже отправлены в поход в Индию. 1) 1762–1796 3) 1801–1825 2) 1796–1801 4) 1825–1855

3)Выберите годы правления монарха, при котором были амнистированы декабристы и петрашевцы. 1) 1801–1825 гг. 3) 1855–1881 гг. 2) 1825–1855 гг. 4) 1881–1894 гг.

4)Какие из перечисленных городов были основаны в XVII в.? 1) Тамбов 4) Юрьев 2) Иркутск 5) Нижний Новгород 3) Царицын 6) Симбирск

5)В какие из перечисленных годов проводились съезды КПСС? 1) 1903 4) 1941 2) 1922 5) 1956 3) 1936 6) 1981

6)Какие из перечисленных терминов (выражений) связаны с эпохой Николая I? 1) «чугунный устав» 2) «обязанные крестьяне» 3) «ответственное министерство» 4) «золотой век русского дворянства» 5) «жандарм Европы» 6) «культурная революция»

7)В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название. 1) «Ананасный манифест» 2) «Чугунный устав»

9)Расположите в хронологической последовательности события эпохи руководства СССР И.В. Сталиным. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. А) принятие новой Конституции СССР Б) начало первой пятилетки В) убийство С.М. Кирова Г) разрыв советско-югославских отношений Д) вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР

ВОШ 2020 муниципальный этап по истории 11 класс задания и ответы:

1)Съезд князей, на котором была сказана фраза: «Почто губимъ Рускую землю, сами на ся котору имуще? А половци землю нашю несуть роздно и ради суть, оже межи нами рать донынѣ. Отселѣ имѣмься въ едино сердце и съблюдѣмь Рускую землю», состоялся в городе 1) Долобске 3) Уветичи 2) Любече 4) Теребовле

2)«Бертинские анналы», зафиксировавшие посольство «кагана» русов в Европу, были созданы в (во) 1) Франкском государстве 3) Византийской империи 2) Вестготском королевстве 4) государстве Само

3)Выберите годы правления монарха, которому принадлежит высказывание «А всё-таки, чтобы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем». 1) 1801–1825 гг. 3) 1855–1881 гг. 2) 1825–1855 гг. 4) 1881–1894 гг.

4)Кто из перечисленных исторических деятелей принадлежит к основателям группы «Освобождение труда»? 1) В.Н. Игнатов 4) К.Д. Кавелин 2) П.Б. Аксельрод 5) Л.А. Тихомиров 3) Н.Г. Чернышевский 6) В.И. Засулич

5)Ниже приведён список исторических понятий (терминов, названий). Укажите те из них, которые связаны с эпохой руководства СССР Н.С. Хрущёва. 1) «Головокружение от успехов» 2) «антипартийная группа» 3) «кукурузная кампания» 4) «мирное сосуществование» 5) «Золотая пятилетка» 6) гласность

6)Какие из перечисленных положений были отражены в одном из программных документов декабристов – «Русской Правде» П.И. Пестеля? 1) федеративное устройство России 2) формирование двухпалатного Народного веча 3) освобождение крестьян с наделением их землей 4) формирование высшего органа исполнительной власти – Державной думы 5) ограничение избирательного права возрастным, имущественным, образовательным цензами и цензом оседлости 6) переходный период, во время которого власть будет принадлежать Временному революционному правлению

7)В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название. 1) «Министерская чехарда» 2) «Человек 16-го октября»

9)Расположите в хронологической последовательности создания публицистические сочинения. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. А) «Записка о древней и новой России» Б) «История о великом князе Московском» В) «О повреждении нравов в России» Г) «Не могу молчать» Д) «Книга о скудости и богатстве»

Смотрите другие предметы муниципального этапа 2020:

ВСЕРОССИЙСКИЕ олимпиады 2020-2021 муниципальный этап задания и ответы

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

СРОЧНО!!! ДАЮ 65 БАЛЛОВ
1.) Чем лирические и исторические песни отличаются от других жанров фольклора?
1. Темой
2. Специфическими образными средствами
3. Композиционным своеобразием
4. Устойчивыми словами и выражениями, используемыми в лирических и исторических песнях
2).Кто из перечисленных исторических лиц не мог быть героем исторических песен?
1. Петр I
2. Николай I
3. Степан Разин
4. Емельян Пугачев
5. Добрыня Никитич
3).Какой ВУЗ окончил В.Г. Распутин?
1. Иркутский политехнический институт
2. Иркутский государственный университет
3. Московский институт журналистики
4.) Кто был первым губернатором Тобольска?
1. Ермак б)Данила Чулков в) Ремезов г) М.П. Гагарин
5.)Кем был преподнесен в дар Тобольску угличский колокол?
1. Екатериной II
2. Борисом Годуновым
3. Петром I
4. Патриархом Филаретом
6.) Какое учебное заведение окончил Д.В. Григорович
а) Петербургское Главное инженерное училище;
б) Академию художеств;
в) Московский университет;
г) не имел высшего образования.
7.)Выбрать правильное утверждение (1 балл)
1.Исторические песни рассказывают обо всех исторических личностях в истории страны.
2. Исторические песни рассказывают об исторических событиях 15-17 веков.
8).Найдите соответствия между автором и названием произведения (1 балл):
Запишите соответствия (1-1 и т.д.)
1.А. С. Пушкин. А. «Сибирь, Сибирь…»
2.И. З. Суриков. Б. «Моя душа летит приветом…»
3.А. К. Толстой. В. «Я ли в поле да не травушка была…»
4.В. Г. Распутин. Г. «Пахарь»
5.Д. В. Григорович. Д. «Песни о Стеньке Разине»
9.) Ответьте на вопросы
1. Как называлась столица Кучума, занятая Ермаком?(1 балл)
2. Кем была вычерчена карта Тобольска и где она храниться? (1 балл)
3. Определите рифму стихотворения. Выпишите изобразительно- выразительные средства, использованные автором в стихотворении. (2 балла)
Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зелёная росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты, горе моё, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.
10.)Дайте развернутые ответы на вопросы.
Согласны Вы с мнением Д.В. Григоровича, что «память – основана на душевных свойствах, на нравственных заслугах оплакиваемого человека». Докажите примерами.

Историк Геродиан

Историк Геродиан

Несколько рукописей преимущественно XV в. (но лейденская рукопись ХI в. с
поправками, сделанными в XV—XVI вв.) сохранили нам сочинение, озаглавленное
«История императорской власти после Марка в восьми книгах»[1].

Об авторе этой истории не имеется никаких сведений. Нам приходится
довольствоваться тем, что можно извлечь для его биографии из его произведения[2]. Геродиан дает нам некоторые точки опоры для
заключения о времени его жизни. В правление императора Коммода (180—192 гг. н.
э.) он был в Риме на играх и вместе с другими зрителями видел («мы
виде-{143}ли» — I, 15, 4) таких отовсюду привезенных зверей,
какими раньше можно было любоваться только на картинах. Столь же ясно говорит
Геродиан и о своем присутствии на разнообразных зрелищах во всех театрах и на
священнодействиях в правление Септимия Севера (III, 8, 10), отпраздновавшего
секулярные игры в 204 г. Третье упоминание (менее ясное) о пребывании в Риме
относится ко временам Каракаллы (об этом ниже). Последнее упомянутое в истории
Геродиана событие — убийство императоров Максима и Бальбина (VIII, 8, 3—8) в
первой половине 238 г. Все это дает основание думать, что Геродиан мог умереть
самое раннее в 240 г., а возможно, и значительно позднее (примерно около 255
г.)

Что же касается года рождения Геродиана, то некоторое заключение можно
извлечь из его указания: он в противоположность большинству историков описывает
недавно прошедшие времена, и то, что помнят его современники, и притом его
сведения не заимствованы от других, т. е. не принадлежат к числу тех, которые
не поддаются точному знанию и подтверждению свидетельскими показаниями (I, 1,
3). Это признание должно относиться и к начальным главам истории Геродиана,
посвященным описанию смерти Марка Аврелия (180 г. н. э.). Если, как не без
основания думают, Геродиан был тогда в более или менее сознательном возрасте,
то он мог родиться около 165 г.

Очень немногое можно извлечь из сочинения Геродиана об обстоятельствах его
жизни. Большая осведомленность историка в событиях, совершавшихся в Антиохии и
в близких к последней восточных областях (II, 7, 8—9, 10; 10,7; 14,6; III,
1,4—6; 2,10; 3,4; 4,1,6; 6,9; IV, 8,6; 9,8; 13,8; 15,9; V, 1,1—3; 4,1—2; VI,
4,3—6; 6,2—4), натолкнула ряд исследователей на мысль, что он был родом из
Антиохии и долгое время проживал там. Нельзя сомневаться в том, что он жил или
бывал в Риме (I, 15, 4; III, 8, 10)[3].

Некоторые попытки расширить наши сведения о жизни Геродиана не привели к
положительным результатам. Это, во-первых, неудачная попытка отождествить его с
грамматиком Геродианом Техником. Против возможности считать их одним и тем же
лицом говорят как соображения хронологического порядка, так и известные нам
обстоятельства жизни грамматика[4]. Последний
жил в правление Марка Аврелия, {144} тогда как историк должен
был быть совсем юным еще в правление Коммода; кроме того, грамматик всю жизнь
занимался наукой, историк же начал писать свой труд, побывав на разных
должностях.

Не более удачным оказалось предположение, что в одной латинской надписи
можно усмотреть упоминание о нашем Геродиане. Надпись относится ко времени
Септимия Севера или его сына Каракаллы. Этот эпиграфический текст составлен в
честь некоего Тиберия Клавдия Геродиана, легата провинции Сицилии, судьи и
патрона Панормитанской колонии[5], т. е. явно в
честь сенатора, каковым наш Геродиан быть не мог.

Хронологический охват истории Геродиана — 59 лет: от смерти Марка Аврелия в
180г. н. э. до начала единоличного правления Гордиана III — 238 г. н. э. Это
соответствует словам самого историка, который, говоря в начале своего труда об
особенностях описываемого времени, ограничивает последнее 60 годами (I, 1, 5).
В другом месте он говорит уже о 70 годах (II, 15, 7). Это противоречие часть
ученых предлагает устранить путем исправления текста, т. е. и во втором случае
читать «шестьдесят». Было высказано и очень вероятное предположение, что в
процессе написания своего труда Геродиан изменил первоначальное намерение и
принял решение (оставшееся, впрочем, неосуществленным) расширить рамки своей
истории [6].

Труд Геродиана в том виде, в каком мы его имеем, был, скорее всего,
закончен вскоре после 239 г. Впрочем, была выдвинута как возможная и более
поздняя дата — царствование Филиппа Араба (244—249 гг.); основанием для такого
мнения {145} послужили очень сдержанные упоминания о Гордиане
III, которые не подходят для времени его правления[7].

Общий план «Истории» Геродиана следующий:

Кн. I — проэмий, смерть Марка Аврелия, правление Коммода.

Кн. II — правление Пертинакса, правление Дидия Юлиана, провозглашение
императором Септимия Севера, его прибытие в Рим, его выступление против
Нигера.

Кн. III — борьба Севера против Нигера и против Альбина, правление
Севера.

Кн. IV — совместное правление Антонина (Каракаллы) и Геты, убийство Геты,
единоличное правление Антонина, убийство Антонина и начало правления
Макрина.

Кн. V — правление Макрина, правление Антонина (Гелиогабала).

Кн. VI — правление Севера Александра.

Кн. VII — правление Максимина, провозглашение Гордиана I, гибель Гордиана I
(и Гордиана II), провозглашение Максима и Бальбина (и Гордиана III)
цезарями.

Кн. VIII — поход Максимина на Италию, осада Аквилеи и гибель Максимина,
совместное правление Максима и Бальбина, их гибель и провозглашение Гордиана
III.

В центре внимания Геродиана всегда император — его личность и деятельность,
образ жизни и судьба. История, с точки зрения Геродиана, почти целиком
укладывается в рамки биографий императоров. Однако план и характер изложения у
Геродиана очень далек от биографических схем Светония и «Scriptores Historiae
Augustae» (SHA); если мы что-нибудь узнаем из этой области, то лишь попутно,
когда это требуется по ходу какого-нибудь рассказа. Преисполненный
глу-{146}бокого уважения к императорской власти и ее
носителям, Геродиан старается по возможности избежать всего того, что слишком
компрометировало личность императоров.

Риторическое образование историка и его литературный талант особенно
сказываются в его рассказах о событиях, речах и экскурсах. Рассказы его всегда
красочны и эффектны. Резко очерчены ситуации, намерения и действия персонажей,
их высказывания подаются ярко; каждая данная сцена плотно примыкает к рамкам
того повествования, часть которого она составляет[8].

Довольно многочисленные речи, само собой разумеется, составлены самим
историком; впрочем, Геродиан достаточно ясно предупреждает читателя об этом,
когда по поводу той или иной речи говорит, что было сказано «примерно такое». О
речах Геродиана некоторые отзываются как о бесцветных, не дающих ничего
сравнительно с окружающим их контекстом и лишь в большей степени, чем основной
текст, снабженных сентенциями. Имеется, однако, и другой взгляд: в речах
отражаются мысли современников Геродиана, именно то, что он дает в окружающем
речи контексте. Оба эти взгляда по-своему справедливы: действительно,
перечисленные качества в той или иной степени присущи всем речам Геродиана.
Следует только заметить, что речи считались необходимой частью исторического
повествования, так что Геродиан, сочиняя их, только следовал установившейся до
него традиции. Не обладая ни глубиной понимания эпохи или даже отдельных
событий, ни способностью проникать в психологические особенности исторических
персонажей, он довольствовался тем, что вкладывал в уста исторических деятелей
лежавшие на поверхности мысли и чувства, доступные пониманию читателей, тем
самым закрепляя свои авторские высказывания и как бы {147}
придавая им документальную достоверность. Несмотря на это, в некоторых его
речах мы все же встречаем отражение личных качеств того, кто произносит речь:
прозорливость Марка Аврелия (I, 4,3—6), похвальба Коммода (I, 5,5—6), душевное
благородство и серьезность Пертинакса (II, 3,5—10), решительность и сознание
своей силы Септимия Севера (II, 13,5—9) [9].

По разным поводам Геродиан дает в своей истории разного рода экскурсы,
главным образом излагая в них незнакомый греческому читателю материал для
ознакомления с римскими порядками, обычаями и праздниками (I, 9,2; 10,5;
11,1—5; 15,1—3; III, 8,10; IV, 2; V, 4,8; 6,3; VI, 1,4; VII, 5,8; 6,1—2; VIII,
5,8), отчасти при этом щеголяя своей осведомленностью. Не все в объяснениях
Геродиана безукоризненно правильно, как показало исследование его экскурсов[10].

Когда говорят об общем характере истории Геродиана, то в первую очередь
отмечают непонимание им основных черт описываемой им эпохи. Нигде нет более или
менее глубокого анализа исторических событий, нет и общей картины состояния
империи в политическом, социальном или экономическом отношении. Не следует,
однако, забыть, что всего этого мы не найдем и у других современных Геродиану
исторических писателей, и в более поздних литературных источниках.
Характеристика состояния империи, взаимоотношения между носителями верховной
власти, сенатом и армией, роль населения Рима и провинций — все это выяснено в
работах историков нового времени, причем материал, извлекаемый из книги
Геродиана, оказался в высшей степени полезным даже для тех исследователей,
которые не склонны высоко расценивать Геродиана как историка.

Многочисленны у Геродиана те места, где чрезвычайно наглядно показано
первенствующее значение армии во внутренней жизни государства, роль ее в
устранении императоров и замещении вакантного престола, так что временами сама
императорская власть становилась игрушкой в руках воинов. Ясно видно падение
престижа сената, который поднимал голову только при императорах, считавших
нужным не только оказывать внешние знаки уважения сенату, но и править в
согласии с ним (к таким государям наш историк относится с особой симпатией); в
то же время перед лицом императоров, попиравших достоинство сената, нарушавших
данные ими же обещания и жестоко расправлявшихся с неугодными сенаторами, и
сенат в целом, и отдельные члены сенаторского сословия оказывались бессильными
и неспособными к сопротивлению.

Временами на сцену выступает у Геродиана римский народ, либо приветствуя
прибытие императора в Рим, либо поднимая мятеж против императорского любимца,
либо вступая в борьбу с войском. Эти вспышки бывают кратковременными и приводят
к успеху в тех случаях, когда требования народа поддерживаются каким-нибудь
близким к верховному правителю лицом. Очень удачно один из исследователей
говорит, что на страницах истории Геродиана временами появляется «фантом
римского народа» [11].

Рассказы Геродиана, кроме того, показывают нам слабость Италии и падение ее
значения и престижа. Из многих других явлений выделим еще широкие размеры
дезертирства и образование больших отрядов дезертиров, представлявших серьезную
угрозу для спокойствия Империи. Исследователи находят у Геродиана материал для
истории юношеских коллегий — collegia iuvenum[12].

С другой стороны, есть события, о которых Геродиан умалчивает; так,
например, он не упоминает об эдикте Каракаллы 212 г. (дарование прав римского
гражданства подавляющему большинству свободного населения Римской империи)[13]. {149}

Географические познания Геродиана не отличаются обширностью и точностью.
Исследователи уличают его в отсутствии ясности там, где историк должен был
проявить хорошую осведомленность. Так, при описании битв римлян под
предводительством Макрина и Севера Александра, так и в сообщениях о германских
походах Каракаллы, Александра и Максимина, отсутствуют какие бы то ни было
географические показания. Войско Септимия Севера на своем пути к Атре проходит
у Геродиана по Счастливой Аравии, хотя речь может идти только об Аравии
Скенитской (III, 9,3). Слияние рек Тигра и Евфрата происходит, по мнению
Геродиана, в восточной части страны парфян (VI, 5,2). Город Гема, обычно
относимый у географов к Паннонии, оказывается в представлении Геродиана первым
городом Италии на пути шедшего с севера Максимина (VIII, 1,4). Отмечают и ряд
других географических погрешностей у Геродиана[14].

Хронологические указания Геродиана часто ненадежны. Нередко они имеют
неопределенный характер: «спустя немного времени», «спустя несколько лет», «в
определенный день», «с тех пор», и т. п. (см., например, I, 6,1; 8,1; 9, 7,8;
10,1; 12, 1,3; 14,1; II, 1,5; 2,2; 5,2; 6,3,6; 9,5; 12,4; 14,3, 4; III, 9,1;
10,2; 12,7; IV, 1,5; 3,1; 4,1; V, 3,2,10; 6,1, 2; VII, 4,3; 5,3; 12,3).
Количество лет или месяцев правления императоров Геродиан любит закруглять,
вступая при этом в противоречие с нашими другими источниками. Он отводит
Коммоду 13 лет самостоятельного (после смерти отца) правления (I, 17,12).
Сообщение Кассия Диона отличается большей точностью — 12 лет, 9 месяцев, 14
дней (LXXII, 22,6)[15]. У Геродиана Пертинакс
правит неполные два месяца (II, 4,5). В действительности (мы и здесь должны
верить точным показаниям Диона — LXXIII, 10,3) он правил 87 дней — с 1 января
по 28 марта 193 г.[16]. В противоречии с
Дионом, легендами монет и надписями Геродиан говорит о шестом годе правления
Гелиогабала (V, 8,10) [17]. О
неудовлстворитель-{150}ности хронологических знаний Геродиана
говорят многие исследователи — как по отдельным конкретным поводам, так и в
самой общей форме[18].

Сообщения Геродиана не раз подвергались критике со стороны своего
содержания: историка упрекали в неточностях, несогласованностях, пристрастии к
типичному, следовании определенным схемам[19].
Отнюдь не легкий по отношению ко всякому античному историку вопрос об
источниках представляет особые трудности в применении к Геродиану. Прежде
всего, вопреки обыкновению других историков древности сам Геродиан в общей
форме прямо указывает на источники своей осведомленности. Позиция доверия или
недоверия к этому указанию Геродиана, занятая исследователем, ведет последнего
к одному из двух диаметрально противоположных направлений и, следовательно, к
разным, несводимым один к другому результатам.

Во-вторых, параллельные сообщения Кассия Диона и SHA, частью совпадающие с
сообщениями Геродиана, частью дополняющие их, частью с ними контрастирующие,
требуют работы интерпретатора, который в зависимости от своего толкования
взаимоотношений между параллельными текстами даст свое освещение генезису
свидетельств Геродиана. {151}

Естественно начать с показаний самого историка. В начале своего труда (I,
1) он противопоставляет себя большинству тех, кто занимается составлением
историй, и старается возобновить память о давно прошедших делах. Эти историки,
по мнению Геродиана, стремятся прославить навеки свою образованность, боясь,
если они будут молчать, затеряться в общей толпе людей. Они в своем изложении
пренебрегали истиной, но заботились о слоге и благозвучии. Приятное на слух
изложение мифического материала будет, по их представлению, поставлено им в
заслугу, а до точности исследования никто доискиваться не будет. Дальше речь
идет о некоторых видах искажения исторической правды: из вражды и ненависти к
тиранам, из лести и почтения по отношению к государям, городам (полисам) или
частным лицам некоторые историки достоинством своей речи придают больший, чем
того требует истина, блеск простым и незначительным деяниям.

Итак, Геродиан неодобрительно отзывается о тех, кто избирает темой своего
повествования события давнего прошлого, истинность которых не проверяется ни
самим историком, ни его читателями. Приятность изложения обеспечивает авторам
успех независимо от правдивости или лживости их рассказов. Мы не вправе
вкладывать в слова Геродиана то, чего в них нет, именно осуждения литературной
(риторической) разработки материала. Строго держась смысла его слов, мы можем
усмотреть в них лишь выпад против писателей, прикрывающих недостоверность своих
рассказов литературными прикрасами; все дело здесь в маскировке
недоброкачественного содержания, так что литературные красоты оказываются
отрицательным явлением, когда они помогают успеху недостоверных сообщений.
Особо отмечена тенденциозность, проявляющаяся — опять-таки при помощи словесных
средств — в возвеличивании обыкновенных деяний. При этом побудительными
мотивами для историков оказываются их объективные отношения к тиранам,
государям, городам, отдельным гражданам.

Очевидно, все перечисленные недостатки других («большинства») историков
должны быть чужды самому Геродиану. Действительно, себя он отделяет от них,
заявляя в первую очередь о том, что его история не занимается далеким прошлым,
не получена им от других, не является «неизвестной и лишенной свидетелей».
События, описанные им, произошли на памяти читателей. Сведения об этих событиях
собраны со всяческой тщательностью, и знание о многочисленных великих делах,
происшедших за короткое время, будет не лишено приятности для последующих
поколений. {152}

Итак, свое преимущество перед другими Геродиан усматривает в следующем: 1)
тема его истории — не седая древность, где невозможна проверка свидетельскими
показаниями; 2) он получил свои сведения не «от других», т. е. не от
предшественников — исторических писателей; 3) материал был собран им с
тщательностью (сюда implicite включена достоверность).

Что касается читателей, то это будут и современники описываемых им событий,
и последующие поколения. В утверждении, что знание событий принесет
удовольствие читателям будущего, иногда видят обещание давать занимательные
рассказы. Контекст показывает, однако, другое понимание слов Геродиана: самые
сведения таковы, что черпать их из исторического труда будет интересно.
Дальнейшее подтверждает правильность такого понимания слов Геродиана.
Сравнительно с отрезком времени от установления единовластия Августа до Марка
Аврелия, приблизительно в 200 лет, тот охватывающий 60 лет отрезок, который
будет объектом внимания Геродиана, доставляет невиданные до тех пор примеры
смены государей, гражданских и внешних войн, движений племен, взятий городов,
землетрясений, заражений воздуха, удивительных поворотов в жизни тиранов и
государей (не будем дальше следить за развитием высказанных Геродианом
мыслей.

Подведем с точки зрения источниковедения итоги рассмотрения того, что
высказывает историк в своем введении. Геродиан гордится тем, что пишет свой
труд, опираясь не на предшественников, а на собранный им самим материал, и
уверяет читателя в своей точности. Никакой заслуги в том, чтобы использовать
письменные источники, он не видит. Ниже он скажет, что он записал увиденное и
услышанное им в течение всей своей жизни; кое в чем из этого он участвовал,
находясь на императорских и общественных службах (I, 2, 5). Здесь яснее, чем
где бы то ни было, автор дает нам понять, что его история родилась в результате
собственных наблюдений, собирания сведений (слухов) и временами близкого
отношения к событиям. Три соображения говорят в пользу правдивости его
утверждений. Во-первых, чрезвычайно малая вероятность немедленной фиксации в
письменном виде всех разнообразных событий описываемого Геродианом времени;
такого рода записи, а особенно распространение их, не говоря уже о публикации в
собственном смысле слова, не всегда были безопасны в бурные времена быстрой
смены правителей, часто беспощадно расправляющихся с приверженцами своих
предшественников и соперников. Во-вторых, если бы историк, прокламирующий свою
самостоятельность, в действительности лишь повторял {153}
(пусть с видоизменением) то, что всякий его современник мог бы прочитать у
других авторов, то он сам подставлял бы себя под удар, так как уличить его в
несамостоятельности было бы очень легко. В-третьих, манера обращения Геродиана
с письменными источниками в тех случаях, где они имелись в его распоряжении,
вовсе не свидетельствует о его стремлении извлечь из них как можно больше
материала для своего повествования.

В самом деле, характеризуя Марка Аврелия, Геродиан говорит о приверженности
императора ко всяким видам добродетели и о его любви к старинному слогу, что
обнаруживают «дошедшие до нас его слова и писания» (I, 2, 3). Эта слишком
маленькая выжимка из сочинений и записанных речей Марка Аврелия не может
убедить нас в незнакомстве с ними Геродиана, но в то же время ясно показывает,
что удельный вес этих письменных памятников как источника при написании
соответствующих глав I книги истории Геродиана был крайне невелик. Геродиан
отказывается описывать мужественные и разумные деяния Марка, поясняя, что эти
деяния были описаны многими мудрыми мужами. Опять ссылка на известную автору
литературу, которой, однако, он не счел нужным воспользоваться в своем
произведении, заранее ограничив свою тему хронологическими рамками своей
собственной (сознательной) жизни. Упоминая о сновидениях Септимия Севера,
укрепивших в нем желание идти на Рим для захвата верховной власти и уверенность
в успешном завершении похода, наш историк ссылается на автобиографическое
сочинение Севера и на выставленные напоказ картины. Сам Геродиан не повторяет
того, о чем рассказал император. Исключение он делает для одного сновидения,
которое послужило последним толчком для выступления Севера (II, 9, 4). Как
видим, из письменного источника взят какой-то минимум. Следует еще отметить,
что весь рассказ о времени правления Септимия Севера не носит на себе отпечатка
апологии или энкомия, какой был бы понятным и естественным в изложении,
непосредственно вытекающем из автобиографии со свойственными этому жанру
особенностями. По поводу походов Септимия Севера, в частности, против
соперников Нигера и Альбина, Геродиан мог многое узнать из существовавших уже
пространных прозаических и стихотворных произведений, посвященных жизнеописанию
императора (II, 15, 6). В действительности, данные, которые могли бы быть
почерпнуты из этих произведений, остаются вне поля зрения Геродиана. Это
военные переходы, остановки, произнесенные Севером в разных городах речи,
божественные знамения, местности, столкновения, количество павших в битвах с
обеих сторон. Все это, как можно понять {154} из слов
Геродиана, вполне укладывается в рамки биографии одного государя, но цель
нашего историка другая — обозрение известных ему деяний многих императоров за
определенный период времени (II, 15, 7). Поэтому он намерен в дальнейшем
выбрать из того, что сделал Север, самое главное и представляющее собой нечто
связное. В отличие от авторов других сочинений об этом императоре, Геродиан в
своем рассказе воздерживается от угодливого превознесения; с другой стороны, он
обещает не опустить ничего, что достойно упоминания. Таким образом,
многочисленные литературные источники по царствованию Септимия Севера не могли
принести большой пользы Геродиану. Фактический материал, содержавшийся в них,
не смог заинтересовать его, а панегирический тон, видимо, отталкивал.

Обратим внимание на заявление о том, что историк собирается описывать
известные ему деяния императоров. Сопоставляя эти слова со сделанным выше
заявлением о намерении Геродиана рассказывать о том, что он видел и слышал, мы
не можем уклониться от заключения, что здесь историк еще раз отгораживается от
литературных источников и выражает притязание на непосредственное или почти
непосредственное отражение исторической действительности. Тон, восхвалявший
подвиги императоров, исторической литературы второй половины II в. н. э., т. е.
близкого к Геродиану времени, известен нам по произведению Лукиана «Как следует
писать историю». В связи с победоносным походом Луция Вера против парфян в
162—165 гг. появилась обширная литература, посвященная этому походу.
Отличительными ее чертами были выспренняя льстивость и далекое от реальной
осведомленности содержание. Лукиан протестует против представления высмеиваемых
им писателей, будто легче и проще всего писать историю, стоит только в какой-то
небольшой степени владеть пером (гл. 5). В качестве одного из пороков
исторических сочинений он отмечает небрежное отношение к фактам и
злоупотребление похвалой правителям и военачальникам (гл. 7). Превознося своих
и унижая чужих, такие историки стирают ту грань, какая существует между
историческим повествованием и похвальным словом. Забывается и различие между
поэтическим произведением, где вполне уместен полет фантазии, и историей, где
он недопустим (гл. 8). Приятность может сопутствовать дельному, т.е.
сообразному с истиной, изложению, но подлинное назначение исторического
повествования — показ истины. Превосходящая всякую меру лесть способна, по
мнению Лукиана, вызвать только отвращение со стороны восхваляемых, если
последние обладают достойным мужчины умом (гл. 12). В насмешливом тоне,
пересыпая свою речь историче-{155}скими и мифологическими
примерами и сравнениями, Лукиан приводит пышные и претенциозные вводные слова
услышанных им описаний похода Луция Вера (гл. 14—15). Не будем дальше следить
за ходом рассуждения Лукиана. Для нас важно было найти реальную параллель к тем
историкам-панегиристам, с которыми не хочет иметь ничего общего Геродиан.
Неумение и даже нежелание передавать историческую правду, низкопоклонство и
наклонность к пустозвонным внешним эффектам одинаково претят как Лукиану, так и
Геродиану.

По одному частному поводу — количество убитых и взятых в плен в битве при
Лугдуне со стороны Севера и Альбина — Геродиан говорит, что это число дается
писателями по-разному в зависимости от прихоти автора (III, 7,6). Вспоминая
историческую ситуацию и тенденцию историков к лестному для императора освещению
событий, мы вправе понять слова Геродиана в том смысле, что в угоду Септимию
Северу историки его времени выдумывали цифровые показатели, чтобы представить в
наиболее блестящем виде его победу над последним соперником, стоявшим на его
пути к единовластию,— Альбином.

Видимо, для времени правления и, в частности, для походов Септимия Геродиан
мог бы многое почерпнуть из имевшейся тогда литературы, начиная с жизнеописания
императора, им самим составленного. Однако и здесь Геродиан остается верным
своему принципу стараться быть независимым от исторической литературы там, где
последняя могла ему кое-что дать. Он настаивает на том, что его исторический
труд отражает действительность в той мере и в том виде, в каких он, Геродиан,
видел ее и слышал о ней.

Почему мы должны проявлять недоверие к признаниям автора, который
решительно и последовательно отрицает свою зависимость от чужих исторических
повествований и противопоставляет им свой труд, основанный на результатах
собственного непосредственного опыта и на рассказах лиц, видимо, более или
менее близко стоявших к событиям.

Геродиан чрезвычайно скупо осведомляет читателя о том, как ему стали
известны те или иные описываемые им события или явления. Кое-что он видел,
кое-что он слышал, кое к чему имел близкое касательство, находясь на
императорской или общественной службе (т. е. опять-таки видел, но уже с более
близкого расстояния, и слышал от лиц, имевших возможность многое наблюдать
вблизи). Но какой именно из этих источников осведомленности историка действовал
в каждом отдельном случае, этого Геродиан нам не открывает. В очень редких
случаях, притом даже не очень важных с источниковедческой
{156} точки зрения, Геродиан прямо говорит об автопсии. Коммод
дал народу невиданные дотоле зрелища. Он уже заранее объявил, что будет без
промаха поражать зверей копьями и стрелами. В назначенный день он действительно
выполнил обещание, показав чудеса меткости. Звери были привезены с разных
сторон: «Мы тогда и увидели тех, кому мы удивлялись на картинах». По поводу
секулярных игр, устроенных Септимием Севером в 204 г., Геродиан пишет: «Мы
увидели при нем разнообразные зрелища одновременно во всех театрах». Еще раз
тот же глагол «видеть» в первом лице множественного числа аориста употреблен в
сообщениях о сумасбродствах Антонина (Каракаллы), связанных с его увлечением
Александром Македонским. Он наполнил Рим изображениями македонского царя, «а
кое-где (надо думать, там же, в пределах Рима) мы видели смехотворные
изображения» (речь идет о голове с двумя лицами — Александра и Антонина). Мы
имеем, таким образом, прямое свидетельство о пребывании нашего автора в Риме по
крайней мере три раза — в правления Коммода, Септимия Севера и Каракаллы. Все
три раза речь идет не о событии или происшествии в собственном смысле слова, а
о зрительных впечатлениях. Предупредив читателя в самом начале своего труда,
что он пишет, основываясь на том, что ему довелось видеть и слышать, Геродиан
не считает нужным точно разграничивать виденное от слышанного, и самое
употребление глагола «видеть» в трех перечисленных выше случаях следует
рассматривать не как печать достоверности, а, скорее, как стилистический прием
типа «вот что тогда можно было увидеть», «вот что видели тогда люди» (ср. I,
15,1 — «чтобы увидеть то, чего они раньше и не видели и не слыхали»; III, 8,10
— «призывая всех прийти и посмотреть то, чего они не видели и не увидят»).

С большой долей вероятности можно думать, что картины, увековечивавшие
походы императоров и выставленные на общее обозрение, принадлежат к числу тех
вещей, которые Геродиан видел собственными глазами. Септимий Север после своих
успехов в Парфии отправил послание сенату и народу и, кроме того, приказал
выставить картины, изображавшие его битвы и победы (III, 9,12). Еще раньше
Геродиан говорит о выставленных напоказ изображениях сновидений Севера (II,
9,4). Антонин (Гелиогабал), желая приучить римский сенат и народ к виду
императора, носящего роскошные восточные одеяния, послал в Рим из Никомедии для
установки в здании сената над статуей Победы свой портрет во весь рост в
облачении жреца, совершающего священнодействия (V, 5,6—7). Максимин приказал
изобразить на картине большого размера свою битву с {157}
германцами и свои подвиги в ней и выставить эту картину перед зданием сената
(VII, 2, 8). Не может быть полной уверенности в том, что Геродиан сам видел на
поле битвы при Иссе бронзовую статую Александра Македонского, о существовании
которой в свое время он знает (III, 4, 3), или остатки стены вокруг Византия,
свидетельствовавшие о высокой технике строителей и военной доблести тех, кто ее
разрушил (III, 1,7).

Геродиан не выдает себя за очевидца всех описанных им событий: он ведь не
только «видел», но и «слышал». Критерий для отделения того, что он знает
понаслышке, у нас отсутствует. Рассуждая a priori, можно со значительной долей
вероятности возвести к устным сообщениям ряд имеющихся в истории Геродиана
рассказов. Трудно, например, представить себе, чтобы Геродиан подростком или
юношей мог находиться при умирающем Марке Аврелии на берегах Дуная (I, 3—4, 7).
Очень сомнительно, чтобы Геродиан был очевидцем покушения Квинтиана на жизнь
Коммода (I, 8,5). То же следует сказать о патетической сцене в резиденции
Коммода, когда сестра императора Фадилла открывает брату глаза на замыслы
Клеандра (I, 13,1—4); о событиях, предшествовавших заговору
Марции—Лэта—Эклекта, и о самом заговоре, убийстве Коммода, тайном выносе его
трупа из дворца (I, 17—II, 1,3); о ночном посещении Пертинакса Лэтом и Эклектом
(II, 1,5—10); об убийстве Пертинакса (II, 5,2—8); о покупке императорской
власти Юлианом (II, 6,5—11); об убийстве Юлиана (II, 12,7—13,1). Слишком смело
было бы предполагать, что Геродиан видел разжалование Севером преторианцев и
его расправу над ними (II, 13), битву у Исского залива между Севером и Нигером
(III, 4,1—6), попытку подосланных Севером людей убить Альбина в Британии (III,
5,3—8), битву при Лугдуне, в которой Альбин потерпел поражение и был убит (III,
7,2—7). Сделать Геродиана участником похода Севера на Восток невозможно уже
потому, что в его рассказе — явная географическая несообразность (III, 9,3).
Неудачный заговор Плавтиана с его тайной беседой с Сатурнином, изменой
последнего и последующими перипетиями Геродиан, разумеется, описывает не по
собственным наблюдениям (III, 11,4—12,12). Не мог историк быть свидетелем
попыток Антонина (Каракаллы) подкупить врачей, чтобы они ускорили смерть его
отца (III, 15,2), переговоров о разделе империи между Каракаллой и Гетой (IV,
3,5—9), убийства Геты Каракаллой (IV, 4,2), коварного поведения Каракаллы во
время торжественной встречи, устроенной ему парфянским царем (IV, 11,2—7),
прочтения Макрином доноса против него Каракалле (IV, 12,4—8), убийства
Каракаллы (IV, 13,2—8). У нас нет никакого основания считать Геродиана бойцом
или хотя бы {158} наблюдателем битвы между войсками Макрина и
Артабана (IV, 14,3—15,9), свидетелем смерти Макрина (V, 4,11). Абсолютно
невозможно причислить к тому, что видел Геродиан, походы Севера Александра на
Восток и особенно на Север, так как участник походов или близко стоявший к ним
человек не мог бы ограничиться слишком общими, лишенными всякой конкретности
географическими указаниями (IV, 5,1—6,3; 7,2— 10 и др.); отпадает вместе с тем
и возможность наблюдения гибели Александра (IV, 9,1—7), заговора осроенских
стрелков (VII, 1,9—11). Едва ли можно думать, что Геродиан описывает как
очевидец провозглашение в Ливии императором Гордиана и его смерть (VII,
4,1—6,3; 9,1—9), происшествия в сенате (VII, 11,3—4), осаду Максимином Аквилеи
и все связанные с этой осадой события (VIII, 2,3—7,7).

Один возможный критерий автопсии или близкого отношения к событию — яркость
описания, наглядность картины, обилие деталей — теряет всякую силу в применении
к писателю, владевшему всеми средствами современной ему риторики и обладавшему
способностью разукрасить, представить в наиболее завлекательном и выпуклом виде
полученный от других (путем устной передачи) материал. Хорошим предостережением
должно служить нам и изображение отплытия афинского флота в Сицилию в 415 г. у
Фукидида (VI, 32,1—2). Сжатое, но очень картинное описание Фукидида могло бы
подать повод думать, что автор находился либо среди отплывавших, либо среди
остававшихся на берегу, если бы мы не знали, что он в это время в Афинах не был
и быть не мог. По-видимому, историк Пелопоннесской войны получил точное и
достоверное сообщение очевидца, данные которого легли в основу известного нам
рассказа.

Еще одно замечание. Иногда придается преувеличенное значение повторяемости
деталей в разных, аналогичных по содержанию рассказах Геродиана. Если историк,
в нашем случае Геродиан, повторяет в своих рассказах одну и ту же деталь, то
это считается доказательством выдуманности этой детали по крайней мере в одном
из двух (или более) случаев[20]. Геродиан
описывает торжественную встречу сенатом и народом императора Коммода при его
возвращении в столицу с берегов Дуная. При его приближении к Риму весь сенат и
все жители города вышли ему навстречу на далекое расстояние, неся лавровые
ветви и всевозможные цветы (I, 7,3). Когда {159} Септимий
Север, сокрушив Альбина, направился со своим войском в Италию и вступил в Рим,
народ, неся лавровые ветви, принял его со всяческим почетом и благоговением, а
сенат приветствовал его (III, 8,3). Совпадение в одной детали отнюдь не дает
права делать заключение, что одну из этих встреч историк действительно видел,
другую же сочинил по аналогии. Возьмем обе картины в целом. Сын Марка Аврелия,
в изображении Геродиана юный и прекрасный, был желанным для всех и вызывал у
подданных самые радужные надежды — люди не могли удержаться и спешили
приветствовать его. Не то — в случае Септимия Севера. Он вступает в Рим, питая
злобные чувства по отношению к сторонникам Альбина. О ликовании и добрых
надеждах народа нет и речи. Что же касается сенаторов, то они в большинстве
испытывают страх, зная, что победитель будет относиться к ним беспощадно, как
человек, для которого достаточно будет хотя бы маленького повода для расправ с
нежелательными людьми. Ситуация при Коммоде и при Септимии Севере была далеко
не одной и той же. Единственная точка соприкосновения — несение лавровых
ветвей. Коммода встречают еще на подступах к Риму, Севера — уже внутри города;
навстречу Коммоду несут лавровые ветви и цветы, а о последних в описании
встречи Севера не сказано ни слова. Встреча императора народом, надо думать, не
обходилась без лавровых ветвей. Геродиан мог видеть две встречи, столь разные
по своему эмоциональному фону и большей части деталей, но в одной внешней
черточке похожие одна на другую. Нужно ли говорить о трафаретности (и,
следовательно, нереальности) исторического рассказа на том основании, что в
нем, как в каком-нибудь другом или даже в каких-нибудь других рассказах, воины
провозглашают полководца или начальника императором после того, как тот
произнес перед ними речь? Одинаковая или, чаще, неодинаковая, но лишь в
какой-то степени сходная мотивировка действий исторических лиц не должна
обязательно считаться применением одной и той же схемы, придуманной автором
исторического повествования. Повторяемость ситуаций, действий, объяснений
характерна не только для манеры того или иного историка, но и для самой
исторической действительности той бурной эпохи, в которую жил и писал
Геродиан.

Признавая, в согласии с показаниями самого Геродиана, что некоторые его
рассказы и сообщения передают непосредственно увиденное им, мы не можем и не
должны уклониться от отнесения ряда его рассказов и сообщений (притом большей
их части) за счет собранного им устным путем материала. {160}
Выше была речь о неточности и расплывчатости хронологических и географических
показаний Геродиана. К этому следует добавить, что в его рассказах обычно
даются имена лишь главных действующих лиц, изредка и второстепенных[21]. Все это направляет нашу мысль в
определенную сторону. Не зафиксированное в письменном виде повествование с
определенными хронологическими и географическими данными, не документальный
текст, а услышанный Геродианом устный рассказ, не содержавший в себе
необходимых историку уточнений по части времени и места, естественнее всего
считать источником для изложения тех событий, которые Геродиан не мог наблюдать
сам. Собранные у разных свидетелей рассказы, с трудом укладывавшиеся в более
или менее жесткие хронологические рамки, лишенные точных географических данных,
вращались вокруг главных действующих лиц. У Геродиана не было ни возможности,
ни желания придавать им то, чего в них недоставало. Своим делом он считал
риторическую обработку собранного материала, чтобы получить свои впечатляющие,
бьющие на эффект эпизоды, не всегда точно локализуемые и часто соединенные с
окружающим контекстом зыбкими хронологическими мостиками. Одна довольно
характерная для первичных записей событий (свидетелем которых записывающий не
был) черта присуща многим рассказам Геродиана — ссылка на слухи («говорили»,
«злословили» и т. п.). Гораздо реже прибегает он к сопоставлению вариантов.
Такие моменты сохраняются у Геродиана, несмотря на его тенденцию давать
закругленные рассказы. Луцилла, сестра Коммода, делает сообщником своих
враждебных императору замыслов знатного и богатого молодого человека Кодрата.
«Злословили, — сообщает по этому поводу Геродиан, — что она состояла с ним в
тайной любви» (I, 8,4). Марция, завладев списком тех, кого собирался казнить
Коммод, посылает за Эклектом. Он обычно приходил к ней как императорский
кубикулярий, а кроме того злословили, что она состоит с ним в любовной связи
(I, 17,6). Это обстоятельство никак не влияет на ход событий; Лэт, о котором не
было подобных слухов, ведет себя совершенно так же, как и Эклект, но народная
молва существовала, и с ней историк считается. Частое общение находившихся на
виду лиц не только в этом случае породило подобный слух. Уместно вспомнить о
передававшемся из уст в уста в лагере 10 тыс. греков слухе о близких отношениях
между Киром Младшим и приехавшей к нему для переговоров киликийской царицей.
{161} Невоздержанный образ жизни Юлиана был предметом
нареканий (II, 6,6). Отнесем сюда и тайные предостережения людей старшего
возраста против излишнего доверия к произнесенной в сенате речи Септимия Севера
с обещаниями самого обнадеживающего характера. Большинство сенаторов поверило
императору, но были среди представителей старшего поколения и такие, кто в
частных беседах говорил о коварстве Севера, его способности притворяться и в
конечном счете добиваться того, что ему выгодно (II, 14,4). Эти опасения,
впоследствии оправдавшиеся, могли сохраняться в устном предании и оживиться
после смерти Севера и его сына Каракаллы. После рассказа о первой крупной
победе Севера над войском Нигера — этим войском командовал Эмилиан — Геродиан
вспоминает о ходившем по поводу этого Эмилиана слухе, будто он с самого начала
изменил Нигеру (III, 2,3). В объяснении причин предательства Эмилиана было
расхождение: одни говорили о зависти по отношению к Нигеру, другие — о влиянии
писем от детей, находившихся в Риме в руках Севера и умолявших Эмилиана
позаботиться об их спасении (там же). По-видимому, множество слухов ходило о
ливийце Плавтиане, который, будучи человеком простого звания, выдвинулся при
Севере до поста префекта претория и стал необыкновенно влиятельным.
Недоброжелатели рассказывали о нем, что он в молодости подвергся изгнанию,
после того как был уличен в мятеже и многих преступлениях (III, 10,6). В
поисках причин благосклонности императора к Плавтиану строились догадки и о
родстве между ними, и об интимных отношениях (там же). Любимый вольноотпущенник
Антонина (Каракаллы), его секретарь Фест, умер во время пребывания императора в
Илионе. Смерть его совпала с увлечением Каракаллы памятью Ахилла. Фесту были
устроены очень пышные похороны, так как, уподобляя себя Ахиллу, император
увидел в умершем Патрокла. Вся эта ситуация вызвала два объяснения: одни
говорили, что Фест умер от болезни, другие — что он был отравлен специально для
того, чтобы быть похороненным, как Патрокл (IV, 8,4).

Заключительный урок по истории средних веков 6 класс

Заключительный урок по истории средних веков 6 класс

Заключительный урок по истории средних веков6 класс

Задание 1. О каких исторических событиях идет речь в текстах 1

Задание 1. О каких исторических событиях идет речь в текстах 1

Задание 1. О каких исторических событиях идет речь в текстах

1. Крестовые походы
2. Арабские завоевания
3. Верденский раздел империи Карла Великого
4. Взятие Константинополя турками-османами
5. Война Алой и Белой розы
6. Жакерия
7. Гуситские войны в Чехии
8. Столетняя война

Текст № 1 «Франкская нация блистала в глазах всего мира

Текст № 1 «Франкская нация блистала в глазах всего мира

Текст № 1

«Франкская нация блистала в глазах всего мира… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск и наименование империи. Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором. Вместо государя появились корольки, вместо империи – жалкие обломки».

Текст № 2. «Жители Константинополя

Текст № 2. «Жители Константинополя

Текст № 2.

«Жители Константинополя…вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их яростного и мрачного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни…»

Текст № 3. «Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками,…

Текст № 3. «Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками,…

Текст № 3.

«Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками, не на далеком расстоянии от них. Перед началом боя быстро окружали какую-либо намеченную часть неприятельского войска; после окружения повозки снова смыкались, и, таким образом, враги, стесненные и зажатые между повозками, не имея возможности получить от других своих отрядов помощь и защиту, либо падали под ударами мечей пехотинцев, либо их поражали пулями и пиками мужчины и женщины на повозках».

Текст № 4. «Султан и его двор покинули покоренный город, направившись в

Текст № 4. «Султан и его двор покинули покоренный город, направившись в

Текст № 4.

«Султан и его двор покинули покоренный город, направившись в Адрианополь. Позади оставался наполовину разрушенный и опустошенный Константинополь; он весь почернел, как будто от дыма, и в нем царила необычная тишина. Все вокруг, где побывали солдаты, было опустошено и разорено; церкви стояли оскверненными и разграбленными, дома необитаемыми, лавки и склады разбитыми и растасканными»..
 

Текст № 5. «Случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства

Текст № 5. «Случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства

Текст № 5.

«Случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства Франции…Они говорили, что дворянство королевства Франции – рыцари и оруженосцы – опозорили и предали королевство и что было бы великим благом их всех уничтожить…Выбрали короля из своей среды и величали его, короля, Жак Простак».

Текст № 6. «Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была…

Текст № 6. «Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была…

Текст № 6.

«Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была еще далеко позади, а маршалы прошли уже через изгородь и столкнулись с англичанами… Тут произошла большая и жестокая битва, но французы так скучились под жестоким обстрелом лучников, попадавшим им в головы, что большинство их не могло сражаться, и они падали один на другого. Тут стало ясно поражение французов».
 

Текст № 7. «И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьезного сопротивления неожиданному противнику

Текст № 7. «И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьезного сопротивления неожиданному противнику

Текст № 7.

«И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьезного сопротивления неожиданному противнику. Иранское царство рухнуло под дружным напором мусульман. Столь же стремительно завоеватели заняли почти две трети византийских земель – Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В 711 г. конница мусульман переправилась через Гибралтарский пролив и вторглась на Пиренейский полуостров. Испания была захвачена мусульманами».
 

Текст № 8. «О, долго Англия была безумна,

Текст № 8. «О, долго Англия была безумна,

Текст № 8.

«О, долго Англия была безумна,
Сама себя терзала в исступленье:
Брат брата убивал в слепом бою,
Отец убийцей был родного сына,
Сын по приказу убивал отца.
Повинны в этом Йорки и Ланкастеры:
Раздор их дикий рвал на части мир».
 

Задание 2. О каких исторических деятелях идет речь в текстах

Задание 2. О каких исторических деятелях идет речь в текстах

Задание 2. О каких исторических деятелях идет речь в текстах

Иоганн Гуттенберг,
Ян Гус,
Карл Великий,
Вильгельм,
Юстиниан,
Мехмед II,
Людовик XI,
Григорий VII.

Текст № 1. «Стремление завоевать древнюю столицу ромеев охватило его настолько, что, по словам греческого историка

Текст № 1. «Стремление завоевать древнюю столицу ромеев охватило его настолько, что, по словам греческого историка

Текст № 1.

«Стремление завоевать древнюю столицу ромеев охватило его настолько, что, по словам греческого историка Дуки, «ночью и днем, ложась спать и вставая, в своем дворце и вне его, всю свою заботу полагал на то, какими военными действиями и средствами овладеть Константинополем». Фанатичная приверженность исламу отнюдь не помешала ему тщательно подготовиться к осаде, мобилизовать огромную армию и флот, создать лучшую в Европе артиллерию. Судьба Константинополя была решена».

Текст № 2. «Давно уже в Западной

Текст № 2. «Давно уже в Западной

Текст № 2.

«Давно уже в Западной Европе не было такого энергичного и удачливого правителя. Он установил мир в своей огромной державе, чьи границы было не намного уже границ былой Западной Римской империи. Трудно сказать, кому из двух союзников, королю или папе ЛьвуIII, пришла в голову мысль восстановить императорскую власть на Западе. Но на Рождество 800 года в римском храме Св.Петра папа возложил на государя франков корону и провозгласил его императором римлян».
 

Текст № 3. «В 532 году в ответ на рост налогов в

Текст № 3. «В 532 году в ответ на рост налогов в

Текст № 3.

«В 532 году в ответ на рост налогов в Константинополе вспыхнуло восстание против императора. Растерянный император хотел бежать морем, но сохранившая самообладание Феодора потребовала от императора решительных действий, закончив словами: «Смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть – лучший саван. Слова Феодоры воодушевили императора, восстание было жестоко подавлено».

Текст № 4. «Король Франции был заметной и чрезвычайно противоречивой личностью

Текст № 4. «Король Франции был заметной и чрезвычайно противоречивой личностью

Текст № 4.

«Король Франции был заметной и чрезвычайно противоречивой личностью. Совершенно беспринципный, часто прибегавший к подкупам, убийствам, нередко пускавший в ход яд и откровенный обман, он оставался, как ни парадоксально, чрезвычайно набожным человеком, склонным временами впадать в полосы искреннего покаяния и душевных терзаний. Примечательной была знаменитая шляпа короля, увешанная оловянными образками многочисленных святых, перед которыми он истово молился в перерывах между своими злодеяниями. Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

Текст № 5. «Войска нормандского герцога, состоявшее из мечтавшей о хорошей добыче рыцарей, высадились на

Текст № 5. «Войска нормандского герцога, состоявшее из мечтавшей о хорошей добыче рыцарей, высадились на

Текст № 5.

«Войска нормандского герцога, состоявшее из мечтавшей о хорошей добыче рыцарей, высадились на Британских островах. Через два месяца епископ под одобрительные крики толпы короновал его в Лондоне и совершил обряд помазания на царство. Так началась история английского королевства. Произошедшее получило название «нормандское завоевание», а он вошел в историю под выразительным титулом Завоевателя».

Текст № 6. « Сначала они вырезали буквы на досках и напечатали общеупотребительный словарь, однако ничего другого при помощи этих досок напечатать не могли, так…

Текст № 6. « Сначала они вырезали буквы на досках и напечатали общеупотребительный словарь, однако ничего другого при помощи этих досок напечатать не могли, так…

Текст № 6.

« Сначала они вырезали буквы на досках и напечатали общеупотребительный словарь, однако ничего другого при помощи этих досок напечатать не могли, так как вырезанные на них буквы были неподвижны. Тогда он придумал отлить буквы латинского алфавита, названные матрицами, при помощи которых он отливал буквы, из меди и олова столько, сколько было нужно, тогда как раньше они вырезали их руками. Долгое время он держал это изобретение в тайне, пока оно не было перенесено рабочими, без которых он не мог обойтись, сначала в Страсбург, а потом и ко всем народам».

Текст № 7. «Католическая церковь объявила его еретиком и отлучила от церкви, а его сочинения были сожжены на костре

Текст № 7. «Католическая церковь объявила его еретиком и отлучила от церкви, а его сочинения были сожжены на костре

Текст № 7.

«Католическая церковь объявила его еретиком и отлучила от церкви, а его сочинения были сожжены на костре. Будучи человеком смелым и открытым, чешский проповедник решил отстаивать правоту своих взглядов перед всем высшим католическим духовенством, папой и императором. Для этого он отправился в город Констанц, где заседал церковный собор. Собор потребовал от него отречься от своих взглядов. Но даже под угрозой смерти проповедник повторял : «Не отрекусь!». В 1415 году он был осужден на смерть и сожжен на костре».

Текст № 8. «И вот Генрих IV явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен,…

Текст № 8. «И вот Генрих IV явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен,…

Текст № 8.

«И вот Генрих IV явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, без всякого великолепия, стоял он не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день. Наконец, на четвертый король был допущен к папе. И после долгих переговоров с короля было снято церковное отлучение».
 

Задание 3. Замените выделенный фрагмент термином или понятием

Задание 3. Замените выделенный фрагмент термином или понятием

Задание 3. Замените выделенный фрагмент термином или понятием.

1. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им был обязан отдавать господину определенное количество продуктов собственного труда или денег.

В 1265 году в Англии впервые был созван орган представительства сословий, который в

В 1265 году в Англии впервые был созван орган представительства сословий, который в

2. В 1265 году в Англии впервые был созван орган представительства сословий, который в XIV веке был разделен на две палаты – палату лордов и палату общин.

В Средние века продукты питания и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления

В Средние века продукты питания и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления

3. В Средние века продукты питания и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления.

В каждом средневековом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы, которые защищали их интересы

В каждом средневековом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы, которые защищали их интересы

4. В каждом средневековом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы, которые защищали их интересы.

Средневековое общество в Европе делилось на большие группы людей, которые отличались друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству

Средневековое общество в Европе делилось на большие группы людей, которые отличались друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству

5. Средневековое общество в Европе делилось на большие группы людей, которые отличались друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Феод – это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином – сеньором – своему подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу

Феод – это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином – сеньором – своему подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу

6. Феод – это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином – сеньором – своему подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу.

Многочисленные группы людей, отправляющиеся по призывам римских пап в походы для освобождения христианских святынь

Многочисленные группы людей, отправляющиеся по призывам римских пап в походы для освобождения христианских святынь

7. Многочисленные группы людей, отправляющиеся по призывам римских пап в походы для освобождения христианских святынь.

В каждом средневековом городе был орган городского самоуправления, в здании которого заседал городской совет, находилась казна города

В каждом средневековом городе был орган городского самоуправления, в здании которого заседал городской совет, находилась казна города

8. В каждом средневековом городе был орган городского самоуправления, в здании которого заседал городской совет, находилась казна города.

Ответы 1 задание 1. Крестовые походы 2 2

Ответы 1 задание 1. Крестовые походы 2 2

Ответы 1 задание

1. Крестовые походы 2
2. Арабские завоевания — 7
3. Верденский раздел империи Карла Великого — 1
4. Взятие Константинополя турками-османами — 4
5. Война Алой и Белой розы- 8
6. Жакерия -5
7. Гуситские войны в Чехии — 3
8. Столетняя война — 6

Ответы 2 задание Иоганн Гуттенберг — 6

Ответы 2 задание Иоганн Гуттенберг - 6

Ответы 2 задание

Иоганн Гуттенберг — 6
Ян Гус — 7
Карл Великий — 2
Вильгельм — 5
Юстиниан — 3
Мехмед II — 1
Людовик XI — 4
Григорий VII — 8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какой творческий метод воплотил м горький в рассказе старуха изергиль
  • Какой инструмент изображает птичку в симфонической сказке петя и волк
  • Какой поступок можно назвать бесчестным итоговое сочинение
  • Какой изображена толпа зевак собравшихся на базарной площади в рассказе хамелеон
  • Какой пословицей можно заменить название сказки о цыпленке досым запиши ее

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии