Анализ «Старуха Изергиль» Горький
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2378.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2378.
Обновлено 10 Июля, 2021
М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.
Год написания – 1894.
История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.
Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.
Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.
Направление – Романтизм.
История создания
История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное.
Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.
Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.
В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.
Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.
Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.
Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.
Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.
Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.
Композиция
Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.
Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».
Жанр
Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.
Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кирилл Соловьев
11/11
-
Алексей Пловец
10/11
-
Эля Кривцова
11/11
-
Амина Алиева
11/11
-
Наталья Миллер
11/11
-
Лидия Трощенкова—Улитка
11/11
-
Shiron Milligan
10/11
-
Abdulhabi-Naromi Seidov
11/11
-
Диана-Михайловна Шевцова
10/11
-
Гулчехра Каримова
11/11
Рейтинг анализа
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2378.
А какую оценку поставите вы?
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ рассказа Старуха Изергиль
Анализ рассказа Старуха Изергиль Горького
История создания
Создание рассказа началось в 1891 году. Максим Горький в то время путешествовал по Бессарабии, которая произвела неизгладимое впечатление на мировоззрение писателя. Именно после поездки у Горького появилась задумка о произведении, работать над которым он начал с 1894 года. В 1895-м оно было завершено и опубликовано на страницах «Самарской газеты».
Жанр, род и направление
За жанром данное произведение является рассказом. Объем его небольшой, его литературное направление – романтизм. За сюжетом, системой образов и жанровым своеобразием рассказ приближен к фольклору.
Композиция
Особенностью произведения является то, что это «рассказ в рассказе». Оно состоит из трёх частей, из которых главную роль играет вторая − сюжетная линия старухи Изегриль. Первая и третья части – легенды с ярко выраженной поучительной составляющей, что делает их ближе к притчам. Разные по сюжету части соединяются разговорами пожилой дамы и рассказчика.
О чем рассказ?
Начало произведения переносит нас на просторы Бессарабии, после чего оно переключает наше внимание на разговор между пожилой южанкой Изегриль и путешественником. Женщина рассказывает страннику историю о своей жизни и местные легенды.
Первая легенда повествует о Ларре – сыне орла и женщины. Будучи надменным и жестоким, юноша презирает законы людей и даже позволяет себе убить девушку. За содеянное злодеяние парня изгоняют, даже смерть отворачивается от него. Поначалу Ларра наслаждается одиночеством, но потом оно начинает его «съедать». Без возможности умереть и вернуться обратно к народу, он веками блуждает по степям, превратившись в «тень».
Потом Изегриль рассказывает парню о своей личной жизни. Женщина поведала о своих любовных приключениях со многими мужчинами, о том, как она сама однажды влюбилась без памяти и осталась с разбитым сердцем. Но, несмотря на не сложившуюся судьбу, она считает любовь самым важным элементом в жизни человека.
Третья история повествовала о смелом и благородном Данко. Юноша пожертвовал собственной жизнью, чтобы спасти своё племя из тёмного леса. Он вырывает своё сердце из груди и освещает им дорогу к выходу. Племя, однако, не оценило подвига и растоптало горящее сердце героя.
Главные герои
В «Старухе Изегриль» раскрываются образы трёх героев:
Ларра – сын простой девушки и орла. Красивый и могучий юноша, но высокомерный и с пренебрежительным взглядом на человеческую жизнь.
Старуха Изегриль – пожилая женщина, прожившая яркую и насыщенную жизнь. В молодости она пережила многое, чтобы понять смысл жизни.
Данко – самоотверженный вождь племени. Он типичный романтический герой, душа которого наполнена благородными порывами.
Тема
Автор затрагивает немалое количество тем, характерное для литературы романтизма. Одной из них является темы любви и свободы, где Горький показывает независимость своих героев от общества и прославляет бескорыстную любовь к народу в образе Данко. В рассказе задаётся вопрос о роли человека в социуме, о том, какие права и обязанности его в обществе и как он может применить свои таланты во благо других. В тексте также раскрываются темы пути и времени. Образ старухи Изегриль показывает читателю быстротечность времени и его безжалостное влияние на судьбу человека. Поэтому отведённое время человек должен использовать с умом, искать свой путь в жизни и двигаться к прогрессу.
Идея
Главная идея произведения – это поиск смысла жизни человека, обретение его истинного предназначения в этом мире. Свой ответ автор находит в безвозмездном служении народу, выводя его в свет прогресса, любви и равенства.
Проблемы
В тексте выдвигаются моральные проблемы, такие как губительное влияние на человека собственной гордыни и эгоизма, цена самопожертвования, когда это никто не ценит, осуждение пассивности человеческой натуры. М. Горький поднимает философские вопросы о смысле жизни и как каждый находит его, мимолётной юности и скорой старости и о грани между свободой и вседозволенностью.
Вывод
Как произведение «старуха Изегриль» является одним из самых интересных и поучительных рассказов литературы. Оно поднимает проблемы всё столь же актуальные и в современном обществе и даёт понять, что каждый человек должен стремится чему-то хорошему, высокому и светлому.
Вариант 2
Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.
Усвоивший идеи о сврехчеловеке и ницшеанский имморализм Горький начинает собственный творческий путь рассказом Старуха Изергиль. Конечно, были произведения и до этого, но Старуха стала одним из тех, которые принесли первую популярность и репутацию. Как отмечал сам писатель, данное произведение относится к лучшим его работам, хотя и является ранним.
Рассказ включает в себя повествование, которое ведется от лица Старухи Изергиль, она излагает две легенды о сильных героях: Ларре и Данко, а также рассказывает свою историю. Суть этих рассказов заключается в репрезентации идеи сверхчеловека, личности, которая выходит за рамки простой человеческой морали.
Композиция довольно интересна и предлагает возможность для различных смысловых трактовок, комбинаций сюжетов, мужские герои как бы обрамляют рассказ Изергиль. С одной стороны – гордый и мужественный Ларра, который выходит за рамки морали, но в итоге остается бестелесной тенью, впадает в забвение. С другой – отважный Данко, который героически отдает себя ради счастья других людей, которые в действительности не могут насладиться даже своим счастьем.
Каждая фигура по своему является трагичной, они не являются противоположностями. Поступок Данко и преступность Ларры во многом похожи, оба они пытаются выйти за рамки и не столько ради себя, сколько ради поиска истины и понимания человеческой природы. В центре – фигура старухи, которая утверждает основную мысль: каждый – сам себе судьба.
Гордая старуха, тоже всегда стремилась к утверждению собственной личности, хранила гордость, но в итоге пришла к простому выводу о счастье в спокойной обстановке. Ее утверждение подобно фразе о покое и воле, которые только есть на земле.
В целом, произведение Горького является жизнеутверждающим, оно довольно ясно и откровенно определяет основные закономерности, с которыми может оперировать человеческое существование. Эти факты (к примеру, неизбежность втаптывания горящего сердца Данко в землю и грязь) могут казаться печальными, но на самом деле они просто констатируют действительность. Горький откровенно говорит об этом и позволяет каждому принять действительность этого мира.
Анализ 3
Поиск смысла жизни волновал писателей многих поколений. Множество произведений посвящено данной теме. Одно из самых философских художественных творений, по истине, можно назвать ранний рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Произведение романтической направленности одно из любимейших рассказов самого писателя.
Рассказ состоит из трех самостоятельных частей, каждая из которых направлена на психологию человеческих отношений. Их объединяет старуха и юноша, ведущие между собой беседу о ценности человеческой жизни. Изергиль словно мудрый учитель повествует парню о предназначении человека в обществе.
Вступление рисует перед глазами читателя прекрасный мир Бессарабии, в котором живет рассказчица. Выбрав из компании молодых людей юношу пожилая женщина рассказывает ему свои истории.
Первый сюжет — рассказ легенды о Ларри. Юноша красив и горделив от рождения, так как его родителями была женщина и орел. После смерти отца он спустился с гор, считая себя выше всех окружающих. Юноша убивает девушку, за что его изгоняют из общества людей. Ларри доволен своей участью, он похищает скот, девушек, но вековое одиночество вскоре не приносит ему удовольствие. Юноша пытается умереть, но он бессмертен и тысяча лет бродил он по пустыням, пока от его тела не осталась лишь тень.
Основная мысль легенды — человек и общество неразделимы. Одиночество не может принести счастья, без людского общения наступает смерть с начало духовная, затем физическая.
Второй рассказ- жизнь самой героини. Она молода, красива, ее окружают множество мужчин. Изергиль отдает всю себя чувству, девушка не прощает предательства, не идет на компромиссы и находится в постоянном поиски счастья. Но сейчас она стара и одинока. Автор словно пытается донести до читателя, что нельзя позволять каменеть своему сердцу, необходимо уметь прощать и жить в обществе людей – это наука.
Словно в противоположность гордого Ларри, Горький в третьем эпизоде повествует о горячем сердце Данко. Лидер по призванию, юноша стремится повести за собой народ. Он силен, красив и готов отдать себя людям. Он без сожаления вынимает из груди свое сердце, освящая им путь людям. Но как только они находят свой путь, народ забывает о своем герои. Данко не искал для себя славы, он лишь стремился к лучшей жизни для своих окружающих.
Интересна композиция произведения. Как правило, рассказ повествует об отдельном событии жизни. М.Горький, объединив три сюжета, создал рассказ с циклом рассказов. В не большом по объему произведения уместились три истории человеческих жизней. Творение напоминает сборник легенд, рассказанный одним человеком.
Рассказ не потерял свою актуальность в наши дни. Люди должны помнить, что живут в обществе таких же людей как они. Нельзя быть счастливым в одиночестве.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Старуха Изергиль
Популярные сегодня темы
- Отношение автора к Чичикову
Кто Чичиков для самого автора? Какое отношение у Гоголя к самому загадочному персонажу?
- Анализ рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (6 класс)
Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.
- Карл Великий в Песне о Роланде сочинение
Карл Великий — центральный персонаж произведения «Песнь о Роланде». Герой является реальным историческим лицом, повелителем, который сколотил огромную империю.
- Характеристика и образ Брудастого (История одного города)
«История одного города» — сложно читаемое, но очень интересное произведение Салтыкова-Щедрина, которое во многом соответствует действительности, несмотря на некоторые гиперболизированные и выдуманные вещи
- Почему молодежь стремится жить в городе? — итоговое сочинение
Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда поражаемся просторам России. Нашу страну населяют люди разных национальностей и возрастов, умений и интересов. Многие города связаны с определенным родом деятельность
Урок литературы в 11 классе
Тема. Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
2 часа.
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;
2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;
3. Развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа текстов;
4. На примере текста рассказа “Старуха Изергиль” познакомить учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.
Ход урока.
I. Очерк жизни и творчества Максима Горького.
1. Сообщение учащегося о жизни М.Горького, сопровождающееся показом слайдов. Остальные учащиеся класса составляют в тетради хронологическую таблицу.
Слайды 1-8
Максим Горький – псевдоним, настоящее имя писателя Алексей Пешков.
А. Пешков родился в 1868 г в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Когда мальчику было всего 3 года, от холеры умер его отец. А в 11 лет он лишился матери, которая не выдержала нищеты и унижения.
Детские годы Алеши прошли в семье деда Василия Каширина, владельца кустарной красильной мастерской. (Слайд 3)
Приземистый неприветливый дом стоял на окраине Нижнего Новгорода.
(Слайд 4) Убранство дома.
2. Об обстановке в доме Кашириных сообщение заранее подготовившегося учащегося. (Пересказ и зачитывание фрагментов из автобиографической повести «Детство»: глава 2, 13)
Бабушка Акулина Ивановна воспитывала в мальчике веру в человеческое счастье Восьми лет Алешу отдали в приходскую школу, но он заболел оспой и перестал учиться. В то же время семья Кашириных разорилась. Однако, пока была жива мать Алеша оправившись после болезни посещал начальное училище. Третий класс закончил с «Похвальным листом». Полученные в награду за успехи книги он продал за полтинник, чтобы поддержать больную бабушку.
Вопрос учителя классу: каковы основы воспитания и атмосфера в доме Василия Каширина?
Конец 13 главы зачитать как переход к дальнейшему повествованию о жизни писателя: «Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне:
— Ну, Лексей, ты, — не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…
И пошел я в люди.»
3. Дальнейшее сообщение о жизни Горького 1 учащегося.
Алеша Пешков служит «мальчиком» в обувном магазине на главной улице города, кроме основной работы он выполняет обязанности прислуги. Через некоторое время он задумал бежать с этого места, но обварил руки кипящими щами и надолго попал в больницу. Потом служил в семье чертежника, мыл посуду на волжском пароходе «Добрый», где пристрастился к чтению.
(слайд 5)
В мутном потоке жизни прошло отрочество Алеши – учеником у иконописцев, десятником на ремонте ярмарочных зданий, статистом в театре, среди артельных рабочих из деревень. Алеша окончательно решает, что только ученье может вырвать его из такой жизни, и в 16 лет он едет в университет Казани.
Прибыв в незнакомый город, Алексей Пешков сразу понял, что об университете не может быть и речи: не было необходимого образования. Первое время он живет у знакомого гимназиста. Потом вместе с молодым типографским корректором жил в углу под лестницей, спали по очереди на одной койке, питались впроголодь.
Позже он напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».
Алеша работал садовником, дворником и даже хористом. Затем становится пекарем. Его «университетами» стали сама жизнь и борьба русских революционеров против царской власти. Пешков встречается с организаторами марксистских кружков Н.Е. Федосеевым и революционером-народником М.А. Ромасем.
(слайд 6)
А в этой булочной собиралась революционная молодежь Казани.
(слайд 7)
Стремясь полнее узнать жизнь, Пешков отправляется в странствие по Руси.
(слайд Во время рассказа я показываю мышкой путь Пешкова.
Он едет вниз по Волге до Каспия, работает в рыболовецкой артели, скитается по Моздокской степи, приходит в Царицын, где служит на железной дороге. На родину, в Нижний Новгород, он отправляется пешком.
В 1891 году опять ушел из Новгорода бродить по Руси. Он был в Бессарабии, на Дунае и на Черном море. Через Аккерман пришел в Одессу. Из Одессы направляется на Кавказ.
Пешков немало пережил за свою жизнь. Многое он рассказывал своему другу Калюжному, который попросил Алексея Максимовича все записать.
Первый рассказ «Макар Чудра» Калюжный отнес в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». В сентябре 1892 года рассказ и подписан придуманным псевдонимом «М. Горький».
С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, Горький занимается литературным трудом, публикуясь в волжских газетах.
С 1895 года рассказы Горького появляются в столичных журналах, в «Самарской газете» стал известен как фельетонист, публикуясь под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет «Очерки и рассказы» Горького, сделавшие его широко известным в России. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм («Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»).
В Нижнем Новгороде, на родине писателя, открыт музей-квартира Горького.
(слайд 9)
Горький был знаком со многими известными людьми начала 20 века.
(слайд 10) Фотогалерея:
- 1919 год – Горький в Петрограде;
- 1908 год – Ленин у Горького на Капри;
- 1920 год – Герберт Уэллс у Горького в Петрограде;
- 1900 год – Горький и Л.Н.Толстой в Ясной Поляне;
- 1902 год – на даче у Чехова в Ялте.
4. Показываю основные произведения Горького, выведенные на слайд.
Учащиеся записывают в тетрадь.
II. Романтизм в ранних рассказах Максима Горького.
1. Давайте вспомним, что такое романтизм как литературное направление.
Зачитываем информацию слайда 12
Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.
Читаем термин по частям, объясняем, как понимаем смысл каждой части.
Итак, выделим основные черты романтизма:
Информацию со слайда 13 записываем в тетрадь по литературе:
1) Герой неудовлетворен действительностью, стремится к другой жизни. Отсюда романтизм отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотическую обстановку.
2) Герои — яркие, исключительные личности, попадающие в неожиданные обстоятельства.
3) Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает красоту и исключительность стихии. Пейзаж одушевляется.
4) Своеобразие лексики, синтаксиса, изобразительных средств: эпитеты, гиперболические сравнения, олицетворения, высокоторжественная лексика и синтаксис, свойственный обычно сказочно-легендарным жанрам устной народной поэзии.
2. Перед вами на слайдах текст «Песни о Буревестнике». Вслушайтесь в выразительное чтение и подумайте, можно ли это произведение отнести к направлению романтизм.
Текст «Песни о Буревестнике» выразительно читает заранее подготовленный ученик.
Выслушиваю доказательства учеников, опирающихся на записи в тетради, что это действительно романтическое произведение.
Слайды 14-18.
III. Анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» с точки зрения формы и содержания.
1. Какова тема рассказа, и что вы можете сказать о его композиции?
(Тема рассказа «Старуха Изергиль» — осмысление человеческой жизни, это рассказ о том, что такое человеческое счастье. Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает две легенды: о Ларе и Данко).
На слайде 19 выведена трехчастная композиция рассказа.
Какова её роль? Почему история старухе занимает место между легендами о Ларе и Данко?
(Учащиеся предполагают, что легенды нужны для того, чтобы высветить полнее образ героини, ведь Лара и Данко – два противоположных полюса)
2. Легенда о Ларе.
Беседа по вопросам, выведенным на слайд 20:
- Прочитайте легенду.
- Чем мотивирован характер Ларры?
- Какое понимание свободы он воплощает?
- Как изображены люди в легенде?
- За что был наказан Ларра и в чем смысл наказания?
- Где грань между гордостью и эгоизмом?
3. Легенда о Данко.
1) Дома вы должны были подумать, с какой библейской историей схожа легенда о Данко?
(Ответы учащихся: в основе легенды ветхозаветная библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта)
На слайде 21 выведена легенда из Ветхого Завета.
Чтение и осмысление прочитанного.
Сопоставьте легенды: в чем их сходство и различие?
Общее: мотив дороги, кажущаяся безвыходность ситуации, герой, который берет на себя ответственность за все племя.
Различие: Легенда о Моисее Легенда о Данко
Сильна вера в Бога Сильна вера в свои силы и народ
Исключительность личности
Спасает чудо свыше Чудо творит Данко
Народ молится Богу Народ ропщет на Данко
Отсутствие тропов Обилие эпитетов, метафор,
Олицетворений
Преобладание сочинительных Разнотипные конструкции
предложений
2) Словесное рисование.
В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушаеи страх, появляется Данко.
Нарисуйте его словесный портрет.
(Высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В его лице поражают глаза, они полны необыкновенным сиянием).
Сопоставьте словесный портрет героя с тем, как его изображали художники 20 века.
Слайд 22.
3) Прочитайте текст легенды
А) Проследите по тексту, как в пути складываются отношения между Данко и племенем. Объясните, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? (Это объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера, что Данко один справится с возможными трудностями).
Б) Найдите в тексте ответ, почему люди стали роптать на Данко.(Люди племени разочарованы, им кажется, что он даже в чем-то уступает многим – «молодой и неопытный».)
В) Найдите в тексте объяснение, почему люди в «гневе обрушились на Данко». (Данко, который шел впереди их, вызывал раздражение, так как «стыдно было сознаться в бессилии».)
Г) Какие чувства испытывал Данко к людям?
Слайд 23
Вывод: Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви победило.
Д) Как выглядят люди в этот момент? (Учащиеся приводят цитаты из текста легенды, затем всё выводится на слайд)
Слайд 24
Е) Как можно охарактеризовать романтического героя?
Учащиеся цитируют текст, выводится слайд 24)
«- Что сделаю я для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
«Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни.»- Идем!» — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
«Они бросились за ним, очарованные…»
Ж) Какую роль играет пейзаж в произведении? (слайд 26)
Вывод: Такие образы как Данко могут воплотиться только в романтическом пейзаже. Пейзаж яркий, красочный, построен на контрасте света и тьмы.
З) Что сделал Данко для людей?
И) Прочитайте, как пылало сердце. Какой вид тропа использует автор?
(Горький использует метафору. Метафорическое выражение «горящее сердце», «сердце, отданное людям» приобретает здесь прямой смысл.)
К) Старухе Изергиль принадлежит высказывание: «В жизни всегда есть место подвигу». Что можно считать в рассказе подвигом?
(Самопожертвование ради людей, ради высоких идеалов.)
Л) Обратимся к финалу легенды: почему сердце Данко было растоптано?
(слайд 27)
4. Подытожим сказанное: в легенде о Ларре показано презрение к другим и крайний индивидуализм героя. Он является антиидеалом.
В легенде о Данко показана высшая степень любви к людям. Он является идеалом.
Какой композиционный приём использован Горьким? (Антитеза.)
Как вы думаете, к какому из этих полюсов относит себя героиня рассказа старуха Изергиль? (к идеалу, об этом говорит речь героини о её жертвенной любви)
Слайд 28
Посмотрим на героиню с точки зрения рассказчика.
Вопросы выведены на слайд 29.
- Обратите внимание на портрет героини. Найдите общее с портретом Ларры.
- О любви должна бы говорить молодая женщина, а перед нами старуха. Как в ее портрете нагнетаются антиэстетические черты?
- Старуха посвятила всю свою жизнь любви. Можно ли сравнить ее чувства с чувствами Данко?
Ответы учащихся с цитатами из текста на вопросы.
Вывод: рассказчик считает, что старуха Изергиль – антиидеал, она ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви. Её любовь эгоистичная, плотская.
5. Подведем общие итоги по рассказу.
Каковы черты романтизма в рассказе М.Горького?
Особенность героев Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое
свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится
к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья
и которая ему нередко дороже самой жизни.
IV. Домашнее задание.
Каков идеал человека в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»? Дайте развернутый ответ на вопрос, опираясь на сравнительную характеристику героев (объём сочинения 200 слов, проверяется по критериям ЕГЭ по литературе).