Весь рассказ —
это события одной ночи, о которых герой
вспоминает через много лет.
В произведении
нет экспозиции. Повествование ведётся
от двух лиц – это «рассказ в рассказе».
Рассказ делится на три части: авторский
текст открывает и замыкает рассказ —
обрамление, а внутри него находится
история, рассказанная героем.
В рассказе основным
композиционным приёмом является
антитеза. Она делит рассказ на две
половины: на балу и после бала. На балу
главный герой восхищается прекрасным
полковником и его дочерью. Сцена бала
— завязка действия, его развитие и
кульминация, где герой, во время танца
с Варенькой, окончательно понимает
«своё счастье».
Сцена на плацу —
развязка действия — главный герой видит
того же самого полковника во время
экзекуции молодого солдата, и его чувства
к девушке пропадают из-за двуличности
отца, которого главный герой отождествлял
вместе с его дочерью, из-за жестокости
и бессердечия его видение мира рушится
– так проявляется вторая сторона
конфликта, внутренняя.
Рассказ построен
на контрасте, образы в нём чётко
противоположны друг другу. Образ Вареньки
— образ чистоты, света, прекрасного, её
отец на балу – по началу, являлся образцом
отцовской любви и заботы, аристократии,
а другой образ – когда полковник после
бала, на плацу, наказывал солдата –
тёмный, отвращающий от себя, истинная
сущность, двуличность, «дьявол внутри».
На примере полковника Б. Толстой поднимает
две важные проблемы: личной ответственности
за свои поступки, нежелания жить
«осознанной жизнью» и разрушающей роли
государства, заставляющей уничтожать
в человеке человека.
Сюжет прост –
герой, Иван Васильевич, рассказывает
нам историю своей юношеской влюблённости,
которая, по случаю, переменила его
взгляды на жизнь. Главный внесюжетный
элемент — описание (Вареньки, полковника
Б.).
-
Конспект главы «Анализ композиции» из учебника Есина а.Б. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» Общее понятие композиции
Композиция – это состав и определенное
расположение частей, элементов и образов
произведения в некоторой значимой
временной последовательности.
Последовательность эта никогда не
бывает случайной и всегда несет
содержательную и смысловую нагрузку.
В широком смысле слова композиция –
это структура художественной формы, и
первая её функция – «держать» элементы
целого, делать целое из отдельных частей;
без обдуманной и осмысленной композиции
невозможно создать полноценное
художественное произведение. Вторая
функция композиции – само расположение
и соотношение образов произведения,
которое выражает некоторый художественный
смысл.
Композиционные приёмы
Основные композиционные приёмы — повтор,
усиление, противопоставление и монтаж.
Повтор – один из самых простых и в
то же время самых действенных приемов
композиции. Он позволяет легко и
естественно «закруглить» произведение,
придать ему композиционную стройность.
Особенно эффектной выглядит так
называемая кольцевая композиция, когда
устанавливается композиционная
перекличка между началом и концом
произведения; такая композиция часто
несет в себе особый художественный
смысл.
Близким к повтору приемом является
усиление. Этот прием применяется в
тех случаях, когда простого повтора
недостаточно для создания художественного
эффекта, когда требуется усилить
впечатление путем подбора однородных
образов или деталей.
Противоположным повтору и усилению
приемом является противопоставление.
Из самого названия ясно, что этот
композиционный прием основан на антитезе
контрастных образов. Это очень сильный
и выразительный художественный прием,
на который всегда надо обращать внимание
при анализе композиции.
Контаминация, объединение приемов
повтора и противопоставления, дает
особый композиционный эффект: так
называемую зеркальную композицию. Как
правило, при зеркальной композиции
начальные и конечные образы повторяются
с точностью до наоборот.
Последний композиционный прием –
монтаж, при котором два образа,
расположенные в произведении рядом,
рождают некоторый новый, третий смысл,
который появляется именно от их соседства.
Все композиционные приемы могут выполнять
в композиции произведения две функции,
несколько отличающиеся друг от друга:
они могут организовывать либо отдельный
небольшой фрагмент текста (на микроуровне),
либо весь текст (на макроуровне), становясь
в последнем случае принципом композиции.
Анализ «После бала» Толстой
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 3260.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 3260.
Обновлено 10 Июля, 2021
Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Год написания – 1903 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.
Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.
Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.
Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.
Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».
Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.
Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.
В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.
Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.
Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.
Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.
Композиция
Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).
Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.
Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».
Жанр
Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.
Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Furuzon Pulodi
9/10
-
Илья Иващенко
10/10
-
Artur Pustovarov
10/10
-
Альбина Айтмаганбетова
10/10
-
Денис Погребняк
5/10
-
Вера Яковлева
10/10
-
Магомедбег Шарифов
10/10
-
Ирина Логинова
10/10
-
Никита Попечаев
8/10
-
Расул Гасанов
10/10
Рейтинг анализа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 3260.
А какую оценку поставите вы?
«После бала»
1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
г) ретроспектива
2.Каков тип композиции рассказа
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложение событий
З.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение
в) восторг
б)возмущение
г) пренебрежение
4.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза
д) звукопись
б) подбор эпитетов
е) описание одного героя
в) прямая авторская оценка
ж) внутренний монолог
г) цветопись
б.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, ока¬зался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу надел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7.Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
8.С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой дока¬зывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9.Что можно сказать о жизненной позиций главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности
человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий»
для «изменения взглядов человека»
10.Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской дей¬ствительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности
человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Ключи к тесту:
1. В
2. А
3. В
4. Б
5. В,Ж
6. В
7. В
8. Г
9. Б
10. Б