Какова композиция рассказа ионыч

Анализ «Ионыч» Чехов

Анализ «Ионыч» Чехов

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2380.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2380.

Обновлено 10 Июля, 2021

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Композиция

Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

Жанр

Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Паша Степанов

    10/10

  • Татьяна Гаврилова

    10/10

  • Наталья Миллер

    10/10

  • Екатерина Медведева

    10/10

  • Богдан Горбунов

    10/10

  • Довран Меканов

    8/10

  • Наталья Садовская

    10/10

  • Илья’ Степанов

    9/10

  • Андрей Блинов

    10/10

  • Аззи Валенка

    10/10

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2380.


А какую оценку поставите вы?

История создания

Весной конца XIX века, после продолжительного времяпрепровождения в стенах санатория, Антон Чехов вернулся в родное поселение. Рассматриваемое в анализе произведение было написано в перерывах между строительными работами, открытием нового учебного учреждения и встречами с близкими, друзьями и знакомыми.

В собственно написанных письмах русский талантливый творец описывал некоторые творческие моменты. Изначально задумывалось, что в центре сюжета произведения будет стоять семья Филимоновых. Но по мере написания основные детали менялись, как и действующие лица. Впоследствии новый рассказ удивительного писателя был прекрасно принят мыслителями, литературными деятелями и критиками.

Тема и проблематика

Ионыч Чехова анализ

Разбирая анализ «Ионыча» Чехова, не стоит упускать из внимания темы и проблематики, затронутые талантливым русским творцом.

Темы, рассмотренные автором:

  • пошлость;

  • городская жизнь.

Первая тема раскрывается через призму образа семьи Туркиных, которые отличаются эксцентричностью, эгоистичностью, нарциссизмом и вульгарностью. Общество, окружающее их, также не способно похвастаться иными чертами характера, оттого они постепенно захватывают новое лицо в роли главного героя произведения.

Вторая тема раскрывается через повседневную жизнь Ионыча. Она размерена, скучна, обыденна и не обладает чем-то удивительным и всеобъемлющим. Каждый житель омрачен апатией, и именно апатию можно назвать главной болезнью земской землянки.

Проблематика, рассмотренная автором:

  • деградация личности;

  • гибель возвышенной души человека.

Первая проблематика раскрывается через образ главного героя, который на протяжении всего рассказа меняется исключительно в худшую сторону. Семья Туркиных, их окружение и сам город «съедают» некогда целеустремленного и «живого» персонажа, и он сказывается в беспросветную пошлость, вульгарность и лень.

Вторая проблематика опять же демонстрируется через образ главного героя, который «погибает», попав в новое общество с отсутствием целей, амбиций и идеалов. Оно прогнило, и Ионыч также начинает «гнить».

Жанр, композиция

Жанр рассматриваемого произведения — рассказ, оформленный в характерных чертах такого направления как реализм. XIX век славился его рассветом, отчего неудивительно, что в написанных строках проскальзывает нечто повсеместное, способное случиться с каждым человеком, какой бы образ жизни он не пытался вести.

Рассказ состоит из пяти связных и дополняющих друг друга частей, в процессе литературного содержания которых раскрывался и видоизменялся основной посыл рассказа. Можно сказать, что произведение представляет собой текстовую лестницу из сюжетных послесловий, описывающих биографические сводки главного героя — Ионыча.

  1. В первой сюжетной составляющей главный герой только начинает работать в роли земского врача — он приятен, мил и не испорчен общественными мнениями, сторонними ценностями, взглядами и нравственными представлениями.

  2. Во второй и третьей сюжетных составляющих итоги разворачиваются спустя несколько месяцев после внезапного подъема по карьерной службе. Несмотря на тот факт, что главный герой всеми усилиями пытается повышать квалификацию, через текстовые строки можно заметить его отчужденность и незаинтересованность в дальнейших профессиональных перспективах.

  3. В четвертой сюжетной составляющей происходит тонкое душевное объединение главного героя и местных жителей, которые утратили какие-либо нравственные и моральные ценность. В образе Ионыча четко видны новые изменения.

  4. В пятой сюжетной составляющей, финальной, происходит его окончательное перевоплощение в совершенного другого человека — у него отсутствуют силы, желание и интерес двигаться дальше, достигать поставленные цели и стремиться исключительно к лучшему.

Благодаря анализу рассказа «Ионыч» обычные обыватели и школьники, столкнувшиеся с творческими заданиями подобного типа, могут углубиться и в деталях разобраться с основной идеей рассматриваемого произведения, которая сталкивает читателей с простой мыслю — если следовать общественному мнению, прислушиваться к каждому слуху, можно убить в себе человека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

станицы Ленинградской Краснодарского края

А. П. Чехов «ИОНЫЧ». Композиция рассказа.

(урок литературы в 10 классе)

                                              Выполнила

                                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                                    Череп Людмила Фёдоровна

2013

А.П.Чехов «Ионыч». Композиция рассказа.

Цель урока: проследить, как проявилось мастерство Чехова-рассказчика в композиции рассказа, его умение рассказать о жизни героя и целого города всего на нескольких страницах; какими художественными средствами он этого добивается, как композиция рассказа помогает показать постепенное обнищание героя и убогую жизнь города.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации к произведению, фильм «Ионыч».

Эпиграф к уроку:

Я привык к рассказам, состоящим только

                                                      из начал и концов.

                                                                                          А.П. Чехов.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

1898 год – это редкая даже для Чехова вспышка творческой энергии: один за другим появляются на свет «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Душечка». Перед автором этих рассказов стояла трудная задача – немногими словами сказать о многом на нескольких страницах. Весь его писательский метод является блестящим примером разрешения этой литературной задачи. Мастерство Чехова-рассказчика особенно проявилось в композиции «Ионыча».

2. Беседа с классом.

Вопрос классу:

Что такое композиция произведения? Какой общей цели подчинена композиция рассказа? ( Показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города).

Учитель: 

По словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в секунду», и он, изображая многолетний процесс морального падения героя, расставляет на его жизненном пути только основные вехи. Это одна из особенностей композиции.

Вопросы классу:

-Назовите эти жизненные вехи.(Первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом ездит на паре лошадей и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на козлах, который кричит: «Прра-

ва держи!»)

Заполнен ли чем-нибудь промежуток между этими вехами? (Нет, так как это и не нужно, потому что рост материального благополучия и огрубения героя обрисован уже предельно выразительно всего несколькими штрихами).

Учитель:

Следует обратить внимание на ещё одну композиционную особенность рассказа. Это изображение губернского города.

Вопросы классу:

-Даётся ли Чеховым описание города, в котором развиваются события? (Автор его почти не описывает).

Почему тогда мы хорошо чувствуем душную атмосферу города? (Чехов знакомит нас с «самой образованной и талантливой семьёй» в городе – семьёй Туркиных. Причём трижды даёт описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описание).

К какому же выводу приходит Старцев, познакомившись с этой семьёй?

( «…если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город!»).

Учитель:

Немаловажную роль в рассказе играет пейзаж. Он у Чехова, как правило, скуп, реалистически точен и выразителен.

Вопросы  классу:

-Сколько в рассказе пейзажных зарисовок?(Две).

Прочитаем их. Какую особенность вы заметили? Чем они отличаются друг от друга?(По мере развития сюжета они исчезают. Первая зарисовка (лунная ночь) даётся тогда, когда Старцев был молод, влюблён, его переполняли чувства. Но по мере того, как круг его интересов суживается, исчезают и яркие краски  из жизни, он превращается в угрюмого одинокого обывателя. Теперь пейзаж ему не нужен, поэтому вторая зарисовка максимально скупа: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали тёмные листья. Уже рано смеркалось»).

Учитель:

Ёщё одной особенностью композиции рассказа является экономия художественных средств в использовании деталей и эпизодов. Чехов не даёт нам подробного описания изменившегося характера Старцева, который уже превратился в грубого стяжателя. Обратимся к тексту.

Задание классу:

-Найдите и прочитайте сцену прихода Ионыча в дом, который он предполагает купить. («Он без церемоний идёт в этот дом, и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?» И при этом тяжело дышит и вытирает пот со лба»).

-Вспомните фразу Ионыча, когда он за ужином в клубе, услышал фамилию Туркиных. О чём она говорит? ( «Это вы про каких Туркиных?» Это говорит о том, что он огрубел, что в душе его не осталось уважения к единственному светлому воспоминанию его жизни – его бывшей любви. Чехов это даёт понять одной фразой).

Вопрос классу:

-Что вы можете сказать о портрете главного героя? (Детальный портрет доктора Старцева отсутствует. Он даётся несколькими штрихами).

Как вы думаете, с какой целью? (Чтобы подчеркнуть типичность образа главного героя).

3. Обобщение:

Таким образом, всех указанных приёмов оказалось достаточно, чтобы сложная история целой человеческой жизни с обрисовкой окружающего общества заняла у Чехова несколько страниц. Такая композиция является выражением основного творческого принципа писателя – принципа максимальной экономии художественных средств.

Использованная литература:

1.А.П.Чехов «Рассказы и повести», М., Правда, 1998г.

2.Уроки русской литературы в 10 классе. Издательство ЭКСМО, М., 2001г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какова композиция рассказа господин из сан франциско
  • Какова композиция и типы героев волшебных сказок
  • Какова главная мысль рассказа бежин луг
  • Какова главная идея сказки дикий помещик
  • Каков тип композиции рассказа после бала

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии