Какова мораль сказки лиса и медведь

В. Даль «Лиса и медведь» читательский дневник

На чтение 4 мин Обновлено 31 января, 2022

Читательский дневник сказки «Лиса и медведь» Даля  можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о хитрости и коварстве лисы. Анализ рассказа поможет составить план и написать отзыв, определить какая главная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Лиса и медведь» читательский дневник сказки Даля
  2.  «Лиса и медведь» характеристика героев
  3. План сказки «Лиса и медведь»
  4. Чему учит сказка «Лиса и медведь»?
  5. Отзыв о сказке «Лиса и медведь»
  6. Пословицы к сказке «Лиса и медведь»
  7. «Лиса и медведь» краткое содержание для читательского дневника

«Лиса и медведь» читательский дневник сказки Даля

Автор — В. Даль

Жанр — сказка

Год написания -1872

Сколько страниц — 6

Главная мысль сказки «Лиса и медведь» — нельзя  доверять малознакомым людям.

 «Лиса и медведь» характеристика героев

  1. Лиса — хитрая и коварная. Обманула Медведя и съела  его мёд. 
  2. Медведь — добрый, доверчивый, отзывчивый.

План сказки «Лиса и медведь»

  1. В доме медведя
  2. Бочонок меда
  3. Хитрый план
  4. Пустой бочонок 
  5. Медведь винит Лису
  6. План выявление вора
  7. Несправедливые обвинение

Чему учит сказка «Лиса и медведь»?

Сказка учит нас проявлять бдительность и осторожность, особенно при общении с малознакомыми людьми. Не следует всецело доверять незнакомцам, и пускать их в свой дом.

Отзыв о сказке «Лиса и медведь»

Эта сказка мне понравилась, я поняла что не следует всем верить. Мне было жаль доброго Мишку, который из-за доверчивости лишился своих припасов. 

Пословицы к сказке «Лиса и медведь»

♦Лиса семерых волков проведет.
♦Лису хитрость кормит.
♦Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
♦На вид простак, а в душе хитряк.
♦Разговорам не дивись, а на хитрость не ведись.  

«Лиса и медведь» краткое содержание для читательского дневника

  1. Попросилась Лиса пожить у Медведя, и он согласился.
  2. Когда  Лиса увидела в сенях бочонок с мёдом, то больше ни о чем уже думать не могла.
  3. Ночью она стучала по полу хвостом и говорила, что идёт к соседям ребёнка лечить.
  4. Используя свой хитрый план Лиса за три ночи весь мёд съела.
  5. Когда Медведь увидел пропажу меда, то обвинил Лису.
  6. Но Лиса обещала найти вора, и пока Медведь спал на солнце намазала ему живот медом.
  7. Потом плутовка разбудила  Медведя и обвинила в воровстве, а сама убежала.

лиса и медведь даль краткое содержание

Рисунки и иллюстрации к сказке «Лиса и медведь»
Краткий пересказ

Надоело лисе одной жить, вот и решила она к медведю проситься в дом. Добрый и доверчивый Медведь возражать не стал. Лису в дом пустил и досыта кормил. 

Как-то в сенях Лиса увидела кадку с медом. После этого она не могла спокойно спать и все думала как ей туда свой рыжий нос засунуть.

И придумала лиса хитрый план. Трижды она стучала хвостом, будто кто-то в дверь стучит. Потом говорила что ее зовут к соседскому ребёнку и уходила.  А сама в это время мёд из кадки ела. 

Когда Лиса возвратилась, то медведь спросил почему она так быстро вернулась.  Лиса сказала, что у соседей ребенок захворал, которого зовут Верхушечка.

На следующую ночь история повторилась. Лиса съела мёд до средины бочки, а медведю сказала, что болеет соседский ребёнок по имени Середочка.

На третью ночь рыжая весь мёд уже съела, а Медведю наврала, что ходила к ребёнку соседей, которого звали Последышка.

Когда медведь увидел, что весь мёд съеден, он начал в этом лису винить, но Лиса отпиралась и обещала разузнать, кто повадился мёд есть.

 Придумала она план, лечь на солнце и у кого мёд на животе выступит, тот и вор. Медведь на солнце пригрелся и задремал, а лиса встала измазала его мёдом и закричала, что нашла вора. Возразить Лисе Медведь не мог, а она хвостом махнула и убежала. Так лиса перехитрила медведя.

Лиса и медведь

Лиса и медведь — поучительная русская народная сказка о хитрой лисе, которая ловко обвела медведя вокруг пальца, да еще и сделала виноватым. Сказку Лиса и медведь можно читать онлайн или скачать текст в формате PDF и DOС.
Краткое содержание сказки про Лису и медведя начинается с того, как лиса переезжает жить к мишке, сославшись на старость и одиночество. Радушный медведь согласился, кормил и поил лису досыта, всего в достатке было. Но лисьей натуре этого стало мало, и она начала осматривать да обнюхивать, что где у него лежит. Нашла лиса в сенях кадку меда, и лишилась сна, в думках как бы им полакомиться. Вот как то ночью лисица начала постукивать хвостом и приговаривать: Мишенька, никак кто-то к нам стучится, это наверно за мной за лекаркой пришли. Ну что ж ступай, я и дверь за тобой не буду запирать. Лиса конечно же никуда не пошла, вскарабкалась на полку, и начала есть мед, еле ела всю верхушку съела. Пришла и как ни в чем не бывало говорит медведю: Соседи звали, ребенок у них захворал. Так лиса ходила еще два раза, пока весь мед не съела. А когда медведь обнаружил, что меда нет, лисица сделала вид, что ничего не знает, да еще и обиделась на медведя пообещав найти вора. Придумала она одну хитрость, лечь на солнце и у кого мед вытопиться, тот и съел. Медведь согласился, разлегся на солнцепеке и уснул, а лисица тем временем достала остатки меда, вымазала брюхо медведя. Мишка проснулся уже без вины виноватым, видишь — говорит лиса, солнышко то мед из тебя вытопило, вперед свою вину на других не сваливай! махнула хвостом, только ее и видали.
Смысл и мораль сказки Лиса и медведь такова, что прежде чем кого-то пускать к себе в дом, нужно хорошо подумать, навести справки о человеке, получить хоть какую информацию о нем. Случайный гость может воспользоваться доверием и радушием хозяина, повредить его имущество, или вовсе завладеть жильем (очень актуально в наше время).
Герои сказки — лиса и медведь, наглядный пример многих человеческих пороков. Лиса олицетворение хитрости, лживости, обмана, неблагодарности, воровства, кражи, наглости и желания нажиться за чужой счет. Даже когда ее ловят с поличным, она умудряется выкрутиться и свалить вину на самого хозяина. Медведь олицетворяет человека чрезмерно доверчивого, наивного, глупого, безвольного. Не смотря на всю его грозность, и силу, лисичке с легкостью удается одурачить его, не применяя особых сил.
Читать сказку Лиса и медведь можно детям любого возраста, она легкая, веселая с интересным сюжетом и концовкой. Сказка учит детей быть внимательными с выбором друзей и не поступать так, как обошлась лиса с медведем. Ведь если тебе сделали добро, ты должен отплатить благодарностью. Читая сказку можно обсудить с ребенком героев сказки и их поступки, подискутировать на тему кто по их мнению положительный герой, а кто отрицательный? И почему?
Сказка Лиса и медведь наглядный пример таких народных пословиц как: Лиса семерых волков проведет, Лиса все хвостом прикроет, Лиса дважды поймать себя не дает, Лиса сытнее волка живет, У лисы и во сне ушки на макушке, Где лиса пройдет, там куры не несутся. Пословицы подходящие к ситуации медведя: Доверяй, но проверяй, От добра — добра не ищут, Доверять стадо волку — не будет толку, Доверять хорошо, слишком доверять опасно, Не опирайся на лед и не доверяйся неприятелю, Без вины виноват, Бывает и виноватый прав, Вали с больной головы на здоровую.

Автор — С. Марина источник: www.ixtira.tv
© Использование информации без гиперссылки на источник запрещено!

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 2. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к русским народным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи; тренировать навыки работы в группе.

Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; знание особенностей сказок о животных; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; умения находить элементы композиции в тексте, выделять общие черты и различия в сказках разных народов; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация с репродукциями картин Данчуровой Т.И.

Лиса и Медведь
PPTX / 2.01 Мб

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Продолжите ряд:

1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…)

2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой…)

3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.

Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки.

Уч-ся: Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.

-Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» — рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о них на сегодняшний момент не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Как сегодня звучит определение слова сказка?

Уч-ся: Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)

-Чем различается сказка литературная и фольклорная?

Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

-Из каких частей состоит сказка?

Уч-ся: Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки:

Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).

Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.

Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)

Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?

Сегодня к уроку вы читали сказку «Лиса и медведь». К какому виду сказки она относится?

Уч-ся: сказка о животных.

— Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.

Словарная работа

Язычество — религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Христиа́нство (от греч. — «Пома́занник», «Месси́я») — мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Сын Божий и Спаситель человечества.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении. Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

-Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.

В образах животных представлены качества человека. Герои-животные стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь).

Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, лень, лживость, хитрость, корысть, болтливость.

Убедимся в этом, обратившись к прочитанной вами сказке «Лиса и медведь».

4. Анализ сказки «Лиса и медведь»: слово учителя с элементами беседы.

Словарная работа

Промышлять — здесь: {устар.) заниматься чем-то как средством обеспечить себе жизнь.

Сени (сенцы) — помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах.

Починать {устар.) — начинать.

Ветошка {разг.) — лоскут ветхой одежды, старой ткани; тряпка.

Кум — 1. Крёстный отец по отношению к крёстной матери и родителям крестника.

2. (устар.) Немолодой мужчина, находящийся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилому мужчине.

Кума — 1. Крёстная мать по отношению к крёстному отцу и родителям крестника.

2. (устар.) Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилой женщине.

Куманёк — 1. (устар.) Ласкательно-почтительное обращение к пожилому мужчине.

2. (разг.) Ласк, к сущ. Кум в первом значении.

Вдолге ли, вкоротке ли (устар.) — долго ли, коротко ли; фразеологизм, означающий в продолжение какого-то времени; в современный русский язык это выражение пришло из фольклора.

Беседа по вопросам

1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?

2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?

Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.

Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.

3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?

Уч-ся: выборочный пересказ.

Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.

4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.

5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.

6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?

5. Анализ картины Татьяны Данчуровой «Хозяин»

Данчурова Татьяна Ивановна родилась 21 марта 1969 г. В 1988 г. закончила Набережно-Челнинское училище искусств. Работает в анималистическом жанре. Живопись и графика в основном посвящены охотничей тематике.

Словарная работа

Анимали́стика (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные.

Рассмотрите репродукции картин художницы.

(Учащиеся рассматривают картины на слайдах презентации).

Рассмотрите еще раз и скажите, каким видит художница медведя?

t1656535488aa.jpg

О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?

Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.

6. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать  сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».

Использованная литература

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. — М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2021. — 144 с.

3. Художник Данчурова Татьяна Ивановна. Звери и птицы.

URL: https://www.liveinternet.ru/users/mimulyus/post297324560/

(дата обращения 29.06.2022)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какова логика следования эпизодов в рассказе старуха изергиль
  • Какова композиция рассказа ионыч
  • Какова композиция рассказа господин из сан франциско
  • Какова композиция и типы героев волшебных сказок
  • Какова главная мысль рассказа бежин луг

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии