Какова роль изергиль в рассказе выпишите из текста афоризмы изергиль и объясните их смысл

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-подёнщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия — описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу. Третья сюжетная линия — легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки. Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.

Цельность произведения достигается ещё и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения. Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества. Ларра — гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повёл свой народ искать новую родину, он вырвал своё сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрёл новую родину. Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречён на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа. Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль — быть судьёй, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь. Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.

Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в её жизни была любовь к людям. Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признаётся: «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками» (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике. В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берёт верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко — идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.

Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, её незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, — это научить молодых, чтобы они не повторяли её ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою — молодому человеку — свои легенды. То есть героиня берёт на себя роль учителя, что можно считать четвёртой функцией образа Изергиль. Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по её мнению, не живут, а всё только примеряются жить, а когда пройдёт их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чём: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: «В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно» (II).

Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль — главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает ещё в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя. Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.

Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещённая между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности. Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Всё это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Печать

Просмотров: 90188

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-поденщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия – описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу.

Третья сюжетная линия – легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки.

Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.
Цельность произведения достигается еще и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения. Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества.

Ларра – гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повел свой народ искать новую родину, он вырвал свое сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрел новую родину. Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречен на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа.

Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль – быть судьей, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь.

Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.
Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в ее жизни была любовь к людям.

Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признается: “Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила.

Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками” (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике.

В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берет верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко – идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.
Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, ее незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, – это научить молодых, чтобы они не повторяли ее ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою – молодому человеку – свои легенды. То есть героиня берет на себя роль учителя, что можно считать четвертой функцией образа Изергиль.

Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по ее мнению, не живут, а все только примеряются жить, а когда пройдет их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чем: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: “В жизни всегда есть место подвигам.

Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно” (II).
Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль – главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает еще в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя.

Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.
Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещенная между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности.

Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Все это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Loading…

Горький создал знаменитое произведение о старухе Изергиль в 1894 году. Оно пронизано романтическими мотивами, формируется из трех эпизодов. В роли главной героини выступает старуха. Сюжет выстроен на базе последовательного рассказа пожилой женщины. Образ старухи Изергиль в рассказе Горького тщательно продуман. Она повествует о собственной жизни, включая в рассказ захватывающие легенды. 

В молодости девушка была красивой, стройной, привлекала внимание мужчин. В истории «Старуха Изергиль» образы героев наполнены яркими качествами. Вспоминая о своих возлюбленных, женщина настолько реалистично их характеризует, что персонажи буквально оживают в глазах читателя. 

С годами красота померкла, главная героиня по внешнему описанию стала похожа на ведьму. Автор характеризует внешний образ старухи Изергиль так:

  • На лице появились глубокие морщины;
  • Нос напоминает птичий клюв;
  • Глаза выцвели;
  • Во рту не осталось зубов.

Она обладает прекрасной памятью, ясным умом, мудрым взглядом на жизнь. Поэтому повествование получается интересным, красочным. Молодая Изергиль жила по собственным правилам, руководствуясь чувствами, желаниями. Ее можно назвать расчетливой, хитрой, гордой, смелой. Особое качество – истинная любовь к жизни. Женщина любила путешествовать, прожила насыщенную жизнь, всегда получая от мужчин желаемое.

Какую роль играет образ старухи Изергиль

Образ старухи Изергиль

Роль старухи Изергиль в рассказе Горького не одна. Рассмотрим на примерах:

  • Легенда о Ларре повествует о мужчине, считавшем себя лучше окружающих. Он всегда вел себя так, словно совершил героический подвиг. В наказание гордец был обречен на вечное одиночество, скитания в поисках гибели, спокойствия. Земля для него превратилась в настоящий ад. Образ Данко, напротив, светлый, добрый. В ходе рассказа женщина осуждает гордеца, восхваляет Данко. Следовательно, рассказчица выступает в роли судьи;
  • Сюжетная структура произведения – сложная. Описание старухи Изергиль в рассказе подтверждает ее значимость как главной героини. Она ведет рассказ, связывает легендарный мир с реальными историями. Роль Изергиль – повествователь;
  • Героиня делится собственными любовными историями. Ее жизнь была сказочной, захватывающей, полной приключений. Она с удовольствием рассказывает о них читателям, вспоминает о своих многочисленных мужчинах. Женщина всегда восхищалась красотой, песнями, любовью, свободой. Многие черты характера делают ее похожей на Данко. Здесь роль старухи – главное действующее лицо;
  • Несмотря на то, что рассказчица всегда с удовольствием вспоминает молодость, только в преклонном возрасте она осознала смысл жизни. Поступки старухи Изергиль были легкомысленными, сейчас она научилась уважать людей. Героиня понимает, что неправильно прожила свои годы. Время назад вернуть не получится, зато ее ошибки – это хороший урок для молодого поколения. Она делится опытом с читателем, играя роль учителя. Ее задание – уберечь других от позднего осознания жизненного смысла.

Тест произведения показывает, что старуха играет четыре роли: учителя, повествователя, судьи, главного действующего лица. 

Каково значение образа Изергиль в рассказе

Повествование представляет класс неоднозначных произведений Горького. Автор поощряет распутность образа старухи в молодости. Она не учится на собственных ошибках. Глагол любить для нее значит больше всего остального. Влюбленности часто заканчивались трагически, причем во многом виновата была сама Изергиль. Но она была готова снова отдаться страсти. Жизнь наказывала исключительно мужчин красавицы, некоторые из них погибали.

Значение сюжетных поворотов показывает: каждый поступок сказывается на жизнях окружающих. Поэтому люди должны нести ответственность за свои действия. Все трагические смерти в книге писателя имеют косвенную или прямую связь со старухой. Этим автор подтверждает значимость поступков. 


Смотри также: Проблематика произведения «На дне»: основные проблемы и главный вопрос

Образ Изергиль

Образ Изергиль в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горького очень сильный и глубокий. Эта женщина прожила яркую, насыщенную эмоциями жизнь, полную приключений и страстей. Поражает мудрость, любовь к жизни, удивительная память и своеобразная натура главной героини.

Внешность старухи Изергиль

Автор подробно описывает черты старухи Изергиль, в которых угадывается её былая красота.

“Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос…”.

Внешность героини создаёт резкий контраст с теми образами, которые рисует автор, изображая её жизнь в молодости. Завораживает, кажется нереальным то, что эта “сухая старуха”, “без крови, без желаний” когда-то была невероятно красивой женщиной. В повествовании много косвенных указаний на то, как красива была героиня в молодости: мужчины падали к её ногам, дарили дорогие подарки, отдавали все свои богатства за возможность осыпать её золотом.

Мудрость старухи Изергиль

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

Образ старухи Изергиль

Это нетипичный образ для русской литературы 20 века. Однако, жажда жизни, свойственная героине, её тяга к свободе, сила характера, гордый нрав – те моральные качества, которые воспевает М. Горький в своём творчестве. Эти качества заслуживают уважения, говорят о самоценности человека, его индивидуальности. Образ старухи далёк от высокой морали – её жизнь была трудной, но эта женщина знает цену труду, деньгам, дружбе и верности.

В статье дана подробная характеристика образа старухи Изергиль из одноимённого рассказа М. Горького.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какова роль деталей в создании образа обломова сочинение
  • Какова роль денег сочинение
  • Какова роль данного эпизода для раскрытия идейного замысла рассказа господин из сан франциско
  • Какова роль данного эпизода в раскрытии идеи рассказа брэдбери улыбка
  • Какова роль генерала аносова в рассказе гранатовый браслет

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии