Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» композиционно делится на три части, и каждая из них особую роль играет описание природы. Пейзаж меняется вместе с героями, характеризует их состояние. В рассказе открывается особый мир легенд и сказок, автор создает красочный фон свободной, вольной жизни. В первой части рассказчик повествует об одной прекрасной ночи в Бессарабии. Образ природы фантастический: многообразие красочных туч, запах моря, золотые звезды: «все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Действительно, этой ночью рассказчик узнаёт две чудесные легенды и историю жизни старухи Изергиль. Также пейзаж дополняет щедрая кроваво-красная луна, ярко светящаяся над ночным небом. Именно с этой картины, начинается сказка старухи Изергиль о Ларре: «море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах». Природа спокойна, красочна, она отражает все события этой ночи. На протяжении истории старухи Изергиль погода меняется. Когда Ларра убил прекрасную девушку, жителей могучего племя оковал страх, а в реальности луна бледнеет, будто удаляется от земли. Старуха заканчивает свой рассказ, Ларра вынужден жить вечно, одинокий и отверженный, и автор обращает внимание на то, что на берегу моря раздается хор мужских и женских голосов, перекрывающий шум волн. Во второй части рассказа старуха Изергиль повествует о своей жизни, очень разнообразной и интересной. Во время ее истории природа молчит, буто слушает героиню, и только волны изредка напоминают о себе тихими звуками. Тем не менее, когда старуха замолчала и задремала, пейзаж начинает меняться: появляется черная тяжкая туча, луна прячется за облаками, а в степной дали виднеются маленькие голубые огоньки. Именно с такой картины начинается легенда и Данко. В ней природа играет особенную роль. Автор повествует о людях, живших вокруг непроходимых лесов, среди болота, и Данко решает спасти народ, найти дорогу к свету. Природа оказывается жестокой, беспощадной: леса становились все гуще по мере того, как герой ведет людей. Данко находит путь ценой собственной жизни, народу открывается прекрасный солнечный мир, чистый воздух. Природа является контрастом между тьмой и светом, спасением и гибелью. Таким образом, пейзаж играет важную роль в рассказах старухи и рассказчика. Он передает настроение героев и меняется на протяжении всего произведения. Природа — это отдельный персонаж, отражающий все происходящее и создающий особую атмосферу в рассказе.
«Старуха Изергиль» Максима Горького заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное, необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного спокойствия. Нечто неописуемое происходит с воображением, оно начинает чувствовать малейшие перемены природы, старается уловить мягкий шепот волн.
Пейзажу предается очень большое значение. Его описание не поддается никакому анализу, невозможно представить себе эти поэтичные рассказы старухи без красивой природы. Тут Горький наиболее ярко показывает свой талант писателя.
С помощью вступления создается романтический настрой. Мы видим мужчин, женщин, счастье, песни и безмятежное веселье: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Невольно хочется приблизиться к этим людям, испытать те яркие, наполненные весельем моменты, в которых нет ни капельки грусти. Тут тысячи светящихся цветов ночи сливаются в певучий голос старухи, некогда красивой и молодой девушки.
Горький создает атмосферу, в которой и развивается действие: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы…это делало женщин странными и сказочными».
Описание природы является неотъемлемой частью рассказов Изергиль: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок: тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые». Небо, пропитанное пастельными тонами, пушистые и жесткие облака, появляющаяся луна — все располагало к разговору о старом, прожитом, чудесном, давно забытом. Разговор получался незатейливым, простым, а в это время «луна взошла, ее диск был велик, кроваво-красен».
Рассказ о Ларре воспринимается как должное среди этой неописуемой красоты. В «Старухе Изергиль» автор мастерски повествует о чрезмерной гордости и независимости, которая ничего хорошего не приносит ни Ларре, ни людям вокруг него. А читатель все еще находится под впечатлением от пейзажа, от теплого моря, от влажного соленого воздуха.
В произведении Максим Горький создает как бы двоемирие. В первом мире мы бываем, когда Изергиль и слушатель ее рассказов ведут разговор, а во второй отправляемся, когда старушка скрипучим голосом рассказывает о молодых людях, покорявших мир в старые времена.
Изредка, чтобы читатель не потерял в своем воображении яркую картинку теплого вечера, автор отрывается от рассказа старухи «…задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу о мятежной жизни. Все мягче становилась ночь, и все больше разрождалось в ней голубого сияния луны…». Слова Изергиль текут все непринужденней, все прямей и аккуратней. Можно провести параллель между Изергиль и пейзажем. Они безупречно дополняют друг друга, сходятся в спокойствии, во взрывах эмоций. Тут природа тоже имеет душу. И ни на шаг не покидает старуху и верного слушателя.
Третья часть нам повествует о потрясающей легенде о славном Данко, который помог людям обрести свет, но которого так и не отблагодарили. Автор включил в этот рассказ самостоятельный пейзаж. Он сделал это умышленно, ведь необходимо было создать соответствующее настроение: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба». В этом мире и жили «одни люди», интересно изменяется тут природа. От дремучих зарослей до солнечного света: «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их…». От этой безысходности люди лечились думами, которые еще больше раздражали их. Молодой, отважный, сильный человек решил отвести их к свету: «Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали ропать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то». Горький нагнетает обстановку с помощью пейзажа, с помощью грозы, темноты, непроглядного леса. Этот «трудный путь» должен был закончиться. С помощью описания природы можно было ощутить, как приближается конец страшного мира и вечной темноты. Данко был уверен в своих силах и позвал людей: «Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами… И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем». Данко умер, не оставив и следа, а автор мастерски вернул читателя в первый мир, где «дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все крепче».
В своем произведении Горький использовал пейзаж для создания настроения читателя, для нагнетания и усугубления обстановки или для уравновешивания создавшейся ситуации. Максим Горький — настоящий профессионал в своем деле.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
В чем особенность пейзажа, открывающего произведение?
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее.Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.— Что ты не пошел с ними? — кивнув головой, спросила старуха Изергиль.Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.— Не хочу, — ответил я ей.— У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный…Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей. Горький, «Старуха Изергиль».
Prigorok
Урок 3. М. Горький. Пейзаж в «Старухе Изергиль». «На дне».
О пейзаже говорить долго, конечно, не будем. Но раз это вопрос экзаменационный, обобщим домашние заготовки и добавим то, до чего сами ребята не додумаются.
— Пейзаж в рассказе экзотический, создающий романтический фон для легенд.
— Пейзаж сам становится источником легенд (тень, искры).
— Пейзаж увеличивает экспрессию, передает напряжение чувств (в легенде о Данко).
— Пейзаж в легенде о Ларре служит своего рода реминисценцией, отсылающей к библейским темам и мотивам.
Это все уже упоминалось на прошлом уроке. Теперь главное, о чем речи еще не было. Пейзаж в этом рассказе бывает символическим. Если сами ребята не принесли примеров, надо дать им минут 5 на поиск символических картин. Это, конечно, страшная кровавая луна-людоедка – символ безжалостной природы, «поедающей» свои создания, в данном случае – людей. Лес и болото в легенде о Данко – символ «болота» обыденной жизни, погрязнув в котором, уже не совершишь подвига. Может, и еще что-нибудь найдут. Для сочинения этого уже достаточно.
Работа с «На дне» начинается с краткой справки (история создания и постановки) и комментированного чтения. Но про пьесу напишу отдельно.
Урок 3. Комментированное чтение
Часть урока уйдет на пейзаж в «Старухе Изергиль» (или еще какие-нибудь остатки). Часть потребуется для Д/З. Остальное – комментированное чтение первого действия.
Прежде чем читать, надо немного рассказать про историю пьесы. «На дне» написано специально для МХТ, как и все, что писал Горький для театра. МХТ вызвал у Горького восторг, который он излил в письме Чехову: «Художественный театр – это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для него – преступление».
Любовь оказалась взаимной, и режиссеры МХТ охотно ставили Горького, тем более что это всегда вызывало почти скандальный интерес у публики – даже высокопоставленной. Когда к постановке (точнее, вероятно, к гастрольной постановке) готовилась первая его пьеса («Мещане), по воспоминаниям Станиславского, «на генеральную репетицию съехался весь «правительствующий» Петербург, начиная с великих князей и министров… В самый театр и вокруг него был назначен усиленный наряд полиции, на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению».
Постановка «На дне» обещала быть еще более скандальной, потому что никакая власть не любит, когда демонстрируют нищету и безысходность, в которой пребывают ее подданные. (Отсюда в большинстве своем неправдоподобные интерьеры в телевизионных сериалах: показывать положено «красивую жизнь»). Цензура разрешила ставить эту пьесу только одному театру – МХТ. Считается, что так было сделано в надежде на провал: уж больно странным, «несценичным» выглядел текст. МХТ к работе над пьесой подошел серьезно. Поскольку никто из актеров, а тем более актрис не видал своими глазами ночлежек и их обитателей, была устроена экскурсия на Хитровку. Во избежание неприятностей, которых можно было ждать от таких мест, в проводники взяли известного репортера и писателя Владимира Алексеевича Гиляровского («дядю Гиляя»), которого вся криминальная Москва знала и уважала за феноменальную физическую силу. Неприятности, конечно, приключились. По свидетельству Гиляровского, компания из МХТ (пижонистая и нарядная – одни красавицы-актрисы чего стоили) зашла в этакий мозговой центр Хитровки – ночлежку, где спившиеся и невостребованные бывшие актеры сидели и переписывали для театров роли (это дешевле, чем нанимать машинистку, а ролей в каждом спектакле надо расписать немало). Завидев своих более удачливых коллег, «бывшие» впали в амбиции, полезли на рожон и уже готовы были затеять потасовку, но тут «дядя Гиляй» не растерялся и так ахнул об пол табуретом, что босяки сразу пришли в себя. Актеров МХТ быстро увели, но реализм пьесы они, надо думать, успели прочувствовать.
«На дне», как уже упоминалось, — это «новая драма», и все приемы в ней подчеркнуто обнажены. Горький вообще любит внешние эффекты, и тут их будет множество. Берем книгу и начинаем читать, сколько успеем. По ходу дела я обычно обращаю внимание на такие вещи:
— Список действующих лиц: вчитавшись в него, можно убедиться, что это своего рода срез российского общества. Там есть люди всех сословий – от аристократии (Барон) до крестьянства (Лука), есть свои хозяева жизни и коррумпированные «силовики». При этом все они живут «на дне», в грязной ночлежке, и никому такая жизнь не нравится, разве что кроме главного хозяина – Костылева и полицейского Медведева.
— Большая ремарка в начале первого действия. Вспомнит ли кто-нибудь, почему это признак «новой драмы»? – А потому что размываются границы литературных жанров и родов: писатели используют возможности эпоса, потому что пьесы не только ставят, но и читают, как обычную прозу. Зачем нужна такая длинная ремарка? – Для постановки она как раз избыточна: режиссер все равно сделает так, как ему удобнее. Зато при чтении она создает впечатление мрачности, безысходности, тюрьмы или склепа.
— Первая реплика: «Барон. Дальше!» — Пьеса начинается с середины. Такое впечатление, что там, за занавесом шла какая-то жизнь, и, когда занавес подняли, мы эту жизнь увидели. На сцене кусок жизни, то есть предельный реализм. И сделано это, конечно, для того, чтобы зритель осознал реалистичность действа.
— Диалоги, которые происходят на сцене, друг с другом вроде бы не связаны. Две пары героев переговариваются друг с другом, не обращая внимания на соседей (Барон – с Настей, Клещ – с Квашней). И еще Сатин иногда рычит. По ходу дела мы увидим, что диалоги связаны по смыслу. В данном случае они об одном и том же, иногда какие-то реплики будут звучать, как комментарий к совсем другому разговору. И это тоже необычная техника в драме: обычно в пьесах разговаривали по очереди.
— В этой драме, как мы увидим, для Горького главное – мысль. И он ее будет всячески подчеркивать, чтоб недогадливые зрители не пропустили ничего важного. Например, обратим внимание на первый диалог Актера с Сатиным:
А. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
С. А ты – болван.
А. Почему?
С. Потому что – дважды убить нельзя.
А. (помолчав). Не понимаю… Почему — нельзя?
Чего уж тут не понять? Однако реплика Сатина ударная, ее должны осмыслить зрители, а потому Актер и задает свои дурацкие вопросы: внимание привлекает. Можно переспросить класс: о чем тут речь? – Вероятно, о том, что обитатели ночлежки чувствуют себя выброшенными из жизни – то есть мертвыми. Уже убитыми однажды.
Если кто-то следит по тексту, могут спросить, почему у Горького так много тире. Обычно я читаю им мораль о том, что грамотные люди ставят знаки препинания «от ума», по структуре текста. А безграмотные пытаются передать с помощью знаков интонации. Использовать для этого запятые им все-таки корректор не позволит, а вот тире – в качестве исключения – великому пролетарскому Горькому оставили. И, соответственно, ежели кто вот так же злоупотребляет этим знаком, то выдает свою безграмотность.
Следующий момент, на который обращаю внимание (или он был чуть раньше?), — перебранка Квашни с Клещом:
Квашня. Ты вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…
Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Барон. Началось!
На самом деле начался, конечно, скандал. Но, кроме того, реплика Барона возвещает, что началась дискуссия о правде – главная линия этой пьесы. Эффектная такая двусмысленность.
По ходу дела комментирую спор о том, чья очередь мести пол, – очень похоже на школьные споры о дежурстве с лей Обращаем внимание на замысловатые слова, которые бормочет Сатин: «Организм… органон… Сикамбр… А еще есть – транс-сцендентальный». Последнее есть любимое словечко символистов, как все должны бы еще помнить. И можно себе представить, как оно злило Горького, который таким словам не обучался, хотя, конечно, их как-то освоил.
Комментирую монолог Бубнова насчет краски на руках, которая стерлась, как и все прочие признаки классовой, цеховой и прочей социальной принадлежности. «Выходит, как себя ни раскрашивай, все сотрется…» Это существенно для пьесы: она претендует на философичность, на решение каких-то вечных общечеловеческих проблем. И в этом смысле деклассированные ночлежники – это просто люди, поставленные перед этими проблемами. Люди в абстрактном, философском понимании, а не социальные роли.
Если время позволяет, я перескакиваю что-то, пересказываю скороговоркой и читаю, как Васька Пепел выставляется перед Наташей, а в это время Бубнов про себя бормочет: «А ниточки-то гнилые». Очень эффектный прием, в самом деле.
Хорошо бы успеть прочитать реплику Алешки насчет того, что похоронный марш – свежая музыка. И заметить, что тема смерти и воскресения здесь тоже главная, хотя и не попадает в экзаменационные задания.
Дальше встает проблема Д/З. В зависимости от возможностей класса я задавала очень разные вещи. Бывали сильные классы, которым я предлагала сразу, без предварительных обсуждений, обрисовать систему образов: разделить героев на какие-то группы и обосновать свои построения. Обсуждать их выкладки, конечно, было интересно. Добросовестным классам я предлагала из первых двух действий повыписывать афоризмы на тему чести, совести, правды и лжи. В три столбца: что об этом думают ночлежники, хозяева и Лука (и те, кто с ним согласны). Облегченный вариант того же задания: найти и выписать реплики о том, каким должен быть человек (за что ценится человек) с точки зрения а) хозяев, б) ночлежников, в) Луки. Возможно, это самый удобный вариант Д/З. Если класс настроен совсем безнадежно, пусть просто читают дальше и пытаются определить, какой в этой пьесе конфликт (или какие тут конфликты) и о чем идет дискуссия.
Пособие для учащихся выпускных классов
Главная > Анализ
Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних
романтических рассказах М. Горького
Обняться с бурей был бы рад!
М. Горького всегда интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой повседневностью.
Первые рассказы М. Горького принято датировать периодом с 90-ых годов XIX века по 1905 год. В эти годы преобладает жанр рассказа. На рубеже веков этот жанр дает возможность осмыслить новый исторический этап, охарактеризовать его в разных проявлениях. Мы видим, что рассказы М. Горького не отличаются однородностью. Среди них выделяются три потока рассказов, разных по своему характеру:
романтические: «Макар Чудра», «Девушка и смерть»;
реалистические: «Скуки ради», «Бывшие люди», «В степи»;
романтико-реалистические: «Челкаш», «Коновалов», «Двадцать шесть и одна».
Босяки, герои его романтических рассказов, оказываются побежденными средой. Сам Горький писал: «Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления… и трудно понять, – что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…» Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он – воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
Итак, мы видим, что молодым писателем поставлена сложная задача: реализовать себя как писателя-реалиста, рассказывающего о людях «дна», и как романтика, окрыленного мечтой о лучшем мире для людей. Можно ли это сделать, если не выработать своеобразный стиль?
Сравнительный анализ некоторых произведений покажет нам, в чем своеобразие стиля Горького-романтика и Горького-реалиста и каковы особенности пейзажа в его произведениях.
Обратимся к пейзажу в рассказе «Старуха Изергиль»: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут
–
мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там
–
резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди
–
было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».
Сравним пейзаж с описанием морского порта в рассказе «Челкаш»: «Потемневшее от пыли голубое южное небо
–
мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сказать тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов. крики грузчиков, матросов и таможенных солдат
–
все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. »
Как различны эти пейзажи, созданные одним художником почти в один и тот же год, рисующим одно и то же южное море! В рассказе «Старуха Изергиль» пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд
, которые рассказывает Изергиль. Он
создает фон для ее рассказов
. Этому замыслу подчинен и выбор изобразительных средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: «странных очертаний и красок», «чудной сказки».
Если первый пейзаж рисовал затихающую необычную, ночную природу, то второй пейзаж рисует жаркий трудовой день морской гавани. Здесь нет ни одного отвлеченного эпитета, все определения конкретны, точно воспроизводят предмет: «потемневшее от пыли голубое южное море – мутное», «жаркое солнце», «зеленоватое море», «серую вуаль».
Приглушенные пылью и грязью портового города, обычные краски этого пейзажа мало похожи на фантастические сочетания цветов вечернего неба из рассказа «Старуха Изергиль» (там – «сизые и пепельно-голубые, матово-черные, коричневые тучи», «темно-голубые клочки неба», «золотые крапинки звезд»).
Мы видим, что это своеобразное введение в дальнейшее повествование подготавливает читателя не к «чудесной сказке», а к рассказу о трудном дне в портовом городе, о делах и мыслях реальных людей — Челкаша и Гаврилы.
Продолжим сопоставление и сравним изображение людей в рассказах.
Романтический подход к описанию людей в «Старухе Изергиль» можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин «пыльные, черные» кудри, у всех женщин «темно-синие» глаза и волосы «шелковые и черные», все люди «веселые», «бронзовые» и «стройные».
Очевидно, писателю важно в этом случае выделить основное качество этих людей – их красоту, а поэтому в их портретах нет характерных и индивидуальных деталей, нет намеков на то, к какой социальной группе они принадлежат, кроме слов о том, что они, закончив сбор винограда, отправились с песнями к морю. Восторгаясь ими, автор использует отвлеченно-эмоциональные эпитеты: «странными», «сказочными», «фантастические».
Им прямо противоположны труженики из рассказа «Челкаш», порабощенные и обезличенные тяжелым трудом.
Их образы социально конкретны. Это грузчики, матросы, таможенные солдаты. Эпитеты, употребленные М. Горьким, создают образ задавленных тяжелейшим трудом людей: их фигурки – «пыльные», «оборванные», «согнутые под тяжестью товаров», «голоса людей ели слышные… слабы и смешны», «рванные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди».
В условной обстановке романтического рассказа гордые и своеобразные, здоровые и красивые люди нарисованы Горьким в полной гармонии с природой.
В рассказе «Челкаш» слабые, маленькие люди показаны в страшном, непримиримом противоречии с окружающей обстановкой, с «мокрыми, блестевшими на солнце дородством машинами», «с тяжелыми гигантами-пароходами».
Если в романтическом описании люди вызывали и у нас, и у писателя настроение восторга, то в реалистическом портовый люд описан Горьким с чувством «жестокой иронии».
Он все время подчеркивает, что люди жалки, смешны до слез, ничтожны, выражая тем самым свое глубокое возмущение социальными контрастами в мире несправедливости и угнетения.
Совсем по-другому автор изображает героев-романтиков. В рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» это мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: с моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик – старый цыган Макар Чудра – достаточно необычная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!»
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Роль природы в произведениях М. Горького
Роль природы в произведениях М. Горького
В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.
Многие произведения М. Горького создавались в начале XIX века. Это время многие считали мрачным, “безгеройным”. Поэтому не удивительно, что его рассказы, повести, романы и пьесы воспринимались как свежее дуновение ветра, как светлый луч в непроглядной тьме. Читая страницы произведений М. Горького, обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются им на фоне ослепительной, играющей всеми красками природы. Вот, например, как начинается рассказ “Мальва”, повествующий о трудной жизни, о конфликте двух поколений: “Море — смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок… Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет”. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного. Особенно сильно этот контраст проявляется в эпизоде, когда на фоне тишины, прелести красок заката вдруг слышится “пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова”. И эти слова, “гадкие, как мокрицы”, разрушают чудо, оскорбляют музыку волн. Я думаю, что без описаний природы было бы невозможно так сильно и достоверно передать всю неприглядность и мерзость жизни рабочих на промыслах.
В других ранних произведениях писателя много солнца, воздуха; свободой и травами благоухают степные просторы. И опять неумолчно шумит, смеется, распевает гимны море.
В начале рассказа “Старуха Изергиль” пейзаж вызывает у читателя определенный эмоциональный настрой, создает естественный фон свободной, вольной жизни. Море, голубая мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который “тек широкой ровной волной. Но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов”. Кажется, что именно так должна начинаться сказка. И действительно: под влиянием настроения, навеянного красотой летнего вечера, старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко и историю собственной жизни.
Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев. Так, море в рассказе “Челкаш” —- вольная и свободная стихия, которая освободила душу Челкаша от мелкого стяжательства, от унизительной жадности и страсти к деньгам. Степь в рассказе “Дед Архип и Ленька”, лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обыденна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Иногда природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, либо противостоит им. Вот как описывает Горький лес в легенде о Данко: “Там были болото и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. (…). Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сепом сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям”.
Когда же людям удается победить страх благодаря великому подвигу Данко, то лес отступает. Сказочно прекрасной предстает перед ними земля: “И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался позади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…” Люди должны обязательно верить во что-то светлое и радостное, что ждет их впереди.
С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование. Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такие штрихи позволяют полнее раскрыть характер героя, его чувства и переживания, взгляды на мир.
Описания ликующей, живописной природы усиливают ноту бодрости, надежды, действенной активности в творчестве писателя. Горьковские пейзажи напоминают читателям о непрерывном, вечном обновлении жизни, зовут относится к ней мужественно, активна, творчески.
32987 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Роль природы в произведениях М. Горького
Смотрите также по
разным произведениям Горького:
- Критические статьи
Пейзаж в расскрытии замысла автора по произведению Горького ‘Старуха Изергиль’
Пейзаж в раскрытии
замысла автора.
План.
1.
а) Сказка;
б) своеобразие пейзажа.
2. а)
Вступление;
б)
романтические образы;
в)
природа-часть рассказов.
3. а) Рассказ о
Ларре;
б)
двоемирие;
в) нить
пейзажа.
4. а) Легенда о
Данко;
б) самостоятельный
пейзаж;
в) изменение
пейзажа и настроения.
5. а) Пейзаж-
помощь автору в раскрытии замысла.
Произведение Максима
Горького «Старуха Изергиль» заставляет поверить в существование сказки, в нечто
необычное, необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в
мир неизбежной красоты и приятного спокойствия. Нечто неописуемое происходит с
воображением, оно начинает чувствовать малейшие перемены природы, старается
уловить мягких шепот волн.
Описание пейзажа не
поддается никакому анализу, невозможно представить себе эти поэтичные рассказы
старухи без красивой природы. Тут Горький наиболее ярко показывает свой талант
писателя.
Романтический
настрой создается с помощью вступления. Мы видим мужчин, женщин, счастье, песни
и безмятежное веселье: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с
пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких
шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже
бронзовые». Невольно хочется приблизиться к этим людям, испытать те яркие, наполненные
весельем, моменты, в которых нет ни капельки грусти. Тут тысячи светящихся цветов
ночи сливаются в певучий голос старухи, некогда красивой и молодой девушки.
«Ветер тек
широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и,
рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы…это делало
женщин странными и сказочными». Горький создает атмосферу, в которой и
развивается действие.
Природа —
неотъемлемая часть рассказов Изергиль: «Воздух был пропитан острым запахом
моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем.
Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные. Странных очертаний и красок,
тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как
обломки скал, матово-черные или коричневые». Небо, пропитанное пастельными
тонами, пушистые и жесткие облака, появляющаяся луна: все располагало к
разговору о старом, прожитом, чудесном, давно забытом. Разговор получался незатейливым,
простым, а в это время «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен».
Рассказ о
непокорном Ларре воспринимается как должное среди этой неописуемой красоты.
Максим Горький
создает двоемирие. В первом мире мы бываем, когда Изергиль и слушатель ведут
разговор, а во второй отправляемся, когда старушка скрипучим голосом
рассказывает о молодых людях, покорявших мир в старые времена.
Изредка отрывается
автор от рассказа старухи, чтобы читатель не потерял в своем воображении яркую
картинку теплого вечера «…задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу
о мятежной жизни. Все мягче становилась ночь, и все больше разрождалось в ней
голубого сияния луны…». Слова Изергиль текут все непринужденней, все прямей и
аккуратней. Можно провести параллель между Изергиль и пейзажем. Они безупречно
дополняют друг друга, сходятся в спокойствии, во взрывах эмоций. Тут природа
тоже имеет душу. И ни на шаг не покидает старушку и верного слушателя.
В третьей части
мы видим потрясающую легенду о славном Данко, который помог людям обрести свет,
но которого так и не отблагодарили. Автор включил в этот рассказ
самостоятельный пейзаж. Он сделал это умышленно, ведь необходимо было создать
соответствующее настроение: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый,
и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба». В этом
мире и жили «одни люди», интересно изменяется тут природа. От дремучих
зарослей до солнечного света: «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было
кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их…». От этой
безысходности люди лечились думами, которые еще больше раздражали их. Молодой,
отважный, сильный человек решил отвести их к свету: «Все гуще становился лес,
все меньше было сил! И вот стали ропать на Данко, говоря, что напрасно он,
молодой и неопытный, повел их куда-то». Горький нагнетает обстановку с помощью
пейзажа, с помощью грозы, темноты, непроглядного леса. Этот «трудный путь»
должен был закончиться. С помощью описания природы можно было ощутить, как
приближается конец страшного мира и вечной темноты. Данко был уверен в своих
силах и позвал людей: «Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова
зашумел, удивленно качая вершинами…И вот вдруг лес расступился перед ним,
расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу
окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем». Данко
умер, не оставив и следа, а автор мастерски вернул читателя в первый мир, где
«дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль,
засыпавшей все крепче».
Горький
использовал пейзаж для создания настроения читателя, для нагнетания и
усугубления обстановки, или для уравновешивания создавшейся ситуации. Максим
Горький настоящий профессионал в своем литературном деле.