Сочинение на тему: Какие нравственные и гражданские уроки дает нам «Слово о полку Игореве»
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 22.04.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Автор великого труда «Слово о полку Игореве» выделяет важные нравственные вопросы, которые актуальны и сегодня. Особенность этого рассказа состоит в том, что важна не только сюжетная часть — описание военного события 1185 г. Автор дает моральную оценку подвигам героев, обсуждает причины тяжелого положения его власти. Он решает вопросы, имеющие отношение к нравственным ориентирам народа. В истории мы находим анализ и оценку военных событий и их результатов для народа. Важным моментом является влияние происходящего на моральный аспект жизни людей. Автор показывает, как проявляется любовь к родине.
Автор обсуждает, как человеческие ценности могут меняться во время войны. Его наблюдения достаточно точны и могут служить нравственным ориентиром. Для создания контраста с событиями, описанными в 1185 году, автор рассказывает об истории России. Все это служит основной идее — призыву к объединению власти.
Слово» убедительно доказывает, что в единстве лежит сила всей власти. Ибо только вместе можно противостоять страшному внешнему врагу. Важным нравственным аспектом единства является любовь — источник силы и воли к победе.
Решение князя Игоря противостоять половцам отдельно от других князей рассматривается автором не только как историческое событие, но и как нравственный вопрос. Игорь действует мужественно и руководствуется благородной целью — уничтожить опасного внешнего врага. За это автор хвалит принца должным образом. Но, как он видит в эгоистичном интересе Игоря — приобретении славы. Как считает автор, такой эгоистичный интерес порождает недоверие среди народа. Так что иди — уверенность Игоря в себе подвергает опасности его людей.
Автор провозглашает идею единства князей ради борьбы с врагом. Он убедительно призывает их прекратить вражду и объединиться. Ведь есть мощный внешний враг — степи, как у половцев.
Автор выражает свою позицию в форме ссылки на поиск внутри себя сил, чтобы положить конец вражде и объединиться во имя общей безопасности. Нравственный вопрос о том, каким должен быть хороший правитель, решается следующим образом: он должен быть не только храбрым и мужественным, но и мудрым. Способность прощать и понимать других также является важной чертой. Об этом свидетельствует пример киевского князя Святослава, который мудро прощает своих спотыкающихся детей Игоря и Всеволода. Автор показывает, как важно уметь решать внутренние конфликты, чтобы набраться сил.
Почему древнерусская история «Слово о полку Игореве» до сих пор актуальна? Потому что природа человека со временем меняется очень мало, и моральные вопросы, которые волнуют автора «Слова», волнуют нас. Как и в прошлом, существует проблема амбиций и их разрушительных последствий для людей. Поэтому поход князя Игоря может служить примером того, как нельзя действовать во славу свою.
1 вариант сочинения (332 слова)
«Слово о полку Игореве» – настоящий шедевр древнерусской литературы. К сожалению, до нас не дошёл оригинал произведения из-за пожара в 1812 году. Однако, благодаря коллекционеру Мусину-Пушкину, были изданы копии, один из которых принадлежал Екатерине и читается по сей день.
Безусловно, история «Слова…» играет немаловажную роль в его изучении, но, если пройтись по страницам произведения и задуматься над смыслом написанного, невольно получается извлечь серьёзные нравственные уроки.
Первое, о чём учит данное произведение – это необходимость сплочённости. Святослав был очень разочарован, когда узнал о самостоятельном походе братьев на половцев. Игорь и Всеволод решили напасть на врагов без обсуждения сражения со старшими, за что вскоре и поплатились:
«Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном…»
«Вы ж решили бить на удалую:
«Нашу славу силой мы возьмём
А за ней поделим и былую».
Своим поступком Игорь и Всеволод «открыли ворота» половцам, так как позволили им одолеть русичей. А ведь если бы народ объединился, и братья не шли на поводу своего честолюбия, то всё обернулось бы иначе.
Любовь также является уроком «Слова…». Пример — плач Ярославны. Она очень любит супруга и тоскует по нему, из-за чего обращается к русской природе за помощью:
«Днепр мой славный!»
«Чтобы жив вернулся он ко мне!»
«Солнце трижды светлое!»
Эта часть произведения, с одной стороны, показывает отчаяние девушки, но, с другой стороны, демонстрирует глубокую веру в родную природу и мужа. Мольба Ярославны, как мы видим из произведения, спасла Игоря, и природа помогла найти путь домой:
«Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке…»
«Чайка князя в небе стерегла…»
Еще один вывод мы можем сделать: о необходимости трезвого взгляда на происходящее. Тщеславие Всеволода и Игоря затуманило их сознание. Они, желая заполучить славу и уважение народа, не обратили внимания на знаки, предвещавшие беду:
«Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила…»
«Игорь к Дону движется с полками,
А беда несётся вслед за ним:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим…»
«Слово о полку Игореве» вселяет в нас гордость за историю отечества. Оно учит подлинному патриотизму, а также прославляет нравственные ценности. Вывод из прочитанного текста прост: нужно следовать моральным канонам и пресекать в себе гордыню, эгоизм, тщеславие. Ведь несложно любить родные края, поддерживать близких людей, быть верным своему слову и чувству. Зато эти нехитрые установки помогают нам стать частью чего-то большего, чем мы: поучаствовать в строительстве дома для наших потомков, защитить его, если придется, менять мир к лучшему своим маленьким светлым вкладом в его доброту, справедливость, любовь. Великое всегда начинается с малого. А древняя книга вдохновляет нас вложить наши скромные усилия в созидание, а не в разрушение. На государственном уровне эта мораль выражается в объединении земель и народа, на личностном – в гармонии в семейных отношениях.
Таким образом, произведение, написанное в период с 1187 г. по 1196 г., преподаёт важные уроки, которые актуальны и в наше время.
4
(332 слова)
2 вариант сочинения (519 слов)
Автор великого произведения «Слово о полку Игореве» освещает в нем важные нравственные вопросы, которые остаются по сей день актуальными. Особенность данной повести в том, что в ней важна не только сюжетная часть – описание военного события 1185 года. Автор дает моральную оценку поступкам героев, рассуждает о причинах бедственного положения своей державы. Он решает вопросы, которые имеют отношение к моральным ориентирам людей. В повести мы находим анализ и оценку военных событий, а так же их результаты для народа. Немаловажный момент – влияние происходящего на нравственный аспект в жизни людей. Автор показывает, как проявляется любовь к Родине.
Изначально автор показывает силу, мужество и величие князя и его дружины:
«Игорь-князь с могучею дружиной…»
«…Выросли, как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты…»
Автор рассуждает о том, как во время войны могут меняться человеческие ценности. Его наблюдения достаточно точны и могут служить моральным ориентиром. Чтобы создать контраст для описываемых событий 1185 года, автор говорит об истории Руси. Все это служит главной идее – призыву к объединению державы.
Решение князя Игоря выступить против половцев отдельно от других князей рассматривается автором не только как историческое событие, но и как нравственный вопрос. Игорь поступает смело и руководствуется благородной целью – уничтожить опасного внешнего врага. За это автор дает должную похвалу князю. Но так же он видит в этом эгоистичный интерес Игоря – приобретение себе славы. В результате, как считает автор, такой эгоистичный интерес приведет к недоверию со стороны народа. Так и выходит – самоуверенность Игоря ставит в опасное положение его людей.
Писатель провозглашает идею единения князей ради борьбы с врагом. Он убедительно призывает их прекратить междоусобицы и сплотиться. Ведь существует грозный внешний враг – степняки, такие как половцы.
Автор выражает свою позицию в виде намека на поиск в себе сил для прекращения распрей и объединения ради общей безопасности. Нравственный вопрос, каким должен быть хороший правитель, в повести решается так: он должен быть не только смелым и храбрым, но и мудрым. Так же важной чертой называется умение прощать и понимать других. Это показано на примере киевского князя Святослава, который мудро прощает своих оступившихся детей, Игоря и Всеволода. Автор показывает, как важно уметь улаживать внутренние конфликты для приобретения силы.
В «Слове» убедительно доказывается, что в единстве сила любой державы. Ведь только вместе можно противостоять страшному внешнему врагу. Важной нравственной стороной единства является любовь – источник силы и стремления к победе.
Ярко отражается любовь к родине и патриотизм в моменте, когда Ярославна молится не только за здоровье мужа, но и за всю его славную дружину. Мы видим способность верить до конца и никогда не отступать. Также присутствуют обращения к природе с просьбой вернуть дорогого человека:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?»
Видна в произведении чистая и искренняя любовь жён, чьи мужья пошли на войну.
Почему древнерусская повесть «Слово о полку Игореве» до сих пор остается актуальной? Потому что человеческая природа мало меняется с течением времени, и нравственные вопросы, которые волновали автора «Слова», волнуют и нас. Как и тогда, есть проблема честолюбия и ее разрушительного влияния на людей. Поэтому поход князя Игоря может служить примером, как не нужно поступать ради своей славы.
5
Какие нравственные вопросы решает автор Слова о полку Игореве
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве»?
Прежде всего стоит раскрыть роль автора «Слова», по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей. Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.
Главный герой князь Игорь предпринимает поход на половцев в союзе с братом Святославом Ольговичем и с сыновьями; впоследствии у Оскола к нему присоединяется его двоюродный брат Всеволод, князь курский.
Поход был не продуман и с точки зрения стратегии неудачен. Игорь «не сдержал юности», не укротил вовремя свой боевой пыл.
Поход Игоря не был удачным: враги одержали победу над его войском в кровопролитном сражении.
С пленением князя Игоря половцам, «поганым», был открыт путь на Русскую землю, для которой дорого обошлись амбиции и честолюбие организаторов похода.
В произведении красной нитью проходит мысль о пагубных последствиях княжеской разобщённости, которая становится причиной многих бед Русской земли. Особенно ярко эта мысль звучит в «золотом слове» киевского князя Святослава; он сурово упрекает русских князей в разъединённости, враждебности друг к другу, отсутствии общих интересов, что становится причиной многих бед для русских.
Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа.
И последнее — плач Ярославны. Нежная и прекрасная жена князя в своём плаче обращается к силам природы: Днепру, ветру, солнцу — с просьбой защитить её мужа от вражеских стрел, от палящих лучей солнца, взлелеять его суда на синих быстрых водах. Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве.
Какие можно сделать выводы в заключение? Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных проблемах в «Слове о полку Игореве»?
Человеческая природа на протяжении веков (если рассматривать историю цивилизации в известных временных пределах) мало изменилась или не изменилась совсем. Желание славы владело во все времена людьми с сильной волей и честолюбивыми замыслами. Читатель видит это на примере князя Игоря, курского князя Всеволода и их сподвижников. Побудительная причина похода на Половецкую землю, казалось бы, достойна похвалы: они стремятся вернуть, отобрав у кочевников, земли близ Керченского пролива, принадлежавшие когда-то Черниговскому княжеству.
Нужно ли это русским людям, служит ли это идее укрепления и возвеличения Руси? Да, безусловно. Но при этом автор не может не взглянуть на этот шаг русских князей без осуждения. Князем Игорем руководят не только благородные помыслы. Несмотря на то что у князя уже взрослый сын, он «не сдержал юности», пренебрёг печальным предзнаменованием и пошёл в поход, по сути, в неизвестность. Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед других, более удачливых князей.
Ещё одна нравственная проблема представлена в «Слове». Для подлинного художника объективность, верность исторической правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант «дивный» и чьи струны «сами князьям славу рокотали». Однако для автора «Слова» важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.
О чём ещё автор хочет поведать читателю? О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого непререкаемым авторитетом человека.
«Золотое слово» киевского князя Святослава содержит не только упрёки русским князьям в их разъединённости, но и осуждает тех, кто поддаётся стихийному чувству («Вы ж решили бить наудалую», «Мало толку в силе молодецкой»), вопреки воле и разуму.
Прекрасный пример нравственного подвига заключён в обращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сберечь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и любимых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.
Таков круг нравственных проблем, очерченных автором в «Слове о полку Игореве».
Здесь искали:
- какие нравственные вопросы решает автор слова о полку игореве
- каковы гражданские и нравственные уроки слова о полку игореве
- каковы нравственные уроки неудачного похода князя игоря
«Патриотизм и нравственные проблемы в произведении «Слово о полку Игореве»»
Патриотизм — чувство великое и необходимое. И складывается оно, прежде всего, из любви к Родине, преданности ей, готовности в любой момент защищать ее свободу и независимость. Именно эта основная мысль и заложена в небольшом, но очень важном памятнике литературы древней Руси — поэме «Слово о полку Игореве». События, описанные в «Слове», относятся к началу ХII века, когда феодальная Русь была разделена на множество больших и маленьких княжеств, и, практически, не было государственного единства. Это сразу же отразилось на слабости внешней обороны Русской земли. Начались набеги кочевых народов, разорявших русские города и села, угонявших в рабство население, несших смерть и разрушение. Однако, наряду с князьями, полностью обособившимися от государства, остаются люди, стремящиеся поддержать единение русских земель и всего русского народа. Одним из таких примеров патриотизма, борьбы за свободу русского народа является поход храброго князя Игоря Святославовича на половцев. Кроме смелого, хотя и неудачного похода князя Игоря, автор «Слова» напоминаем нам былые победы русских князей, красочно описывая, как были сильны русские войска, просит их «вступить в стремя, сесть на коней за землю русскую…» Автор показывает русских князей могущественными и смелыми, он так обращается к ним: «Галицкий Осмомысл Ярослав! Подпер горы Венгерские своими железными полками, Заступив королю путь, Затворив Дунаю ворота…», — таким образом, князь Ярослав сумел загородить пути для наступления венгерскому королю. А вот что говорит автор про славные победы Всеволода Суздальского: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить!». В «Слове» нет подробного описания поражения князя Игоря. Это событие как будто служит поводом для размышления о судьбах Русской земли. Много героев выросло на русской земле и среди князей, и среди простого народа. И только единение всех русских людей против общих врагов поможет защитить Русь. Автор поэмы, являясь большим патриотом Руси, переживающим ее военные поражения, страстно призывает князей объединиться против общих врагов: «Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобицы настало насилие от земли Половецкой!». Кроме великой патриотической идеи объединения Руси, автор «Слова» поднимает и нравственные проблемы героев произведения. С небольшими силами, не объединившись с соседями-князьями, отправился Игорь в далекий поход на половцев, надеясь застать из врасплох, рассчитывая «Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Не хотели больше Игорь и его брат Всеволод жить славою предков и решили: «Помужествуем сами, прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!». Поражение Игоря Святославовича имело тяжелые последствия для всей русской земли. Но автор видит главное причину этого поражения не в слабости русских воинов, а в князьях, которые действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. И сам автор «Слова» и его произведение занимают патриотическую позицию. Они несут в народ призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите свободы русского народа, к избавлению от гнета завоевателей.
Вопрос:
Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? Кратко
Ответы:
Главный герой князь Игорь предпринимает поход на половцев в союзе с братом Святославом Ольговичем и с сыновьями; впоследствии у Оскола к нему присоединяется его двоюродный брат Всеволод, князь курский. Поход был не продуман и с точки зрения стратегии неудачен. Игорь «не сдержал юности», не укротил вовремя свой боевой пыл. Поход Игоря не был удачным: враги одержали победу над его войском в кровопролитном сражении. С пленением князя Игоря половцам, «поганым», был открыт путь на Русскую землю, для которой дорого обошлись амбиции и честолюбие организаторов похода. В произведении красной нитью проходит мысль о пагубных последствиях княжеской разобщённости, которая становится причиной многих бед Русской земли. Особенно ярко эта мысль звучит в «золотом слове» киевского князя Святослава; он сурово упрекает русских князей в разъединённости, враждебности друг к другу, отсутствии общих интересов, что становится причиной многих бед для русских. Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа. И последнее — плач Ярославны. Нежная и прекрасная жена князя в своём плаче обращается к силам природы: Днепру, ветру, солнцу — с просьбой защитить её мужа от вражеских стрел, от палящих лучей солнца, взлелеять его суда на синих быстрых водах. Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве.
Елена Тростникова — Уроки Игорева похода
30 апреля 1185 года, 825 лет назад князь Новгород-Северский Игорь Святославович в союзе с другими князьями пошёл на половцев. Это историческое событие получило отражение в поэме «Слово о полку Игореве», памятнике древнерусской литературы
825 лет назад, весной 1185 года, Новгород-Северский князь Игорь Святославович пошёл с войском на половцев и, сначала одержав победу, потерпел затем полное поражение, был, как и большая часть его уцелевших воинов, взят в плен, откуда, впрочем, вскоре бежал. «Дела давно минувших дней», событие на фоне более чем полуторавековых многообразных отношений Руси с половцами отнюдь не ключевое, — да и к тому же поражение, а не победа… Однако о нём хоть понаслышке, хоть чуть-чуть, знает каждый русский человек, и значит оно для нас чрезвычайно важное — даже важнее, пожалуй, чем мы сами думаем.
Конечно, «виновато» в том, что поход князя Игоря Святославовича вошёл в наше национальное сознание, «Слово о полку Игореве», которое каждый из нас изучал ещё в школе. Само «Слово…», несомненно, является чудом нашей культуры: оно к нам как с неба упало, сразу стало загадкой, даже целым древом загадок и тайн, и тайны эти всё множатся доныне. Атмосфера вокруг этого произведения накалена; многие гипотезы, с ним связанные, претендуют на революционный пересмотр нашего языка, истории, культуры, становятся базовыми для мiровоззрения некоторых людей.
О походе князя Игоря мы знаем не только из «Слова…», но и по рассказам летописей. Повествование Ипатьевской летописи изобилует деталями, обладает художественной и идейной завершённостью. Но если бы не было случайно найдено «Слово о полку Игореве» — летописную повесть знали бы лишь немногие специалисты-историки. Ведь Игорев поход никак не тянет на историческое событие, — разве что на исторический эпизод, а кому интересны эпизоды? Но в жизни и в истории нередко случается, что небольшой эпизод, малая деталь вдруг ставит всё на место, является прорывом к новому осмыслению обширнейших событий. И если бы в неудачном походе Игоря Святославовича не заключался глубокий урок, русская мысль давно бы утратила интерес к нему по причине его «исторической ничтожности», и мы были бы равнодушны к исторической канве этого изумительного лирико-эпического произведения Древней Руси.
Время Игорева похода — один из относительно продолжительных (с 1180 по 1194 год) периодов, когда прекратились княжеские усобицы и вооружённые силы Южной Руси были объединены под совместным правлением в Киеве Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича, что не замедлило сказаться на эффективности нашей обороны против тогдашних врагов — половцев. В 1884 году половцам было нанесено поистине сокрушительное поражение — а Новгород-Северский князь в этом сражении не участвовал.
Самостоятельный поход Игоря Святославовича на половцев был для него попыткой моральной компенсации за неучастие в общерусской победоносной схватке. Но для всей Руси он обесценил результаты недавних побед. Киевские соправители, Святослав и Рюрик, собиравшиеся летом вновь пойти на половцев и дойти до Дона, вынуждены были вместо этого оборонять беззащитное Новгород-Северское княжество и выручать осаждённый половцами приграничный Переяславль. Таким образом, поход князя Игоря был только помехой (но не катастрофической!) — общему ходу борьбы Руси с кочевниками в тот период.
Конечно же, для создателя «Слова…» поход Игоря, сына князя Святослава, — не эпизод: скорее всего, он и сам был участником этого похода и близким герою поэмы лицом. Судьба князя и его ополчения обретает в «Слове о полку Игореве» поистине космический масштаб: вся природа содрогается вместе с Игоревым полком, предостерегает, стонет, внимает, вторит, спасает.
Давно родилась своеобразная «апологетика» — стремление приписать этому гениальному произведению христианский характер. Однако базируются эти попытки на простой логической цепочке: «язычество — это плохо, «Слово о полку Игореве» — явно хорошо. Следовательно, оно не может быть языческим». Но непредвзятому взгляду видно, что «Слово…» пронизано фольклорным пантеизмом, имена языческих богов («Даждьбожьи внуки» и «Стрибожьи внуки», таинственные Див и Троян) упоминаются в нём с пиететом, а Христос, христианские святые попросту отсутствуют, и это отсутствие особенно заметно при попытках «пришить» библейские параллели к тексту «Слова…».
Со всей силой анималистического и языческого мiрочувствия «Слово о полку Игореве» передаёт конфликт между самоволием, самовластием князя и христианством. Игорь идёт не против Бога, но против воли природы и интересов общества. Но он величествен и красив в своём мужественном и самолюбивом порыве: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью всё его войско прикрыто. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем пленённым быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон». Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование, «Хочу, — сказал, — копьё преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона»» (перевод О. Творогова).
А вот как передаёт то же решение князя (при солнечном затмении 1 мая 1185 года) Ипатьевская летопись: «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?»» Они же все посмотрели и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мiр свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим»». На всём протяжении летописного повествования князь Игорь предстаёт перед нами как христианин — заблуждающийся, падающий, кающийся, обновляющийся. Впрочем, в этом (а не в фиксации событий) и состоит смысл, идейная нагрузка летописей: история читается в них как книга Промысла Божия, по иконописному принципу (как образ вышних судеб). «Были побеждены наши гневом Божьим», — лаконично итожит битву Лаврентьевская летопись.
Образ князя и в летописной повести величествен и прекрасен. «И так построили полки свои. И обратился Игорь к братии своей: «Братья! Этого мы искали, так дерзнем же!». И двинулись на половцев, возложив на Бога надежды свои». «И когда собрались все полки, обратился Игорь к братии своей и к мужам своим: «Вот Бог силой своей обрёк врагов наших на поражение, а нам даровал честь и славу».
Князь ради изнемогших спутников соглашается не возвращаться на Русь сразу же после удачного сражения, а заночевать здесь же, хотя осознаёт, что это может быть равносильно гибели. Худшие предчувствия сбываются, и наутро несметные полки половцев обступают русских. Конные князья ещё успели бы спастись бегством, но сказали: «Если поскачем — спасёмся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдём. Но либо умрём, либо все вместе живы останемся». Весь день и всю ночь длится битва, а под утро воскресенья русский строй рассыпается под натиском половцев. «И уже схваченный, Игорь видел брата своего Всеволода, ожесточенно бьющегося, и молил он у Бога смерти, чтобы не увидеть гибели брата своего».
И тут Ипатьевская летопись приводит монолог князя Игоря огромной лирической силы: «Воскликнул тогда, говорят, Игорь: «Вспомнил я о грехах своих перед Господом Богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане: разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жёны с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей. …И всё это сделал я, — воскликнул Игорь, — и не достоин я остаться жить! И вот теперь вижу отмщение от Господа Бога… Это всё воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен Господь, и всегда справедлив суд Его. И я не должен разделить участи живых. Но ныне вижу, что другие принимают венец мученичества, так почему же я —один виноватый — не претерпел страданий за все это? Но, владыка Господи Боже мой, не отвергни меня навсегда, но какова будет воля Твоя, Господи, такова и милость нам, рабам Твоим»».
Конечно, это не «с натуры» писано, это поэтическая условность, — но она достигает высокого накала. Однако летописцы такие монологи вкладывают в уста отнюдь не каждого героя. В той же Ипатьевской летописи рассказ об Игоре окружён упоминаниями о более страшных усобицах без подобных лирических порывов.
«… И попа привёл из Руси к себе для святой службы, не зная ещё Божественного промысла, но рассчитывая, что ещё долго там пробудет. Однако избавил его Господь по молитвам христиан, ибо многие печалились о нём и проливали слёзы». Вот они, эти слёзы, в «Слове…»: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале… О Днепре!.. Возлелей, господине, мою ладу ко мне, да бых не слала к нему слез на море рано!» — и тотчас, в следующих строках, поворачиваются силой этих слов, этих слёз все стихии, подхватывают князя и выносят из плена, подобно сказочному герою, бежит он горностаем сквозь тростники, по воде, волком по лугу, соколом летит под облаками…
Снова смыкаются, скрещиваются взгляды с двух сторон — от глубины церковной, от широты стихийной… Пронизанное не всуе поминаемым именем Христовым повествование летописца и пестрящее языческими реалиями «Слово…» едины в оценке событий. «Усобица князем на поганых погибель, рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же». И начяша князи про малое «се великое» молвити, сами на себя крамолу ковати, а погании съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Русскую». Ужас перед усобицами, порицание гордыни и глухоты к вышнему внушению, сила любви… Ах, как внятна и банальна эта мораль, — и какой актуальной остаётся она на века, пока мiр стоит, не исчерпываясь «историческим периодом княжеских усобиц»: пальцы должны быть сжаты в кулак, веника не переломишь, а по прутику — с лёгкостью… И летопись, и «Слово…» на примере Игорева похода буквально вопиют об этой очевидности, — а не больше ли это крик о том, что за века, за «пока мiр стоит», люди, всё, казалось бы, зная, всё понимая — ребёнку понятно! — преступают и преступают закон, явленный природой и Богом? И не только злодеи, но и величественные, прекрасные, совестливые и мужественные люди — ведь таким рисует Игоря и летопись, и «Слово».
Если вопль об этом донёсся до нас через восемь столетий и отзывается в нас — значит, он к нам и о нас с вами. Значит, про пальцы в кулаке надо услышать — нам.
Елена Викторовна ТРОСТНИКОВА
Уроки древнего «Слова»
Насколько актуально «Слово о полку Игореве» сейчас? Можно ли его связать с нынешней действительностью? Что думают о «Слове» наши современники и особенно молодое поколение?
Соня, 16 лет. «Сейчас каждый человек — это и есть княжество, как те, которые описаны в «Слове». И если какой-нибудь один человек решится снять свои «шоры», задумается о том, чтобы с кем-то разделить свою радость, а не вешать горе, замечтается о том, чтобы с кем-то своё «княжество» поделить, его тут же обсмеивают. Нам просто нужно задумываться о других, а не проходить мимо. Нельзя ставить стены между собой и другими и при этом надеяться, что ты с кем-то вместе… А ещё — это произведение, которое может научить нас не забывать историю. Ведь она имеет обыкновение повторяться».
Саша, 18 лет: «Читал в прошлом году к поступлению, поэтому ничего уже не помню».
Настя, 17 лет: «Сначала я слушала оперу, а только потом читала в школе, и ещё несколько раз перечитывала для удовольствия. Мне нравится то, как написано, трогает плач Ярославны, описания природы — соучастницы действия. Смысл, как мне кажется, в том, что человечность — превыше всего. Хоть Игорь всех и подвёл, его всё равно встретили как героя. «Слово» учит патриотизму, воспевает взаимовыручку, доброту, искреннюю любовь».
Тихон, 23 года: «Единство необходимо государству сейчас, как и тогда. Сегодня в стране царит республиканский сепаратизм. «Слово» показывает, что, только объединившись, можно противостоять внешним угрозам».
Раиса, 70 лег «»Слово» сегодня очень важно! Это ведь наша история, наши истоки. И не верьте тому, кто говорит, что знать это необязательно. Ведь кто не знает прошлого, у того нет настоящего, а без настоящего нет и будущего».
Данила, 16 лет «Это бред и ерунда, которые давно пора отменить. Если в этом и есть какой-то смысл, то его очень трудно уловить из-за скучного устаревшего текста».
Флорида, 19 лет: «Я думаю, что в характере князя Игоря отражается сегодняшний день — самоуверенность, торопливость, эгоизм. Он пользуется своим общественным статусом, принимает решение сгоряча, как многие современные карьеристы. Там же есть «золотое слово Святослава» — в нём и мораль: слушаться надо старших».
Яна, 18 лет «Я думаю, «Слово» учит тому, что нужно думать не только о себе, беречь то, что имеешь, то есть прошлое, и с уважением относиться к завоеваниям и заслугам потомков. И не идти на риск без надобности, только ради своей пользы и славы, как Игорь. Я думаю, это как-то с современной политикой перекликается. Ещё учит тому, что нужно держаться вместе, не ссориться, потому что поодиночке трудно устоять перед врагом. Ну и вообще, если в государстве царит согласие, то оно сильнее».
Оля, 17 лег «Актуально, потому чго речь идёг о необходимости совместного отстаивания интересов государства. Плюс трепетное отношение к матушке-Руси, с этим сейчас тоже более чем плохо. Они же её боготворили, родную землю. По крайней мере, ненависти или презрения к родной стране вообще не было. Родная значит святая, и всё. И воевать, и умирать за неё».
Алина КУХТА, студентка МГУ
Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? Кратко
Игорь Святославич — новгород-сиверский князь, главный герой знаменитого «Слова о полку Игореве». Он — мужественный и храбрый воин, любящий родную землю, готовый погибнуть, защищая ее. Однако некоторые черты его характера сложно назвать положительными. Одна из этих черт — его жажда славы — стала причиной опрометчивого, по-моему, поступка — решения князя Игоря пойти на половцев только с братом Всеволодом, не дожидаясь помощи других князей. Этот поступок был, на мой взгляд, опрометчивым. Игорь безусловно знал, что половцы — враг очень сильный и многочисленный. Тем не менее, Игорь, решая отправиться в этот поход, был чересчур уверен, что победит и получит славу. Князь Игорь был готов сложить голову за родную землю, и это делает ему честь. С другой стороны, князь не подумал о том, что будет с его княжеством, если он терпит поражение. Принимая это решение, князь рисковал жизнями всех людей.
Силы были неравны, и русичи потерпели поражение. Погиб брат Игоря Всеволод, а Игорь попал в плен. И все это произошло из-за неосторожности князя Игоря и его чрезмерного желания славы. Если бы князь собрал больше сил, выступил бы в поход совместно с другими князьями, то они бы тогда победили. Сила — в единстве. Надеяться на удачу в таком серьезном деле как военный поход — неразумно.
Жаль, что для того, чтобы понять это, князю Игорю пришлось потерпеть поражение в битве, лишиться брата и побывать в плену.
Сочинение-рассуждение Какие нравственные вопросы решает автор Слова о полку Игореве?
«Слово о полку Игореве» — великое произведение, созданное на рубеже 12-13 веков, несомненно, написано автором, знающим историю своей родины, понимающим события и трудности. Он глубоко чувствует переживания Руси, ее народа и призывает князей к объединению, сплочению сил для победы над половцами. Неудавшийся поход князя Игоря влечет за собой нравственные уроки. Но какие именно?
Несомненно, одним из главных и важных нравоучений является единство. Объединение служит основой победы над любыми невзгодами и неотъемлемым залогом успеха. «Золотое слово» Святослава непосредственно подтверждает данную мысль.
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую».
Князья желали справиться в одиночку, чтобы каждый извлек свою выгоду, но они позабыли о том, что земля русская — одна и она едина, как должен быть един и ее народ.
Еще одним нравственным уроком является необходимость патриотизма. Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности. Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа. Ярким примером является судьбоносный «Плач Ярославны», в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. «Что ты, Ветер, злобно повеваешь», «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!» Это также является примером еще одного нравственного урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно. Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его действия, а не поступать как «Тот Боян, исполнен дивных сил…Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед…»
Таким образом, «Слово…» дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя Игоря.
Полезный материал по теме:
- Какие нравственные вопросы решает автор в «Слове о полку Игореве»?
- Какие нравственные вопросы решает М. Горький в рассказе Старуха Изергиль?
- образы «Слова о полку Игореве» и какие русские писатели обращались к ним в своих произведениях
- 8.Докажите, что автор «Слова…» по-своему решает описывать события?; 9. В каких произведениях русской классики автор по-иному, нежели до него, трактует исторические события и в чем можно сопоставить эти произведения со «Словом…»
- Какие нравственные проблемы поднимает автор? Какие пути решения их он видит? (По фильму Два капитана)
Сочинение на тему нравственные уроки похода князя игоря
Пояснение.
Комментарии к сочинениям 2.1. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве».)Основная мысль «Слова…» — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Князь — человек своей эпохи. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном итоге к потере единства Руси как государства. 2.2. В чем В. В. Маяковский видит предназначение поэта?У Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» звучит тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезвонится». Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира. 2.3. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».В самом названии «Капитанская дочка» содержится соединение двух миров: частного и общего. Повествование облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши — капитанской дочки, Гринева — дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в победу добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки — дочери капитана Миронова. 2.4. Что более всего ценит в человеке Л. H. Толстой? (На примере 1-2 произведений по выбору учащегося.)В произведениях русских писателей можно найти ответы на самые животрепещущие вопросы. Вопросы, на которые не может ответить ни одна наука, вопросы человеческих взаимоотношений, морали, нравственности. Именно поэтому литература — особое искусство. В рассказе Л.Толстого «После бала» писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы.Горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на балу был добр, весел.В живую душу юноши вошел ужас от увиденного, ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании. «Очевидно, он что?то знает такое, чего я не знаю, — раздумывал Иван Васильевич. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону» расправиться с человеком, служить жестокости.Автор разоблачает объективные социальные условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в жизни.
Значимость уроков литературы
Особую роль среди школьных предметов, безусловно, играет литература. Плохо, если ребенок не будет знать законов Ньютона. Но если у ребенка будут смещены нравственные ориентиры, если маленький человек не осознает ценности любви, дружбы, смелости, долга, то такие пробелы будут невосполнимы.
Книга в руках хорошего учителя – словесника может стать мощнейшим помощником не только в вопросе подготовки культурных и образованных людей.
Книга в первую очередь может совершенствовать внутренний мир ребенка. Через литературные произведения дети не только знакомятся с понятиями добра и зла, не только анализируют нравственные качества героев, но и примеряют на себя те нравственные проблемы, которые ставит автор.
При разборе литературного текста учителю важно работать не столько с литературной формой, сколько с нравственным содержанием. Ведь филологические тонкости пригодятся далеко не каждому, а вот чуткую душу развить куда важнее.
При анализе литературных произведений очень важно учиться давать характеристики нравственным качествам героев. Стоит подталкивать детей к тому, чтобы они задавались вопросом, как поступили бы сами на месте героя.
Можно предлагать детям искать ответы на вопросы о том, чего не хватает герою для того, чтобы быть человеком. В процессе разборе галереи портретов чиновников в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя можно предложить детям поразмышлять над способами спасения этих людей. Чего им не хватает, как сделать их души живыми?
Поход на Каспий
Этот поход еще замышлял Олег, но смерть помешала его планам. Исполнил их Игорь, правда, неудачно. Чтобы попасть на территорию прикаспийских народов пришлось пешком пройти до Тавриды и в Херсонесе сесть на 50 кораблей. Пройдя через Киммерийский пролив и Хазарское море, суда вышли к устью Танаиса. Дальше лежала территория Хазарии. Для получения разрешения на проход, было заключено с ними соглашение, на основании которого половина будущей добычи должно было быть отдано на обратном пути.
Поход сложился удачно, прикаспийские народы были разорены. Однако дальше начались неприятности. Хазары не захотели довольствоваться половинным состоянием и потребовали всю добычу. В итоге завязалось кровопролитное сражение. 5000 русичам противостояло 15000 войско мусульман. Потеряв в битве 4000 тыс ратников, Игорю удалось спастись. Сначала он на корабле поднялся вверх по Волге, а затем остальной путь прошел пешком. Уцелевшая часть добычи не окупила все затраты похода.
Где найти нравственные ориентиры?
Проблема нравственных ориентиров в современном мире особенно актуальна. Влияние средств массовой информации, телевидения интернета велико как никогда ранее. В любое время с экранов телевизоров ребенок может видеть героев, совершающих безнравственные поступки, пропагандирующих зло и алчность как идеал.
Бесконтрольный поток информации обрушивается на детские головы и через интернет. Цель большинства компьютерных игр – убить врага. Даже в современных мультфильмах присутствует очень много черноты, понятия добра и зла смещаются. А главной ценностью становится сила.
Как же справиться детскому сознанию с таким потоком информации, с таким количеством негатива.
Роль семьи огромна в этом смысле. Для самых маленьких мудрые родители имеют возможность фильтровать информацию, читать только хорошие сказки, разрешать смотреть добрые мультфильмы. Но ребенок растет, и уже невозможно усмотреть за тем, что он увидит и услышит. А главное как поймет и оценит увиденное.
В этом смысле на помощь родителям приходит школа. Ведь целью школьного образования является не только снабжение учеников знаниями. Гуманистическая функция школы не менее важна.
Образ Русской земли на страницах «Слова о полку Игореве»Около восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве» — драгоценный памятник русской литературы. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы.Главным героем произведения является Русская земля. Все самые лучшие чувства автор обращает к Русской земле.Описание половецкой степи, донесенное до нас в содержании древнерусского произведения – показывает, что «Слово…» могло быть написано человеком, увидавшим все происходящее вокруг, возможно бывшим участником похода Игоря на половцев. На протяжении всего «Слова…» автор подчеркивает все изменения, происходящие в природе. Природа в произведении становится наравне с человеком, выступает вместе с воинами – Русичами. Она радуется победам русского войска и переживает вместе с ними поражение. Трава и деревья отзываются на поражение русских: «Трава никнет, деревья клонятся до земли и роняют листву. Стоном стонет мать – земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, степи плещут: Половцы идут!»Автор «Слова о полку Игореве» проявил наблюдательность по отношению к природе. Он описывает удивительный образ русской земли. В мировой литературе насчитывается немного произведений, в которых так обширно показаны богатства Русской земли. Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей – противопоставлен образу половецкой степи.Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности. Тревожным было начало похода Игоря, какими-то зловещими знаками — затмением солнца, воем волков было предупреждено. Природа словно хотела остановить Игоря, не пускать его дальше: «Но взглянув на солнце в этот день, подивился князь Игорь на светило: средь бела-дня ночная тень ополченья русские покрыла……»Природа помогает Игорю в бегстве из плена. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека: гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог понять все ли спокойно, дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке и дому.Все образы «Слова…» способствуют выявлению основной мысли – объединению Руси. Автор выражает свое мнение по поводу политики русских князей, наглядно показывает, к чему приводят каждый из способов правления. С этой же целью противопоставляются в «Слове…» походя Святослава и Игоря и их результаты.
Оцени ответ