Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
45
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
24.84 Кб
Скачать
ЧАЙКОВСКИЙ
Творческая
биография. Обзор творчества.
-
Характерные
черты культурно-исторической эпохи, в
которую жил и творил Чайковский. Их
преломление в творчестве композитора. -
Выдающиеся
современники Чайковского (философы,
литераторы, художники, композиторы,
ученые, политические деятели). Кто из
них был ровесником композитора? -
Историческое
место творчества Чайковского в русской
и мировой музыкальной культуре. -
Причины
вневременной всемирной популярности
музыки Чайковского. -
Образное
содержание, основные темы творчества
Чайковского. -
Сказочные
сюжеты, их место в эстетике и творчестве
Чайковского. -
Укажите
типичные черты стиля Чайковского. -
Природа
и интонационно-жанровые истоки тематизма
Чайковского. -
Творческие
традиции каких композиторов продолжает
и развивает в своем творчестве Чайковский?
Аргументируйте ответ. -
Кто
из композиторов последующего поколения
стал преемником Чайковского? В чем вы
видите их творческое родство? Какие
факты из истории их общения вам известны? -
В
чем вы видите проявление в музыке
Чайковского эстетики и характерных
черт искусства романтизма? Можно ли
безоговорочно отнести творчество
Чайковского к романтизму? -
Особенности
творческого процесса Чайковского. -
Почему
Чайковского считают выдающимся
симфонистом? -
Что
в творческой биографии Чайковского
типично и нетипично для становления
музыканта его времени? Приведите, на
ваш взгляд, самые интересные и самые
драматические эпизоды биографии
композитора. -
Происхождение
Чайковского, родительское воспитание,
атмосфера детства. Их влияние на личность
композитора. -
Какое
образование получил Чайковский до
того, как вступил на путь музыканта-
профессионала? Кто из известных
музыкантов и деятелей культуры в разное
время обучался в том же учебном заведении? -
Где
и когда Чайковский получил профессиональное
музыкальное образование? Петербургские
учителя Чайковского. -
О
чем вам говорят имен: А. Н. Апухтин, Г.А.
Ларош, Н. Д. Кашкин,
П.
И. Юргенсон, Э. Ф. Направник, Ф. Лауб, А.
Бродский?
-
Первые
композиторские опусы Чайковского.
Перечислите эти сочинения. Экзаменационные
работы Чайковского, выпускника
консерватории. -
Какую
роль в судьбе Чайковского сыграли
братья Рубинштейны? -
Чайковский
и Московская консерватория. -
Что
вам известно об Артистическом кружке? -
Укажите
сочинения московского периода творчества.
Его вершинные достижения. -
Петербург
в жизни Чайковского. Вспомните, на ваш
взгляд наиболее важные и интересные
страницы творческой и жизненной
биографии композитора, связанные с
этим городом. -
Чайковский
и петербургские музыканты (композиторы
«Могучей кучки», А. К. Глазунов…, их
взаимоотношения, творческие контакты;
с кем из них у Чайковского были наиболее
теплые отношения) -
Рождением
каких произведений Чайковского история
обязана Балакиреву?
Какое
из сочинений композитора посвящено
Балакиреву?
-
Чайковский
и Римский-Корсаков. В чем вы видите
сходство и различие этих музыкантов.
Какими были их взаимоотношения.
Пересекались ли их «творческие
параллели»? Вспомните общие темы и
сюжеты их творчества. -
Н.
Ф. фон Мекк в жизни и творчестве
Чайковского. -
Кто
из ближайших родственников Чайковского
оставил заметный след в русской культуре?
Что вы знаете об этом представителе
семьи Чайковских? -
Круг
общения Чайковского в России и в других
странах (композиторы, исполнители,
литераторы, художники, политические
деятели…) -
Круг
художественных интересов Чайковского. -
Философские
и литературно-поэтические увлечения
Чайковского. -
Кто
входил в «музыкальный пантеон»
Чайковского? (Композиторы и их
произведения). -
Кто
из музыкантов в наибольшей степени
повлиял на формирование художественной
личности Чайковского? -
Моцарт
в жизни и в творчестве Чайковского. -
Пушкин
в творчестве Чайковского. -
А.
Н. Островский в творчестве Чайковского. -
Шекспир
в творчестве Чайковского. -
Произведения
высокой литературы в творчестве
Чайковского. -
Кто
из современных Чайковскому писателей
испытывал пиетет к его творчеству? -
Области
творческой деятельности Чайковского. -
Что
вы знаете о Чайковском-исполнителе?
Где и когда началась его профессиональная
дирижерская деятельность? -
Самые
крупные мировые концертные турне
Чайковского. Что вам известно о них? -
В
каких городах Америки выступал
Чайковский? -
В
каких городах России выступал Чайковский? -
Чайковский-музыкальный
критик. В какие годы, в каких изданиях
работал композитор? Чему была посвящена
первая статья? Назовите известные вам
статьи Чайковского? -
Что
вам известно о работах Чайковского-переводчика. -
Чайковский
— «вечный странник». Ваши рассуждения
на эту тему. -
Италия
и Франция в жизни и в творчестве
Чайковского. -
«Украинская
тема» в жизни и творчестве Чайковского. -
Почетные
звания и награды, которых был удостоен
композитор? -
Охарактеризуйте
творческую эволюцию Чайковского:
основные этапы творческого пути
композитора и наиболее значительные
произведения каждого их этих периодов. -
Охарактеризуйте
творчество Чайковского в 80-е годы.
(основные тенденции, жанры, произведения) -
Позднее
творчество. Основные произведения.
Ведущие тенденции. Новые черты стиля. -
Какое
произведение занимает последнюю строку
в творческом наследии Чайковского?
Какое сочинение значится под последним
опусом? Номер опуса? -
Какое
произведение по сути венчает творчество
Чайковского? В чем его символическое
значение? -
Охарактеризуйте
в целом творческое наследие Чайковского.
Его особенности? -
Жанровая
картина творчества Чайковского. Укажите
количество произведений в том или ином
жанре. Выстройте жанровую иерархия
творчества. -
Жанры
симфонического творчества Чайковского. -
Количество
симфоний в творческом наследии
композитора. -
Назовите
программные симфонии Чайковского и
одночастные программные произведения
для оркестра. К какому типу программности
тяготел Чайковский? -
Родоначальником
какой ветви русского симфонизма явился
Чайковский?
Наметьте
путь Чайковского-симфониста: основные
вехи эволюции.
-
Назовите
произведения жанрово-повествовательного
симфонизма. -
Какая
из симфоний Чайковского получила
высокую оценку кучкистов и почему? -
Сочинения
в жанре сюиты и сочинения, основанные
на принципах сюиты. -
Камерно-инструментальные
ансамбли Чайковского. Назовите жанры
и произведения в этом жанрах? -
Что
Вам известно о фортепианном трио
Чайковского. Кто из композиторов
последующих поколений продолжит линию
Фортепианного трио «in
memorium»? -
Назовите
основные произведения для ф-но, для
скрипки, для виолончели. -
Назовите
произведения для ф-но с оркестром, для
скрипки с оркестром, для виолончели с
оркестром. -
Сочинения
кантатно-ораториальных жанров. -
«Детская
тема» в творчестве Чайковского. -
Сколько
опер содержит творческое наследие
композитора. Перечислите известные
вам произведения. -
Назовите
оперы Чайковского на исторические
сюжеты. Какую трактовку в них получает
историческая тема? -
Какой
оперный жанр занимает ключевое положение
в творчестве Чайковского? Подтвердите
ответ примерами. -
Памятные
места в Петербурге Москве и других
городах, учебные театрально-концертные
учреждения, конкурсы, связанные с именем
Чайковского или носящие его имя.
3
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема номера
Чайковский – наше все?
О феномене, неиссякаемом интересе, мифах и реальности
7 мая Чайковскому исполнилось 180 лет, он жил и творил в позапрошлом веке, но его наследие не просто продолжает оставаться актуальным – Чайковский уже многие десятилетия сохраняет статус самого исполняемого в мире русского композитора. Жизнь, подробности его биографии по-прежнему будоражат сознание людей, его образ продолжает обрастать мифами и легендами. В чем феномен музыки Чайковского? Зачем нам так интересен он сам? Откуда берутся мифы?
Путь профессионального музыканта Чайковский выбрал достаточно поздно, ему уже исполнилось больше двадцати лет, он был взрослым самостоятельным человеком.
Родился Петр Ильич на Урале в семье горного начальника Ильи Петровича Чайковского, в небольшом заводском поселке Воткинске. Да, обучался музыке дома, да, в Училище правоведения, куда десятилетнего мальчика определили родители, искусству и музыкальным занятиям уделяли большое внимание, Петру Ильичу даже доводилось регентовать хором – но так было во многих учебных заведениях; да, брал уроки музыки – многие делали то же самое.
Феномен жизни
Одним из поворотных и решающих моментов биографии Чайковского стала резкая смена жизненного курса. Чайковский поступает в первую русскую консерваторию, через год занятий он решает оставить службу и посвятить жизнь музыке. Как начинающий 23-летний чиновник Министерства юстиции волевым решением отказывается от стабильности, финансового благополучия ради очень призрачной карьеры музыканта, остается только гадать. Бросая службу в министерстве, Чайковский уходил абсолютно в никуда. Объясняя свой поступок сестре Александре, которая, конечно, как и вся семья, находилась в полном недоумении, Петр Ильич писал: «…рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, – я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, – но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей».
Окончив Санкт-Петербургскую консерваторию, имея в багаже всего несколько сочинений и ученические работы, Чайковский в 26 лет начинает стремительный путь к славе, пишет практически во всех существующих жанрах – за 27 лет творческого пути (умер композитор в 53 года) около 450 музыкальных сочинений. Да, Чайковский один из немногих, кому суждено было при жизни познать мировую славу.
Петр, Зинаида и Николай. Первое из сохранившихся изображений будущего композитора. 1848
Одновременно жизнь композитора была наполнена сложными перипетиями, он был, безусловно, человеком больших страстей, сложных отношений прежде всего с самим собой, в постоянных поисках ответов на вопросы о жизни и смерти, грехе и прощении, о том, кто такой гений, и что разрешено гению в отличие от обычных людей. Конечно, сказывались и вечные финансовые неурядицы – и это несмотря на солидную денежную помощь Н.Ф. фон Мекк, со временем собственные приличные заработки, а с 1888 года – получение и ежегодной премии от государя в размере 3000 рублей. Композитор не умел распоряжаться деньгами, многочисленные траты, бесконечные родственники и стипендиаты, чье обучение Чайковский оплачивал, не позволяли ему выбраться из долгов. В результате за всю жизнь ему так и не удалось обзавестись собственным жильем, даже знаменитый дом в Клину Чайковский снимал. Когда композитор умер – остался должен собственному слуге большую сумму денег.
Феномен творчества
В чем же секрет невероятной популярности музыки Чайковского? Чайковский, по сути, не был революционером-новатором подобно, например, Вагнеру. Он не изобрел своей особенной гармонии, сам восхищался оркестровым «пиршеством» сочинений своего коллеги, друга и главного антипода Н. А. Римского-Корсакова и т. д. Но музыка Чайковского настолько узнаваема. Возможно, дело в особой универсальности его музыкального языка. Чайковский всегда и везде был «своим», не только русским европейцем, Человеком мира. Ведь Чайковский стал почти национальным композитором в странах совсем иной культуры – Японии, Китае…
Наверное, все же главный секрет его творчества в исповедальности, которая не может не трогать и оставить равнодушным, ведь музыка – это, пожалуй, единственное, в чем Чайковский абсолютно искренен, каждая нота о нем, и, на самом деле, о каждом. Творчество для Чайковского, говоря его же словами, «это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения». Для Чайковского было очень важно быть понятым, чтобы его откровения были услышаны. Он писал: «Я сочиняю, т. е. посредством музыкального языка изливаю свои настроения и чувства, и, разумеется, мне, как и всякому говорящему и имеющему или претендующему иметь что сказать, нужно, чтобы меня слушали. И чем больше меня слушают, тем мне приятнее. В этом смысле я, конечно, люблю славу и стремлюсь к ней всей душой». Следовательно, конечная цель для Чайковского – диалог его музыки со слушателем, отсюда и желание, чтобы его лирические исповеди были поняты другими людьми. В его сочинениях бесконечный фатум, с которым невозможно бороться или преодолеть, и самая светлая любовь, которая почти всегда приводит к трагедии героев.
События и переживания его частной жизни иногда более явно, иногда скрыто становились побудительными мотивами к появлению и замыслам сочинений. Считается, в звездочках посвящения первого сохранившегося романса «Мой гений, мой ангел, мой друг» на стихи А. А. Фета 17-летний Чайковский зашифровал имя С. А. Киреева, своего соученика по Училищу правоведения, его большой душевной привязанности в те годы. Личная история Чайковского и скрипача И. И. Котека – не только страница биографии композитора, но и важнейший фактор, имеющий прямое отношение к истории создания целого ряда произведений, в частности Концерта для скрипки с оркестром. Не на пустом месте появились страшные адские вихри «Франчески да Римини», трагическая история «Ромео и Джульетты», не случайно почти никто из оперных героев Чайковского не находит счастья: ни Татьяна, ни Онегин, ни Ленский. В «Мазепе» каждый герой предает из-за любви своих друзей, родителей, любимых; Иоанна, героиня «Орлеанской девы», не успевает даже осознать свою влюбленность в рыцаря Лионеля, как оказывается на костре, а всех главных персонажей «Пиковой дамы» также ждет смерть. В произведениях Чайковского любовь, даже самая искренняя и чистая, почти всегда запретна, и каждый раз оборачивается полной катастрофой. В программе своей Четвертой симфонии, на самом деле при жизни композитора скрытой для публики, а лишь изложенной в письме к Н. Ф. фон Мекк, которой сочинение посвящено, сформулировано его понимание неминуемой судьбы: «Этo фaтyм, этo тa poкoвaя cилa, кoтopaя мeшaeт пopывy к cчacтью дoйти дo цeли, кoтopaя peвнивo cтepeжeт, чтoбы блaгoпoлyчиe и пoкoй нe были пoлны и бeзoблaчны, кoтopaя, кaк Дaмoклoв мeч, виcит нaд гoлoвoй и нeyклoннo пocтoяннo oтpaвляeт дyшy. Oнa нeпo[бe]димa, и ee никoгдa нe ocилишь. Ocтaeтcя cмиpитьcя и бecплoднo тocкoвaть <…> Итaк, вcя жизнь ecть нeпpepывнoe чepeдoвaниe тяжeлoй дeйcтвитeльнocти c cкopoпpoxoдящими cнoвидeниями и гpeзaми o cчacтии… Пpиcтaни нeт. Плыви пo этoмy мopю, пока oнo нe oxвaтит и нe пoгpyзит тeбя в глyбинy cвoю».
Трагичность музыки Чайковского – это вовсе не сентиментальная меланхолия, это буря страстей. Часто эти факторы лежат на поверхности, порой скрыты, и о них только остается догадываться. Часто даже то, что кажется победным и радостным, – весьма сомнительно: какие именно силы торжествуют в мажорном финале Пятой симфонии, отчего Первый фортепианный концерт, написанный в самой черной тональности си-бемоль минор, как правило, исполняют весело и задорно, иногда даже по-пионерски, совсем не задумываясь не то чтобы об авторской версии сочинения (ну не писал Чайковский этих бравурных аккордов в начале концерта), но даже не подумав, зачем же автору нужна была именно эта тональность. Чайковский – определенно мастер подобных ребусов. Переполненная трагизмом музыка балета «Щелкунчик» вступает в диссонанс с ослепительным, конфетным, сладким Конфитюренбургом из сценария и плана М. Петипа, по которому казалось бы композитор создавал свое сочинение. Даже «Иоланта» и ее счастливый финал неизвестно чем обернется для героини, какой мир откроется ее глазам, может быть, и прозревать не стоило?
Чайковский: мифический или реальный?
Обрастать легендами композитор начал практически еще при жизни, он сам прекрасно осознавал, кто он, и понимал, что впоследствии его личные документы – письма и дневники станут достоянием общественности. В дневнике 27 июня 1888 года Чайковский записал: «Мне кажется, что письма никогда не бывают вполне искренни. Сужу по крайней мере по себе. К кому-бы и для чего-бы я ни писал, я всегда забочусь о том, какое впечатление произведет письмо и не только на корреспондента, а и на какого-нибудь случайного читателя. Следовательно, я рисуюсь. Иногда, я стараюсь, чтобы тон письма был простой и искренний, т. е. чтобы так казалось. Но кроме писем, написанных за минуты аффекта, никогда в письме я не бываю сам собой. Зато этот последний род писем бывает всегда источником раскаяния и сожаления, иногда очень мучительных. Когда я читаю письма великих людей, печатаемые после их смерти, меня всегда коробит неопределенное ощущение фальши и лживости».
Когда Чайковский умер, появилось огромное количество воспоминаний о нем. Друг композитора, критик Г. А. Ларош писал: «…некрологи и воспоминания, посыпавшиеся в первые дни после его смерти, иногда бывали заражены сентиментальностью, а еще чаще грешили поверхностным знанием…» Родные и самые близкие, даже брат Модест Ильич в своем грандиозном трехтомнике «Жизнь Петра Ильича Чайковского», из самых лучших побуждений старались сгладить какие-то острые углы, многие мемуаристы описывали те или иные события с чужих слов, добавляя красивые детали, были и те, кто присваивал себе «историческую роль» в жизни гения. Позже, подобно Толстому, Чайковский стал «зеркалом русской революции» и из человека превратился в сознании людей в бронзовый монумент, который, как полагалось, «любил народные песни, помогал бедным». Но музыка Чайковского оставалась актуальной всегда и везде. Да, в опере «Иоланта» был переписан текст – убраны все упоминания божественного, а в Торжественной увертюре «1812 год» – гимн «Боже, царя храни» заменили на хор «Славься» Глинки. Во время Второй мировой войны произведения композитора не только поднимали дух советских граждан – Чайковский исполнялся и в фашистской Германии, и на оккупированных территориях. В СССР под звучание его симфоний хоронили генсеков, а балет «Лебединое озеро» шел по всем немногочисленным каналам во время путча 1991 года. Цензура закончилась, стало можно все или почти все, однако мифологизация Чайковского продолжилась, но уже в новом ключе.
Какой же он, сегодняшний мифический Чайковский? Если собрать воедино – неорганизованный неврастеник, страшно закомплексованный, крайне стеснительный, плохой дирижер, умер от чего угодно, только не от холеры.
Неорганизованный нелюдимый неврастеник? Да, Чайковскому были свойственны резкие перепады настроения, потому очень сложно говорить о его, в частности, художественных предпочтениях. Плохое настроение или самочувствие – он ненавидел всех и вся, его все раздражало. В хорошем настроении и самочувствии обо всем том же самом он мог высказываться ровно противоположно.
Конечно, как любому человеку, Чайковскому нужно было личное пространство хотя бы для работы. Но как он любил гостей, какой душой компании он был, каким искрометным остроумием обладал. Для этого достаточно почитать переписку с его другом издателем П. И. Юргенсоном. Это бесконечные посиделки, кутежи, гости. А с каким юмором и иронией композитор часто относился к себе самому и своим сочинениям. Так, например, Чайковский обсуждает с Юргенсоном части своей Первой сюиты: «Очень благодарен тебе за милое согласие принять новую часть. Ты пишешь, что следовало бы Marche miniature оставить. Видишь что, душа моя. Мне с некоторых пор стало казаться, что этот миниатюрный марш есть миниатюрное говнецо. Откровенно сказать, я бы желал выбросить эту дрянь вовсе. К тому же 6 частей я нахожу слишком много».
Вообще, Чайковский интересовался далеко не только собственной персоной, его волновало абсолютно все. Он переживал из-за войн, из-за того, что гибнут люди, он не был равнодушен к волне террора в России и убийству императора, он читал книги из самых разных областей знаний – истории и философии, ботаники и зоологии; он посещал музеи, Берлинский зоопарк, поднимался на только что построенную Эйфелеву башню, любовался красотами Ниагарского водопада, одним из первых по достоинству оценил новинку – звукозаписывающее устройство – фонограф Эдисона.
Неорганизованный? Тогда как за столь непродолжительный творческий путь Чайковский успел создать такое количество сочинений, написать свыше пяти тысяч писем, продирижировать более чем семьюдесятью концертами и спектаклями.
Крайне стеснительный, плохой дирижер? Систематическую дирижерскую деятельность Чайковский начал только в 1887 году, когда ему было 47. За шесть неполных лет – большие концертные турне по России, Европе, США. Чайковский дирижировал в том числе такими сочинениями, как Девятая симфония Л. ван Бетховена, поэма «Тассо» Ф. Листа, оперными спектаклями. Его продолжали приглашать импресарио и антрепренеры, участие Чайковского как дирижера столько лет было залогом коммерческого успеха. Действительно, композитор в письмах к близким и дневниках иногда во всех подробностях описывал свои волнения – это вполне объяснимо и понятно любому исполнителю, тем более выступление на сцене не было для Чайковского привычным с детства или даже с юности. Но количество ангажементов, отклики на концерты дают картину артистической успешности.
Один из главных мифов – смерть Чайковского. Версии начали появляться сразу, обвиняли врачей, которые лечили композитора, появились версии самоубийства. Есть документы: его последние письма, в которых он полон планов и забот, медицинские бюллетени, которые вывешивались на квартире и другие. Но самое главное: не мог покончить с собой человек, который так сильно боялся смерти.
В течение последнего года у него дважды была холера в легкой форме, так называемая холерина – последний раз в августе. Вообще, как отмечают врачи, изучая анамнез композитора, у него был ослаблен иммунитет и, конечно, был упадок сил после Шестой симфонии. Все, что предпринимали врачи – лучшие специалисты, было в рамках врачебного протокола того времени. Нельзя забывать, что от холеры умерла мать композитора. В какой-то момент Петра Ильича надо было поместить в ванну, и он страшно испугался, потому что именно эту процедуру не перенесла его мать. После ванны ему стало вроде бы лучше, но все равно вскоре все закончилось…
Так что же с мифами? Казалось бы, настал момент вернуться к настоящему Чайковскому. Выходят книги, публикуются письма без купюр, возвращаются подлинные тексты сочинений композитора. Но возникают самые невероятные легенды и версии, их авторы рассказывают о несуществующих в природе документах или выдергивают из контекста цитаты, которые вообще относились к другому времени, к другим проблемам или людям. Сейчас, когда нашу жизнь во многом определяют рейтинги, лайки, просмотры и репосты, нужно ли вообще пытаться понять настоящего Чайковского? Пытаться узнать о его реальной жизни, исполнять и слушать именно ту музыку, которую он сочинил, а не кто-то переделал? Или, может, жизнь не важна, важна только музыка? Возможно, но уж точно не в случае Чайковского, для которого жизнь и творчество – единое неразрывное целое. События, радости, трагедии, увлечения и разочарования диктовали и полностью определяли его творческий процесс, концепцию его сочинений. Потому знание его жизни – это путь постижения его музыки. Ложное знание – ложный путь.
Фото: музей-заповедник п.и. чайковского в клину
Тема номера
Тема номера
Тема номера
Тема номера
Василий Бархатов,
художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра
За что я люблю Чайковского? Да, в общем, как и остальных близких мне авторов: за болезненную честность и интимность. И за невероятной глубины музыкальную драматургию, в которой каждый раз открывая тот же клавир, находишь что-то новое. Есть ли у меня свои счеты с юбиляром? Трижды получал в разные годы предложение ставить «Пиковую даму» и трижды отказывался. Так как пока не до конца для себя понимаю, о чем эта партитура. Да и в музыкальной драматургии там просто какие-то бесконечные шифры и ребусы, не складывающиеся у меня в единую логическую структуру. Но, может, когда-то дорасту или повезет… Мой особый интерес со студенчества – «Чародейка». И, наконец, поступило предложение от одного театра ее поставить: должно состояться через пару лет. В вопросе об актуальности я бы отметил все-таки шесть из десяти его названий, к которым постоянно обращаются на разных континентах. Понятно, что с разной частотой, но все же перманентно, помимо «Онегина» и «Пиковой», появляются «Мазепа», «Иоланта», «Орлеанская дева» и даже «Чародейка». И если переводить все в цифры и статистику, то с частотой и количеством постановок у Чайковского в мире все гораздо лучше, чем у других признанных классиков оперы. А это все-таки говорит об актуальности.
Дэвид Паунтни,
режиссер, командор ордена Британской империи и кавалер французского ордена Искусств и литературы
В моем списке самых любимых опер, а равно и моих самых удачных спектаклей, Чайковского бы не было. Вот Вайнберга, из русских композиторов, например, я включил бы обязательно, впрочем, думаю, о моих вкусах это говорит гораздо больше, чем о самом Чайковском.
Я ставил довольно много его опер и делал это с большим удовольствием, хотя часто мне хотелось что-то изменить, исправить. Скажем, у «Чародейки» просто чудовищное либретто, хотя это неудивительно: неудачная пьеса, посредственный либреттист. С «Евгением Онегиным» гораздо сложнее, потому что литературная основа гениальная, но с либретто имеет мало общего. Роман в стихах Пушкина весь пронизан иронией. Пушкин очень скептически смотрит на душевные терзания Татьяны, а Онегин у него едва ли не страдающий романтический герой. Другое дело в опере: там все искренне, от души, нам предлагается принять за чистую монету и любовь Татьяны, и талант Ленского. Мне как режиссеру интересно искать способ, как примирить роман и оперу, как сделать историю менее поверхностной и при этом не вступить в конфликт с партитурой Чайковского.
С «Пиковой дамой» у меня тоже были проблемы на заре карьеры. Когда я впервые за нее взялся, то совершил страшную ошибку: поехал в Ленинград и посмотрел, как выглядят все локации, обозначенные в либретто. Мне хотелось знать, как все могло быть на самом деле, но в итоге я связал себя по рукам и ногам, потому что не мог уже допустить, что на сцене будет как-то иначе. Так ни в коем случае нельзя делать. То, что хорошо в жизни, не всегда хорошо на сцене. Нужно быть готовым забыть обо всем и придумать то, что будет смотреться, работать на спектакль. Этот урок я усвоил и с тех пор никогда не исследую тему чересчур дотошно. Важно провести небольшое исследование, но нельзя превращать работу режиссера в труд архивариуса.
Словом, я не могу признаться Чайковскому в любви. Хотя есть кое-что, что меня зацепило в нем как в личности. Когда я был в его доме в Клину, я впервые увидел рукописи. До того мне представлялось, что он был очень серьезным, собранным человеком, методичным и аккуратным, а по черновикам видно, что его эмоции изливались прямо на страницы партитуры. Очень страстный почерк, очень выразительный графически нотный текст. Вот это да!
Екатерина Василёва,
режиссер
Мое знакомство с операми Чайковского началось с «Евгения Онегина», и, скажу честно, я не сразу прониклась. Я хорошо знала и очень любила Петра Ильича как балетного композитора, и первая встреча с его оперным творчеством у меня вызвала легкое недоумение, как будто передо мной два разных человека: Чайковский в балете и в опере. (К слову, это была моя самая первая опера в жизни.) Мне хотелось разобраться с этими чувствами и разобраться с «Онегиным». Окончательная любовь к Чайковскому как к оперному композитору пришла именно с пониманием жанра оперы. С пониманием удивительной природы этого композитора, его способности вознести очень простые и понятные чувства до невероятных высот, придать им удивительную тонкость и поэтичность. Раскрыть внутренний мир героев и так точно выразить все эти нюансы в музыке. Для меня – он гений эмоциональной драматургии.
Среди опер Чайковского есть две партитуры, которые для меня особенно дороги. Это «Иоланта» – любовь с первого взгляда и моя давняя мечта, концепция к спектаклю уже давно придумана. И «Евгений Онегин». Иногда мне кажется, что я меняюсь вместе с героями этой оперы, в связи с чем меняется и моя концепция от года к году. Думаю, если бы сейчас мне предложили эту постановку, родилась бы еще какая-то «третья» мысль. Я всегда говорила, что для режиссера жизненный опыт не столь важен, важна фантазия и опыт эмоционального сопереживания, так как мы никогда не сможем пережить безумие Германа из «Пиковой дамы» (к примеру). Мы сможем только его представить и передать через артиста или другими театральными средствами. Но, конечно, время влияет на наше восприятие и понимание человеческих взаимоотношений, а в «Евгении Онегине» столько реальной жизни. И все эти герои совсем не похожи на героев какой-то придуманной истории, они так похожи на обычных людей, на всех нас. Мне бы очень хотелось, чтобы зрители это почувствовали.
Время течет, меняются формы, но люди продолжают чувствовать: любить, страдать, отчаиваться и радоваться жизни. Чайковский продолжает говорить с нами на понятном каждому языке. И пока у человека не отобрали его эмоции, он будет отзываться в каждом.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Озерова Елена Николаевна
МБОУ ДО «Моршанская детская школа искусств»,
преподаватель
… Имя Чайковского, светлый дух
его творчества будут сближать и
объединять тысячи самых разных
людей со всех концов света.
Эмиль Гилельс.
Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.
Одновременно Чайковский чутко воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. [6]
Творческое наследие Петра Ильича Чайковского стало неотъемлемой частью мирового искусства ещё при жизни композитора, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров и сейчас продолжает расти.
В этом году исполняется 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Выступая на торжественном гала-концерте XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, обращаясь к участникам конкурса и гостям, Президент РФ Владимир Путин отметил, что творчество этого великого, всемирно любимого композитора объединяет народы всех стран, утверждает грандиозную созидательную силу искусства и неразрывную связь российской и мировой культуры [4].
«Феномен Чайковского удивителен,- отметил художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра РФ, народный артист СССР Владимир Федосеев на встрече с митрополитом Волоколамским Илларионом. — Произведения Чайковского — бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. Некоторые страны воспринимают его как национального композитора. Например, Япония без Чайковского не принимает ни одной программы. Я часто стараюсь вставить в концертную программу и Рахманинова, и Бетховена, но Чайковский в ней должен быть обязательно. Его музыка у них звучит с утра до ночи. И так в любой стране. Чайковский проникает музыкой во все сердца». [7]
В наши дни Чайковский – самый любимый русский композитор в Америке. Многие американцы даже считают Петра Ильича своим композитором. Чайковский, единственный из иностранных композиторов, был приглашен участвовать в грандиозном музыкальном фестивале по случаю открытия в Нью-Йорке Карнеги-холла (1891 г.) — крупнейшего концертного зала Америки на 2 тысячи человек. Прием был радушным и искренним. Концерты прошли с грандиозным успехом. Его музыка почти ежедневно звучит в Америке, особенно 4-я и 6-я симфонии и 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Любимым балетом американцев является «Щелкунчик». [8]
Одним из свидетельств необычайной популярности и славы Чайковского за пределами России стало присвоение ему в 1893 году почетного звания доктора Кембриджского университета в Англии без защиты диссертации. Годом раньше Чайковский был избран членом-корреспондентом Парижской Академии изящных искусств. [5]
Творческое наследие великого русского композитора было в центре внимания известного музыковеда — исследователя и публициста Б.В. Асафьева. Его работы привлекают обилием интереснейших мыслей, тончайших наблюдений над музыкой Чайковского, постановкой многих важных проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
«Нет области в русской музыке, где бы Чайковский не создал памятного, широко известного произведения, и всюду он, оставаясь самим собой, понятен всем, оттого что он правдиво и просто говорит о человеческом сердце, о радости полноты выраженного чувства и о скорби от сознания, что насилие ставит предел полноте проявления творческих сил; оттого, что вся музыкальная речь его основывается не на надуманных сочетаниях звуков, а на интонациях, воспринятых им в жизни, в окружающей действительности, от тех людей, которые среди угнетения верили в несомненное осуществление человеческого счастья на земле.» [1, с.28] «В ней везде — от нежнейшей, ласковой колыбельной песни матери до поэтической мечты о «лебедином озере» и до раскрытия трагической участи человека в Шестой симфонии – звучит глубоко песенное, задушевное высказывание сердца, простого человеческого сердца, призывающего к общению» [1, с.38]
П.И. Чайковский прожил короткую жизнь – 53 года, из них творческой деятельности посвятил двадцать с небольшим лет. За это время композитор создал огромное количество высокохудожественных произведений: 10 опер, 3 балета, 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, церковные сочинения («Литургия», «Всенощное бдение» и другие), свыше 100 романсов, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.
Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.
В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».
В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа. В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни. [9]
«Детский альбом» П.И. Чайковского стал первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе. В «Детском альбоме» Чайковскому удалось создать произведение, отличающееся не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезное для воспитания учащихся. Он включает 24 легкие пьесы для фортепиано. Каждая из них — маленькая, неповторимая по своему многообразию, живая детская сценка, а все пьесы, взятые вместе, составляют интересный рассказ или, вернее, целую книжечку. «…В этой книжке — лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки», — так писал о «Детском альбоме» Б.В. Асафьев.
Дети всего мира с удовольствием играют пьесы Чайковского и каждый находит в них то, что отвечает его вкусам. «Детский альбом» — одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка сочинений Чайковского и, одновременно, одно из наиболее глубоких. Почему эта музыка востребована и сейчас, в третьем тысячелетии? На первый взгляд изменилось все: игрушки, которыми играют дети, игры, танцы, внешний вид, но неизменной осталась наша душа, мир чувств и духовные ценности: радость и печаль, любовь и разлука…Мы чувствуем так же, как и много-много лет назад.
К огромному сожалению, все реже в Детских школах искусств, расположенных в удалении от центральных регионов, звучат произведения П.И. Чайковского. Зачастую, преподаватели вынуждены делать переложения для фортепианного ансамбля, чтобы познакомить обучающихся с его произведениями.
Отчасти, провести подготовительную работу в этом направлении помогают пьесы из «Детского альбома» современного композитора И. Парфенова – большого поклонника творчества Чайковского. В стилистическом колорите 19 века написаны пьесы И. Парфенова «Осенняя гроза», «Портрет» «Мелодия», «Пришла задумчивая осень» и др. из «Детского альбома». Некоторая стилизация музыки Чайковского внесена умышленно. В них есть элементы мечтательности, размышления и пейзажной лирики. Важная роль отводится мелодии, готовя обучающихся к певучему звуку, рубато. «Детский альбом» Парфенова – это ступенька для подготовки к исполнению пьес из «Детского альбома» П. Чайковского.
Другой альбом Парфенова «Домик в Клину», состоящий из 14 фортепьянных пьес, каждой из которой предпослан эпиграф, содержащий выдержки из писем П.И. Чайковского братьям Анатолию и Модесту, которые им были адресованы в разное время года, и помогают раскрыть содержание пьесы, углубить музыкальный образ произведений. Работа над такими пьесами помогает подготовить ученика к будущему знакомству с пьесами П.И. Чайковского.
Действительно, музыка Чайковского отличается нежной сердечностью и задушевностью тона. И это не простая искренность, а скорее — доверчивая откровенность. Недаром он называл свою музыку исповедью души, «на которой многое накипело, и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков».
Воздействие наследия Чайковского сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.
Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Творческие принципы Чайковского развивались в произведениях многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.
Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века — на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа.
Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение наши композиторы- современники.
Великое наследие П.И. Чайковского является залогом будущности его музыки. Музыка Чайковского учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Ее играют и поют, слушают и изучают. Она звучит всюду – в прославленных театрах и концертных залах, школах и университетах культуры. Она передается из поколения в поколение и составляет неотъемлемую часть мировой культуры. [3, с.189]
«Музыка Чайковского не умирает и не старится. Она свято чтится людьми не как музейная редкость, не как документальное доказательство великого прошлого передовой русской культуры, но как живое явление современности. Вместе с музыкой Глинки, вместе с поэзией Пушкина и Некрасова, прозой Толстого и Тургенева, вместе с живописью Репина и Левитана, вместе с творчеством многих других великих художников нашего народа она составляет неотъемлемую часть российской культуры, потому что в ней правдиво, искренне и просто, мудро и проникновенно, честно и страстно, с пленительной красотой и потрясающей силой великий русский композитор нарисовал широчайшую картину современной ему жизни, неувядаемые идеалы справедливости, вызывающую преклонение героическую борьбу за их достижение».[2,c.13]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Избранное. — Л.: Музыка,1972.
2.Должанский А.Н. Симфоническая музыка Чайковского. -Л.: Музыка,1981.
3.Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка,1983.
Интернет-ресурсы
4. Газета «Музыкальное обозрение»: Владимир Путин посетил закрытие конкурса Чайковского– [Электронный ресурс]- http://muzobozrenie.ru/vladimir-putin-privetstvoval-uchastnikov-i-gostej-gala-kontserta-laureatov-konkursa-chajkovskogo/
5. История музыкальной культуры – [Электронный ресурс]- http://5fan.ru/wievjob.php?id=13990
6. История музыки. Творчество Чайковского – [Электронный ресурс]- http://istoriyamuziki.narod.ru/chaykovskiy-tvorchestvo.html
7. Митрополит Иларион: произведения Чайковского – бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. – [Электронный ресурс]- https://mospat.ru/ru/2015/02/02/news115006/
8. Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение – [Электронный ресурс]- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552189
9. Творчество П.И. Чайковского (лекция) – [Электронный ресурс]- http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=307