Какую роль играет тема памяти в рассказе какой путь прошел герой повествователь

Аргументы из литературы на тему: Память

Память? Проблема памяти? Что же это такое? Понятно, что память – это способность человека к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Проблема памяти заключается в том, что в современном мире человека постоянно окружает множество самых разных дел: работа, учёба, домашние заботы, дополнительные занятия и многое другое. Каждая сфера деятельности требует от людей затрат сил и энергии, и, конечно, когда человек пытается запомнить всё и побывать везде, то что-то забывает. И иногда в суматохе люди перестают помнить о по-настоящему важных вещах. Нельзя забывать о близких. Необходимо регулярно общаться, звонить, встречаться с родственниками – всё это напоминает людям о семейных ценностях. Мы празднуем День Победы, множество людей выходят на улицу, участвуют в Бессмертном полку, проводятся парады, запускаются салюты, праздник напоминает людям о Великой Победе и важности сохранения мира между всеми странами. Также важно не забывать о совершённых ошибках, уметь их исправлять и никогда больше не совершать, ведь только так человек сможет добиться успеха. Многомудрый Литрекон никогда не забывает о своих обязанностях и всегда готов прийти к Вам на помощь в написании даже самых сложных сочинений! Мы уже подготовили список из 15 литературных аргументов по теме «Проблема памяти», подходящих для Ваших сочинений! Приятного просвещения! 

  1. В. Быков, «Обелиск». Очень важно сохранить память о фашизме и не допустить его реабилитации. В этом мы убеждаемся, читая произведение Быкова. В самом начале на похоронах учителя чиновник Ксендзов проявил непростительное равнодушие к подвигу человека, который ценой своей жизни спас ученика. Более того, Алесь Мороз пожертвовал собой и проводил в последний путь тех, кого не смог вытащить из немецкого плена. Ксендзов, который даже не воевал, отказался признавать этот поступок геройским и высказался против установки памятника в честь Мороза. Очевидно, что Ксендзову, как и многим людям, не хватает образования и чуткости. Безразличие к исторической правде приводит именно к таким последствиям: полной непричастности к судьбе своей страны.
  2. В. Быков, «Сотников». Память о жертвах фашизма должна навсегда остаться в наших сердцах. Поэтому авторы-фронтовики сохранили для нас реальные свидетельства о зверстве оккупантов и самоотречении наших предков. Такой пример мы видим в повести «Сотников». Партизаны рисковали своими жизнями, чтобы подорвать господство врага, и многие из них не вернулись домой. Сотников никогда не был героем, но Родина призвала его, и он, не жалея сил, пошел в бой. Болезненный и слабый учитель принял все тяготы фронтовой жизни и не сломался даже под пытками. Сколько таких мужественных и честных людей воевали за Отечество и пали но полях битвы? Мы должны запомнить каждого из них и не забывать о подвиге, спасшим нашу страну.
  3. Б. Васильев, «А зори здесь тихие». Проблема сохранения памяти затронута в знаменитой повести Васильева. По сюжету пять юных девушек погибли, пытаясь сдержать натиск диверсантов и сорвать их операцию. Автор ни капельки не романтизирует эту историю: молодым женщинам не место на поле боя, и они погибли, так и не сумев приспособиться в военным реалиям. Однако их героические усилия вошли в историю, как и воля сотен тысяч людей, которые не отличались силой и ловкостью, зато были известны храбростью и самоотверженностью. В финале подвиг Риты, Жени, Сони, Гали и Лизы увековечивается мемориальной плитой. Сын Риты и Васков установили памятник на месте тех трагических событий. Благодаря нему мы все можем вспоминать о том, как люди заслонили Родину собой.
  4. М. Шолохов, «Судьба человека». Проблема исторической памяти очень важна для нас, ведь только вместе со знаниями и силой правды мы можем избавиться от ошибок прошлого и войти в светлое будущее. Поэтому нам необходимо удержать в памяти жизненную драму Андрея Соколова и проникнуться уважением к таким, как он. Герой Шолохова — обычный человек, даже не солдат, а водитель. Но в первые же дни войны он добровольцем ушел на фронт и мужественно сносил все лишения на пути к победе. Соколов потерял всю семью, но не усомнился в правильного своего нравственного выбора: он защитил Родину и в борьбе за нее сохранил человечность. Его подвиг — залог нашего сегодняшнего процветания. И об этом мы должны помнить всегда, чтобы чудовищная трагедия Второй Мировой войны не повторилась вновь.
  5. И. А. Гончаров «Обломов» Детство занимает в сердце каждого особое место, поэтому и привычки, сформировавшиеся у человека в раннем возрасте, могут остаться с ним на всю жизнь. Так, И. А. Гончаров в романе «Обломов» касается темы памяти. Главный герой произведения, Илья Ильич Обломов, не был способен своевременно решать вопросы, всегда ждал, пока кто-нибудь сделает всю работу за него. Почему? Причина в том, что в памяти героя твердо установился именно такой жизненный сценарий. Во сне Обломов вспомнил о своём детстве. Мама и папа оберегали ребёнка, не хотели, чтобы тот сильно напрягался в гимназии, им не нравилось отпускать Илью далеко от себя. Воспоминания, связанные с детством, были дороги Обломову. Главный герой хотел жениться, уехать в деревню и продолжить жить так, как привык с детства. Спокойная, размеренная жизнь – идеал и заветное желание Обломова. Настолько сильная привязанность к воспоминаниям из жизни в Обломовке повлияла на характер Ильи Ильича. Обломов был ленив, он постоянно откладывал выполнение важных дел и лишь мечтал о будущем. 
  6. К. Г. Паустовского «Телеграмма». Иногда люди забывают о по-настоящему важных вещах, и часто именно такие ошибки исправить никак нельзя. К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» касается проблемы памяти. Катерина Петровна жила в деревне, она скучала по дочери, но не хотела надоедать ей частыми письмами или мешать работе. Настя была занята собственными делами, работой в Ленинграде, но регулярно высылала деньги. Женщина ждала приезда дочери, а девушка не спешила увидеться с мамой. Однажды Настя получила письмо, в котором говорилось о постоянно ухудшающемся состоянии матери, Катерина Петровна умирала. Но она открыла его сразу, отложив семейные дела в долгий ящик. Когда же Настя приехала в деревню, было слишком поздно. Мама умерла, даже не попрощавшись с дочерью. Люди, живя в постоянных заботах, легко забывают о близких. Настя любила маму, но слишком поздно осознала, что уделяла старушке слишком мало времени. Важно помнить о том, что действительно важно в жизни и никогда не забывать о близких, помнить о настоящих человеческих ценностях. 
  7. В. Г. Распутин «Уроки французского» Нередко люди попадают в такие жизненные ситуации, в которых им необходима помощь окружающих. Проблема памяти затрагивается в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского». Главные герой рассказа переехал в город и начал учиться в новой школе. Лидия Михайловна увидела синяки на лице главного героя, которые он получил во время игры в «Чику». Учительница решила помочь мальчику и пригласила его к себе домой заниматься французским языком. Лидия Михайловна не просто помогала ученику в изучении предмета, она старалась его накормить, даже сама начала играть с ним на деньги. Директор уволил Лидию Михайловну, узнав об этом. Однако учительница смогла дать главному герою важный жизненный урок – ради помощи другому человеку иногда требуется пожертвовать чем-то важным для себя. Её поступок остался в памяти мальчика на всю жизнь. Рассказ является автобиографическим для Распутина. Помощь учительницы много значила для будущего писателя, именно благодаря ей он научился доверять людям, понял, насколько важно помогать окружающим. Воспоминания о ней были дороги автору рассказа. 
  8. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Люди получают от родителей такие наставления, которые запоминаются им на долгие годы. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» решающее воздействие на поведение Петра Гринёва оказал наказ отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Молодой человек всегда поступал честно, его главная жизненная цель заключалась в верном служении Родине. Следуя наставлению отца, Пётр вызвал на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову. Потом Петр отказался от предложения Пугачёва перейти на его сторону. Слова отца много значили для Петра Гринёва, он всегда помнил о них и сопоставлял свои действия и решения именно с этим наставлением. Благодаря следованию отцовскому совету, Петр стал настоящим мужчиной, обладающим честью и достоинством. Память об этих словах помогла ему в самые тяжелые моменты жизни.
  9. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». В произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души» также затрагивается проблема памяти. Павел Иванович Чичиков, уезжая учиться в гимназию, получил от отца наставление: «Береги и копи копейку». Он с детства умел находить подход к людям, успешно окончил школу, устроился на работу и получил повышение по службе. Всю жизнь Чичиков делал всё, чтобы достичь свою главную цель – получить высокий чин, заработать деньги и обеспечить светлое будущее. На пути к осуществлению желаемого ему пришлось столкнуться с различными трудностями, но память о наставлении отца, своей цели помогала ему собраться с силами и двигаться дальше. Так, память о своём главном жизненном ориентире помогает людям, добиваться того, что важно именно им. 
  10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет» Проблема памяти также затрагивается в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков был безответно влюблён в замужнюю женщину, Веру Шеину. Он часто писал ей, на именины даже подарил гранатовый браслет, являвшийся его семейной ценностью. Вере не нравились ухаживания Желткова, она рассказала обо всём мужу. Тогда Василий Шеин вместе с братом Веры поговорили с Георгием. Желтков согласился перестать писать и надоедать Вере после разговора с ней, но попросил передать девушке последнее письмо. На следующее утро все узнали, что Григорий покончил с собой. В своём последнем письме он просил Веру прослушать вторую сонату Бетховена, она исполнила желание Желткова. Наслаждаясь музыкальным шедевром композитора, Вера поняла, какие чувства испытывал Георгий, ей стало по-настоящему жаль мужчину. Мы можем убедиться, что настоящие культурные ценности никогда не устаревают и всегда дороги людям. Соната Бетховена была создана за многие годы до написания «Гранатового браслета», но именно с помощью этого произведения герой смог показать свои чувства. Музыка композитора и сейчас дорога людям.
  11. А. И. Солженицын, «Матрёнин двор». Люди часто сталкиваются с трудностями, но почему-то быстро забывают о доброте окружающих, оказывающих им эту поддержку. Проблема памяти раскрывается в произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьба главной героини произведения, Матрёны, была действительно сложной. Женщина потеряла всех своих детей, ей пришлось выйти замуж не по любви, она рано осталась одна. Матрёна осталась доброй, отзывчивой женщиной, несмотря на то, что пережила много горестей и лишений. При этом она постоянно ходила к соседям и была готова помочь им по хозяйству. Она могла поддержать каждого и отдать последнее. Матрёна даже умерла, помогая мужчинам перевести часть её же горницы через железную дорогу. После смерти женщины все быстро забыли о её добрых делах и думали лишь о том, как бы разделить ее добро. Проблема памяти сохраняет свою актуальность и сейчас, люди всегда надолго запоминают неприятные события, предательства, но очень часто забывают о доброте и отзывчивости окружающих. 
  12. М. А. Шолохов, «Судьба человека», Жизнь каждого человека наполнена множеством событий: и радостных, и печальных – но существуют такие вещи, которые способны повлиять на всех людей. Проблема памяти раскрывается в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека». Война повлияла на жизнь каждого. Для главного героя произведения, Андрея Соколова, судьба подготовила множество трудностей. Во время войны мужчина потерял семью, целых два года провёл в плену. Андрею удалось справиться со всеми несчастьями и, продолжив работать шофёром, он встретил мальчика Ваню, которого решил взять к себе. Андрей Соколов никогда не забывал об ужасах войны, об умерших родственниках, об ужасных условиях плена, но воспоминания о произошедшем не ожесточили его сердце, он смог проявить доброту и заботу и полюбить Ваню. Такие произведения о войне, как «Судьба человека», помогают людям хранить память о произошедших событиях. Именно благодаря таким повестям, рассказам люди могут понять, насколько важно беречь мир между всеми странами. 
  13. А. П. Чехов, «Толстый и тонкий» Проблема памяти также затрагивается в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Главные герои произведения встретились на вокзале, они были по-настоящему рады увидеть друг друга. Друзья делились новостями, смеялись, вспоминали школьные годы, рассказывали весёлые истории. Но, когда Толстый, сказал, что получил высокий чин, Тонкий стразу поменял своё отношение к нему. Он начал обращаться к мужчине «на вы», старался выразить своё чрезмерное уважение, конечно, это не понравилось Толстому, и он решил быстро закончить разговор. Получается, Тонкий, узнав о повышении Толстого, сразу забыл о сути их разговора, обо всех весёлых школьных событиях. Толстый, несмотря на свой статус, был готов общаться с товарищем, не обращая внимания на социальное положение. У него воспоминания о прошлом вызывали лишь приятные эмоции. 
  14. В. П. Астафьев, «Фотография, на которой меня нет» Люди хранят память о событиях с помощью разных вещей: фотографий, видео, фильмов, записок. Проблема памяти также раскрывается в произведении В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Приезд фотографа был долгожданным событием для всех жителей деревни. Главный герой произведения, перед самым ответственным днём, когда должны были фотографировать его класс, заболел, он промочил ноги, и теперь они сильно болели. Бабушка всю ночь просидела у постели внука, пытаясь ему помочь. Санька, друг героя, навестил товарища и решил, что, если тот не будет фотографироваться, то и он тоже не придёт. Поступок Саньки на всю жизнь запомнился рассказчику. Фотография, на которой не было главного героя, вызывала у него лишь приятные воспоминания. Она хранила память о благородном поступке друга, заботе бабушки. 
  15. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие …». Проблема памяти также затрагивается в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие …». Главные герои произведения — молодые девушки, зенитчицы. Вместе со старшиной они не дождались подкрепления и отправились на в лес, их задачей было найти немцев, идущих на Кировскую железную дорогу, и помешать им. Девушки были неопытными в военном деле, плохо стреляли, но слушались каждого приказа старшины, чётко всё выполнили. Они обладали мужеством, стойкостью, силой характера, которые имеет не каждый мужчина. Зенитчицы жертвовали собой ради спасения Родины, каждая из этого небольшого отряда погибла. Никто из них не сдался и не убежал, они понимали, ради чего сражались. В эпилоге произведения говорится, что после окончания войны Федот вместе с сыном Риты вернулись на место, где погибли зенитчицы. Так важно чтить память о жертвах фашизма, каждый человек должен знать об ужасных событиях, произошедших во время войны, и понимать, что никогда и ни при каких обстоятельством это не должно повториться. В повести рассказывается о героическом поступке молодых девушек, пожертвовавших собой ради спасения Родины, и их подвиг, как и другие события войны, не должен быть забыт. 

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 11 класс9 классаргумент из литературыподборкапример из литературы

Читайте также:

Думаю, у каждого читателя есть любимые авторы, книги которых подарили много приятных минут. Как тяжело бывает расставаться с полюбившимися персонажами, прощаться с интересным миром, закрывать последние страницы книги!

Даниил Гранин (1919-2017) – классик современной русской литературы, солдат Второй мировой войны, гуманист, общественный деятель, лауреат литературных и государственных премий.

Гранин с обжигающе острой правдивостью и обнажённостью пишет всё, что он знает о той войне, что читателю не остаётся никакого другого выхода, кроме как вместе с ним тащить эту бесконечную и невыносимую лямку войны. Войны, о которой не принято писать сразу после её окончания и не положено писать спустя десятилетия.

Даниил Гранин сумел сделать то, что почти со стопроцентной гарантией теперь не делает никто — он рассказал всю неприкрытую правду о той не знаемой нами войне. Чтобы знать, чтобы помнить…

Произведения Даниила Гранина о войне не уступают признанной военной прозе ни по силе эмоционального воздействия на читателя, ни по напряженности повествования. Это относится и к рассказам писателя, один из них очень трогательный и глубокий по содержанию – «Дом на Фонтанке».

Должна признать, что из всех книг Гранина, которые я читала, «Дом на Фонтанке» более понравившаяся мне. Отстранённый, почти газетный стиль автора странным образом придал повествованию веса, заставил меня сильнее сопереживать.

Рассказ по-настоящему гранинский – горький, волнующий и лирический. Именно Даниил Александрович Гранин, ленинградского интеллигента, прошедший сквозь все тяготы блокадных дней, растерявший многих друзей и близких, сумел сохранить в памяти сердца безутешную боль. Он воевал в дивизии народного ополчения, затем в танковых войсках, был командиром роты тяжелых танков, а в 1941-1942 годах был на передовой, где погибли многие его товарищи. Вот как вспоминает об этом писатель: «Когда я вернулся с войны уцелевшим, я понял, что это чудо, и что всю свою следующую жизнь, большую или маленькую, я получил в подарок, ведь почти все мои однополчане погибли, особенно в 41-м году. Как я уцелел непонятно, ведь был на передовой, когда были особенно большие потери». В своем интервью Гранин говорил о послевоенном чувстве вины, из-за того, что вы пришли с войны, а ваш друг нет. «Да, это чувство вины живо во мне до сих пор. Казалось, как я могу винить себя в том, что остался жив – это судьба. А все-таки…»

Даниил Гранин почувствовал необходимость написать о том, что его тревожит, оставить память о павших. Именно это неодолимое стремление вспомнить довоенную юность и пережитое на войне отразилось в рассказе «Дом на Фонтанке».

По объему «Дом на Фонтанке» – рассказ, но автор часто называл его повестью. О войне здесь говорится лишь косвенно, как о виновнице человеческих страданий, как о причине непоправимых бедствий. Главное – люди, на которых эти беды обрушились, а среди них Вадим, давным-давно погибший на фронте, но незабываемый и незабвенный. Война давно позади, герой рассказа смирился со смертью многих товарищей, но вот Вадима представить мертвым не может никак. В течение многих лет он ему снится. В доме у Вадима собирались до войны молодые люди. Здесь царила атмосфера доброты, сердечности, интеллигентности. Вадим был талантливым человеком, из него мог бы вырасти ученый или изобретатель. Война погубила Вадима, под её ударами в первую очередь падают люди нравственно-чистые, не способные на компромиссы. Из всей компании после войны остались только двое (рассказчик и его друг Веня). Прошло много времени, но они принимают решение пойти в дом к другу юности. Им неловко: почему давно не заходили? Стоит ли вообще заходить, что сказать? Ведь они были здесь более двадцати лет назад. «Нужно ли навещать жен и матерей наших погибших товарищей – вот вопрос… Всегда чувствуешь себя виноватым. А в чем? Что остался жив? Виноват, что здоров, что смеюсь?» – терзается рассказчик. Герой рассказа боится принести боль в тот единственный уцелевший дом, где сохранилась его юность, но и бежать от боли не может, потому что далёкие годы «продолжали существовать» в нем. Раньше ли, позже ли он должен был возвратиться сюда – «не ради Вадима, ради себя!»

В доме на Фонтанке друзей встретила тетя Вадима, оказывается, его мать умерла 13 лет назад. «Я ощутил только смутную запоздалую жалость: ещё бы немного, и мы бы никого не застали» – думает рассказчик. Вот и опять дом на Фонтанке появился в жизни героев, словно кто-то позвал их, словно те прошлые годы продолжали существовать.

Рассказ Даниила Гранина – очень трогательное произведение о человеческой памяти, ведь человек жив, пока жива память о нём. Писатель предлагает читателям «прикоснуться душой» к трагическим событиям войны, осознать безмерную цену Победы, и ответственность живущих перед павшими в Великой Отечественной войне.

С тех пор, как люди научились писать, мудрость они доверили книгам. Книги открывают нам мир, помогают представить прошлое, заглянуть в будущее. Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Вот читаю я книги Даниила Гранина и думаю, это как же надо поработать, сколько времени потратить на материал, чтобы чтение смогло так заинтересовать и заставить сопереживать каждому герою. Красной нитью через все произведения писателя о войне, о блокаде Ленинграда проходит призыв – не расчеловечиться! Возвращение с войны, говорил Гранин, − чудо. Это жизнь, полученная в подарок от судьбы. И нужно жить с этим ощущением.

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Проблемы рассказа.

Цели урока: Вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;

  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

  3. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие:

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;

  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;

  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии», карточки для групповой работы, раздаточный материал: кластеры, синквейны.

Дальних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята. Играем в поле чудес. Отгадываем зашифрованное слово:

А Й С Б Е Р Г

Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

— Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение — это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

  1. Стадия вызова:

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

1. Ответы по группам.

— Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

2. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)

-Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:

1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе … он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

(«Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

Именно воспоминаниям детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.

Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»

Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

3. Кластеры

— Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?

— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память». (Работа в группах).

— Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. А фотография – это память, личная память.

  1. Стадия осмысления содержания.

1. Работа в группах, выполнение групповых заданий

Задание 1 группе.

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры…”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…”

Задание 2 группе.

Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…”

В конце сделайте вывод: Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…”.

Задание 3 группе.

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы…”.

В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…”

Задание 4 группе.

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…”.

В конце рассказа сделайте вывод: Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что…”

2. Выступление групп.

3. Анализ последней части рассказа.

Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)

Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

— Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.

IV. Стадия рефлексии.

1.Синквейн

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат листочки.

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

  4. Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

  5. Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

2. Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…. и т. д.

V. Домашнее задание:

Просмотрите фотоальбомы своей семьи.

— Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

Составить презентацию «Фотографии рассказывают о семье».

Составила учитель русского языка

и литературы Стасюк И.В.

­Главная>Сочинения по произведению Антоновские яблоки

Память

24 предложения/ 408 слов

«Антоновские яблоки» И. А. Бунина (1900) — это своеобразный лирический очерк писателя, в котором ключевую роль играют воспоминания. Известно, что наша память очень избирательна, и люди склонны чаще помнить хорошее. Так и главный герой рассказа с удовольствием и легкой грустью погружается в атмосферу дней минувших. И думает он о счастливых годах своего детства и юности, проведенных в деревне Выселки.

Лучше всего рассказчику помнится запах антоновских яблок. Ранней осенью он чувствовался в поселке практически всюду: в большом саду с пожелтевшими листьями, возле летнего шалаша братьев-мещан и, конечно же, в старых помещичьих домах.

Бунин, вообще, способен мастерски передавать всю гамму человеческих чувств с помощью запахов. А. Т. Твардовский говорил, что писатель «обоняет мир всегда и везде… Он умеет показать вещь через ее запах, с такой яркостью и силой, что образ ее как бы вонзается в душу…» В воспоминаниях писателя и его лирического героя это не только запах антоновки, но и запах «меда и осенней свежести», запах дымящихся вишневых сучьев, исходящий от костра, или же запах «озябшего за ночь, обнаженного сада».

Ближе всего сердцу рассказчика воспоминания о времени, проведенном им в усадьбах его знакомых и родственников-дворян. Эта память особенно ценна для него, так как теперь многих из этих людей уже нет на свете, их дома разорились, и на смену прежней богатой жизни в Выселках пришел нищенский мелкопоместный быт.

А как же хорошо было раньше приехать в гости к важной, но приветливой тетушке-помещице Анне Герасимовне! Неспешно пройтись по тихим комнатам ее уютного крепкого дома и отведать разнообразные яства, заботливо поданные на стол щедрой хозяйкой. Среди таких угощений непременно были и антоновские яблоки.

Другим не менее ярким воспоминание для главного героя является эпизод с охотой, организованной его цыганом-шурином Арсением Семенычем. Шумный обед в зале у хозяина, погоня за зверем по сырому осеннему лесу, сытный ужин у какого-нибудь малознакомого холостого помещика и удалая «попойка», непременно следующая за угощением.

Все эти картины проплывают перед глазами рассказчика, и ему приятно находиться в состоянии этой лирической грусти. Вот он видит себя в постели, проспавшим охоту. Такой отдых ему тоже в радость, ведь можно, наконец, насладиться тишиной и чтением книг в одиночестве. Пройдясь по уже почти облетевшему саду, можно вдруг найти в мокрой траве холодное антоновское яблоко. Уже последнее и оттого такое великолепно вкусное.

Конечно же, прошлого назад не воротишь, и герой прекрасно понимает это. Но светлая память о тех радостных и счастливых моментах его жизни навсегда останется в сердце рассказчика. Ну а сейчас наступает время двигаться дальше, ведь можно найти свою прелесть и в новой, мелкопоместной жизни.

см. также:
Другие сочинения по произведению Антоновские яблоки, Бунин

Характеристики главных героев произведения Антоновские яблоки, Бунин

Краткое содержание Антоновские яблоки, Бунин

Краткая биография Ивана Бунина

­

Память как психический процесс и художественный прием в литературе (на материале русской автобиографической прозы ХХ века)

М.Н. Беленко, преподаватель, г. Смоленск

Аннотация: В данной статье рассмотрена память  как компонент традиционной знаковой системы. Проанализирован один из процессов  памяти – воспоминание,  были рассмотрены детские воспоминания авторов ХХ века. Составлен план психолингвистического анализа произведения, выявлены ключевые особенности памяти и «автобиографизма».

Ключевые слова: память, автобиография, психолингвистический анализ, сопоставительный анализ, личностные особенности, влияние эпохи.

Память – сложное и многоаспектное понятие. В психологии существует множество определений памяти, рассматривающих этот процесс как вид деятельности, способность человека и т.д. Память является одной из  важнейших познавательных функций, позволяющих человеку  связывать свое прошлое с настоящим и будущим. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Выбор формулировки понятия связан с темой нашего исследования. Память – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена  отсутствием единой и четкой методологической базы в литературоведении для исследования роли в структуре художественного произведения процессов памяти, что порождает во многом несистемный характер работ, вызывает несогласованность в оценке категории «память», ее места и функций в литературном произведении.

Одним из основных компонентов памяти является воспоминание. Воспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни [26; 103]. Оно тесно связано с процессом формирования личности. Воспоминания, «всплывая» друг за другом, могут объединяться, располагая события прошлого в определенном месте хода жизни человека. Воспоминания характерны в том числе и для эпизодической (т.н. автобиографической) памяти; когда человек извлекает некоторую информацию, он вспоминает происходившее с ним, заново восстанавливает в памяти события, как будто они происходят «здесь и сейчас».

По мнению литературоведа Н.З. Коковиной, «роль воспоминаний в художественном произведении весьма различна. Это может быть романтическая идея ностальгии, стремление вновь обрести утраченную любовь, счастье, молодость или надежду; жажда поймать и удержать прошлое, остановить время, чтобы воплотить это время в вечных образах, существующих для эстетического созерцания; в целях информации и указания героям их будущего и жизненного пути. Наряду с этим одна из главных функций «биографии» состоит в мотивировке позднейших событий предшествующими» [18, 45].

Опираясь на исследования литературоведов и психологов, мы выдвинули гипотезу: особенности памяти и «автобиографизма» в романах русских писателей на протяжении ХХ века (представителей начала века Бунина и Набокова, середины века Галича и Бродского, конца века Улицкой и Санаева) имеют существенные отличия, продиктованные не только личностными особенностями писателя, но и духом времени, тенденциями в развитии литературы.

В соответствии с гипотезой целью  нашей работы является выявление роли процессов памяти в идейном замысле и сюжете автобиографических произведений писателей начала, середины и конца ХХ века (Набоков, Бунин, Галич, Бродский, Санаев, Улицкая), исследование художественных и психологических особенностей категории «память», того, каким образом данная категория выражена в тексте.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать теоретические источники по проблеме памяти в психологии и литературоведении;
  2. Выявить и охарактеризовать виды памяти, имеющие отражение в автобиографических романах;
  3. Проанализировать исторический аспект воспоминаний в автобиографических романах;
  4. Создать схему анализа роли процессов памяти в идейном замысле и композиции автобиографических романов;
  5. Провести анализ и сопоставить полученные результаты, выявить сходства и отличия в отражении детских воспоминаний в произведениях русских писателей на протяжении ХХ века;
  6. Предложить методику применения полученных результатов на уроках литературы в школе.

Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.  Важно осознавать, что даже  после многолетних исследований процессы памяти еще не в полной мере изучены.

В  течение столетий было создано немало теорий о видах и особенностях памяти. Эти представления возникали в пределах определенных направлений в психологической науке, и решали проблемы с позиций существующих методологических принципов. Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает обширным материалом по этой проблеме. На данный момент существует много подходов к изучению процессов памяти. Их можно считать разноуровневыми, поскольку существуют теории памяти, изучающие систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. Чем сложнее изучаемая система памяти, тем сложнее является теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.

Первые воспоминания человека неотрывно связаны с детством. Одним из великих даров, посланных русским людям в тяжелые времена, был «дар детства». Им несомненно обладали многие из блестящих творцов русской культуры. Впитывая в себя мир во всех его мельчайших подробностях и деталях, звуках и запахах,  «дети трудного времени» будто спешили запастись впечатлениями, ощущениями, воспоминаниями, которые впоследствии будут им необходимы. К таким людям, бесспорно, принадлежат И. Бунин, В. Набоков, А. Галич, И. Бродский, П. Санаев и Л. Улицкая.

Ребенок изначально вплетен в реальные разнообразные связи с окружающими его предметами, людьми, событиями.  Нельзя не оценить важность этих первых впечатлений, поскольку они во многом определяют особенности формирующегося мировосприятия и мироощущения. Детские воспоминания впоследствии могут быть переосмыслены автором, могут изменяться  (если автор стремится изменить прошлое или настоящее). Но как бы то ни было, детские воспоминания лежат в основе всего жизненного пути человека, влияют на его судьбу, определяют его жизнь.

Также детские воспоминания могут стать ключом к пониманию событий исторической важности. Их отражение может сознательно или бессознательно запечатлеться в памяти ребенка, преломиться в его сознании. Это позволяет взглянуть на исторически важные моменты под другим углом, через судьбу человека, жившего в то время.

Для выявления закономерностей выражения процесса воспоминания в тексте нами была разработана методика анализа произведения. При его составлении мы опирались на работы по психолингвистике  В.П. Белянина, В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботаревой, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней. Методика включает в себя анализ когнитивной картины мира, пространства и времени текста, характера воспоминаний, видов памяти в тексте, а также анализ языковых личностей, представленных в тексте, и анализ синтаксических конструкций.

План психолингвистического анализа произведения

Когнитивная картина мира

 Окружение ребенка:

  • Какие люди входят в окружение;
  • Кто из окружающих людей появляется в повествовании чаще;
  • В каких отношениях с окружающими состоит ребенок.

 Событийность мира:

  • Сколько событий происходит в жизни ребенка;
  • Характер событий/значимость;
  • На каких событиях из жизни делается акцент (наибольшее внимание);
  • Отражение исторических событий на жизни героя (революции, эмиграции и т.д.)

Субъективная картина мира

  • Степень объективности/субъективности;
  • От чьего лица ведется повествование (взрослый человек, ребенок, автор, сторонний наблюдатель и т.д.);
  • Модальность (характер отношения к событиям, оценка).

Пространство и время

Время повествования:

  • С какого момента герой помнит себя;
  • С какими событиями ассоциируется время повествования;
  • Характер времени повествования (линейность, цикличность);
  • Событийность и внутренний мир автора;
  • Пространство
  • Характер пространства (локальное/обширное)
  • Протяженность (наличие/отсутствие границ)
  • Наполненность (люди/предметыприрода)
  • Очерченность (вертикаль/горизонталь)

Память и время:

  • Синхронизация памяти-времени (каков ход воспоминаний);
  • Историческая, коллективная память (прапамять);
  • Ассоциативность времени/памяти (предметы обстановки, детали, вызывающие у героя воспоминания);

 Архетипические образы в романах:

  • Образ матери;
  • Образ отца;
  • Образ дома (жилища);
  • Образ смерти (беды, несчастья);
  • Образ тени;
  • другое

Виды памяти в тексте

  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесно-логическая

Языковые характеристики личности

Разнообразие лексических средств:

  • Количественное употребление имен собственных;
  • Количественное употребление слов самостоятельных частей речи;
  • Частота употребления слов определенной группы (связанной с семантическим полем «детство», «детские воспоминания»);

Количество языковых личностей:

  • Особенности речи героев (употребление определенных, характерных слов, характер речи, стиль и т.д.);
  • Отношение автора к героям (окружению) лексический уровень: употребление эмоционально окрашенной лексики (положительная, отрицательная характеристика героя);

Выбор синтаксических конструкций:

  • Употребление простых, сложных предложений. Связность речи (употребление союзов, каких групп);

Субъектность автора:

Степень представленности автора в тексте

  • Вектор воспоминаний автора (автор – персонаж – окружение);
  • Связь воспоминаний с личностью автора (экспрессивность, субъективность и т.д.)

По данной схеме нами были проанализированы произведения авторов начала, середины и конца ХХ века. Это роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева», роман Вл. Набокова «Другие берега», повесть А. Галича «Генеральная репетиция», эссе И. Бродского «Полторы комнаты», повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и роман Л. Улицкой «Священный мусор». Нами были выбраны фрагменты текста объемом в 5000 символов, содержащие в себе воспоминания героя (автора) о своем детстве и юности. Объем текста является оптимальным для проведения психолингвистического анализа.

Итогом нашего исследования является сопоставительный анализ произведений, который позволил нам подтвердить нашу гипотезу, а также выделить отличительные черты автобиографической прозы разных периодов ХХ века. Для наглядности приведем следующие пункты сопоставительного анализа.

  1. Окружение

Для писателей начала ХХ века характерно детальное описание окружения; в него включаются воспитатели, гувернеры, прислуга. Это было свойственно дворянскому сословию, к которому принадлежали Бунин и Набоков. Для писателей середины века и конца века свойственно сужать круг близких людей. Чаще ребенок не выходит за рамки семейного круга. Воспоминания носят интимный характер, в котором становится сложно выделить общие черты.

  1. Частотность упоминая персонажей

Для писателей начала века внимание обращено к самому дорогому человеку для ребенка – матери. Чувствуется привязанность ребенка к матери; детально описываются отношения между близкими людьми. Мать – центральный образ.

Писателям середины века присуща тенденция избегать описания кого-либо из близких. Т.е., родственники и приближенные к ребенку люди намеренно не описываются подробно, либо авторское внимание распределяется на обоих родителей равномерно.

Для писателей конца века характерно детальное описание людей, повлиявших на жизнь героя. Но в то же время они не приходятся ему родственниками. Семье в таком случае уже не отдается ведущая роль. Уходит патриархальное понятие семьи. Либо родители героя находятся в разводе, либо герой воспитывается другими родственниками.

  1. Отношения ребенка с окружающими

Если у Набокова и Бунина мы видим гармонию в семье, в отношениях с близкими, то у писателей середины и конца века эта гармония утрачена. Отношения в семье замалчиваются или становятся острой конфликтной темой. Как правило, уже взрослый герой примиряется с родителями или близкими. Взаимопонимание приходит не сразу. О своем отношении к близким в произведениях середины и конца века рассказывает повзрослевший герой.

  1. Событийность мира

Большое количество событий в жизни ребенка и их описание характерны для произведений начала века. В этих произведениях герои переживают каждый прожитый день как событие, или же отмечают происшествия, в большей степени на них повлиявшие. Вследствие этого большое количество описываемых событий.

Для романов середины века не так важна событийность. Их может быть совсем мало. Главное – отношение автора/героя к ним, его реакция и переживания.

Событийность в романах конца ХХ века неоднородна. В одних произведениях мы видим множество событии, которые переживает ребенок. В других, наоборот, событий очень мало, и на них автором делается акцент.

  1. Характер событий, их значимость

Тенденция общая. Это раскрытие характера персонажа (либо самого героя, либо его близких), проявление самосознания и узнавание матери/близких людей; столкновение с бедой/несправедливостью; появление наставника/ учителя/ помощника. Любое событие воспринимается как значимое, вызывает эмоциональные отклики.

  1. Отражение исторических событий

В отношении субъективности тексты имеют видимые различия. Произведения начала века характеризуются преломлением событий личного характера в сознании ребенка. События могут быть значимыми конкретно для автора, быть близкими ему.

В отношении произведений середины века дело обстоит немного иначе. События преподносятся таким образом, чтобы стать близкими каждому читателю. Поэтому автор может абстрагироваться, намеренно исключать оценочные суждения из текста, позволяя читателю самому оценить происходящее. Однако это не относится к жанру эссе, котом предполагает чисто авторское восприятие и миропонимание.

К концу века вновь возвращается тенденция к личным переживаниям. Важно, как относится к случившемуся сам герой.

  1. От чьего лица ведется повествование

В произведениях начала века мы видим неоднозначность с образом автора-повествователя. Усложнение образа героя-повествователя. Иногда им оказывается автор, выступающий в роли ребенка, иногда границы между автором и повествователем настолько стираются, что в тексте возникает «двойник» повествователя.

Повествователь более-менее определен в произведениях середины века (взрослый герой, который вспоминает события своего детства и юности).

Усложнение образа героя-повествователяв романах конца века. Иногда автору удобно наделить качествами повествователя ребенка, но в его суждениях в какой-либо степени будут просматриваться мысли взрослого человека.

  1. Модальность

Произведения начала и середины века неоднородны по характеру авторской оценки. Зачастую оценка дается уже взрослым героем спустя  большое количество лет. Но оценка может и отсутствовать – это позволяет автору концентрировать свои мысли на внутренних переживаниях, на самом себе.

В конце века появляется новая тенденция – оценка может даваться одновременно и взрослым героем, и героем-ребенком. Границы перехода в этом случае зачастую трудно обнаружить.

  1. С какого момента герой помнит себя

Возникновение памяти связано с пробуждением самосознания – это точка отсчета. В произведениях начала века авторы стараются дать точное указание на возраст, момент, когда это произошло. 

В произведениях середины века и особенно – конца века, эти границы становятся расплывчатыми. Автор ограничивается замечанием о раннем проявлении самосознания. Даты уже не играют роли.

  1.  Характер времени повествования

Все произведения отличаются от типичных автобиографий, поскольку события расположены не в хронологическом порядке и несколько изменяются авторами.

Характерно для писателей начала века связывать свои воспоминания с природными циклами, составлять из воспоминаний “мозаики» для писателей середины и конца века характерно передавать воспоминания отрывочно и бессистемно.

  1.  Характер пространства текста

Для писателей начала века характерно расширять пространство постепенно, по мере взросления персонажа вводить его в «большую жизнь».

Писатели середины и конца века используют воображение героя как способ преодоления пространственных границ.

  1.  Память и время. Ход воспоминаний

Писатели начала века стараются придерживаться хода памяти, хронологии, иногда внося коррективы и переосмысленную информацию.

Писатели середины века начинают «игру» с памятью – возможно составление из отдельных отрывков единого целого; события могут переосмысливаться, переставляться местами, замалчиваться и т.д. для писателей конца века сохраняется фрагментарность, а также повествование может подаваться в виде глав или эпизодов-размышлений.

  1.  Историческая память

Характерное к ней обращение мы наблюдаем у писателей начала века. В произведениях середины и конца века она практически  отсутствует. Исключением становится роман Улицкой – обращение к памяти еврейского народа (это позволяет героине ассоциировать себя с еврейским народом).

  1.  Ассоциативность памяти

Ассоциативность памяти проявляется сильно в произведениях начала века, и слабее – в произведениях середины века.

Ассоциации могут вызывать предметы интерьера, запахи, памятные места, люди и т.д.

К концу века память перестает быть привязанной к какому-либо образу или предмету.

  1.  Архетипические образы

Архетипические образы в привычном понимании этого слова встречаются в произведениях начала века. В произведениях середины и конца века наблюдается упрощение образов: привычные образы отца и матери исчезают, им на смену приходят образы беды/несчастья, помощника или заступника. Это свидетельствует о смещении акцентов с роли семьи на внешние факторы.

  1.  Виды памяти в тексте

Одновременно эмоциональная, образная и словесно-логическая память в тексте встречаются крайне редко, преимущественно в романах начала века. В романе Улицкой присутствует словесно-логический тип памяти (возможно, это связано с художественной формой романа).

Наиболее широко представлена память эмоциональная – есть в каждом тексте. Менее распространена образная память – превалирует в произведениях середины века.

  1.  Количественное употребление имен собственных

На первом месте по частоте употребления во всех произведениях стоят топонимы, будь то наименования географических объектов, местности, городов, улиц – эти объекты упоминаются чаще всего. Последующие группы у авторов индивидуальны, связаны с личностью и/или характером воспоминаний.

  1.  Употребление самостоятельных частей речи

Произведения совершенно разные по количественному употреблению частей речи. В одном ряду могут стоять Набоков и Галич с их пристрастием к описаниям и «малоглаголием»; Бродский и Санаев, употребляющие глаголы преимущественно несовершенного вида со значением незаконченности действия, будто желая показать, что для них прошлое еще актуально.

Особняком стоит Бунин, в произведении которого большое место занимают существительные и прилагательные (при описании природы); Улицкая употребляет глаголы совершенного вида, показывая, что для нее воспоминания – безвозвратно ушедшее прошлое.

  1.  Частота употребления слов, связанных с семантическим полем «детство, детские воспоминания»

У каждого писателя свои ассоциации с детством и детскими воспоминаниями. Это может служить характеристикой детства героев. Например, для героя Набокова, детство- это рай, в который хочется, но невозможно вернуться. Для Бродского- это живые родители и обстановка полутора комнат. Для героя Санаева детство, наоборот, ужасная пора жизни, наполненная страхами, скандалами и ругательствами бабушки.

Употребляемые слова передают характеристику психологического состояния ребенка.

  1.  Особенность речи героев

Преимущественно герои в произведениях лишены дара речи. Характеристику им дает сам герой/автор. Наделены репликами только герои произведений Бродского и Санаева. Это было сделано для создания достоверной характеристики героев, которая не изменяется под воздействием авторского восприятия.

  1.  Авторские языковые характеристики героев

В той или иной степени все авторы стараются быть точными в своих оценках. К концу века появляется некоторая краткость в изложении, персонажи могут характеризоваться только по какому-либо одному(двум) главным на взгляд автора качествам. В произведениях начала века автор старался подробно описывать внешность и характеры персонажей.

  1.  Выбор синтаксических конструкций

В начале века произведения отличались большим количеством описаний, рассуждений. Поэтому авторы употребляют сложноподчиненные и бессоюзный сложные предложения с вводными словами и конструкциями, обращениями, риторическими вопросами, восклицаниями. Придаточные предложения при сложноподчиненных предложениях чаще изъяснительные и определительные.

В середине и в конце века (особенно) появляется тенденция к краткости. Авторы не используют развернутых описаний. Реже используются вводные слова. Предложения становятся короче.

Употребляются и односоставные предложения. Рассуждения в большом объеме встречаются только в эссе. Часто используются диалоги (Санаев). Возможно, таким образом создается эффект недосказанности.

  1.  Степень представленности автора в тексте

Бунин близок к Улицкой – оба они больше обращены внутрь себя, нежели к читателю, заняты анализом личных воспоминаний. Различные взгляды на повествование могут представлять Галич и Санаев. Своеобразная игра с читателем, где найти единственно верное мнение невозможно. Искажение достигается посредством введения множества точек зрения.

В  итоге сопоставительного анализа произведений  нами была подтверждена гипотеза исследования: особенности памяти и «автобиографизма» в романах русских писателей на протяжении ХХ века имеют существенные отличия, продиктованные не только личностными особенностями писателя, но и духом времени, тенденциями в развитии литературы.

Мы можем утверждать, что произведения начала века характеризуются большим вниманием к окружению героя, к его личностным переживаниям происходящих событий. Происходящие события зачастую близки для автора, описываются им подробно. Герой в своих воспоминаниях зачастую обращается к самому близкому человеку – матери.   Возникновение памяти связано с проявлением самосознания ребенка, является отправной точкой повествования. Воспоминания часто связаны с природными циклами; из воспоминаний могут составляться «мозаики».  Авторы часто обращаются к исторической памяти. Также для произведений начала века свойственно частое употребление сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений; в тексте много описаний и рассуждений.

Авторам середины века присуща тенденция избегать описаний близких людей. В романах не так важна событийная сторона, сколько отношение героя к произошедшим событиям. Автор может исключать из текста оценочные суждения, позволяя читателю самому осмыслить происходящее. Используется воображение героя как способ преодоления пространственных границ. В произведениях отсутствует историческая память, не так важна ассоциативность памяти. У каждого писателя свои ассоциации с детством и детскими воспоминаниями. Это может служить характеристикой детства героев.

В романах конца века семья уже не играет большой роли. Уходит понятие семьи как социального института. Возвращается тенденция к раскрытию личных переживаний героя. Образ повествователя усложняется, одновременно в тексте могут говорить взрослый человек и ребенок. Романам присуща фрагментарность, деление на главы, что позволяет автору включать в повествование размышления и собственную оценку. Синтаксические конструкции в таком случае упрощаются, на место развернутых предложений приходит диалог.

Материалы нашего исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике.

Литература

  1. Бунин, И.А. Легкое дыхание: рассказы; повести; роман / Иван Бунин. – М.: Эксмо, 2013. – 640 с.;
  2. Бродский, И.А. Полторы комнаты. Эссе. М.: 1991. – 24 с.;
  3. Галич, А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. Предисловие А. Шаталова. – Л.: Музыка, 1990. – 320 с.;
  4. Набоков, В.В. Другие берега: Сборник. – Л.: Политехника, 1991. – 400с.;
  5. Санаев, П. Похороните меня за плинтусом. М.: АСТ, 2009. – 288 с.;
  6. Улицкая, Л. Священный мусор. М.: Ред. Елены Шубиной, 2012. – 480 с.
  7. Коковина, Н.З.  Жанровые особенности «Пошехонской старины» М. Е. Салтыкова-Щедрина // «Ученые записки». 2014.  №1. С. 44-47;
  8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Какую роль играет совесть в жизни человека сочинение преступление и наказание аргументы
  • Какую роль играет предметная деталь в рассказе приключения шариковой ручки ответы
  • Какую роль в финале рассказа играют описания дьявола следившего со скал гибралтара
  • Какую роль в рассказе м горького старуха изергиль играет образ повествователя
  • Какую роль в рассказе играют описания природы смены дня и ночи по произведению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии