Значение описания смены дня и ночи
«Бежин луг» — один из самых увлекательных и интересных рассказов Ивана Сергеевича Тургенева. Он входит в знаменитый цикл «Записки охотника». Главный герой рассказа заблудился поздним вечером после удачной охоты. Он долго блудил по незнакомой ему местности. Тем временем вечерело. Приближалась грозовая туча. Наконец, автор вышел на поляну, которую местные называли Бежин луг. Там толпа ребятишек пасла табун лошадей. Рассказчик присоединился к ребятам. Они сидели вокруг костра и рассказывали друг другу разные истории. С наступлением ночи эти истории становились все более страшными. Рассказывали разные истории, в которых реальность смешивалась с вымыслом и небылицами. В темноте эти истории казались правдивыми и очень-очень страшными.
Тургенев большое внимание уделяет описанию природы и смене дня и ночи. Днем все расцветает. Все кажется веселым, светлым и радостным. Днем ничего не страшно, а ночью те же самые места навевают огромный беспричинный ничем не объяснимый страх.
Описание дня и ночи имеет важное художественное значение.
- помогает читателю понять и проникнуться чувствами автора;
- навевает особую атмосферу, которая присутствовала во время ночной посиделки рассказчиков;
- помогает сделать психологический контраст между человеческим восприятием одних и тех же событий, происходящих в разное время суток, в разных погодных условиях.
Символизм в произведении
- В произведении Тургенева «Бежин луг» тьма, ночь символизируют все темное, страшное.
Показывают как обостряются людские страхи с наступлением ночи, приближением тьмы. Одни и те же события и истории днем не произвели бы такого ужасающего впечатления. Над ними можно было бы только от души посмеяться. Ночью все кажется более серьезным и глобальным, оживают человеческие страхи и фобии.
- Утро и день наоборот символизируют, что их наступлением страхи, темные силы, фобии и прочая нечисть отступают. Настает время торжества добра, мира, справедливости, радости.
Эти ночные посиделки навсегда остались как приятные воспоминания в памяти главного героя.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 190-192
И. Тургенев «Бежин луг»
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали ещё одно произведение Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?
Мне очень понравился этот спокойный и местами таинственный рассказ. Особенно мне понравились рассказы мальчиков. В них слышатся суеверия, которые бытовали среди простого народа, но в то же время они полны скрытого юмора.
Так же мне понравилось описание пейзажа, природы, которое заставляет почувствовать себя на Бежином лугу, увидеть ту красоту, которая восхитила автора.
2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?
Тургенев называл эти рассказы поверьями: «Ильюша лучше других знал все сельские поверья».
Я тоже думаю, что эти рассказы являются поверьями. Ведь россказни — это выдумки, сказки, придуманные самим рассказчиком, а предания основаны на исторических событиях.
Здесь же мы имеем дело с бытовавшими в определённой местности поверьями, народной верой в нечто странное.
3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затеняет заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.
Я не согласна с этим мнением.
Тургенев очень подробно описывает природу, но именно эта тщательность помогает лучше представить местность, в которой происходит действие рассказа. А через описание природы понять чувства и настроение героев. Например, фраза «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь» передаёт мистическое настроение, охватившее героев, объясняет, почему они с таким воодушевлением рассказывают страшные истории.
Немало в создании настроения рассказа помогает и описание воздуха: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая томительный сладкий запах». Сама природа заставляет человека стать романтиком, фантазировать и удивляться окружающему миру. И создать это ощущение единения с природой не вдаваясь в мелкие детали просто невозможно.
Творческое задание
Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Из рассказа «Бежин луг» мы можем узнать о красоте русской природы, о бескрайних просторах, лесах и полях, в которых так легко заблудиться.
Из него можно узнать о простых русских людях, их душе, их мечтах и мировоззрении. Из этого рассказа мы узнаём, что с самого детства крестьяне живут в волшебном мире природы, полном мистических чудес. Оттого они и смотрят на окружающий мир как на живой, боготворят его, любят родную землю. Они едины с природой и в этом их сила, в этом их счастье. И как бы не был тяжёл крестьянский труд, окружающая людей природа дарит им новые силы и новую надежду, не даёт им впасть в тоску и уныние.
В этом сила русских людей и всей страны — в нашем постоянном единении с природой.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?
На иллюстрациях А. Пахомова мы видим Федю, Павлушу, Ильюшу и Костю. Федя солидный, богато одетый, у его ног свернулась собака. Павлуша — проказливый, со всклоченными волосами, он деловито помешивает картошку. Ильюша и Костя сидят рядом, это простые деревенские ребята. Ильюша в войлочной шапочке. Ваня нарисован отдельно. Он лежит под рогожей, за ним видны кони.
Я примерно так себе и представляла этих героев.
На этюде Дмитриева мы видим самого Тургенева. Его облик нам хорошо известен. Он стоит где-то в лесу. Но пейзаж этюда какой-то мёртвый, а не волшебно-живой, как в рассказе.
Совершенствуем свою речь
1. Опираясь на описание Бужина луга у Тургенева и впечатления Смолникова попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином Луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры использованные Тургеневым.
Бежин луг находился на равнине возле реки, рядом с высоким и почти отвесным обрывом. В ночи было трудно что-то рассмотреть, но виднелись смутными пятнами далёкие холмы и леса. В реке иногда плескалась рыба и по берегу слабо шумел тростник.
Над лугом царственно стояла ночь, звёзды текли, непрерывно мерцая, по направлению Млечного пути.
А утром под золотыми потоками горячего солнца зажглись лучистыми алмазами крупные капли росы.
2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?
Описания природы помогают автору создать настроение. Блуждания автора во мраке, поиски пути, символизируют опасность. Особенно ярко это заметно, когда автор застыл на краю обрыва, едва не упав с него.
Ночь — время таинственное и она наполнена рассказами мальчиков. Она символизирует тайны природы, которые человек не может постичь.
Утро, рассвет — это время пробуждения природы, а человек забывает ночыне страхи. Они символизируют рождение нового дня надежды, мирной и счастливой жизни.
3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?
Самые интересные рассказы были у Ильюши. Он рассказал про домового и про барашка на могиле. Эти рассказы полны таинственности, они характеризуют Ильюшу как мальчика впечатлительного, с богатой фантазией.
Костя тоже рассказал занимательную и таинственную историю про русалку. Было видно, что он сам побаивается своего рассказа. Это тоже очень впечатлительный мальчик.
Павлуша рассказал смешную историю про Тришку. Его рассказ был спокойным и неторопливым, да и сам мальчик обстоятельный, практичный, не склонный к излишним фантазиям.
4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.
Пример характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг» можно прочитать, перейдя по ссылке.
Фонохрестоматия
1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?
Начало отрывка описывает ночь. Актёр читает этот момент негромко, словно усталым голосом. Странные ночные звуки пугают мальчиков.
Утренний пейзаж иной. Его описание актёр читает радостно, восторженно. Кончилась ночь и вместе с ней ушли ночные страхи.
3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.
Костя: робкий, пугливый, в его голосе звучит страх. Он искренне верит в свои рассказы. Это тихий, очень впечатлительный мальчик, с большими глазами.
Павлуша: спокойный, всё знающий, его ничто не пугает, но он склонен к насмешкам.
Ильюша: громкий, самоуверенный, проказливый.
Федя: насмешливый, считает себя взрослым и поэтому свысока относится к рассказам других мальчиков. Он старательно скрывает свой страх.
Ваня: маленький, романтичный, любуется звёздами. Он тихий, неуверенный в себе, даже робкий. Любит свою сестру.
0
Какую роль в рассказе «Бежин луг» играют описания природы,смена дня и ночи?
Как вы думаете, что символизирует тьма, ночь и рассвет,утро?
2 ответа:
3
0
История начинается с описания июльского дня; помимо чисто эстетического удовольствия от созерцания описанных Тургеневым картин природы, читатель через наблюдения за облаками, солнечным светом, деревьями и цветами, насекомыми и животными четко улавливает малейшие изменения в настроении автора, описывающего их.
**
Возвращаясь домой после удачной охоты, рассказчик сбивается с дороги; наступает ночь и мы видим, как перед нашими глазами проплывают бесконечные поля, темный лес, горящий где-то вдали костер, а перед ним — группа мальчиков, восторженно обсуждающих волнующие их темы. Природа замерла, сменив жаркий день на прохладную ночь, а реальность — на вымысел. Именно ночью такой знакомый и близкий нам мир становится призрачным, почти нереальным.
При свете мерцающего в темноте костра истории, рассказанные мальчиками, приобретают какой-то тайный, сакральный смысл. Недаром в конце рассказа мы узнаем, что один из мальчиков вскоре после описанных событий умирает.
Природа в «Бежином луге» как будто дразнит читателя, слегка приоткрывая завесу великой тайны — тайны человеческой жизни.
3
0
В рассказе «Бежин луг» Тургенев очень много времени уделяет описанию природы. Он хочет донести до читателя полностью ту картину, какую испытывает и видит сам рассказчик.
Описание природы вокруг, играет значительную роль. Это способствует понять и ощутить те чувства, которые испытывают рассказчики. Ведь именно окружающая природа Бежина луга побуждают ребят именно к таким рассказам. Описание природы как бы дополняет историю ребят (можно сравнить ее как музыку в рекламе, служащую фоном).
Смена дня и ночи олицетворяет настроение автора, его поведение.
В начале рассказа ранним утром рассказчик начинает охотиться на тетерева. Автор показал, как он наслаждается удивительными пейзажными видами, настроение отличное, герой настрелял много добычи.
Далее рассказчик понимает, что заблудился. Сразу заметно, как меняется вокруг природа. Трава очень густая и высокая, по которой ходить «жутко», появляются летучие мыши. Это все как будто подталкивает читателя к ощущениям тревожности и даже сопереживания охотнику.
А далее наступает ночь, и Тугренев пытается донести до читателя через описание пприроды то, что испытывает заблудившийся охотник:
Стоит сказать, что автор практически не пишет, что рассказчик устал, испуган и что испытывает. Все состояние охотника он передает описанием природы вокруг.
Как только рассказчик встречает на Бежином луге ребят у костра, природа вновь меняется. Небо уже таинственное, звуки вокруг тоже воспринимаются спокойнее.
<hr />
Я думаю, что тьма, ночь и рассвет и утро символизируют в рассказе «Бежин луг» смену настроения, тревоги и страха на спокойствие, надежность, уверенность.
Вот еще одна версия:
Читайте также
Французская писательница Жорж Санд очень ценила творчество Тургенева, дружила с писателем и даже в письмах называла его не иначе как «учитель». Она считала, что образы России, созданные Тургеневым в его «Записках охотника» помогают лучше понять эту страну.
Тургенев был великим певцом русской природы, он восхищался ее красотами и находил множество красивых слов для ее описания. Не зря в рассказе «Бежин луг» столько времени автор уделяет именно описанию природы. Бескрайние просторы нашей родины автор умудрился показать через свои блуждания по ночным полям, которые представлялись ему бесконечными.
Но не только природу описывал в своих рассказах Тургенев. Он создал целую галерею образов простых русских людей, раскрыл их внутренний мир, обнажил их чувства и через это показал ту самую русскую душу и характер, которые для иностранцев кажутся загадочными.
Например мальчики из рассказ «Бежин луг» показаны очень простыми и доверчивыми, готовыми оказать гостеприимство любому встречному, они очень доверчивые и вместе с тем уже наученные жизнью. Они — это обычные дети крестьянской России, которая с такой любовью показана Тургеневым.
Художник Пахомов довольно точно показал ребятишек на ночном лугу, которых описал Тургенев в рассказе «Бежин луг». Я узнаю на них и мальчика Федю, сына какого-то помещика или дворянина, одетого красиво и тепло, и деревенских мальчишек Павлушу, Ильюшу, Костю и самого маленького Ваню. Эти ребята одеты в простую деревенскую одежду, некоторые в шапки, из под которых торчат косичками волосы.
Рядом с ребятами мы видим силуэты коней, собак, костер, который они жгли почти всю ночь.
Места правда не показаны, но мне кажется мы сами должны придумать широкий, бескрайний в одну сторону луг, который с другой стороны ограничен довольно высоким холмом.
Бежин луг в одноименном рассказе Тургенева — это не просто место, где происходят описанные в произведении события. Это некий символ, символ единения человека и природы. И описывая природу в этом рассказе Тургенев описывает одновременно и характеры своих героев, позволяет лучше понять их.
Именно на это указывает в своих воспоминаниях Смольников.
Каким же предстает перед нами Бежин луг в описании Тургенева?
Рассказчик видит его поздним вечером, залитым темнотой. Он больше угадываем, чем замечает высокие травы и далекую стену деревьев, чьи кроны выделяются на фоне ночного неба.
Свет костра делает ночные тени пугающими и навевает особое настроение у героев рассказа. Не будь рядом Бежиного луга, их рассказы не казались бы такими страшными и красивыми одновременно.
Звездная ночь придает особое очарование картине. Рассказчик любуется тонким месяцем, яркими звездами, млечным путем.
А утром он сравнивает росу на траве с алмазами, настолько ярко в ней отражается золотистый солнечный свет.
Что ж, давайте подумаем какую картинку можно нарисовать в качестве иллюстрации к рассказу Тургенева «Бежин луг». Основные события в этом рассказе разворачиваются ночью на лугу, когда автор встречается с деревенскими ребятишками и проводит ночь в их компании. Ребята сторожат коней, они в ночном. Автор слушает рассказы ребят, ярко горит костер, где-то в темноте бродят кони, тишина и красота звездного неба над головой.
Словесная картина у нас получилась, остается только перенести ее на бумагу.
Сделать это можно например так:
Конечно, не все владеют карандашами или кистями одинаково, поэтому иллюстрация может оказаться и более простой, например такой:
Или даже такой:
Герои рассказа Тургенева «Бежин луг» очень разные. Их объединяет пожалуй только общее дело и возраст. Хотя как раз самый младший из них, Ваня. все время спит, ему примерно лет десять.
Ребята постарше много разговаривают. Они рассказывают друг другу страшные истории. И здесь больше всех отличаются Ильюша и Костя, которые и историй знают больше, и рассказывают их с такой верой, что сразу становится понятно, что эти маленькие романтики верят во всех страшных существ и страшные случаи.
Павлуша часто вставляет в разговор слова «Вишь ты» которые говорят о том, что конечно ему интересно, но в правдивости историй он сомневается. Это действительно маленький взрослый.
И наконец Федя больше переживает за еду, но и разговор о страхах поддерживает. Он вероятно самый образованный из мальчиков и слушает своих друзей снисходительно.
Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?
Думаю, что рассказы мальчиков можно назвать поверьями или суевериями. Сам Тургенев называл их поверьями: “— Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…”
3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.
Я думаю, что детализация и щедрость красок не затемняют главное, а дополняют общую картину, делают ее целостной. Описание природы, внешности мальчиков помогает прочувствовать ту атмосферу, которая царит в их лагере. Даже описание звуков дается автором неслучайно, они создают таинственность и мистичность:
“Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься — и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…”
Творческое задание
Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Из этого произведения можно многое узнать о России, а именно, о природе нашей страны, о бескрайних лугах и дремучих лесах, о жизни простых людей, об их занятиях (рассказ о фабрике, о псаре). Из рассказа мы также узнаем о сельских поверьях, традициях, передающихся из поколения в поколение.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?
Героев рассказа я представляю именно так, а пейзаж немного по-другому. На мой взгляд, у И.Тургенева описание пейзажа очень красочное, сочное, подробной, и художникам очень сложно передать такие колоритные картины природы.
Совершенствуйте свою речь
1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.
Бежин луг представлял собою огромную равнину. Широкая река огибала её полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм спускался почти отвесным обрывом; его громадные очертанья отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…
2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?
Описания природы в этом рассказе помогают нам лучше ощутить ту атмосферу, понять чувства и эмоции мальчиков и автора. Тургенев показывает связь человека с природой, как наступление ночи и темноты меняются мысли мальчиков. Они начинают рассказывать страшные истории, сельские поверья про домовых, русалок, водяных. Наступление ночи ассоциируется с чем-то таинственным, неизведанным, нечистым. Утро и рассвет разгоняют всю тьму и нечисть, свет снова одерживает победу над тьмой, жизнь продолжается, полная ярких красок лета.
3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?
Все рассказы мальчиков связаны с какой-то нечистой силой, с сельскими поверьями. Но они отличаются и трактовкой и содержанием. Самый опытный рассказчик — Илья. Он рассказывает всегда с увлечением и верой. Мне был наиболее интересен рассказ о встречи с домовым на фабрике.
4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.
В рассказе Тургенева сельские предания рассказывали Илья и Костя.
“Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши.”
Илюша самый осведомленный мальчик в сельских поверьях. Из его рассказы про домового мы узнаем, что он в свои двенадцать лет с братом работает на фабрике:
“— А он у вас где водится? — спросил Павлуша.
— В старой рольне.
— А разве вы на фабрику ходите?
— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.
— Вишь ты — фабричные!..”
Второй рассказчик — Костя, мальчик лет десяти, с задумчивым и печальным взором. “Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.”
Его рассказ о русалке и Гавриле плотнике грустен, как и он сам. Мы видим, что Костя по-настоящему верит и боится всей этой нечисти, но надеется на Бога:
“Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест..”