Рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо», написанный в 2003 году, возвращает нас к традиции святочных рассказов, начатой еще в 1840 году. Эта традиция предполагает особую смысловую структуру рассказа, начинающуюся с аллюзии на ад и заканчивающуюся попаданием героя в рай. В рассказе Уликой, пропитанном духом материализма, это тоже присутствует. Ее рассказ возвращает нас в послевоенное время, но заставляет задуматься о становлении и преображении души в результате чуда. По традиции святочных рассказов, дело в них происходит в канун Рождества. Здесь же автор выбирает канун Дня Октябрьской революции, что символично для эпохи СССР, и наделяет этот день всеми необходимыми для святочного рассказа мистическими атрибутами: в рассказе имеется образ идущего снега, который и дает ощущение чуда, образ света, который дает ощущение рая и перерождения.
Сюжет рассказа «Капустное чудо»
Сюжет рассказа незамысловат и очень прост. Главными героями рассказа являются две девочки, Ольга и Авдотья, которые в результате Великой Отечественной войны остались без родителей. Отец их умер на фронте, мать умерла спустя год, а сами девочки попали к их дальней родственнице, Ипатьевой, которая, хоть и заботилась о них, относилась к ним без теплоты и без привязанности.
При этом девочки помогали женщине и делали всю работу по дому: ей самой, в силу ее возраста, это давалось уже тяжело. Завязка рассказа начинается в тот момент, когда девочки идут купить капусту. У них есть лишь десять рублей, и этого должно хватить, но, пока девочки идут к фургону, купюру они теряют: она вываливается из дырки в кармане, и там остается только свернута бумажка с изображением ухмыляющегося японца. Эта бумажка как будто насмешка над девочками, которые не могут вернуться домой, ничего не купив, и очень из-за этого переживают.
Но судьба распорядилась иначе: девочкам везет и из уезжающего фургона выпадают два кочана капусты. И это чудо для девочек – всего лишь символ. Еще одно чудо случается в это день с Ипатьевой, которая к концу рассказа также видит и чувствует это чудо, но для нее этим чудом становятся сами девочки, в которых она наконец смогла разглядеть не просто детей, а чистые и невинные, искренние и любящие души. В то же время, хоть на первый взгляд произведение и кажется завершенным, финал рассказа все равно остается открытым.
Смысл произведения «Капустное чудо»
Произведение одновременно обращается к материализму и к религиозности, наполняя привычно материальный мир ощущением нематериального, мистического и сакрального, незримо присутствующего в рассказе. Вещи в этом рассказе обретают душу и жизнь даже бумажная десятка «обижается», выскальзывая из кармана главной героини. Весь мир в рассказе является отражением концепции ада и рая из традиционных святочных рассказов, но в этом произведении мистика присутствует незримо и неуловимо, остается лишь легким ощущением ожидания какого-то чуда. И это чудо случается.
В первую очередь чудо – это не счастливое получение девочками кочанов капусты, а то, как преображается вокруг них мир. Отдельным чудом можно назвать то классическое преображение, которое переживают герои в рождественских рассказах обычно, и которое показано и здесь. Ипатова, до этого относившаяся к девочкам холодно, в конце рассказа начинает испытывать к ним теплоту и понимать, насколько у нее славные воспитанницы. И, если для самих девочек чудо – это то, что они смогли достать капусту, то для Ипатовой чудом становятся сами девочки. И, хотя финал остается открытым и непонятно, окончательно ли женщина поменяла свое мнение, хочется верить, что она научится дарить главным героиням любовь и заботу.
Содержание статьи
- Краткое содержание рассказа
- Тема одиночества и сиротства
- Первое чудо
- Мотив ожидания и подмены
- Счастливый случай
- Видео: «капустное чудо» (10+)
- Видео: Рассказ Людмилы Улицкой «капустное чудо» читает Оксана Леонова
- Религиозная тема
- Видео: Л. Улицкая «Капустное чудо». Читает — Братченко Ольга
Мотив чуда, вырастающего из повседневной жизни, задан заглавием рассказа — «Капустное чудо».
Рассказ позволяет очертить контуры поэтики всего цикла «Детство 49». Оставаясь верной реалистической традиции и выстраивая текст на бытовых реалиях, Л. Улицкая поднимается над бытом, чему способствует подключение первого текста цикла, а через него и остальных рассказов, к традиции жанра святочного рассказа. «Капустное чудо» позволяет увидеть собственный почерк Л. Улицкой в развитии названного жанра.
Краткое содержание рассказа
В поэтике святочного рассказа определяющую роль играет наличие чуда.
Тема одиночества и сиротства
Начало рассказа вводит мотив темноты: очередь у овощного ларька, к которому за капустой отправлены две маленькие девочки, сестры Дуся и Ольга, оказывается «беспросветно-темной» (145), а ноябрьское утро — «сумрачным и хмурым» (145). Мотив темноты поддерживается мотивом холода: Дуся сжимает десятирублевую бумажку «замерзшими пальцами» (148), девочки «продрогли» (149), в стремлении согреться они «тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами» (148).
Мотив темноты и холода развивает тему сиротства: девочки остались сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери и теперь живут у двоюродной бабушки, к которой их привезли «в конце сорок пятого года, вьюжным вечером почти ночью» (146).
Первое чудо
Это время, которое заставляет вспомнить о традиционном святочном рассказе, и хотя основное действие развивается в ноябре 1949 г. (в «Капустном чуде», как и в других текстах цикла, хронотоп нелинеен), но «вьюжный вечер» 1945 г. подарил сиротам первое чудо: Ипатьева, которая поначалу оставила девочек у себя «без большой радости» (146), через несколько дней принимает непростое для себя решение приютить сирот («Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали» (147)).
Безусловно, это «чудо» имеет вполне реалистическую мотивировку (как и остальные события рассказа) и обусловлено простым человеческим чувством — жалостью к ближнему и слабому, но, как это часто бывает в произведениях Л. Улицкой, здесь сквозь быт просвечивает бытие, а потому вполне обыденные действия человека (разогреть кашу, отвести сирот в баню, чтобы избавить от вшей и т. д.) обретают глубинный, общечеловеческий смысл, постепенно уточняя концепцию мира и человека Л. Улицкой.
В первые дни в доме Ипатьевой «девочки испуганно жались друг к дружке» и «молчали» (146), не разговаривая даже между собой («бессловесность» как знак спящей, замерзшей души). Отогревшись телом (после бани Ипатьева укладывает девочек спать в свою кровать — мотив материнства, столь характерный для прозы Л. Улицкой), девочки оживают и душой, начиная разговаривать сначала между собой, а потом и с Ипатьевой, «которую стали звать бабой Таней» (147).
Обретение слова и обретение имени «старухой» (примечательно, что знакомство с ней читателя начинается с упоминания фамилии и прозвища — Слониха) становится важным шагом в установлении гармонии внутри вновь созданной семьи. Интересно, что только ее представители наделены именами (девочки Дуся и Ольга, баба Таня), остальные же персонажи именуются либо по фамилии (подруга Ипатьевой Кротова, в ситуации общения с которой героиня также именуется по фамилии), либо вовсе лишены имен, но наделены какой-то внешней типической чертой («краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды», «темнолицая женщина из очереди», «одноглазый старик», просто «кто-то третий» (150-151)).
Так через номинацию персонажей намечается противостояние «духовное — бездуховное». Обретенная Ипатьевой на старости лет семья превращает ее в бабу Таню, а ее дом — в островок уюта и тепла.
Мотив ожидания и подмены
История появления девочек в доме Ипатьевой дана в ретроспективе. В настоящем же времени в центре внимания оказывается поход к ларьку за капустой, который занимает целый день — с утра («Позднее ноябрьское утро уже наступило…» (145) в начале рассказа) до вечера («стемнело» (151), «темнота» (153) в финале). И в этом сюжете акцентирован мотив ожидания. Девочкам сначала приходится ждать, когда капусту привезут, затем — когда разгрузят, выстоять длинную очередь, переждать обеденный перерыв. Мотив поддерживается на стилевом уровне: предложения становятся короткими, актуализируется лексика с временной семантикой.
Мотив ожидания подготавливает к развязке бытового сюжета: ожидание кажется столь томительно долгим, что надежда на покупку капусты становится призрачной. И действительно, купить капусту девочкам не суждено. Будучи мастером деталей, Л. Улицкая дважды фиксирует внимание читателя на дырке в кармане Дуси, куда проваливается выданная Ипатьевой на капусту десятирублевая бумажка. Дуся же, ничего не подозревая, замерзшими пальцами сжимает лежащую в том же кармане картинку с желтозубым японцем (мотив подмены).
И когда наконец девочки добрались до заветного окошечка, оказывается, что денег нет. И отчаянный крик Дуси «Тетенька! Я деньги потеряла!» (150) становится кульминацией бытового сюжета, варианты развязки которого «подсказываются» окружающими: взять еще денег у мамы, поискать потерю, просто уйти ни с чем. Однако Л. Улицкая завершает повествование по-своему.
Счастливый случай
Потеря денег как будто старит девочек. В тексте вместо имен появляется новая номинация — «две сгорбленные девочки» (151), которые совершенно по-взрослому размышляют о том, как им теперь жить дальше. И вдруг в их жизнь, казалось бы, непоправимо нарушенную, врывается чудо: прямо к их ногам из резко вильнувшей на повороте машины, груз которой подан в сказочном ореоле — он сверкает «бело-голубым сиянием» (152), — вылетают два огромных кочана.
Этот момент становится кульминационным в развитии бытийного сюжета. Конечно, «чудо» имеет вполне реалистическую мотивировку, но оно вполне заслужено девочками, их незлобивостью, кротостью, вниманием к ближнему своему (показателен в этом плане диалог о валенках, которые так бы не помешали озябшим героиням: валенки остались дома, потому что на них спит кошка — ее покой сестры не решились тревожить).
Случившееся — это скорее удачное стечение обстоятельств, счастливый случай (одноименный рассказ есть в цикле), но именно он дает возможность увидеть изменения, произошедшие с центральными героями. На внешнем уровне это проявляется в том, что в уставших и отчаявшихся девочках пробуждается энергия, и они ловко придумывают, как доставить тяжелые кочаны домой. На уровне стилистики этому соответствует преобладание в тексте глаголов совершенного вида, которые позволяют показать действие как завершенное во времени (ранее преобладали глаголы несовершенного вида, что вполне соответствовало временной растянутости действия).
Но важнее оказываются изменения в сфере человеческих чувств (нравственный урок — обязательная составляющая святочного рассказа): Ипатьева, которая вначале «думала большую думу» (147), пытаясь решить, оставлять ли девочек у себя, теперь не может найти себе места, страдая от того, что девочки пропали: «Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них?» (153). Искреннее переживание за судьбу девочек сотворило с Ипатьевой маленькое чудо: она дважды «сбегала к ларьку» (153), хотя в начале повествования упоминается, что ее «ноги еле ходили» (146).
Такая духовная метаморфоза и становится идейной осью рассказа. И именно эта метаморфоза, чудо гармонизации человеческих отношений, оказывается в рассказе важнее сюжетного действия. Интересно, что к ногам девочек из машины выпали два вилка, при этом один «распался надвое» (152). Три единицы, засунутые девочками в один мешок. И в этом вполне бытовом действии мерцает бытие, как это часто бывает у Л. Улицкой: целый вилок — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, общий мешок — общая судьба, одна семья на троих. Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности.
Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины личности (вновь мерцание бытийного в бытовом предмете). И, конечно, капуста и дети рядом с ней рождают стойкую ассоциацию с фразой «в капусте нашли», объясняющей появление ребенка на свет. В каком-то смысле Ипатьева действительно нашла своих девочек, свою семью в капусте. Она не знает, что девочки вернулись, что принесли капусту, что ждут ее дома; их потеря, мотивированная походом в ларек, дала ей возможность осознать всю глубину своих чувств по отношению к ним.
Однако финал рассказа открыт, что на синтаксическом уровне маркировано многоточием. Метаморфоза состоялась, но никто не знает, что ждет эту семью впереди.
Видео: «капустное чудо» (10+)
Как и писатели-реалисты конца XIX — начала XX века, Л. Улицкая не приурочивает действие к рождеству, рассматривая чудо как случай и сосредотачивая внимание на послевоенном быте и ежедневных действиях человека.
Однако сквозь быт постоянно мерцает бытие, а «чудо» оказывается наградой человеку за всю его жизнь, пусть даже пока такую коротенькую, как у героинь рассказа, при этом «чудеса» у Л. Улицкой множатся, переплетаются, выстраивая картину мира, нормальным состоянием которого является гармония — как в мире семейном, так и в «большом» мире.
При этом самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь.
Видео: Рассказ Людмилы Улицкой «капустное чудо» читает Оксана Леонова
Рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо» входит в сборник под названием «Детство-49», в котором основной тематикой являются истории о детях послевоенного времени.
Надо отметить, что на протяжении всего повествования рассказ ведется от первого лица, события прошлого, детали быта описаны глазами ребенка.
Религиозная тема
Улицкая предельно конкретизирует пространственно-временной аспект сюжета. Перед читателем рисуется ноябрьский послевоенный день. Тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника указывают на то, что события происходят как раз после праздника Великой Октябрьской революции (7 ноября). Одежда, быт и длинные очереди за продуктами позволяют восстановить характерную для того исторического периода обстановку и дух самой эпохи с максимальной точностью и достоверностью.
Примечательно, что автор трансформирует один из центральных признаков жанра – календарную приуроченность события к дням Святочной недели. Тем самым автор размыкает временные граница жанра, усиливая мотив чудесного: чудо свершается в исторических и бытовых условиях, которые противоречат и законам жанра, и читательским ожиданиям. Чудо возникает вопреки обывательским штампам и исторической логике.
Видео: Л. Улицкая «Капустное чудо». Читает — Братченко Ольга
Быль и чудо переплетены в произведении Л Улицкой. Исследуя текст, выявите элементы чудесного, прочитайте эти примеры.
Тема: «Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо» (урок внеклассного чтения в 6 классе)
Цель урока: познакомиться с именем современной писательницы Л. Улицкой , развивать умения творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания
Задачи урока:
-
Общеобразовательные:
-
повторить «Модель работы читателя с текстом», роль прогноза, установки и диалога с текстом;
-
познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой
-
путём анализа произведения Л. Улицкой «Капустное чудо» углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев).
-
Развивающие:
-
совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.
-
Воспитательные:
-
воспитывать читательскую позицию;
-
воспитывать гуманное отношение к человеку, чувство сострадания и сопереживания.
Ход урока:
-
Организационный момент (Приветствие).
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1 стадия – ВЫЗОВ
Канал «В гостях у сказки»
— Ребята, а вы любите сказки? Почему? ( Добро побеждает зло, совершается чудо)
— В названии рассказа, с которым мы будем сегодня работать, тоже есть слово «ЧУДО». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
«Сосуд ассоциаций» (прикрепляется на доске)
Ч
удо
неожиданное счастье
Мистика
фантастика диво волшебство
— Второе слово вы узнаете, если отгадаете загадку: «Сто одежек, и все без застежек» (Прикрепляется рисунок капусты)
— Что вы представляете, когда вы слышите это слово?
— Предположите, как может называться рассказ? ( Учащиеся высказывают свои предположения)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом Людмилы Улицкой «Капустное чудо». (Слайд 2)
— Удивило ли вас название?
Виртуальное справочное бюро: (Слайд 3)
Прием в литературе, соединяющий в одном художественном образе два понятия, противоречащих друг другу, называется оксЮморон, еще его называют «остроумная глупость»
— Для чего? (Чтобы заинтересовать читателя)
— Ребята, мы с вами не раз говорили, чем урок литературы отличается от урока чтения. Кто может напомнить нам основное отличие. (На уроках литературы мы не только читаем литературный текст, но и разбираемся в его глубинном смысле, определяем позицию автора и понять, ради чего он создал это произведение, какими мыслями с нами хотел поделиться).
— Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем заниматься именно этим.
Несколько слов об авторе этого загадочного произведения. (Слайд 4)
— Людмилу Улицкую считают одной из самых читаемых отечественных писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий. Её произведения переведены на 20 языков. Рассказ «Капустное чудо» входит в цикл произведений Л.Улицкой под названием «Детство – 49». В этом сборнике отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было 6 лет. Книга была написана ещё в 80-х годах прошлого века, но была опубликована только спустя 20 лет в 2003 году. Кроме названных рассказов в данный цикл входят ещё 5 рассказов: «Бумажная победа», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай».
— Заголовок называют «входной дверью» в текст, а внимательный читатель никогда ее не минует.
— Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким странным названием — «Капустное чудо»… ?
— Настало время познакомиться с рассказом.
2 стадия — ОСМЫСЛЕНИЕ
Чтение 1 фрагмента
Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой.
Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро. Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок — для капусты.
— Возьмите, сколько унесете, — велела она им, — и морквы с килограмм.
Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами — легко и без принуждения.
— Есть что-то чудесное, волшебное в этой части рассказа?
— Как вы думаете, какое чудо может произойти дальше?
Чтение 2 фрагмента
К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала — привезли, мол, на мою голову…
Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.
Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.
— Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе? (Послевоенные годы, сорок пятый — сорок шестой год).
— Охарактеризуйте это время. (Разруха, сиротство, голодное, трудное время).
— Есть что-то чудесное, волшебное в этой части рассказа?
— Предположите, что может произойти?
Чтение 3 фрагмента
В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезневку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:
— Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали…
А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней. Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол: Ипатьева брала работу — если повезет, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить…
Работа в группах:
Найдите в тексте слова, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.
1 группа — Ипатьева
2 группа — Дуся и Ольга
Ответы учащихся
Дуся и Ольга |
Ипатьева |
Дуся — 6 лет, Ольга — младше |
Старуха по прозвищу Слониха |
Сироты, внучки ее недавно умершей сестры |
Самая близкая родственница |
Испуганно жались друг к дружке, исподлобья смотрели. |
Оставила их у себя, но без большой радости. Бормотала — привезли на мою голову. |
Молчали, только шуршали. |
Не сдать ли в детдом. |
Заговорили сначала между собой, а потом и со старухой |
Повела в баню, уложила спать на свою кровать. |
Стали звать бабой Таней |
Господь с ними, пусть живут. |
— Почему девочки так быстро откликнулись на перемену, произошедшую в их судьбе? (они очень хотят иметь семью)
— Как вы думаете, произошло ли чудо? (Вроде бы, да, произошло. Ипатьева подобрела к девочкам, и, казалось, жизнь в этой семье должна наладиться. Из старухи Ипатьевой, Слонихи она превратилась в бабу Таню)
— Значит, рассказ можно завершить, но Улицкая почему-то этого не делает. Как вы думаете почему? (Наверное, чудо еще не произошло. Да и остается непонятным название рассказа).
Чтение 4 фрагмента
Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты.
Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.
— Большая, а носа вытереть не можешь, — проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Ее замерзшие пальцы не расчувствовали десятирублевку и скатали поудобней в трубочку желтого японца. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.
Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами — ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.
— Надо было валенки надеть, — сказала Дуся.
— На валенках кошка спит, — отозвалась Ольга.
И они замолчали, наговорившись.
Минут через сорок пришел грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.
Наконец сгрузили. Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать.(Слайд 5) Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли. Временами шел не то дождь, не то снег. Платки их промокли, но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную. Стоявшая у прилавка тетка начала шуметь:
— Чего закрываешь, когда только открыли?
Но продавщица цыкнула на нее:
— Обед! — И ушла.
— Какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Почему? (Показан жестокий мир взрослых)
-А как характеризует девочек этот диалог?
Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами — ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.
— Надо было валенки надеть, — сказала Дуся.
— На валенках кошка спит, — отозвалась Ольга.
И они замолчали, наговорившись. ( Автор противопоставляет мир взрослых и миру детей, которые несмотря на перенесенные страдания остались добрыми)
— Есть ли что- нибудь чудесное в этом отрывке? (Оживает десятирублёвка: «измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой»; оживает «картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем»).
Чтение 5 фрагмента
Прошел еще час. Свет стал убывать. Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег. Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твердой даже на вид капусты. От белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее.
Вернулась продавщица. Отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее — вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.
— Тетенька! Я деньги потеряла! — закричала она. — По дороге потеряла! Я не нарочно!
Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:
— Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.
Но Дуська не отходила.
— Дырка у меня! Я не нарочно! — ревела она.
Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.
— Иди, поищи, может, на дороге найдешь, — посоветовала темнолицая женщина из очереди.
— Как же, найдешь, — фыркнул одноглазый старик.
— Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! — сказал кто-то третий.
Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому, причитала:
— Горе ты мое! Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!
Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:
— Куда пойдем…
— В этом отрывке мы вновь сталкиваемся с миром взрослых. Мы слышим голоса людей. Как называется такая форма речи?(Диалог)
— На основе этого диалога составим СИНКВЕЙН, характеризующий мир взрослых.
-Какое будет ключевое слово?
ВЗРОСЛЫЕ
злые равнодушные (безразличные)
оттеснили цыкнула фыркнул
Эй, девочка, отойди в сторону!
РАВНОДУШИЕ (БЕЗРАЗЛИЧИЕ)
— Что заставляет взрослых поступать именно так? (тяжелое послевоенное время, долго ждали в очереди) Оправдывает ли это взрослых? Можно ли так поступать с чужими детьми?
— Почему? Кто должен быть сильнее? Какую важную мысль хочет донести до читателей Улицкая?
— Есть ли мотивы сказочного в этом отрывке? (Снег превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».)
ФИЗМИНУТКА
Дальнейшая работа проходит в группах по методу «Шести шляп мышления». Получив изображение шляпы определённого цвета, задание и лист взаимооценки, в течение 3-5 минут учащиеся обсуждают проблему. Затем организуется выступление групп с последующим предложением «примерить» на себя шляпу другого цвета.
Белая шляпа: Какой мы обладаем информацией? Охарактеризуйте систему образов рассказа.
(Девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью, у Ипатьевой девочки жили уже почти год.1946 год — страна только оживала и отстраивалась после Великой Отечественной войны).
Ипатьева
Дуся и Ольга
Старуха по прозвищу Слониха
Дуся — 6 лет, Ольга — младше
Самая близкая родственница
Сироты, внучки ее недавно умершей сестры
— Найдите портреты героев. (Их нет) Почему? (Главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния)
Красная шляпа: Какие чувства вызвал сюжет? Герои? (Девочки остались сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери).
Жёлтая шляпа: Что положительно в рассказе? Найдите положительные моменты. (Девочки вновь обрели семью в лице бабы Тани)
Черная шляпа: В чем негативные стороны рассказа? Что здесь неправильно?
(События войны, гибель отца на фронте, смерть матери, потеря близких). Мотив темноты и холода развивает тему сиротства: девочки остались сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери)
Зелёная шляпа: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались события, если бы… Предложите свои варианты возможных решений.
Примеры финалов:
-
выгнала из дома;
-
побила и накричала;
-
оставила без ужина;
-
девочки, испугавшись, сами не пошли в дом.
— Теперь послушайте, как Улицкая заканчивает свой рассказ. (Учитель читает сначала первый финал, а затем — второй).
Чтение 6 фрагмента
Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала… Украли? Или отняли? Или еще чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.
Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу: деревенская робость перед машинами все еще оставалась в Дусе. Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки. Девочки стояли. Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз (Слайд 6) — высоко вздыбившаяся над бортом капуста. Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Они крякнули, стукнувшись о дорогу. Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.
Они посмотрели друг на дружку — два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его…
— Как можно назвать то, что произошло? (чудо)
— Рассказ назван «Капустное чудо». Как вы думаете, связано ли заглавие с этой ситуацией?
— Почему именно два кочана и почему один распался надвое?
(Три единицы, засунутые девочками в один мешок. И в этом вполне бытовом действии мерцает бытие, как это часто бывает у Л. Улицкой: целый вилок — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, общий мешок — общая судьба, одна семья на троих. Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности. Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины.)
— Представьте, что это концовка рассказа. На какой жанр прозы он стал бы похож?(на сказку).
— Оставил ли для читателя в этом случае рассказ пищу для размышления?
— Какое еще чудо, по-вашему, может еще произойти?
Чтение 7 фрагмента
Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
— Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчоночки мои… Цыгане свели или кто…
— Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.
— Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.(Слайд 7)
А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…
— Найдите в этом отрывке самые важные, на ваш взгляд, слова. (А я-то, я-то как без них?)
— Вспомните начало рассказа. Какие слова перекликаются с этими? («Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали»).
— Так зачем же к старухе пристали эти маленькие девочки? (Чтобы пришло прозрение, чтобы она увидела мир глазами любви. Увидела и поняла, как это прекрасно, когда есть к кому спешить домой, когда есть те, кто без тебя не сможет, а главное – ты не сможешь без них.
3 стадия — РЕФЛЕКСИЯ
Синяя шляпа: Объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного рассказа? Чего мы достигли? Чему научились? ( Искреннее переживание за судьбу девочек сотворило с Ипатьевой маленькое чудо: она дважды «сбегала к ларьку», хотя в начале повествования упоминается, что ее «ноги еле ходили». Для Ипатьевой это великое чудо: ее девочки живы и невредимы. Более того, она осознала значение Ольги и Дуси в ее жизни. Самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь. Мы ещё раз убедились, насколько важно и нужно милосердие в нашей жизни. Нельзя проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощь. Этот рассказ ещё раз заставляют читателя задуматься об ответственности взрослых за хрупкий мир маленького человека, о том, как важны простые человеческие чувства – любовь, сочувствие, сострадание в процессе формирования личности).
Нахождение проблем (Слайд
В 11 классе по русскому языку пишем сочинение по какой-то проблеме. Этих проблем может быть очень много. Перед вами некоторые из них теперь посмотрите внимательно и скажите, по каким проблемам в качестве аргумента можете привести данный рассказ.
Проблема сложности взаимоотношений людей
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»
Проблема взаимоотношений родственников
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным
Проблема отношения к прошлому
Проблема смысла человеческой жизни
Проблема равнодушия
Проблема тяжелой судьбы «детей войны»
— Оценить, ребята, свою работу на уроке на «Лестнице успеха» (по очереди)
— Я согласна (не согласна) с вашими оценками.
Домашнее задание:
Какая акция проходит в школе? Дома я вас попрошу написать небольшое сочинение «Дети войны» в моей семье.(Слайд 9)
15
08 февраля 2018 г. |
|
Методика проведения уроков русского языка и литературы по ФГОС (реализация запроса) (МКОУСОШ с.Лучки) |
|
Уроки по теме заседания |
Глущенко Т. Н., учитель МКОУСОШ с.Лучки |
Подготовка педагогов к аттестации. Отчет по теме самообразования |
Домненко Е. П. |
О проектах демоверсий ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, направления итогового сочинения. Коррекция работы с учетом данных изменений |
Учителя, работающие в 9 и 11 классах |
Сообщение «Приемы развития смыслового чтения на уроках русского языка» |
Козлова Н.В. |
Ознакомление с электронными ресурсами для подготовки к Всероссийским проверочным работам |
Черкашенко Н. А. |
Разное |
10
Московский
государственный университет печати
им. И. Федорова
Рецензия
на рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо»
Выполнила:
Кругликова Е.Ю.
Москва,
2012
Людмила
Улицкая в своем рассказе «Капустное
чудо» сумела создать как историю о детях
и для детей, так и историю для взрослых,
для которых этот рассказ станет
своеобразным путешествием в прошлое,
воспоминанием об их детстве или детстве
их родителей. Эта история довольно
простая, но она надолго оставляет внутри
ощущения теплоты и радости, потому что,
не смотря на открытый финал, читатель
чувствует, что, в конце концов, у героев
этого произведения все будет хорошо,
даже не смотря на разруху, голодное и
трудное время.
Всего
на нескольких страницах Людмиле Улицкой
удалось затронуть сразу несколько
важных тем, таких как тяжелая жизнь
русских людей в послевоенное время,
ужасы прошедшей войны, после которой у
Дуси и Ольги не осталось других
родственников, кроме сестры их бабушки
– Ипатьевой, и жизнь этой старушки,
которой на старости лет выпало счастье
искренне полюбить, взять на себя
ответственность за этих двух маленьких
девочек.
Послевоенную
ситуацию мы видим фактически глазами
маленьких детей, которые смиренно и
терпеливо ждут весь день на холоде своей
очереди, чтобы купить капусту, на которую
«баба Таня» дала им деньги, а они, как
оказалось, их потеряли по дороге. И
теперь им кажется, что если они придут
домой без капусты, то Ипатьева выгонит
их из дома. А сама старушка тем временем,
поняв, что девочки задерживаются,
начинает думать, что их украли цыгане.
И
вот в конце истории происходит чудо –
старушка, наконец, осознает, как ей
дороги девочки-сиротки, что она уже не
видит жизни без них, понимает, что они
были посланы ей в помощь, а сами девочки
тем временем случайно получают то, от
чего, по их мнению, зависит их жизнь –
два кочана капусты. Вот оно – «капустное
чудо» и чудо человеческого преображения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #