Кавказский пленник сочинение пушкина

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Кавказский пленник Пушкина

«Кавказский пленник» (поэма Пушкина) произвел на меня очень сильное впечатление. Это очень красивые стихи. И в них трагическая история.

Поэтом передана прекрасная природа. Природа тоже имеет свой характер в разной местности. Тут горы, перепады температуры, опасные животные, реки и водопады. В общем, дикая, даже своенравная тут природа. Она не такая мощная и широкая, как южная степь, не такая трогательная и печальная, как в центральной полосе. Я так и представляю березку под снегом.

Близок к природе и характер местных жителей. Они любят воевать, бороться и даже красоваться своей «дикостью». Их сам Александр Пушкин называет хищниками. Женщины местные, хоть и подчиняются мужчинам, но тоже очень горды. Зато они способны искренне любить, отдавать себя любимому человеку, даже жертвовать собой. Главная героиня любит искренне, по-детски… без жеманства и интриг, не как светская красавица. Дикарка сама может не понимать, как прекрасна.

Она не способна разлюбить, она ревнива. У нее сработало сердце, не голова. Пленника с таким положением в их обществе, с таким странным характером ей лучше было бы не любить. Когда он отвергает ее любовь, предпочитая предаться грустным мыслям и несбыточным мечтам, она могла бы оскорбиться и нарочно разлюбить. Хоть она, возможно, и оскорбилась, но разлюбить, причинить зло, хотя бы не помогать больше русскому девушка не может. Предпочитает утопиться, отпустив своего любимого на волю. Она ведь и не захотела принять его благодарность — бежать с ним, все потому, что он признал свою любовь к другой. Жить без него не может, вот и топится. Мне ее очень жаль.

Образ героя тоже вызывает жалость. Да, русский пленник кавказцев силен и смел. Он ведь вызывает их восхищение. Но его душевная травма не дает ему принять подарок жизни — влюбившуюся в него девушку. Такой молодой он говорит, что страсти чужды ему…

Бурная жизнь (в свете) обманула его ожидания. Друзья предали, любимая изменила, все наскучило. Всюду клевета и сплетни. И вот за «призраком» свободы герой спешит на Кавказ. Но здесь тоже живые люди, не все даже герои ведут себя идеально, а люди, близкие природе, жестоки, как звери.

Раненный, униженный… он стал рабом. Именно та девушка помогает ему — приносит еды и воды. Когда он в кандалах пасет стадо, она приходит к нему — поет песни своего народа, учит его их языку. Родители думают продать ее в другой аул к нелюбимому! Она сначала убеждает любимого пленника остаться, проникнуться красотами Кавказа. Кстати, он начинает видеть красоту в жизни горцев, в их танцах и джигитовке. И все-таки он не может поменять Родину, его любовь — Россия. Может быть, поэтому он не может заменить свою русскую любовь девушкой гор.

Думаю, что я перечитаю эту поэму через несколько лет, я открою для себя что-то еще новое, пойму с нового уровня. Я чувствую, что в этом произведении мне еще не все ясно, что есть какие-то тонкости. Это как в красивой картине — вроде бы нравится, все понятно, но остается еще перспектива «общения» с шедевром.

5 класс

Кавказский пленник Пушкина

Кавказский пленник Пушкина
Сейчас читают:

  • У природы нет плохой погоды сочинение-рассуждение

    Как точно автор одной старой песни подметил «каждая погода благодать». И это правда, ведь у природы действительно нет плохой погоды. На протяжении целого года люди созерцают удивительную красоту природы, сталкиваются с погодными условиями каждый день,

  • Смысл названия пьесы Гроза сочинение

    В название пьесы автор вложил глубокий смысл. Гроза помогает понять персонажей и углубиться в происходящее действие. Во время развития действия, гроза формируется и надвигается. Она символично подчеркивает трагедию пьесы.

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Высокое окно, заснеженные крыши и тяжелое небо – всё это элементы картины Вилли Джеймса «Кот на окне». А вот сам герой, в честь которого и названо полотно, тихонько присел в углу подоконника и внимательно вглядывается вдаль.

  • Сочинение Летний дождь 4 класс

    Наступило долгожданное лето. Летний воздух, теплый и насыщенный ароматами, окутал необъятные просторы. На небе, сменяя белые, в виде барашков, появляются светло-серые, а дальше черно-фиолетовые, сизо-свинцовые облака.

  • Тема любви в романе Мастер и Маргарита сочинение

    Любовь приходит внезапно. Ей не важно, какие у людей социальные статусы. Мастер бедный, он бывший историк, работал когда-то в музее, совершено один живёт на этом свете — ни родных, ни друзей. Ему вдруг крупно повезло — выиграл в лотерею много денег.

  • Сочинение на тему Зимний пейзаж

    Как же хорошо зимой в лесу! Под огромным мягким от облаков небом протянулись стройные ряды пушистых елей и величественных сосен. Потемневшие от времени темные стволы деревьев

  • Сочинения
  • По литературе
  • Кавказский пленник Пушкина по рассказу 5 класс

«Кавказский пленник» – вторая поэма, написанная солнцем русской поэзии, Александром Сергеевичем Пушкиным. Это произведение было посвящено его другу, Николаю Николаевичу Раевскому, который поддержал поэта во время его обвинений, вследствие которых в 1820 году юный Пушкин был отправлен в южную ссылку, где он, вдохновляясь Кавказом, написал многие произведения, в том числе и «Кавказского пленника».

«Южная» поэма повествует об истории одного русского юноши, пленённого черкесами. Утомлённый светской жизнью молодой человек приехал на Кавказ, ожидая обрести там свободу, что ему в итоге не удаётся: он пленён горцами. Вместо чувства свободы, юноша ощущает лишь тяжесть жизни пленником и того, что теперь он вряд ли вернётся на Родину, образы которой останутся лишь в его воспоминаньях. За пленником ухаживала  молодая черкешенка, сжалившаяся над ним. Навещая его, принося еды и вина, добрая девушка полюбила его всем сердцем, однако эти чувства были безответны. Юный пленник, слушая признания девушки, не проникался к ней никакими чувствами, кроме «безмолвного сожаления», и вспоминал свою возлюбленную, которая осталась в его родной России, и которую он любил горячо, но безответно. Как ни умолял черкешенку пленник забыть его и найти другого, та не смогла отказаться от своих чувств, и, когда все мужчины ушли из аула для подготовки к очередному набегу, она освободила пленённого юношу. Уходя, молодой человек услышал плеск воды и стон: девушка не смогла вынести неразделённой любви и бросилась в реку.

Главный герой поэмы страдающий и разочарованный в жизни. Прототипом ему послужил сам юный Александр Сергеевич. Будучи «жертвой клеветы и мстительных надежд», он так же, как и молодой пленник, находился в неволе, и так же, как и он, страдал от безответной любви.

Тем у поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» две: неразделённая любовь и борьба за свободу. Если  поразмышлять, то в каком-то смысле в состоянии неволи и борьбы за свободу находятся все герои поэмы: и сам юноша, пленённый черкесами, и молодая черкешенка, которую отец с братом хотят выдать замуж «за немилого», и все черкесы, ведь они находились под гнётом русских. Суть и основная мысль произведения заключается в том, что нужно постоянно бороться за свободу и никогда не сдаваться, быть преданным своей любви и не требовать от возлюбленного того, что не в его силах. Все эти идеи Александр Сергеевич Пушкин успешно воплотил в своей поэме.

5 класс, краткое

Картинка к стихотворению Кавказский пленник Пушкина по рассказу 5 класс

Кавказский пленник Пушкина по рассказу 5 класс Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Я памятник воздвиг себе иной! Бродского

    Стихотворение поэт написал, когда ему было 22 года, в 1962 году и отразил несогласие с той властью. Интересно, что стихотворение-аллюзия на произведение Пушкина, но сильно отличается от его работы. По мнению Бродского,

  • Анализ стихотворения Некрасова Пчелы

    Произведение Некрасова « Пчелки » являться, по сути, стихотворной притчей, в которой писатель показывает нравственный пример будущему поколению. В творчестве нашего знаменитого, русского писателя, эта идея прослеживается во многих

  • Анализ стихотворения Фета Добро и зло

    Стихотворение настраивает на философский лад. В мире господствуют материальное и духовное. Добро и зло равноправно и безгранично. Зло объемлит человека, добро — «душа и мысль моя». Во втором четверостишии Фэт даёт объяснение, как устроено мироздание.

  • Анализ стихотворения Есенина Лисица

    Многоуважаемый и горячо любимый народом во все времена поэт Сергей Александрович очень любил животных. Можно даже сказать, что он любил животных больше чем некоторых личностей своего времени.

  • Анализ стихотворения Некрасова Великое чувство! У каждых дверей…

    Самый родной человек – мама, та, что всегда с нами душой, близкая и понимающая. Человеку дается мать для того, чтобы он смог увидеть настоящую любовь, безусловную, прощающую, сопереживающую, самоотверженную

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Кавказский пленник / Образ кавказского пленника в русской литературе.

Образ кавказского пленника в русской литературе.

    Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.

     Тема предопределила цели работы:

    1. провести анализ текстов художественных произведений

    2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя

    3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.

     Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.

    В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.

    В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » — писал Пушкин

    «Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.

    «Кавказский пленник» Толстого — рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.

    У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.

    Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»

    Как пленники сумели сбежать?

    Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».

    Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.

    Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.

    Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.

    У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.

    Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.

     Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…» В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».

    Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.

    Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.

Добавил: Sensible

34448 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Кавказский пленник / Образ кавказского пленника в русской литературе.

Смотрите также по
произведению «Кавказский пленник»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

    Пушкин «почти сразу же испытывает потребность выйти за узко личные пределы, увидеть и показать в личном общее, присущее не ему одному, а целому поколению, хочет поставить перед читателями вместо своего лирического «я» художественный образ героя, в котором это личное-общее нашло бы свое отражение и воплощение. В этом же августе 1820 года, когда была завершена Пушкиным элегия,

    принимается он за работу над своей поэмой «Кавказский пленник»,— как утверждает Д. Д. Благой, не без основания считающий эту поэму элегией, развернутой в лироэпическую повесть. Личный, лирический мотив звучит уже в «Посвящении Н. Н. Раевскому», которое открывает поэму:

    Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем;

    Я жертва клеветы и мстительных невежд…

    Но и в главном герое поэмы, кавказском пленнике, есть многое, идущее от пушкинской судьбы и пушкинского сердца:

    Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах людей нашел измену, В мечтах любви безумный сон…

    Следуя за опытом романтических поэм Байрона, Пушкин наделяет главного героя чертами авторской личности, использует байронический принцип «вершинной» композиции — выхватывает лишь главные эпизоды из жизни героя, окутывая все остальное атмосферой романтической тайны. Вслед за Байроном Пушкин создает романтически идеализированный образ «девы гор», юной черкешенки, воспитанной природой, свободной от внутренних противоречий, свойственных пленнику, человеку цивилизации.

    Но, в отличие от Байрона, Пушкин пытается в пределах романтической поэмы дать объективный образ главного героя, не во всем похожий на самого автора, несущий в своем характере общераспространенные черты, свойственные современникам Пушкина и в России, и за рубежом. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19го века»,— говорит Пушкин в одном из писем друзьям.

    Душевная пустота героя наиболее ярко проявляется в истории любви пленника к черкешенке, натуре цельной, сильной и искренней, способной на глубокое чувство. Герою нечем ответить на него, ибо он потерял способность любить — «для нежных чувств окаменел». Эта преждевременная старость души не имеет никакого отношения к автору: между героем и автором возникает противоречие, несвойственное жанру байронической поэмы. А между тем это противоречие нарастает. Симпатии читателя по мере развертывания любовного романа начинают все более склоняться в пользу героини. «Конечно, поэму приличнее было бы назвать «Черкешенкой» — я об этом не подумал»,— отвечает Пушкин своему приятелю В. П. Горчакову, который обратил внимание на странное поведение пленника в финале. Когда черкешенка, не выдержав разлуки, буквально на глазах у пленника бросается в воду и тонет, герой проявляет поразительное равнодушие:

    Все понял он. Прощальным взором Объемлет он в последний раз Пустой аул с его забором, Поля, где пленный стадо пас…

    Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его черством сердце. В этом эпизоде уже содержится намек на критическое отношение Пушкина к тому герою, которого

    Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм…

    Поскольку Пушкин отделяет от себя героя поэмы, возвышается над ним, происходят заметные отступления от композиции байронической поэмы. У Байрона все повествование сконцентрировано на личности героя, Пушкин свободнее от такой зависимости и как автор позволяет себе отступления от главной сюжетной линии поэмы. Все обратили внимание на развернутое описание Кавказа, быта и нравов его вольного народа. В сущности, Пушкин открыл здесь впервые кавказскую тему, которой суждено будет занять одно из важных мест в творчестве русских писателей от Лермонтова до Льва Толстого.

    Пушкин не случайно остался недовольным реализацией замысла «Кавказского пленника». Он задумал создать независимый от автора характер, но этот замысел вступил в противоречие с формой байронической поэмы, предполагавшей единство героя и автора. Отсюда возникли неясности, противоречия, некоторая недовоплощенность и недостаточная мотивированность поведения и поступков героя. «Характер пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения»,— признался Пушкин в письме к Горчакову. Это был «первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

К-во Просмотров: 1985

Найти или скачать Поэма «Кавказский пленник»

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭМЕ А С ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» — сочинение

В «Кавказском пленнике» Пушкин хотел изобразить Характерные черты молодежи начала XIX века, особенности ее духовного облика и психического склада.

Непосредственным «образом» для «Кавказского пленника» послужила поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Основное, что наследует Пушкин от образа Чайльд-Гарольда, — это разочарованность и изгнанничество.

В отличие от Чайльд-Гарольда, пленник не только жертва недостойного общества, но и одновременно носитель самой страшной его черты — эгоистической черствости, «охлажденности» чувств, равнодушия ко всему, кроме собственных страданий. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые делались отличительными чертами молодежи 19-го века», — писал Пушкин.

Жизни светского общества, полного пороков, герой поэмы противопоставляет свободу. Он считает, что естественное состояние человека — свобода и независимость.

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Но герой оказывается жертвой страстей, он эгоистически бесчувствен и холоден. Он 
...бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье,



 



И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Жизнь в плену становится для него началом нравственного возрождения. Его привлекает величественная красота Кавказских гор, вольные нравы горских племен, его трогает самоотверженная и чистая любовь «девы гор». Возникшая в его сердце любовь к черкешенке пробуждает его к жизни:

К черкешенке простер он руки, Воскресшим сердцем к ней летел, И долгий поцелуй разлуки Союз любви запечатлел.

В финале поэмы черкешенка и пленник как будто меняются местами. Ее сочувствие и самоотверженная любовь к пленнику после объяснения с героем меняется на настроение тоски и разочарования. Ее заключительный монолог будто повторяет слова его недавних признаний:

...Нет, русский, нет! 
Она исчезла, жизни сладость; 
Я знала все, я знала радость 
И все прошло, пропал и след.

Именно безнадежное разочарование становится причиной гибели героини. Под влиянием этого нового чувства она освобождает пленника из неволи, после чего возвращение в родной аул для нее невозможно.

Идеал Пушкина в поэме — гармонический синтез естественности и культуры.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭМЕ А С ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения

> Пушкин

> РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭМЕ А С ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

История создания

Поэма “Кавказский пленник” была написана в 1820-1821 гг., а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: “Все то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно”.

Литературное направление и жанр

Это вторая поэма после “Руслана и Людмилы” и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.

Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: “В нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века”. Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.

Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался Образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы.

Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвиненного и страдающего от неразделенной любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: “Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил”.

Черкешенка – цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на все: “Свободу, родину забудь”. Когда же она узнает о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрег.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделенной любви, он был несчастлив еще на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура.

Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. “Кавказский пленник” – самая лирическая поэма Пушкина.

Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н. Н. Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признается в любви, а пленник изливает свои страданья: “Ты видишь след любви несчастной…”.

Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: “Ты любил другую!.. Найди ее, люби ее…” Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделенная любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул.

Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что “чеченец ходит за рекой”.

Размер и рифма

Поэма написана четырехстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрестной и смежной рифмовки при четком чередовании женской и мужской рифмы.

Тропы

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: “Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины”.

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Loading…

«Кавказский пленник» Пушкин сочинение

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А. Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», рассказ В. Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина,

Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX — XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновленный красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х

в Чечне. Рассказ Маканина — полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.

В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А. Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.

В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зеленой пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » — писал Пушкин

«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намекам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.

«Кавказский пленник» Толстого — рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой — Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.

У Маканина главный герой — Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остается на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.

Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С. И. Ожегова лексическое значение слова «пленный» — взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» — тот, кто пленен кем-чем-либо. В рассказе пленен не только юноша, но и главный герой пленен красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»

Как пленники сумели сбежать?

Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен, — дева говорит, — беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».

Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.

Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.

Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.

У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.

Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имен героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.

Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки — горы?! Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…» В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского — «красота спасет мир», но в рассказе она «не успела спасти».

Пушкинский герой — романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.

Вы сейчас читаете сочинение «Кавказский пленник» Пушкин сочинение

Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу.

Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье.

Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным:

Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.

Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство.

В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.

В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в.

Помогите найти реферат. реферат по теме «кавказский пленник» пушкин южный период

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для.

Анализ поэмы «Кавказский пленник» Александра Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Кавказский пленник № 2

26 октября 2012

Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу.

Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье.

Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным:

Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.

Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство.

В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.

В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.

Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»

Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Кавказский пленник № 3

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Все то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.

Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века». Найти и описать романтический фон — яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности. Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвиненного и страдающего от неразделенной любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник — первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись — готова на все: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнает о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрег.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделенной любви, он был несчастлив еще на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Поэма посвящена Н. Н. Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г. когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признается в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди ее, люби ее. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделенная любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Поэма написана четырехстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрестной и смежной рифмовки при четком чередовании женской и мужской рифмы.

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Сочинения по темам:

  1. Анализ романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы» Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы.
  2. Анализ поэмы Пушкина «Полтава» Свою вторую по величине поэму написал в рекордно короткие сроки Пушкин. «Полтава» была задумана еще весной 1828 года, но работа.
  3. Краткое содержание «Кавказский пленник» Толстого Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге.
  4. Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825 года» Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда.
  5. Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти» В последней поэме А. Т. Твардовского центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил их детям. Поэма была.
  6. Анализ стихотворения Пушкина «Дориде» Молодые люди – Дафнис и Дорида – испытывают радость первого чувства. Пиши стихи > Анализ стихотворений > «Рассудок и любовь».
  7. Анализ поэмы Маяковского «Про это» Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»

«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Кавказский пленник № 4

История создания

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Всё то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

Литературное направление и жанр

Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.

  1. Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века».
  2. Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.
  3. Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.

Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».

Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.

Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.

Образ лирического героя

Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.

В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г. когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Размер и рифма

Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.

Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).

При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».

Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.

Романтическая поэма А.С. Пушкина « Кавказский пленник»

Первая романтическая поэма Пушкина—«Кавказский пленник», — законченная в феврале 1821 года. принесла ему успех. наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем. что читатели находили в ней образ современного романтического героя. отсутствовавший в допушкинской литературе.
Легко убедиться в том. что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому. что ищет свободы. которой нет в неудовлетворяющем его «свете»- в цивилизованном обществе:
Отступник света. друг природы ,
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Свобода. он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.
Сам сюжет поэмы организует тема свободы. герой. лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её. попав в плен. лишается свободы физической. Таким образом. опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике :
Затмилась перед ним природа.
Прости. священная свобода !
Он раб.
Другая важная черта Пленника —душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому. что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова. обращённые к Черкешенке:
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад.
.
Как тяжко мёртвыми устами
Живым лобзаньям отвечать
И очи. полные слезами ,
Улыбкой хладною встречать!
Правда. даже эта душевная охладелость не заставляет героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о Пленнике и свободе :
Охолодев к мечтам и мире
С волненьем песни он внимал ,
Одушевлённые тобою;
И с верой. пламенной мольбою
Твой гордый идол обнимал.
Рисуя душевную охладелость Пленника. Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской. но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души» на основе доступного ему жизненного и литературного материала.
О том. что пленника привели к душевной охладелости страсти. подробно рассказано в том месте поэмы. где закованный Пленник вспоминает о родине:
Где первую познал он радость ,
Где много милого любил ,
Где бурной жизнью погубил
Надежду. радость и желанье
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ «душевного увядания». Особенности же психологии «увядшего» Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы. в которой часто встречался приём контраста. который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин — романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка». сталкивает людей не имеющих ничего общего в своём психологическом складе.
Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний героини:
. Пленник милый,
Развесели свой взгляд унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Свободу. родину забудь.
Скрываться рада я в пустыне
С тобою. царь души моей !
Люби меня.
Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел. что он уже не может разделить пылкое чувство :
Умер я для счастья ,
Надежды призрак улетел ;
Твой друг отвык от сладострастья ,
Для нежных чувств окаменел.
Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви. которая не принесла ему счастья. Мы узнаём. что это была любовь неразделённая. что герой «не знал любви взаимной. любил один. страдал один». Эта тема влекла за собой другую тему—ревности героини. Черкешенка хотела узнать. кто её соперница:
Но кто ж она,
Твоя прекрасная подруга ?
Ты любишь. русский. Ты любим?
Но Черкешенка преодолевает ревность—в этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника. Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром. когда она идёт освобождать Пленника. Пушкин говорит :
Казалось, будто дева шла
На тайный бой. на подвиг ратный.
В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника. она желает ему счастья и даже соединения с «другой». хотя её собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:
Прости. любви благословенья
С тобою буду каждый час.
Прости — забудь мои мученья.
Дай руку мне. в последний раз.
Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку. которую переплывает Пленник. чтобы достичь родины. не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко. которые под её влиянием совершают убийство.
По мысли Пушкина. злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная. естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает. что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.
Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм — это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.
Общее значение «Кавказского пленника» было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»
Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.
Как реквием.

Вернуться на предыдущую страницу

Послушайте стихотворение Пушкина Кавказский пленник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Кавказский пленник

Анализ стихотворения Пушкина Кавказский пленник

Настроение произведения Кавказский пленник

Кавказский пленник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Кавказский пленник кто главный герой рассказа
  • Кавказский пленник картинки к рассказу
  • Кавказский пленник аргументы к сочинению
  • Кавказский лесной кот рассказ
  • Кавказские рассказы про любовь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии