5. Ниже Вы увидите некоторые высказывания, которые были взяты из книги о России. Книга была написана около 20 лет назад британским писателем. Прочитайте утверждения, скажите, насколько они правдивы, и прокомментируйте их.
• Все русские дети учат Пушкина наизусть. (Сколько из них помнят, что они выучили?)
• Одна из худших вещей, которую вы можете сделать, это назвать русского «некультурным». (Сколько людей обратят на это внимание в наше время?)
• Российские фильмы длинные и часто скучные. (Как все фильмы могут быть такими?)
• Пасха — это не национальный праздник, но для россиян это самый важный праздник в церковном календаре, потому что он знаменует воскресение Иисуса из мертвых. (Но многие люди, живущие в России, не являются христианами).
• Россияне отмечают именины, а также день рождения. (Так ли это? Все ли?)
• Самые важные национальные празднования проходят в канун Нового года. Все собираются вокруг телевизора, чтобы увидеть, как Кремлевские часы бьют полночь. (Не зависит ли это от людей?)
• С русской культурой связаны значительные произведения — от симфоний Чайковского до романа Толстого «Война и мир». (А что насчет коротких рассказов или красивых песен?)
• Большинство российских детей знают классические английские детские книги: Винни-Пух, Кролик Питер, Алиса в Стране Чудес и Остров Сокровищ. (Знают ли они их как книги или фильмы?)
• Каждое поколение исследует мир русских сказок. (Сколько детей читают их сами?)
5 Below you’ll find some statements taken from a book about Russia. The book was written about 20 years ago by a British author. Read the statements, say how true they are and comment on them.
• All Russian children learn a lot of Pushkin by heart. (How many of them remember what they have learned?)
• One of the worst things you can do is to call a Russian “nekulturny” (uncultured).(How many people will pay attention to it nowadays?)
• Russian films are long and often boring. (How can all films be so?)
• Easter is not a national holiday, but to the Russians it is the most important festival in the church calendar, because it marks the rising of Jesus from the dead. (But a lot of people living in Russia are not Christians.)
• The Russians celebrate their name day as well as their birthday. (Sure? All of them?)
• The biggest national celebrations are held on New Year’s Eve. Everyone has a party and gathers round the television to see the Kremlin clock striking midnight. (Doesn’t it rather depend?)
• Russian culture deals with big things — from Tchaikovsky’s symphonies to Tolstoy’s novel War and Peace. (And how about short stories or beautiful songs?)
• Most Russian children know the classic English children’s books: Winnie the Pooh, Peter Rabbit, Alice in Wonderland and Treasure Island. (Do they know them as books or films?)
• Every generation explores the world of Russian fairy tales. (How many children read them themselves?)
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Английский язык, которые посещают 11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Решебник ГДЗ Rainbow English», которая была написана автором/авторами: Афанасьева. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.
На каких сказках растут дети России и США?
У каждого народа есть собственные сказки — произведения литературы с волшебным и героическим сюжетом. Как правило, такие рассказы предназначены для детей, потому что помогают родителям передавать им важную информацию без чтения нотаций, которые обычно вызывают агрессию и отторжение. Сказки помогают сложить у детей правильные моральные ценности, развить эмоционально-волевую сферу, повысить самооценку и увеличить словарный запас. В общем, сказки — это атрибут качественного воспитания и социализации детей, который носит развлекательный характер. Недавно американские ученые решили выяснить, какие именно сказки читают своим детям жители России и США. Были получены весьма интересные результаты.
Ученые выяснили, какие сказки читают детям жители России и США
Какие сказки читают детям в России и США?
Результаты проведенной научной работы были опубликованы в научном журнале Emotion. Чтобы выявить разницу между американскими и русскими сказками, было проведено исследование, состоящее из двух этапов.
Сказки помогают объяснить детям важные вещи, не прибегая к нотациям
В ходе первого этапа в качестве добровольцев были выбраны 322 родителя, дети которых не достигли 10-летнего возраста. Мужчины и женщины были разделены на три группы по следующим параметрам:
- 178 родителей родились и жили в России;
- 72 родителя родились и жили в США;
- 72 родителя родились в России, но потом переехали в США.
Участников исследования попросили рассказать, какие сказки они читают своим детям. В частности, ученых интересовало то, какие эмоции передают предпочитаемые ими рассказы. По словам соавтора работы Аниты Адамс (Anita Adams), многие родители выбирали сказки, вызывающие положительные эмоции — это не удивительно, потому что многим нравятся книги с некоторой долей позитива. Однако родители, которые большую часть своей жизни провели в России, чаще американцев выбирали сказки с большим количеством негативных эмоций.
Читайте также: Есть ли польза от чтения детям сказок?
Особенности русских сказок
В ходе второго этапа научной работы исследователи изучили 40 самых продаваемых книг в России и США, которые предназначаются для детей дошкольного возраста. Чтобы оценить, насколько часто там встречаются положительные и отрицательные эмоции, ученые посмотрели как текст, так и иллюстрации. Анализ показал, что в популярных в России книгах представлен гораздо более широкий спектр эмоций, чем в американских книгах. В то время, как в российских сказках совмещаются счастье и горе, а также упоминаются страх и гнев, в американских книгах больше акцентируют внимание на радости и гордости за нацию.
Кажется, в русской культуре ценятся все эмоции, в том числе отрицательные, и важно правильно оценивать их значение, — отметила Юлия Ченцова-Даттон (Yulia Chentsova-Dutton), которая является автором-корреспондентом исследования.
Исходя из всех этих наблюдений ученые рискнули предположить, что родители из России с большей вероятностью будут готовы поговорить с детьми на сложные темы, чем отцы и матери из США. В ходе последующих научных работ исследователи хотят выяснить, помогает ли «российский подход» воспитывать детей более сильными в духовном плане и быть более готовыми к сложностям взрослой жизни.
Считается, что сказки помогают правильно воспитывать детей
Особенности сказок народов мира
Наверное, вы уже знаете, что оригиналы многих сказок не предназначены для детей. Можно даже сказать, что они не рекомендованы вообще никому, потому что изобилуют жуткими подробностями. В качестве примера можно привести сказку Шарля Перро «Красная шапочка». В версии французского поэта волк съедает бабушку и девочку, но проходящие мимо охотники спасают их. А вот в оригинале волк просто съедает девочку — никакого хорошего конца, а просто суровый урок детям не разговаривать с незнакомцами.
На самом деле, оригиналы некоторых сказок имеют жуткую концовку
А у некоторых народов сказки сами по себе странные и жуткие. Например, в Африке популярны рассказы, в которых объясняется происхождение солнца и луны, звезд, огня и животных. В одной из сказок рассказывается то, как звери приобрели рога — мудрая черепаха раздавала отростки для того, чтобы животные могли противостоять людям с копьями и мечами. Некоторые хищники отказались от такого подарка, потому что рога слишком тяжелые и им хватает своих когтей. А свинья просто не успела забрать рога, поэтому с тех пор постоянно ворчит и копается в земле в поисках рог.
Если хотите обсудить новости высоких технологий, вступайте в наш Telegram-чат. Будем вам рады!
Что вы думаете по поводу результатов проведенного исследования? Своим мнением делитесь в комментариях или нашем Telegram-чате.
Для отправки комментария вы должны или
Время сказок: о чём их сюжеты, почему они полезны для детей и как читать сказки
Новый год – волшебное время, и кажется, в эти дни мы особенно часто
читаем, смотрим и слушаем сказки. Почему дети их так любят, стоит ли
выбирать только «старые добрые» сказки и что делать с остальными?
Ольга БУШУЕВА
психоаналитический консультант
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Никита ПЕТРОВ
фольклорист, антрополог, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС
Волшебство да и только
«Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники», – говорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег». Напридумывают, нафантазируют – так и хочется прыгнуть в эту вымышленную историю из реальности. В этом притягательность сказок. Через сказочных героев и их противников мы можем пережить эмоции, которые в жизни нам прожить не удастся. В них могут оживать любые фантазии, они позволяют нам видеть обстоятельства жизни такими, как бы нам хотелось, создать мир, где нет ограничений. Ведь в сказках возможно что угодно: взмахнул волшебной палочкой – и всё получилось! Кто бы так не хотел?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одинаково разные
Сказочные возможности привлекали людей всегда. Поэтому эти истории насчитывают много веков и живы по сей день. «Интересно, что изначально это был совсем недетский жанр, – рассказывает Никита Петров. – Сказки рассказывали друг другу взрослые в деревнях. За работой, во время обеденного перерыва, вечером у костра или перед сном. Один рассказчик историю начинал, другой подхватывал, процесс мог продолжаться до бесконечности. И зачастую у таких историй был совсем недетский сюжет.
Отношение к сказкам поменялось лишь в XVIII веке, когда писатели и просветители переписали многие сказочные сюжеты, адаптировали их для детей. Появились сборники с названиями «Дедушкины сказки», «Бабушкины прогулки». Их читали в аристократических кругах. С помощью сказок стали пытаться вывести определенные моральные нормы, по которым детям нужно поступать в их собственной жизни».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Постепенно ученые накапливали сюжеты, и сегодня в фольклористике выделяется несколько больших сказочных групп.
Это сказки о животных (где главные герои звери), волшебные сказки (в них происходит что-то удивительное, например, Иван-дурак может в конце жениться на прекрасной царевне), бытовые (когда, допустим, хитрый работник одурачивает хозяина и остается в выигрыше) и так называемые сказки кумулятивные, которые построены на нанизывании эпизодов («Репка», «Колобок»). Меняются персонажи, меняются места, где развиваются события, но остается определенный набор действий-кирпичиков, из которых и строится сказочный «дом».
И вроде бы строения получаются разные, но кирпичики – одинаковые. По ним вычисляется любой сказочный сюжет из своей фольклорной группы. Казалось бы, ну и что в этом такого? «А в том, что мы неосознанно считываем его, узнаем, – объясняет Никита Петров. – Для нас это сигнал, что в итоге в истории всё закончится хорошо, для кинематографистов – удобный материал, на котором можно построить захватывающий фильм, и для психотерапевта – инструмент, с помощью которого можно помогать детям и взрослым решать психологические проблемы».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Там русский дух
Мы можем узнать русскую сказку по говорящим именам героев, которые идентифицируют персонажей. Возьмем Василису Премудрую. За этим именем скрывается целый архетип – девушка, которая обладает и красотой, и умом, и мудростью, и хитростью. Во многих мировых сказках есть фольклорный сюжет, когда чудовища оказываются хранителями определенного пространства. Но мы знаем, что Змей Горыныч – наш. Вторая часть имени этого персонажа говорит о том, что он горючий – у него изо рта вырывается пламя.
Вторая важная деталь – это места, в которых происходят действия. Мы понимаем, что читаем русскую сказку, если речь идет о тридевятом царстве. Так же как вычисляем английскую, где будет «far, far away», т. е. очень-очень далеко. Четко определяет сказку как русскую и определенное пространство действия. Здесь пейзажи с растениями средней полосы, деревенские избы, где по бокам стоят лавки, наряды героев, которые напрямую отсылают к крестьянскому народному костюму, церкви. Есть тут и богато раскрашенные терема с расписными потолками, где за большим столом происходит пир, где сидят бояре и сам князь или даже царь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вошёл в русскую сказку и восточный колорит. Шелка шамаханские, сабли турецкие, драгоценные камни, подарки заморские. В России было большое количество путешественников, которые описывали иноземные предметы, – так они и попадали в сказку.
Современные сказки
Меняется мир, сказки тоже трансформируются. Они вроде как другие, но тоже сказки, просто приближенные к реальности, в которой живет ребенок, а потому иногда и более понятные ему. «Сказки могут меняться во всем, но только не в сюжетной линии, – объясняет Ольга Бушуева. – Вчера и сегодня они построены по четкой классической структуре.
Взять любую популярную диснеевскую историю. В каждой можно найти ключевые элементы волшебной сказки, те самые узнаваемые кирпичики: герой отправляется в путь, у него есть какая-то задача, обязательно во время ее выполнения он меняется, с ним происходят какие-то психические метаморфозы, он встречает помощников и противников. И добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но по запросу времени может меняться повестка, пол героя. Например, сегодня все чаще на первый план выходят героини-женщины. Вспомним мультфильмы «Холодное сердце», «Храбрая сердцем». Прежде девочки становились главными действующими лицами определенных сказочных сюжетов: например, оказывались заперты в башне чудовищем и ждали, когда их вызволит принц. А здесь они сами выступают спасительницами, наделены своими силами.
Возможно, это не просто веяние времени, а свидетельство цикличности истории. Вспомним древнегреческие мифы, где действуют богини, или распределение ролей в древних племенах, когда последнее слово было за прародительницами. Дальше мир менялся, в сильной позиции был мужчина. Это отразилось и на сказках. В современных же волшебных историях на первый план возвращаются женские фигуры».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сказочная мудрость
Нам кажется, что сказка должна чему-то научить детей, объяснить, что хорошо, а что плохо. И в этом смысле некоторые идеи, которые транслируют волшебные истории, вызывают сомнение. Взять Емелю из сказки «По щучьему веленью». Сидел, бездельничал, потом поймал волшебную щуку и жизнь у него наладилась. Казалось бы, чему хорошему научит такая история? Однако волшебные сказочные сюжеты нельзя оценивать с точки зрения привычных морально-этических норм.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Да, главный герой, по сути, лентяй, но, во-первых, вспомним, какая тяжелая жизнь была у крестьян, в среде которых, скорее всего и возникла эта сказка. Иногда хотелось, чтобы хотя бы в сказке что-то хорошее случилось само собой – и в нашей жизни тоже есть такая потребность, верно? А во-вторых, сказка помогает уйти от продуманной и привычной реальности и взглянуть на свою жизнь по-другому, проработав ее сказочным текстом. Она «подсвечивает» то, что мы прячем от себя, потому что, возможно, это стыдно, неловко.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вообще исследователи призывают не интерпретировать сказки прямолинейно. «В любую сказку можно вложить свой смысл, – объясняет Никита Петров. – Неслучайно существует присказка «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Не нужно воспринимать сказочные сюжеты как руководство к действию. В них бывает всё: и оправдывается жестокость, и вознаграждается храбрость. Но кто ищет, тот найдет.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ученые в гитлеровской Германии предполагали, что в сказке «Золушка» содержится архетип арийского человека. В их представлении принц – это ариец, который ищет настоящую арийку, и только по определенному знаку он может узнать, кто из претенденток истинной германской крови. Казалось бы, дикость, ничего не имеющая общего со смыслом всеми любимой сказки, но тем не менее, сколько культур и бэкграундов, столько новых точек зрения и интерпретаций».
Страшно, но не опасно
Некоторые сюжеты сказок действительно выглядят чересчур жестокими. Достаточно вспомнить «Крошечку-Хаврошечку» и «Медведя с липовой ногой». Нужны ли они ребенку и не навредят ли его психике? Такими вопросами задаются многие родители. «Во-первых, мы недооцениваем детей, – говорит Никита Петров. – Они прекрасно понимают, что это вымышленный мир, и не воспринимают происходящее как реальность. Поэтому вряд ли сказка способна навредить. Вспомните страшилки, которые они с удовольствием рассказывают друг другу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На самом деле это работает и как вытеснение из реальной жизни самого страшного, что может с нами произойти. В итоге сказка берет на себя функции психотерапевта. То есть такое случается, но хорошо, что это происходит не со мной. И тогда реальный мир видится в более розовых красках. Во-вторых, ребенку можно объяснять контекст. И тогда не придется опасаться, что ребенок усвоит только самое жестокое, что будет происходить. Ведь даже безобидная история Колобка, которого съедает в конце лиса, может быть воспринята как жестокая».
Как читать сказки
Самые простые для понимания – сказки о животных. Здесь характеры показаны ёмко и четко, типажи раскрывают всю сложность взаимоотношений во внешнем мире. Это не просто лиса, волк, петух. Это трус, жадина, храбрец. И как раз эти истории обычно содержат понятную мораль. Например, когда строят в лесу избушку ледяную и лубяную, и хитрая лиса пытается обмануть простодушного зайца, а потом приходит храбрый петух и спасает его. В этом смысле закладывается модель поведения, которую ребенок неосознанно усваивает и в какой-то момент начинает применять в своей жизни.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Понимать смысл сказок бывает непросто, – поясняет Ольга Бушуева. – Поэтому хорошо, если взрослые читают или слушают сказки вместе с детьми. При этом родителям важно не давать характеристику героям, не навязывать ребенку свое видение – кто поступил правильно, а кто нет. Лучше узнавать его мнение, давать ему возможность анализировать, переживать это эмоционально.
Дети не всегда могут идентифицировать чувства, и можно помочь, задавая вопросы: «Как ты думаешь, зайчонок расстроился? А ты бы расстроился? А почему лиса так сделала?» Особенно внимательным стоит быть с местами, к которым ребенок постоянно возвращается. Возможно, здесь есть что-то важное для него, что нужно проговорить и осознать. Или, наоборот, какой-то кусок ребенок упорно пролистывает. Попытайтесь выяснить: что там? Какие чувства вызывает у него эта часть?»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, сказки – один из инструментов психотерапии. Через сказку ребенку бывает проще рассказать о том, что его волнует, пугает, вдохновляет. А еще сказочные сюжеты позволяют проработать разные сложные жизненные этапы. Например, «Колобок» помогает проиграть сепарацию от родителей, в безопасном пространстве вымышленной истории совершить путешествие за пределы дома и осознать, что в большом мире интересно, но следует быть осторожным.
1
2
Сказки Пушкина… Сколько поколений детей прочитали их и именно через них начали знакомство с великим наследием русской классической литературы! Особо выделяется среди них «Сказка о рыбаке и рыбке». Кто из нас хоть раз не мечтал о собственной золотой рыбке, исполняющей желания? Многие считают, что сказки Пушкина основываются на устном народном творчестве – фольклоре, а особенно на тех преданиях, которые в детстве рассказывала будущему поэту его няня Арина Родионовна. Мне стало интересно, действительно ли Пушкин брал сюжеты только из вечерних сказок няни? А может быть, было что-то ещё?
3
Однажды я наткнулась на сборник сказок братьев Гримм, и меня поразил тот факт, что их «Сказка о рыбаке и его жене» почти полностью повторяет сказку Пушкина. С чем же это может быть связано?
4
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» Главные герои – рыбак и его жена Жена – сварлива, злобная, жадная, ненасытная, требовательная. Старик – покорный, робкий, нетребовательный. Рыбы – волшебные существа, выкупающие свою свободу исполнением желаний поймавших их. В итоге главные герои из-за своей жадности остаются ни с чем. Старуха единолично пользуется дарами рыбки Первое желание – новое корыто.Первое желание – новый дом. Волшебная рыбка – золотая.Волшебная рыбка – камбала (заколдованный принц). Старуха желает стать владычицей моря, а не всего сущего. Старуха желает стать Папой Римским, а затем – самим Богом. Я решила сравнить две сказки. И вот что у меня получилось.
5
Проанализировав эти сказки я пришла к выводу, что они очень похожи. Тогда у меня возникли три гипотезы: Эти две сказки вообще не взаимосвязаны; Братья Гримм и А.С.Пушкин пользовались одним и тем же источником; А.С.Пушкин пользовался при создании своей сказки трудами братьев Гримм. Я решила проверить каждую из гипотез, чтобы выяснить, что же является истиной. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»
6
Первая гипотеза Первая гипотеза не подходит сразу же, потому что в процессе исследования были выявлены доказательства, опровергающие её. А именно была найдена более глубокая связь между сказками, но о ней я скажу чуть позже. Вторая гипотеза Вторая гипотеза так же не верна. Дело в том, что общим источником сказок мог служить фольклор Германии или России. Для изучения этого фольклора Пушкин должен был побывать в Германии или братья Гримм – в России. А это противоречит реальным историческим фактам. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»
7
Третья гипотеза Третья гипотеза представляется наиболее возможной. Самым ярким её доказательством стал отрывок из черновиков А.С.Пушкина. В нём были такие строки: Проходит другая неделя, Вздурилась опять старуха, Отыскать мужа приказала. Приводят старика к царице. Говорит старику старуха: «Не хочу быть вольною царицей, А хочу быть римскою Папой.» Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить.
8
Этот отрывок доказывает, что источником сюжета сказки Пушкина является сказка братьев Гримм. Но чтобы убедиться в этом окончательно обратимся к строкам из оригинальной сказки, в которых сварливая жена отказывается от положения Папы Римского и изъявляет желание стать Богом. Старуха не могла потерпеть, что Луна и Солнце встают и садятся без её желания. В черновиках же Пушкина были такие строки: Не хочу быть римским Папой, А хочу быть владычицей Солнца. Затем вторя строчка была перечёркнута, а поверх стояла надпись: «А хочу быть владычицей морскою». И в итоге старуха всё равно осталась у разбитого корыта…
9
Кроме того, доказательством последней гипотезы может служить то, что некоторые друзья поэта знали немецкий язык и могли познакомить его со сборником сказок братьев Гримм, под впечатлением от которого были написаны «Сказка о мёртвой царевне» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
10
Итак, я выяснила, что источником сюжета пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» была сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Пушкин был талантливым поэтом, он смог сделать немецкую сказку истинно русской, придать ей настоящий российский колорит и сделать её любимой для многих поколений детей. У Пушкина, конечно, есть и другие сказки — о царе Салтане и золотом петушке, о медведихе и о Балде – и мне было бы интересно узнать об источниках этих сказок в следующих работах для Научно-практической конференции.
14
Оглавление
-
Введение………………………………………………………………………………2
-
Основная часть…………………………………………………………………………5
2.1. Влияние книги на жизнь подростков
2.2. Литературные предпочтения молодежи моего города
2.3. Рейтинг самых популярных произведений среди молодежи
3. Заключение ……………………………………………………………………………12
4.Список литературы ……………………………………………………………………13
5. Приложение ………………………………………………………………………….. 14
Введение
Люди, жившие в 20 веке, где чтение было основным занятием, самым популярным видом досуга, считают, что современная молодежь напрочь забыла о существовании книг, которые сильно влияют на формирование личности, мышления, языка и многого другого, без чего человека нельзя в полной мере считать цивилизованным. Многие думают, что подростки только и делают, что смотрят в экраны телевизоров и компьютеров , длительное время проводя в Интернете ,в «Вконтакте» и «Instagram».
Соглашусь, большая проблема человека сегодня состоит в том, что стремление к развитию новых технологий, значительно упрощающих нашу повседневную жизнь, серьезно изменило процесс чтения, и не только у молодых.
На самом деле, не все так плохо, отношение молодежи к чтению в последние годы начинает меняться и даже в положительную сторону ,что не может не радовать .К счастью, все же остались истинные книголюбы, которые ни за что не променяют бесценный «учебник жизни» на социальные сети. Современное поколение читает , может быть слегка по другому, возможно , не так много и «запойно», как предыдущие поколения ,но факт остается фактом ,поэтому можно считать ,что еще не все потеряно .
А я в свою очередь, при помощи собранного мной материала, анализа анкетирования, общения со сверстниками ,попробую разрушить миф о том ,что поколение 21 века является «потерянным» .
Мной была разработана анкета под называнием «А что читаешь ты ?». Я хотела выяснить ,какого отношение ребят к литературе и что же читают молодые люди .Опрос проводился для учеников 8-10 классов Гимназии и школы №3 .
На первый заданный мной вопрос: любите ли Вы читать классическую литературу? У многих ответ быт отрицательным . Скорее всего это обусловлено тем ,что книги авторов, которые входят в «золотой фонд» ,просто навязывают ученикам и дети читают не потому что им интересно и познавательно ,а лишь для того ,чтобы не получить плохую отметку .
Какие литературные жанры Вы предпочитаете ? Респонденты ответили так : Фантастику и фэнтази выбрали 40% ,тем самым выявив популярный литературный жанр , Детективы получили 29% выборов, а научный -10%.
Один из вопросов звучал так : «Ваши любимые произведения и авторы?». Лидерами среди авторов стали Стефания Майер и ее сага « Сумерки» , Джоан Роулинг с ее серией книг про Гарри Поттера , а так же Сьюзен Коллинз «Голодные игры».
По итогам проведенного мной анкетирования я получила дополнительный материал по теме работы , который станет опорой для моего исследования .
Актуальность: выявив и изучив проблему, поняла, что она была ,есть и будет актуальной ,так как сейчас настало то время ,когда меняются ценности ,когда из-за техники ,которая делает нашу жизнь легкой и упрощенной , книги уходят на «второй план» .
Но своей работой я попытаюсь доказать , что российская молодежь проявляет интерес к чтению и литературе ,потому что знает ,что знания ,заложенные в произведениях наших и зарубежных писателей, — важнейший критерий для становления успешным, образованным и высокоразвитым человеком .
Цель : выяснение отношения современного поколения к книгам ,а так же их литературные предпочтения .
Задачи :
-
оценить значимость литературы в жизни молодежи
-
узнать, что читают подростки
-
понять, почему их привлекла именно это произведение
-
подвести итоги исследования
Гипотеза : нынешнее поколение охотнее читает произведения художественной литературы , не входящую в школьную программу ,чем классику ,которая проходится на уроках литературы .
Предмет исследования: проблема чтения среди подростков 12-16 лет , оценка важности книги для молодого поколения
Объект исследования: литературные предпочтения подростков 12-16 лет
Методы исследования :
-
Наблюдение
-
Сбор материала
-
Анкетирование
-
Анализ полученных данных
-
Обобщение
Основная часть
Хорошая книга — точно беседа с умным человеком.
Читатель получает от нее знания
и обобщение действительности,
способность понимать жизнь.
А.Н. Толстой
Влияние книги на жизнь подростка .
Еще в раннем детстве все соприкасались с увлекательным миром литературы . Наши родители рассказывали нам на ночь сказки ,приключенческие истории , а после ,когда мы уже самостоятельно могли овладеть техникой чтения ,брали книги и познавали этот неиссякаемый источник информации сами ,получая бесценный багаж знаний ,помогающий раскрывать все тайны окружающего мира . Не зря говорят ,что литература –это учитель ,наставник и советчик .
Книги могут сильно влиять на людей в абсолютно в любой период жизни , то есть изменять мировоззрение как у взрослого человека ,так и ребят школьного и дошкольного возраста .
Стоит отметить ,что литературные произведения особое воздействие имеют на воспитание детей и подростков , именно в этом возрасте юные читатели наиболее уязвимы в том плане ,что они с легкостью поддаются большому давлению со стороны ,так как еще не до конца понимают ,каким образом нужно поступать в тех или иных ситуациях , как решать различные проблемы ,как понять ,что есть хорошо ,а что плохо .
Максим Горький говорил : «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Да , книга учит многим хорошим вещам , благодаря ей мы черпаем значительное количество информации , изложенной совершенно понятным и доступным языком. Например , сказки, которые читали нам мамы и папы еще в детстве , с малых лет учат детей отличать, где добро , а где зло . Смотря на героев произведений, ребёнок учится на их ошибках, учится находить выходы из сложных ситуаций и это помогает ему в будущем, в реальной жизни. Но ,как известно ,есть две стороны медали .
Согласитесь, существуют такие произведения ,которые следует читать в определенном возрасте ,так как просто можно не понять содержания изложенного текста . Так вот , если дать подростку и маленькому ребенку книгу ,в которой описывается разгульный или , наоборот, ленивый и домашний образ жизни ,или сцены пьянства главных героев , ведущие себя не совсем подобающе ,молодое поколение может совершенно не так истолковать главный замысел рассказа , романа, повести, вложенный автором . Что взрослый будет принимать как вымысел, ребёнок воспримет как путеводитель по жизни.
Взрослея предпочтения каждого человека меняются ,вместе с ними растет их словарный запал ,количество прочитанных книг ,собранных знаний . И именно тогда мы нуждаемся уже в иной литературе ,в иных жанрах , помогающих нам постичь мудрость и величие предыдущих веков или же просто скоротать вечерок под теплым пледом в хорошей компании , то есть с персонажами увлекательных историй ,ведь не зря А .Н. Толстой сказал, что хорошая книга — точно беседа с умным человеком.
Литературные предпочтения молодежи моего города
Книг написано очень много, и нет ни одного человека в мире, который бы прочитал их все. Книги — это история и вкусы каждой эпохи. Некоторые из них безнадежно утратили свою популярность, востребованность , другие — актуальны и читаются с интересом и сегодня.
Выбирать книги для чтения –великая наука и великое искусство .Что читать ? Когда читать? Сколько можно и сколько нужно прочесть? Увы, универсальных рецептов не существует, а это и не нужно ,так как у каждого он свой .
Итак, для того, чтобы разобраться какие книги читают подростки и какие произведения им много прочесть ,обратилась за помощью в библиотеку .
Пообщавшись с библиотекарем ЦРБ Бандиной Ларисой Александровной, я узнала много нового и ,безусловно, интересного для себя , также открыла новые имена и произведения молодых, современных авторов . Мне не только посоветовали, а еще и предъявили целый перечень литературы ,которая была бы интересна подрастающему поколению. Лариса Александровна порекомендовала ознакомиться с творчеством одного из современных авторов ,Михаила Самарского и его книгой под названием «Радуга для друга». Охотно читают подростки книгу А. Жвалевского и Е. Пастернака «Типа смотри короче». В центре повествования обыденная жизнь семиклассников с их стремлениями, идеалами, взаимоотношениями с окружающими. Возможно непростой в психологическом плане, но полезной для чтения можно назвать книгу Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». На нее тоже можно обратить внимание. Если ребята интересуются жанром фентези, мне посоветовали Рика Риордана, Евгения Гаглоева. Все эти произведения очень просто можно достать в Детской библиотеке или же с помощью сети Интернет, поражающая доступностью и скоростью .
После этого я поинтересовалась ,какие же произведения больше всего востребованы среди молодежи и сравнив с собственным исследованием, сделала рейтинг 10 самых популярных книг различных жанров и авторов .
Рейтинг самых популярных произведений среди подростков
Так что же читает российская молодежь ? В ходе опроса я собрала и систематизировала полученные данные .В итоге у меня получился список из 10 произведений, которые с восторгом читают и перечитывают ребята .
В рейтинге отображена лишь малая часть гигантского фонда литературы наиболее популярной и востребованной для поколения 21 века .
1.Майер Стефани «Сумерки»
-
Первую позицию рейтинга занимает роман американской писательницы Стефани Майер «Сумерки». Книга, покорившая молодёжь, стала настоящим бестселлером современности. Будоражащие кровь остросюжетные эпизоды и нежные сцены признаний в любви девушки к вампиру не могут оставить равнодушными ни одного читателя. Роман лишён банальности, и каждая строчка наполнена интригой, переплетённой с искренними чувствами героев. Роман стал одной из самых популярных современных книг для подростков.
2.Дж. К. Ролинг и ее серия книг про Гарри Поттера
-
Серия книг о «Гарри Поттере» завоевала любовь молодого поколения. Главный герой приключенческих историй Гарри Поттер обучается в школе волшебства. Мальчик является добрым магом и противостоит тёмной стороне зла. Впереди его ждут опасные приключения и ожесточённая борьба с главным врагом, злым волшебником Волан де Мортом, который хочет поработить мир магии. Невероятные краски и динамика сюжета не оставят безразличным ни одного любителя фантастики. Произведение входит в тройку лучших современных книг для юношества.
3.Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества »
-
Имя лауреата Нобелевской премии, колумбийца Габриеля Гарсиа Маркеса золотыми буквами вписано в историю литературы XX века. Произведения писателя любят и читают во всем мире. В настоящем издании публикуется знаменитый роман-притча Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Соткав художественную ткань произведения из сказок, старинных преданий и легенд, небылиц и притч и раздвинув границы реального до границ фантастического, Гарсиа Маркес вносит собственную лепту в формирование «магического реализма».
4.Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»
-
Рэй Брэдбери стал создателем современного шедевра «451 градус по Фаренгейту», который сразу полюбился молодёжи за свою эксцентричность. Роман относят к жанру научной фантастики, описывающий общество потребителей, которым несвойственны чувства и полёт мысли. Люди имеют всё, но не хотят думать и жить настоящей жизнью. Правительство роботизировало общество и очень тщательно за этим следит. Представители правопорядка сразу выявляют непослушных граждан, и жестоко расправляются с ними. Для того, чтобы добиться идеального «порядка» в стране, люди, стоящие у власти издают закон сжечь все книги, которые могут заставить человека думать и чувствовать. Не зря писатель даёт такое неординарное название роману. Книга входит в топ 10 современных книг для подростков, и будет полезна и интересна подрастающему поколению.
5. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
-
Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите вместе с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых — ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь! «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери — классическое произведение из золотого фонда мировой литературы. Это одна из книг, которые хочется перечитывать вновь и вновь.
6. Джон Грин «Виноваты звезды»
-
Сентиментальная история о любви и ценности жизни Джона Грина «Виноваты звёзды» входит в десятку лучших современных книг для подростков. Роман расскажет о любви двух подростков, страдающих онкологическим заболеванием. Они прекрасно понимают, что жизнь каждого из них может оборваться в любой момент, поэтому готовы побороться за право быть вместе до конца. Молодым людям предстоит столкнуться с непониманием окружающих. Книга заставляет задуматься о смысле жизни и главной её ценности – любви.
7. Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин «Властелин колец»
-
Трилогия «Властелин Колец» бесспорно возглавляет список «культовых» книг ХХ века. Ее автор, Дж. Р.Р. Толкин, профессор Оксфордского университета, специалист по древнему и средневековому английскому языку, создал удивительный мир – Средиземье, который вот уже без малого пятьдесят лет неодолимо влечет к себе миллионы читателей. Великолепная кинотрилогия, снятая Питером Джексоном, в десятки раз увеличила ряды поклонников как Толкина, так и самого жанра героического фэнтези.
8. Коллинз Сьюзен «Голодные игры»
-
Сьюзен Коллинз получила популярность, благодаря своей трилогии, которая так полюбилась молодым читателям. Её творение состоит из трёх остросюжетных историй: «Голодные игры», «И вспыхнет пламя», «Сойка пересмешница». В центре истории девушка-подросток Китнисс и её возлюбленный Пит Меларк, которым предстоит принять участие в жёстких играх без правил. Подростки становятся единственной надеждой людей на спасение. Храброй девушке предстоит не только спасти свою жизнь, но и свергнуть с престола тоталитарного государства деспотичного правителя дистриктов. Книга стала мировым бестселлером и считается одной из самых читаемых современных книг среди подростков 15-16 лет.
9. Буэн Джеймс «Уличный кот по имени Боб»
-
Необычная история от Джеймса Буэна. Книга расскажет о верной дружбе уличного кота Боба и молодого человека Джеймса. Каждый день кота начинался с поисков пропитания. Музыкант Джеймс страдал тяжёлой зависимостью, и каждый день его также начинался с поиска допинга. Встреча с котом спасла молодого человека от безысходности. Книга произвела бум в соцсетях, и стала очень популярной, как и её главные герои.
10. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
-
Книга взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, а легендарный статус! Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора! Книга, в которой гомерически смешно и изощрённо зло пародируется сама идея счастливого детства. Чуткий и умный Санаев всё правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.
Помимо представленного ,хочу рассказать о литературном произведении ,которое красуется у меня на полке ,где хранится большая кладезь знаний ,а именно мои сборники, энциклопедии , любимые книги .
Совсем недавно ,по совету подруги ,я прочитала невероятно занимательное произведение Кристины Гудоните «Дневник плохой девчонки» ,которое явно отличается от классической и привычной для нас литературы , легкостью прочтения ,простотой изложения, доступностью языка .
Я хочу порекомендовать эту книгу не только подросткам, но еще и родителям ,потому что считаю, что им было бы полезно прочесть про жизнь и взаимоотношения девочки, находящийся в переходном возрасте, с близкими и друзьями . Кристина Гудоните показывает молодую девушку ,внутри которой идет борьба. Катарина , главная героиня, противостоит всему миру, пытается решить важные ,серьезные вопросы .Когда читала эту детскую прозу ,меня с каждым разом все больше и больше поражало то ,что автор не стесняется в выражениях, показывая поведение ,реальные проблемы молодого поколения в период подросткового , в какой-то степени бунтарского возраста .
Считаю ,что с предложенным произведением стоит ознакомиться ,так как у нас не так много книг ,которые смело можно давать ребенку . Кроме того ,это необычайно интересная история ,которую хочется прочесть до конца ,а потом не жалеть о там ,что когда-то взял в руки эту книгу. И ,возможно , именно с этой книги начнется любовь молодежи к литературе.
Заключение
Итак, самое время подвести итоги всего исследования . В процессе написания работы было получено немалое количество информации ,послужившей основой моего проекта . Также я выяснила отношение ребят к книгам и литературе в целом ,узнала предпочтения и вкусы подростков , поняла ,что гипотеза моего исследования о том ,что нынешнее поколение охотнее читает произведения художественной литературы , не входящую в школьную программу ,нежели классику ,которая разбирается на уроках , подтвердилась.
Собранные данные говорят , что самые пессимистические доводы и прогнозы о том, что молодежь, по сравнению с предыдущими поколениями ,читает все меньше, а также поколение 21 века справедливо назвать «потерянным» и не читающим , не оправдываются, так как многие ребята предпочитают гаджетам книги ,пусть не классические ,которые служат основой литературы, а современные тексты различных жанров и авторов с захватывающими и фантастическими сюжетами, позволяющими открыть для себя мир художественного слова.
Надеюсь, что моя работа заинтересует содержанием и поможет не читающим подросткам зародить в себе желание окунуться в необыкновенный ,красочный мир ,который хранится на наших книжных полках.
Сейчас все развивается, а вместе с тем с каждым годом меняются читательские предпочтения, постепенно уходят на второй план прежние и появляются новые литературные тенденции . То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества.
Список литературы
https://www.livelib.ru/selection/21803-100-samyh-populyarnyh-sredi-molodezhi-proizvedenij#books
http://ibosgb.blogspot.ru/p/10.html
https://nauchforum.ru/studconf/gum/v/1290
http://so-chinenie.ru/kniga-v-21-veke/
https://womanadvice.ru/chto-chitaet-sovremennaya-molodezh
http://donnasa.org/news_arc.php?lng=r&year=2016&part=2&art=2087
Приложение
-
Анкетирование
-
Результаты опросов ,отраженные в диаграммах
-
Фотографии « В мире литературы»
-
Буклет « Многообразие современных книг»
Приложение 1
Анкетирование под названием
«А что читаешь ты ?».
-
Любите ли Вы читать классическую литературу?
-
Какие литературные жанры Вы предпочитаете ?
-
Ваши любимые произведения и авторы?
-
Назовите книги ,которые Вы положили на собственную «золотую полку» .
-
Какие бы литературные произведения Вы посоветовали бы подрастающему поколению ?
( фото гимназистов и учеников школы №3 во время ознакомления с анкетой)
Приложение 2
Мной была разработана анкета под называнием «А что читаешь ты ?». Я хотела выяснить ,какого отношение ребят к литературе и , что же читают молодые люди .Опрос проводился для учеников 8-10 классов Гимназии и школы №3 .
На первый заданный мной вопрос: любите ли Вы читать классическую литературу? У многих ответ быт отрицательным . Скорее всего это обусловлено тем ,что книги авторов ,которые входят в «золотой фонд» ,просто навязывают ученикам и дети читают не потому что им интересно и познавательно ,а лишь для того ,чтобы не получить плохую отметку .
Какие литературные жанры Вы предпочитаете ? Респонденты ответили так : Фантастику и фэнтази выбрали 40% ,тем самым выявив популярный литературный жанр ,Детективы получили 29% выборов, а научный -10%.
Один из вопросов звучал так : «Ваши любимые произведения и авторы?». Лидерами среди авторов стали Стефания Майер и ее сага « Сумерки» , Джоан Роулинг с ее серией книг про Гарри Поттера , а так же Сьюзен Коллинз «Голодные игры».
Приложение 3
Фотографии « В мире литературы»
Наследие предков на примере русских народных сказок
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Данилова А.А. 1
1МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» г. Рязань
Прохорушкина Е.В. 1
1МБОУ «Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» г. Рязань
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Этапы работы над проектом:
Погружение в проект
Определение темы проекта. Наследие предков на примере русских народных сказок.
Выдвижение гипотезы.Сказки учат нас не только добру, они несут в себе опыт предков, тайный смысл бытия, предостерегают нас от ошибок, учат нас смыслу жизни, наставляют на путь истинный.
Постановка цели.Cоздать презентацию (и буклет) на основе материалов исследования русских народных сказок.
Формулирование задач. Собрать информацию по заданной теме. Углубиться в историю возникновения русских народных сказок (проследить какое значение они имели для русского народа, как влияли на сознание человека тогда и сейчас) Постараться распознать и расшифровать скрытое послание предков, на примере нескольких сказок. Провести опрос среди одноклассников.Пообщаться на данную тему с более просвещенными людьми.Создать небольшой буклет-книгу, где будет рассмотрен ход проделанной работы. Создать презентацию и представить ее перед классом.
Планирование.
Октябрь. Выбор темы. Обдумывание примерного плана хода работ. Поиск информации в интернет ресурсах и публицистике. Ознакомление с подобранным материалом. Обсуждение данного вопроса с бабушкой, родителями. Интервью с В.В.Сундаковым. Выдвижение гипотезы. Формулирование цели и задач.
Ноябрь.Выбор сказок для более детального и глубоко анализа. Прочтение их. Просмотр соответствующих документальных фильмов, основанных на познании и осмыслении сказок. Поездка в Славянский Кремль Сундакова в деревню Валищево. Знакомство с русской ведической культурой и более углубленное ее изучение, на примере русских народных сказок.
Декабрь.Систематизация полученной информации. Ознакомительная беседа в поиске соответствующей литературы с библиотекарем Гуреевой Ксенией Алексеевной. Начало над работой презентации.
Январь.Работа над презентацией к защите на классном часе. Подготовка буклета-книги. Сбор иллюстраций для буклета-книги.
Февраль.Составление буклета-книги для ознакомления одноклассников на классном часе. Подготовка краткого конспекта для ознакомления данной темы. Опрос одноклассников.
Март.Подготовка к выступлению на школьной научно – практической конференции.
Осуществление проектной деятельности. Исследование.
Октябрь.Обсуждение с родителями и бабушкой данной темы. Их понимание и представление о сказках русского народа. Ознакомление с мнениями других людей хорошо знающих русскую ведическую культуру. Их осмысление и толкование русских народных сказок. Сбор информации и ее структурирование. Выбор точного названия проекта. Выдвижение гипотезы. Формулирование цели и задач.
Ноябрь.Выбор сказок для более детального и глубоко анализа. Прочтение их. Просмотр соответствующих документальных фильмов, основанных на познании и осмыслении сказок. Поездка в Славянский Кремль Сундакова, в деревню Валищево. Общение с ведающими людьми: жрецом Борута и ведуньей Дива. Их понимание и толкование русских народных сказок.
Декабрь.Систематизация полученной информации. Начало работы над презентацией. Поиск иллюстраций к данной теме. Поиск информации, где детально рассматриваются конкретные объекты и персонажи русских народных сказок. Детальное ознакомление с выбранными сказками, где будет произведен анализ и попытка расшифровать скрытый смысл, переданный предками. Поход в библиотеку, разговор-обсуждение на данную тему с библиотекарем Гуреевой Ксенией Алексеевной.
Январь.Работа над презентацией к защите на классном часе. Подготовка буклета-книги. Сбор иллюстраций для буклета-книги.
Февраль. Составление буклета-книги для ознакомления одноклассников на классном часе. Подготовка краткого конспекта для ознакомления данной темы. Опрос одноклассников. Обсуждение и анализ проведенного социологического опроса среди одноклассников. Составление диаграмм.
Март.Подготовка к выступлению на школьной научно – практической конференции.
Материал для классного часа.
Русские народные сказки – одно из самых значительных созданий русского народа, неисчерпаемый источник мудрости.Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, разные по смыслу, содержанию. Они, несомненно, создавали ощущение уюта, чувство единения и, вместе с тем, погружали в новый, неизвестный мир, побуждая размышлять и делать выводы.А, когда вы читаете сказки, задумываетесь ли Вы над тем, что скрыто в незатейливых текстах? Или сказки для Вас — только традиционный способ понимания «что такое хорошо и что такое плохо», или один из видов досуга? Когда-то и я так считала…В детстве, когда мама читала мне сказки, я задавала много вопросов. Так, наверное, делают все дети. Став старше, научившись читать, я стала перечитывать их. И, чем больше я это делала, тем больше возникало вопросов. А так ли все просто в незамысловатом сюжете? Нет ли тут какого-то более скрытого смысла?Однажды, бабушка предложила мне посмотреть сказку «Финист – Ясный Сокол». Это был не просто фильм, с интереснейшим сюжетом. Голос за кадром объяснял каждое действие и событие. Я была поражена тому, какой на самом деле тайный смысл этой сказки. И мне стало интересно, а что же скрывают другие сказки нашего народа? Что хотели донести наши предки до нас? Чему хотели научить?Среди огромного многообразия сказок, есть три особенные. В них вроде бы незатейливый текст, но почему-то другие сочиняются и забываются, а именно эти три сказки передаются из поколения в поколение уже много веков. Это сказки для самых маленьких, известные всем от мала до велика. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».Однако, так ли прост их смысл? И почему именно они, а не другие нравятся детям и взрослым? И почему именно эти три сказки не канули вглубь веков, а продолжают пересказываться и сейчас практически без искажений? Уверяю вас, вам будет интересно меня послушать.Для того, чтобы разобраться более детально я пообщалась с более просвещенными людьми в данном вопросе.Сундаков Виталий Владимирович. Наверное, будет звучать очень странно, но Жрец Борута и ведунья Дива. Именно, благодаря этим людям я получила информацию, от которой смогла дальше оттолкнуться.Далее мне предстояла беседа с библиотекарем Гуреевой Ксенией Алексеевной. Мы с ней знакомились с периодическими изданиями, которые помогут мне в исследовании данной темы.Учитель литературы и русского языка Гришина Валерия Георгиевна рассказала о некоторых особенностях наших сказок.Учитель истории Воронина Любовь Геннадьевна подсказала мне и объяснила, какие исторические этапы развития нашего народа происходили и почему в русских народных сказках столько символизма и образности.На одном из классных часов я решила спросить у одноклассников о том, знают ли они истории возникновения русских народных сказок и в чем их секрет.Вывод по анкетированию.О русских народных сказках знают все. Количественное соотношение русских народных сказок, в домашних коллекциях моих одноклассников, не на много уступает количеству современных сказок. Но, не смотря на это, основная масса даже и не представляет, что в сказках заложен более глубокий смысл, чем они думают.
Из книг, которые посоветовали мне в библиотеке, я узнала много интересного. Например, сказки появились на русских землях давным-давно. Множество столетий, если не тысячелетий назад. Наши праотцы складывали былины и легенды, чтобы пересказывать их своим детям, а те, в свою очередь, несли их сквозь поколения. Основами для таких рассказов становились вовсе не вымыслы, как правило, наши предки использовали символизм и в своих сказках они предпочитали завуалировано пересказывать величайшие события. Потому наши сказки наполнены, как добром и поучительными вещами, так и горечью и утратами.Безусловно, с ходом времени сказки «обрастали» различными присказками, изменялись, но, тем не менее, они хранили свою главную суть – быть мудростью для будущих поколений. Словно путеводной нитью с их помощью мы связаны с нашими предками. Это можно назвать истинной силой народного эпоса.
Изучив сайты интернета, я узнала много интересных фактов, например, что сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими поворотами и персонажами. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это их символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения.
В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Герой сказки всегда находит границу, которая четко отделяет один мир от другого – зачастую этой определяющей чертой оказывается дремучий лес или домик на курьих ножках, в котором живет Баба Яга. Самой потусторонней реальностью является Тридевятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание, основная часть всех действий и приключений происходит именно там, то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной. Почему так сложилось? Путешествие в потусторонний мир открывает герою много новых знаний. Например, способность видеть и слышать неведомое и ранее неизвестное. Символически переход в «иной» мир означает смерть героя. На это указывают и вещи, с которыми он переходит в другой мир – хлеб, посох, сапоги. Это те непременные атрибуты умерших, с которыми их провожали в другой мир. Только после такой символической смерти возможно возрождение героя в новом своем качестве. Ведь духовный, внутренний рост обязательно сопровождается смертью всего устаревшего. И герой возрождается – более мудрый, знающий то, чего ранее не знал и не ведал.В связи с этим значим главный сказочный символ воскрешения – птица Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова. Этот образ считается символом внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей. Также герои сказок зачастую оказываются перед загадкой: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». И они идут туда, «не знаю, куда». Что же это значит? «Туда, не знаю, куда» – это внутреннее, духовное путешествия героя вглубь себя. Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы. Как известно, в русских народных сказках всегда одерживает верх добро и свет. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Символами света и добра является соединение женского и мужского образа в сказке, то есть добро, свет – это гармония женского и мужского начала, основной закон природы.
Важны отдельные символические образы, которым наполнены русские сказки. Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Очень интересна символика чисел в русских народных сказках.Русская народная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в нейнаблюдается повсюду, и почти всегда они выступают каксвященные иглубоко символические. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.
Выбор сказок для изучения данной темы.
Русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
Среди огромного многообразия сказок, есть три особенные, стоящие для всех нас как бы отдельно. В них вроде бы незатейливый текст, но почему-то другие сочиняются и забываются, а именно эти три сказки передаются из поколения в поколение уже много веков. Это сказки для самых маленьких, известные всем от мала до велика. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».Всё дело в том, что в этих трёх дошедших до нас сказках заключена ни больше, ни меньше — тайна Мироздания. Древние славяне мыслили образами. Наши предки были мудры и поэтому смысл и образ вкладывали во всё.
Перейду непосредственно к сказкам.
Сказка «Репка»
Указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.
В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему оставили лишь 7 персонажей?Перефразирование сказки пошло с крещения Руси. Поменялась сакральное число: у славян – это число 9, у христиан – число 7. Вследствие этого в сказке исчезают, прообраз матери и отца. Далее меняется понятие, защита и опора – Церковь, у славян это изначально был Отец, а любовь и забота – Христос, у славян это олицетворяла Мать. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!
Образы.1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).2. Бабка – традиции, хозяйственность.3. Отец – защита и опора.4. Мать – любовь и забота.5. Внучка – потомство.6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).7. Кошка – благостная обстановка.8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.
Сказка «Колобок».
Рассказывает о природном явлении. Как Луна катится по Созвездиям. (В славянском «зодиаке» названия: Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса и т.д. – Сварожий Круг). В каждом созвездии (Чертоге) Луна становится меньше, т.е. Вепрь откусил, Ворон отклевал, Медведь примял, а когда остаётся серпик, Лиса его съедает и наступает новолуние. С помощью сказки «Колобок» детям показывали созвездия, наблюдали как Луна (колобок — «коло» — круглый бок) катится через эти созвездия, и образно у неё откусывают бок. Так дети изучали звёздную карту неба. Удобно и наглядно.
Славянская сказка «Колобок»
Попросил Дед Тарх Дживу испечь Колобок. Она по амбарам по Сварожьим помела,
по сусекам по Чертожьим поскребла, слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.
Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка. Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути: Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел, пока Лиса совсем не съела.
Затем цикл повторяется, вновь Джива испекла Колобок и положила в Чертоге Рады – полнолуние, Колобок покатился по древнему пути (по Сварожьему Кругу), и как только Колобок вступает в Чертог Вепря, кусочек от него откусили, затем Ворон отклевал и т.д.
« Курочка Ряба».
Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит». Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу.
Простое яичко — это простая информация. Дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости. Курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.
Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь. Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.
Создание буклета (Приложение 1)
4. Анализ собранной информации и формулирование выводов.
Для того, чтобы сделать анализ о проделанной работе, в первую очередь я углубились в истоки появления сказок. Съездила в Славянский Кремль в Валищево, для беседы с людьми, знающих культуру русского народа. Беседовала с учителем литературы. Тесно сотрудничала с работником библиотеки. Читала книги, научные статьи, собирала информацию в интернете.В школе, на классном часе, я поделилась собранной информацией со своими одноклассниками. Рассказала им о появлении сказок, их роли в жизни каждого из нас. Об их глубоком смысле, и попыталась объяснить, что хотели до нас донести наши предки через сказки. Показала иллюстрации интересного материала об изученной теме. Предоставила материал для визуального восприятия, излагаемой мной информации. Чем вызвала огромный интерес своих одноклассников.
Как оказалось, многие из них открыли для себя что-то новое. А кто, ранее и не задумывался над данными вопросами, с увлечением меня слушали, и после моего выступления, вдохновившись, решили тоже углубиться в данную тему и изучить другие русские народные сказки. Ведь история твоего народа, истоки народной мудрости не могут оставить равнодушным.
Далее я перешла к работе над презентацией.
Для этого я прочитала литературу об истории возникновения сказок, подробно остановились на том, для чего они сочинялись, и какой смысл был в них заложен. Посмотрела видео-интервью с М. Задорновым, В. Сундаковым и др.
После выступления провела повторное анкетирование, которое подтвердило заинтересованность зрителей и слушателей. А на вопрос:»Знаете ли вы, скрытый смысл русских народных сказок?» – 85 % опрошенных ответили: да, из них 27 % хотели бы узнать больше.
Методы и приемы.
Для реализации цели данного исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение научной и публицистической литературы по проблеме исследования, систематизация; классификация), эмпирические (интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы; сравнение). Названные методы стали основой исследования и явились обобщающим результатом работы в соответствии с поставленными целью и задачами.
Полученные данные.
Изучив теоретический материал и исследовав данную проблему, была систематизирована информацию об истории возникновения русских народных сказок, их особенностях и символическом смысле. Представлен материал поэтапного изучения данной темы, подтвержденный примерами и подробным описание изучаемых сказок, с детальным изучением глубинного смысла.
Проведя практическое исследование данной проблемы, можно сделать вывод, что история и культурные традиции прошлого не забыты, они живут рядом с нами, стоит только проявить интерес.
Изучив теоретический материал, познакомившись с различными мнениями научных деятелей, пообщавшись с людьми изучающих ведическую культуру. Побеседовав с хранителями славянских традиций, я убедилась в том, что русские народные сказки — источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В них нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Каждый уровень сказки – вход в особый мир.
Раскрывать их можно очень долго. Какие- то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами. И для многих из нас навсегда останутся тайной. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более!
Помимо воспитательной (бытовой) функции сказка ведёт нас к сакральным познаниям и открывает: * астрономический цикл жизни природы, природный календарь;*рождение мироздания; * поиск духовного пути человека, внутренний рост, получение тайного знания;*сохранение истории своего рода, связи с предками.В сказках эти линии часто сближаются, пересекаются, соединяются. Герои выступают символами, их действия обретают ритуальный смысл, а путь определяет получение особых знаний и внутренней гармонии. Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют свою силу.
Вывод:Слово «сказка» произошло от глагола «казать». И означало «перечень», «список», «точное описание». Именно, точное! Поэтому сказка — вовсе не ложь, как утверждает известная пословица, а самая настоящая правда. Именно в русских народных сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной.Сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Читать их нужно тем языком, на котором они были сложены.Сказки все наполнены метафорами, образами. Которые нужно уметь понимать. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все, как было. Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда.Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней. К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
Рефлексия.
Мне часто задавали вопрос: «Почему я выбрала эту тему? Как я считаю, заинтересовала ли она моих одноклассников?»
— Я выбрала эту тему потому, что мне стало интересно, — почему с самого раннего детства нам читают русские народные сказки, говоря при этом, что в каждой сказке есть какой-то урок. Став постарше, я узнала, что в сказках спрятан более глубокий смысл, чем может на первый взгляд показаться. Очень надеюсь, что этот проект принесёт пользу и расширит кругозор моих одноклассников. А, может даже, так же и их заинтересует.
За время подготовки и реализации проекта я узнала много нового и интересного. Приобрела необходимые навыки в работе с компьютером и информацией: училась подбирать и анализировать материал по заданной теме, создавать презентацию, готовить фотовыставку, буклет-книгу и доклады, интересные моим одноклассникам.
Пименова Валентина Николаевна (бабушка): «Считаю эту тему не только важной, но и актуальной на сегодняшний день. Молодое поколение должно знать свои истинные корни. А начинать нужно с самых корней».
Данилова Елена Игоревна (мама): «Считаю, что тема очень интересна. Здесь нельзя остаться равнодушным. Знать свои традиции, чтить и уважать их обязан каждый славянин. Ведь это культура твоего народа, а значит и ты сам. А для этого нужно обретать, постигать, совершенствовать знания, которые из поколения в поколение передавались нашими предками. Русские народные сказки — кладезь знаний и наставлений для нас и наших детей, и для следующих поколений. Поэтому нужно уметь их правильно толковать и понимать.
Список используемой литературы:
•«Мировосприятие Славян (Юджизм)», серия – Наследие Славян и Ариев. Издание для познавательного пользования. Соликамск. 2006г.- 48стр.
•К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке./В. П. Аникин. Очерки / Рис А. Бисти.- М.: Дет. лит., 1988г.-176 стр.
•Славянские сказания/С. А. Лаврова.- М.: Белый город,2012г.-48 стр.
•Ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко: сказки славян.-Л.:Дет.лит.,1976.-319стр.
•Персонажи славянский мифологии.-Киев:Корсра,1993.-218стр.
•Легенды и сказки древних славян.- М.: Эгмонт РоссияЛТД,2002.-47стр.
•http://www.dreams4kids.ru/tag/russkie-narodnye-skazki/
•http://www.ng.ru/style/2009-06-04/16_skazki.html
•http://skazka.mirtesen.ru/blog/43432774961/Vedicheskiy-obraz-Babyi-YAgi.
•http://www.alpha-omega.su/index/0-435
•http://natamama.mirtesen.ru/blog/43127459129/Sakralnyiy-smyisl-skazki-%C2%ABKolobok%C2%BB
•http://slavculture.ru/slav-kult/800-slavyanskie-skazki.html
•http://rodovyeistoki.ru/klyuchi-k-volshebnym-skazkam/russkaya-skazka-vedicheskoe-uchebnoe-posobie-mudrosti-zhizni/
Просмотров работы: 1469