Обновлено: 09.01.2023
Пожить один год без экзаменов — это не привилегия, а осознанный выбор
Что вы думаете о gap year?
45% — ничего об этом не знал
38% — где-то раньше слышал
14% — мне это неинтересно
3% — воспользовался бы такой возможностью
Почему вы бы не стали брать перерыв?
53% — это потеря времени
24% — заберут в армию
14% — пропадёт интерес к профессии
Опасения взрослых нельзя считать безосновательными. Новая социальная среда предъявляет свои требования, и подростку приходится нести ответственность за поступки. Но чувство ответственности — качество приобретённое, и, скорее всего, выпускнику придётся несколько раз поступить неправильно, прежде чем он научится заранее предвидеть последствия своих действий. Вопрос лишь в границах неправильного. Поэтому родителям удобнее, если их дети ощутят вкус свободы всё-таки в стенах университета.
Игорь Григорьев, психолог, специалист по возрастной психологии и психологии образования
Тильда Линандер, студентка
Считается, что gap year — это самое лучшее время для того, чтобы попробовать себя в разных профессиональных сферах или, наоборот, окунуться с головой во что-то одно. В старших классах к ученикам часто приходят сотрудники центров занятости и проводят тест на профориентацию. Хотя такие тесты иногда довольно успешно определяют возможные профессиональные склонности человека, ни один из них не покажет, что именно из топ-листа самых подходящих профессий действительно подойдёт. Поэтому пока что тестам на профориентацию выпускники придают такое же значение, как, скажем, онлайн-тестам по соционике. Сегодня ты Достоевский, завтра Есенин, но в целом — творческий.
Игорь Григорьев
Ребятам очень часто просто негде «пощупать»профессию, понять что она из себя представляет. Разговор не о профориентации, когда подросток получает советы о том, куда ему лучше пойти, а о профессиональных пробах. В России они почти не распространены, но могли бы очень сильно помочь подросткам.
Однако говорить о том, что ученик не готов выбрать профессию в 17 лет, тоже нельзя. Это вопрос не взросления, а заинтересованности в какой-то определённой сфере. Ещё в седьмом классе может зародиться такой интерес в физике, что после череды олимпиад ребёнок наверняка отнесёт документы в пять лучших технических вузов города и нисколько не будет сомневаться. Но всякий стимул может пропасть из-за стресса и постоянного страха не оправдать ожиданий.
Игорь Григорьев
Подготовка экзаменам всегда очень интенсивна. Ребята устают, а ожидания окружающих (родителей, учителей) сильно давят и приводят к серьёзному стрессу. Интерес к любой учёбе падает, а социальная значимость поступления в университет приводит к тому, что подросток готов поступить абы куда — лишь бы от него отстали.
Из-за нежелания терять время и рисковать своей репутацией среди сверстников, оценить преимущества перерыва могут только те, кто пропустил год не по собственной воле. Елена Кочур хотела стать ресторатором, но как только поступила, её факультет объединили с другим, переделали программу.
Когда стало ясно, что перевестись до первой сессии в другое место не получится, Елена оставила свой вуз, устроилась на работу в городской суд и начала готовиться к ЕГЭ для поступления уже на другой факультет. И именно в это время ей пришла мысль поменять свой профиль и вместо ресторатора идти на юриста или историка.
Елена Кочур, студентка
Хотя работу было сложно найти, она помогла мне повзрослеть и научиться ценить время. Я бы точно повторила всё, если бы сейчас у меня снова был выбор. Мне этот год перерыва был необходим. Не всегда молодой человек может понять, чего он хочет. Бывает, что я и сейчас не понимаю, но тот опыт был для меня полезным.
Важно также понимать, что западная система образования позволяет студентам подавать документы в вуз в любое время года. То есть наутро после выпускного никто не садится в поезд и не едет поступать. Мы, наоборот, строим планы на летний отдых, учитывая конкретные даты дополнительных экзаменов, и заранее знаем, в какой день нужно будет ждать у монитора заветные списки.
Если вдруг не получится пройти в вуз мечты, надо успеть быстро отнести оригиналы в другое место. И это уже причины, почему год перерыва, скорее всего, не сможет в полной мере защитить русских выпускников от стресса.
Игорь Григорьев
Психологические исследования о gap year говорят о повышении уровня мотивации. Любое изменение социальной ситуации полезно для подростка и способствует его взрослению. Кроме психологических аспектов сложно найти что-то безусловно позитивное: пока у нас действительно мало возможностей сделать так, чтобы gap year пошёл на пользу.
Выбранная для этого номера статья не относится напрямую к институциональным формам дополнительного образования. Gap year не имеет чёткого определения на русском языке (мы предлагаем называть его годовым перерывом) и представляет собой интересный феномен в области построения индивидуальной траектории обучения, карьеры и жизни в целом. Такой путь не во всех странах является привычным и даже социально приемлемым, но все чаще становится поводом для общественной дискуссии. Годовой перерыв может быть использован человеком в разном возрасте и с разными целями, часто связанными с освоением профессиональных и прочих навыков, может быть выражен в форме дополнительного образования. Представленная статья интересна по двум причинам. Во-первых, она носит обзорный характер и хорошо подходит для знакомства с темой. Во-вторых, её авторами являются исследователи из Китая, где осмысление феномена gap year началось относительно недавно и не носит специфики европейских стран или США.
Понятие годовой перерыв (прим. ред. – в оригинале gap year) описывает ситуацию, в которой люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Это стало очевидным элементом развития карьеры в XXI веке. Так как исследования о значении и последствиях годового перерыва практически отсутствуют, мы ставим цель – выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.
Введение
Годовой перерыв как явление впервые возник в 1960-е годы в период расцвета хиппи. Предполагалось, что в этот период молодые люди путешествуют, принимают участие в волонтерской деятельности или работают (Симпсон, 2005). Джонс (2004) считает, что годовой перерыв не сводится только к путешествиям, волонтерской деятельности или временной работе, и потому дает широкое определение: люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Сегодня годовой перерыв стал одной из приемлемых обществом траекторий развития карьеры. Две тысячи служащих за рубежом приняли участие в опросе, в ходе которого выяснилось, что 1/7 респондентов брали перерыв и более 75% из них рассматривают этот вариант (YouGov, опрос, 2004). Проведенное в 2012 году исследование показало, что 73,3% молодых людей хотели бы взять годовой перерыв.
Исследователи данной проблематики в нашей стране (прим. ред. – авторы имеют в виду Китай) концентрируются в основном на феномене туризма (Пирс, 2015), его влиянии на международную культуру общения, социализации или индивидуализации молодежи, однако его воздействие на развитие карьеры упускается ими из виду. Китайский ученый Мао (2015) изучал вопрос о годовом перерыве и считает, что большинство людей, берущих свободный год, – выпускники колледжей и молодые специалисты, которые только собираются устраиваться на работу или уже работают несколько лет, поэтому влияние такого перерыва на развитие карьеры нельзя игнорировать.
В этой статье мы стремимся выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.
Определение и характеристики годового перерыва.
Изначально практику годового перерыва относили к периоду перехода из школы в колледж, когда происходил процесс трансформации подростков в молодых людей (King, 2011). Поступление в колледж является важным эмоциональным опытом для молодых людей, которые рассматривают годовой перерыв как время для решения вопросов, связанных с их первыми годами самостоятельной взрослой жизни (Баньоли, 2009). Со временем концепция годового перерыва изменилась. Годовой перерыв не сводится только к путешествиям и волонтерской деятельности, но может включать в себя множество других видов деятельности, таких как, например, работа на производстве. Он рассматривается как своего рода пауза в построении карьеры и как способ приобрести новые достижения, которые могут значительно обогатить резюме и оказаться полезными для дальнейшего поиска вакансий.
В Китае большинство людей, которые делали годовой перерыв – взрослые. Было проведено небольшое исследование, в котором приняли участие 103 человека, осуществивших годовой перерыв. Только 19 из них – выпускники колледжей, которые имели достаточно времени для того, чтобы взять годовой перерыв после выпуска перед началом работы, а 2/3 участников намеренно взяли перерыв в карьере или воспользовались сменой рабочего места. Важным фактором также является высокая стоимость обучения, поэтому студенты из малообеспеченных семей в это время обычно устраиваются на работу, чтобы иметь возможность накопить нужную сумму для оплаты образования.
Существуют несколько классификаций годового перерыва. Мы будем ссылаться на одну из них (Jones, 2004), предполагающую 5 основных направлений: 1) работа; 2) волонтерская деятельность (может быть оплачиваемой или нет); 3) туризм; 4) обучение; 5) отдых.
Мотивация для взятия годового перерыва.
Причины взятия годового перерыва индивидуальны, но можно выделить несколько общих:
1) отдохнуть от работы или учебы и расширить свой кругозор (основные причины);
2) познакомиться с различными этническими и культурными средами и получить определенные навыки выживания;
3) обогатить свое резюме для получения лучших возможностей для поступления в вуз или трудоустройства;
4) заработать деньги;
5) внести вклад в общество;
6) помогать другим;
7) религиозные убеждения;
для решения личных вопросов;
Влияние годового перерыва на развитие карьеры
Влияние годового перерыва на возможности трудоустройства
Возможность трудоустройства связана со способностями поддерживать высокую работоспособность и реагировать на изменения профессий (СЕ Цзинь-Юй, 2005). Возможности трудоустройства детально изучаются для того, чтобы развивать и укреплять личный потенциал и лучше подготовиться к развитию карьеры. Было подтверждено, что годовой перерыв имеет большое значение для расширения возможностей трудоустройства.
Годовой перерыв – это своеобразный способ для молодых людей научиться новому, морально вырасти и созреть, сосредоточившись на развитии ценных личностных качеств в течение этого переходного периода. В это время люди обычно изучают различные карьерные пути и возможности (Johan, 2009).
Годовой перерыв имеет три основных разнонаправленных категории выгоды: для самих молодых людей, для работодателей и для общества. Их довольно трудно измерить. Личные выгоды: 1) повышение эффективности обучения; 2) расширение возможностей трудоустройства 3) развитие навыков или повышение квалификации; 4) приобретение навыков, полезных для повышения качества жизни; 5) увеличение социальной значимости; 6) снижение вероятности отчисления или увольнения в будущем (Джонс, 2004). С точки зрения вопроса развития карьеры, текущие исследования обычно рассматривают повышение возможностей получить работу. Но очевидна нехватка исследований влияния годового перерыва на долгосрочное развитие карьеры и её траектории.
Подтверждено, что годовой перерыв может помочь молодым людям стать более зрелыми и независимыми. Годовой перерыв также может помочь в приобретении навыков социального взаимодействия и общего культурного фона, который необходим в современном мире (Coetzee, 2010). Это – шанс для молодых людей научиться лучше адаптироваться к работе и улучшить личный статус (King, 2011) и, следовательно, увеличить возможности трудоустройства (Heath, 2007). Молодые люди, взявшие годовой перерыв, могут более выгодно выглядеть при поиске работы на фоне одногруппников, так как их уникальный опыт выделяет их среди сверстников (Lyons, 2012). Упомянутый автор отметил, что многие молодые люди находят свое карьерное призвание как раз во время годового перерыва, что говорит о профориентационном значении. Большинство молодых людей, имевшие опыт годового перерыва, считают, что получили возможность поиска свободы, самопознания, значительно расширив кругозор. Годовой перерыв помогает понять, чем молодые люди хотят заниматься, и как найти работу, соответствующую их интересам (Cremin, 2012).
Влияние годового перерыва на поиск работы
Академическая успеваемость больше не является гарантией успеха, и будущие выпускники должны искать другие пути получения коммуникативных навыков и развития личностных качеств, которые работодатели стремятся увидеть в своих потенциальных работниках (King, 2011). Путешествие в странах третьего мира – способ культурного обогащения, который позволяет выделиться на фоне сверстников (Simpson,2005). Молодые люди стремятся лучше использовать годовой перерыв, чтобы впоследствии получить лучшую работу. Годовой перерыв, в основном, видится как возможность приобретения опыта, редко рассматривается как пустая трата времени и не вызывает чувство сожаления. Молодые люди считают, что этот опыт делает их уникальными (Кинг, 2011).
Согласно теории ролевого конфликта, годовой перерыв рассматривается молодыми людьми и работодателями как способ получить карьерное преимущество (Brown, 2003). Эта теория предполагает, что из-за произошедших изменений на рынке труда выпускникам все труднее найти работу сразу после окончания учебного заведения (Heath, 2007). Основы социального взаимодействия показывают, что в конкретной ситуации (например, на собеседовании) молодые люди могут использовать свой уникальный опыт путешествий для привлечения внимания работодателя, особенно если этот опыт демонстрирует наличие личностных черт, которые могут повысить их шансы трудоустройства (King, 2011).
Отношение работодателей к годовому перерыву
Выводы
В настоящее время исследований по вопросам годового перерыва недостаточно. Большинство из них проводились в Англии, Австралии, Америке, Канаде, а в последние годы и в развивающихся странах Южной Америки и Африки. Хотя в последнее время некоторые учёные в Китае начали обращать внимание на необходимость исследований в этой области, научных статей по этой теме очень мало. Лю (Lu, 2013) рассмотрел годовой перерыв с эмпирической точки зрения, но он не учитывал практику годового перерыва в Китае. Ву (Wu, 2015) использует методы качественного анализа для изучения практики годового перерыва в Китае с точки зрения туризма. Но в целом, этого недостаточно, и исследователи должны уделять больше внимания ситуации с годовым перерывом в самом Китае, особенностям китайских молодых людей и эмпирическим исследованиям, полученным из различных источников.
Большинство исследований годового перерыва уделяют наибольшее внимание периоду перехода из школы в колледж. В настоящее время все больше взрослых берут годовой перерыв на разных этапах развития карьеры, что было упущено из виду в имеющихся исследованиях. Хит (Heath, 2007) предложил уделять больше внимания годовому перерыву, который берется людьми в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование практики годового перерыва в других возрастных группах может значительно расширить настоящее понимание концепции годового перерыва.
Стоит сконцентрироваться на исследованиях, посвященных взятию годового перерыва в процессе карьерного роста, например, провести анализ мотивации к уходу с работы или взятия годового перерыва, преимуществ годового перерыва, а также каким образом годовой перерыв влияет на дальнейший карьерный рост отдельного человека и развитие организации в целом.
• Человек может преуспеть в жизни, если умеет работать над вопросами, на которые нет однозначного ответа.
The process of education indeed lasts a lifetime. In today’s world, every day there is a huge number of transformations and innovations. We need to constantly educate ourselves. Also it should be noted that the amount of knowledge is so great that it can not be learned in a lifetime.
However, other people think that education is a short process. In their opinion, the knowledge gained at school and university is enough for living. I cannot agree with their point of view, because in an constantly changing world we need to learn something new all the time.
Процесс образования действительно длится всю жизнь. В современном мире каждый день происходит огромное количество преобразований и инноваций. Нам нужно постоянно развиваться. Также нельзя не отметить то, что объем знаний так велик, что его нельзя изучить за всю жизнь.
Однако другие люди думают, что образование — недолгий процесс. По их мнению, знаний, полученных в школе и университет достаточно для жизни. Я не могу согласиться с их точкой зрения, потому что в постоянно меняющемся мире нам необходимо все время изучать что-то новое.
Мой последний учебный год подходит к концу. Мы будем заниматься наукой на следующей неделе. Я еще не решил, чем буду заниматься после школы. А что насчет тебя? Ты уже принял решение? Ты собираешься продолжить обучение или начнешь работать? Где и когда? Надеюсь услышать от тебя вскоре. Кстати, я начал учить французский язык три месяца назад.
Choosing a future profession is a complex matter. I chose the profession of a doctor. I want to continue my education. After school I want to go to medical school.
French is a very beautiful language! Where and how did you start studying it? How much do you know already? Can you tell about yourself in French?
Выбор будущей профессии — сложное дело. Я выбрал профессию врача. Я хочу продолжить обучение. После школы я хочу поступить в медицинский университет.
Французский язык очень красивый! Где и как ты начал его изучать? Как много ты уже знаешь на нем? Можешь ли ты рассказать о себе на французском языке?
Вы удовлетворены оценками, которые Ваш учитель поставил Вам за Ваши письменные работы? Можете ли Вы улучшить их? Довольны ли Вы общим результатом? Может ли Ваш общий результат быть лучше? От чего это зависит?
Будьте готовы выступить с презентацией в классе. Она не должна занимать более пяти минут. Попробуйте сделать вашу презентацию интересной, проиллюстрируйте ее с помощью фотографий, картинок и т.д.
My last school year is coming to an end. We are going to sit Science next week. I haven’t decided yet what I’m going to do after school. And what about you? Have you made up your mind yet? Are you going to continue your education or are you going to start working? Where and when? Hоре to.
Are you satisfied with the marks your teacher has given you for your written papers? Can you improve them? Are you satisfied with your total result? Can your total.
Be ready to give your presentation in class. It shouldn’t take longer than five minutes. Try to make your presentation interesting.
*Цитирирование части задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
16 марта 2021
Для выпускников поступление в вуз всегда связано с серьёзным стрессом. На Западе распространена практика годового перерыва перед началом обучения в университете. Чтобы отдохнуть, посмотреть мир и по возможности попробовать себя в разных сферах. Кроме того, всё чаще выпускники высказывают своё недовольство системой, в которой подросток в семнадцать-восемнадцать лет должен заранее распланировать всю свою жизнь и буквально придумать, чем он хочет заниматься следующие лет пятьдесят.
Gap year – исторический феномен. В прошлом детей из дворянских семей тоже на некоторое время отправляли за границу набираться опыта. Эта практика стала особенно популярной в 60-е, когда молодые люди после окончания школы желали посмотреть мир и путешествовали по дальним странам. А в основе концепции лежит английская традиция, согласно которой молодые джентльмены катались по миру, налаживая деловые контакты. Как и нынешние gappies, они учились самостоятельности и ответственности, пока сверстники сдавали экзамены и получали профессию. Что здесь хорошо, а что плохо? Посмотрим на плюсы и минусы gap year.
ПЛЮСЫ
Gap year – это возможность перевести дух после изматывающей двухлетней (а то и дольше) подготовки к ЕНТ и экзаменам. Постоянное давление со стороны учителей, родителей истощает эмоционально и физически. Особенно это актуально для отличников, у которых ко всему прочему прибавляются собственные завышенные ожидания. Последствием такого морального прессинга может стать абсолютное нежелание учиться на первом курсе. Поэтому стоит использовать это время, чтобы восстановить подорванное здоровье и через год начать обучение с новыми силами.
Осмельтесь мыслить самостоятельно!
Этот год научит расставлять приоритеты, распределять своё время и деньги в соответствии с ними. В какой-то момент обязательно возникнут трудности, с которыми придётся справляться самому. Это, безусловно, сложно, но позволяет заранее привыкнуть к самостоятельной жизни и пережить все волнения прежде, чем к ним прибавится университетская учёба.
Кто не рискует…
Gap year даёт возможность заняться тем, на что не хватало времени раньше. Это могут быть хобби, языковые курсы или просто чтение взахлёб, о которых забываешь в суете старших классов. Есть время побыть наедине с собой и пожить так, как хочется, не заботясь об оценках, мнении учителей и одноклассников. Может, даже удастся превратить любимое занятие в настоящую профессию.
Учение – свет
Многие выпускники решаются на год перерыва из-за того, что не набирают достаточно баллов на выпускных экзаменах, чтобы поступить в университет мечты. Это время они используют для спокойной самостоятельной подготовки и обучения на курсах. Встречаются и такие, кто принципиально не согласен учиться на платном отделении и занимается, чтобы через год поступить на бюджет.
Культурный шок
В Казахстане существует довольно много программ обмена студентами, на которые всё чаще подаются выпускники и ученики старших классов. В США и Европе школьное образование занимает 12, а то и 13 лет, поэтому для наших выпускников это идеальный вариант: окончив 11-й класс, погрузиться в новую языковую среду, подтянуть свои навыки общения и привыкнуть к взрослой жизни.
МИНУСЫ
Так почему эта практика не прижилась у нас? В Европе и США существует множество программ, которые помогают с пользой провести время. Такие университеты, как Принстон и Гарвард поощряют эту практику и даже предлагают возможность бесплатно поучаствовать во временных исследовательских проектах и сервисных работах. Зарубежные вузы поддерживают gappies, так как, по статистике, они в будущем показывают продуктивность на 23% выше, чем те, кто поступил в университет сразу после школы.
Взрослые боятся, что их ребёнка будут считать неудачником, что он будет бездельничать, ввяжется в плохую компанию и через год не захочет никуда поступать. Да, может случиться и такое. Однако чаще всего выпускники не возвращаются к обучению, потому что находят стабильную работу и осознают, что могут содержать себя независимо от родителей, а не из-за того, что просто любят лениться.
Согласно данным Gap Year Association, 90% gappies поступают в университет уже в следующем году и имеют отличный шанс окончить его с более высоким средним баллом успеваемости, чем те, кто не брал gap year. Из инфографики, составленной по результатам опроса ассоциации, можно увидеть, на что выпускники 2015 года потратили свой годовой перерыв. Заметьте: вечеринки занимают одно из последних мест.
Сделать перерыв у нас – значит потерять время. За рубежом выпускники могут сначала поступить в колледж или университет, а потом взять gap year для того, чтобы убедиться в правильности принятого решения. В Казахстане такой возможности нет, и родители часто считают эту идею отговоркой, чтобы лишний раз не напрягаться.
Семнадцатилетняя Даяна признаётся, что её долго преследовали постоянные вопросы родственников про то, куда она поступила и где учится, постоянное сравнение себя с одноклассниками, которые все учатся онлайн, чувство вины, FOMO (страх что-то пропустить) и чувство, что она недостаточно продуктивна:
«С одной стороны, это всё заканчивалось большими срывами, самобичеванием и постоянным стрессом. Но с другой – это помогло мне постоянно двигаться дальше, изучать новое, знакомиться с новыми людьми.
Прошедший год меня многому научил. Я занялась своим телом, своим ментальным состоянием, почти полностью излечила лицо от сильного акне, проходила множество курсов и тренингов по онлайн-профессиям, что помогло мне начать работать со своей мамой и развивать вместе с ней инфобизнес.
Читайте также:
- Без тукай оныклары сочинение
- Сочинение огэ пример из жизни
- Сочинение по пословице близок локоток да не укусишь
- Каков мастер такова и работа мини сочинение
- Как стать чемпионом по плаванию сочинение
Отечество. Но не за границей, где во многих странах армия контрактная.
Для выпускников поступление в вуз всегда связано с серьёзным стрессом. В европейских странах и США принято брать gap year (год перерыва) для того, чтобы отдохнуть после экзаменов, посмотреть мир и только потом уже спокойно решить, с какой профессией связывать жизнь. Анна Рыжкова разбиралась, в чём плюсы и минусы этой системы и почему она не прижилась в России.
Многие выпускники западных школ после сдачи экзаменов вовсе не становятся абитуриентами и не бегут сломя голову подавать документы в вузы. Часто они становятся так называемыми gappies — то есть теми, кто перед началом учёбы в университете решил ещё год пожить так, как нравится. Некоторые отправляются в путешествие на несколько месяцев, кто-то записывается на курсы по дисциплинам, которых не было в школьной программе, кто-то сразу начинает работать.
Пожить один год без экзаменов — это не привилегия, а осознанный выбор
На Западе для тех, кто решил повременить с поступлением, есть множество программ, которые помогают с пользой провести свободный год и в то же время не потратить много денег. Такие программы весьма тщательно планируют за бывших школьников все финансовые расходы. Например, если американским студентам предлагают отправиться в Россию, то для них сразу подбирают волонтёрские программы с жильём или работу, которой хватит, чтобы оплатить недорогую гостиницу.
Почти все gappies в России — приезжие из других стран. Наши выпускники боятся не поступить в вуз сразу после школы и отстать от сверстников. Школьный психолог Виктория Амелина специально для «Мела» провела опрос среди двух выпускных классов (в каждом по 30 человек). Так вот, большинство старшеклассников даже не слышали о том, что в некоторых странах считается нормой поступать через год после выпуска. При этом только 2-3 человека в классе вообще позволили бы себе такой отдых.
Что вы думаете о gap year?
45% — ничего об этом не знал
38% — где-то раньше слышал
14% — мне это неинтересно
3% — воспользовался бы такой возможностью
Сделать перерыв — значит потратить время. Так в России склонны думать и ученики, и родители. Хотя за год, например, можно спокойно подготовиться к ЕГЭ по любому предмету и творческим экзаменам, всё равно в нашей психологии это именно «потерянный» год. Родители боятся, что их ребёнок попадёт в плохую компанию и больше вообще не захочет учиться. Ученики тоже находят довольно много отрицательных сторон. Среди аргументов против перерыва есть и два чисто гендерных: могут забрать в армию / могут позвать замуж (жениха, в отличие от военкома, можно и послать в пень без попадания на Колыму — прим. steissd).
Почему вы бы не стали брать перерыв?
53% — это потеря времени
24% — заберут в армию
14% — пропадёт интерес к профессии
9% — выйду замуж
Опасения взрослых нельзя считать безосновательными. Новая социальная среда предъявляет свои требования, и подростку приходится нести ответственность за поступки. Но чувство ответственности — качество приобретённое, и, скорее всего, выпускнику придётся несколько раз поступить неправильно, прежде чем он научится заранее предвидеть последствия своих действий. Вопрос лишь в границах неправильного. Поэтому родителям удобнее, если их дети ощутят вкус свободы всё-таки в стенах университета.
Игорь Григорьев, психолог, специалист по возрастной психологии и психологии образования
Когда пропуски занятий приводят к неприятным последствиям — это метод проб и ошибок в чистом виде. С «косяками» или без, но метод воспитывает ответственность за собственные решения. Считается, что отправившиеся в путешествие на год «тусовщики» зачастую начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Но ровно то же может произойти и во время учёбы в университете.
На западе год перерыва чаще всего воспринимают как возможность «услышать себя». Тильда Линандер, gappy из Швеции, считает, что нет никакого смысла торопиться поступать в университет сразу после окончания школы. Она сдала выпускные экзамены и только осенью записалась на курсы по истории искусства, чтобы сфокусироваться на этой дисциплине и уж точно поступить.
Тильда Линандер, студентка
Мне было просто необходимо время, чтобы побыть с самой собой, восполнить энергию и решить, чего я хочу. Я совсем не понимала, какое направление выбрать. Тебе только 18-19 лет, когда ты выпускаешься. Откуда тебе знать, чем заниматься, если почти всю свою жизнь ты провёл в школе?
Считается, что gap year — это самое лучшее время для того, чтобы попробовать себя в разных профессиональных сферах или, наоборот, окунуться с головой во что-то одно. В старших классах к ученикам часто приходят сотрудники центров занятости и проводят тест на профориентацию. Хотя такие тесты иногда довольно успешно определяют возможные профессиональные склонности человека, ни один из них не покажет, что именно из топ-листа самых подходящих профессий действительно подойдёт. Поэтому пока что тестам на профориентацию выпускники придают такое же значение, как, скажем, онлайн-тестам по соционике. Сегодня ты Достоевский, завтра Есенин, но в целом — творческий.
Игорь Григорьев
Ребятам очень часто просто негде «пощупать» профессию, понять что она из себя представляет. Разговор не о профориентации, когда подросток получает советы о том, куда ему лучше пойти, а о профессиональных пробах. В России они почти не распространены, но могли бы очень сильно помочь подросткам.
Однако говорить о том, что ученик не готов выбрать профессию в 17 лет, тоже нельзя. Это вопрос не взросления, а заинтересованности в какой-то определённой сфере. Ещё в седьмом классе может зародиться такой интерес в физике, что после череды олимпиад ребёнок наверняка отнесёт документы в пять лучших технических вузов города и нисколько не будет сомневаться. Но всякий стимул может пропасть из-за стресса и постоянного страха не оправдать ожиданий.
Игорь Григорьев
«Внутренний компас» ребёнка сбивается из-за потери мотивации, вызванной тяжёлой усталостью. Натаскивание на результат заменяет глубокое изучение предмета, когда возможны разные взгляды, подходы, существует не единственный «верный ответ».
Подготовка экзаменам всегда очень интенсивна. Ребята устают, а ожидания окружающих (родителей, учителей) сильно давят и приводят к серьёзному стрессу. Интерес к любой учёбе падает, а социальная значимость поступления в университет приводит к тому, что подросток готов поступить абы куда — лишь бы от него отстали.
Из-за нежелания терять время и рисковать своей репутацией среди сверстников, оценить преимущества перерыва могут только те, кто пропустил год не по собственной воле. Елена Кочур хотела стать ресторатором, но как только поступила, её факультет объединили с другим, переделали программу.
Когда стало ясно, что перевестись до первой сессии в другое место не получится, Елена оставила свой вуз, устроилась на работу в городской суд и начала готовиться к ЕГЭ для поступления уже на другой факультет. И именно в это время ей пришла мысль поменять свой профиль и вместо ресторатора идти на юриста или историка.
Елена Кочур, студентка
Хотя работу было сложно найти, она помогла мне повзрослеть и научиться ценить время. Я бы точно повторила всё, если бы сейчас у меня снова был выбор. Мне этот год перерыва был необходим. Не всегда молодой человек может понять, чего он хочет. Бывает, что я и сейчас не понимаю, но тот опыт был для меня полезным.
Важно также понимать, что западная система образования позволяет студентам подавать документы в вуз в любое время года. То есть наутро после выпускного никто не садится в поезд и не едет поступать. Мы, наоборот, строим планы на летний отдых, учитывая конкретные даты дополнительных экзаменов, и заранее знаем, в какой день нужно будет ждать у монитора заветные списки.
Если вдруг не получится пройти в вуз мечты, надо успеть быстро отнести оригиналы в другое место. И это уже причины, почему год перерыва, скорее всего, не сможет в полной мере защитить русских выпускников от стресса.
Если подходить к вопросу рационально, то было бы очень полезно иметь в запасе ещё один шанс успешно сдать ЕГЭ и точно поступить в приоритетный вуз. Особенно если это не считается отклонением от нормы. Но такую возможность будет сложно реализовать, пока всё, что мы знаем о gap year, сводится к «сказке» о потерянном времени.
Игорь Григорьев
Психологические исследования о gap year говорят о повышении уровня мотивации. Любое изменение социальной ситуации полезно для подростка и способствует его взрослению. Кроме психологических аспектов сложно найти что-то безусловно позитивное: пока у нас действительно мало возможностей сделать так, чтобы gap year пошёл на пользу.
Если за рубежом ребята могу сначала поступить, а потом университет/колледж будет «ждать», пока пройдёт этот свободный год, то у нас такое представить сложно. Поэтому ребята поступают в любой вуз, лишь бы получилось поступить.
Источник.
Выбранная для этого номера статья не относится напрямую к институциональным формам дополнительного образования. Gap year не имеет чёткого определения на русском языке (мы предлагаем называть его годовым перерывом) и представляет собой интересный феномен в области построения индивидуальной траектории обучения, карьеры и жизни в целом. Такой путь не во всех странах является привычным и даже социально приемлемым, но все чаще становится поводом для общественной дискуссии. Годовой перерыв может быть использован человеком в разном возрасте и с разными целями, часто связанными с освоением профессиональных и прочих навыков, может быть выражен в форме дополнительного образования. Представленная статья интересна по двум причинам. Во-первых, она носит обзорный характер и хорошо подходит для знакомства с темой. Во-вторых, её авторами являются исследователи из Китая, где осмысление феномена gap year началось относительно недавно и не носит специфики европейских стран или США.
Материал представляет собой перевод статьи «Review on the Impact of Gap Years on Career Development» авторов Tian Guomei, Ran Wei (выпущена в журнале Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 168). Ссылка на источник: www.researchgate.net
Понятие годовой перерыв (прим. ред. – в оригинале gap year) описывает ситуацию, в которой люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Это стало очевидным элементом развития карьеры в XXI веке. Так как исследования о значении и последствиях годового перерыва практически отсутствуют, мы ставим цель – выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.
Введение
Годовой перерыв как явление впервые возник в 1960-е годы в период расцвета хиппи. Предполагалось, что в этот период молодые люди путешествуют, принимают участие в волонтерской деятельности или работают (Симпсон, 2005). Джонс (2004) считает, что годовой перерыв не сводится только к путешествиям, волонтерской деятельности или временной работе, и потому дает широкое определение: люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Сегодня годовой перерыв стал одной из приемлемых обществом траекторий развития карьеры. Две тысячи служащих за рубежом приняли участие в опросе, в ходе которого выяснилось, что 1/7 респондентов брали перерыв и более 75% из них рассматривают этот вариант (YouGov, опрос, 2004). Проведенное в 2012 году исследование показало, что 73,3% молодых людей хотели бы взять годовой перерыв.
Исследователи данной проблематики в нашей стране (прим. ред. – авторы имеют в виду Китай) концентрируются в основном на феномене туризма (Пирс, 2015), его влиянии на международную культуру общения, социализации или индивидуализации молодежи, однако его воздействие на развитие карьеры упускается ими из виду. Китайский ученый Мао (2015) изучал вопрос о годовом перерыве и считает, что большинство людей, берущих свободный год, – выпускники колледжей и молодые специалисты, которые только собираются устраиваться на работу или уже работают несколько лет, поэтому влияние такого перерыва на развитие карьеры нельзя игнорировать.
В этой статье мы стремимся выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.
Определение и характеристики годового перерыва.
Изначально практику годового перерыва относили к периоду перехода из школы в колледж, когда происходил процесс трансформации подростков в молодых людей (King, 2011). Поступление в колледж является важным эмоциональным опытом для молодых людей, которые рассматривают годовой перерыв как время для решения вопросов, связанных с их первыми годами самостоятельной взрослой жизни (Баньоли, 2009). Со временем концепция годового перерыва изменилась. Годовой перерыв не сводится только к путешествиям и волонтерской деятельности, но может включать в себя множество других видов деятельности, таких как, например, работа на производстве. Он рассматривается как своего рода пауза в построении карьеры и как способ приобрести новые достижения, которые могут значительно обогатить резюме и оказаться полезными для дальнейшего поиска вакансий.
В Китае большинство людей, которые делали годовой перерыв – взрослые. Было проведено небольшое исследование, в котором приняли участие 103 человека, осуществивших годовой перерыв. Только 19 из них – выпускники колледжей, которые имели достаточно времени для того, чтобы взять годовой перерыв после выпуска перед началом работы, а 2/3 участников намеренно взяли перерыв в карьере или воспользовались сменой рабочего места. Важным фактором также является высокая стоимость обучения, поэтому студенты из малообеспеченных семей в это время обычно устраиваются на работу, чтобы иметь возможность накопить нужную сумму для оплаты образования.
Существуют несколько классификаций годового перерыва. Мы будем ссылаться на одну из них (Jones, 2004), предполагающую 5 основных направлений: 1) работа; 2) волонтерская деятельность (может быть оплачиваемой или нет); 3) туризм; 4) обучение; 5) отдых.
Мотивация для взятия годового перерыва.
В 1980-х годах практика годового перерыва была относительно редкой, но в 1990-х – значительно возросла (Jones, 2004). В Великобритании около 250 тысяч молодых людей каждый год берут годовой перерыв, хотя нельзя сказать, насколько эти данные являются точными. Согласно неофициальной статистике, в Великобритании ежегодно, по меньшей мере, 50 тысяч молодых людей брали годовой перерыв (данные из The Year Out Group 2003; Gap Year.com 2003). Вопросы о том, почему практика годового перерыва настолько широко распространена и что стимулирует молодых людей брать годовой перерыв подверглись пристальному изучению.
Причины взятия годового перерыва индивидуальны, но можно выделить несколько общих:
1) отдохнуть от работы или учебы и расширить свой кругозор (основные причины);
2) познакомиться с различными этническими и культурными средами и получить определенные навыки выживания;
3) обогатить свое резюме для получения лучших возможностей для поступления в вуз или трудоустройства;
4) заработать деньги;
5) внести вклад в общество;
6) помогать другим;
7) религиозные убеждения;
для решения личных вопросов;
9) развлечения.
Те, кто берет годовой перерыв, стремятся сделать это время как можно более насыщенным, чтобы оно не было потрачено впустую (Jones, 2004). Личная ответственность молодых людей заставляет их в полной мере использовать годовой перерыв и показывать лучшие результаты (Snee, 2015). Причины участия в волонтерских программах могут различаться, но склонность к альтруизму является, тем не менее, одной из главных (Gaskin, 1998). Молодые люди берут годовой перерыв, чтобы лучше понять себя в условиях сложной социальной среды (Джонс, 2004). Китайский ученый Ву (Wu, 2015) исследовал причины для годового перерыва по модели «pull-push», предложенной Данном (Dann, 1977), где «push» вызвано личностными или психологическими факторами, а «pull» исходит от маркетинговых факторов. У этих категорий есть объединяющие факторы, которые стимулируют определенные модели поведения (Pearce, 2015), как показано на рисунке 1.
Хотя модель «pull-push» не является академически формальной моделью мотивации, она может быть полезна для систематизации различных мотивов в различных областях. В Китае «толкающие» («pull») к годовому перерыву мотивы совпадают с мотивами к путешествиям и отражают особенности китайской культуры. По сравнению с западными молодыми людьми, молодые китайцы, взяв годовой перерыв, менее склонны к развлечениям. Они скорее выбирают смену рода деятельности и перемену мест (Пирс, 2015).
Влияние годового перерыва на развитие карьеры
Влияние годового перерыва на возможности трудоустройства
Возможность трудоустройства связана со способностями поддерживать высокую работоспособность и реагировать на изменения профессий (СЕ Цзинь-Юй, 2005). Возможности трудоустройства детально изучаются для того, чтобы развивать и укреплять личный потенциал и лучше подготовиться к развитию карьеры. Было подтверждено, что годовой перерыв имеет большое значение для расширения возможностей трудоустройства.
Годовой перерыв – это своеобразный способ для молодых людей научиться новому, морально вырасти и созреть, сосредоточившись на развитии ценных личностных качеств в течение этого переходного периода. В это время люди обычно изучают различные карьерные пути и возможности (Johan, 2009).
Годовой перерыв имеет три основных разнонаправленных категории выгоды: для самих молодых людей, для работодателей и для общества. Их довольно трудно измерить. Личные выгоды: 1) повышение эффективности обучения; 2) расширение возможностей трудоустройства 3) развитие навыков или повышение квалификации; 4) приобретение навыков, полезных для повышения качества жизни; 5) увеличение социальной значимости; 6) снижение вероятности отчисления или увольнения в будущем (Джонс, 2004). С точки зрения вопроса развития карьеры, текущие исследования обычно рассматривают повышение возможностей получить работу. Но очевидна нехватка исследований влияния годового перерыва на долгосрочное развитие карьеры и её траектории.
Подтверждено, что годовой перерыв может помочь молодым людям стать более зрелыми и независимыми. Годовой перерыв также может помочь в приобретении навыков социального взаимодействия и общего культурного фона, который необходим в современном мире (Coetzee, 2010). Это – шанс для молодых людей научиться лучше адаптироваться к работе и улучшить личный статус (King, 2011) и, следовательно, увеличить возможности трудоустройства (Heath, 2007). Молодые люди, взявшие годовой перерыв, могут более выгодно выглядеть при поиске работы на фоне одногруппников, так как их уникальный опыт выделяет их среди сверстников (Lyons, 2012). Упомянутый автор отметил, что многие молодые люди находят свое карьерное призвание как раз во время годового перерыва, что говорит о профориентационном значении. Большинство молодых людей, имевшие опыт годового перерыва, считают, что получили возможность поиска свободы, самопознания, значительно расширив кругозор. Годовой перерыв помогает понять, чем молодые люди хотят заниматься, и как найти работу, соответствующую их интересам (Cremin, 2012).
Считается, что участие молодых людей в волонтерских программах во время годового перерыва является полезным как для них, так и для общества. Волонтерский проект «The British Millenniun volunteers project» установил, что 84% молодежи, благодаря участию в их программе, смогли укрепить уверенность в себе. Исследования показали, что люди, которые участвуют в волонтерских проектах и в общественной работе в школах, показывают лучшие результаты на контрольных тестах. Такая активность считается полезной для жизни сообщества и общества в целом (Джонс, 2004).
Влияние годового перерыва на поиск работы
Академическая успеваемость больше не является гарантией успеха, и будущие выпускники должны искать другие пути получения коммуникативных навыков и развития личностных качеств, которые работодатели стремятся увидеть в своих потенциальных работниках (King, 2011). Путешествие в странах третьего мира – способ культурного обогащения, который позволяет выделиться на фоне сверстников (Simpson,2005). Молодые люди стремятся лучше использовать годовой перерыв, чтобы впоследствии получить лучшую работу. Годовой перерыв, в основном, видится как возможность приобретения опыта, редко рассматривается как пустая трата времени и не вызывает чувство сожаления. Молодые люди считают, что этот опыт делает их уникальными (Кинг, 2011).
Согласно теории ролевого конфликта, годовой перерыв рассматривается молодыми людьми и работодателями как способ получить карьерное преимущество (Brown, 2003). Эта теория предполагает, что из-за произошедших изменений на рынке труда выпускникам все труднее найти работу сразу после окончания учебного заведения (Heath, 2007). Основы социального взаимодействия показывают, что в конкретной ситуации (например, на собеседовании) молодые люди могут использовать свой уникальный опыт путешествий для привлечения внимания работодателя, особенно если этот опыт демонстрирует наличие личностных черт, которые могут повысить их шансы трудоустройства (King, 2011).
Отношение работодателей к годовому перерыву
Работодатели склонны принимать на работу людей, которые практиковали годовой перерыв. Было подтверждено, что некоторые навыки социального взаимодействия (прим. ред. – имеются в виду «soft skills»: навыки межличностного общения, коммуникации и урегулирования конфликтов и т.д.) и личностные умения и качества (лидерские качества, грамотность и самодисциплина) сильнее ценятся работодателями. Результаты опроса на сайте gapyear.com в 2011 году показали, что 63% руководителей отделов кадров в Великобритании считают, что путешествия, участие в волонтерской деятельности или изучение рабочих навыков во время годового перерыва, помогают молодым людям в дальнейшем показывать лучшие результаты в работе. Более того, выпускники, взявшие годовой перерыв, являются более зрелыми, независимыми, внимательными и творческими, чем их сверстники, учившиеся без перерыва. Эти качества больше ценятся HR-ами (прим. ред.: «эйчар» – специалист в области управления). Работодателям тяжело выявить эти навыки социального взаимодействия. И когда молодые люди уже работают, работодатели неохотно поддерживают развитие этих навыков (Jones, 2004).
Выводы
В настоящее время исследований по вопросам годового перерыва недостаточно. Большинство из них проводились в Англии, Австралии, Америке, Канаде, а в последние годы и в развивающихся странах Южной Америки и Африки. Хотя в последнее время некоторые учёные в Китае начали обращать внимание на необходимость исследований в этой области, научных статей по этой теме очень мало. Лю (Lu, 2013) рассмотрел годовой перерыв с эмпирической точки зрения, но он не учитывал практику годового перерыва в Китае. Ву (Wu, 2015) использует методы качественного анализа для изучения практики годового перерыва в Китае с точки зрения туризма. Но в целом, этого недостаточно, и исследователи должны уделять больше внимания ситуации с годовым перерывом в самом Китае, особенностям китайских молодых людей и эмпирическим исследованиям, полученным из различных источников.
Большинство исследований годового перерыва уделяют наибольшее внимание периоду перехода из школы в колледж. В настоящее время все больше взрослых берут годовой перерыв на разных этапах развития карьеры, что было упущено из виду в имеющихся исследованиях. Хит (Heath, 2007) предложил уделять больше внимания годовому перерыву, который берется людьми в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование практики годового перерыва в других возрастных группах может значительно расширить настоящее понимание концепции годового перерыва.
Стоит сконцентрироваться на исследованиях, посвященных взятию годового перерыва в процессе карьерного роста, например, провести анализ мотивации к уходу с работы или взятия годового перерыва, преимуществ годового перерыва, а также каким образом годовой перерыв влияет на дальнейший карьерный рост отдельного человека и развитие организации в целом.
Материал подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
Есть люди, которые уже с детства знали, кем они хотят быть, когда вырастут. Но так повезло не всем, и часто выпускники школ поступают в университет только потому, что «так надо». Хочется спросить: «Кому?» А что, если вместо этого взять gap year? Такая идея наверняка не понравится родителям, но подождите скидывать её со счетов. Автор Manshuq Ольга Федосенко решила разобраться, что вообще из себя представляет gap year, а также, какие есть плюсы и минусы в том, что выпускник пропускает целый год перед поступлением в вуз.
Ольга Федосенко
16 марта 2021
Для выпускников поступление в вуз всегда связано с серьёзным стрессом. На Западе распространена практика годового перерыва перед началом обучения в университете. Чтобы отдохнуть, посмотреть мир и по возможности попробовать себя в разных сферах. Кроме того, всё чаще выпускники высказывают своё недовольство системой, в которой подросток в семнадцать-восемнадцать лет должен заранее распланировать всю свою жизнь и буквально придумать, чем он хочет заниматься следующие лет пятьдесят.
Вот что об этом думает старший психолог Службы психологической поддержки КАЗГЮУ Айнур Абжанова:
«В своей практике я всё время сталкиваюсь с последствиями нашей жёсткой системы «окончил обучение в школе – срочно поступай, и, не дай бог, прогадаешь со специальностью». Подобная жёсткость и отсутствие выбора ставят абитуриента в тупик. Ведь ни образовательная система, ни семейные сценарии (за редким исключением) не позволяют дать подростку время для принятия решения. Хорошие решения принимаются, когда человек свободен и ощущает безопасность в проживании своей эмоциональной жизни. В условиях спешки и давки будущий студент находится в ситуации выбора без выбора».
Gap year – исторический феномен. В прошлом детей из дворянских семей тоже на некоторое время отправляли за границу набираться опыта. Эта практика стала особенно популярной в 60-е, когда молодые люди после окончания школы желали посмотреть мир и путешествовали по дальним странам. А в основе концепции лежит английская традиция, согласно которой молодые джентльмены катались по миру, налаживая деловые контакты. Как и нынешние gappies, они учились самостоятельности и ответственности, пока сверстники сдавали экзамены и получали профессию. Что здесь хорошо, а что плохо? Посмотрим на плюсы и минусы gap year.
ПЛЮСЫ
Вдох-выдох
Gap year – это возможность перевести дух после изматывающей двухлетней (а то и дольше) подготовки к ЕНТ и экзаменам. Постоянное давление со стороны учителей, родителей истощает эмоционально и физически. Особенно это актуально для отличников, у которых ко всему прочему прибавляются собственные завышенные ожидания. Последствием такого морального прессинга может стать абсолютное нежелание учиться на первом курсе. Поэтому стоит использовать это время, чтобы восстановить подорванное здоровье и через год начать обучение с новыми силами.
«Кролики размножаются, а люди совершенствуются»
Это время проб и ошибок, когда можно податься на стажировку, поучаствовать в волонтёрской программе или найти работу. Так будет проще понять, что из себя представляет то или иное дело. Даже работа не по профессии будет полезна: она разовьёт навыки общения и самоорганизации. Стоит воспринимать это как «тест-драйв» выбранного направления.
Осмельтесь мыслить самостоятельно!
Этот год научит расставлять приоритеты, распределять своё время и деньги в соответствии с ними. В какой-то момент обязательно возникнут трудности, с которыми придётся справляться самому. Это, безусловно, сложно, но позволяет заранее привыкнуть к самостоятельной жизни и пережить все волнения прежде, чем к ним прибавится университетская учёба.
Кто не рискует…
Gap year даёт возможность заняться тем, на что не хватало времени раньше. Это могут быть хобби, языковые курсы или просто чтение взахлёб, о которых забываешь в суете старших классов. Есть время побыть наедине с собой и пожить так, как хочется, не заботясь об оценках, мнении учителей и одноклассников. Может, даже удастся превратить любимое занятие в настоящую профессию.
Учение – свет
Многие выпускники решаются на год перерыва из-за того, что не набирают достаточно баллов на выпускных экзаменах, чтобы поступить в университет мечты. Это время они используют для спокойной самостоятельной подготовки и обучения на курсах. Встречаются и такие, кто принципиально не согласен учиться на платном отделении и занимается, чтобы через год поступить на бюджет.
Культурный шок
В Казахстане существует довольно много программ обмена студентами, на которые всё чаще подаются выпускники и ученики старших классов. В США и Европе школьное образование занимает 12, а то и 13 лет, поэтому для наших выпускников это идеальный вариант: окончив 11-й класс, погрузиться в новую языковую среду, подтянуть свои навыки общения и привыкнуть к взрослой жизни.
МИНУСЫ
(которые легко превратить в плюсы)
Так почему эта практика не прижилась у нас? В Европе и США существует множество программ, которые помогают с пользой провести время. Такие университеты, как Принстон и Гарвард поощряют эту практику и даже предлагают возможность бесплатно поучаствовать во временных исследовательских проектах и сервисных работах. Зарубежные вузы поддерживают gappies, так как, по статистике, они в будущем показывают продуктивность на 23% выше, чем те, кто поступил в университет сразу после школы.
В Казахстане перерыв или даже пропуск целого года приравнивается к провалу
Взрослые боятся, что их ребёнка будут считать неудачником, что он будет бездельничать, ввяжется в плохую компанию и через год не захочет никуда поступать. Да, может случиться и такое. Однако чаще всего выпускники не возвращаются к обучению, потому что находят стабильную работу и осознают, что могут содержать себя независимо от родителей, а не из-за того, что просто любят лениться.
Про «бездельничать» хочется сказать отдельно. У нас это не принято, но бездельничать – важно! В уединении, в неделании, в скучании обрабатывается большое количество задач. Поэтому и маленького трёхлетку важно оставлять поскучать, не занимая его бесконечным количеством занятий. Так же и со школьником: отстать со своими опасениями, дать ему возможность расти, ошибаться и делать выводы из ошибок. Важно сделать этот год опорным. Не контролируемым со стороны взрослых, а именно опорным: в случае сомнений и переживаний подхватить человека. Дать информацию, поддержку, участие.
Согласно данным Gap Year Association, 90% gappies поступают в университет уже в следующем году и имеют отличный шанс окончить его с более высоким средним баллом успеваемости, чем те, кто не брал gap year. Из инфографики, составленной по результатам опроса ассоциации, можно увидеть, на что выпускники 2015 года потратили свой годовой перерыв. Заметьте: вечеринки занимают одно из последних мест.
Инфографика: Gapyearassociation.org
Сделать перерыв у нас – значит потерять время. За рубежом выпускники могут сначала поступить в колледж или университет, а потом взять gap year для того, чтобы убедиться в правильности принятого решения. В Казахстане такой возможности нет, и родители часто считают эту идею отговоркой, чтобы лишний раз не напрягаться.
Семнадцатилетняя Даяна признаётся, что её долго преследовали постоянные вопросы родственников про то, куда она поступила и где учится, постоянное сравнение себя с одноклассниками, которые все учатся онлайн, чувство вины, FOMO (страх что-то пропустить) и чувство, что она недостаточно продуктивна:
«С одной стороны, это всё заканчивалось большими срывами, самобичеванием и постоянным стрессом. Но с другой – это помогло мне постоянно двигаться дальше, изучать новое, знакомиться с новыми людьми.
Прошедший год меня многому научил. Я занялась своим телом, своим ментальным состоянием, почти полностью излечила лицо от сильного акне, проходила множество курсов и тренингов по онлайн-профессиям, что помогло мне начать работать со своей мамой и развивать вместе с ней инфобизнес.
За это время я поняла, что обучение в университете не совсем то, что мне сейчас нужно. Я до сих пор не нашла ту профессию, в которой хотела бы стать настоящим специалистом, поэтому решила, что продолжу работать и пробовать себя в разных сферах, пока не найду то, что по-настоящему откликается. Хотя я хотела бы всё-таки пожить той студенческой жизнью, о которой все говорят. Я понимаю, что для каждого своё время на это, и торопиться, чтобы соответствовать стандартам общества, я не вижу смысла».
Для Асель минусом опыта стало то же самое осуждение окружающих: ей и её родным постоянно говорили, что незачем терять год, что так нельзя. Однако она уверена, что нет общепринятой нормы в такой ситуации и лучше потратить год-два на поиски себя, чем потом всю жизнь делать то, что тебе не по душе:
«Года два назад я наткнулась на видео в YouTube, где девушка рассказывала о своём опыте gap year. Тогда я была очень вдохновлена этим и поделилась с мамой. С тех пор тема gap year часто поднималась, и, наверное, это частично подготовило родителей к моему решению.
В этом году я реально отдохнула, физически и морально. Когда нет постоянного стресса и переживаний об оценках, экзаменах, дедлайнах и можно делать то, что хочешь, ты расслабляешься и наслаждаешься моментом. Я начала заниматься теми вещами, на которые постоянно не хватало времени: спорт, творчество, музыка, изучение новых языков. Также я развивалась в новых сферах, пробовала себя в маркетинге, фотографии, дизайне и во многом другом.
О своём выборе я не жалею, потому что приняла это решение обдуманно. За этот год я получила новый опыт – как позитивный, так и негативный. Сейчас планирую поступать за границей и развивать свои навыки в сфере арт и дизайна».
Если на мнение окружающих можно в той или иной мере махнуть рукой, то с родителями ситуация сложнее. Амине удалось объяснить семье поспешное решение и настоять на своём:
«Я взяла gap year, потому что не определилась с университетом в Канаде, хотя специальность уже выбрала давно – режиссура. Я понимала, что если хочу попасть в хороший университет – мне нужно подготовить нормальное портфолио.
Родители предложили мне год поучиться в местном университете, чтобы хоть какие-то знания и навыки получить, а потом уже улететь. Тогда я подала документы и поступила на скидку. А где-то в конце июля мне позвонили из университета и сказали, чтобы я приехала подписать документы, мол, уже точно буду там учиться.
В тот момент я поняла, что если сейчас не приеду и совсем не заберу документы оттуда, то всё
У меня не было никакого желания там учиться, тратить деньги родителей впустую и тем более тратить своё время. Я сразу приехала и забрала оттуда документы, объяснила родителям всё, сказав, что лучше потрачу какое-то время на отдых, потому что он мне правда нужен, и на подготовку к университету. После они уже поняли, что моё решение не поменять, смирились с этим и начали мне помогать с поступлением в Канаде.
За этот год я успела поработать в кастинг-агентстве, собрала портфолио и поступила в университет. Мои планы на будущее: 1) побыстрей улететь на учёбу; 2) учиться в университете, параллельно работать, получать больше опыта и знакомиться с интересными личностями, которые бы тянули меня вверх в сфере кино».
Помимо этого, многие считают, что gap year – более затратный вариант, чем учёба в вузе. Но это обычно не так, потому что большинство выпускников используют время своего «отдыха» для подработки и стажировки. Они не только финансово помогают семье, но и получают ценный опыт работы, который в будущем поставит их в приоритетное положение в сравнении с теми, кто позже начал карьерный путь.
Есть ещё одна причина, по которой выпускники опасаются брать gap year, и её в Казахстане пока не удаётся обойти – армия
Для мальчиков возможность сделать перерыв сегодня недоступна. Молодые парни поступают куда угодно и как угодно, лишь бы добиться спасительной отсрочки. Даже если бы они позволили себе эту паузу – вероятно, провели бы её на службе родине. И всё же для юношей актуален вариант gap year после окончания бакалавриата, что в данный момент как раз более распространено среди молодёжи Казахстана.
Объяснять свой выбор родителям придётся в любом случае, ведь только при их поддержке возможно взять gap year. Психолог и координатор по работе с родителями Асель Кушекбаева советует заранее расписать свой год хотя бы примерно, чтобы в голове сформировался план действий, с которым будет спокойнее и вам, и родителям:
«Говоря о пользе gap year для выбора будущей профессии, нельзя сделать однозначные выводы. Это всё индивидуально. Однако нужно понимать, что бесполезно прожитого времени не бывает. Это всегда опыт и научение брать ответственность за свои решения. «Потерянный» год – это порой огромная польза, потому что тогда человек будет знать, какого опыта, каких действий ему стоит избежать в будущем».
В конце концов нужно понимать, что gap year – это не признак лени или альтернатива высшему образованию, а время для лучшей подготовки к нему. Конечно, у казахстанских выпускников нет возможности поступить, а потом отложить начало своих занятий на год, как это делает западная молодёжь. Но даже приняв это во внимание, вы ничем не рискуете. Психологические исследования доказывают, что gappies намного более самостоятельны и сильнее мотивированы к получению знаний после перерыва. Кто знает, может, удастся провести свой gap year, преподавая родной язык в тибетском монастыре где-нибудь в Индии, как это сделал когда-то Бенедикт Камбербэтч.