Каждому возрасту своя сказка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»

Консультация для родителей на тему:

«Каждому возрасту – своя сказка»

      Подготовила: воспитатель 

                                                               Борсякова М.В

г. Воронеж

2020 г.

В последние десятилетия наметилась тенденция к тому, что хорошо знакомые старшему поколению русские народные сказки заменили современным детям иностранные сказки и мультфильмы, не всегда понятные детям так — как зачастую несут чужую культуру и нравы, что может сказаться на воспитании коммуникативных способностей ребенка. Диапазон русского народного творчества широк и обширен и один из его видов — русская народная сказка является важным средством в воспитании и развитии детей.

Сказка берет свое начало еще из глубины веков — той поры, когда зарождалось устное народное творчество. Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором и учителем – народом, который имеет для каждого возраста свои сказки, в которых объем информации с возрастом увеличивается. Как и другие произведения русского народного творчества (басни, мифы, былины, песни, сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества, в котором он растет и развивается, мир народных традиций и патриотических чувств, человеческих взаимоотношений и взаимосвязи с миром природы.

Именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.

Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои, и антигерои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни, тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.

Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему — сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т. д.

Попадая в сказку, мы попадаем… в сказку, в мир, где надежды сбываются, в мир, где возможно все, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный зайчик в конце концов спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца.

Итак, сказка:

— расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе;

— транслирует моральные и нравственные законы;

— помогает осознавать причинно-следственные связи событий;

— показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями

— учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.

С помощью огромного культурного наследия и багажа уже сочиненных сказок, а также применяя специально сочиненные для ребенка (или взрослого) психокоррекционные, авторские сказки, сказкотерапевт может решить различные проблемы – от трудностей в обучении до травмы после развода родителей, от детской ревности до умения преодолевать страх и т. д.

Сказки бывают разными и преследуют разные цели. Так, через диагностическую сказку (когда ребенка просят сочинить сказку о некоем герое (протопипе самого малыша) можно узнать много: от базового жизненного сценария и поведенческих стереотипов до реакции малыша на определенную жизненную ситуацию. Собственно, терапевтическая, психокоррекционная сказка помогает случиться нужным переменам.

Словом, сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детьми. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными.

Сказкотерапия для детей доступна не только профессиональным терапевтам. Читая малышу сказку на ночь и обсуждая ее, любая мама, по сути, занимается сказкотерапией. А некоторые родители, интуитивно чувствуя механизм и значение воздействия сказки, специально читают малышам определенные сказки. Такие, где с героями происходит нечто похожее на малыша. И, разумеется, герои находят выход.

Однако, если подходящей сказки нет, то можно, ее сочинить.

Вам кажется, у вас нет литературного таланта? Стоит один раз начать рассказывать малышу историю собственного сочинения, увидеть горящие глаза и открытый рот и понять, что талант у вас присутствует.

Как же работать со сказкой, используя ее во благо ребенку?

1. Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 — 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» — «Репка», «Колобок» и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.

Взрослея, дети становятся готовы к восприятию волшебных сказок — Андерсена, Перро, Братьев Гримм и т. д. Однако животные в качестве действующих персонажей по-прежнему в фаворе, и жизненный опыт лучше передавать через такие сказки.

Для более старших детей, от 6 и до 11-12 лет открыто все многообразие литературного мира – дети уже готовы усваивать символическое содержание практически любой сказки – теперь главное определиться с тем, что и по какому поводу читать. В подростковом возрасте хорошо идут притчи и мифы.

2. Как работать с народными и авторскими сказками?

Человечество оставило нам такое наследие сказочной литературы, что практически под каждый запрос можно найти сказку. Смелая и любящая Герда спасает любимого, находчивый, но не желающий поначалу учится Буратино в конце концов обретает свой Путь, Машенька находит способ выбраться из практически безвыходной ситуации – заточения в доме медведя, жадная старуха получает по заслугам от золотой рыбки и т. д.

Задача родителей – найти сказку, которая касается проблемы малыша, в чем-то с ней идентична, выражает ее символически, но не полностью ей аналогична. Важно, чтобы сказка предлагала позитивный, успешный выход из проблемной ситуации, который малыш мог бы присвоить себе для использования в реальности.

При чтении сказки не нужно указывать на сходство ситуации или героя с ребенком, но просто обсудить происходившее — очень желательно. Можно поговорить с малышом о героях, причинах их поступков, реакции на поступки окружения и т. д. «Как ты думаешь, почему герой так поступил? А что подумали про него его друзья? Как ты думаешь, что будет происходить с ним дальше? Как правило, отвечая на подобные вопросы, делая предположения, прогнозируя, малыш, проецируя свой внутренний мир на героев, «выдает» много важной информации о себе.

Со сказкой можно работать и после прочтения – например, нарисовать сюжет, понравившегося ребенку героя, свои впечатления от сказки или наиболее значимый для малыша отрывок. Сказку можно разыграть по ролям, использовать в постановке готовый настольный театр или игрушки, придумать продолжение и т. д. Таким образом, ребенок еще глубже, больше усваивает полученный опыт и урок.

При описанной работе со сказкой, если вы хотите добиться ее исцеляющего эффекта, важно не диктовать ребенку правила, не оценивать сделанное, не вносить свои коррективы. При полной свободе самовыражения малыш интуитивно выберет и проживет еще раз в рисунке или драматизации (постановке) наиболее значимые для него моменты сказки.

3. Как сочинить сказку? Как и найденная в книге, сказка, сочиняемая вами, должна быть посвящена некоей проблеме, с которой вы хотели бы поработать, некоему изменению, которого вы бы хотели добиться. Проблема с поведением, исцеление после травматической ситуации, работа с негативными чувствами, тревогой, самоконтролем и т. д.

Лечебная, коррекционная сказка развивается по нескольким этапам:

1. Выбор героя сказки — в чем-то очень похожего на малыша, но не его самого (чтобы малыш мог и ассоциировать себя с ним, и дистанцироваться при необходимости). Остальные герои тоже должны быть узнаваемы и понятны ребенку и соответствовать возрасту.

2. «В некотором царстве, некотором государстве» «В волшебной стране», «Жили-были» — в сказочном месте начинает завязываться сюжет.

3. Столкновение героя с проблемой, трудностью, конфликтом, совпадающим с реальной проблемой ребенка. Герой переживает чувства, которые в реальности испытывает ребенок.

4. Герой ищет выход из ситуации или сюжет в сказке подталкивает его к поиску решений. Через сказочные события — встречу с другими существами, помощь со стороны, удачные или неудачные попытки героя найти выход мы показываем, в чем состоит решение проблемы, как себя можно вести, чтобы исход оказался успешным.

Механизмы решения проблемы и воспитательные идеи, которые вы хотите донести до малыша, не обязательно должны показываться «в лоб». Если вы хотите укрепить в ребенке трудолюбие, терпения, расскажите ему сказку с идеей о том, что самое ценное достается только после испытания, труда, а даром доставшееся может быть и не нужно и кратковременно. Для развития доверия окружающему и самостоятельности поможет сказка, где в трудной ситуации герою на выручку приходят другие – но только когда он не справляется с заданием сам.

5. Герой справляется с ситуацией. Если он сначала вел себя неправильно, осознает неправоту и изменяется.

6. Сказка подходит к развязке – плохие герои наказаны, герой, нашедший выход из ситуации, победивший себя или обстоятельства, получает награду, извлекает урок и начинает жить по-новому.

При сочинении сказки родителям нужно учитывать: суть сказкотерапии для детей не в том, чтобы просто выявить проблему и показать, «что будет с тем, кто ведет себя плохо», а в том, чтобы помочь ребенку найти позитивные способы разрешения трудностей. Именно поэтому сказки называются лечебными, психокоррекционными. А для этого нужно неустанно размышлять – что стоит за той или иной проблемой малыша и как помочь своему драгоценному чаду выйти из ситуации более сильным, смелым, счастливым.

Подводя итог значимости сказок в воспитании детей дошкольного возраста, хочется довести до сведения родителей, бабушек и дедушек, что сказка является универсальным развивающим, воспитательно — образовательным средством, способствующим социализации ребенка, его креативному, культурно – этническому развитию, формированию его языковой культуры, психоэмоционального потенциала, что в результате способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья ребенка.

Литература.

1. Вачков, Игорь Викторович Введение в сказкотерапию / Вачков Игорь Викторович. — М.: Генезис, 2015. — 607 c.
2. Гульнара, Ломакина und Татьяна Черноситова Дорогой к сказке: сказкотерапия для больших и маленьких / Гульнара Ломакина und Татьяна Черноситова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 128 c.
3. Емельянова, Елена Владимировна Жили-были Он и Она. Парадоксальная сказкотерапия отношений / Емельянова Елена Владимировна. — М.: Генезис, 2016. —
231 c.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — М.: Речь, 2015. — 320 c.
5. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О.И. Каяшева. — М.: Бахрах-М,
2015. — 304 c.
6. Селищева, Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО / Т.В. Селищева. — М.: Учитель, 2016. —
303 c.
7. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. — М.: Детство-Пресс,
2014. — 224 c.

«Каждому возрасту — своя сказка»

Консультация для педагогов.

Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.

Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее. Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Все мы знаем, что русские народные сказки появились очень давно и передавались из уст в уста, дойдя до нашего времени, завоевав любовь у большего количества людей. И сегодня каждый человек может восторгаться богатством сказочного мира, который представлен нам во всем своем многообразии. В нем можно встретить простых людей, купцов, да купчих, царей, да их дочерей, невиданных зверей и вымышленных героев, среди которых Баба-Яга и Змей Горыныч – пожалуй, один их самых колоритных персонажей.

К сожалению, на сегодняшний день агрессия массовой культуры лишь усиливается, становится нелегко сохранить свои корни. Но сколько бы ребенку ни показывали иностранные мультфильмы, он должен знать и наши сказки, читать наши книжки, сравнивать себя с нашими сказочными героями.

Но при этом сказка может рассказывать и о других культурах. Это очень благодатная почва для беседы с детьми о том, что как мы все похожи друг с другом. И, наоборот, какие мы все разные. Сказка учит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать и уважать не только свою культуру, но и другие культуры и национальности.

Вместе со сказочным героем ребята отгадывают загадки и раскрывают тайны, вспоминают старинные развлечения и игры. Детям, и даже взрослым всегда было захватывающе интересно «волшебное» перемещение из одной сказки в другую.

Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?

Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги.

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464550-konsultacija-dlja-pedagogov-kazhdomu-vozrastu

Автор: Большанова Мария Амбарцумовна

«Каждому возрасту — своя сказка»

Автор статьи: Большанова Мария Амбарцумовна

Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка.

Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?

Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги.

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

Сказки народов мира: «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).

Произведения русской классической литературы

В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; А. Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…», «[…яблоко] Оно соку спелого полно…»; А. Блок «Зайчик»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Толстой «Была у Насти кукла…», «Пошла Катя поутру…», «Деду скучно было…», «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «У Миши были сани…», «Нашли дети ежа…», «Сел дед пить чай…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Васька», «Два коз­лика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей»; А. Фет «Чуд­ная картина…», «Ласточки пропали…», «Кот поет, глаза прищуря…»; С. Черный «На коньках».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я.Аким «Откуда», «Елка наряжается»; 3. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот с насиженной гнилушки…», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели…», «Мы пускаем пузыри»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Сны», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы…», «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н. Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал „мяу»?»; Я. Тайц «Кубик на кубик», «Ага»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег…», «Глубоко ли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке…», «Голуби»; С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит — убе­жит…»; Д.Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В.Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуков­ский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики сме­ются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Шабад «Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.); Д. Биссет «Га-га-га» (англ.); А. Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубин «Очки» (чеш.); У.Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик» (укр.); С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. Карем «Мой кот», «Цыпленок», «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); JI. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ф.Мугур «Рило-Иепурило и Жучок с золотыми крылышками» (рум.); Ногути Удзе «Ку­кушка» (яп.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.).

Рекомендуемые сказки для детей 4-5 лет

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимо­вье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».

Сказки народов мира: «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.), «У солнышка в гостях» (словац.), «Хвастливый заяц» (узб.).

Произведения русской классической литературы

К.Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»; В. Жуковский «Мальчик с пальчик», «Птичка»; А.Кольцов «Дуют ветры буйные»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; А. Плещеев «Старик», «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток…», «Ель рас­тет перед дворцом…»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Тол­стой «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «Нашли дети ежа…», «Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город», «Была зима…», «У бабки была внучка…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…», «Чудная картина…», «Ласточки пропа­ли…»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя», «Волк».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я.Аким «Елка наряжается»; 3. Александрова «Ветер на речке», «Мой мишка», «Одуванчик»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Машенька», «Уехали»; Е. Благинина «Аленуш­ка», «С добрым утром», «Сорока-белобока», «Дождик», «Вот какая мама»; В. Берестов «Кошкин щенок», «Мишка, мишка, лежебока», «Снегопад», «Больная кукла»; Б.Житков «Кружечка под елочкой»; М. Зощенко «Глупая история»; В. Инбер «Сороконожки»; Л. Квитко «В гости», «Лошадка»; М. Клокова «Воробей с березы…»; А. Кушнер «Почему я от всего отказался», «Что в углу?»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Пудель», «Детки в клетке», «Как себя вести», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мы­шонке», «Ванька-встанька»; И. Мезнин «Черное и серое», «Простое слово»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки»; К). Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Кто сказал „мяу»?»; Я. Тайц «По грибы»; Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень странная история», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог»; Г. Цыферов «Самолетик»; Е. Чарушин «Рассказы из сборников „Поче­му Тюпа птиц не ловит», „Как Томка научился плавать», „Что за зверь», „Волчишко»», «Никита-охотник», «Про Томку»; К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Закаляка», «Ежики смеются», «Елка», «Кра­деное солнце», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Свинки», «Тарака- нище», «Федорино горе», «Цыпленок», «Чудо-дерево»; П. Воронько «Я носила воду», «Обновки» (пер. с укр.); Ф. Грубин «Горка», «Ро­машки» (пер. с чеш.); С. Капутикян «Маша обедает»; Я. Колас «Цве­ток» (пер. с белор.); Э. Маркуш «Купание вороненка» (пер. с венг.); Уолтер де ля Мер «Кря!», «Перышки в подушке» (пер. с англ.); Я. Райнис «Наперегонки» (пер. с латыш.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.); В.Хорол «

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия для детей полезна?

мягкая коррекция поведения;

устранение страхов, фобий, неврозов;

проживание отрицательных эмоций;

воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;

ненавязчивое обучение и развитие;

накопление ситуационного опыта.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.


2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.



Ни для кого не является секретом, что в развитии ребёнка важную роль играют сказки. Однако к их выбору стоит подходить очень аккуратно, с учетом возраста и развития ребенка. Не стоит рассказывать ему все подряд. Ведь малышу двух-трёх лет явно будет не интересно слушать произведение А.С. Пушкина «У лукоморья». Логично, что у ребенка будет много вопросов уже на первых строчках, например кто такой «кот ученый» и что обозначает » у лукоморья».

В таком возрасте лучше рассказывать сказки с незатейливым сюжетом и, конечно, без пугающих персонажей – иначе у ребенка могут появиться ночные кошмары. Стоит выбирать коротенькие произведения, которые надо рассказывать малышу с веселостью в голосе, тем самым удерживая его внимание и особо не утомляя долгим рассказом. Так, отлично подойдут сказки про «Курочку Рябу», «Репку». А можно рассказывать малышу сказки собственного сочинения, но главным персонажем в них должен быть ваш малыш, а остальные герои — это окружающие его предметы: любимый плюшевый мишка, кукла Маша, собачка Бимка, обезьянка Ника и т. д.

Особое место занимают, так называемые современные сказки, действие в которых происходит в городе, а персонажами выступают горожане, те самые девочки и мальчики, которых ребенок видит вокруг себя на улице. Они  наглядней и понятней малышу в его возрасте. К тому же ребёнок может и сам поучаствовать в придумывании сюжета сказки, что отлично способствует развитию его фантазии.

Сказки с более сложным сюжетом, например классические народные, можно начинать рассказать ребенку после трех лет, а вот впечатлительному и того позже.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенку доступна уже масса художественной литературы, которая действительно его может заинтересовать. Например, от приключений мальчика-волшебника Гарри Поттера ребёнок точно будет в восторге. В этом возрасте можно уже смело браться за чтение многих произведений Пушкина, а также сказок Астрид Линдгрен, Александра Милна и многих других замечательных писателей.

Не стоит считать, что в подростковом возрасте сказки уже не нужны – это вовсе не так. Просто в этот период жизни детей больше интересует фантастика и приключения, что является вариантом всё той же сказки, только для взрослых.

Сказки с ребёнком надо читать как можно чаще и в любом возрасте. Взрослые не должны лениться это делать, ведь на примере сказок малыш учится добру, состраданию и расширяет свой кругозор.



Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Каждому возрасту присущи свои особенности сочинение по литературе
  • Каждому будет дано по его вере сочинение
  • Каждой собаке даже цирковой нужен из сказки капризка
  • Каждой сказке нужен старый добрый злодей
  • Каждое преступление должно быть наказано сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии