Олимпиадные задания по географии для 6 класса (школьный уровень)
2015-2016
Задания теоретического тура.
- Каждый из вас, конечно, читал сказку В.Гаршина «Лягушка – путешественница» и помнит, чем окончилось её необычное путешествие: «…но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». Определите, в каком направлении по отношению к деревне находился пруд.
- Во время велосипедного похода его участники двигаются со средней скоростью 12 км в час. Расстояние между стартом и финишем их маршрута по карте — 6 см, а масштаб карты равен 1:1000000. Определите время, необходимое для велосипедного похода туристов.
- По карте определите, какие города имеют географические координаты:
39с.ш.116в.д. —
19с.ш.99з.д. —
34ю.ш.19в.д. —
30с.ш.31в.д. –
Назовите город по фото. (координаты указаны)
- Какие нарушения окружающей среды вызвала хозяйственная деятельность в вашем населенном пункте? Какие природоохранные мероприятия необходимо провести для устранения последствий этих нарушений?
Тестовые задания.
1. Выберите материк, расположенный в трёх полушариях:
А) Африка
Б) Северная Америка
В) Австралия
Г) Антарктида
2. Выберите неверное утверждение:
География изучает:
А) изменения рельефа Земли
Б) особенности климата
В) особенности размещения населения
Г) периодичность лунных затмений
3. Древние греки выдвинули идею о шарообразности Земли на основании:
А) существования приливов и отливов
Б) наблюдения лунных затмений
В) кругосветных путешествий
Г) космических исследований
4. Для определения сторон горизонта используют прибор:
А) флюгер
Б) гномон
В) компас
Г) нивелир
5. Параллель 00 не пересекает океан:
А) Тихий
Б) Атлантический
В) Северный Ледовитый
Г) Индийский
6. Какие линии сходятся в точке полюса?
А) параллели
Б) меридианы
Г) полярные круги
Д) линии авиа перелётов
7. Разместите внутренние оболочки Земли в правильном порядке от центра к поверхности:
А) земная кора
Б) ядро
В) мантия
8. Установите соответствие:
Формирование осадочных пород |
Горные породы |
А) органические Б) химические В) обломочные |
1) нефть, известняк 2) глина, щебень 3) гипс, калийная соль |
9. Составьте соответствие:
Река |
Океанический бассейн |
А) Ганг Б) Амазонка В) Хуанхэ Г) Енисей |
1) Индийский океан 2) Тихий океан 3) Атлантический океан 4) Северный Ледовитый океан |
10. Какая доля земной поверхности занята водами Мирового океана?
А) 90%
Б) 71%
В) 69%
Г) 50%
11. Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется:
А) муссоном
Б) пассатом
В) бризом
Г) борой
12. Группа туристов отправилась в горы. У подножья температура составляла +240С. Какая будет температура на высоте 3 км?
А) 00С
Б) -60С
В) +60С
Г) +120С
13. Биосфера – это оболочка распространения:
А) животных
Б) растений
В) человека
Г) живых организмов
14. Дополните:
А) Система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности, называется ___________________________
Б) Равнины, абсолютные высоты которых превышают 500м, называются ______________________
В) Движение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении называется _____________________________________________________________________________________
Г) Водный поток, текущий в выработанном им углублении называется _______________________
15. Наиболее правильное представление о форме, величине и взаимном расположении географических объектов на небольшой территории можно получить, используя:
А) карту мира
Б) рисунки художников
В) план местности
Г) фотографии местных пейзажей
16. Определите на территории какого материка расположена точка с координатами
660с.ш., 1800 д.
А) Евразия
Б) Африка
В) Северная Америка
Г) Антарктида
17. Линии на глобусе, параллельные друг другу, показывают:
А) одинаковые глубины океана
Б) долготу места
В) высоты на поверхности земли
Г) широту места
18. Какой слой отсутствует в составе океанической земной коры?
А) базальтовый
Б) гранитный
В) осадочный
19. Какая из частей гидросферы составляет наименьшую долю?
А) подземные воды
Б) болота
В) озёра
Г) реки
20. Какое из морей является окраинным?
- Черное
- Красное
- Балтийское
- Баренцево
Ключи ответов для 6 класса.
Теоретические задания:
1.Утки летели на юг. Вместе с ними путешествовала и лягушка. Падая, она продолжала ещё по инерции двигаться на юг и упала в пруд, который находился к югу от деревни. -4б
2. 5 часов.- 4б.
3.Пекин; Мехико; Каир; Кейптаун.- 6б. На фото город Каир.
4. Образование оврагов, сокращение площади лесов, обмеление рек, исчезновение видов животных и растений. Мероприятия – правильная распашка полей, запрет браконьерства, восстановление лесов по берегам рек, защита от пожаров. 6б.
Тестовые задания: — 20б.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
г |
г |
б |
в |
в |
б |
Б,в,а |
А-1; Б-3; В- 2. |
А- 1; Б- 3; В- 2; Г- 4. |
б |
в |
в |
г |
в |
а |
г |
б |
г |
г |
14- а-градусная сетка; б- плоскогорье; в –ветер; г –река.
Сумма баллов : — 40 б.
Олимпиадные задания по географии для 7 класса (школьный уровень)
2015-2016
Задания теоретического этапа.
1.
Нет, я не волк и не лиса!
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса –
Воинственного динго!
Леса какого континента приглашает посетить вас автор стихотворения «Собака динго» С.Я.Маршак? Не зародилось ли у вас сомнение относительно такого приглашения? Почему?
2.
Корабль в точке с координатами 30ю.ш. 70в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились 2 корабля «Надежда» (30ю.ш. 110в.д.) и «Вера» (20ю.ш. 50в.д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну?
3.
Построй график роста численности населения Земли по данным таблицы.
Рост численности населения Земли
Годы |
0 год нашей эры |
1000 |
1500 |
1700 |
2000 |
Численность населения, миллионов человек |
230 |
305 |
440 |
950 |
6131 |
4.
На территории нашей области ведется активное строительство хозяйственных объектов. К каким экологическим нарушениям может привести строительство автодороги, космодрома, газоперерабатывающего комбината?
Тестовые задания.
1. Самая высокая горная система мира.
- Кавказ
- Анды
- Гималаи
- Аппалачи
2. Вулкан в Юго-Восточной Азии.
- Котопахи
- Килиманджаро
- Ключевская Сопка
- Кракатау
3. Район распространения гейзеров.
- Остров Новая Зеландия
- Урал
- Аравийский полуостров
- Аппалачи
4. Равнина, расположенная в западном полушарии.
- Западно-Сибирская
- Великая Китайская
- Амазонская
- Восточно-Европейская
5. Самый широкий пролив в Мировом океане.
- Берингов
- Дрейка
- Малайский
- Магелланов
6. Острова, относящиеся к группе коралловых островов.
- Гавайские
- Мадагаскар
- Гренландия
- Большой Барьерный риф
7. Море, омывающее берега только одного материка.
- Карибское
- Охотское
- Красное
- Средиземное
8. Основные причины смены времен года
- Наклон земной оси и вращение Земли вокруг Солнца
- Вращение Земли вокруг Солнца
- Вращение Земли вокруг своей оси
- Наклон земной оси
9. Солнце равномерно освещает оба полушария Земли
- 22 июня
- 26 марта
- 22 декабря
- 23 сентября
10. Ребята прошли на север 200 м., затем прошли 300 м. по азимуту 270о, после чего повернули на юг и прошли еще 400 м. В каком направлении от начала маршрута находится точка завершения маршрута?
- На северо-востоке
- На северо-западе
- На юго-востоке
- На юго-западе
11. На каком материке находится точка с координатами 10о ю.ш., 60о з.д.?
- Северная Америка
- Евразия
- Австралия
- Южная Америка
12. Протяженность каждого из меридианов равна
- 10000 км.
- 20000 км.
- 6370 км.
- 40000 км.
13. Страна находится в сейсмоопасном районе мира.
- Австралия
- Финляндия
- Япония
- Египет
14. Город, в котором не было катастрофического землетрясения.
- Токио
- Сан-Франциско
- Ташкент
- Лондон
15. Район активной вулканической деятельности.
- Остров Мадагаскар
- Среднесибирское плоскогорье
- Скандинавский полуостров
Г. Полуостров Камчатка
16. Какое из морей является окраинным?
- Черное
- Красное
- Балтийское
- Баренцево
17. Какое понятие лишнее в ряду ниже перечисленных:
- Губа
- Дельта
- Межень
- Эстуарий
18. 2. Какая природная зона не встречается в России?
- Тундра
- Пустыни и полупустыни
- Лесостепи и степи
- Саванны и редколесья
19. Почвы, характерные для саванн и редколесий
- Подзолистые
- Серые лесные
- Черноземы
- Красные и коричнево-красные
20. Наиболее плодородная почва.
- Серая лесная
- Бурая лесная
- Каштановая
- Чернозем
Ключи ответов для 7 класса.
Теоретические задания:
1. Речь идет об Австралии. Однако, местом постоянного обитания динго являются не леса, а саванны и сухие степи вокруг озера Эйр. – 6б.
2.Первым придет на помощь корабль «Вера». -4б.
3. – 4б.
4.Вырубка лесов, повреждение почвенного слоя, сокращение численности животных и растений, загрязнения воздушной среды и водной, нарушение питания рек и др.- 6б.
Тестовые задания:- 20б.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
в |
г |
а |
в |
б |
г |
б |
а |
а |
г |
г |
б |
в |
г |
г |
г |
в |
г |
г |
г |
Сумма баллов: -40б.
Составила Петренко Л.И. – учитель географии МОУ Нижнебузулинская СОШ
1
Каждый из вас, конечно читал сказку В.М. Гаршина Лягушка-путешественница и помнит, чем окончилось ее небольшое путешествие: …но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. Определите, в каком направлении по отношению к деревне находился пруд? Находился к югу от деревни
2
Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина. От латинского argentum – серебро.)
3
Вряд ли кто-нибудь из вас знает язык коренных жителей Австралии. Да и австралийский абориген, услышав наш язык, тоже, наверное, сказал бы: Я вас не понимаю. А, кстати, как это звучит на его языке? Вряд ли кто-нибудь из вас знает язык коренных жителей Австралии. Да и австралийский абориген, услышав наш язык, тоже, наверное, сказал бы: Я вас не понимаю. А, кстати, как это звучит на его языке? (Когда первые европейцы, высадившиеся в Австралии, увидели необычное сумчатое животное, они спросили местных жителей, как оно называется. Не знавшие европейских языков аборигены ответили: Кенгу — ру, означавшее Я вас не понимаю.)
4
Ни морская вода, ни отраженное в море небо никогда не бывают красными. Почему же Красное море получило такое название? Ни морская вода, ни отраженное в море небо никогда не бывают красными. Почему же Красное море получило такое название? (Это название море получило благодаря обилию водоросли, содержащей красный пигмент.)
5
Что делает Мертвое море мертвым? Что делает Мертвое море мертвым? (Соль. Ее содержание в воде превышает норму в несколько раз, что делает невозможным существование живых существ в этом море.)
6
Как известно, государственный флаг Франции состоит из трех полос: синей, белой и красной. Но ширина полос, как ни странно, не одинакова. Они соотносятся следующим образом – 30 : 33 : 37. Почему? (Именно при такой пропорции полосы этих цветов кажутся человеку одинаковыми.)
7
Замечено, что айсберги часто плывут против ветра. Как вы думаете, почему? 6/7 айсберга плавает под водой. Если это знать, то становится понятным, что ветер, гуляющий по поверхности воды, ничего не может противопоставить этой громадной массе льда – она подчиняется течению воды, а не движению воздуха. И если направление воздуха противоположно течению, то айсберг будет спокойно плыть против ветра.)
8
Великий шелковый путь начинался в китайском городе Сиань. А где был конечный пункт? Великий шелковый путь начинался в китайском городе Сиань. А где был конечный пункт? (В Риме. Не зря ведь бытовала поговорка, что все дороги ведут туда.)
9
Всего в этой стране насчитывается озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? Всего в этой стране насчитывается озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? (Финляндия – страна тысячи озер.)
10
В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? (Когда сын вырастет, ему будет из чего построить себе дом.)
11
Почему жители Памира и Гималаев не употребляют в пищу такое столь уважаемое на Востоке блюдо, как плов? Почему жители Памира и Гималаев не употребляют в пищу такое столь уважаемое на Востоке блюдо, как плов? (В горах температура кипения воды 90 градусов и рис невозможно сварить.)
12
Как называется европейский город, расположенный на 118 островах Венеция
13
Денежная единица страны Денежная единица страны Валюта
14
Учёные считают, что сущность европейской цивилизации можно сказать тезисом: «чёрное или белое» Китайской- тезисом «белое станет чёрным» и наоборот. А сущность какой цивилизации может стать тезис «чёрное и есть белое?» индийской
15
О каком полезном ископаемом царь Пётр сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет» уголь
16
Назовите денежную единицу Великобритании Назовите денежную единицу Великобритании Фунт стерлингов
17
Слона и голубя избрали национальным символом 4 государства, лошадь и корову – 5, орла – 22, а какое животное встречается в качестве государственного символа наиболее часто? Слона и голубя избрали национальным символом 4 государства, лошадь и корову – 5, орла – 22, а какое животное встречается в качестве государственного символа наиболее часто? Лев. Его выбрали 30 государств.)
18
В каком море нет ни приливов ни отливов? В каком море нет ни приливов ни отливов? Каспийское
19
Какое море в древности называли Янтарным? Какое море в древности называли Янтарным? Балтийское
20
Один берег в устье этой реки принадлежит Европе, другой Азии. О какой реке идёт речь? Волга
21
До свидания
Что? Где? Когда? Вопросы по географии и экологии
Вопросы по географии
- Каждый из вас, конечно читал сказку В.М. Гаршина “Лягушка-путешественница” и помнит, чем окончилось ее небольшое путешествие: “…но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”. Определите, в каком направлении по отношению к деревне находился пруд? (Утки летели на юг. Вместе с ними путешествовала и лягушка. Падая, она по инерции продолжала двигаться именно в этом направлении и упала в пруд, который, следовательно, находился к югу от деревни.)
- Как известно, государственный флаг Франции состоит из трех полос: синей, белой и красной. Но ширина полос, как ни странно, не одинакова. Они соотносятся следующим образом – 30 : 33 : 37. Почему? (Именно при такой пропорции полосы этих цветов кажутся человеку одинаковыми.)
- Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина. От латинского argentum – серебро.)
- Залив Дика на западном побережье Таймыра был назван так знаменитым исследователем Арктики Фритьофом Нансеном в честь норвежского коммерсанта К.А. Дикка, снабдившего экспедицию фотоаппаратами. А в честь кого был назван мыс Дика на восточном побережье Таймыра? (В 1936 году этот мыс был назван в честь лучшей в топографической экспедиции собаки по кличке Дик.)
- Какой способ измерения высоты предметов и зданий подсказала Фалесу из Милета обыкновенная палка? (Когда тень от палки, поставленной вертикально, равна ее длине, тень любого находящегося рядом предмета равна его высоте. Чтобы узнать высоту даже самого высокого предмета, достаточно измерить его тень.)
- Мэри Поппинс в своей знаменитой песенке поет:
Это было прошлым летом
В середине января
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля …
Назовите хотя бы три государства, которые соответствуют названным условиям. (Этим условиям вполне соответствуют государства Южного полушария, входящие в Содружество. Например, Австралия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея и другие. В этих странах самая высокая летняя to бывает в январе. Являясь независимыми государствами, они признают главой государства английскую королеву, представляемую генерал-губернатором.) - Вряд ли кто-нибудь из вас знает язык коренных жителей Австралии. Да и австралийский абориген, услышав наш язык, тоже, наверное, сказал бы: “Я вас не понимаю”. А, кстати, как это звучит на его языке? (Когда первые европейцы, высадившиеся в Австралии, увидели необычное сумчатое животное, они спросили местных жителей, как оно называется. Не знавшие европейских языков аборигены ответили: “Кенгу — ру”, означавшее “Я вас не понимаю”.)
- В курганах долины Пазырык в Горном Алтае археологи обнаружили уникальные художественные сокровища созданные скифами: вырезанные из кожи фигурки зверей, ткани, ковры; удалось даже рассмотреть удивительные татуировки на коже погребенных мужчин. Каким образом столь непрочные материалы сохранились в течение нескольких тысячелетий? (Эти художественные сокровища прекрасно сохранились, так как были обнаружены в вечной мерзлоте.)
- Ни морская вода, ни отраженное в море небо никогда не бывают красными. Почему же Красное море получило такое название? (Это название море получило благодаря обилию водоросли, содержащей красный пигмент.)
- Что делает Мертвое море мертвым? (Соль. Ее содержание в воде превышает норму в несколько раз, что делает невозможным существование живых существ в этом море.)
- До каких пор можно двигаться по земному шару на северо-восток? (Двигаясь все время на северо-восток, вы неизбежно по спирали достигнете Северного полюса, а там направления на северо-восток нет.)
- Замечено, что айсберги часто плывут против ветра. Как вы думаете, почему? (Айсберг имеет характерное строение: лишь верхняя, причем малая, часть его находится над водой. 6/7 айсберга плавает под водой. Если это знать, то становится понятным, что ветер, гуляющий по поверхности воды, ничего не может противопоставить этой громадной массе льда – она подчиняется течению воды, а не движению воздуха. И если направление воздуха противоположно течению, то айсберг будет спокойно плыть против ветра.)
- Ученые называют две причины образования пустынь в районе реки Колорадо. Одна из них – частые засухи. Назовите вторую. (Дожди, которые смывают плодородный слой.)
- Великий шелковый путь начинался в китайском городе Сиань. А где был конечный пункт? (В Риме. Не зря ведь бытовала поговорка, что все дороги ведут туда.)
- Всего в этой стране насчитывается 166 888 озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? (Финляндия – “страна тысячи озер”.)
- Женщины арабского Востока стараются надеть на себя все свои драгоценности. При этом они больше всего опасаются не воров, а собственного мужа, вернее его слов. Каких? (Достаточно мужу произнести трижды: “Ты мне больше не жена” — и та, в чем была, изгоняется из дома.)
- В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? (Когда сын вырастет, ему будет из чего построить себе дом.)
- Почему жители Памира и Гималаев не употребляют в пищу такое столь уважаемое на Востоке блюдо, как плов? (В горах температура кипения воды 90 градусов и рис невозможно сварить.)
- Слона и голубя избрали национальным символом 4 государства, лошадь и корову – 5, орла – 22, а какое животное встречается в качестве государственного символа наиболее часто? (Лев. Его выбрали 30 государств.)
Вопросы по экологии
- Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…” Чему? (Вести себя как люди.)
- Лозунг в Японии: “Долой марибаши. Приносить в ресторан собственные нурибаши!”. Чей это лозунг? (Это лозунг защитников леса. Марибаши – одноразовые деревянные палочки для еды. Нурибаши – многоразовые.)
- Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства? (Ультрафиолет.)
- Внимание! Черный ящик.
В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?.) - Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6 м и весом в 1 т. Из какого материала? (Из мусора, оставляемого “горевосходителями”.)
- Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала.)
- Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу? (Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которые вынуждены были покинуть лес.)
- Пустынные еж и лисица, в отличие от своих лесных собратьев, имеют большие уши. В пустыне врагов видно издалека и слух не так важен. Уж не зонтиком ли они им служат? Тогда для чего это им необходимо? (Для большей теплоотдачи. Уши снабжены густой сетью кровеносных сосудов. Аналогичную функцию носят и уши слона.)
- Китайским ученым удалось впервые в мире пересадить ген от одной арктической рыбы к сахарной свекле. Разумеется, свекла в результате этой операции плавать не научилась, но одно ценное качество все же приобрела. Какое? (Морозостойкость.)
- Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на пастбища Австралии коров, что едва не привело к очередной экологической катастрофе. Коровий помет стал отравлять местную растительность, в результате чего погибло почти 1 млн. га плодородной почвы. Какое животное вынуждена была закупить Англия в странах Европы и Африки, чтобы исправить положение? (Жуков – навозников или скарабеев.)
- За последние 30 лет площадь Японии выросла на 300 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Причем тектонические перемещения и вулканическая деятельность здесь ни при чем. Его создание помогло решить минимальными затратами и экологическую проблему. Какую? (Утилизации мусора. Этот остров целиком состоит из отходов Токио.)
16.02.2018 18:10
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие записи
Литературное чтение, 3 класс
Урок 29. В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Народная и литературная сказки;
- Биография В.М. Гаршина;
- Творчество В. М. Гаршина.
Цель:
- знакомство с особенностями литературных и народных сказок.
Задачи:
- сравнивать народные и литературные сказки;
- характеризовать героев.
Тезаурус
Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.
Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.
Мы узнаем об особенностях содержания народной и литературной сказок.
Научимся различать народные и литературные сказки.
Сможем наблюдать за развитием событий.
Основное содержание урока
Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста, от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.
Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные.
Народная сказка:
- «Царевна –Лягушка».
Литературная сказка:
- «Лягушка – путешественница».
Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (ныне Донецкая область Украины) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. Ребёнок стал причиной крепкого раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовало его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. Произведённый в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрёл известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления. Детская сказка «Лягушка-путешественница» – последнее произведение В. Гаршина.
Сказка «Лягушка-путешественница» – это забавная история о предприимчивой лягушке, решившей посетить «славные тёплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров.
Сказка создана на основе рассказа индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками – два гуся. Черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М. Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись от «реплики», падает и разбивается.
Жила в одном болоте лягушка и наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только, потому, что осенью квакать не солидно.
Вдруг на болото села стая уток и лягушка захотела с ними поговорить.
Утки очень хвалили юг, ведь там тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.
Лягушка придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от сообразительности лягушки и согласились.
Лягушка в полёте примиряла разные позы. На третий день попросила уток лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди. Люди удивлялись, видя в небе уток с лягушкой. Лягушка не выдержала и закричала, что это она всё придумала. С этим криком лягушка и упала в местный пруд.
Главная героиня – лягушка. Она находчивая, изобретательная, смелая, но хвастливая.
Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: «дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки».
На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней.
В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки:
- знакомство с лягушкой;
- прилёт уток к лягушке на болото;
- полёт-путешествие лягушки с утками;
- падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки.
Вступление напоминает нам присказку.
Лягушка показана нам глупенькой и несдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми своей идеей лететь на утках, что забыла о своём положение и закричала: «Это я, я придумала!» После чего упала в чужое болото. Автор в своём произведении иронизирует, используя слова: «шлёпнулась», «полетела вверх тормашками», «бултыхнулась».
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Сама лягушка хвастлива и получает удовольствие, когда её хвалят. Также, когда она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии, она всё преувеличивала и рассказывала даже того, чего не было. Например, она сказала, что утки её личные, и что она была на юге, где очень хорошо, хоть она туда и не попала.
Автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.
Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру.
Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.
Сравнивая сказки «Царевна-лягушка» и «Лягушка-путешественница» можно пронаблюдать, что в литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
В литературной сказке ярко представлен характер персонажей. Читатель понимает, кого из персонажей автор ценит, а кого осуждает.
Литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его духовный мир.
Тема хвастовства актуальна и в наше дни. Многие люди красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А узнав их получше, можно разочароваться, так как на самом деле они являются не теми, за кого себя выдают.
Всеволод Михайлович в своей сказке на примере Лягушки показал детям, что не нужно хвастаться о своих поступках, а, наоборот, быть скромным, и тогда задуманное обязательно получится.
«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям», – отмечал литературовед, автор книги о творчестве Гаршина Г.А. Бялый, что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение как бы свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени части сказки «Лягушка-путешественница».
Лента времени.
Части сказки:
Стая уток
Находчивость Лягушки
Второй день путешествия
Разбитые мечты
Лягушка в болоте
Прекрасный юг
Первый день путешествия
Падение лягушки
Правильный ответ:
Части располагаются в последовательности:
Лягушка в болоте
Стая уток
Прекрасный юг
Находчивость Лягушки
Первый день путешествия
Второй день путешествия
Падение лягушки
Разбитые мечты
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Присказка |
Это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. |
Сказка |
Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки. |
2 вариант
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Аллегория |
Тонкая, скрытая насмешка. |
Ирония |
Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе. |
Ответ
1 вариант
Присказка |
Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. |
Сказка |
Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки. |
2 вариант
Аллегория |
Тонкая, скрытая насмешка. |
Ирония |
Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе. |