Каждый ли человек испытывает муки совести итоговое сочинение преступление и наказание

Пример 1

Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа — Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху — процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.

Автор спрашивает нас: «А смог ли Родион пройти проверку совестью?». Скорее всего — да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил.
Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

Каждый ли человек моет испытывать муки совести? Я считаю, что да, поскольку рано или поздно человек начнет осознавать, что его действия несут за собой последствия, из-за которых, чаще всего, страдает невинный человек. Но самое главное- это постараться вовремя всё исправить.
Многие писатели в своих произведениях так или иначе затрагивают тему совести. Примером для подтверждения моих слов является Желтков из произведения «Гранатовый браслет» русского писателя Александра Ивановича Куприна. По сюжету чиновник перед своим самоубийством присылает письмо главной героине Вере Николаевне Шеиной, а также дорогой для него подарок – гранатовый браслет, который передавался из поколения в поколение. Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым. Но перед этим в своем последнем письме всё-таки признался в любви. Желтков знал, что Вера чувствительный человек и будет переживать даже за незнакомого человека, но не осознавал, что доставил дискомфорт другому человеку своим письмом и любовью. От этого его мучала совесть за содеянное. Он решил исправить это, попросив хозяйку квартиры передать Вере послушать симфонию Бетховена, когда та придет попрощаться. Желтков считал, что именно эта песня успокоит переживания в сердце Веры, и тогда его перестанет мучать совесть за моральный вред невинному человеку.
Подводя итоги, можно сказать что всех рано или поздно начинает грызть совесть, и хорошо, когда человек осознает почему именно и всеми силами пытается исправить это, но плохо, когда человек понимает это лишь перед самой смертью, когда уже ничего не изменить.

Здравствуйте, Олег!

Вы написали сочинение в соответствии с заявленной темой, однако обращаю внимание на объем работы: сейчас вы едва-едва набрали необходимое минимальное количество слов. Рекомендованный объем работы — 350 слов.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1  балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Выбор литературного произведения для аргументации представляется необоснованным: в тексте Куприна не идет речь о преступлении, поэтому вряд ли можно найти убедительные доводы к тезисам в рамках тематического направления «Преступление и Наказание — вечная тема».

Литературная аргументация выполнена с логическими и фактическими неточностями

По сюжету чиновник перед своим самоубийством присылает письмо главной героине Вере Николаевне Шеиной, а также дорогой для него подарок – гранатовый браслет, который передавался из поколения в поколение.

Вольный пересказ текста. Письма герой писал и ДО самоубийства.

Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым.

Наивное понимание текста. Согласитесь, счастливые люди не кончают жизнь самоубийством. Фраза вызывает двусмысленное толкование, должна сопровождаться пояснением.

От этого его мучала совесть за содеянное.

Когда его начала мучить совесть? После самоубийства?

Желтков считал, что именно эта песня успокоит переживания в сердце Веры, и тогда его перестанет мучать совесть за моральный вред невинному человеку.

Вы превратно поняли текст. О каком моральном вреде идет речь — непонятно.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов.

На мой взгляд, тема раскрыта однобоко, а тезис доказан неубедительно. Посудите сами: на вопрос о том, каждый ли человек может испытывать муки совести, вы отвечаете утвердительно и приводите в пример одного человека. Но один человек и каждый человек — это не одно и то же! Нельзя судить о каждом человеке по примеру одного Желткова. Это нелогично и неубедительно. В тезисе вам следовало глубже и объективнее подойти к ответу на заданный вопрос, пояснив, что НЕ каждый человек может испытывать муки совести. В этом случае вы привели бы в пример Желткова, который такие муки испытывает, и другого персонажа (например, героя рассказа Чехова «Крыжовник»), который таких мук никогда не испытывал. И тезис получился бы убедительно доказанным.

Замечание по построению текста: отсутствует связка между вступлением и первым аргументом.

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Многие писатели в своих произведениях так или иначе затрагивают тему совести.

Лишнее. Писатели не могут что-то затрагивать в чужих произведениях.

Желтков знал, что Вера чувствительный человек и будет переживать даже за незнакомого человека, но не осознавал, что доставил дискомфорт другому человеку своим письмом и любовью.

Повтор слова «человек», слово «дискомфорт» стилистически и по смыслу неуместно в данном контексте.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:  7, допустимо: 13

Ошибки

Орфография

От этого его мучала совесть за содеянное.

Правильно: мучИла

Пунктуация

Я считаю, что да, поскольку рано или поздно человек начнет осознавать, что его действия несут за собой последствия, из-за которых, чаще всего, страдает невинный человек.

Выражение не обособляется, запятые не нужны.

Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом ЗПТ и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым.

Пропущена запятая после придаточной части.

Желтков знал, что Вера ТИРЕ чувствительный человек и будет переживать даже за незнакомого человека, но не осознавал, что доставил дискомфорт другому человеку своим письмом и любовью.

Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными  в И.п.

Подводя итоги, можно сказать ЗПТ что всех рано или поздно начинает грызть совесть, и хорошо, когда человек осознает ЗПТ почему именно ЗПТ и всеми силами пытается исправить это, но плохо, когда человек понимает это лишь перед самой смертью, когда уже ничего не изменить.

Пропущены запятые на границах грамматических основ.

Грамматика

Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым.

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Общий вывод по работе

Итак, Олег, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над литературными аргументами, увеличить объем работы, следить за логикой рассуждения.

Удачи!

(367 слов) С детства мы слышим о том, что каждый человек испытывает муки совести за плохой поступок. Однако с возрастом мы понимаем, что это не так. Есть люди, которые не стыдятся того, что совершили, потому что находят этому своеобразное оправдание. Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим литературные примеры.

Вспомним пьесу А.Н. Островского «Гроза». Все мы сочувствуем Катерине и осуждаем Кабаниху, Тихона и других представителей «темного царства». Они довели молодую женщину до суицида своими упреками, грубостью, равнодушием и даже побоями. Однако не все герои раскаиваются в содеянном после гибели Катерины. Тихон переживает и признает свою вину. Но его мать остается непреклонной. Она не расстраивается, осознав произошедшее. Напротив, она продолжает оскорблять невестку даже после ее кончины. Она не ощущает укора совести, потому что не считает себя виноватой. По ее мнению, тиранить домашних — это норма. Она даже заставила сына побить негодную жену, чтобы наказать ее за измену. И Кабаниха искренне считала, что не сделала ничего дурного. А поступок Катерины был расценен ею, как очередное прегрешение ужасной невестки. К сожалению, если человек не понимает и не признает ошибку, он не ощущает никакого стыда.

Такого же бесстыдного героя мы видим на страницах книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин попал от отдаленную крепость, потому что убил на дуэли человека. Но раскаивается ли он в содеянном? Нет. Он продолжает вести себя в том же духе. Именно Алексей спровоцировал Петра и добился поединка, а в ходе боя подло ранил его в спину. Гринев чудом поправился, а если бы нет, то Швабрин вновь убил бы соперника, ничуть не смутившись. В дальнейшем он продолжил совершать дурные поступки: перешел на сторону врага в ходе бунта, пленил и шантажировал Марью, оклеветал Петра на суде. Но ничего из этого не заставило его задуматься о своем поведении и устыдиться его. Алексей не считал свои поступки плохими, ведь был высокомерен и эгоистичен, так что для каждой ошибки находилось оправдание. Мук совести он так и не испытал.

Таким образом, далеко не все люди испытывают муки совести. Некоторые из нас не способны внять ее голосу. Если человек не считает себя виновным, то он и не будет стыдиться своего поведения. Он станет повторять ошибку снова и снова, пока не окажется в окружении всеобщего осуждения. Лишь тогда он, быть может, осознает вину и почувствует хоть немного угрызений совести.

Пример 1

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху – процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.

Автор спрашивает нас: “А смог ли Родион пройти проверку совестью?”. Скорее всего – да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил. Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает её Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без неё. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришёл к мысли, что сильной и властной личности всё позволено ради благородной идеи.

Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

Под конец главный герой пришёл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошёл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание». Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.

Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.

Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание».

Совесть ярко проявляет себя во второй половине этой книги, когда в душе главного героя наступает диссонанс. Родион не может понять, прав он или нет, хорошо или плохо он сделал, убив жадную старуху для помощи семье Мармеладовых. Тем более что он пошел на убийство не только и не столько из-за Сони и ее отца, но и также в подтверждение собственной философии.

Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.

Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается.

В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.

Изначально у главного героя романа Федора Достоевского Раскольникова не возникало мыслей о совести о том, что он идет против Бога, себя, других. Он разделил людей на плохих и хороших. Вот старуха процентщица для него была ужасно плохой и алчной женщиной, которая обирала всех до нитки, поэтому и решился он ее убить. Однако потом, после совершенного преступления Родиона просто замучили угрызения совести о том, что он совершил. Он ужасно мучается, все переосмыляет, сознается в содеянном и становится на другой путь, многое меняется в его сознании. Автор — гуманист объясняет читателям, что не все люди потеряны, даже убийцы.

Начиная писать сочинение по тематике проблема совести в Преступлении и наказании стоит обратить внимание. Во-первых, на аргументы, почему именно Раскольников убил процентщицу. Во-вторых, какие выводы он сделал после содеянного. И если говорить кратко, то Раскольников делил людей на два типа — хорошие, плохие. У него не было среднего контингента. Именно по этой причине, топором он прибил старуху. Но понял, что был не прав — это не решение проблем. Также это неправильно — кого-то лишать жизни. Но было уже поздно. И единственное, что парень мог сделать — это сдаться и каяться в содеянном. Именно так он и поступил.

В романе Достоевского «Преступление и наказание», проблема совести раскрывается после того, как Раскольников дал оценку своему поступку, это один из кульминационных моментов романа, где главный герой признается об убийстве Соне, после чего абсолютно меняется его мировоззрение, он понимает, что нельзя делить людей «на плохих и хороши» и уж тем более, никоим образом, нельзя вершить самосуд, какой бы плохой человек не был.

Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжёлым характером, но в тоже время он довольно умён. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения. Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих «некоторых» людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие «сверхлюди» могут убить других бесполезных людей (слабых, никчёмных, трусливых). И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление — на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил её топором и под руку попалась ещё и Алёна — сестра старухи.

Совершив убийство, он скрылся. Но после в нём взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днём не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о «сверхчеловевке», стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал всё ей о своём страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников всё осознал, он понял, что «сверхчеловек» — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

www.bolshoyvopros.ru

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен. Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии. Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Проблема совести в романе Преступление и наказание

Проблема совести в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.

Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.

Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.

Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя. Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться. Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.

Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.

Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.

Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку. Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема совести в романе Преступление и наказание

Проблема совести в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина сочинение

    В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой

  • Сочинение Любовь к ближнему 9 класс 15.3 ОГЭ

    Любовь к ближнему можно назвать признанной добродетелью. Она довольно часто поощряется как моралью, так и религией – и, безусловно, является правильным подходом.

  • Анализ сказки Теремок

    Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.

  • Сочинение Месть и великодушие в романе Дубровский

    Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра

  • Герои повести Олеся Куприна краткая характеристика персонажей

    Олеся – внучка колдуньи Мануйлихи, главная героиня повести А.И.Куприна. Она очень женственная, добрая и великодушная девушка. В деревне люди уверены, что они ведьмы

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.

Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.

Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.

Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя. Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться. Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.

Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.

Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.

Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку. Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.

Картинка к сочинению Проблема совести в романе Преступление и наказание

Предыдущая

СочиненияГерои повести Майская ночь или утопленница Гоголя сочинение

Следующая

СочиненияСочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи описание

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Проблема совести в романе Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.

Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.

Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.

Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя. Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться. Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.

Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.

Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.

Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку. Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.

«Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести»»

Роман Достоевского определяли иногда как идеологический. «Полифонизм». М. Бахтин обратил внимание на существование в романах Достоевского самостоятельных сознаний, соотнесенных друг с другом, на диалогическую форму повествования и признал «многоголосие» — равноправие различных голосов — характерной чертой романов Достоевского. А. В. Луначарский в статье «О «многоголосности» Достоевского», приняв основной тезис М. Бахтина, уточнял его, говоря, что голос автора в этом многозвучии не распылен между голосами героев, как это получается иногда у М. Бахтина, преувеличивающего самостоятельность голосов, а управляет этим многоголосием, сводит их в единую систему. Важным при рассмотрении творчества Достоевского как христианского писателя является вопрос человека в рамках веры и неверия.

Полифонизм структуры «Преступления и наказания» обнаруживается в системе «двойников» Раскольникова. Позиция Раскольникова не просто сопоставляется с воззрениями других лиц романа, как, например, у Тургенева в «Отцах и детях» (Базаров и…), но дополняется, пародируется, осуждается, поддерживается, каждый раз по-новому освещая не только взгляды героя, но его характер во всей его изменчивости и противоречивости. К.Мочульский пишет: «Свидригайлов — тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный» от всяких предрассудков», то есть от нравственных мук. Стоит только ему задавить в себе бунтующую совесть, как он станет таким же отпетым злодеем. Свидригайлов, человек без совести и чести, — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием.

Центральное место в этом отношении занимает прямая цитата из евангелия — притча о воскресении Лазаря, которую Соня читает Раскольникову. Данный сюжет звучит как метафора духовной смерти героя — за которой, однако, обещано воскресение (этот мотив развивается в эпилоге). Четыре дня мертв Лазарь, и именно четыре дня прошло к моменту чтения после убийства Раскольниковым старухи. Лазарь лежит в гробу, а комната Раскольникова не раз сравнивается с гробом. Таким образом, сюжет притчи и само ее появление в романе играет важную роль в повествовании, придает религиозный аспект осмыслению преступления Раскольникова, который заключается и в том, что, приводя в действие свою теорию, он выполняет, по сути, то, что имеет право делать только Бог — отнимает жизнь у человека. Жанр притчи символизирует духовную мысль романа — о возвращении к Богу и к себе самому — к человеку, созданному по подобию Бога.

История Сонечки составила контрастную параллель преступлению главного героя. «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить», — настаивает Раскольников в романе. Но авторский смысл соотнесения ситуаций героев прямо противоположный: не «то же», наоборот Сонечка, пусть и нарушив моральный закон («переступив»), тем не менее себя принесла в жертву, а Раскольников — другого человека. Значима и противоположность морального самосознания героев: переступившая «через себя» Соня мучительно страдает от сознания своей греховности; переступивший через других Раскольников, напротив, утверждается в своем «праве» на преступление.

Можно сказать, что в образах Сони и Раскольникова в «Преступлении и наказании» нашли выражение две принципиально различные системы этики. В одной этической системе, основывающейся на почве религиозного миросозерцания, понятие греха имеет абсолютный характер: не важно, почему и зачем, по какой причине и для какой цели (пусть даже самой святой), но если заповедь нарушена — без сомнений и колебаний: «Я великая, великая грешница!» (как говорит о себе Сонечка в журнальной редакции романа). В другой этической системе — наоборот: моральный закон относителен, а может быть, вообще мораль — это фикция, предрассудок. И нужно ее отбросить, освободиться от ее гипноза, чтобы обрести новую, небывалую свободу. Так с появлением рядом с героем героини в произведении возникает второй композиционный центр: Раскольников и Сонечка Мармеладова становятся двумя «полюсами» идейной, художественной структуры «Преступления и наказания» в целом.

Для отражения психологического состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. В романе существуют четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя. Так, первый сон Раскольников видит незадолго до убийства — об убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов — маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, это доказывает, что по своей природе он вовсе не жесток и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно.

Видение накануне убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от «эксперимента над собой». Другой сон Раскольников, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. Последний сон (о трихинах), который главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, заставляет взглянуть на свою теорию другими глазами и окончательно раскаяться.

Проблема совести в романе преступление и наказание

Роман “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Проблема совести и аргументы из литературы, на которые можно сослаться в выпускном сочинении, актуальна для школьников 9 класса и 11 класса, желающих успешно сдать ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку.

Ведь точно так же жестока, несправедлива и груба жизнь множества людей, которые вынуждены терпеть от хозяев жизни притеснения. Эти жестокие люди унижают, угнетают их, могут даже убить, если захотят. И действительно убивают — морально, если не физически.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Не правда ли, очень удобная теория для «крови по совести»? Как-то сразу становится незаметным гнет преступлений, лежащих на плечах каждого такого «вершителя судеб». А в самом-то деле, чего пережи­вать? Расходный материал есть расходный материал, он для того и нужен, чтобы быть фундаментом истинно великим делам. Каждый человек так или иначе начи­нает с малого.

преступление и наказание аргументы совесть

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Добро и зло в романе Ф. М.

Мне кажется, что, возомнив, будто во имя великой идеи, во имя справедливости, во имя прогресса кровь по совести может быть оправдана, даже необходима, Раскольников не думал о том, что «человек с помрачённой совестью» не сможет посвятить свою жизнь хорошим делам. Я думаю, что добро и справедливость — высшие ценности. Путь к ним не может идти по крови и слезам.

В чем заключается теория Раскольникова?

Главный герой в результате длительных раздумий пришел к выводу, что люди делятся на две группы. К первой относятся личности, которые могут делать все, что хотят, не обращая внимания на закон. Ко второй группе он отнес бесправных людей, жизнью которых можно пренебречь. Это основная суть теории Раскольникова, которая актуальна и для современного общества. Многие люди считают себя выше других, нарушая законы и делая все, что вздумается. В пример можно привести мажоров.

Изначально главный герой произведения воспринимал собственную теорию, как шутку, но чем больше он об этом думал, тем реальнее казались предположения. В результате он всех людей вокруг себя делил на категории и оценивал только согласно своим критериям. Психологи уже доказали, что человек может сам себя убедить в разных вещах, думая о них регулярно. Теория Раскольников является проявлением крайнего индивидуализма.

Причины создания теории Раскольникова

Не только любители литературы, но и специалисты в разных сферах тщательно изучали произведение Достоевского, чтобы выделить социальные и философские истоки теории Раскольникова.

  1. К нравственным причинам, побудившим героя пойти на преступление, можно отнести желание понять, к какой категории людей он относится и боль за униженных бедняков.
  2. Есть и другие причины возникновения теории Раскольникова: крайняя степень нищеты, понятия жизненной несправедливости и потеря собственных ориентиров.

Как Раскольников пришел к своей теории?

Сам главный герой на протяжении всего романа пытается понять, что стало причиной совершения ужасного поступка. Теория Раскольникова подтверждает, что для того, чтобы большинство жило счастливо, меньшинство следует уничтожить. В результате длительных размышлений и рассмотрения разных ситуаций Родион пришел к выводу, что он относится к высшей категории людей. Любители литературы выдвигают несколько мотивов, которые побудили его совершить преступление:

  • влияние окружающей среды и людей;
  • желание стать великим;
  • стремление получить деньги;
  • неприязнь к вредной и бесполезной старушке;
  • желание проверить собственную теорию.

Что несет обездоленным теория Раскольникова?

Автор «Преступления и наказания» хотел в своей книге передать страдания и боль за все человечество. Практически на каждой странице этого романа прослеживается нищета, и жесткость людей. На самом деле роман, опубликованный в 1866 году, имеет много общего с современным обществом, которое все чаще проявляет свое безразличие к ближнему. Теория Родиона Раскольникова подтверждает существование обездоленных людей, которые не имеют шанса на достойную жизнь, и, так называемых, «вершителей жизни» с большим кошельком.

В чем противоречие теории Раскольникова?

Образ главного героя состоит из одних нестыковок, которые прослеживаются на протяжении всего произведения. Раскольников является чутким человеком, которому не чуждо горе окружающих, и ему хочется помочь нуждающимся, но Родион понимает, что не в его силах изменить уклады жизни. При этом он предлагает теорию, которая полностью противоречит .

Выясняя, в чем ошибка теории Раскольникова для самого героя, стоит отметить факт — он ожидал, что она поможет выйти из тупика и начать жить по-новому. При этом герой добился совершенного противоположного результата, и он попадает в еще более безысходную ситуацию. Родион любил людей, но после убийства старухи он просто не может находиться с ними рядом, это касается даже матери. Все эти противоречия показывают несовершенство выдвинутой теории.

В чем опасность теории Раскольникова?

Если предположить, что идея, выдвинутая Достоевским через мысли главного героя, стала масштабной, то итог для общества и мира в целом очень плачевный. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что люди, которые превосходят других по каким-либо критериям, например, финансовым возможностям, могут для своего блага «расчищать» дорогу, делая все что хочется, в том числе и совершать убийство. Если бы по такому принципу жило много людей, то мир бы просто перестал существовать, рано или поздно, так называемые «конкуренты», уничтожили бы друг друга.

На протяжении всего романа Родион испытывает моральные терзания, которые часто приобретают разные формы. Теория Раскольникова опасна тем, что герой всеми возможными способами пытается убедить самого себя, что его поступок был правильным, поскольку он хотел помочь своей семье, а для себя он ничего не желал. Огромное количество людей совершает преступления, размышляя подобным образом, что никак не оправдывает их решение.

Проблема совести в литературных произведениях

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.

Понятие совести не может быть применимо к человеку, поступившемуся своими принципами ради какой-либо цели. К тому, кто переступает через людей, не считая себя подобным им.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – “гнойник, который необходимо удалить”, ведь она не приносит никому пользы.

Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы. Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Тот, кто никогда не пробовал маринованные стрелки чеснока на зиму, тот потерял многое, ведь это вкуснейший деликатес с острым вкусом и пряным…

Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову удаётся техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем ярче проступает сторона нравственная, тем сильнее муки совести. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность преступить мораль, законы Божьи и человеческие.

Раскольников, например, не смог. Хотя материальных улик своего преступле­ния, по большому счету, он не оставил, и значит, за­кон не способен настичь своего нарушителя. То есть можно сполна почувствовать гордость за то, что твоя идея воплотилась в жизнь и восторжествовала. Тем не менее Родион Романович сломался.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически!

Да, «кровь по совес­ти» — это не изобретение одного человека, эта мысль хотя бы раз в жизни посещала каждого, и хотя бы раз она вызывала согласие. Но согласие еще не означает личной готовности претворить идею в жизнь и про­лить кровь. Так уж заведено, что думать значительно легче, нежели действовать.

Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

Достоевского «Преступление и наказание» Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского Достоевский «Преступление и наказание» (обзор) Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. IV, гл. 1.) Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф.

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным.

Достоевского «Преступление и наказание» Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по Личность в романе Ф.

Но главным душевным составляющим Родиона становится совесть, и именно под ее влиянием Раскольникову удается найти правильный путь и выбраться из сложной ситуации.

Он следил за действиями незнакомки, и, когда к ней начал приставать господин, внешне похожий на Свидригайлова, главный герой заступился за нее. Лишь потом, покинув это место и девушку, Раскольников вновь погружается в мысли о преступлении, и он сожалеет о помощи, оказанной пьяной незнакомке. Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения.

Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается.

На чтение 6 мин Просмотров 12.4к.
Обновлено 3 декабря, 2020

Начиная писать сочинение на тему: «Как Вы понимаете выражение «муки совести»?», проще всего обратиться к героям русской литературы. На их примере можно полностью разобраться в данной теме и подготовиться к итоговому сочинению. Команда Литеровед.ру предлагает несколько вариантов сочинения, которые смогут быть полезными выпускникам.

Содержание

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

Под выражением «муки совести» обычно подразумевают страдания человека, который осознает свою вину и раскаивается в содеянном. Многие авторы прибегали к использованию данного состояния в своих произведениях, чтобы показать всю его силу. Но, в первую очередь, они прибегали к этому, чтобы очистить свою душу и облегчить свое состояние. Если обратиться к литературе, то можно найти в ней яркое тому подтверждение.

Взять хотя бы бессмертный роман «Преступление и наказание», принадлежащий перу Федора Михайловича Достоевского. Главный герой очень жестко делит всех людей в мире на гениев и тех, кто не имеет права голоса. Себя, естественно, он причисляет к первой категории. Но проблема была в том, что первая каста была способна на убийство. Родион хотел проверить способен ли он на это, именно поэтому решается на убийство старухи-процентщицы и случайной свидетельницы.

Когда самая ответственная преграда, которая отделяла Родиона от заветного «высшего» общества, которому было дозволено абсолютно все, осталась позади – его начинают терзать «муки совести». Начинается тяжелейшее нервное расстройство, которое не дает ему жить спокойно.

Ему становится неуютно находиться в обществе родных людей, его одолевает стыд. Ведь он считает, что не достоин их хорошего отношения и любви. Находясь в одиночестве, его круглосуточно терзает раскаяние и осознание собственного греха. Он не знает, как ему жить дальше.

Чтобы облегчить свое моральное состояние, он решает обратиться к Соне, которую считал такой же «преступницей», потому что она вынуждена была торговать собой ради обеспечения своей семьи. Соня сумела дать ему необходимый совет, благодаря которому ему стало легче. Полное признание и раскаяние – это единственный способ, чтобы его перестала мучить совесть.

Лишь пройдя каторгу, он понимает, что наконец-то искупил свою вину.

Это произведение как ничто лучше показывает все муки совести, с которыми пришлось столкнуться Родиону. Здесь хорошо показано то, что совесть начинала разрушать его не только морально, но и физически.

Если подвести итог, то можно отметить, что муки совести всегда будут преследовать человека, который совершил тот или иной плохой поступок. С одной стороны это хорошо, потому что если человек испытывает раскаяние, значит не все в его жизни потеряно. Он способен измениться и в дальнейшем не совершать подобных поступков. Хуже, когда человеку все равно. Это говорит о том, что его душа настолько очерствела, что он не понимает того, что совершил. Самобичевание – это первый признак того, что совесть не дает покоя. Только лишь искренне раскаявшись и пытаясь искупить вину – будет возможность продолжить жить спокойной жизнью. Становиться на путь исправления и признавать свои ошибки никогда не поздно. Этим самым мы делаем лучше и совершенней себя и даем пример другим. Но, конечно же, лучше всего не совершать плохих поступков, чтоб потом долго и мучительно стараться их исправить.

Если жить честной и порядочной жизнью, не совершать зла, то и с совестью все будет в полном порядке. Не придётся проходить через все пути исправления и испытывать те самые муки совести.

Вариант 2

Для начала стоит разобраться с тем, что же такое «муки совести»? Ответ лежит на самой поверхности. Это чувство того, когда человек недоволен своим поступком и понимает, что поступил совершенно не так, как должен был. Человек начинает заниматься самобичеванием, истязать себя негативными мыслями, которые постоянно преследуют.

В русской литературе есть огромное множество примеров, потому что эта тема всегда была острой для большинства авторов. Все они на определенном пути жизни оступались и совершали поступки, о которых впоследствии долго жалели.

Если взять, например, роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон», то хорошим примером можно привести Григория Мелехова. Он, будучи участником Первой мировой войны, беспрекословно выполнял приказы вышестоящего руководства. Он с остальными был принудительно отправлен в бой. Ему очень тяжело давалось военное дело.

И вот в бою он рубанул шашкой солдата, который был безоружным и просил пощадить его. Смерть австрийского юноши повисла на Григории тяжелым бременем. Он очень тяжело переживал данную ситуацию, его постоянно терзали муки совести. Он знал, что это он виноват в смерти бойца.

Данное поведение характерно для большинства людей, которые совершили плохой поступок. Они начинают постоянно о нем думать и анализировать, тем самым разрушая себя. Пока к ним не придет раскаяние, они не смогут спокойно продолжать свой жизненный путь.

Но порой встречаются и другие случаи, когда люди живут с чувством вины долгие годы, просто привыкнув к данному состоянию. Они пытаются оправдать себя перед собственной совестью. Занимаясь самообманом, убеждают себя в своей невиновности.

Такой пример можно привести, если вспомнить пьесу Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Главный герой данного произведения на протяжении тринадцати лет хранит тайну. Он всеми путями пытается скрыть то, что является причастным к смерти наследника. В свое время он пошел на убийство Дмитрия, с целью захватить престол и продвинуть свой род.

Но совесть не оставила его в покое. Ему начинает каждую ночь сниться убитый им Дмитрий. Если только кто-то упоминал Дмитрия, как Борис переставал себя контролировать. Добившись всего, что было ему так необходимо, он не мог договориться со своей совестью, которая постоянно его преследовала.

Он знал, что в данном случае со временем ничего не решиться, а совесть будет мучить его всю оставшуюся жизнь. Но он не выбрал путь раскаяния, он стойко продолжает хранить свою тайну. Глядя на этот пример, можно сказать о том, что если человек не раскается и не признает свою вину, совесть никогда не оставит его в покое.

Герою снятся сны, которые выматывают его. А оставшись наедине с собой, он начинает заниматься самобичеванием. Ни к чему хорошему подобное поведение не приводит, а приносит еще больше проблем и мучений.

Если сделать вывод из всего этого, то стоит очень много раз подумать, прежде чем решиться совершить поступок, о котором будешь жалеть всю жизнь. Никто может так и не узнает о содеянном. Но совесть всегда будет с вами рядом. А она уж точно не даст спокойно жить. Поэтому конечно же лучше не совершать опрометчивых поступков, чтобы не раскаиваться в последствии и не испытывать муки совести.

В любом случае, как бы не повернулась жизнь, стоит всегда помнить о том, что самая высокая мера наказания всегда находится рядом с нами. Муки совести порой намного страшнее и тяжелее самого сильного наказания. Поэтому чтобы не расплачиваться за поступки, не стоит изначально их совершать. Люди, которые живут в гармонии с собой и всем миром, никогда не испытывают укоров совести.

Дополнительные аргументы

Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» вы можете найти в разделе нашего сайта «Банк аргументов«.

У любого человека множество чувств. Это и страх, и радость, и любовь, и ненависть, много иных разнообразных эмоций. Но вот муки совести, на мой взгляд, доступны, увы, не каждому. Да, есть те, кто плачет из-за мелкого пустяка. Но много и таких, кто не раскаивается даже после преступления, находит себе различные оправдания. В этом убеждают нас и литературные примеры.

Так, абсолютно лишена каких-либо моральных принципов Элен Курагина — героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Это безупречная красавица, которая всем улыбается, умеет всех очаровать, очень общительна. Но она ведёт распутный образ жизни, а все её желания связаны лишь с деньгами и удовольствием. Ей абсолютно неважно, например, каким будет её муж, его возраст и внешность, главное, чтобы он был богатым.

И именно поэтому она выходит замуж за Пьера Безухова. Но семейная жизнь Элен также не привлекает: она продолжает вести светскую жизнь, не задумывается о детях, не отказывается от встреч с другими мужчинами. Итог её жизни закономерен: она скоропостижно умирает. Писатель не видит никакого смысла в её жизни: ведь главная миссия женщины, по его мнению, — это быть матерью, к чему Элен абсолютно не готова. Более того, никаких мук совести при этом она не испытывает. Именно поэтому всё, что её ждёт, — это нравственный упадок.

В романе есть ещё один персонаж, пусть и второстепенный, но не менее значимый в раскрытии идеи моральной деградации и отсутствия совести. Это Берг, молодой гвардейский офицер. При всей его рассудительности, мы отмечаем и самолюбование, и излишнюю расчётливость. Один эпизод с «шифоньерочкой», которую он пытается купить подешевле во время оставления Москвы, много стоит. Нет у него ни верных друзей, ни настоящей любви. А всё потому, что он неискренний, закрыт для общения, а уж понятия «совесть» для него и вовсе не существует: главное — личный интерес, выгода. И опять Толстой говорит о том, что жить без мук совести и каких-либо моральных принципов вполне можно. Но вот уважать такого человека нельзя.

Литературные примеры показывают, что есть те, кому не знакомы муки совести. Они спокойно совершают преступления, не заботясь о благе других, потому что собственные желания такие люди ставят выше всего. Хотелось верить, что хотя бы перед смертью, которая равняет всех, они всё же начинают сожалеть о своих ошибках. А чтобы не испытывать муки совести, надо всего лишь всегда оставаться человеком, помнить про любовь, дружбу, добро, сочувствие, взаимопомощь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Каждый ли человек испытывает муки совести итоговое сочинение гроза
  • Каждый ли человек испытывает муки совести итоговое сочинение аргументы
  • Каждый ли человек имеет смысл жизни сочинение
  • Каждый ли может стать отличником сочинение рассуждение
  • Каждый красив по своему сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии