Что же такое совесть? Совесть – это мягкая подушка. Она или позволяет нам спокойно жить, или постоянно тревожит нас, заставляет обдумывать свои действия. Именно совесть не дает нам совершать плохие поступки, она пытается направить человека на истинный путь. Совесть живет внутри многих из нас, от нее невозможно убежать или скрыться. На протяжении всей жизни человеку следует жить в согласии со своей совестью, слушаться ее и идти по верному жизненному пути. Многие писатели затрагивают в своих произведениях проблему совести, потому что она была актуальна в прошлом и продолжает оставаться таковой и в наши дни.
Вот и Островский задумывается о проблеме совести и рассказывает нам о последствиях поступков и несчастьях в жизни главной героини произведения «Гроза» — Катерины. Катя – девушка, воспитанная в семье, где царила любовь и забота. Катерина – чистая, открытая душа, не умеющая лгать и лицемерить. Любовь для нее – это не только свободный выбор, но и обман, потому что любовь вне брака – нарушение нравственного долга для замужней женщины. Совесть – это враг Кати, она не может позволить ей жить дальше. Девушка не видит выхода из этой ситуации. Катерина понимает, что, полюбив Бориса, она сознательно обрекла себя на мучения. Героиня осознает, что, не умея притворяться и обманывать, она не сможет жить в семье Кабанихи. Именно совесть заставляет ее признаться во всем, обрекая себя на смерть.
Ее душа ждала прощения, но его она не получила. Конец этой драмы – это отчаяние главной героини, ее освобождение от мук совести, которые являются для нее страшнее всего, что только могло произойти в ее жизни.
В заключение хочется сделать вывод, что совесть – это внутренние весы, на них человек взвешивает все свои действия. Островский очередной раз доказывает нам ее существование. Живя в согласии с совестью, мы обретаем согласие и с самими собой.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Проблема совести в пьесе Островского «Гроза» читают:
Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс
Сочинение на тему «Штольц и Обломов»
Понравилось сочинение? Расскажи друзьям!
(394 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема трагедии совести красной нитью проходит через все повествование. Она же становится главным фактором, позволяющим полностью раскрыть образ главной героини – Катерины. Каким же образом в произведении раскрывается тема совести, и почему она непременно трагична?
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
Обновлено: 09.01.2023
В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.
Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.
Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.
Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.
Вариант 2
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
Жизнь Катерины
Образ Катерины и трагедия совести напрямую взаимосвязаны. Такой чистый и прямолинейный человек обязательно станет участником печальной истории. Повзрослев, девушка вышла замуж за Тихона — члена купеческой семьи, где главенствовала Кабаниха. Нрав этой героини был в полном соответствии с ее именем.
Властная женщина считала, что построить порядок в семье можно, если подчинить всех окружающих, превратив их в безвольных и пассивных людей. Не стала она делать исключение и для Катерины, постоянно донимая ее придирками, несправедливыми замечаниями и по-всякому измываясь над ней, чтобы поскорей переделать на свой вкус. Кабаниха была уверена, что для сохранения семейных традиций поступать нужно следующим образом:
- Все вокруг подчиняются только ей.
- Каждый безразличен к другому, нет никакой взаимопомощи.
- Если приходит кто-то новый, он принимает устоявшиеся правила и обрабатывается психологическим давлением.
Трагедия здесь во втором пункте. Катерина, оказавшись под гнётом Кабанихи, ищет поддержки у своего мужа. Тихон, будучи абсолютно безвольным, считает всё происходящее нормальным, никак не утешает свою жену. Девушка чувствует себя в тюрьме, где над ней постоянно издеваются, а единственный родной человек оказался хуже всех остальных.
В дальнейшем это стало причиной трагедии Катерины. Эта трагедия любви и совести стала непреодолимым препятствием, которое не удалось разрешить никак, кроме самого радикального и ужасного способа.
Трагедия совести в драме Гроза
Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.
Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.
Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.
Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.
Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.
Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.
Несколько интересных сочинений
Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
Похожие материалы:
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
Автор: Самый Зелёный · Published 04.02.2021
Автор: Самый Зелёный · Published 06.04.2021
Сочинение: Есть ли сходство у платоновских героев Никиты и Юшки?
Автор: Самый Зелёный · Published 01.10.2020
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия совести в пьесе Гроза
В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.
Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.
Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.
Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.
Сочинение Трагедия совести в произведение Гроза
В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.
Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.
Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.
Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.
Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.
Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.
Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.
Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.
Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы. После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.
Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.
Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.
Другие сочинения: ← Темное царство в пьесе Гроза↑ ОстровскийТрагедия Катерины в драме Гроза →
- Автор: А. Н. Островский
- Произведение: Гроза
- Это сочинение списано 67 492 раз
Посмотрите эти сочинения
Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы
Читайте также:
- Сочинение мусоргского по музыке
- Как получить хорошее образование с наименьшими финансовыми затратами сочинение
- Так случилось что плохой дикцией лены шубниковой никто в семье озабочен не был сочинение
- Сочинение описание цветка 6 класс
- Язык у человека мал а сколько жизней он сломал сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия совести в драме Гроза
Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского
Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.
Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.
Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.
Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.
Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.
Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.
Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
Трагедия совести в драме Гроза
Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.
Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.
Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.
Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.
Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.
Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.
Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.
Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.
10 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Трагедия совести в драме Гроза
Популярные сегодня темы
- Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева Сочинение
Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты
- Сочинение Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель
- Анализ комедии Недоросль Фонвизина 8 класс
В 1782 году, один из известных русских авторов, Денис Фонвизин написал свою известную комедию, которую он назвал «Недоросль». Автор затронул множество проблем человека и перевёл их в понятную для читателя форму.
- Сочинение Правда Сони Мармеладовой (по роману Преступление и наказание)
Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе
- Сочинение Роль искусства в жизни человека
Искусством называется форма творчества (т.е. создания человеком чего-то нового), основанная на образном осмыслении действительности и выражении осмысленного в форме художественных средствах – звуках, пластике тела, рисунков
Каждый ли человек моет испытывать муки совести? Я считаю, что да, поскольку рано или поздно человек начнет осознавать, что его действия несут за собой последствия, из-за которых, чаще всего, страдает невинный человек. Но самое главное- это постараться вовремя всё исправить.
Многие писатели в своих произведениях так или иначе затрагивают тему совести. Примером для подтверждения моих слов является Желтков из произведения «Гранатовый браслет» русского писателя Александра Ивановича Куприна. По сюжету чиновник перед своим самоубийством присылает письмо главной героине Вере Николаевне Шеиной, а также дорогой для него подарок – гранатовый браслет, который передавался из поколения в поколение. Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым. Но перед этим в своем последнем письме всё-таки признался в любви. Желтков знал, что Вера чувствительный человек и будет переживать даже за незнакомого человека, но не осознавал, что доставил дискомфорт другому человеку своим письмом и любовью. От этого его мучала совесть за содеянное. Он решил исправить это, попросив хозяйку квартиры передать Вере послушать симфонию Бетховена, когда та придет попрощаться. Желтков считал, что именно эта песня успокоит переживания в сердце Веры, и тогда его перестанет мучать совесть за моральный вред невинному человеку.
Подводя итоги, можно сказать что всех рано или поздно начинает грызть совесть, и хорошо, когда человек осознает почему именно и всеми силами пытается исправить это, но плохо, когда человек понимает это лишь перед самой смертью, когда уже ничего не изменить.
Здравствуйте, Олег!
Вы написали сочинение в соответствии с заявленной темой, однако обращаю внимание на объем работы: сейчас вы едва-едва набрали необходимое минимальное количество слов. Рекомендованный объем работы — 350 слов.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Выбор литературного произведения для аргументации представляется необоснованным: в тексте Куприна не идет речь о преступлении, поэтому вряд ли можно найти убедительные доводы к тезисам в рамках тематического направления «Преступление и Наказание — вечная тема».
Литературная аргументация выполнена с логическими и фактическими неточностями
По сюжету чиновник перед своим самоубийством присылает письмо главной героине Вере Николаевне Шеиной, а также дорогой для него подарок – гранатовый браслет, который передавался из поколения в поколение.
Вольный пересказ текста. Письма герой писал и ДО самоубийства.
Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым.
Наивное понимание текста. Согласитесь, счастливые люди не кончают жизнь самоубийством. Фраза вызывает двусмысленное толкование, должна сопровождаться пояснением.
От этого его мучала совесть за содеянное.
Когда его начала мучить совесть? После самоубийства?
Желтков считал, что именно эта песня успокоит переживания в сердце Веры, и тогда его перестанет мучать совесть за моральный вред невинному человеку.
Вы превратно поняли текст. О каком моральном вреде идет речь — непонятно.
К3 (логика и композиция) + 0 баллов.
На мой взгляд, тема раскрыта однобоко, а тезис доказан неубедительно. Посудите сами: на вопрос о том, каждый ли человек может испытывать муки совести, вы отвечаете утвердительно и приводите в пример одного человека. Но один человек и каждый человек — это не одно и то же! Нельзя судить о каждом человеке по примеру одного Желткова. Это нелогично и неубедительно. В тезисе вам следовало глубже и объективнее подойти к ответу на заданный вопрос, пояснив, что НЕ каждый человек может испытывать муки совести. В этом случае вы привели бы в пример Желткова, который такие муки испытывает, и другого персонажа (например, героя рассказа Чехова «Крыжовник»), который таких мук никогда не испытывал. И тезис получился бы убедительно доказанным.
Замечание по построению текста: отсутствует связка между вступлением и первым аргументом.
К 4 (речь)+ 1 балл
Ошибки
Многие писатели в своих произведениях так или иначе затрагивают тему совести.
Лишнее. Писатели не могут что-то затрагивать в чужих произведениях.
Желтков знал, что Вера чувствительный человек и будет переживать даже за незнакомого человека, но не осознавал, что доставил дискомфорт другому человеку своим письмом и любовью.
Повтор слова «человек», слово «дискомфорт» стилистически и по смыслу неуместно в данном контексте.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 7, допустимо: 13
Ошибки
Орфография
От этого его мучала совесть за содеянное.
Правильно: мучИла
Пунктуация
Я считаю, что да, поскольку рано или поздно человек начнет осознавать, что его действия несут за собой последствия, из-за которых, чаще всего, страдает невинный человек.
Выражение не обособляется, запятые не нужны.
Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом ЗПТ и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым.
Пропущена запятая после придаточной части.
Желтков знал, что Вера ТИРЕ чувствительный человек и будет переживать даже за незнакомого человека, но не осознавал, что доставил дискомфорт другому человеку своим письмом и любовью.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в И.п.
Подводя итоги, можно сказать ЗПТ что всех рано или поздно начинает грызть совесть, и хорошо, когда человек осознает ЗПТ почему именно ЗПТ и всеми силами пытается исправить это, но плохо, когда человек понимает это лишь перед самой смертью, когда уже ничего не изменить.
Пропущены запятые на границах грамматических основ.
Грамматика
Желтков был сильно влюблен в Веру, но понимал, что ниже её статусом и не обладал достаточными финансами для содержания семьи, следовательно, не может позволить себе её любовь, и, чтобы не доставлять неприятностей замужней женщине, он покончил с собой, оставаясь счастливым.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Общий вывод по работе
Итак, Олег, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над литературными аргументами, увеличить объем работы, следить за логикой рассуждения.
Удачи!
Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.
Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.
Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.
Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.
Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.
Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.
Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
Трагедия совести в драме Гроза
Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.
Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.
Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.
Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.
Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.
Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.
Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.
Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.
10 класс
Картинка к сочинению Трагедия совести в драме Гроза
Предыдущая
СочиненияГород Москва в повести Булгакова Собачье сердце (образ Москвы) сочинение
Следующая
СочиненияЛюбовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской сочинение 10 класс
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия совести в пьесе Гроза
Трагедия совести в драме Гроза Островского сочинение
В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.
Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.
Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.
Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.
Сочинение Трагедия совести в произведение Гроза
В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.
Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.
Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.
Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.
Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.
Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.
Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.
Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.
Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы. После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.
Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.
Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.
Трагедия совести в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Лескова Левша
Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.
- Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс
Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне
- Сочинение по произведению Хозяйка Медной горы Бажова
Сказка рассказывает о непростой жизни уральских горнозаводских рабочих, которые заняты добычей в горах руды и малахита. От тяжёлых условий труда у них плохое здоровье.
- Сочинение по повести Бедная Лиза Карамзина расуждение 9 класс
Н.М.Карамзин стал одним из крупнейших русских литераторов в эпоху сентиментализма. Одним из первых его произведений этого направления стала «Бедная Лиза», в которой на первый план автор ставит человеческие чувства
- Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского
Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.
Сочинение: Трагедия совести в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)
(394 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема трагедии совести красной нитью проходит через все повествование. Она же становится главным фактором, позволяющим полностью раскрыть образ главной героини – Катерины. Каким же образом в произведении раскрывается тема совести, и почему она непременно трагична?
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
««Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи».
В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».
И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
«Трагедия совести» в драме «Гроза»
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи». В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней. Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь). «Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Похожие материалы:
- Темное царство в драме «Гроза» — —
- Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» — —
- Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») — —
- Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза» — —
- История создания пьесы «Гроза» Островского — —
- Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» — —
- Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» — —
- Характеристика героев в пьесе «Гроза» — —
- Сочинение-рассуждение по пьесе Островского «Гроза» — —
- Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — —
- < Назад
- Вперёд >
«Трагедия совести». По пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Все сочинения по литературе за 10 класс
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».
В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.