Казнить нельзя помиловать
В сказочной пьесе Маршака «Двенадцать месяцев» (1943) находим замечательный диалог:
КАНЦЛЕР. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.
КОРОЛЕВА (нетерпеливо). Что же я должна написать?
КАНЦЛЕР. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».
КОРОЛЕВА (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» – это короче.
Надо думать, Маршак обыгрывал хорошо известную к тому времени фразу «казнить нельзя помиловать».
Фраза возникла как пример при изучении пунктуации. От правильной расстановки запятых в ней зависела жизнь двоечника – главного героя мультфильма «В стране невыученных уроков» (1969).
Когда же возникла эта формула? По историческим меркам – не так уж давно, где-то в конце XIX века. В октябре 1900 года в «Журнале Министерства юстиции» появилась заметка А. Л. Боровиковского о проекте нового гражданского уложения. Автор упрекал редакторов проекта «в странной скупости на запятые», а для иллюстрации приводил «якобы исторический анекдот»:
Приговор о смертной казни был конфирмован так: «помиловать нельзя казнить»; как читать: «помиловать нельзя, казнить» – или «помиловать, нельзя казнить»? – Прочли в первой редакции – и, быть может из-за запятой, человека повесили.
Стоит заметить, что Александр Боровиковский, сенатор и обер-прокурор гражданского кассационного департамента, в 1870-е годы прославился как защитник на крупных политических процессах. И писал он не только юридические трактаты, но и стихи.
В «Теории литературы» А. А. Русанова (1929) приведен анекдот «о какой-то “высокой” особе, которая на запрос, что делать с пойманными преступниками, ответила письмом без знаков препинания: “казнить нельзя помиловать”». В «Литературной энциклопедии» (т. 9, 1929) говорилось не о письме, а о «депеше». Ни должности, ни имени «высокой особы» ни один из авторов, включая Боровиковского, не сообщают, хотя по смыслу резолюции речь должна была идти о царе.
По странному совпадению (если это можно считать совпадением) почти одновременно исторический анекдот с очень похожей фразой появился в американской печати начала 1900-х годов. Его героиней была императрица Мария Федоровна, вдова Александра III. Согласно американским газетчикам, «вдовствующая императрица была очень любима в России. Вот одна из историй, по которой можно судить о ее характере. На столе у своего супруга она увидела документ, касавшийся одного политического заключенного. На полях Александр III написал: “Помиловать нельзя; сослать в Сибирь” (“Pardon impossible; to be sent to Siberia”). Императрица взяла перо и переставила точку с запятой: “Помиловать; нельзя сослать в Сибирь” (“Pardon; impossible to be sent to Siberia”)».
Эта история получила особую популярность благодаря иллюстрированной рубрике курьезов Роберта Рипли «Хотите верьте, хотите нет», которую он вел в газете «Нью-Йорк глоуб» с 1918 года. Позже Рипли выпустил книгу под этим названием, и она выдержала множество переизданий.
В Испании похожая фраза приписывается императору Карлу V (XVI в.). Император будто бы наложил такую резолюцию на решении некоего судьи: «Простить невозможно исполнить его приговор» («Perdón imposible que cumpla su condena»). Однако эта версия появилась уже после истории о Марии Федоровне и, по всей видимости, вторична.
Но каким образом в русской и американской печати почти одновременно появился «пунктуационный анекдот» очень близкого содержания?
В качестве исторической параллели можно привести легендарный рассказ, связанный с польским восстанием 1863 года. Восстанию предшествовали грандиозные мирные манифестации, начавшиеся в Варшаве в 1861 году. В июне 1862 года в Петербурге была обнаружена подпольная прокламация о «подвиге капитана Александрова». Здесь сообщалось, что варшавский военный телеграфист Александров будто бы получил шифрограмму с приказом царя по поводу мирной демонстрации: «разгонять холодным оружием, а если нужно, то употреблять картечь». Однако наместнику Царства Польского генералу Лидерсу Александров передал содержание шифрограммы иначе: «приказано действовать увещаниями». За это он был приговорен к расстрелу, замененному пожизненной каторгой.
Эта революционная легенда получила широкую огласку, в том числе в польской печати. Поляки предлагали даже воздвигнуть памятник герою-телеграфисту (который, по-видимому, никогда не существовал).
Как знать, быть может, анекдот о сердобольной императрице – отдаленный отголосок этой легенды. Хотите верьте, хотите нет.
Резолюция «Казнить нельзя помиловать» имела предшественниц на латыни, хотя и не столь лаконичных. В «Хронике» Альберика из Труа-Фонтен (умер ок. 1252 г.) рассказывалось о заговоре венгерской знати против королевы Гертруды, убитой в 1213 году, и приводился вымышленный ответ венгерского архиепископа заговорщикам, допускавший двойное прочтение:
1. «Reginam occidere, nolite timere, bonum est si omnes consentiunt, ego non contradico» («Королеву убить; не следует бояться, это хорошо; если все согласны, не возражаю и я»).
2. «Reginam occidere nolite, timere bonum est, si omnes consentiunt, ego non, contradico» («Королеву убивать не следует, бояться это хорошо; [даже] если все согласны, я – нет; возражаю»).
А в 1327 году английская королева Изабелла будто бы написала тюремщику своего мужа Эдуарда II записку: «Edwardum occidere nolite timere bonum est», то есть: «Эдуарда убить, не смейте бояться, это хорошо», или: «Эдуарда убить не смейте бояться; это хорошо». Эта фраза приведена в «Хронике» Джеффри ле Бейкера, современника Изабеллы. Тюремщик понял записку верно, и Эдуард был убит.
В России XIX века важность пунктуации обычно иллюстрировалась примером из латинского трактата Квинтилиана «Воспитание оратора» (I в. н. э.). В пособии В. Я. Смирнова «Правила употребления знаков препинания» (1850) эта история излагается так:
Некто, умирая, сделал завещание, что наследники его обязаны поставить ему статую золотую пику держащую [курсив мой. – К.Д.]. Недоброжелатели наследников поставили запятую после слова золотую, и наследники, обязанные вылить всю статую из золота, лишились всего наследства. Поставьте запятую после слова статую, и наследники не потеряли бы наследства.
Однако у римлян (и в средневековых рукописях тоже) знаков пунктуации не было, так что устранять возможность двойного толкования приходилось иначе. Нынешняя система пунктуации появилась лишь вместе с книгопечатанием.
На рубеже 1980–1990-х в русский политический язык вошла фраза «Уйти нельзя остаться». Имелась в виду территориальная целостность СССР, а затем – и Российской Федерации. В 2006 году в Краснодаре даже прошла научно-практическая конференция «Россия и Кавказ: уйти нельзя, остаться» (здесь, как видим, запятая предусмотрительно поставлена).
Вскоре эта фраза стала применяться к руководителям государств – Саакашвили, Назарбаеву, Путину и т. д. В печати и Рунете нередки такие заголовки, как:
АСАД: УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ.
ИЗ КРЫМА УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ.
БРИТАНИЯ – ЕВРОСОЮЗ: «УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ».
Глядишь, и эта формула попадет в учебники как пример важности пунктуации.
Как для взрослых, только еще лучше
«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше». Кандидатов на авторство этого изречения наберется немало.
В 1954 году советский кинокритик писал: «…Лев Толстой, когда его спросили, как надо писать для детей: “Так же, как для взрослых, только лучше”, – ответил он, имея в виду ясность и чистоту формы» (Ю. Винокуров, «По поводу детского художественного фильма», «Искусство кино», 1954, № 7).
Имя Толстого возникло, вероятно, в связи с его известной статьей «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862), где доказывалось, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют правду, красоту и добро.
Однако чаще всего это высказывание приписывалось Горькому. В 1963 году Самуил Маршак в статье «Книга для детей…» указывал: «Детская литература не должна уступать лучшим образцам взрослой литературы. (…) Таково было напутствие Детгизу в день его рождения Алексеем Максимовичем Горьким». («Детгиз» был создан в 1933 году.)
Иногда фразу приписывали и самому Маршаку.
В 1969 году М. В. Янчевецкий, сын писателя Василия Яна, в предисловии к его «Повестям» вспоминал: «Если отца спрашивали, как же нужно писать для детей, он (…) обычно отвечал: “Для детей нужно писать так же, как для взрослых, но только – лучше”».
Итак, автор изречения неведом, зато можно вполне уверенно утверждать, что первоначально оно относилось не к литературе, а к театру, и связывалось с именем Станиславского.
В № 11 журнала «Театр» за 1938 год была опубликована статья И. Белецкого «Театр юного зрителя». Здесь как «завет Станиславского» (умершего за несколько месяцев до того) цитировались слова: «Играть для детей нужно так же, как для взрослых, но только лучше». Известно, что в репертуаре Художественного театра уже с 1908 года была знаменитая «Синяя птица», игравшаяся главным образом для детей, так что Станиславский – если эти слова действительно принадлежат ему – едва ли имел в виду исключительно детский театр.
Во второй, гораздо более поздней версии «завет Станиславского» адресован специально детским театрам:
– В театре для детей надо играть совершенно так же, как и в театре для взрослых, но еще чище и лучше.
Так будто бы сказал Станиславский Борису Зону, который в 1935 году возглавил Ленинградский Новый театр юного зрителя (согласно выступлению Зона на «Брянцевских чтениях» 15 апреля 1964 года).
В свое время на 16-й (юмористической) полосе «Литгазеты» за подписью Еф. Борисов была напечатана фраза, которую с удовольствием повторял Эдуард Успенский, создатель Чебурашки и кота Матроскина: «Для взрослых надо писать так же, как для детей, только еще хуже».
В 1959 году «Бюллетень Американской библиотечной ассоциации» цитировал слова Клайва Льюиса, автора «Хроник Нарнии»:
«Книги, которые стоят того, чтобы читать их в десятилетнем возрасте, – это книги, которые в не меньшей (а то и в большей) степени стоят того, чтобы перечитывать их в пятьдесят лет и позже».
А вот автор другого (вероятно, американского) изречения на ту же тему неизвестен:
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
С какой сказки фраза: «Казнить нельзя, помиловать»?
3 ответа:
1
0
Мультик «В стране не выученных уроков» и кажется в сказке «12 месяцев» такая фраза встречается.
1
0
В этом выражениии герою сказки «В стране невыученных уроков» двоечнику Виктору Перестукину было предложено расставить знаки препинания. От того, правильно ли он это сделает, зависела ни много ни мало его жизнь.
0
0
Эта фраза из сказки В Стране не выученных уроков, о том как ученик Виктор Перестукин не любил учить уроки и попал в страну не выученных уроков, полную приключений и опасностей, очень познавательная сказка.!
Так и при жизни человек сам выбирает как ему жить и что делать и что за свои неправельные решения виноват только он сам
Читайте также
Фразы, которые нельзя говорить ребенку нельзя говорить и здесь.
Если казнить нельзя, то, конечно же, придётся помиловать. Но помилование отнюдь не означает освобождение от наказания. Давайте разберёмся, что же такое помилование. Я сейчас не о том помиловании, которое делает глава государства, милуя, кстати, уже помилованных (то есть освобождённых от казни) людей. Ведь если человек заслуживает казни, то сохранение ему жизни уже и есть помилование. Но вот наказание виновному устанавливается в любом случае.
Так, если президент любой страны милует преступника, то этот человек уже отсидел часть срока, чаще всего, существенную (вспомним Михаила Ходорковского). Если надо казнить, но человек избежал казни, то его наказывают высшие силы (вспомним Бориса Березовского). Таким образом, получается, что тот, кто достоин казни, всегда понесёт наказание, независимо от того, был ли он помилован властьпридержащими.
Но есть иное помилование, которое не обсуждается. Даже преступника (раскаявшегося) может простить и помиловать Всевышний. Вот тогда фраза звучит только так: «Казнить нельзя, помиловать» /IMHO/
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
И у меня была пластинка «Кошкин дом»,
и до сих пор я помню: в доме том
У кисы гости жарили колбаску,
потом пожар случился жуткий в сказке.
Пролив слезиночки на пепелище,
богачка в прошлом безуспешно ищет
пристанища в домах своих гостей,
но гонят все они ее взашей.
А приютили кошку-тетку
ее племянники-сиротки.
-
-
October 27 2009, 22:45
- Лингвистика
- Cancel
Казнить нельзя помиловать
В сообществе «что читать» сообщник задал вопрос, из какой детской книги фраза, вынесенная в заголовок этого поста.
Я точно помню, что из ПЬЕСЫ «Двенадцать месяцев» Маршака. Ответила.
Смотрю, а там ссылка на «В стране невыученных уроков» и цитата.
ПРИГОВОР по делу невежды. Виктора Перестукина:
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.
— Казнить нельзя! Помиловать! Ура! Помиловать! — радовался Восклицательный. — Казнить нельзя! Ура! Прекрасно! Великодушно! Ура! Чудесно!
— Вы думаете, казнить нельзя? — серьезно спросил Вопросительный. Видно, он сильно сомневался.
О чем они говорят? Кого казнить? Меня? Да какое они имеют право? Нет, нет, это какая-то ошибка!
Но Запятая ехидно посмотрела на меня и сказала:
— Знаки неверно понимают приговор. Казнить тебя надо, помиловать нельзя. Вот так надо и понимать.
— За что казнить? — закричал я. — За что?
— За невежество, лень и незнание родного языка.
— Но ведь тут ясно написано: казнить нельзя.
— Это нечестно! Мы будем жаловаться, — вопил Кузя, хватая запятую за хвостик.
— Ах! Ох! Ужасно! Не переживу! — стонал Восклицательный…»
Что ж, приведу тогда и цитату из Маршака«Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше вели-чество. Осмелюсь
почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.
Королева. еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать
«зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)
Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе
попросить вас начертать…
Королева. Опять начертать!
Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.
Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?
Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «каз-нить», либо
«помиловать».
Королева (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Луч-ше напишу
«казнить» — это короче.
Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.
Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!
Королева. О чем это вы?
Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!
Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать
«кознить», что ли?
Профессор. Нет, вы правильно написали это слово — и все-таки сделали
очень грубую ошибку.
Королева. Какую же?
Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не за-думавшись!
Королева. еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а по-том писать, ваше величество!»
Как вы думаете: плагиат или мысли сходятся?
?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
-
January 7 2003, 13:09
- История
- Животные
- Cancel
Казнить нельзя?
Все мы с детства помним мультфильм «Двенадцать месяцев», где капризная принцесса училась писать фразу «Казнить нельзя помиловать». Фраза – эта является классическим примером, демонстрирующим жизненную необходимость такого знака препинания как запятая. Кстати сказать, великодушный MS Word предлагает в этой фразе поставить запятую именно после слова «нельзя». Как оказалось, таких |
«,» |
- Существует легенда о завоевателе, который
испросил совета у дельфийского оракула и получил
ответ: “Ibis redibis nunquam per bella peribis”, что
переводится как «победа никогда поражение».
Самоуверенный завоеватель решил, что
предсказание благоприятно для похода. Ни точек,
ни запятых в те времена конечно не существовало.
На такие мелочи никто в те времена не обращал
внимания, а они изменили бы весь смысл. В
приведенном случае завоеватель отправился в
поход и потерпел поражение. - Один богач в Древней Греции оставил большое
наследство, но, как указано было в завещании,
наследники должны были выполнить обязательное
условие: «поставить статую золотую пику
держащую». Жадные наследники поняли эту
двусмысленную фразу по своему, и золотой сделали
только пику статуи. - Английский король Эдуард II (1284-1327) восстановил
против себя притеснениями и непосильными
налогами большинство подданных. Против него
возник заговор, во главе которого стояла его жена
Изабелла. В 1326 году король был низложен по
решению парламента и заключён в Тауэр, в котором
провел восемь месяцев, ожидая своей участи.
Тюремщики, сторожившие короля, получили такое
предписание, сформулированное без запятых: «Эдуарда
убить не смейте бояться полезно». Все зависело
от того, как прочитать текст. Тюремщики поняли
улову королевы и прочли письмо так, как ей
хотелось. Получилась «кровавая» запятая. - Супруга Александра III императрица Мария
Федоровна (1847-1928) была человеком очень
добросердечным. Однажды, перехватив прошение
императору с его резолюцией «Простить нельзя,
отправить в Сибирь», она смогла искусно
переправить запятую и передала приговор для
исполнения в таком виде: «Простить, нельзя
отправить в Сибирь». Узник был спасен. - А вот современная история. Почти 3 года назад на
сайте РосБизнесКонсалтинга появилась такая
новость: «РБК, 16.01.2000, Москва 23:19:50. Более 120
боевиков уничтожили за минувшие сутки
федеральные войска«. Как думаете кто
кого тут уничтожил и был ли кто-нибудь наказан за
такую новость? - Важно не только место запятой в предложении, но
и вообще наличие запятой как таковой. Достаточно
в предложение: «Берегите Родину вашу мать»
поставить запятую после слова Родина, как
предложение заиграет более яркими красками. - Вспомнилась еще одна фразочка. Пару лет назад в
переходе у станции метро «Охотный ряд» сидел
бомжеватый мальчик с пропитым лицом, а рядом с
ним лежала огромная собака. В руках мальчик
держал такую табличку: «Подайте собаки на
корм христа ради». Вот интересно, забыл ли
этот мальчик расставить запятые или же просто не
знал как правильно пишется окончание в слове
собака?
Это пока все, что я нашел. Можете пополнить?
Пишите в комментарии.
Занимательные вопросы по русскому языку
Занимательный русский язык
- Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
- Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Серьезная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку, Петр 1 ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была «законной». Что это за буква? (Э.)
- Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. (Ё. в 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву ё.)
- Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ? («!»)
- Какую записку оставил Винни-Пух на дверях своего домика для Кристофера Робина? ( Щасвирнус.)
- Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивный», точка с запятой – «полуточие» Тире – «молчанка, пресекательный знак»). Как называлась запятая? (Отдохновение.)
- У Некрасова есть стихотворение:
Питаясь чуть не жестию,
Я часто ощущал
Такую индижестию,
Что умереть желал.
- Что такое «иждевестия»? (Несварение желудка.)
- Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица земли.)
- Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя.)
- Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть правде в глаза, опасности, смерти.)
- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша в голове.)
- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос.)
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног.)
- Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне слова?
- Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня-Ваня.)
- Какое женское имя состоит из 30 букв я? (Зоя.)
- Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
- Владеть миром (Владимир);
- Владеть всем (Всеволод);
- Любить мир (Любомир);
- Свято славить (Святослав);
- Милая людям (Людмила).
- Вспомните названия растений, которые созвучны с именами. (Анисья – анис, Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.)
- У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.)
- Попробуйте, меняя последовательность по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев-лед-лад-лат-лит-Тит.)
- Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты. (В.А.Тропилин, О.А.Кипренский.)
- Назовите имя, отчество и фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)
- О какой «мамушке» пишет поэт в строчках:
- Ах, умолчу ль о мамушке моей,
- О прелести таинственных ночей, когда в чепце, в старинном одеянье
- Она, духов молитвой уклоня,
- С усердием перекрестит меня… (О няне.)
- Как сейчас называется город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)
- Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин.)
- Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский.)
- Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)
- Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма?
- Полу-милорд, полу-купец,
- Полу-мудрец, полу-невежда,
- Полу-подлец, но есть надежда,
- Что будет полным наконец? (На графа Воронцова.)
- Какое время года любила Татьяна Ларина? (Зиму.)
- Как во времена М.В.Ломоносова называли ?,черточку, скобки? (?-удивительный, — -единительный, ( ) – вместительный.
- Какие знаки препинания могут стоять в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
- Какая буква в русском языке всегда под ударением? (Ё.)
- Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число. (Добавить Ь.)
- Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле, Брянске, Минске, Архангельске, Смоленске, Пензе? (Псковичи, уфимцы,томичи, куряне, туляки, брянцы, минчане, архангельцы, смоляне и смоленцы, псковичи и псковичане.)
- О каких знаках препинания идет речь?
- Когда слова гремели и блистали,
- Я в моде был, я был на пьедестале!
- Однако время новое настало –
- Оно меня и свергло с пьедестала. (!)
- Что о себе сказать могу?
- Согнула жизнь меня в дугу.
- За свой характер я плачу –
- За то, что много знать хочу. (?)
- Известно миру с давних пор,
- Что знак и я немаловажный.
- И не окончен разговор…
- И начинает думать каждый. (…)
- Он очень вежлив…
- Не любит споров он и драк.
- Он всем старается помочь.
- Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
- И в тихом лунном слове «ночь».
- Чтоб никого не огорчить,
- Он всё старается смягчить. (Ь)
- Назовите слова, начинающиеся четырьмя согласными. (Взгляд, встреча, всплеск.)
- Есть ли в русском языке слова, в которых рядом располагаются пять согласных букв? (Агентство, бодрствовать, контрпредложение, мудрствовать, усердствовать.)
- Назовите слова, в которых бы одновременно встречались ъ и ь. (Объяснить, объявить.)
- В каком наречии звучит пять о? (О-пять.)
- Назовите наречия, в которых пишется три а, три о, три е. (Сначала, спокойно, темнее.)
- В каком слове пишется семь о? (Обороноспособность.)
- В каком наречии сравнительной степени пишется пять е? (Естественнее.)
- Какое русское слово состоит из 6 букв, а указывает на весь алфавит? (Азбука.)
- Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой о.)
- Есть ли в русском языке слова, которые оканчиваются на сорок а? (Сорока.)
- Что находится посередине Волги? (Буква л.)
- Какие две первые буквы составляют название первого и какие две – название второго блюда? ( У-ха, ка-ша.)
- После каких согласных никогда не встречается ь? (После г,к,х.)
- Как образованы существительные мартен, сангвич, рентген, июль, першинг, магнолия? ( От имен собственных: Мартен – французский металлург, Сэндвич – английский лорд, Рентген – немецкий физик, Юлий Цезарь – римский император, Першинг – военный ученый США, Маниоль – французский ботаник.)
- Определите род существительных дождище, здоровьишко, голосище, полюшко, письмишко, церквушка.
- Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший.
09.08.2015 16:38
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие записи
Задачка из сказки «12 месяцев» только на первый взгляд кажется сложной. Действительно, как соблюдать регламент проведения соревнований? Да очень просто: его всего-навсего нужно соблюдать! Раз он есть. Или тогда нужно принять другой.
А так ведь у нас что получается: с одной стороны есть регламент, с другой стороны есть различные интересы, влиятельные силы, которые в спорных ситуациях пытаются извлечь для себя выгоду, и наверное имеют на это право, но все-таки документ, который является основой для проведения соревнований должен главенствовать над какими бы то ни было интересами и благими намерениями.
Насколько я понимаю, одна из главных проблем вот в чем: соревнования в премьер-лиге проводит РФПЛ, а различные регламентные нормы принимает РФС в лице Исполкома, в котором представителей клубов меньшинство.
Поле в Раменском принимала специальная комиссия, в которой от РФПЛ всего один представитель.
Я не понимаю, почему условия проведения соревнований в премьер-лиге определяют и принимают по этим вопросам решения органы, которые имеют к самим соревнованиям очень косвенное отношение.
Налицо явное противоречие здравому смыслу. Пусть уж клубы сидя за круглым столом собрания членов РФПЛ договорятся о том, в каких условиях они проводят или не проводят матчи и делегируют полномочия принимать решение в спорных ситуациях президенту лиги, раз он таковым избран, что подразумевает полное к нему доверие со стороны клубов членов РФПЛ.
Причем тут совместная комиссия РФПЛ и РФС?
Теперь конкретно по ситуации с Тулой. Маразм ведь в том, что первоначально календарем было предусмотрено проведение матча первого круга в Туле, а ответного в Химках, но когда выяснилось, что в Химках на неделе соответствующего тура может быть и Лига чемпионов, и «Динамо» играет свой матч в выходные, матчи «Арсенала» и ЦСКА поменяли кругами. «Арсенал», кстати, пошел навстречу, хотя мог бы, наверное, упереться. Теперь, получается, «Арсенал» подставили.
Без всякого злого умысла. Хотя я знаю, болельщики кругом видят теорию заговора и все решения связывают именно с тем, кто кого решил утопить или наоборот вытащить за уши.
Да нет никакой теории! Есть обычный российский маразм.
А самое главное: для кого чемпионат проводится? То мы печемся о привлечении зрителей на стадионы, и разводим руками, а что же это они в большинстве городов пустые, то чиновники одним махом лишают 20 тысяч жителей Тулы возможности увидеть свою команду против ЦСКА. Потому что поле плохое. Да люди не на поле придут смотреть! Им всё равно, какое поле! Они хотят увидеть своими глазами как команда их родного города играет против действующего чемпиона!
Да хоть на асфальте.
А если «Арсенал» вылетит? Сколько еще лет ждать такого матча? Да хоть всю жизнь, главное, чтобы игроки сборной не получили травму.
А разве футбол на искусственном поле не менее травматичен?
А 20 (ДВАДЦАТЬ!) тысяч болельщиков? А болельщики ЦСКА, которые спланировали свое время, запланировали выезд, оплатили отели? Вы пробовали договориться с женой начет поездки в Тулу на футбол с ночевкой? Чего это стоит, догадываетесь? А теперь – дома сидеть, потому что трава не выросла?
Но это никому не интересно.
Вот «Торпедо» заявляет резервным стадион «Родину» в Химках. Хорошо. Но когда этот стадион комиссия по лицензированию (опять же находящаяся не в юрисдикции РФПЛ) принимала, там люди не знали, что областное МВД никогда, НИ-КОГ-ДА, не разрешит «Торпедо» играть на нем ни с одним топ-клубом России? Зачем МВД лишняя головная боль по обеспечению безопасности на стадионе, который не предназначен для наплыва активных красно-белых, красно-синих, сине-бело-голубых и прочих в крапинку футбольных фанатов?
Ответ – не за чем. Тем не менее, стадион комиссией по лицензированию принят (тот, который на Восточной улице, почему-то нет). Чем руководствовались люди, принимавшие решение? У меня только один ответ: понадеялись на русский авось. Авось, пронесет. А если не пронесет, нам-то что? С нас какой спрос? Мы по регламенту принимали, а за МВД не отвечаем.
Маразм? Маразм.
Вы хотите, чтобы «Торпедо» играло в премьер-лиге? Я – да. Потому что традиции, Стрельцов и Воронин, и вообще «Торпедо», пожалуй, одна из немногих команд отечественного футбола, какая-то вот такая по-настоящему домашняя и уютная.
Надо ли пойти навстречу клубу, имеющему отношение к ярким страницам истории нашего футбола, по праву заслужившему по спортивному принципу место в премьер-лиге? Несмотря на очевидные сложности с тем, где команде играть? Надо. Разрешим, а там посмотрим.
ЦСКА и «Динамо» делят один стадион. И к тому же играют в еврокубках. На этом же стадионе. Это стало для кого-то новостью? Разрешим, а там посмотрим.
А потом месяц идет дождь, там играет еще и сборная, и ЦСКА едет играть Лигу чемпионов в другой город.
Отлично!
Когда Валерий Газзаев в своей программе говорит о расширении высшего дивизиона до 18 команд, я диву даюсь: у нас не то, что на 18, сегодня на 10-12 команд с трудом стадионов нормальных хватает!
Или давайте пересмотрим регламент и скажем: да, предъявлять жесткие требования к полям будем после ЧМ-2018, когда все обзаведутся соответствующей инфраструктурой и когда все будут более или менее в равных условиях относительно наличия оной. «Уфа». Не знали, что у клуба проблемы со стадионом? Знали. Но мы же хотим поддержать футбол в Башкирии? Хотим. Вот был у меня на эфире генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов. Я его спрашиваю, как же так, вы выходите в РФПЛ без стадиона? А он объясняет: «Да вы, — говорит, — вообще не представляете, как утроена жизнь в глубинке. Сначала нужно заявить о себе, показаться в РФПЛ, а потом уже рассчитывать на финансирование».
И что делать? Замкнутый круг.
Рано или поздно кто-то должен этот круг прорвать. Не журналисты. Мы только обозначаем проблему. Решать их – не наша задача. Рано или поздно кто-то из участников соревнований решится на показательный демарш, чтобы всем стало понятно, что нужно наконец что-то делать не просто на словах и с помощью популистских заявлений.
Главный тренер тульского «Арсенала» Дмитрий Аленичев сказал, что если матч будет из Тулы перенесен, он привезет на игру дубль. Дмитрий Аленичев не просто молодой, начинающий тренер. Аленичев – обладатель Кубка чемпионов и Кубка УЕФА. Бывший сенатор РФ. Других таких людей в российском футболе нет. Я знаю Дмитрия Анатольевича давно. Многие считаю его мягким человеком, полагая, что именно это качество помешает ему сделать хорошую тренерскую карьеру.
Вы плохо знаете Дмитрия Аленичева. Когда надо, он очень жесткий, и уж точно не бросает слов на ветер.
Если главный тренер «Арсенала» привезет на матч против претендента на чемпионство второй состав, будет скандал почище всего, что было с петардами и расизмом.
Но здравый смысл еще может восторжествовать. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Текст специально для sovsport.ru
Она сунула мне в руку большой карандаш и сказала:
– Раз!
Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время. «Тик-так, тик-так, тик-так». Вот протикают несколько раз, и минутка долой. А их всего пять.
– Вопросы будут? – дрожащим голосом спросил Вопросительный.
– Будут, – обрадовался я. – Куда мне поставить запятую?
– Увы! Решай сам! – заплакал Восклицательный.
Кузя подбежал к нему и стал ласкаться.
– Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить ту проклятую запятую, – умолял Кузя. – Подскажи, просят же тебя как человека.
– Подсказать? – завизжала Запятая. – Ни в коем случае! У нас подсказка строго запрещена!
А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.
– Зови Географию! – завопил Кузя. – Разве ты не боишься смерти?
Я боялся смерти. Но… а как же тогда быть с закаливанием воли? Я же должен презирать опасность, а не бояться её. А если я сейчас струшу, где я потом опять достану себе опасность? Нет, это мне никак не подходит. Звать никого нельзя. Что я в самом деле скажу Географии? Здравствуйте, уважаемая География! Извините за беспокойство, но я, понимаете, немножко сдрейфил…
А часы тикали.
– Торопись, мальчик! – закричал Восклицательный. – Ох! Ах! Увы!
– Знаешь ли ты, что осталось всего две минуты? – тревожно спросил Вопросительный.
Кузя заурчал и вцепился когтями в подол Запятой.
– Ты желаешь мальчику смерти, – злобно шипел кот.
– Он её заслужил, – сказала старуха, отдирая кота.
– Что же мне делать? – нечаянно вслух спросил я.
– Рассуждать! Рассуждать! Ах! Увы! Рассуждать! – выкрикивал Восклицательный. Слёзы лились из его печальных глазок.
Хорошенькое дело – рассуждать, когда… Но всё же я решил попробовать.
– Казнить нельзя помиловать… Если я поставлю запятую после слова «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится – нельзя помиловать? Нельзя!
– Увы! Ох! Несчастье! Нельзя помиловать! – зарыдал Восклицательный. – Казнить! Увы! Ох! Ах!
– Казнить? – спросил Кузя. – Нам это не подходит.
– Мальчик, разве ты не видишь, что осталась всего одна минута? – сквозь слёзы спрашивал Вопросительный.
Одна последняя минута… А что будет потом? Я зажмурил глаза и стал быстро-быстро рассуждать:
– А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.
Я подошёл к столу и нарисовал большую запятую в приговоре после слова «нельзя». В ту же самую минуту часы пробили двенадцать раз.
– Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! – радостно прыгал Восклицательный, а вместе с ним и Кузя.
Запятая сразу подобрела:
– Помни, что когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на моё место, я не причиню тебе никаких неприятностей.
Я твёрдо обещал ей, что научусь.
Наш мяч зашевелился, и мы с Кузей заторопились.
– До свидания, Витя! – кричали вслед знаки препинания. – Мы ещё с тобой встретимся на страницах книг, на листах твоих тетрадей!
– Не путай меня с братом! – кричал Восклицательный. – Я всегда восклицаю!
– Ты не забудешь, что я всегда спрашиваю? – спрашивал Вопросительный.
Мяч выкатился за ворота. Мы побежали за ним. Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу обеими руками и бросился догонять Кузю.
Долго ещё слышались выкрики Восклицательного. Потом всё смолкло, и замок скрылся за холмом.
Мы с Кузей шли за мячом и обсуждали всё, что с нами произошло. Я был очень рад, что не вызвал Географию, спас себя сам.
– Да, это вышло удачно, – согласился Кузя. – Мне припоминается похожая история. Один мой знакомый кот служил в мясном магазине. Он никогда не ждал, пока продавец расщедрится и бросит ему довесок. Он сам угощался лучшим мясом. Этот кот всегда говорил: «Никто так о тебе не позаботится, как ты сам».
Что за противная привычка была у Кузи десять раз на дню рассказывать всякие некрасивые истории про каких-то драных кошек и котов. Чтобы облагородить Кузю, я стал рассказывать ему о дружбе между людьми и животными. Вот, например, он сам, Кузя, вёл себя, как верный друг, когда я попал в беду. Теперь уж я могу на него положиться. Кузя замурлыкал на ходу. Видно, ему нравится, когда его хвалят. Но тут же он вспомнил какую-то рыжую кошку Фроську, которая говорила: «Ради дружбы отдам последнюю мышь». Мне стало ясно, что облагородить его не удастся. Кузя – животное неподдающееся. Даже сама Зоя Филипповна ничего не смогла бы с ним поделать. Я решил рассказать ему ещё одну полезную историю, которую слышал от папы.
Как люди одомашнили некоторых животных. Я ему рассказал, как кошки и собаки стали друзьями человека. Как человек выбрал их среди других животных. Как вы думаете, что мне ответил этот нахальный кот? Собаку, по его мнению, человек выбрал сам и тем самым совершил ужасную ошибку. Ну а кошку… с кошкой всё обстояло не так. Потому что не человек выбрал кошку, а кошка выбрала человека.
Меня так рассердили Кузины рассуждения, что я надолго замолчал. Продолжай я с ним разговаривать, так он, чего доброго, дошёл бы до того, что объявил царём природы не человека, а кошку. Нет, Кузиным воспитанием надо было заняться серьёзно. Почему я раньше не задумывался об этом? Почему я раньше вообще ни о чём не задумывался? Запятая сказала, что если я дам своей голове работу, то всегда выйдет толк. И правда. Я подумал тогда у ворот, вспомнил правило, которое почти забыл, и оно мне здорово пригодилось. Помогло мне это и тогда, когда я с карандашом в руках решал, куда ставить запятую. Я бы, наверно, никогда не отставал в классе, если бы думал о том, что делаю. Конечно, для этого надо слушать на уроке, что говорит учительница, а не играть в крестики-нолики. Что я, глупее Женьчика, что ли? Если я закалю волю и возьму себя в руки, ещё не известно, у кого будут лучшие отметки к концу года.
А интересно было бы посмотреть, как справилась бы на моём месте Катя? Хорошо, что она не видела меня в замке у Глагола. Вот разговоров было бы… Нет, всё же я доволен, что побывал в этой стране. Во-первых, я теперь всегда буду правильно писать слова «собака» и «солнце». Во-вторых, я понял, что правила грамматики учить всё же надо. Они могут пригодиться при случае. А в-третьих, оказалось, что знаки препинания в самом деле нужны. Вот если бы мне дали прочесть целую страницу без знаков препинания. Смог бы я её прочесть и понять, что там написано? Я бы читал, читал, не переводя дыхания, пока не задохнулся. Что тут хорошего? Кроме того, я мало что понял бы от такого чтения.
Так я думал про себя. Кузе всё это рассказывать было бы не к чему. Я так раздумался, что не сразу заметил, когда кот начал жаловаться на жару. В самом деле, становилось всё жарче и жарче. Потом я увидел, что трава под ногами сильно пожелтела. Листья свернулись в трубочку. Земля стала твёрдая, словно асфальт, а местами даже потрескалась.
Очень захотелось пить, но нигде не было ни одного ручейка. Кузя изнывал от жажды. Я сам много бы дал за стакан газированной с сиропом. Но об этом можно было только мечтать.
Мы шли мимо русла высохшей речки. На его дне, как на сковородке, валялись сухие рыбки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».