Конь с розовой гривой аргумент итоговое сочинение

«Конь с розовой гривой» — аргументы к сочинению ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»). Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести. Используйте наши аргументы для написания сочинения по литературе

Совесть — аргумент

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

Подлость — аргумент

Герой рассказа, собирая землянику, оказывается перед выбором: принести собранную ягоду бабушке или доказать Левонтьевским ребятам, что он может съесть всю землянику. Дети Левонтия берут мальчика «на слабо». Автор показывает, как под влиянием подлых ребят рассказчик совершает такой же подлый поступок. Писатель поднимает проблему влияния одного человека на другого. По совету Саньки главный герой набивает весь туесок травой, присыпав ее ягодой. А чтобы Санька ничего не рассказал бабушке, рассказчик крадет у нее калачи. Один безнравственный поступок влечет за собой такую же подлость, от которой герой уже не может отказаться.

Прощение — аргумент

Бабушка, узнав, что герой ее обманул, долго еще всем рассказывала, что же сделал внук. Но она не держала зла на рассказчика, наоборот, она купила мальчику пряник в виде коня с розовой гривой. Для героини была важна дальнейшая судьба внука, она боялась, что рассказчик вырастит безнравственным человеком. Бабушка простила героя, поддержала его и научила всегда оставаться человеком. Этот урок доброты рассказчик запомнил навсегда, именно поэтому он часто вспоминает пряник, который он получил от своей заботливой бабушки. Этот пряник стал олицетворением доброты и поддержки.

Взаимоотношения разных поколений — аргумент

Главного героя воспитывают бабушка и дедушка. Понятно, что между ними возрастная пропасть, однако, благодаря любви и заботе они находят общий язык. Бабушка хоть и выглядит суровой, но хорошо заботится о внуке. Дедушка – мягкий и терпеливый человек. Он всегда поддерживает Витю, даже когда тот не прав. Его доброта и жалость воспитали и во внуке позитивные качества.

Бабушка всегда требовала от него отчет за дела. Но так же она проявляла к внуку милосердие. Например, она дала ему пряник после того, как отчитала за обман. Ее метод воспитания можно назвать методом кнута и пряника.

Благодаря воспитанию бабушки и дедушки главный герой рос порядочным человеком. И хотя иногда он оступался, но делал правильные выводы, потому что у него были хорошие учителя. Даже спустя много лет герой помнил их науку, и тот бабушкин пряник, ставший для него символом прощения и доброты.

Все сочинения

Что предостерегает человека от совершения неправильных поступков, способных навредить как ему самому, так и окружающим? Правильно, совесть. На самом деле, совесть – это способность к самоконтролю, позволяющая людям оценивать своё поведение и поступки. Коко Шанель сказала: «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести». Действительно человек обязан самостоятельно определить свою жизненную цель и сделать всё, что в его силах, чтобы её достичь, но в то же время он не должен забывать о нравственных принципах. Так, совесть играет важную роль в жизни каждого. Отсутствие умения оценивать свои действия характеризует личность как человека, для которого нет абсолютно никаких преград на пути к получению желаемого. Он готов на всё: подставы, угрозы, взятки, шантаж и многие другие ужаснейшие вещи, которые лишают его уважения.  Многомудрый Литрекон всегда готов помочь с написанием сочинений, поэтому уже подготовил список литературных аргументов по одной из самых сложных тем. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Проблема совести
  • 2 Роль совести
  • 3 Суд совести
  • 4 Совесть наказывает сильнее, чем суд
  • 5 Муки совести
  • 6 Человек без совести
  • 7 Совесть на войне

Проблема совести

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» также затрагивается проблема совести. Главный герой произведения – сирота, воспитывавшийся бабушкой. Он мечтал о вкусном прянике, но лишних денег у семьи не было, поэтому сладости Екатерина Петровна почти не покупала. Она поручила внуку отправиться в лес и собрать корзинку земляники для продажи на рынке, на вырученные деньги она собиралась купить заветное лакомство – пряник в форме лошади. Внук вместе с левонтьевскими ребятами пошёл гулять, он практически выполнил поручение бабушки, но поддался на уговоры Саньки. Дети съели ягоды, а в корзину положили траву с землей и слегка присыпали земляникой. Екатерина Петровна не заметила обмана. Совесть мучила мальчика, он не мог спокойно спать, смотреть в глаза бабушке, понимая, насколько ужасен был его поступок. Бедняга попросил прощения, обещал никогда никого не обманывать. Екатерина Петровна видела, что внук действительно раскаивается, конечно, простила его и подарила пряник. Так, совесть заставляет человека чувствовать вину даже за незначительный обман. «Внутренний самоконтроль» не позволит ему повторить одну и ту же ошибку дважды. 

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Тема совести также раскрывается в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главный герой произведения обладал прекрасной внешностью. Окружающие считали его идеальным, но они судили лишь по привлекательному облику, никто даже не догадывался о том, что происходило у него в душе. Дориан Грей больше всего боялся утратить своё главное сокровище – красоту. К сожалению, мечта молодого человека исполнилась, он действительно перестал стареть, зато портрет юноши менялся каждый раз, когда Дориан совершал неправильный поступок. Грей – ужаснейший человек: по его вине погибла прекрасная девушка, он употреблял запрещённые вещества, посещал притоны, убил друга, пытавшегося ему помочь. Удивительно, но юноша не чувствовал своей вины за совершённые преступления, он считал, что именно Бэзил, художник, написавший картину, ответственен за всё, что произошло с ним. Так, человек без совести, внутреннего контроля не способен здраво оценивать свои действия и признавать ошибки, что, конечно, недопустимо. Личность, не знающая о раскаянии, способна на любое, даже самое страшное преступление.  

Роль совести

Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее Л. Н. Толстого поднимается множество тем, в том числе и тема совести. Фёдор Долохов был влюблён в Соню, даже сделал предложение девушке, но та отказала, ведь она верила в своё счастье с Николаем Ростовым. Долохов решил отомстить сопернику. Заинтересовав его азартной карточной игрой, он заставил его проиграть крупную сумму денег. Семья Ростовых в этот момент переживала не лучшие времена, приходилось сокращать расходы. Ростов понимал, что известие об огромном долге огорчит и мать, и отца. Он даже хотел застрелиться, чтобы снять с себя ответственность. Но угрызения совести направили героя по другому пути: он понял, что должен признаться отцу во всем и компенсировать траты. Ростов слишком поздно осознал, насколько мстительным был его товарищ, он винил себя за глупость и излишнюю доверчивость. Таким образом, именно совесть заставляет человека отвечать за свои действия. «Внутренний самоконтроль» не позволяет личности забыть о совершённом неправильном поступке.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». В рассказе М. Е. Салтыков-Щедрина «Пропала совесть» также раскрывается тема совести. Произошло невозможное – пропала совесть, а люди даже не заметили исчезновения этой важной составляющей их внутреннего мира. Жизнь стала легче, никто не мучился из-за совершённых ошибок, все были рады свободе и не спешили возвращать себе неприятные мысли о собственных преступлениях. Совесть переходила от одного человека к другому, никто не хотел оставлять её у себя: пьянице она лишь напомнила о его бедственном положении, владельца кабака заставила перестать обманывать и лишила части заработка, вора вынудила прекратить забирать у окружающих их вещи. В финале совесть оказалась о младенца, который впоследствии вырос настоящим мужчиной, обладавшим всеми необходимыми качествами. Таким образом, чувство ответственности и вины за каждое неправильное решение или поступок тяжело для человека, муки совести требуют от людей исправления ошибок и не смогут перестать терзать их, пока они не поменяют своего отношения к жизни. 

Суд совести

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Совесть —  внутренний самоконтроль, благодаря которому человек может оценивать своё же поведение. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается множество тем, одной из основных является совесть. Пётр Гринёв – юноша, впервые поступивший на службу. Несмотря на хорошее домашнее образование, жизненный опыт Гринёва не был богат, он не знал, как правильно действовать в той или иной ситуации. Но с детства Пётр усвоил самое главное: за свои слова и поступки необходимо отвечать. Поэтому проиграв в трактире сто рублей, юноша был вынужден вернуть долг. Естественно, наставник Петра был недоволен им и упрекал его за растрату. Подвыпивший Петр ответил оскорблением, напомнив Савельичу, что тот — всего лишь слуга. Утром Петрушка испытывал чувство вины за ссору с Савельичем, ведь обидел его. Юноша жестко осудил себя и пообещал, что больше не позволит себе такое хамство. Совесть заставила Гринёва попросить прощения у старого друга. Так, совесть — это чувство ответственности, которое не позволяет грубить или обижать окружающих людей.

Н. М Карамзин «Бедная Лиза». Тема совести волновала множество писателей. Обращается к ней и Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Лиза выросла в деревне, она – добрая и искренняя девушка. Героиня произведения влюбилась в Эраста, он собирался жениться на девушке, но, проиграв крупную сумму денег, был вынужден взять в жёны богатую помещицу. Эраст рассказал о своём намерении любимой, он даже дал ей денег, но та была настолько предана своим чувствам, что не смогла справиться с потерей дорогого ей человека. Девушка приняла решение утопиться. Эраст, узнав о смерти той, в которую был так влюблён, раскаялся. Он осознал, насколько был неправ, и совесть не дала ему забыть о случившимся. До конца своих дней юноша винил себя в смерти ни в чём не повинной Лизы. Так, именно совесть способна привлечь виновного человека к ответственности за содеянное. Ее суда не миновать.

Совесть наказывает сильнее, чем суд

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» также затрагивается тема совести. Родион Раскольников был очень беден: его дом напоминал шкаф, весь внешний вид молодого человека говорил о его бедственном положении. Родиону принадлежала удивительная теория, суть которой заключалась в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Согласно убеждениям Раскольникова, в обществе есть те, кто способен распоряжаться судьбами окружающим так, как им захочется. Он относил себя именно к этой части населения и решился на преступление: убил и обокрал двух женщин. Совесть быстро настигла Родиона, он заболел, почти не спал и отказался от общения с семьей, боясь ее осквернить.  Ни один суд не мог наказать героя сильнее: он уже был в тюрьме, хотя находился на свободе. Именно чувство вины и раскаяние вынудили Родиона самостоятельно признаться в содеянном. Так, совесть не позволяет человеку забыть о своей ответственности за совершённые проступки, она, заставляя исправлять свои ошибки, позволяет личности искупить вину и исцелить душу. 

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Совесть и закон идут рука об руку, но нравственное чувство может наказать человека намного сильнее. В этом мы убеждаемся, читая роман Пушкина. Онегин убил своего друга на дуэли и чувствовал свою вину, ведь он мог бы избежать ненужного кровопролития, просто извинившись. Он же сам был виновником ссоры: стал нарочно ухаживать за невестой друга и разозлил его. Но Евгению была дороже репутация, чем жизнь человека. Он не стал отменять дуэль и поплатился за это. Теперь он не мог сбросить с себя груз вины. Даже путешествия и бегство от себя не помогли ему развеяться. Грех был на его душе и тяготил его. Никакой суд не мог наказать его сильнее. Герой потерял смысл жизни и не видел выхода для себя.

Муки совести

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Когда человек испытывает муки совести?в тот момент, когда осознает глубину своего нравственного падения. Мы убеждаемся в этом, когда читаем роман Достоевского. Аркадий Свидригайлов за свою жизнь совершил множество грехов. Он обманывал людей, совращал малолетних, насиловал девушек. Автор даже намекает на то, что он убил свою жену. Но Аркадий не чувствовал вины. Он думал, что таким, как он, все дозволено, потому что они могут на это «все» решиться. Однако общение с Дуней и Родионом сильно подействовало на него: он вдруг осознал, что ответственен за тот разврат, который принес в мир. Ему стали видеться наяву призраки жертв. Не выдержав суда совести, Свидригайлов застрелился.

Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» поднимается множество проблема, в том числе и проблема совести. Князь Болконский женился на Лизе, но его чувства к девушке быстро исчезли, брак не приносил счастья ни одному из супругов. Герой мечтал прославиться военными подвигами, стать похожим на Наполеона, но сражение под Аустерлицем, во время которого Андрей получил ранение, заставило его переосмыслить свои жизненные ценности. Теперь вместо славы и признания он хотел обрести простое семейное счастье. Ему удалось вернуться домой именно в тот день, когда его жена умерла, оставив после себя сына. Андрей Болконский чувствовал свою вину за несчастную жизнь Лизы, за своё пренебрежительное отношение к ней. Он пережил сложный духовный кризис и корил себя нещадно. Именно совесть впоследствии помогла молодому князю изменить своё отношение к жизни. Так, совершив какую-либо ошибку, человек начинает чувствовать вину, и лишь совесть способна заставить его исправить содеянное, поменять взгляды и убеждения.

Человек без совести

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Проблема совести также раскрывается в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин пытался определить свою жизненную цель, смысл своего существования на Земле. Всё ему казалось привычным и однообразным, поэтому, для того чтобы испытать какие-либо чувства, Печорин вмешивался в жизни окружающих, проверял, могут ли они любить, как завидуют и ревнуют. Ему было интересно наблюдать за поведением людей. Но при этом он совершенно не обращал внимания, на то, что, вмешиваясь в чью-либо жизнь, он портил её и делал человека несчастным. Так, от действий Печорина пострадали Бэла, княжна Мери, Грушницкий, контрабандисты и многие другие герои. Григорий Печорин, несмотря на прекрасное образование, широкий кругозор и богатство внутреннего мира, был совершенно равнодушным человеком. Он не признавал свою вину за разрушенные им судьбы и продолжал ставить «эксперименты». Таким образом, тот, кто не прислушивается к своей совести, не способен признать ошибки и исправить своё поведение.

А. Н. Островский «Свои люди – сочтёмся». В пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» также раскрывается тема отсутствия совести. Самсон Силыч Большов не собирался выплачивать долги и расставаться со своим имуществом. Чтобы избавиться от кредиторов, требующих вернуть займы, мужчина решил объявить себя банкротом и передать всё, что у него было, доверенному лицу. Угодничество и лесть Лазаря Подхалюзина убедили Самсона в том, что именно этот мужчина мог бы стать «своим человеком», способным помочь ему избавиться от долгов. Лазарь не просто получил огромное состояние, но и женился на Липочке, дочери Самсона Силыча. Завладев деньгами, молодые люди не спешили с ними расставаться. Они отказали Самсону Силычу в необходимой помощи. Они оставили родного человека в беде и не считали себя ответственными за всё, что произошло с Большовым. Так, «внутренний самоконтроль» позволяет человеку вовремя осознать свои ошибки и постараться их исправить, а отсутствие совести свидетельствует о равнодушии и эгоизме личности.

Совесть на войне

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Как проявляется совесть на войне, когда, казалось бы, все грани добра и зла стерты? Она заявляет о себе в поступках, возрождающих гуманизм из пепла. Именно такой нравственный подвиг совершил Андрей Соколов. В лагере он едва не был казнен по доносу. Коменданту понравилось мужество бойца, он решил даровать ему жизнь. Андрея даже наградили хлебом и колбасой. Он имел полное право съесть их сам, ведь едва держался на ногах от голода. Но Андрей счел, что это не будет честно по отношению к другим людям. Совесть не дала ему съесть все это в одиночку. Герой доказал, что не утратил человеческий облик в нечеловеческих условиях войны. Вот так проявились его нравственные качества.

В.Л. Кондратьев, «Сашка». На войне совесть играет важную роль в жизни человека. Она помогает ему сохранить душу незапятнанной для будущего мира. В этом нас может убедить пример из повести «Сашка». Главный герой верил советской агитации и пообещал пленному немцу жизнь. Но он не учел, что у старшего по званию недавно убили сестру, и он пил несколько дней напролет. Допросив пленного с пристрастием, он велел его расстрелять. Сашка не мог нарушить данное слово, но и приказа ослушаться права не имел. Он отчаянно медлил, доказывал, просил, но комбат оставался непреклонен. И все же твердость Сашки произвела на него впечатление. В последний миг он отменил приказ. Сашка спас пленника и сохранил верность слову. Совесть позволила ему возвыситься над врагами, которые не был способны на милосердие. Это качество и стало залогом победы советских войск.

Автор: Анастасия Казарина

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон».

Анализ и сочинения по рассказу «Конь с розовой гривой»

В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Содержание

  1. Анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
  2. О чем рассказ Астафьева – сюжет
  3. Проблема раскаяния (Конь с розовой гривой)
  4. Сочинение о рассказе Астафьева
  5. Своеобразие рассказа Конь с розовой гривой

Анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев — великий русский писатель. Его перу принадлежит огромное количество замечательных произведений, одно из таких — рассказ для детей «Конь с розовой гривой».

Данный рассказ имеет под собой реальную основу. Астафьев всё свое детство провел в деревне с бабушкой (мать умерла, отец женился на другой). В памяти мальчика осталась деревня и её быт, бабушка и соседские левонтьевские мальчишки и, конечно же, история про коня с розовой гривой.

Данное произведение относится, как было сказано выше, к жанру рассказа. Об этом свидетельствует небольшое количество персонажей, небольшая форма произведения и главное — одна сюжетная линия (события разворачиваются вокруг поступка главного героя).

Тема рассказа проста: бабушка, Катерина Петровна, послала своего внука, главного героя, за земляникой. Эту землянику и другое бабушка везла на базар, за землянику главному герою был обещан пряник в виде коня с розовой гривой.

Мальчик, послушав соседских ребятишек, съел всю землянику, а в туеске принёс траву, которую сверху засыпал ягодой. Мальчика мучают угрызения совести, ему стыдно перед бабушкой и он ждёт от неё расплаты за свой поступок. Бабушка, конечно, ругает внука, но розового коня всё равно привозит.

Главная проблема, поднятая в данном произведении, это проблема ответственности за свои поступки, способности признать свою неправоту, проблема мужества. Главный герой обманул родного и дорого себе человека, и теперь сам от этого мучается.

Мучается не от того, что бабушка приедет и отругает его, а от того, что поступил нечестно, безнравственно, подвёл бабушку, обидел её своим поведением. Бабушка же как поистине мудрый человек поступает очень правильно. Она привозит внуку пряник, дабы он запомнил надолго свой поступок и через много лет ему было стыдно за содеянное.

Герой понял, что он поступил неправильно, некрасиво, он искренне жалеет, что повёл себя таким образом, он признает свою неправоту и на самом деле, уже во взрослой жизни помнит о своём поступке и испытывает за него стыд.

Другая важная идея рассказа: не следует идти на поводу у кого-либо, думать нужно своей головой. Мальчик послушал левонтьевских ребятишек и поступил, как они сказали. Им все равно на этот поступок, а наш герой страдает. Он не может обмануть близкого человека и делать вид, что ничего не произошло, веселиться и играть, как прежде.

Обман дорого себе человека приносит герою ещё большее моральное мучение, он не может заглушить в себе совесть и перестать думать об обманутой бабушке.

Рассказ очень интересный и полезный для молодого поколения, собственно, как и вся классика, не теряющий своей актуальности через много лет.

О чем рассказ Астафьева – сюжет

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» очень краткое содержание:

Главный герой рассказа мальчик Витя живет в селе Овсянка в тайге на берегу Енисея. Мать Вити утонула, его воспитывают бабушка и дедушка.

Однажды бабушка предлагает Вите нарвать в лесу земляники, чтобы продать ее. На вырученные деньги бабушка обещает внуку купить в городе его любимый пряник — “коня с розовой гривой”. Витя отправляется в лес с другими детьми и набирает ягод.

В лесу соседский мальчик Санька дразнит Витю, обзывая его трусом и жадиной. Чтобы доказать, что Санька неправ, Витя высыпает свою землянику на землю, и толпа детей тут же съедает ее. Витя остается без ягод, а значит, теперь не получит желанного пряника.

Чтобы обмануть бабушку, Витя набивает свой пустой туесок (посудину для ягод) травой и прикрывает ее ягодками земляники. Бабушка не замечает обмана, и на следующий день увозит ягоду на продажу.

В городе старушка обнаруживает обман и приезжает домой сердитая на внука. До ночи Витя не появляется дома, чтобы избежать ссоры с бабушкой. Когда Витя наконец приходит поздно домой, бабушка не трогает его.

На утро Витю все больше мучает совесть за то, что он обманул свою добрую бабушку. Наконец, по совету дедушки, Витя просит у старушки прощения. Та ругает внука, но, конечно, прощает его. Добрая бабушка тут же вручает Вите тот самый пряник – коня с розовой гривой, о котором он так мечтал (старушка купила пряник, несмотря на проделку внука).

Спустя годы, став взрослым мужчиной, автор по-прежнему вспоминает “коня с розовой гривой” как символ бабушкиной любви и доброты.

Проблема раскаяния (Конь с розовой гривой)

Чувство раскаяния хоть раз посещает каждого, ведь люди не идеальны, и всем свойственно совершать неблаговидные поступки, а потом об этом жалеть. Раскаяние очищает душу человека, помогает не повторять прошлые ошибки.

Мальчик, герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», совершил нечестный поступок. Вместо того, чтобы набрать лукошко ягод для бабушки на продажу, мальчик ушел с друзьями купаться.

Вместо ягод наученный приятелями рассказчик положил траву, а земляникой только прикрыл листья. А потом еще украл у бабушки калач.

Обман обнаружился уже во время продажи, пожилая женщина оказалась в положении обманщицы. А внука стала мучать совесть, он не мог спать, долго переживал, но боялся гнева бабушки, а потому скрывался от нее.

Внуку было очень стыдно, он избегал встречи с бабушкой, но все же нашел в себе силы раскаяться и признаться в содеянном. Но рассказчик смог преодолеть страх и извиниться, за это был вознагражден прощением.

Его простили, ведь раскаяние — это первый шаг к очищению души.

Сочинение о рассказе Астафьева

Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка,  складывание его характера.

В «Коне с розовой гривой» описывается мальчик Витя, которому бабушка пообещала купить пряник, который напоминал коня, за то, что он принесёт землянику. Бабушка хотела продать её. Все мечтали заполучить такой пряник, поэтому главный герой и его друзья отправились в лес для поисков ягод.

Витя собирал землянику, а мальчишки её ели и срывали. Когда они захотели съесть ягоды главного героя, тот поддался и позволил их съесть. Друзья сказали Вите, чтобы он вместо ягод нарвал травы, так он и сделал. В итоге бабушка не заметила подлости и уехала продавать «землянику».

Что чувствовал после этого мальчик? Он мучился, потому что ему было стыдно, страшно. Витя понял, что бабушка не только расстроится, но и накажет. Все мысли были только об обмане, стало тяжело играть, ходить на рыбалку. В итоге главный герой попросил у бабушки прощения, а она в свою очередь подарила ему пряник, как и обещала.

Мальчик запомнил этот пряник на всю жизнь как напоминание о том, что не нужно совершать таких низких поступков. Это был его урок, который он потом перенес во взрослую жизнь.

При анализе этого произведения становится ясно, что Астафьев хотел донести до читателя как важно быть ответственным человеком. Любой может оступиться, но он должен найти в себе силы признаться в ошибке, уметь искренне извиняться.

Хорошо, что мальчик проанализировал действия, испытал чувство вины. Ведь благодаря этому он смог порабоать над собой и стать лучше. Также нужно уметь различать хорошие поступки от  плохих.

Стараться  знакомиться только с порядочными людьми и иметь собственное мнение. Не поддаваться манипуляциям «друзей». Настоящие друзья примут чужую точку зрения,  не будут настаивать принять то решение, которое они хотят. А главное нужно ценить семью, заботиться об их душевном состоянии, приносить только хорошие эмоции, не расстраивать.

От себя хочу добавить о том, что Астафьев был прав, в молодом возрасте важно не попасть в плохую компанию. Ведь она может толкнуть человека на плохие действия, например, на распитие алкоголя, курение или на более серьёзные преступления. Такая компания может сбить жизненные ориентиры человека, влиять на его выбор в худшую сторону.

Своеобразие рассказа Конь с розовой гривой

Читая произведения В. П. Астафьева, всегда хочется остановиться и посмотреть на себя со стороны – нет ли подобных черт в собственном характере. Анализируя рассказ «Конь с розовой гривой», мы становимся мудрее, так как учимся на чужих ошибках многому полезному.

Этот рассказ можно назвать автобиографичным, так как он содержит события и героев, имеющих отношение к реальным событиям из жизни писателя. Эти эпизоды навсегда остались в воспоминаниях, так как то, что произошло в его судьбе, имело отношение к самым близким его людям.

Жанр небольшого по объему произведения – рассказ. В нем внимание сосредоточено на событии, которое имело место в жизни самого автора.

Тема произведения «Конь с розовой гривой» — это ложь, которая принесла страдания любимой бабушке, но научила мальчика, как правильно вести себя, идя по жизненному пути. Тема напрямую связана с детскими годами. Писатель вводит в круг героев — Витьку, бабушку, Левонтия, деда, мать мальчика.

В центре внимания истории, которая произошла с детьми (Витькой и детьми Левонтия), автор представил трудолюбивого главного героя и ленивых мальчиков, которые ели ягоду вместо того, чтобы собирать для дома.

В результате, пойдя на поводу у друзей, Витя решил скрыть правду от бабушки, отдав ей пустой туесок. Такая мысль пришла ему в голову от того, что в подарок за работу он должен был получить от бабушки пряник в виде розового коня.

Сюжет показал, что писатель указывает на те моменты, как правильно нужно вести себя в жизни, чтобы не приносить страдания ни близким людям, ни себе. Он подчеркнул, как недопустимо поступать в отношениях с близкими людьми.

Такова главная мысль рассказа В. П. Астафьева, которая вытекает из поступка главного героя. Астафьев противопоставляет в рассказе истину и ложь, трудолюбие и лень, трусость и умение говорить правду.

В этом ему помогли герои, поступки и характеры которых запоминаются и детям, и взрослому читателю. Автор показывает длинный путь формирования характера главного героя, в котором внутренний мир содержит и положительные черты (любовь к близким, трудолюбие, жалость), и отрицательные (обман, равнодушие, скрытность).

Таким образом, итогом произведения становится мораль о том, что в любом кругу общения нужно вести себя так, чтобы не нужно было жалеть о поступках в будущем. Нельзя поддаваться дурному влиянию со стороны, а следовать своим желаниям.

Читайте также: Моцарт и Сальери – сочинения и анализ пьесы Пушкина.

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием.

Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Нравственная проблема (Конь с розовой гривой)

Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»). Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести.

Подлость

Герой рассказа, собирая землянику, оказывается перед выбором: принести собранную ягоду бабушке или доказать Левонтьевским ребятам, что он может съесть всю землянику. Дети Левонтия берут мальчика «на слабо». Автор показывает, как под влиянием подлых ребят рассказчик совершает такой же подлый поступок. Писатель поднимает проблему влияния одного человека на другого. По совету Саньки главный герой набивает весь туесок травой, присыпав ее ягодой. А чтобы Санька ничего не рассказал бабушке, рассказчик крадет у нее калачи. Один безнравственный поступок влечет за собой такую же подлость, от которой герой уже не может отказаться.

Совесть

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

Прощение

Бабушка, узнав, что герой ее обманул, долго еще всем рассказывала, что же сделал внук. Но она не держала зла на рассказчика, наоборот, она купила мальчику пряник в виде коня с розовой гривой. Для героини была важна дальнейшая судьба внука, она боялась, что рассказчик вырастит безнравственным человеком. Бабушка простила героя, поддержала его и научила всегда оставаться человеком. Этот урок доброты рассказчик запомнил навсегда, именно поэтому он часто вспоминает пряник, который он получил от своей заботливой бабушки. Этот пряник стал олицетворением доброты и поддержки.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственный выбор в «Коне с розовой гривой», докажет, что главный герой рассказа всегда находится перед выбором, который так или иначе учит рассказчика настоящей жизни.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Миша Пархоменко

    10/11

  • Анастасия Гусева

    8/11

  • Dia Mond

    11/11

  • Kirillor Mi

    11/11

  • Кирилл Курилкин

    10/11

  • Фамс Мистер

    11/11

  • Вероника Федорова

    10/11

  • Taeho Suyu

    10/11

  • Дмитрий Усольцев

    11/11

  • Ярослав Иванов

    9/11

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Совесть (таблица)

Совесть — важнейшая проблема, которую затрагивают практически все писатели в своих книгах. Поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке вы найдете примеры из литературы, которые иллюстрируют ту или иную грань этой проблемы. А в конце работы располагается ссылка на скачивание таблицы с аргументами.

Содержание:

  • 1 Конфликт совести и предрассудков
  • 2 Проблема угрызения совести
  • 3 Проблема совести и ответственности
  • 4 Проблема отсутствия совести
  • 5 Проблема проявления совести

Конфликт совести и предрассудков

  1. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». При появлении Иешуа у Понтия Пилата начинают проявляться чувства симпатии к человеку, который ни в чем не виновен. Герой мечется между своими представлениями о долге перед Кесарем и тем, что принято называть «совесть». Он сострадает несчастному пророку, понимая, что тот – лишь жертва обстоятельств и глупой толпы, которая перевирает его слова. У него в голове возникла мысль отменить казнь и предстоящие муки. Но его статус не дает ему пойти на достойный поступок — помочь Иешуа. Когда первосвященник отпускает вора и убийцу взамен несчастного философа, прокуратор не вмешивается, потому что боится гнева «ненавидимого города», подстрекаемого священнослужителями. Его трусость и предрассудки против веры Иешуа пересилили его чувство справедливости.
  2. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, украл из селения очаровательную дикарку Бэлу. Девушка не любила его тогда, да и была слишком юна для брака. Но ее семья не поспешила на выручку. Для них похищение женщины – обычное дело. Национальные предрассудки мешают им услышать голос совести, который говорит о том, что Бэла достойна лучшей жизни, что она может сама выбирать свой путь. Но ею распорядились как вещью, как лошадью, как будто у нее нет чувств и разума. Поэтому понятен трагический финал главы: жертву подстерегает еще один охотник за женщинами и убивает ее. Увы, там, где нет уважения к личности, нет и возможности нормально жить. Бессовестные порядки позволяют людям лишать тех, кто слабее, прав и свобод, и это не может кончиться хорошо.

Проблема угрызения совести

  1. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петруша Гринев в первый вечер взрослой жизни проиграл в карты сумму в размере ста рублей. Ему необходимо было вернуть долг. Тогда он попросил своего воспитателя, крепостного крестьянина Савельича, дать ему сумму, необходимую для возвращения долга. Тот, в свою очередь, отказал в просьбе. Петруша после этого начал требовать, повышая на него голос, тогда уже старику пришлось выдать юноше деньги. После этого Петруша чувствовал угрызения совести, стыд, ведь старик был прав: его действительно обманули, а он, не видя собственной глупости, обрушил гнев на преданного слугу. Тогда герой понял, что он не имеет морального права унижать кого-либо из-за своей же непрактичности. Он извинился и помирился с Савельичем, ведь совесть терзала его душу.
  2. В. Быков, «Сотников». Партизан Сотников находится в плену у фашистов. В одну ночь к нему приходят воспоминания о детстве, когда он без спроса взял отцовский маузер, случайно выстреливший. После, по совету матери, он признался ему в содеянном, так как его грызла совесть. Случившаяся история оставила сильный след в его дальнейшей жизни. После этого Сотников не обманывал отца, ничего не брал без спроса, поступал только так, как велит нравственный долг. Не жалея жизни, он защищает родину до последнего рубежа. Претерпевая страшные муки пыток, он не сдал своих товарищей, взял всю вину на себя, спасая других пленников. Это и называется «жить по совести».

Проблема совести и ответственности

  1. В. Астафьев, «Конь с розовой гривой». В этом рассказе главному герою тяжело далось признание в своей ошибке. Витя решился обмануть бабушку и на дно корзины с земляникой, которую надо было продавать, положил много травы. Он заигрался с мальчишками и не успел собрать достаточное количество ягод. После подлого поступка его начинает мучить совесть. Утром он решает признаться в содеянном, но пожилая женщина уже направилась в город. Там ее подняли на смех, упрекнули в нечестной торговле. После возвращения бабушки домой, Витя начинает искренне раскаиваться, осознав свою неправоту. Он ответил за свой обман, не скрыл его, а признался. Именно совесть является гарантом ответственности: без нее личность не осознает, что у нее есть нравственный долг перед обществом, семьей и собой.
  2. А. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении рассказывается о Желткове, который без памяти влюблен в замужнюю женщину, Веру Шеину. Он продолжает писать ей любовные письма, зная, что она не ответит. Для героини это был приятный жест, который потом надоел, и она попросила его не писать ей больше. В конце рассказа мужчина не выдерживает и совершает самоубийство, потому что не может разлюбить даму сердца. Вера только после его смерти понимает, что, возможно, утратила настоящую и чистую любовь. Как видно из этого примера, именно совесть обеспечила герою понимание ответственности перед возлюбленной. Он не пытался разрушить семью, не компрометировал женщину, не досаждал своим вниманием. Он понимал, что узы брака священны, что он не имеет морального права вмешиваться в супружескую жизнь Шеиных. Поэтому он довольствовался малым, а когда и это стало в тягость Вере, просто погиб, понимая, что его долг – отпустить замужнюю даму и оставить ее в покое. Но по-другому ее оставить он не мог.

Проблема отсутствия совести

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
  2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.

Проблема проявления совести

  1. В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
  2. А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Вера Куруч

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • ЕГЭ по русскому языку
  • пример из литературы
  • проблема совести
  • сочинение к ЕГЭ

Читайте также:

Примеры сочинений по рассказу "Конь с розовой гривой"

­Пример сочинения 1

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчику Вите нужно было сделать тяжелый нравственный выбор. Что он предпочёл, и как всё это для него обернулось?

Главный герой – хороший, добрый мальчик, в принципе, такой же ребенок, как и все остальные. Немного хитрый, что тоже никак не выбивается. Как все дети, порой у него смещаются нравственные ориентиры. Очень часто в нашем возрасте дети попадают в плохую компанию по разным причинам. Одни в нее идут, потому что там весело, другие – чтобы казаться крутыми, третьи – чтобы завести друзей. Такой плохой компанией в рассказе Виктора Петровича являются «орлы дяди Леонтия». Их отец – бывший моряк, пристрастившийся к алкоголю. Это было одно из самых бедных семейств в округе, автор очень детально описывает степень их нищеты, рассказывая об убранстве дома с выбитыми стеклами, о том, как подобие забора пускалось каждую зиму на растопку, о том, как тётя Васёна каждый раз ходила по дворам и занимала в долг. В связи с тем, что Леонтий постоянно выпивал и буянил, а мать пыталась хоть как-то наладить быт и просила у соседей деньги, воспитанием детей никто не занимался, ребята росли невоспитанными, необразованными дикарями. Какой яркий диссонанс возникает у главного героя! С одной стороны есть бабушка – строгая женщина, любящая порядок, у которой все и все должны быть на своих местах, с другой – весёлое семейство, у которых нет ни правил, ни обязанностей. Витя еще не научился отличать добро и зло. Он пока ориентируется по своим чувствам – что ему нравится, а что нет. С семейством дяди Леонтия ему было весело и беззаботно. Для главного героя признание друзьями оказалось важнее, чем уважение бабушки, поэтому он выбрал послушать Сашку. Впоследствии Витя раскаивался в своём поступке и очень жалел, что пошел на поводу у леонтьевских ребят.

Таким образом, главный герой неправильно расставил приоритеты в жизни, решил, что уважение друзей важнее хороших отношений с бабушкой – самым близким человеком на свете. Бабушка хотела внуку только добра, не разрешала общаться с семьёй дяди Леонтия, но этих мер было недостаточно. В рассказе очень хорошо заметно, что Витей Сашка просто манипулировал (сначала взял на слабо в эпизоде с клубникой, затем заставил воровать калачи).

Это может случиться с каждым из нас в таком возрасте, поэтому очень важно, чтобы родители контролировали круг общения своих детей.


Пример сочинения 2

Произведение является автобиографическим рассказом, сюжетная линия которого повествует об одной из житейских ситуаций, произошедших с писателем.

Главный герой произведения является мальчиком, представленным в образе сироты, рано потерявшего родителей и воспитывающегося дедушкой и бабушкой.

Ребенок остро ощущает отсутствие родителей и поэтому его постоянно тянет в соседский двор, поскольку там проживает полная семья, которая, несмотря на жизненные трудности и постоянную нужду, отличается веселым, добрым отношением к людям, а также дружелюбностью.

В один из дней мальчик по просьбе бабушки, обещавшей ему в подарок пряничную лошадку, отправляется на сбор земляники с другими ребятами для домашних заготовок на зиму.

Дети набирают полные лукошки ягоды и решают тут же ее скушать, уговаривая так сделать и мальчика, который поддается на уговоры приятелей и тоже все съедает, после чего ребятишки отправляются на речку, где проводят весь день.

С наступлением вечерних сумерек дети отправляются в сторону дома, а мальчик начинает переживать о том, что ему нечего принести бабушке. Друзья дают ребенку совет, который он использует, набив корзинку травой и прикрыв ее сверху горстками земляники.

Придя домой, мальчик опасается, что его обман будет раскрытым, однако бабушка спускает корзинку в погреб, а сорванец избегает заслуженного наказания. Однако, уже лежа в постели ночью, мальчик начинает испытывать муки совести и принимает решение на утро признаться во всем бабушке. Но, пробудившись утром ото сна, он вдруг  слышит от деда, что бабушка уже уехала в город за покупками. Мальчик целый день не может избавиться от чувства вины и вечером снова засыпает, терзаясь совестью.

На следующий день он видит приехавшую бабушку и замечает в ее руке пряничного коня, отливающего розовой гривой. Мальчик понимает, что бабушка уже все знает и от всей детской души начинает просить прощения за свой неподобающий поступок. Бабушка является мудрой женщиной, конечно же, простившей нерадивого внука.

Своеобразие произведения заключается в изображении автором внутреннего мира главного героя с ярко выраженными эмоциями и чувствами, проявляющиеся в муках совести, в стремлении к честным поступкам, стыде, раскаянии, понимании лжи.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в совершении ошибок каждым человеком, которые впоследствии становятся очередным опытом, обогащающим человеческий внутренний мир.


Пример сочинения 3

В произведении Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” рассказывается о некоторых моментах из жизни маленького мальчика. Однажды бабушка отправит его в лес собирать ягоду – землянику, пообещав отблагодарить за это чудесным пряником, который сделан в виде коня с розовой гривой. Главный герой, учитывая его полуголодное детство, только и мечтал о такой радости.

Поэтому он быстро собрался и отправился за ягодой со своими друзьями. Увы, попав под влияние товарищей,

главный герой съел всю собранную им землянику. И для того, чтобы не быть наказанным бабушкой и не лишиться этого самого желанного коня с розовой гривой, мальчик принимает некрасивое решение – обмануть бабушку. Для этого он засыпает корзину травой, присыпав сверху ягодой.
Промучившись ночью угрызениями совести, главный герой понимает, что надо признаться во всем бабушке, но не успевает – она уезжает в город. Тем не менее, бабушка, хорошенько отругав внука за мошенничество, отдает ему обещанное – коня с розовой гривой. И, по словам автора, этот пряник он не мог забыть на протяжении всей своей жизни. В рассказе “Конь с розовой гривой” Виктор Астафьев хотел показать нам то, что не только взрослый, но и маленький человек должен нести ответственность за свои слова, поступки.

И замечательный поступок бабушки – все-таки подарившей мальчику пряник, показывает нам хороший пример для воспитания.


Пример сочинения 4

«Конь с розовой гривой» — замечательный рассказ русского писателя Виктора Астафьева. Повествование ведется от лица мальчика Вити — сироты, живущего в таежном поселке с дедом и бабушкой. События рассказа мы воспринимаем с точки зрения мальчика. Витя — очень добрый, честный, совестливый ребенок. И в этом большая заслуга его бабушки, которая воспитывает внука строго, но с любовью.

Жизнь в таежном поселке в послевоенные годы — не сахар. Бабушка Вити старается подзаработать, продавая в городе ягоды. Отправляя внука за ягодами, она пообещала купить ему в подарок пряничного коня. Конь с розовой гривой, о котором мечтает Витя — гораздо больше чем просто пряник. Для ребенка в те трудные годы это большая ценность. Ему хочется выполнить поручение бабушки, но хочется и съесть ягоды с подачи приятелей. Витя съедает ягоды, набирает в туесок травы, чтобы недостача ягод не была заметна.  

Витю гложет совесть за этот обман. Он долго мучается, решает признаться… и узнает, что опоздал: бабушка уехала в город продавать ягоды. Витя отлично понимает последствия своего поступка, и от этого ему становится еще горше. Мальчику ужасно стыдно.  

Бабушка прекрасно знала своего внука, поэтому она не стала его дополнительно наказывать за проступок. Она понимала, что Витя уже наказал себя сам. Вместо этого она принесла ему тот самый пряник — коня с розовой гривой. И в последних строках своего рассказа уже не мальчик Витя, а писатель Виктор Астафьев пишет, что даже спустя много лет не забыть ему того коня с розовой гривой.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)

Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.

Произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» представляет совокупность проблем, характеризующих нравственную сторону людей. Образ внука Екатерины Павловны, благодаря которому автор рассказа знакомит с жизненно важными вопросами, будто известен каждому из нас. Этот мальчик набирается опыта и мудрости за счет своих ошибок. При этом он находится перед выбором ни один раз. Собрав ягоду, мальчик принимает решение под воздействием соседских ребят отдать ее им. Второй обман связан с ложью бабушке о том, что ягода на самом деле находится в туеске под травой. Главного героя будто затягивает один подлый поступок за другим. Он поддается советам дворовых мальчишек лишь ненадолго задумываясь над своими действиями и последствиями.

Так автором произведения раскрывается проблема негативного влияния знакомых ребят, которые ради баловства уговаривают товарища.

Следующая проблема нравственности, которая занимает особое место в рассказе, — это борьба чувств, возникновение сомнений, угрызений совести в результате содеянных ошибочных действий. Внутренний мир мальчика будто раздвоился. С одной стороны, он осознает, что совершает непростительное зло, расстраиваясь и страдая от этого. С другой, продолжает обманывать, не раскрывая правду. Его душевные страдания выражаются в сравнении себя с настоящим преступником. Однако это ничего не меняет. Мальчик продолжает идти по ложному пути.

Проблемы совести и ответственности, знакомые каждому из нас, имеют место в судьбах людей с самого детства. Прежде чем лично узнать о них, нужно пройти череду испытаний также, как это случилось с главным героем рассказа В. П. Астафьева. Потеря душевного равновесия, печаль – это лишь те немногие последствия, которые могут иметь место в подобных случаях.

Автор произведения «Конь с розовой гривой» делает акцент на наиболее важных нравственных проблемах, существующих в обществе. Они напоминают пороки человечества, но всегда существует выход, чтобы избавиться от них. Главное — необходимо осознавать, что рано или поздно ложь будет наказана. И в мире всегда найдется тот, кто откликнется на беду, поможет и простит как это сделала бабушка главного героя.

2 вариант

Рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» — небольшое по объему произведение, в котором комплексно рассматриваются многочисленные проблемы: проблема ответственности за свои действия и проблема совести, проблема нравственного выбора и проблема настоящей дружбы, проблема воспитания и проблема взаимоотношений в семье.

Главный герой рассказа – мальчик Витя, живущий у бабушки и дедушки, является знакомым для всех образом. Он, как и любой другой ребенок, набирается опыта на собственных ошибках. Мальчик был достаточно одиноким, поэтому стремился к общению с другими ребятами, которые поступали не всегда честно и правильно. Его друг Санька посоветовал Вите отнести бабушке вместо ягод траву, а потом начал шантажировать послушавшегося совета мальчика. В. П. Астафьев приходит к мысли о том, что эта дружба не была настоящей. Витя просто стремился избавиться от одиночества, а Санька пытался извлечь выгоду для себя. Проблема воспитания показана с помощью противопоставления семей мальчиков.

Родители не воспитывали Саньку должным образом, не прививали ему норм морали, он был предоставлен сам себе, в этой семье не было доверия и взаимопонимания, так как ребенок боялся наказания и постоянно врал. Витя был окружен любовью бабушки и дедушки. Екатерина Павловна не стала его наказывать за обман, поступила милосердно, привезя обещанный пряник. Своим примером бабушка показывала внуку, как правильно нужно себя вести, она передавала ему свой жизненный опыт. Проблема ответственности раскрывается через поступки Вити: он отдал землянику знакомым ребятам, не стал собирать ягоды снова, обманул бабушку. Своими действиями он мог подставить Екатерину Павловну, так как она хотела продать эти ягоды другим людям на рынке. Проблема совести в данном рассказе заключается во внутренней борьбе Вити. Он осознает, что совершает плохой поступок, но продолжает обманывать. Угрызения совести приводят к тому, что мальчик все-таки решает во всем признаться бабушке. В этом произведении проблема нравственного выбора является главной и связующей. На протяжении всего рассказа герой выбирает между дружбой и одиночеством, правдой и обманом, совестью и выгодой.

В произведении «Конь с розовой гривой» раскрыто множество нравственных проблем. Рассказ, который можно прочитать буквально за полчаса, заставляет переосмыслить свои взгляды на воспитание детей, дружбу, собственное поведение.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

  • Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс

    В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

  • Смысл названия комедии Фонвизина Недоросль

    Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

  • Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

    Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать

  • Анализ рассказа Большой шлем Андреева

    В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли

    На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

Проблема совести

аргументы к сочинению

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение — неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
   Примеры таких людей даны%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

   Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» — важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Её главный герой — Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Конь не валялся как пишется
  • Конь имя кличка из сказок
  • Конь воронок как пишется
  • Конь в сказке алеша попович и тугарин змей или соловей разбойник какой
  • Конъюнктура как пишется с мягким знаком

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии