«Конь с розовой гривой» главные герои
Главные герои “Конь с розовой гривой” — простые деревенские ребята, которые пока учатся, как следует поступать в той или иной ситуации. В рассказе Астафьева конь с розовой гривой — заветная мечта любого ребёнка, красивейший вкуснейший пряник — символ счастья, чуда. Книга возвращает читателя в безмятежное время, в детство у бабушки в доме. В произведении “Конь с розовой гривой” герои делают первые шаги в жизни, учатся на своих ошибках, познают мир. Описание деревенских жителей, их отношений и быта — очень яркое, колоритное. Речь персонажей — их основная характеристика, в неё автор заложил черты характера, мировоззрение каждого героя.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Конь с розовой гривой”
Главные герои
Мальчик-автор
Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок
Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов. Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своего обмана, его мучает совесть. Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), ловкий, воспитанный, умный мальчишка.
Екатерина Петровна
Бабушка мальчика-рассказчика
Добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, какую радость доставит он ребёнку.
Дедушка мальчика
Дед дружит с внуком, жалеет его, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, заботится.
Санька
Соседский мальчишка
Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит героя воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.
Дядя Левонтий
Сосед Екатерины Петровны
Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то служил, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.
Тётка Васеня
Жена Левонтия.
Супруг получает зарплату и ежемесячно празднует это. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, питаются щедрыми дарами леса, реки, подворовывают у соседей.
Второстепенные персонажи
Тётя Феня
Родственница Петровны
Жалеет мальчика, угощает, кормит его, ставит в пример своим детям его аппетит.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Миша Пархоменко
10/11
-
Анастасия Гусева
8/11
-
Dia Mond
11/11
-
Kirillor Mi
11/11
-
Кирилл Курилкин
10/11
-
Фамс Мистер
11/11
-
Вероника Федорова
10/11
-
Taeho Suyu
10/11
-
Дмитрий Усольцев
11/11
-
Ярослав Иванов
9/11
Главный герой рассказа. Художник Е. Мешков |
«Конь с розовой гривой» — это трогательный, поучительный рассказ знаменитого русского писателя Виктора Астафьева.
Главный героем произведения является мальчик Витя. Его имя не указано в тексте, но, учитывая автобиографичность рассказа, можно предположить, что мальчика зовут Виктором, как и самого автора.
В этой статье представлена цитатная характеристика главного героя в рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьева: описание истории Вити в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу
Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева: характеристика Вити
Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» — мальчик Витя, сирота. Его мать утонула в реке. С тех пор воспитанием Вити занимаются бабушка и дедушка. Об отце автор не упоминает:
«Он сирота, а вы всешки при родителях!…»
Витя с бабушкой и дедушкой живут в большом селе где-то в тайге:
«Деревня большая была, народ голосистый…»
«Правда, село здесь слышно, а все же тайга…»
О внешности Вити известно, что он — крепкий мальчик, как гриб боровик:
«Гляди вон, как ест парнишка, оттого и крепок, как гриб боровик.»
Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик хорошо знает, что бабушку трудно обмануть и разжалобить слезами:
«Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед.»
«…Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься.»
Строгая бабушка всегда требует от Вити отчета о его поступках:
«Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.»
Бабушка кричит и «поддает» Вите за его шалости. Мальчику не нравится это. Витя не понимает, что за этой строгостью стоит бабушкина любовь:
«…бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится.»
Витя любит проводить время с дедушкой, с которым ему спокойно и свободно. Дедушка никогда не кричит на внука:
«У дедушки на заимке я любил бывать. Спокойно у него там, обстоятельно, никакого утеснения и надзора, бегай хоть до самой ночи. Дедушка никогда и ни на кого не шумел…»
Любимое лакомство Вити — пряник в виде белого коня с розовой гривой. Эту сладость мальчику покупают не часто:
«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»
Витя дружит с соседскими ребятами (детьми соседа Левонтия). Витя интересно и весело проводит с ними время:
«Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уже забыл про ягоды…»
Левонтьевские ребята, а в частности хулиган Санька, учат Витю обманывать, воровать, ругаться неприличными словами и т.д.:
«…закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство…»
Добрый, доверчивый Витя попадает под влияние левонтьевских хулиганов. Бабушка Вити боится, что эта дружба сделает из мальчика арестанта и мошенника:
«Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..»
«…за лихим людом потянулся на разбой…»
Витя — совестливый, честный мальчик. Он не привык обманывать бабушку в отличие от левонтьевских ребят, которые обманывают свою мать:
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу…»
Витя — добрый, жалостливый мальчик. Он жалеет свою бабушку, которая устает от хлопот по хозяйству:
«Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем…»
Обманув бабушку с земляникой, Витя чувствует стыд за свой поступок. Мальчик понимает, что из-за него бабушка опозорилась на рынке:
«Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.»
После случая с земляникой Витя сам понимает, что ему не стоит больше слушать советы злого Саньки:
— Не буду так делать! — запротестовал я. — И слушаться тебя не буду!..
— Ну и лешак с тобой!…
Провинившийся Витя просит прощения у бабушки и обещает больше не обманывать ее:
«Придерживая одной рукой штаны, прижав другую локтем к глазам, я ступил в избу и завел:
— Я больше… Я больше… Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.»
Таким образом Витя на собственном опыте убеждается, что «плутовать», мошенничать — это плохо:
«Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты Господи! Да чтобы я еще хоть раз сплутовал! Да я…»
«И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…»
Несмотря на обман, бабушка дарит ему тот самый пряник — коня с розовой гривой. Взамен бабушка просит больше никогда ее не обманывать:
«Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
— Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…»
Спустя много лет уже взрослый Витя по-прежнему помнит этого коня с розовой гривой:
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.»
Это была цитатная характеристика главного героя Вити в рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьева: описание персонажа в цитатах.
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Главные герои рассказа Конь с розовой гривой
Главные герои рассказа Конь с розовой гривой
Герои произведения являются простыми деревенскими жителями. В книге автор коня с розовой гривой олицетворяет заветную мечту каждого деревенского мальчика. Читая строки, читатель мысленно возвращается в безмятежное время, называющееся детством, которое обычно проходило в доме у бабушки.
Витя
Рассказ ведется от имени главного героя мальчика Вити. Искренний и добрый мальчик Витя живет у строгой бабушки. Герой дружит с деревенскими мальчиками. Несмотря на свой юный возраст, Витя рассуждал как взрослый человек.
Он сильно любит бабушку и дедушку, который работает на заимке. Мальчик рано потерял маму и боялся смерти бабушки. Витя считает, что дедушка умеет слушать и всегда поддержит его. Мальчик легко поддавался влиянию других сельских мальчишек. Из-за своих пакостей, героя всегда наказывали. В лице главного героя писатель показал собственную жизнь и нравственные уроки, которые получил в детстве. Несмотря на свои детские шалости, Витя получил от бабушки свой заветный подарок, а именно коня с розовой гривой.
Екатерина Петровна – это бабушка Вити. Женщина имеет большой жизненный опыт и старается правильно воспитать внука. Героиня любит природу и ненавидит разгильдяйство и чрезмерную лень. В воспитании она проявляет строгость и ласку. Екатерина Петровна старалась не баловать ребенка и при этом проявляла заботу и смогла вырастить из внука хорошего человека.
Дедушка Вити является супругом Екатерины Петровны. Он работает на заимке. В любых случаях дедушка проявляет рассудительность и спокойствие. Герой редко появляется в доме, но старается принимать участие в воспитании внука. Он старается поддерживать и давать советы Вите.
Саня проживает семье Левонтьевых. Он постоянно проявляет грубость и непослушание. Мальчик любит, чтобы его желания всегда исполнялись. Саня плохо влияет на Витю. Мальчика никогда не мучает совесть.
Дядя Левонтий живет по соседству с Витей. Левонтий отличается слабым характером, беспечностью и грубостью. Он постоянно и быстро пропивал каждую зарплату.
Тетя Васеня является соседкой Екатерины Петровны. Васеня была замужем за Левонтием. Героиня тоже любила пить. Когда супруг приносил домой зарплату, она раздавала долги и остальную часть пропивала вместе с Левонтием. Екатерина Петровна особо недолюбливала соседку и считала ее безответственной и несерьезной женщиной. Когда у нее заканчивались деньги, Васеня ходила к соседям и просила взаймы.
Девочка по имени Таня — это сестра Саши. Она родилась в неблагополучной семье. Героиня постоянно играла с деревенскими девочками и мальчиками. Таня не проявляла особую грубость и старалась всем помогать.
Герой по имени Кеша является двоюродным братом главного персонажа. Кеша дружил с Витей и ставил его в пример.
Тетя Феня была матерью Кеши. Она всячески поддерживала Витю и всегда помогала мальчику, когда тот прятался от бабушки.
Сочинение 2
Каждый герой произведения В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» является бесценным носителем тех качеств (положительных или отрицательных), благодаря которым автор дает урок читателю.
Главные герои.
Мальчик Витя. Детство юного героя по имени Витя, от которого ведется повествование, проходит в деревне любимой бабушки. Атмосфера его ежедневных увлечений наполнена разными занятиями с соседскими деревенскими мальчишками. Рядом с ними главному герою не хочется выглядеть хуже. Именно поэтому однажды он идет на поводу у них, предлагая съесть набранную в лесу ягоду. Не подозревая этого поначалу, бабушка оказывается обманутой из-за пряника в виде коня. В остальном мальчик имеет задорный характер, любопытство, является хорошим помощником для взрослых.
Бабушка Вити – Екатерина Петровна – в отношении внука применяет сочетание приемов строгости, и доброты и нежности. Она искренне любит его, но иногда скрывает это, ради его же блага. Женщина мечтает, чтобы из Вити вырос достойный человек – неизбалованный, дисциплинированным и трудолюбивым. Она подключает всю свою мудрость, то есть, догадавшись об обмане, она ждет его признаний, не подавая вида.
Дедушка – мужчина со спокойным характером. Но, несмотря на это, он рьяно выступает за справедливость и правду. Узнав о лжи, пожилой мужчина убеждает внука рассказать правду и извиниться за поступок. Несмотря на возраст, дед продолжает трудиться, заботиться о близких, проявляет жалость, чем подает прекрасный пример молодому поколению. Несмотря на редкое появление дедушки в доме, внук его очень ценит и уважает, прислушивается к советам, считая очень мудрым и опытным человеком.
Второстепенные герои.
Дядя Левонтий – один из ярких героев произведения В. П. Астафьева, представляющий образ соседа. Это был беспечный человек, известный своими выходками в состоянии алкогольного опьянения. Мужчина часто оставлял семью без средств к существованию. Когда он получал деньги, семья тратила их за один день, а сам Левонтий вел себя агрессивно.
Тетка Васеня – простая деревенская женщина, супруга Левонтия. Ее поведение характеризуется как несерьезное. Женщина поддерживает мужа во время гуляний, когда он получает зарплату. Однако после этого у нее начинается период, когда она вынуждена просить деньги взаймы, чтобы прокормить семью. Подобные истории повторяются каждый месяц. Их дети периодически вынуждены попрошайничать.
Санька находится на воспитании дяди Левонтия и тетки Васени. Он оказывает плохое влияние на Витю. При этом в нем нет ни жалости, ни сожаления в совершенных поступках.
Каждый герой дополняет друг друга, помогает раскрыть скрытые качества, которые на первый взгляд читателю не заметны.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои рассказа Конь с розовой гривой
Популярные сегодня темы
- Сочинение Два помещика по роману Пушкина Дубровский
В своем произведении «Дубровский» А. С. Пушкин повествует о драматичной судьбе обедневшего дворянина
- Сочинение на тему Любовь в произведениях Бунина и Куприна
Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание
- Сочинение Судьба мастера в России (Левша) (6 класс)
Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого
- Сочинение по картине Боровиковского Портрет Арсеньевой 5 класс
Если посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени
- Анализ романа Доктор Живаго Пастернака 11 класс
Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.
Главные герои
В рассказе авторства Виктора Астафьева можно увидеть множество разных и интересных героев, которые являются непохожими друг на друга и обладают разными точками зрения. Повествование ведется от лица деревенского мальчишки по имени Вася, живущего вместе со своей старенькой бабушкой по причине смерти матери. Женщина старается растить внука в строгости, негативно относится ко лжи, с детства прививая верные жизненные принципы, но делает все этого она исключительно из-за сильной и светлой любви к нему.
Вася сумел перенять все то, что пыталась вложить в него старушка, ведь стал честным, воспитанным и смышленым юнцом, который старался не попадать в неприятности, вот только однажды он совершил ужасный поступок – обманул любимую бабушку по инициативе одного из товарищей. Главному герою предложили съесть собранную на продажу землянику, а вместо нее накидать листьев на дно корзины, и мальчик согласился, но его обман раскрылся. Пожилая женщина была очень расстроена из-за совершенной проказы, но купила тот пряник, что обещала приобрести с денег от продажи ягод. Это говорит о ее мудрости и рассудительности, ведь несмотря на ложь со стороны Васи, она исполнила его мечту.
Второстепенные персонажи
Стоит упомянуть и второстепенных персонажей произведения помимо главных героев коня с розовой гривой. Муж старушки, который приходится дедом для мальчика, не настолько строг и серьезен, стараясь по возможности развлекать и веселить любимого внука, но и не пытается как-либо нарушить бабушкин процесс и методы воспитания. Именно он советует герою извиниться перед опечаленной женщиной.
Санька является товарищем Васи, а также по совместительству сыном Левонтевых. Он хитрый, расчетливый и непослушный мальчика, который привык совершать различные пакости, поэтому подговорил на обман и главного героя. Его родители – зависимый от алкоголя дядя Левонтий и беспутная тетя Васеня не очень нравятся бабушке. В рассказе упоминается и тетя Феня – родственница бабушки Екатерины Петровны, все время жалеющая Васю, так как он лишился матери и стал сиротой.

Виктор Астафьев — выдающийся русский писатель и драматург. Его незаурядный талант нашел выражение в ряде романов и повестей, пасторалей, пьес и рассказов. К числу последних относится доброе произведение «Конь с розовой гривой». Краткое содержание будет полезно при подготовке к уроку русской литературы и непременно вдохновит на прочтение рассказа.
«Конь с розовой гривой»: краткое содержание
Деревенская жизнь — тема, к которой часто обращался писатель Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой» тому пример. Автор предается воспоминаниям о своей жизни в деревне, делится с читателем запомнившейся историей.
Предлагаем вкратце ознакомиться с сюжетом:
Краткий пересказ: конь с розовой гривой — мечта всех ребят
По поручению бабушки Катерины Петровны Витя должен был пойти в лес и набрать земляники. Уговор был таким: бабушка продаст собранные им ягоды вместе со своими и на эти деньги купит внуку пряник в виде коня с розовой гривой. О нем мечтали все деревенские дети.
За земляникой мальчишка ходил с ребятами из соседнего дома — детьми бывшего матроса Левонтия, который теперь работал на лесозаготовках. Дважды в месяц ему платили деньги, и тогда в доме Левонтия появлялась еда, а жена бегала по соседям и раздавала долги. В эти дни и Витя стремился попасть в соседскую хату, хоть бабушка и не пускала, чтобы «не объедать» соседей.
Семья Левонтия жила очень бедно. У их дома не было ни забора, ни хозяйства, ни даже бани. Мыться дети бегали к соседям. Когда Катерина Петровна упрекала Левонтия в лени, тот лишь отвечал, что любит «слободу».
«Конь с розовой гривой»: кратко об обмане Вити
Витя пошел с ребятами собирать ягоды. Он успел набрать несколько стаканов, как вдруг дети Левонтия стали ссориться. Старший сын Санька заметил, что младшие не собирают ягоды, а едят. И пока возмущался, сам съел все собранное.
Дети побежали к реке. Витя тоже хотел отправиться за ними, но нужно было дальше собирать ягоды. Санька стал задирать мальчишку и брать на слабо. Мальчик поддался, высыпал землянику на траву и побежал к речке.
Ребята веселились весь день. К вечеру Витя вспомнил, что так и не собрал обещанные ягоды. По совету Саньки он сложил в посудину траву, а сверху высыпал немного ягод. Катерина Петровна, не заметив обмана, была очень довольна работой внука. А чтобы Санька не выдал Витю, пришлось стащить для него калачи.
Всю ночь мальчика мучила совесть. Он жалел, что дедушка жил далеко, иначе можно было бы сбежать к нему. Рассказчик решил, что утром во всем признается.
Астафьев: «Конь с розовой гривой» — история со светлой развязкой
Когда Витя проснулся, бабушки уже не было дома. Чтобы скоротать время ожидания, он отправился рыбачить с друзьями. Через некоторое время на реке появилась большая лодка, а в ней — бабушка, грозящая кулаком.
Мальчик убежал домой и спрятался в кладовке. Ожидая наказания, он вспомнил о маме. Она тоже ездила в город и продавала ягоды. Но однажды, возвращаясь на лодке, утонула. Долгое время бабушка не находила себе места, сидела на берегу и ждала, что река отпустит утопленницу.
Когда мальчик проснулся, к нему пришел дедушка и велел извиниться перед бабушкой. Как следует пожурив мальчика, бабушка вручила ему того самого коня.
Витя вырос, бабушка с дедушкой давно умерли, но он всю жизнь вспоминал тот бабушкин пряник.
«Конь с розовой гривой»: анализ произведения
Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:
История написания
Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.
Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:
- Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
- Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
- История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.
Жанр произведения
Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:
- небольшой объем;
- малое количество персонажей;
- одно событие, вокруг которого строится сюжет.
Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.
Композиция рассказа
Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:
- Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
- Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
- Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
- В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.
Смысл произведения
Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.
У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.
Герои рассказа
Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:
- Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
- Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
- Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
- Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.
Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.
Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1882922-kon-s-rozovoj-grivoj-kratkoe-soderzanie-i-analiz/