Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?
Недоросль это комедия, написанная Фонвизиным. На первый взгляд работа имеет простой мотив это сватовство и борьба женихов за руку героини. Однако вчитываясь в каждое слово, мы видим несколько сюжетных линий пьесы Недоросль любовную и общественную. Мало того, в Недоросли затронуты проблемы, которые актуальны и по сей день. Видимо поэтому произведение до сих пор ставится в театрах и является бессмертным.
Основной конфликт в комедии Недоросль
Уже в самом первом действии раскрывается главная тема комедии, и если сам сюжет простой и комичный, то проблемы, что поднял в своем произведении автор, жизненные и серьезные. Здесь мы видим разные конфликты.
В чем мы видим конфликт комедии Недоросль?
Основной конфликт это произвол помещиков, что поддерживается высшей властью. Мы видим бесправие крепостных и мы наблюдаем, как Фонвизин раскрывает очень важную тему прошлого. Это все ужасы крепостного права, узаконенного рабства, где людей за скотов не считали. Поэтому, создавая образ Правдина, автор показывает, насколько важно все менять и пора начинать борьбу с произволом. Здесь же мы видим драматический конфликт комедии Фонвизина, где показана борьба Правдина и Стародуба с Простаковыми и Скотининым.
Знакомясь с сюжетом работы Фонвизина, мы наблюдаем разорение крестьян. Мы видим издевательства над ними, слышим оскорбления, и самое ужасное, крестьяне, такие как няня Митрофана, даже не замечают этого. Они привыкли к такой жизни, к скотскому отношению, что даже не замечают, как их унижают.
Почему Недоросль называется комедией, в то время как автор вынес на суд общественности серьезные и душераздирающие проблемы? Комедией пьесу назвали оттого, что здесь идет комичная борьба за руку Софьи, и эта борьба является хоть и не главным конфликтом, но носит пародийный характер, вызывающий улыбку и смех читателей. Да и рассуждения Митрофана о науках, его образованность, экзамен и глупость Простаковых и Скотинина вызывают смех. Поэтому такой жанр повествования наиболее удачный для произведения, что мы с удовольствием изучаем, обсуждаем на уроке литературы и говорим об основном конфликте Недоросля в своем сочинении.
Анализ произведения «Недоросль» — 1 вариант
Мысли о написании пьесы «Недоросль», ставшей весьма популярной, зародились у Фонвизина во время его нахождения во Франции. Вдохновившись французскими комедийными пьесами, которые он имел удовольствие видеть в театрах Франции, автор берется за создание произведения. На создание этой пьесы ушло три года, но хочется отметить, что они стоили того, пьеса стала культовым показателем классицизма, ее изучают в школах. А фразы из пьесы стали крылатыми.
Жанр пьесы, определенно носит характер комедии, с очень выраженными нотами сатиры, Фонвизин резко высмеял в пьесе все недостатки общества своего времени. Однако юмор в произведении разбавлен безрадостными моментами, когда помещица ведет себя грубо в отношении крепостных. И все же жанр пьесы определяется как комедия, в которой действие разворачивается в одном и том же месте и времени, а герои явно делятся на отрицательных и положительных, это говорит о том, что произведению присуще классицистическое направление.
Главным отрицательным персонажем пьесы является госпожа Простакова – грубая, невежественная женщина, сумевшая, однако подавить своего слабохарактерного супруга. Любит власть, однако не понимает ценности образования. Не имеющая положительных черт, Простакова любит лишь своего сына, однако ее любовь равняется балованию Митрофанушки и губительна для него
Господин Простаков — муж госпожи Простаковой. Человек абсолютно бесхарактерный и безвольный. Не имеет собственного мнения ровно ни в чем.
Митрофанушка — отпрыск Простаковых, ни к чему не приспособленный юноша, любящий только себя одного. Жестокий, чванливый молодой человек. Ленивый, признает лишь праздные удовольствия.
Скотинин-брат матери семейства Простаковых. Мало чем отличается от остальных членов семьи. Такой же эгоистичный и жадный грубиян, как и его сестра и племянник. Очень любит свиней.
Софья — положительная героиня пьесы. Отзывчивая, чуткая, справедливая юная девушка, любящая развиваться и получать новые знания.
Стародум — является опекуном Софьи. Рассудительный, справедливый человек, также отличается мудростью. Любит саркастически подшучивать над Простаковыми.
Милон — этого героя автор наделил качествами настоящего мужчины. Жених Софьи. Смелый и отважный. Решителен и в словах и действии.
Сюжет пьесы показывает деревню Простаковых. Именно она служит декорацией всего произведения. Скотинин желает жениться умнице Софье, только так он сможет заполучить наследство девушки. О том же мыслит и Простакова, задумав женить Митрофанушку на красавице Софии.
Однако девушка, встречает влюбленного в нее офицера Милона, и связывать судьбу с алчным семейством не собирается.
Главной мыслью пьесы является проблема образования и нравственного воспитания в дворянских кругах. Фонвизин высоко ценил необходимость правильного воспитания и достойного образования и, глядя на таких вот Простаковых и Скотининых переживал за будущее своей страны. Что будет, если кругом станут править такие как Митрофанушка? Разбудить в человеке желания развиваться и совершенствоваться, вот чего хотел автор, высмеивая глупых. Жадных помещиков.
Анализ произведения «Недоросль» — 2 вариант
Комедия ” Недоросль ” Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд “вечных проблем” и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-“недорослям” без образования запрещается жениться и поступать на службу.
Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ “Недоросль” Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II.
Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России.
Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.
Анализ комедии “Недоросль” требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В “Недоросле” наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток).
Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы “говорящие” фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.
На момент своего создания, “Недоросль” стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.
“Недоросль” поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные.
Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.
Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо.
Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.
Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет “отыграться” на слугах.
Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще “не верящие в свое поражение” идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось.
Стародум же, указывая на нее, говорит: “Вот злонравия достойные плоды!”.
Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына.
Простаков предстает “тенью” своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей.
Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно “простым” человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и “животные” качества Скотининых (“не хочу учиться, хочу жениться”, приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).
Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, “впитывая” его науку, уважает его.
Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. “Дети” – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. “Родители” – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. “Женихов” – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются “голосом правды”, некими “ревизорами”, однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.
Анализируя “Недоросль” Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото “злонравия”, глупости, уподобляя их животным.
Как показал анализ произведения “Недоросль”, центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.
Анализ произведения «Недоросль» — 3 вариант
Желание написать «Недоросля» у Фонвизина возникло в 1778 году после его пребывания во Франции. Театральное искусство того времени именно там привлекало внимание его любителей, так как находилось на самом высоком уровне в отличие от других стран. Особенно вдохновили классика комедии, высмеивавшие идеи Вольтера и пороки отдельных французских аристократов и мещан.
Фонвизин как дворянин видел недостатки правящего класса в России и намеревался благодаря своему произведению открыть глаза помещикам путем осуждения их действий, направив их на верные ориентиры — патриотизм и честность.
Правительство Екатерины, напуганное смелым п
Девушка внимательно слушает дядю, “впитывая” его науку, уважает его.
Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. “Дети” – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. “Родители” – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. “Женихов” – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются “голосом правды”, некими “ревизорами”, однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.
Анализируя “Недоросль” Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото “злонравия”, глупости, уподобляя их животным.
Как показал анализ произведения “Недоросль”, центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.
Анализ произведения «Недоросль» — 3 вариант
Желание написать «Недоросля» у Фонвизина возникло в 1778 году после его пребывания во Франции. Театральное искусство того времени именно там привлекало внимание его любителей, так как находилось на самом высоком уровне в отличие от других стран. Особенно вдохновили классика комедии, высмеивавшие идеи Вольтера и пороки отдельных французских аристократов и мещан.
Фонвизин как дворянин видел недостатки правящего класса в России и намеревался благодаря своему произведению открыть глаза помещикам путем осуждения их действий, направив их на верные ориентиры — патриотизм и честность.
Правительство Екатерины, напуганное смелым произведением русского драматурга, противилось постановке этой комедии, однако при помощи друга и покровителя Н. И. Панина после хвалебных слов о Фонвизине наследнику престола, будущему Павлу I, в 1782 году комедию все же удалось поставить и разыграть в театре на Царицыном лугу. После чего отношение правящего круга к писателю сильно изменилось: с той поры всю свою жизнь автор «Недоросля» чувствовал себя опальным и гонимым писателем.
Исходя из этого, анализ комедии «Недоросль» должен состоять не только из жанра, литературного стиля, характеристики персонажей, разбора действий и метода написания, но и раскрывать замысел и значение произведения, ведь в первую очередь именно это автор старался передать зрителям.
Тема произведения
В период написания комедии автором предполагалась тематика образования и воспитания нового поколения, однако после включения в «Недоросль» социально-политических проблем, касающихся непосредственно указа Петра I о запрещении необразованным дворянам жениться и служить на службе, главной темой произведения становится «злонравие» и порочное воспитание дворянства в самодержавной и крепостнической России, причиной чего является установленный государственный строй того времени.
Воспитание людей и жизненный, а также политический уклад государства неразрывно связаны между собой в комедии Фонвизина.
Идейный писатель считал, что ограниченные умом, невежественные люди могут воспитать только себе подобных, что доказывается характерными чертами семьи Простаковых, имеющих недоросля Митрофанушку. На первом месте у дворян Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие. Материальное благополучие для них имеет большее значение, нежели образование, они не приемлют нового и ко всему прогрессивному относятся неохотно; крепостное право позволяет на них работать, а жадность и власть закрывают глаза на будущее сына.
Фонвизин считал, что первоначально семья воспитывает личность, и на примере образа жизни Простаковых доказывал подобное воспитание в Митрофанушке, который не выказывал должного почтения деспотичной матери.
По внутрисемейному конфликту Простаковых можно сделать вывод, что залог честности и порядочности — в воспитании и образовании.
Раскрывая проблемы и причины безнравственности и осуждая поведение антигероев, Фонвизин подтверждает в своей комедии необходимость образования, учит воспитанию и уважению людей, делая акцент на поведении господ высшего сословия, призывая их учиться быть воспитанными, чтобы своим благоразумием подавать окружающим достойный пример.
Основная идея
«Недоросль» демонстрирует консервативность помещичьего дворянства, их пороки и предрассудки, которые представляются автором поистине омерзительными и в то же время жалкими и доживающими свой век.
Простаковых со временем сменяют Стародумы и Правдины, высоконравственные качества которых побеждают подлость и невежество.
Именно на это автор акцентирует внимание читателя, подчеркивая главную мысль произведения и общественный смысл, который он вложил в пьесу. Его убеждение в том, что нравственность начинается с государя (достойного абсолютного монарха, раздающего титулы, места и богатства только порядочным людям), актуальны и сегодня.
Жанр и творческий метод
Пьеса Фонвизина долгое время привлекает внимание критиков и считается одним из самых популярных произведений русских классиков, так как имеет непосредственную связь с жизнью.
Комедия создавалась в период классицизма и отличалась реалистичностью. Исследователь творчества Фонвизина Гуковский Г. А. считал, что в «Недоросле» борются между собой несколько литературных стилей, причем классицизм и вовсе оказывается побежденным. По его мнению, Фонвизин нарушил классические правила, воспользовавшись примерами новой буржуазной драматургии Запада, и смешал печальные, веселые и серьезные мотивы, оставив такие черты классицизма, как говорящие фамилии персонажей и единство места и времени.
Гуковский Г. А. называет «Недоросль» полукомедией и полудрамой и считает, что писатель создал новый тип реалистической комедии с жизненно достоверными персонажами и драматической составляющей социального бытия России.
Пафосное содержания «Недоросля» имеет два мощных источника, которые всецело отражаются в структуре драматического действия. Это публицистика и уничтожающая безнравственность сатира, которая наполняет все сцены комедии и изображает жизненный уклад семьи Простаковых.
В заключительной реплике Стародума, завершающей «Недоросль», пьеса особенно сильно задевает неугодную правду и будто требует изменений: «Вот злонравия достойные плоды!».
Характеристика героев
Шесть главных героев произведения разделены автором на два типа: отрицательных и положительных персонажей.
Кратко о каждом из них:
Митрофан Простаков представляется в пьесе грубым и невежественным юношей, безынициативным эгоистом, которого ничего не волнует, кроме довольства и комфорта. Находясь под постоянной опекой матери, он не имеет понятия, как бороться даже за то, что ему важно больше всего. В конце пьесы его устраивают на службу.
Госпожа Простакова — грубая, жестокая и неграмотная помещица, мать Митрофана, отличается тираническим характером, безраздельно управляет и крепостными, и мужем. Она не ценит жизни людей и не знает их мнения, без причин оскорбляет и бьет крестьян, при этом безумно любит своего сына, которого своим примером поведения и воспитанием превращает в образец безнравственности.
Тарас Скотинин — дядя Митрофана и брат главной помещицы в семье Простаковых, ведет себя как самодур, необразован, обесценивает человеческую жизнь, но всей душой любит свиней. Он хочет жениться на Софье, но терпит неудачу. Его характер от других отрицательных персонажей отличается трусостью, жалкостью и комичностью всех его действий.
Софья — умная, честная, добрая, образованная девушка, сирота, воспитывается в доме Простаковых и является жертвой самодурства помещицы, но, несмотря на это, вырастает скромной и покорной барышней. Когда Софья становится наследницей своего дяди, ее хотят силой выдать замуж за нерадивого Митрофана. В конце пьесы она становится женой своего возлюбленного — Милона.
Стародум — дядя Софьи, старый дворянин, от которого долгое время не было вестей. Он много лет провел в Сибири, честно работал и сделал племянницу наследницей всего его имущества. Он справедлив, мудр, умен и добр, с почтением относится к старым дворянским обычаям, пропагандирует благородство, скромность и патриотизм.
Правдин — честный инспектор, чиновник, свидетель несправедливости, царившей в доме Простаковых. Он прикладывает немало усилий, чтобы спасти Софью и избавить крестьян от тирании, не поддается на подкупы, во всем соглашается со Стародумом. В конце пьесы он отбирает крепостных у жестокой помещицы в пользу государства, а Митрофана оформляет на службу.
Прямолинейность характеров и простота созданных образов объясняют действительную их натуру, подтверждающую воспитанность или ее отсутствие.
Сюжет и композиция
Комедия «Недоросль» написана в пяти действиях. Автор знакомит зрителей с героями картины в самом начале комедии. Экспозиция строится на объяснении характеров персонажей, также объясняется место и время. Завязка сюжета происходит в конце первого действия, когда в пьесе появляются Софья и Правдин.
В произведении прослеживается интрига — приданое Софьи, из-за которого за руку девушки идет борьба.
Во втором и третьем действиях растет напряженность в эпизодах, пик которой наступает в четвёртом действии, когда Простакова ловит себя на мысли похитить Софью и выдать замуж за своего сына Митрофана.
Развязка начинается в пятом действии и плавно приводит к кульминации: тайна неудачного похищения девушки раскрывается, Правдин выдвигает обвинение Простаковым в их злых намерениях и грозит наказанием, помещики получают бумагу об аресте имущества, Софья и ее возлюбленный Милон хотят уехать, а Митрофанушка вынужден пойти в солдаты.
Конфликт и значение произведения
Конфликт в пьесе Фонвизина «Недоросль» строится на столкновении двух воинствующих между собой взглядов, претендующих на роль дворянства в российском обществе. К ним относятся:
Мнение госпожи Простаковой и ее заявление о том, что указ Петра I «О дворянской вольности», освобождающий дворян от обязательной службы, в первую очередь является «вольным» по отношению к крепостным, в силу чего этими словами освобожден от любых обременений относительно дворян, следовательно, и от их нравственных обязанностей перед всем обществом.
Отношение Стародума к обязанностям дворянина, которое противопоставлено безнравственности эпохи Екатерины и по человеческим и политическим идеалам близко Петровскому взгляду.
В конфликте принимают участие все герои пьесы. Автор как бы вынес проблему из дома помещика, и она приобрела социально-политический характер, подчеркивающий произвол помещиков и бесправие дворян, который поддерживался властью.
Главными путеводителями Фонвизина при написании «Недоросля» считаются сатира и реализм.
Их использование помогло в полной мере раскрыть замысел произведения и рассказать о судьбах людей в России, склоняя общество к благородству и справедливости, что, можно сказать, удалось автору, так как пьеса оказала огромное воздействие на развитие национальной драматургии в стране, благодаря которой зритель, сталкиваясь с действительностью происходящего посредством искусства, задумывается о значении жизни и в наши дни.
Идейной основой комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина является конфликт его эпохи: противостояние прогрессивных дворян, ратующих за просвещение и свободу личности, невеждам крепостникам-дворянам, которых поддерживает государственная власть.
Крепостники — госпожа Простакова и ее брат Скотинин — благополучно чувствуют себя в своем невежестве. Они даже кичатся им: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет», «…да что за радость и выучиться? Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Безраздельно владея своими крепостными, Простаковы обирают их до нитки: «…все, что у крестьян ни было, мы обобрали, ничего уж содрать не можем». Произвол Простаковой не знает границ. Она колотит слуг, обзывает их не иначе как «воровскими харями». Скотинин славится на всю округу умением взять с крестьян оброк. Его интересы не распространяются дальше «клевов» со свиньями. Скотинин даже прогуливаться идет на скотный двор.
[sms]
Фонвизин предупреждает простаковых и скотининых о том, что на них найдется управа и что «всякий может попасть под опеку». Новое сословие в лице Правдина уже призвано к попечительской деятельности в крепостной деревне. В конце пьесы справедливость торжествует, и Правдин отстраняет Простакову от ее власти. Он принимает в опеку ее дом и деревни. Г-жа Простакова, потеряв власть, в комичной «тоске» восклицает: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет?»
Положительные персонажи в лице Стародума, Правдина и Милона заявляют о том, что времена меняются. Наступает век просвещения, прогрессивных перемен в обществе. Настоящему дворянину негоже сидеть безвылазно в поместье, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». В Екатерининскую эпоху обязательная служба дворян уже была не только средством пополнения офицерами армии и флота. Служба наделяла молодого дворянина 15—16 лет (недоросля) военной выправкой, воспитывала в нем дисциплину, «радение о пользе общей», «знание политических дел».
Манифест 18 февраля 1762 года призывал родителей-дворян заботиться о домашней подготовке детей к казенной школе и службе. Поэтому и Простакова наняла Митрофанушке учителей, хотя ей и жаль забивать слабую голову сына учебой. «Да что ты станешь делать? — горюет она. — Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Столкновение нового и старого мира в комедии «Недоросль» не является конфликтом дней давно минувших. Во все времена боролись и будут бороться старые и привычные установки, идеалы с новыми правилами, стилем и образом жизни. Неизменной останется потребность человечества в духовном и интеллектуальном развитии, любви, служении высоким идеалам.[/sms]