Конфликт в рассказе горе от ума

Конфликт комедии «Горе от ума»

Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша).

Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой».

Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Конфликты в пьесе Горе от ума

Конфликты в пьесе Горе от ума Грибоедова сочинение

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную.

Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке. С этого же места берёт начало социальный конфликт, когда Чацкий встречается с « Фамусовым обществом». Любовный треугольник состоит из Софьи, Чацкого и Молчалина. Чацкий является главным героем этой пьесы. Он же позитивный герой, а Молчалин наоборот негативный персонаж с подлыми, низкими чертами. Весь конфликт построен на том ,что Софья предпочла именно Молчалина с надеждой обрести «мужа — слугу» который будет нежен и ласковый к ней, как мальчик послушный и исполняющий все её прихоти. В чем и позднее разочаровалась, потому что он не имел к ней никаких чувств, а только свои корыстные цели. Он хотел лишь одного — разбогатеть и получить власть, где Софья сыграла инструмент для достижения этих эгоистичных целей. В конечном счёте ни Софья и Молчалин не получили того чего ожидали. Софья почувствовала себя кинутой и разочаровалась в своих предпочтениях к мужу. Молчалин же потерял все надежды на богатство и власть, несмотря на усилия и унижения которые он претерпевал, он потерял ключ — Софью.

Ещё один конфликт ярко выраженный в борьбе с «веком нынешним» и «веком минувшим».Чацкий представитель новой идеологии времени, новый человек. Фамусовы более склонны к консервативному обществу. Прижитый и старый образ жизни был им родным, они хотели прожить всю свою жизнь не выходя за границы светских законов и не огорчать таких светских лиц, как Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна. В то же время новый образ жизни диктует свои правила и захватывает консервативную жизнь. Чацкий старается открыть глаза Фамусову, показать проблемы их образа жизни. Но старое Барское общество не принимает идей Чацкого и называет его сумасшедшим. Этот конфликт хорошо показывает борьбу нового образа жизни со старим, борьбу декабристов с барским обществом.

В пьесе Грибоедова присутствует несколько конфликтов: любовный и общественный, также борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». На мой взгляд самый поучительный — общественный конфликт. Он учит ставить реалистичные цели в жизни, не жить старыми принципами, не быть тем каким тебя хотят видеть другие. Жить, пробовать что-то новое. Если не поступать как герои этой комедии можно избежать много жизненных проблем с которыми они столкнулись.

2 вариант

В этом произведении достаточно конфликтов! В этом сочинении невозможно разобрать все, но основные здесь будут.

Самый главный, который просто бросается в глаза, это противостояние Чацкого всему тому московскому обществу. Герой обличает всех, видит недостатки, а в итоге убегает в глушь. У Чацкого свежий взгляд (со стороны), так как он долгое время был за границей, учился и развивался там, а эти люди жили, как и много лет назад не по законам честности – это точно. Конечно, никому не нравится, если ему показывают его недостатки, вот все эти взяточники и льстецы недовольны смелым поведением Чацкого. Но в одиночку он всё равно не смог бы переделать систему.

Это в общем, но тот конфликт можно поделить на мелкие. Например, между Чацким и Фамусовым. Отец Софьи учит молодого человека, советует ему, как быстрее преуспеть в их обществе, как лучше выставлять себя дураком, но соблюдать свой интерес. Связи – тоже важны… Но Александр Андреевич такой образ жизни принять не может и не хочет, он пытается объяснить хоть что-то старику, но тот в ужасе от его истин. Конечно, дочь свою он за такого умника бы не выдал.

Более «мягкий» конфликт как раз между дочкой Фамусова и Александром. Разворачивается этот конфликт к концу произведения. Чацкий её любит, а она настроена враждебно. И в итоге это она пускает слух, что он сумасшедший. В финале разворачивается конфликт между ней и Молчалиным, который ей пытается изменить вполне осознанно, продуманно и бессовестно. Небольшой конфликт и между горничной и Молчалиным в этой ситуации. Она вполне честная девушка, её не соблазняет обещанное за предательство хозяйки богатство.

Конфликты есть и между второстепенными персонажами и героями произведения. Например, между давним другом, который превратился в испуганного подкаблучника, и самим Александром Андреевичем. Также там появляется и его жена, которая с недоверием и опаской относится к Чацкому. Все на балу начинают плохо к Чацкому относиться. К примеру, старуха – мать нескольких дочерей, когда не находит в герое ни для одной из них жениха, сразу теряет к нему интерес. И каждое смелое слово героя, конечно, создает ему нового врага.

Сочинение 3

Александр Грибоедов является одним из самых известных русских писателей-драматургов 18 века. Он внес великий вклад в развитие и преобразование классицизма как жанра. В начальном варианте классицизма подразумевалось, что в пьесе имеется только один конфликт. Но Александр Грибоедов, как Пушкин в свое время по отношению к роману в стихах «Евгений Онегин», выступает в роли гениального новатора и вводит в свое драматическое произведение не один, а несколько конфликтов. Изначально литературные критики не рады были такому нововведению Грибоедова и подвергали его жесткой критике, мол, как он мог отойти от канонов. Но в настоящее время пьеса, которая относится к жанру комедии, имеет несколько конфликтов. Как внутренних, так и внешних.

Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.

Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.

Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.

Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.

Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.

Конфликт произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликты в пьесе Горе от ума

Конфликты в пьесе Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • План поэмы Руслан и Людмила Пушкина (5 класс рассказ)

    Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи

  • Сочинение на тему Чудный собор 8 класс упр 102

    Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.

  • Сочинение Иван Иванович Чимша-Гималайский в рассказе Чехова Человек в футляре

    1898 году издание «Русская мысль» опубликовало рассказ Антона Чехова «Крыжовник». Эта книга представляет собой трилогию, в которую вошли и другие истории «Человек в футляре» и «О любви». Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском

  • Герои произведения Божественная комедия Данте Алигьери

    Данте Алигьери был автором «Божественной комедии». Он написал его незадолго до смерти. В ней три части.

  • Характеристика и образ Яшки в рассказе Казакова Тихое утро сочинение

    Яшка – самый обычный житель сельской местности. Гуру рыбалки, недаром среди всех ребят он являлся лучшим в этом деле. Хороший друг московского Володи

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Конфликты в комедии Горе от ума

Конфликты в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

«Горе от ума» — трагикомедия Грибоедова, ставшая культовым произведением, многие из цитат стали афоризмами, вошедшими в историю.

В своей комедии в стихах Александр Сергеевич поднимает проблему необразованности русского народа, в особенности взрослого, «минувшего», поколения, а также исчезновения русской культуры и обилия французской, против чего выступает его главный герой.

В данном произведении Грибоедова возникают внутренние и внешние конфликты главного героя — Александра Чацкого, являющегося персонажем-резонером Грибоедова.

Внутренний конфликт Чацкого заключается в непонимании, почему Софья предпочла ему Молчалина, который гораздо глупее и не любит разговаривать. Александр размышляет, почему никто его не понимает, и его мнение не совпадает с мнением большинства. Несмотря на то, что фамусовское общество не принимает Чацкого, он не является «лишним человеком», ведь в Москве все таки есть умные люди, упоминаемые гостями Фамусова, например двоюродный брат Скалозуба.

Внешний конфликт происходит у Чацкого с фамусовским обществом и в особенности с Фамусовым, отцом Софьи. Фамусов придерживается старых, консервативных взглядов. Он считает, что книги — зло, и, будь его воля, он бы всё книги сжег. По его мнению, каждый юноша должен отслужить, а не образовываться, а идеи Чацкого позорны.

Основными конфликтами в «Горе от ума» являются любовный и общественный. Общественный конфликт идет между «веком нынешним» прогрессивными взглядами и «веком минувшим» со старыми устоями. Любовный конфликт развивается между Софьей, Чацким, Молчалиным, субреткой Лизой и Петрушей. Чацкий любит Софью, она же любит Молчалина, который делает вид, что это взаимно из-за богатства ее отца, но на самом деле любит Лизу, служанку Софьи, которая влюблена в повара Петрушу.

В конце комедии Александра Чацкого фамусовское общество объявляет сумасшедшим, каждый пускает все больше и больше сплетен и слухов, интрига Молчалина раскрывается для всех главных героев, но Чацкий просто уезжает на карете из-за обилия разгогласий и невыносимого нахождения в имении Фамусова, и каждый остается при своем мнении.

Вариант 2

Конфликты в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются основной движущей силой повествования.  Можно даже сказать, что конфликт в его разнообразных проявлениях выполняет в ней смыслообразующую функцию.  Ведь и постигшее в конце главного героя «горе», когда он, потерпев фиаско в сердечных делах, вынужден попросить карету и срочно удалиться,  есть не что иное, как попытка уйти от конфликта, а точнее – от многих конфликтов разом.

Итак, главный герой – Александр Андреевич Чацкий – находится в центре множества конфликтов. Именно он, Чацкий, –  не такой, как все прочие. Это он резко выделяется из толпы своим живым и острым умом, который все замечает, все анализирует, все и вся критикует и который просто-напросто мешает герою жить.  

Главная причина того, что Чацкий со всеми не в ладу, заключается в том, что Чацкий не живет, как все, он – иной. Его ум смущает его душу, он раздираем внутренними противоречиями, его постоянно куда-то тянет, куда-то влечет и он постоянно чего-то ищет.  Итак, конфликт № 1 – Чацкий против толпы, Чацкий против всех. Такой конфликт можно классифицировать, как конфликт личности и общества.  А конфликт №2 – внутренний конфликт героя с самим собой.  

Кроме того, можно выделить межличностные конфликты:  Чацкий и один из героев. Например, Чацкий  – Фамусов, Чацкий – Молчалин,  Чацкий – Скалозуб.  Даже с Софией, в которую Чацкий влюблен, возникает нешуточный конфликт.  Причина всех этих конфликтов заключается не в том, что кто-то умнее, а кто-то глупее, как могло бы показаться. Нет ничего проще, чем рассудить, например, так: Фамусов – глупый, ограниченный папаша, который не может понять и принять умного, мыслящего Чацкого, не может понять, что Чацкий – это лучший жених для его дочери.  Да только ничего подобного! Фамусов не хочет такого зятя, и это его право, да он, если хорошо подумать, еще и  прав, тем более что и София Чацкого не любит. Скорее всего, конфликт Чацкий – Фамусов возникает и развивается из-за того, что ума не хватает обеим сторонам. 

То же самое можно утверждать и о конфликтах Чацкий  –  Молчалин и Чацкий – Скалозуб.  И пусть Скалозуб действительно туповатый вояка, но если Чацкий умен по-настоящему, то почему бы ему, более умному, не проявить снисхождение? Значит, причина все же не в уме, а в характере.  Чацкий – слишком  резок, горяч и прям. Им движет юношеский максимализм, тогда как, например,  Молчалин – слишком податлив, гибок, тих, расчетлив, скрытен. Фамусов, его дочь София, Молчалин и Скалозуб – типичные приспособленцы, чего никак нельзя сказать об идеалисте Чацком.

Помимо вышеназванных конфликтов можно указать еще на конфликт поколений. Здесь центральной фигурой является Фамусов. Он находится в перманентном конфликте с дочерью (конфликт отцов и детей) и с Молчалиным.  С Молчалиным у Фамусова, образуется конфликт не только поколенческий, но еще и конфликт на почве отношений «начальник, благодетель – подчиненный, принимающий эти благодеяния». 

Сделаем вывод: корень всех конфликтов в комедии «Горе от ума» заключается в разнице мироощущений героев, а острый ум Чацкого сыграл в них роль своеобразного катализатора.

Сочинение 3

Грибоедов описал в своей литературной работе, что в начале XIX столетия в нашей стране случился раскол на две политические части. Возникли передовые аристократы, радеющие за преобразования социума. Их позицию представляет Чацкий. Другая сторона — традиционное дворянское сословие, показано в комедийном произведении в образе Фамусова и аналогичных ему персонажей. Основа конфликта строится на том, что у главных персонажей разные позиции на важнейшие проблемы социального прогресса.

Разногласие людей разных возрастов и взглядов происходит из-за отношения к крепостному праву. Сторонники консервативного общества любят управлять чужими судьбами. К примеру, состоятельная помещица Хлестова обращается с собственной невольницей буквально, как с собакой. Обеих она доставляет на светский ужин для своей радости и удовольствия, а следом говорит Софье, чтобы она передала им «подачку» с барственного стола.

Чацкий описывает своё позицию к подобному, в разговоре с самим собой — «А судьи кто?». Он описывает одного дворянина, который предпочёл псов собственным холопам, хоть они были послушными и не один раз его выручали. У него такого типа деяния порождают недовольство. Он представляется врагом рабовладельческого строя. В таком же плане у действующих лиц отличается позиция к образованию. Сторонники консервативного социума не хотят этого. С их точки зрения, избыточная информация пагубна.

Когда в народе идет молва о безумстве Чацкого, то все убеждены, что причиной этого стало его желание обучаться. Александр, напротив, представляется последователем просвещения, потому что оно совершенствует личности. Вдобавок, интересна позиция персонажей к службе. Московский социум уверен в том, что работать нужно лишь ради денег. К примеру, Скалозуб мечтает не о том, как сберечь родную землю, а как стать генералом.

Фамусов представляется «управляющим в казённом доме». Служба для него — это унылая повинность, но он не отправляется в увольнение, потому что его место позволяет неплохо пристроиться в жизни. Чацкий дает название такой цели одной небрежной фразой — «прислуживаться». Основной действующий персонаж думает, что добропорядочная личность должна, по большей части, давать благо людям, а не заботиться о своем достатке. Раньше он имел большую должность. Он мог подняться высоко по карьерной лестнице, но уехал, поскольку прислужливая публика не восприняла его идеи должным образом. Из всего этого следует, что и понимание преданности своей Родине у них разное. Фамусов нахваливает Москву за то, что тут ни одна живая душа не имеет желания изменяться. Александр именно за это критикует Москву, обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Но в любом случае она ему близка, потому что это его кровное место. Преданность своей Родине Чацкого состоит в его желании сделать государство более просвещенным.

Отсюда получается, что у А. С. Грибоедова получилось передать социальные разногласие между развитым и фамусовским сословием, оно было огромным. Эти люди не могли найти взаимопонимания ни по одной важной проблеме.

Конфликты в комедии Горе от ума

Конфликты в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Разгром Фадеева

    Фадеевский «Разгром» стал детищем, написанным в послеоктябрьские годы, где были свежи воспоминания о войне самого автора.

  • Сочинение Что такое Характер человека

    Мы привыкли понимать характер человека, как совокупность свойств, реакций на события каждой отдельно взятой личности. Трудно поспорить с тем, что именно благодаря определенным чертам характера человек становится личностью.

  • Главные герои комедии Ревизор Гоголя (8 класс)

    Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века. Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время

  • Сочинение рассуждение Безответная любовь 11 класс

    На протяжении жизни каждый человек сталкивается с таким весьма нелёгким чувством, как неразделённая любовь. Хуже всего, конечно, сталкиваться с этим впервые, вкупе с первой любовью. Особый трагизм

  • Анализ романа Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Мастер и Маргарита – величайшее произведение Булгакова. Оно оценивалось автором как своеобразное завещание потомкам.

На чтение 5 мин Просмотров 3.7к.
Обновлено 2 февраля, 2021

Основной конфликт многое определяет в произведении, в частности его принадлежность к определённому направлению в литературе, а пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в этом плане является новаторской. Здесь несколько основных конфликтов, в то время как главным признаком классицизма было наличие только одного. Поэтому принято считать, что «Горе от ума» – первая реалистическая русская пьеса.

Первый конфликт – любовный, развивающийся между Чацким и Софьей, а второй – общественный, сложившийся между главным героем и фамусовским обществом. Пьеса начинается с образования и развития любовного конфликта: Чацкий вернулся в Москву к возлюбленной после долгого отъезда и столкнулся с её холодностью и непониманием. Постепенно этот конфликт перерастает в общественный. В поисках ответа на вопрос, любит ли его ещё Софья, Чацкий сталкивается с чуждой идеологией фамусовского общества. 

В пьесе образ Чацкого представляет собой «нового человека», тип новой личности начала 19 века. Главный герой противопоставляется всему консервативному московскому дворянству. В его монологах высмеиваются нравы, быт и идеалы этого общества. Он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды принципы фамусовского общества: стремление приспосабливаться к любой ситуации, прислуживаться, льстить, совершать все поступки ради личной выгоды. Именно обличение устаревших, изживших себя взглядов на различные социальные вопросы и является главной задачей пьесы «Горе от ума». Чацкий пытается открыть окружающим глаза на их пороки, на то, как они живут. Однако представители московской аристократии не слушают его, они не понимает свободолюбивые идеи прогрессивного человека, и объявляют Александра Андреевича сумасшедшим. Общественный конфликт оказывается неразрешимым.

В более глобальном плане, этот конфликт развивается между всем «веком минувшим» и «веком нынешним», прогрессивным дворянством и консервативным. Главный герой является единственным представителем «века нынешнего. Он выражает мировоззрение нового поколения, ценит идеи Просвещения и говорит о значимости науки и искусства. Этому человеку чужды какие-либо предрассудки, он не принимает сложившихся устоев и принципов, мечтает изменить жизнь своего государства в лучшую сторону. А старое фамусовское общество представляет собой «век минувший» и не приемлет смелых, новаторских взглядов. Люди, привыкшие к былым порядкам, не хотят их отпускать, в то время как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои правила.

Основным представителем «века минувшего» выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельную должность, знатен и богат. Автор воплотил в его образе все пороки аристократии того времени. Именно в доме Фамусова происходит действие пьесы и в честь него названо всё общество консервативных дворян, которые ценили в человеке только высокий чин, деньги и связи. Они презирали бедных и незнатных людей, заботясь лишь о своей персоне. Больше всего отца Софьи волнует мнение высшего света. Так, к примеру, после бала он заботится только о том, что скажет княгиня Мария Алексеевна.

Фамусов восхищается полковником Скалозубом, глупым и поверхностным человеком, единственной целью жизни которого является получение генеральского чина. Именно его Павел Афанасьевич хотел видеть мужем своей дочери, потому что он был богат, а именно это, прежде всего, ценилось в обществе. Личные качества не имели никакого значения, Фамусов категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». По мнению этого человека, восхищения достойны только те люди, которые умеют прислужиться, ради продвижения по карьерной лестнице. Его искренне пугают прогрессивные взгляды Чацкого, ведь они угрожают привычному образу жизни. В лице Фамусова А.С. Грибоедов изображает всё консервативное дворянство в целом. Оно предстаёт перед читателями как общество людей, преклоняющееся перед чинами и деньгами. Московская аристократия страшилась всего нового и передового, потому что это могло нарушить их личное благополучие, привычный комфорт.

Конфликт настоящего и прошлого – одна из основных проблем того времени, освещённая в множестве произведений 19 века, в том числе и в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». На момент создания произведения идеалы «века минувшего» были ещё очень крепкими. Однако в обществе уже образовывались противоречия, которые в дальнейшем заменят старые взгляды и ценности новыми. И хотя социальный конфликт занимает в произведении главенствующую позицию, автор поднимает ещё одну извечную проблему – трагедию неразделённой любви.

Ещё в экспозиции комедии стал намечаться любовный треугольник. Ночное свидание Софьи и Молчалина показывает, кому из молодых людей отдаёт своё предпочтение Софья. В это же время служанка Лиза вспоминает о Чацком, к которому когда-то её хозяйка испытывала тёплые чувства. Таким образом, становится понятно, что в любовной истории будут задействованы три лица: Софья, Чацкий и Молчалин. Однако с появлением главного героя параллельно с любовной темой, начинает развиваться и социальная, и в этом тесном взаимодействии сюжетных линий и заключается своеобразие конфликта пьесы. Любовная интрига завязала сюжет произведения и послужила поводом для возникновения противостояния между Чацким и «веком минувшим». Однако общественный конфликт всё же является основным, ведь «Горе от ума» – социальная комедия, главная цель которой заключается в обличении нравов дворянского общества начала 19 века.  

  1. Особенности конфликта и композиции в комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума»

В
основе общественного конфликта

лежит столкновение двух идеологий:
декабристской, выразителем которой
главным образом является Чацкий, и
патриархально-консервативной, идеологии
главного оппонента Чацкого, Фамусова.
Их постоянные жаркие споры, затрагивающие
различные стороны общественной жизни
той эпохи, мы можем наблюдать на протяжении
всей пьесы. Но это противостояние не
было бы так ощутимо и уж тем более не
выходило бы на первый план, если бы в
нем были задействованы только эти два
персонажа. Грибоедов же практически
всех своих героев, в той или иной степени,
втягивает в этот конфликт. Против идей
Чацкого вместе с Фамусовым выступают
и Молчалин, и Скалозуб, и Хлестова, и
Загорецкий, да и все остальные своими
репликами лишь подтверждают обвинение
Чацкого в адрес московского общества.
Он же, вернувшись в Москву после нескольких
лет странствий, не может смириться с ее
нравами и горячо выступает против
жестокий проявлений крепостничества
(«Сам толст, его артисты тощи»),
низкопоклонства перед вышестоящими,
стремления к чинам и наградам («Служить
бы рад, прислуживаться тошно»),
отношения общества к просвещению («И
с криком требовал присяг, // Чтоб грамоте
никто не знал и не учился»), праздности
этого общества («Вчера был бал, а
завтра будет два»), засилья всего
иностранного («Воскреснем ли когда
от чужевластья мод?») и т.д. Все, что
не соответствует его представлениям о
жизни, вызывает у Чацкого бурю эмоций.
Первоначально он кажется нам одиноким
борцом против всевозможных общественных
пороков, но Чацкий один только на сцене,
в жизни же у него есть единомышленники,
недаром он часто произносит слово «мы»,
говоря от имени какой-то определенной
общественной силы; отдельные внесценические
персонажи также являются сподвижниками
Чацкого. Это и двоюродный брат полковника
Скалозуба, который «службу вдруг
оставил, // В деревне книги стал читать»,
и племянник княгини Тугоуховской, и
профессора Педагогического института
в Петербурге. Все это делает Чацкого
реалистичным персонажем, не без основания
критикующим общество, в отличие от
мольеровского Альцеста, главного героя
комедии «Мизантроп», который, хоть
и справедливо осуждает человеческие
недостатки, предстает перед читателем
каким-то чудаком, которого не понимает
даже лучший друг, человеконенавистником
от природы. Это объясняется тем, что в
отличие от Мольера, строго придерживавшегося
классицистических норм, задачей
Грибоедова было реалистично отразить
современную ему эпоху, взяв актуальный
для того времени жизненный конфликт с
верной расстановкой сил, а также верной
развязкой. Ведь при всей симпатии автора
к своему герою, Чацкий оказывается
изгнанным, потому что не наступило еще
время для его победы, конфликт отнюдь
не исчерпан. Дав именно такую развязку
своему произведению, Грибоедов нарушил
непременное требование классицизма
хорошего конца, что придало комедии еще
большую оригинальность. Но наравне с
реалистическими чертами в «Горе от
ума» присутствует и романтическая
окраска: в глазах читателя Чацкий кажется
борцом-одиночкой, так как ни от кого из
действующих персонажей он не может
ждать какой-либо поддержки и ему одному
приходится справляться со своей сложной
миссией.

Как
уже было сказано выше, в комедии Грибоедова
присутствует еще и любовный конфликт,
который не менее интересен, чем
общественный. По словам И.А. Гончарова
«всякий шаг Чацкого, всякое его слово
в пьесе тесно связаны с игрой чувства
его к Софье», то есть без любовного
конфликта не случилось бы и общественного.
Но первый заслуживает внимания не только
как причина второго, он, как и все в
произведении Грибоедова, необычен. Его
оригинальность заключается в
нетрадиционности любовного треугольника:
в отличие от классицистических комедий,
где два соперника борются за руку и
сердце своей возлюбленной, в «Горе
от ума» сама девушка, защищая своего
возлюбленного, пытается противостоять
его сопернику. Уже один этот факт
доказывает, что эта девушка, то есть
Софья, не какаято бездумная кокетка, а
довольно сильная личность.

Помимо
того, что любовный треугольник
нетрадиционен, он оказывается еще и
«перевернутым», пародией на
распространенные в сентиментальной
литературе любовные интриги. Так, было
принято изображать девушку, влюбленную
в умного, благородного и чувствительного
разночинца, но поневоле выходящую замуж
за богатого, но ограниченного и недалекого
дворянина. Примером именно такого
любовного конфликта может служить роман
Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»,
главная героиня которого, Юлия д’Энтаж,
влюблена в своего учителя, разночинца
Сен-Пре, но вынуждена выйти замуж за
господина де Вольмара. Грибоедов же
высмеивает сентименталистские традиции,
изображая небогатого разночинца
Молчалина низким и подлым, а дворянина
Чацкого умным, благородным и возвышенным.

Но
чем же тогда объясняется выбор Софьи?
Тут мнения многих критиков расходятся.
Одни больше склоняются к выводу, что
Софья выбрала Молчалина, чтобы отомстить
Чацкому, уехавшему от нее три года назад,
и все же продолжает неосознанно любить
его. Так, например, полагает академик
Нечкина, утверждающая, что Софья –
интересная личность, образ которой
Грибоедов не развил полностью, боясь
затмить тем самым образ Чацкого, и
поэтому «Софья начертана неясно»,
как заметил А.С. Пушкин. Другие же критики
уверяют в обратном, говоря о том, что
Софья просто начитавшаяся французских
романов холодная кокетка, не наделенная
ни особым умом, ни особым чувством.

Но
неясность Софьи еще и художественно
оправдана, так как во многом помогает
связать общественную и любовную интриги.
Так, в первом действии мы не можем
предугадать развязку комедии, шансы у
Чацкого на взаимность Софьи в глазах
читателя еще остаются, мы верим в перемену
ее отношения к старому другу. В сцене
же обморока читатель и зритель узнают
о глубокой и сильной привязанности
Софьи к Молчалину, которую уже можно
назвать и любовью. Становится ясным,
что Чацкому не на что надеяться, но
теперь интерес читателя прикован к
поведению Чацкого, мы следим за тем,
когда же он убедится в бесполезности
попыток завоевать Софью. Одновременно
с этим Чацкий ведет еще и политическую
борьбу, на которую, безусловно, влияют
его любовные переживания, вызванные
поведением Софьи. Неожиданным поворотом
в действии является пущенная именно
Софьей сплетня о сумасшествии Чацкого,
которая делает девушку непосредственной
участницей общественного конфликта и
ставит ее в ряд злейших врагов Чацкого;
именно в этот момент происходит слияние
двух интриг комедии, которые позже
нельзя будет отделить друг от друга.

В
переплетении и дальнейшем слиянии двух
интриг большую роль играет реалистичный
и многогранный характер главного героя,
предстающего перед нами и пылким
любовником, и красноречивым оратором.
Именно его появление и создает живое,
яркое действие. Чацкий сразу начинает
борьбу на двух фронтах, что и приводит
его в конце к «мильону терзаний».
Но не только его отношения с Софьей
влияют на его борьбу с «веком минувшим»,
как уже было сказано, но и его постоянные
столкновения с фамусовским обществом,
вызывающие его злость и раздражение,
делают его дальнейшие беседы с Софьей
столь резкими, ядовитыми и отталкивающими
девушку («Не человек, змея!»).

Помимо
Софьи, еще одним человеком, помогающим
увязать два конфликта воедино, является
Молчалин; он и соперник в любви, и
политический оппонент Чацкого. Разговор
этих двух героев является столкновением
двух антиподов, каждый из которых считает
другого ничтожеством. Молчалин является
олицетворением всей низости и
чинопоклонения фамусовского общества,
что еще больше усиливает горе Чацкого,
так как получается, что именно ненавистное
ему общество отбирает у него возлюбленную
(«А вы! О Боже мой! кого себе избрали?»).

Присутствие
в комедии Грибоедова одновременно двух
интриг вызвало жаркие споры в русской
критике, первым же, кто подробно рассмотрел
тесную связь этих двух сюжетных линий,
был И.А. Гончаров, писавший: «Две
комедии как будто вложены одна в другую…
Когда первая прерывается, в промежутке
является неожиданно другая, и действие
завязывается снова, частная комедия
разыгрывается в общую битву и связывается
в один узел».

Особенности
композиции

Общее
построение произведения

В
«Горе от ума»
четыре действия, или акта.

События
комедии происходят в
доме Фамусова
,
что соответствует  принципуединства
места.
 События
первого действия развертываются на
половине Софьи. События второго действия
– на половине Фамусова. Третье действие
происходит в гостиной, четвертое – в
парадных сенях.

Кроме
того, действие происходит в
течение одного дня
,
что отражает принципединства
времени
.

Своеобразие
сюжета

В
«Горе от ума» две
сюжетные линии
;
они тесно переплетаются в едином
действии. Первая связана с развитием
идейного конфликта, вторая – с развитием
любовной интриги.

Рассмотрим
основные элементы
сценического действия – экспозицию,
завязку, кульминацию, развязку
 –
с учетом того, что в комедии Грибоедова
получает развитие не только любовная
интрига, но и идейный конфликт.

Первое
действие
 комедии
содержит экспозицию.
Мы узнаем о ситуации в доме Фамусова, о
взаимоотношениях Софьи и Молчалина.
Важное место в первом действии
занимает сон,
рассказанный Софьей. В нем раскрываются
представления героини об идеальном
женихе.

Завязку
любовной интриги
 многие
исследователи относят также к первому
действию. Это приезд
Чацкого
.
Главный герой встречает холодность со
стороны своей возлюбленной Софьи и не
может понять, в чем дело. Впрочем,
И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний»
относит завязку любовной интриги ко
второму действию. Критик считает, что
функцию завязки выполняют эпизод падения
Молчалина с лошади и сцена обморока
Софьи.

Кроме
того, в первом же действии «Горя от
ума» намечается и основной
конфликт
,
который носит не только нравственный,
но и идейный характер: сталкиваются
нравственные принципы, взгляды, убеждения
героев. Так, Софье неприятны обличительные
высказывания Чацкого о Москве, о
московских нравах и общих знакомых,
особенно те его замечания, которые
затрагивают Молчалина. «Не человек –
змея», – говорит она о Чацком.

Собственно
же завязка
идейного конфликта
,
по мнению ряда исследователей, 
происходит не в первом, а во
втором действии
 произведения.
Фамусов в ответ на слова Чацкого о
возможном сватовстве к Софье говорит
ему: «Поди-тка послужи». Чацкий отвечает:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Идейный
конфликт нарастает на протяжении всей
первой половины второго действия, до
монолога Чацкого «А судьи кто?»
включительно.

Кроме
того, позиции персонажей раскрываются
в их диалогах. Здесь существенны реплики
не только Фамусова и Чацкого, но и
Скалозуба, который в силу своей
ограниченности не способен произнести
развёрнутый монолог.

Любовная
же интрига выдвигается в центр сценического
действия
 лишь во
второй половине второго акта, в момент
падения Молчалина с лошади
 и
обморока Софьи. Идейный конфликт отходит
здесь на второй план.

Отметим,
что во втором действии идейный
конфликт и любовная интрига
развиваются
 последовательно
и отчасти
независимо друг от друга.

Кульминация в
развитии как идейного конфликта, так и
любовной интриги происходитв
третьем действии
.

сцену
вечера у Фамусова, где центральным
становится мотив
клеветы
.
Софья, раздосадованная насмешками
Чацкого над Молчалиным, пускает слух о
безумии главного героя. Этот
слух
 мгновенно
подхватывается гостями Фамусова
и приобретает
черты политического обвинения.
 Таким
образом, мотив клеветы становится
важнейшей пружиной действия.

Теперь
о развязке
сюжета.
 Что
касается развязки
любовной интриги
,
то она происходит в
середине четвертого действия,
 в
момент разоблачения
Молчалина,
когда
Софья узнает о низости своего возлюбленного.
В результате героиня порывает с ним, а
Чацкий  разочаровывается в Софье.

Развязка
идейного конфликта
 происходит в
самом конце четвертого действия.
Фамусов
изгоняет Чацкого из своего дома. Чацкий
обличает всё московское общество и
заявляет о своей решимости покинуть 
Москву.

О
мастерстве Грибоедова, сумевшего органично
соединить в произведении идейный
конфликт и любовную интригу,
 И.А.Гончаров
писал: «Две комедии как будто вложены
одна в другую. Частная комедия 
разыгрывается в общую битву и связывается
в один узел». Гончаров также замечает:
«Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово
в пьесе тесно связаны с игрой чувства
его к Софье». В самом деле: безответная
любовь Чацкого к Софье объясняет и
присутствие героя в доме Фамусова, и
его раздражение – чувство отвергнутого
влюбленного, и его гневные обличения,
вызванные не только неприятием
фамусовского общества, но и досадой
неудачника в любви.

Роль
монологов

Говоря
о композиции «Горя от ума», важно
отметить роль
обширных монологов
,
прежде всего Фамусова и Чацкого, где
раскрывается сущность взглядов, жизненных
позиций героев.

Например,
из монологов
Фамусова
 во
втором действии комедии («Петрушка,
вечно ты с обновкой…», «Во то-то все вы
гордецы…», «Вкус, батюшка, отменная
манера…») мы узнаем о кумирах этого
героя (Кузьма Петрович, Максим Петрович,
всесильные дамы Ирина Власьевна, Лукерья
Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия
Андревна), о его страстях (чревоугодие,
лесть, волокитство), о его показном
патриотизме. Заключительный монолог
Фамусова («Брат, не финти…») характеризует
его как деспота и самовластного
крепостника.

Монологи
Чацкого
 –
преимущественно обличительные, что
характерно для героя высокой комедии.
В них мы находим яркое выражение идей
либерально настроенной молодежи того
времени. Таковы монологи о Москве («Ну
что ваш батюшка? Все Английского клоба…»)
в первом действии комедии, о «веке
нынешнем и веке минувшем» и «А судьи
кто?» во втором действии, о французике
из Бордо в третьем действии, «Что это?
Слышал ли моими я ушами?..» и «Не
образумлюсь… виноват…» в

Из
монологов, произносимых центральными
персонажами, становится очевидной
непримиримость идейных позиций участников
конфликта.

В
монологах героев мы встречаем большое
число внесценических
персонажей
 (см.
выше). С
их помощью Грибоедов раздвигает
пространственные и временные
границы
 действия,
при этом воссозданная автором картина
жизни России становится шире и
разнообразнее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Конфликт в произведении дубровский сочинение
  • Конфликт в моей жизни сочинение
  • Конфколл как пишется по русски
  • Конфискованное имущество как пишется
  • Конфеты съедены как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии