Император Калигула и его «корабль для удовольствий».
Калигула остался в веках как один из самых жестоких правителей Древнего Рима. Все его грехи нам не дано узнать, но достоверно известно лишь одно: император просто обожал роскошь. Он даже приказал построить самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.
Реконструированный портрет императора Калигулы. | Фото: commons.wikimedia.org.
Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.
Панорама озера Неми. | Фото: en.wikipedia.org.
Один из кораблей озера Неми.| Фото: pinterest.com
На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.
Художественная реконструкция корабля озера Неми. | Фото: hubpages.com.
Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«… десять рядов весел … корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями … на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»
Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы. | Фото: romeartlover.it.
Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми. Фото: commons.wikimedia.org.
Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.
Бронзовые детали корабля Калигулы. | Фото: pinterest.com.
Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.
Галера императора Калигулы на озере Неми. | Фото: catawiki.fr.
В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.
Компьютерная реконструкция облика древнеримского судна Калигулы. | Фото: ru.wikipedia.org.
Римская галера императора Калигулы. Рисунок ХVIII века. | Фото: telegraph.co.uk.
В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».
Останки римского корабля на озере Неми. | Фото: commons.wikimedia.org.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.
Бенито Муссолини на открытии музея. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Корабль Калигулы в музее, 1932 год. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшен
ия сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.
Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.
Роль Калигулы в истории Древнего Рима далеко не однозначна. Он также известен как человек, который помимо всего заставлял придворных делать нелепые татуировки.
Корабли удовольствия Калигула на озере Неми
Две тысячи лет назад римский император Калигула приказал построить две большие плавучие прогулочные баржи на сравнительно небольшом озере Неми, чтобы он мог предаться многим приписываемым ему поркам.
Озеро Неми — это небольшое мелководное кратерное озеро в Альбан-Хиллз, примерно в 30 км к юго-востоку от Рима, которое долгое время было отдыхом римлян, а теперь и итальянцев, от сильной летней жары. Император Калигула, как и его предшественник император Тиберий, любил проводить лето, плавая в озере Неми.
Калигула заказал два больших корабля длиной более 70 метров, которые он намеревался использовать во время своего отдыха. Один корабль был плавающим храмом, посвященным богине Диане. Другой был плавучий дворец удовольствий. Оба корабля были почти одинакового размера, один немного больше другого. Более крупный был назван первичным нефом (первый корабль), а меньший назывался вторым нефом (второй корабль).
Корабли должны были быть находиться на месте, и поэтому у них не было средств передвижения, таких как паруса, хотя и были большие гребные станции с длинными веслами, которые использовались для управления. На кораблях были большие мраморные дворцы, украшенные мозаикой, драгоценными камнями, статуями, мраморной брусчаткой, позолоченной медной черепицей и фруктовыми садами. Дворцы были оборудованы сантехникой и горячая вода в бани доставлялась по свинцовым трубам.
Несмотря на огромные затраты на их строительство, эти роскошные дворцы просуществовали короткое время, скорее всего, год или два, до окончания четырехлетнего правления Калигулы. Он был убит союзом преторианской гвардии, сенаторов и придворных в 41 году нашей эры. Вскоре после его смерти корабли были потоплены намеренно. Они остались на мелководье, на глубине около 20 метров, недалеко от берега, где они были построены и пристыкованы.
Озеро Неми.
Корабли Калигулы исчезли, но не забыты. На протяжении всего средневекового периода местные рыбаки использовали крюки для захвата кусков корабля и мелких артефактов, которые они продавали туристам.
Первая попытка вернуть корабли была заказана папой Просперо Колонна в середине 1400-х годов. Была изготовлена плавучая платформа, и опытные дайверы, привезенные из Генуи, были отправлены на дно. Но корабли были слишком массивными, чтобы поднять их на поверхность. Все, что удалось, это оторвать несколько досок.
Вторая попытка состоялась в 1535 году под руководством Франческо де Марчи. Он лично погрузился в озеро, используя водолазный колокол, и нашел много предметов из мрамора, бронзы, меди и свинца.
Потребуются еще четыреста лет и смелость фашистского диктатора, чтобы снова заняться кораблями.
Бенито Муссолини присутствует на открытии музея, в котором находятся корабли Неми.
В 1928 году Бенито Муссолини приказал осушить все озеро Неми, чтобы корабли могли быть восстановлены. Инженеры возобновили строительство древнеримского подземного водопровода, связывающего озеро с фермами за пределами кратера, и начали перекачивать воду. Пять месяцев спустя первый корабль сломался. Два года спустя второй корабль был обнаружен. К этому времени из озера было удалено более 40 миллионов кубометров воды, а его уровень упал более чем на 20 метров. Затем произошло нечто любопытное. Дно озера, освобожденное от этого огромного веса воды, начало подпрыгивать и извергаться в грязевых потоках. Это заставило дно озера опуститься, угрожая обнаруженным кораблям. Работа была приостановлена почти на год. Вторая попытка осушить озеро была успешной, и оба корабля были освобождены от грязи и осторожно доставлены на сушу, где был построен музей, чтобы разместить их. Музей был открыт в 1936 году.
В ночь на 31 мая 1944 года, менее чем через четыре года после вступления Италии во Вторую мировую войну, музей вместе с обоими кораблями был стерт с лица земли. Неизвестно, начались ли пожары из-за бомбардировок США или поджога Германии. Обе стороны обвиняют друг друга. Корабли были почти полностью уничтожены. Сохранились лишь немного бронзы и других материалов, которые уже были перенесены в римские музеи.
Сегодня в музее существуют только точные копии кораблей.
Император Калигула и его «корабль для удовольствий».
Калигула остался в веках как один из самых жестоких правителей Древнего Рима. Все его грехи нам не дано узнать, но достоверно известно лишь одно: император просто обожал роскошь. Он даже приказал построить самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.
Реконструированный портрет императора Калигулы. | Фото: commons.wikimedia.org.
Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.
Панорама озера Неми. | Фото: en.wikipedia.org.
Один из кораблей озера Неми.| Фото: pinterest.com.
На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.
Художественная реконструкция корабля озера Неми. | Фото: hubpages.com.
Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«… десять рядов весел … корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями … на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»
Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы. | Фото: romeartlover.it.
Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми. Фото: commons.wikimedia.org.
Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.
Бронзовые детали корабля Калигулы. | Фото: pinterest.com.
Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.
Галера императора Калигулы на озере Неми. | Фото: catawiki.fr.
В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.
Компьютерная реконструкция облика древнеримского судна Калигулы. | Фото: ru.wikipedia.org.
Римская галера императора Калигулы. Рисунок ХVIII века. | Фото: telegraph.co.uk.
В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».
Останки римского корабля на озере Неми. | Фото: commons.wikimedia.org.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.
Бенито Муссолини на открытии музея. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Корабль Калигулы в музее, 1932 год. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.
Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.
Роль Калигулы в истории Древнего Рима далеко не однозначна. Он также известен как человек, который помимо всего заставлял придворных делать нелепые татуировки.
«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов и правителей. На этот раз речь пойдет об одном из самых известных и загадочных императоров Римской империи — Калигуле, правившем страной с 37 по 41 год нашей эры. За эти четыре года за монархом прочно закрепилась слава беспощадного деспота, известного своими эксцентричными выходками и любовью к оргиям и убийствам. Он был одержим поддержанием своего имиджа, с каждым днем выдумывая новые способы поразить и унизить окружающих. На это он не жалел ни сил, ни средств из казны.
«Нужно жить или скромником, или цезарем!» — любил повторять один из самых известных императоров Римской империи Калигула. Монарх, обожавший купаться в роскоши, конечно, выбирал второй вариант.
О расточительности Калигулы и его страсти окружать себя всем самым красивым и дорогим слагали легенды. Желая разнообразить свою жизнь, каждый день он придумывал все новые развлечения: то закатывал пиры с диковинными яствами, то отправлялся в бани, где его тело натирали ароматическими маслами. Нередко он переодевался женщиной, носил парики, экзотические наряды, необычные украшения и обувь. Император слыл гурманом, ценившим кулинарные изыски. Блюда ему нередко подавали на золотых листах.
Знал толк в вечеринках
Одним из самых дорогих его развлечений стали корабли для оргий. Галеры в 10 рядов весел с жемчужной кормой, украшенной также драгоценными камнями, с шелковыми парусами пурпурного цвета (в то время он считался самым дорогим и популярным) и большими купальнями являлись по сути плавающими виллами. Здесь были система отопления, храмы и банкетные залы, украшенные мозаикой. Каждый корабль отделывали мрамором, украшали головами мифических существ, а также головами львов и волков.
Модели галер Калигулы в масштабе 1:5 в музее кораблей озера Неми неподалеку от Рима. В музее также хранятся якори и детали корпусов кораблей.
Фото: Adam Eastland / Alamy / Diomedia
«На судах было достаточно салонов, ванн и галерей, росли разные сорта винограда, а также необычные фруктовые деревья», — описывали современники корабли Калигулы.
Галеры спускали на воду в озере Неми, считающемся святым у древних римлян. В то время эти корабли были самыми большими в мире: около 20 метров в ширину и около 70 метров в длину. По данным историков, на этих судах император был частым гостем, участвовавшим не только в оргиях, но и убийствах, и спортивных соревнованиях.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини приказал осушить озеро, чтобы найти корабли. Удалось обнаружить всего два из них, вместе с ними — статуи и украшения с судна, которые разместили в музее. К сожалению, до наших дней они не дожили — были уничтожены во время Второй мировой войны в 1944 году.
Золото, больше золота!
В те дни, когда Калигула не развлекался на кораблях, он придумывал себе все новые занятия. Большой страстью императора было золото. Монарх любил усыпать пол предметами из этого драгоценного металла и ходить по ним босиком. А еще он обожал наряжаться. Лучшие одежды, которые в то время могли предложить портные, были в гардеробе у императора. Вещи из шелка и дорогой парчи, украшенные драгоценностями, нравились ему больше всего.
Было у Калигулы еще одно довольно необычное пристрастие — добавлять в кубок натуральный жемчуг, предварительно растворенный в уксусе. Обычно он это делал на публику на всевозможных банкетах.
Выбирая себе новую резиденцию, монарх в поисках изысков заказывал построить то, что в принципе казалось невозможным. Неудивительно, что он быстро промотал огромный бюджет, оставшийся ему в наследство от дяди — императора Тиберия. Чтобы пополнить оскудевшую казну, Калигула прибегал все к новым ухищрениям. Например, вводил очередные непосильные для населения налоги. Так, свой процент ему отчисляли не только торговцы, но и проститутки. Он объявлял завещания незаконными, изымая имущество усопших, конфисковывал недвижимость у всех осужденных. Римляне терпели сумасшедшие и жестокие выходки императора в течение четырех лет. А ведь до этого подобное поведение казалось невозможным.
Милый мальчик в красивых сапогах
Первые годы жизни будущего императора прошли в военных лагерях. Его родители, мечтая завоевать любовь солдат, наряжали сына в военную одежду. Специально для него сшили крохотные сапожки, особенно нравившиеся воякам. Они и прозвали будущего властелина Калигулой — «сапожком».
Изначально народ ликовал, когда на престол взошел 24-летний Гай Калигула: его отца в народе очень любили, а военные помнили его еще милым мальчиком, рассекавшим в умильной обувке.
Новоиспеченный император поначалу тоже отвечал народу взаимностью: миловал осужденных и сосланных, пытался восстановить народные собрания, облегчал налоги и многим, пострадавшим от различных бед, возмещал убытки, отменил цензуру, существовавшую во времена его дяди, а также завершил строительство храма Августа.
Конная статуя Калигулы. Британский музей, Лондон.
Фото: Wikipedia
Для улучшения водоснабжения Рима в первые месяцы его правления были заложены два акведука, особое внимание он уделял состоянию дорог.
Ликование народа продолжалось недолго: уже через восемь месяцев император заболел. Многие предполагают, что дали знать о себе детские психические травмы. Выздоровевший монарх стал вести себя совершенно иначе, с каждым днем все больше и больше теряя рассудок.
Вначале Калигула решил придумать себе различные эпитеты, которыми его должны были величать. Так, он стал «Цезарем благим и величайшим», «отцом войск», «сыном лагеря», «благочестивым». Культ личности императора не знал пределов — он решил сравнить себя с божеством, приказав привезти скульптуры Юпитера и заменить головы изваяний на изображение своей головы. Но и этого ему показалось мало.
Так, в Риме он построил храм имени себя. В его центре появилась золотая статуя Калигулы ростом с самого императора. Одевали монумент в те же вещи, что носил монарх. Что касается жертвоприношений, то если в обычные храмы приносили тушу заколотого быка, то здесь в жертву надо было приносить фламинго и павлинов.
Старое доброе ультранасилие
Ходили слухи, что Калигула был невероятно жесток. Одержимый убийствами и мучениями людей, он с каждым днем придумывал все новые издевательства. Так, новые законы император предпочитал вешать в труднодоступных местах, заставляя писать их крайне мелким почерком. Таким образом, многие римляне и вовсе не понимали, что они на этот раз нарушили. Монарх мог также запретить зрителям заходить под навесы над ареной Колизея, заставляя их изнывать от жары во время различных спортивных состязаний.
Император подобные мероприятия просто обожал, наблюдая за происходящим с лучшей трибуны. Больше всего ему нравились гонки на колесницах, в которых он порой принимал участие. Однажды он выступал в качестве гладиатора. Его противника вооружили деревянным ножом. В определенный момент сопернику было велено упасть, когда он так и сделал, Калигула зарезал его кинжалом и побежал по стадиону с победной пальмовой ветвью в руках.
Помимо гладиаторских сражений, монарх любил выступать на сцене в качестве певца или танцовщика, обожал он и театральные постановки, проводя много времени с актерами. Любовь к искусству он старался привить и римлянам, правда, довольно странным способом: не разрешал зрителям выходить до окончания представления, а тех, кто шумел во время спектакля, велел бить плетью.
«Я маленькая лошадка, но стою очень много денег»
При довольно жестоком отношении к людям Калигула обожал лошадей, любимчиком императора был гнедой конь по имени Incitatus (Быстроногий). Жизни этого животного завидовали многие: у него была кормушка из слоновой кости, украшенный драгоценными камнями воротник, а также одеяла из самых дорогих тканей в Древнем Риме и даже собственный дом, обставленный дорогой мебелью, и свои рабы. Воду коню подавали в золотых кубках.
Демонический образ императора Калигулы всегда был привлекателен для режиссеров. Одним из самых известных фильмов об императоре стал эротический фильм «Калигула» Тинто Брасса. Роль императора исполнил Малькольм Макдауэлл
Кадр: фильм «Калигула»
Глядя на самодурство и жестокость императора, сложно поверить, что он был одним из образованнейших людей своего времени: блестящим оратором, в совершенстве знавшим не только родной латинский, но и древнегреческий.
Что касается внешности монарха, то жители Древнего Рима не считали его красавцем. «Омерзительная бледность, выдающая безумие, дикий взгляд глубоко спрятанных под старческим лбом глаз, безобразная голова неправильной формы с торчащими там и сям волосенками, шея, заросшая толстенной щетиной, тонюсенькие ножки и чудовищно громадные ступни», — так описывал императора его современник римский философ-стоик Сенека.
Тело Калигулы было довольно волосатым, в то время как голова рано стала лысеть. Стараясь максимально скрыть это от окружающих, он издал закон, запрещающий кому-либо смотреть сверху вниз на него или быть выше.
Где слухи, а где правда
Историки утверждают, что император отличался довольно развращенной фантазией. В частности, древнеримского монарха подозревают в том, что он сожительствовал с тремя своими сестрами. Доподлинно это неизвестно. Подтверждается только то, что одну из них — Юлию Друзиллу — он действительно любил. Ее изображение печатали на местных монетах. Ходили слухи, что именно ее он собирался сделать своей наследницей. После внезапной кончины сестры император долго не мог прийти в себя от горя. Свою единственную дочь он назвал в честь сестры — Юлией Друзиллой.
Прожила девочка недолго. Ее убили вместе с матерью Цезонией и отцом, когда ей было меньше года. Калигула погиб, как и Юлий Цезарь, от рук заговорщиков. Императора подкараулили, когда он шел к баням, и нанесли ему 30 ножевых ранений.
Одной из наиболее сенсационных археологических находок ХХ века стало обнаружение кораблей римского императора Калигулы на дне озера Неми в Италии. Корабли имели огромные размеры и были построены как роскошные плавучие дворцы. Благодаря современной технике их удалось извлечь из озёрного ила и внимательно изучить. Хотя сами корабли погибли во время Второй мировой войны, полученная информация даёт ключ к пониманию римского судостроения.
Озеро Неми и его сокровища
Озеро Неми находится в Альбанских горах в 30 км к юго-востоку от Рима. Его площадь составляет 1,67 км², максимальная глубина достигает 33 м. Оно образовано кратером старого вулкана, а его название происходит от латинского слова «роща». В древности этот район был связан с богиней Дианой: здесь располагался её храм, жрец которого мог занять должность, лишь убив своего предшественника голыми руками. Озеро тогда называлось Speculum Dianae, то есть «Зеркало Дианы». Стены кратера защищают его от ветра. Римские богачи любили отдыхать в этом месте из-за свежего воздуха и прохлады, смягчавшей летний зной. Когда-то здесь находилась вилла, принадлежавшая Юлию Цезарю, а сумасбродный император Калигула приказал построить на озере два огромных судна, которые использовались как плавучие дворцы. Когда развлечение ему наскучило, он распорядился их затопить.
Легенда о затонувших кораблях, якобы полных сокровищ, ходила среди местных рыбаков на протяжении столетий. В 1446 году ею заинтересовался кардинал Просперо Колонна, владевший окрестностями Неми. Заручившись поддержкой архитектора-гуманиста Леона Баттиста Альберти и помощью опытных генуэзских водолазов, он действительно обнаружил остатки огромного корабля, предположительно 71 м в длину и 21 м в ширину, лежавшего недалеко от берега на дне озера на глубине 18,3 м. Глубина оказалась слишком большой, чтобы можно было организовать спасательные работы. При помощи верёвок с крючьями, которые опускались на дно с плавучей платформы, рабочим удалось поднять наверх несколько досок обшивки. Изучив находки, Альберти выяснил, что дерево, из которого был построен корабль, снаружи было покрыто листами свинца, что уберегло его от разрушения на протяжении почти полутора тысяч лет.
В 1535 году военный архитектор и инженер Франческо Де Марчи из Болоньи совершил несколько погружений к затонувшему судну, используя изобретённый им самим деревянный водолазный колокол со стеклянным иллюминатором. Он смог вполне точно определить размеры корпуса корабля и степень его сохранности. На поверхность были подняты несколько мраморных плит, ряд предметов из бронзы и свинца, а также большое количество деревянных балок и досок. Дальнейшие исследования не проводились. Найденные предметы со временем были утеряны, и их нынешняя судьба остаётся неизвестной.
Следующая попытка добраться до судна была предпринята спустя три столетия, в 1827 году. Аннезио Фускони спустился под воду при помощи снабжённого воздушным насосом водолазного колокола Галлея. Он извлёк из воды множество мелких предметов, которые впоследствии разошлись на сувениры. Чтобы поднять наверх сам корабль, Фускони построил огромную плавучую платформу. Работе помешала плохая погода, вдобавок быстро выяснилось, что заведённые под корпус тросы имели недостаточную прочность. Пока Фускони искал им замену, местные жители разобрали платформу на дрова. От продолжения проекта пришлось отказаться.
Первые исследования
В 1895 году торговец римскими древностями Элисео Борги заручился согласием семьи Орсини, владевшей окрестными землями, и при поддержке Министерства образования начал систематическое изучение дна озера. 18 ноября он обнаружил второе судно, хотя до этого считалось, что речь идёт лишь об одном корабле. Ещё одной удачей стала находка свинцовых труб, на которых хорошо читалось имя императора Калигулы, что позволило точно датировать корабль и увязать его с историческим контекстом. Борги поднял на поверхность множество ценных предметов, в том числе части бронзовых водопроводных труб, фрагменты мозаичных секций, бронзовые протомы (фигуры) хищников с продетыми в их пасти кольцами, фрагменты бронзовой балюстрады и т.д. Все находки были выставлены в музее Орсини, а впоследствии их приобрёл Национальный музей в Риме. Другие предметы были украдены и попали на чёрный рынок антиквариата.
Устаревшие методы охоты за сокровищами и просачивавшаяся в прессу информация о хищениях повлекли за собой вмешательство официальных инстанций. 15 ноября 1895 года Фелис Барнаби, генеральный директор Департамента древностей и изобразительного искусства, направил в Министерство образования отчёт, в котором требовал прекратить поиск сокровищ в водах Неми из-за угрозы разрушения ценнейшего памятника. Отчёт Барнаби возымел действие, и все работы были прекращены. Одновременно Министерство образования обратилось к ВМФ Италии с просьбой провести техническую экспертизу обоих судов и оценить перспективы их спасения. Между 1895 и 1896 годами морской инженер Витторио Малфатти произвёл топографическую съёмку дна озера и определил точное местоположение, размеры и состояние обоих кораблей. Он категорически отверг идею поднять корабли при помощи плавучей платформы и тросов, как предлагали его предшественники. Единственным способом сохранить корабли целыми, по его убеждению, было частичное понижение уровня озера. К сожалению, ни технических возможностей, ни финансов для реализации такого проекта на тот момент не имелось.
Подъём кораблей
Вновь к этой идее вернулись лишь 30 лет спустя. С приходом к власти фашистского правительства великое прошлое Древнего Рима становилось частью государственной идеологии. В 1926 году Муссолини решил устроить из спасения двух кораблей со дна озера гигантский пропагандистский спектакль. Была создана правительственная комиссия под руководством археолога и сенатора Коррадо Риччи, которая согласилась с выводами, ранее сделанными Малфатти, и рекомендовала понизить уровень озера на 22 м. Для этого требовалось откачать 40 млн кубометров воды. В 1927 году Муссолини одобрил проект и привлёк к его реализации все наличные силы армии, флота и промышленности. Была инициирована национальная кампания по сбору финансов. Общее руководство проектом осуществлял Гвидо Учелли, директор миланской компании по производству насосов и гидротурбин. Он восстановил подземный римский водовод, через который при наводнениях сбрасывался излишек воды из озера. Этот канал был соединён с плавучей насосной платформой.
Короткий фильм о раскопках кораблей на озере Неми в 1928–1932 годах
20 октября 1928 года Муссолини в сопровождении нескольких министров лично запустил работу насосов, которые должны были выкачивать воду из озера. 2250 л воды в секунду проходили по четырём трубам и поступали в большой резервуар, располагавшийся у входа в римский канал. Этот канал имел длину 1653 м и градиент 12,63 м. По нему вода поступала в другой рукотворный канал, который соединялся с морем. В конце марта следующего года, когда уровень воды упал на 5,25 м по сравнению с первоначальным уровнем, на берегу ниже первой была построена вторая насосная станция. Попытки укрепить рельеф вокруг её платформы потерпели неудачу, и тогда военные инженеры предложили установить два больших насоса на плавучей платформе, которая соединялась с основной насосной станций на берегу армированными резиновыми шлангами. Этот план был реализован в середине мая 1929 года. Получившаяся конструкция оказалась настолько удачной, что с небольшими нововведениями сохранялась до конца операции.
Извлечённый из ила корпус судна на берегу озера. Снимок 1932 года.
commons.wikimedia.org
Проблема консервации
28 марта 1929 года первый корабль показался из воды, а 7 сентября он уже находился на берегу. Корпус судна очистили от ила и установили вокруг него огромную деревянную раму, при помощи которой должна была осуществляться его дальнейшая транспортировка. Судьба второго корабля долгое время оставалась под вопросом. Его корпус также отлично сохранился, включая поддерживавшие палубу балки и боковые надстройки для размещения гребцов и вёсел. В конце концов после долгих обсуждений его также решили спасти. Остановленные было насосы вновь заработали на полную мощность. В январе 1930 года корпус второго корабля полностью вышел из воды, но из-за ряда неблагоприятных природных обстоятельств и возникших при этом технических проблем извлечь его из ила и транспортировать в безопасное место на берегу удалось лишь в октябре 1932 года.
Помимо двух больших кораблей на дне озера была также найдена 10-метровая лодка с заострённым носом и квадратной кормой. Груз камней на борту свидетельствовал о её сознательном затоплении. Считается, что это произошло в то же самое время, когда были затоплены и оба больших корабля.
Чтобы предохранить древесину от высыхания, на берегу оба корабля обложили мокрой тканью. Это не дало нужного эффекта, поскольку из-за воздействия солнца и воздуха древесина всё равно высыхала слишком быстро и расслаивалась. Тогда комиссия решила использовать метод, который музей Осло применял для сохранения судов викингов. Их консервация осуществлялась путём покрытия корпуса кораблей древесной смолой, разбавленной растворителями. Процедура повторялась до десяти раз. Для успеха операции корабли были частично разобраны на отдельные компоненты и собраны после их обработки. Для защиты от непогоды их поместили в два ангара, построенные из дерева и просмоленного холста. Для постоянного хранения на берегу озера между 1933 и 1939 годами по проекту архитектора Витторио Баллио Морпурго был построен Музей римских кораблей. Оба корабля были отбуксированы туда в конце 1935 года. Для посетителей двери музея открылись 21 апреля 1940 года.
Корабли и их устройство
Первый найденный корабль имел 70 м в длину и 20 м в ширину. Общая форма корпуса кажется более округлой и широкой в кормовой части и более узкой на носу. Размеры второго корабля даже больше: 73 м в длину и 24 м в ширину. Для постройки кораблей использовалась древесина различных пород. Внешняя обшивка была выполнена из сосновых досок, киль и внутренний каркас — из древесины дуба. Обшивались корабли вгладь, то есть вначале из обтёсанных и пригнанных друг к другу досок собирался внешний корпус, в который затем изнутри вставлялся рёбра шпангоутов. Доски наружной обшивки соединялись друг с другом торцами встык при помощи плоских деревянных шипов. Последние удерживались на месте деревянными гвоздями-нагелями. Рёбра каркаса крепились при помощи бронзовых гвоздей, вколачивавшихся с наружной стороны и загибавшихся вовнутрь. Нижняя часть корпуса для защиты от влаги была покрыта шерстяной тканью, пропитанной смесью битума и смолы, а затем обита снаружи свинцовыми листами толщиной 1 мм. Такая обшивка хорошо защищала корпус от обрастания моллюсками, однако в пресной воде озера Неми столь дорогостоящая технология была избыточной.
Такая технология постройки была типовой для многорядных гребных судов того времени. Светоний, описывавший увеселительные корабли Калигулы, называл их «либурнскими галерами» и сообщал, что они приводились в движение десятью рядами вёсел. Гребцы должны были размещаться частично внутри корпуса, частично в боковых к нему пристройках. На корабле №1 эти пристройки были сильно разрушены, и их реконструкция остаётся гипотетичной. Второй корабль в той модификации, в которой он был найден, вовсе не имел двигательной системы. Вероятно, его приводили в движение протянутым с берега тросом или буксировали за гребными лодками. Корабли управлялись при помощи крепившихся на корме 11-метровых рулевых вёсел. Корабль №1 имел пару таких вёсел, корабль №2 — даже две пары. Важной деталью руля был румпель — деревянная поперечина, крепившаяся у верхнего конца руля, что облегчало его поворот вокруг своей оси. На месте корабли удерживались при помощи нескольких найденных здесь же 5-метровых якорей адмиралтейского типа.
Предназначение кораблей
Светоний упоминал, что построенные Калигулой корабли имели огромные пиршественные покои, купальни, портики и даже сады, то есть представляли собой настоящие плавучие дворцы. Все эти постройки превратились в груды кирпичей и другого строительного мусора, найденного внутри корпусов обеих судов. Хотя при затоплении все постройки оказались разрушены, мы можем судить об их расположении по поддерживающим конструкцию добавочным поперечным балкам и распределению балласта внутри корпуса. Можно предположить, что на первом из кораблей надстройки, по-видимому, состояли из двух основных блоков по два здания в каждом, воздвигнутых на обеих оконечностях судна. На втором корабле надстройка, похоже, была сделана с основной секцией в середине судна, массивным зданием на корме и меньшим в носовой части. Внутренние помещения были роскошно украшены, черепичную крышу поддерживали мраморные колонны, пол покрывала мозаика. Находка труб и насосов говорит о наличии водопровода, который обслуживал бассейн или фонтан. Кирпичи особой конструкции указывают на систему подогрева полов и, возможно, на имевшуюся здесь же баню. Согласно наиболее распространённой интерпретации, одно из судов являлось плавучим дворцом, а другое являлось храмом.
Историки спорят, зачем Калигуле понадобились два таких больших корабля на столь маленьком озере. Наиболее убедительная гипотеза гласит, что так он стремился превзойти правителей древности, строивших для себя гигантские корабли. Одним из плавучих чудес света была «Сиракузия», которую тиран Гиерон II (275–215 годы до н.э.) построил для демонстрации своего богатства и технических возможностей. Размеры судна, возможно, составляли 110 м в длину и 14 м в ширину, а его грузоподъёмность оценивается в пределах 1600–1800 т. Корабль был оборудован роскошными каютами и другими помещениями, обильно украшенными картинами, статуями и мозаиками из мрамора. Из-за огромных размеров принять такое судно в гавань могли лишь несколько крупнейших портов Средиземноморья, поэтому «Сиракузия» в основном стояла пришвартованной к берегу. Когда дорогостоящая игрушка ему надоела, Гиерон II подарил корабль египетскому царю Птолемею III Эвергету.
Судьба кораблей
Судьба кораблей из озера Неми сложилась трагично. Во время Второй мировой войны, в ночь на 1 июня 1944 года, их уничтожил пожар. Обстоятельства этого дела до сих пор покрыты тайной. По одной из версий, причиной возгорания стали бомбардировки США и их союзников. По другой, музей подожгли отступавшие немецкие солдаты. Экспозиция выгорела полностью. Уцелели только отдельные предметы из бронзы, обуглившиеся фрагменты дерева и некоторые материалы, хранившиеся в Национальном музее в Риме. Бетонный корпус пострадал незначительно. К счастью, сохранившиеся многочисленные документы, фотографии и рисунки позволили достаточно полно восстановить внешний облик находок. Две модели, выполненные в масштабе 1:5, были построены на военно-морской верфи Неаполя для современной экспозиции, которая открылась в старом здании в 1953 году. После обширной реструктуризации музей был открыт 15 декабря 1988 года. Последний раз реконструкция выставки проводилась в 2000-2001 годах.
В 1995 году инженер Марко Бонино и местная ассоциация Dianae Lacus инициировали проект строительства полноразмерной копии римского корабля № 1. Проект поддержал фонд Naves Nemorenses Foundation. Большую часть средств предоставил инженер Умберто Учелли, сын Гвидо Учелли, который руководил спасением двух кораблей в 1927–1932 годах. В 2001 году на верфи Торре-дель-Греко была изготовлена копия корабельного киля. Её перевезли в Неми, где планировалось построить остальную часть судна. Предполагаемая окончательная стоимость проекта должна была составить 7,2 млн евро. Несмотря на ряд громких заявлений, в 2004 году работа была заморожена и продолжения в настоящий момент не имеет.
Литература:
- Де Капм, Л.С. Корабли из озера Неми // Наука и жизнь. — 1971. — №. 4. — С. 130–132.
- Ханке, Х. Люди, корабли, океаны. — Л.: Судостроение, 1976.
- Carlson, D.N. Caligula’s Floating Palaces // Archaeology. — 2002. — Vol. 55.
- Bockius, R. Schifffahrt und Schiffbau in der Antike. — Stuttgart, 2007.
- Casson, L. Ships and seamanship in the Ancient World. — Princeton, 1971.
- Wolfmayr-Dobrowsky, S. Die Schiffe vom Lago di Nemi. Diplomarbeit. — Graz, 2009.
Источник
«Корабль для удовольствий»: как развлекался император Калигула
Автор:
22 апреля 2017 22:50
Калигула остался в истории одним из трех самых жестоких римских императоров, которого обвиняли во всех возможных грехах. Как все было на самом деле, уже не узнать. Достоверно известно лишь одно: император очень любил роскошь. Он даже построил самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.
Реконструированный портрет императора Калигулы. | Фото: commons.wikimedia.org.
Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.
Панорама озера Неми. | Фото: en.wikipedia.org.
Один из кораблей озера Неми.| Фото: pinterest.com.
На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.
Художественная реконструкция корабля озера Неми. | Фото: hubpages.com.
Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«… десять рядов весел … корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями … на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»
Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы. | Фото: romeartlover.it.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/220417/34243/
Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми. Фото: commons.wikimedia.org.
Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.
Бронзовые детали корабля Калигулы. | Фото: pinterest.com.
Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.
Галера императора Калигулы на озере Неми. | Фото: catawiki.fr.
В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.
В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.
Римская галера императора Калигулы. Рисунок ХVIII века. | Фото: telegraph.co.uk.
В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».
Останки римского корабля на озере Неми. | Фото: commons.wikimedia.org.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.
Корабль Калигулы в музее, 1932 год. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Бенито Муссолини на открытии музея. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.
Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.
Источник:
Ссылки по теме:
Капризный император Калигула, который, говорят, сделал своего любимого коня Инцитата сначала гражданином Рима, затем сенатором и после этого занес его в список кандидатов на консула, имел обыкновение плавать под парусом на своих захватывающих судах по озеру Неми, недалеко от того места, где стояла его статуя, потворствуя своим чувственным наклонностям…
С первых дней царствования Калигулу влекло озеро Неми со священным храмом Дианы. Само озеро известно как «зеркало Дианы», ее культ как Артемида в Греции зародился очень давно. Ее связывают с ритуалом посвящения и превращения.
Вулканическое озеро Неми, к югу от Рима. По этому озеру плавал император Калигула на своих гигантских «лодках любви».
Этим чувственным культом овладел Калигула, он велел построить дворец для поклонения возле святилища богини. Культ Дианы позволял ему придаваться кровопролитию и извращениям под видом религиозного поклонения. Озеро Неми было для этого идеальным местом. Дворца было недостаточно, и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле.
Согласно его указаниям первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, второй роскошным прогулочным судном для развлечений императора и его гостей. Калигула желал, чтобы большие корабли служили украшением озера. Письменных источников об их постройке, эксплуатации и гибели нет; историки приписывают корабли именно Калигуле, исходя из его репутации и из маркировки найденных на кораблях предметов.
Поблизости была построена верфь. В постройке принимали участие лучшие из лучших инженеров. Требования к кораблям были крайне сложны: низкая осадка, и в то же время они должны быть достаточно широкими, чтобы держать равновесие под тяжелой надстройкой. Строительная технология была самой передовой.
Особенностью были серия голов животных из бронзы — к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте.
Находка двух гигантских прогулочных кораблей построенных во время безумного римского императора Калигулы заставило историков пересмотреть свои взгляды на античность.
Роскошные корабли прежде не находили никогда. Когда два судна подняли на поверхность озера, стали видны их истинные размеры. Они заставили переписать историю и взглянуть на неугомонную роскошь императоров. Корабли имели около 70 м в длину и 20 м в ширину. Беря во внимание одномильное озеро Неми — корабли были огромны.
Но более удивительным было качество их исполнения и технологии. Там были мраморные полы, водопровод с горячей и холодной водой. Это были плавучие дворцы с позолотой, мозаичными полами, а с другой стороны они отражали технические возможности римских судостроителей.
Калигула стал императором в возрасте 25 лет. Власть и богатство сделали свое дело. Он заслужил репутацию жестокого садиста тративший богатство ради наслаждения и удовлетворения собственных чувств. Но его слабостью было море, он являлся потомком известных моряков двумя поколениями ранее.
Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну.
Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала беспрекословно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет.
Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии. В движение суда приводились при помощи сотни гребцов.
Согласно римскому историку Светонию, «лодки любви» были усеяны драгоценными камнями и имели достаточно места для бань, портиков, столовых, виноградников и фруктовых деревьев. Калигула мог пролежать весь день на любимом корабле, внимая хоровому пению и наслаждаясь танцами.
Суда были уничтожены после того, как 29-летний император был убит в своем дворце на холме Палатин в Риме своей собственной охраной. Имперские корабли были затоплены в рамках «damnatio memoriae» (лат. «проклятие памяти» — особая форма посмертного наказания в Древнем Риме для государственных преступников).
После четырнадцати веков забвения остовы кораблей были обнаружены кардиналом Просперо Колонна в 1444 году. Кардинал узнал, что на дне озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбаво лежит остов огромного корабля. Рыбаки этой местности, издавна окутанной атмосферой тайны и легенд, часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. Местные жители использовали древесину как топливо, металл же шел в переплавку на инструменты и оружие.
Кардинал, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля.
Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм. Этот костюм, вернее, деревянный колокол, усиленный металлическими обручами, подвешивался на борту лодки и прикрывал верхнюю часть тела водолаза. С помощью такого устройства отважный де Марчи спустился на дно и стал одним из первых людей, испытавших на себе кесонную болезнь.
Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной. Массу неприятностей доставили ему сонмы мелких рыбешек, которые плавали вокруг него, покусывая ее защищенные колоколом части тела. Так, же, как и Альберта, де Марчи попытался поднять корабль, но тоже безуспешно: он нанес лишь дополнительные повреждения корпусу.
В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и освободил затонувшие корабли от всего самого ценного, крюками ободрав с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций.
В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину.
Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.
Исследования, проведенные в 20-х годах водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом. После детального исследования барок Калигулы итальянское правительство приняло решение, что они есть национальное достояние, и в 1927 году Муссолини распорядился приступить к подъему.
В техническом отношении операция подъема не казалась особенно трудной. Соседнее с Неми озеро Альбано лежит несколько ниже по уровню. Предполагалось прорыть канал от одного озера к другому, слить в Альбано воды озера Неми и вытащить корабли Калигулы на берег. Операция началась в 1927 году и закончилась в 1932-м. Для осушения Неми рыть канал не пришлось: археологи обнаружили древний дренажный тоннель, который и был использован для осушения.
Откачка началась 20 октября 1928 года. Находкам предстояло потрясти мир. Оба корабля предстали впервые за 2000 лет. Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли.
На дне были найдены хорошо сохранившиеся остовы кораблей. Корабль с тараном достигал 234 фута (71,3 м) в длину в целом и 220,96 фута (67,35 м) по ватерлинии. Ширина корабля была 65,6 фута, осадка 6,2 фута (1,9 м).
Другой корабль, без тарана, имел длину 213,2 фута (65 м), ширину 77,4 фута (23,6 м), осадка его равнялась примерно 6,5 фута (2 м). На большем весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось 4-5 гребцов. На меньшем судне не было ни апостиков, ни весел. По всей видимости, его буксировали большим судном или флотилией гребных лодок.
Реставрация кораблей после подъема
После того, как вода из Неми была спущена, на его илистом дне проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения.
Было поднято и отреставрировано очень много предметов того времени. Были найдены насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий: головы зверей с причальными кольцами, статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула.
Бронзовые головы животных
Одной из самых удивительных находок стали две уникальные вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе.
Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.
Оригинальный механизм с шаром с корабля Калигулы
Заслуживает удивления и устройство для подъема якорей, в его конструкции применен кривошипно-шатунный механизм. По всей вероятности, это первый пример использования кривошипно-шатунного механизма, если не считать ручной мельницы.
На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, изготовленный из дуба,— классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком. Другой якорь тоже из железа и дерева по конструкции напоминал якоря, появившиеся в голландском флоте в XVIII веке.
Якоря с корабля Калигулы
Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э.
На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты. Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Авгуегуса Германикуса».
Это полное имя Калигулы, который царствовал до 41 года. Некоторые другие надписи указывают на то, что барки были построены в царствование преемника Калигулы Клавдия (годы правления 41—54). Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Возможно, они были специально затоплены, чтобы стереть память о ненавистном императоре.
Для необыкновенной находки итальянское правительство построило огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались после консервации в 1944 году.
После реставрации много людей хотели посмотреть на корабль Калигулы
31 мая — 1 июня 1944, во время отступления немецких войск, музей и корабли были уничтожены пожаром. Следствие установило лишь косвенную связь между пожаром и действиями немецких войск (немецкая батарея, расположенная в 150 м от музея, была названа вероятной причиной «случайного» пожара).
Вид музея после пожара
Ныне посетители восстановленного музея вынуждены довольствоваться осмотром полупустого музея с макетами знаменитых кораблей, исполненных в масштабе 1:5.
Так были найдены, а потом потеряны для истории самые крупные и хорошо сохранившиеся римские корабли.
Утрата огромных кораблей воистину не поправима. На сегодняшний день музей восстановлен частично, но он все равно выглядит пустым. У археологов есть огромное желание восстановить в точности хотя бы один из кораблей. И если их планы осуществляться, то корабли-храмы когда-нибудь вновь выйдут в озеро.
В палацио Массимо в Риме в одном из залов экспонируются бронзовые украшения с этих кораблей, рулевые части, крепежи балок. Назначение некоторых деталей неизвестно.
В Италии представили статую Калигулы, которая была обнаружена полицейскими во время захвата банды черных копателей, проводивших незаконные раскопки вблизи озера Неми к югу от Рима.
Мраморная статуя возрастом 2 тыс. лет сохранилась не полностью. От нее остались лишь левая часть и голова. Калигула изображен сидящим на троне в калигах – обуви римских легионеров.
Хотя «лодки любви» потеряны навсегда, Калигула вернётся в музей римских кораблей на озеро Неми. Его колоссальная статуя, очищенная от земли, которая покрывала ее в течение двух тысячелетий будет надолго показана в музее.
Нет достоверных исторических сведений, что император Калигула был сумасшедшим, фантастически жесток и особенно сексуально распущен. После фильма о «монстре» Калигуле из одноименного фильма Тинто Брасса, у многих сложилось мнение, что так оно и было на самом деле.
Но современные исследования показывают, что это был ранимый, либерально настроенный мечтатель, плохой политик и никудышный администратор. Калигула пал жертвой эпохи, которая была жестокой и не прощала ошибок даже императорам. И даже после его смерти.
Император Калигула и его «корабль для удовольствий».
Калигула остался в истории одним из трех самых жестоких римских императоров, которого обвиняли во всех возможных грехах. Как все было на самом деле, уже не узнать. Достоверно известно лишь одно: император очень любил роскошь. Он даже построил самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.
Реконструированный портрет императора Калигулы. | Фото: commons.wikimedia.org.
Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.
Панорама озера Неми. | Фото: en.wikipedia.org.
Один из кораблей озера Неми.| Фото: pinterest.com.
На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.
Художественная реконструкция корабля озера Неми. | Фото: hubpages.com.
Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«… десять рядов весел … корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями … на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»
Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы. | Фото: romeartlover.it.
Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми. Фото: commons.wikimedia.org.
Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.
Бронзовые детали корабля Калигулы. | Фото: pinterest.com.
Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.
Галера императора Калигулы на озере Неми. | Фото: catawiki.fr.
В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.
Компьютерная реконструкция облика древнеримского судна Калигулы. | Фото: ru.wikipedia.org.
Римская галера императора Калигулы. Рисунок ХVIII века. | Фото: telegraph.co.uk.
В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».
Останки римского корабля на озере Неми. | Фото: commons.wikimedia.org.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.
Корабль Калигулы в музее, 1932 год. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Бенито Муссолини на открытии музея. | Фото: rarehistoricalphotos.com.
Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.
Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.
источник
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
И не забудьте: Подписаться на мой Instagram
Одной из наиболее сенсационных археологических находок ХХ века стало обнаружение кораблей римского императора Калигулы на дне озера Неми в Италии. Корабли имели огромные размеры и были построены как роскошные плавучие дворцы. Благодаря современной технике их удалось извлечь из озёрного ила и внимательно изучить. Хотя сами корабли погибли во время Второй мировой войны, полученная информация даёт ключ к пониманию римского судостроения.
Озеро Неми и его сокровища
Озеро Неми находится в Альбанских горах в 30 км к юго-востоку от Рима. Его площадь составляет 1,67 км², максимальная глубина достигает 33 м. Оно образовано кратером старого вулкана, а его название происходит от латинского слова «роща». В древности этот район был связан с богиней Дианой: здесь располагался её храм, жрец которого мог занять должность, лишь убив своего предшественника голыми руками. Озеро тогда называлось Speculum Dianae, то есть «Зеркало Дианы». Стены кратера защищают его от ветра. Римские богачи любили отдыхать в этом месте из-за свежего воздуха и прохлады, смягчавшей летний зной. Когда-то здесь находилась вилла, принадлежавшая Юлию Цезарю, а сумасбродный император Калигула приказал построить на озере два огромных судна, которые использовались как плавучие дворцы. Когда развлечение ему наскучило, он распорядился их затопить.
Легенда о затонувших кораблях, якобы полных сокровищ, ходила среди местных рыбаков на протяжении столетий. В 1446 году ею заинтересовался кардинал Просперо Колонна, владевший окрестностями Неми. Заручившись поддержкой архитектора-гуманиста Леона Баттиста Альберти и помощью опытных генуэзских водолазов, он действительно обнаружил остатки огромного корабля, предположительно 71 м в длину и 21 м в ширину, лежавшего недалеко от берега на дне озера на глубине 18,3 м. Глубина оказалась слишком большой, чтобы можно было организовать спасательные работы. При помощи верёвок с крючьями, которые опускались на дно с плавучей платформы, рабочим удалось поднять наверх несколько досок обшивки. Изучив находки, Альберти выяснил, что дерево, из которого был построен корабль, снаружи было покрыто листами свинца, что уберегло его от разрушения на протяжении почти полутора тысяч лет.
В 1535 году военный архитектор и инженер Франческо Де Марчи из Болоньи совершил несколько погружений к затонувшему судну, используя изобретённый им самим деревянный водолазный колокол со стеклянным иллюминатором. Он смог вполне точно определить размеры корпуса корабля и степень его сохранности. На поверхность были подняты несколько мраморных плит, ряд предметов из бронзы и свинца, а также большое количество деревянных балок и досок. Дальнейшие исследования не проводились. Найденные предметы со временем были утеряны, и их нынешняя судьба остаётся неизвестной.
Следующая попытка добраться до судна была предпринята спустя три столетия, в 1827 году. Аннезио Фускони спустился под воду при помощи снабжённого воздушным насосом водолазного колокола Галлея. Он извлёк из воды множество мелких предметов, которые впоследствии разошлись на сувениры. Чтобы поднять наверх сам корабль, Фускони построил огромную плавучую платформу. Работе помешала плохая погода, вдобавок быстро выяснилось, что заведённые под корпус тросы имели недостаточную прочность. Пока Фускони искал им замену, местные жители разобрали платформу на дрова. От продолжения проекта пришлось отказаться.
Первые исследования
В 1895 году торговец римскими древностями Элисео Борги заручился согласием семьи Орсини, владевшей окрестными землями, и при поддержке Министерства образования начал систематическое изучение дна озера. 18 ноября он обнаружил второе судно, хотя до этого считалось, что речь идёт лишь об одном корабле. Ещё одной удачей стала находка свинцовых труб, на которых хорошо читалось имя императора Калигулы, что позволило точно датировать корабль и увязать его с историческим контекстом. Борги поднял на поверхность множество ценных предметов, в том числе части бронзовых водопроводных труб, фрагменты мозаичных секций, бронзовые протомы (фигуры) хищников с продетыми в их пасти кольцами, фрагменты бронзовой балюстрады и т.д. Все находки были выставлены в музее Орсини, а впоследствии их приобрёл Национальный музей в Риме. Другие предметы были украдены и попали на чёрный рынок антиквариата.
ilgiornaledellarte.com
Устаревшие методы охоты за сокровищами и просачивавшаяся в прессу информация о хищениях повлекли за собой вмешательство официальных инстанций. 15 ноября 1895 года Фелис Барнаби, генеральный директор Департамента древностей и изобразительного искусства, направил в Министерство образования отчёт, в котором требовал прекратить поиск сокровищ в водах Неми из-за угрозы разрушения ценнейшего памятника. Отчёт Барнаби возымел действие, и все работы были прекращены. Одновременно Министерство образования обратилось к ВМФ Италии с просьбой провести техническую экспертизу обоих судов и оценить перспективы их спасения. Между 1895 и 1896 годами морской инженер Витторио Малфатти произвёл топографическую съёмку дна озера и определил точное местоположение, размеры и состояние обоих кораблей. Он категорически отверг идею поднять корабли при помощи плавучей платформы и тросов, как предлагали его предшественники. Единственным способом сохранить корабли целыми, по его убеждению, было частичное понижение уровня озера. К сожалению, ни технических возможностей, ни финансов для реализации такого проекта на тот момент не имелось.
Подъём кораблей
Вновь к этой идее вернулись лишь 30 лет спустя. С приходом к власти фашистского правительства великое прошлое Древнего Рима становилось частью государственной идеологии. В 1926 году Муссолини решил устроить из спасения двух кораблей со дна озера гигантский пропагандистский спектакль. Была создана правительственная комиссия под руководством археолога и сенатора Коррадо Риччи, которая согласилась с выводами, ранее сделанными Малфатти, и рекомендовала понизить уровень озера на 22 м. Для этого требовалось откачать 40 млн кубометров воды. В 1927 году Муссолини одобрил проект и привлёк к его реализации все наличные силы армии, флота и промышленности. Была инициирована национальная кампания по сбору финансов. Общее руководство проектом осуществлял Гвидо Учелли, директор миланской компании по производству насосов и гидротурбин. Он восстановил подземный римский водовод, через который при наводнениях сбрасывался излишек воды из озера. Этот канал был соединён с плавучей насосной платформой.
20 октября 1928 года Муссолини в сопровождении нескольких министров лично запустил работу насосов, которые должны были выкачивать воду из озера. 2250 л воды в секунду проходили по четырём трубам и поступали в большой резервуар, располагавшийся у входа в римский канал. Этот канал имел длину 1653 м и градиент 12,63 м. По нему вода поступала в другой рукотворный канал, который соединялся с морем. В конце марта следующего года, когда уровень воды упал на 5,25 м по сравнению с первоначальным уровнем, на берегу ниже первой была построена вторая насосная станция. Попытки укрепить рельеф вокруг её платформы потерпели неудачу, и тогда военные инженеры предложили установить два больших насоса на плавучей платформе, которая соединялась с основной насосной станций на берегу армированными резиновыми шлангами. Этот план был реализован в середине мая 1929 года. Получившаяся конструкция оказалась настолько удачной, что с небольшими нововведениями сохранялась до конца операции.
twitter.com
Проблема консервации
28 марта 1929 года первый корабль показался из воды, а 7 сентября он уже находился на берегу. Корпус судна очистили от ила и установили вокруг него огромную деревянную раму, при помощи которой должна была осуществляться его дальнейшая транспортировка. Судьба второго корабля долгое время оставалась под вопросом. Его корпус также отлично сохранился, включая поддерживавшие палубу балки и боковые надстройки для размещения гребцов и вёсел. В конце концов после долгих обсуждений его также решили спасти. Остановленные было насосы вновь заработали на полную мощность. В январе 1930 года корпус второго корабля полностью вышел из воды, но из-за ряда неблагоприятных природных обстоятельств и возникших при этом технических проблем извлечь его из ила и транспортировать в безопасное место на берегу удалось лишь в октябре 1932 года.
Помимо двух больших кораблей на дне озера была также найдена 10-метровая лодка с заострённым носом и квадратной кормой. Груз камней на борту свидетельствовал о её сознательном затоплении. Считается, что это произошло в то же самое время, когда были затоплены и оба больших корабля.
Чтобы предохранить древесину от высыхания, на берегу оба корабля обложили мокрой тканью. Это не дало нужного эффекта, поскольку из-за воздействия солнца и воздуха древесина всё равно высыхала слишком быстро и расслаивалась. Тогда комиссия решила использовать метод, который музей Осло применял для сохранения судов викингов. Их консервация осуществлялась путём покрытия корпуса кораблей древесной смолой, разбавленной растворителями. Процедура повторялась до десяти раз. Для успеха операции корабли были частично разобраны на отдельные компоненты и собраны после их обработки. Для защиты от непогоды их поместили в два ангара, построенные из дерева и просмоленного холста. Для постоянного хранения на берегу озера между 1933 и 1939 годами по проекту архитектора Витторио Баллио Морпурго был построен Музей римских кораблей. Оба корабля были отбуксированы туда в конце 1935 года. Для посетителей двери музея открылись 21 апреля 1940 года.
touringclub.it
romait.it
Корабли и их устройство
Первый найденный корабль имел 70 м в длину и 20 м в ширину. Общая форма корпуса кажется более округлой и широкой в кормовой части и более узкой на носу. Размеры второго корабля даже больше: 73 м в длину и 24 м в ширину. Для постройки кораблей использовалась древесина различных пород. Внешняя обшивка была выполнена из сосновых досок, киль и внутренний каркас — из древесины дуба. Обшивались корабли вгладь, то есть вначале из обтёсанных и пригнанных друг к другу досок собирался внешний корпус, в который затем изнутри вставлялся рёбра шпангоутов. Доски наружной обшивки соединялись друг с другом торцами встык при помощи плоских деревянных шипов. Последние удерживались на месте деревянными гвоздями-нагелями. Рёбра каркаса крепились при помощи бронзовых гвоздей, вколачивавшихся с наружной стороны и загибавшихся вовнутрь. Нижняя часть корпуса для защиты от влаги была покрыта шерстяной тканью, пропитанной смесью битума и смолы, а затем обита снаружи свинцовыми листами толщиной 1 мм. Такая обшивка хорошо защищала корпус от обрастания моллюсками, однако в пресной воде озера Неми столь дорогостоящая технология была избыточной.
Такая технология постройки была типовой для многорядных гребных судов того времени. Светоний, описывавший увеселительные корабли Калигулы, называл их «либурнскими галерами» и сообщал, что они приводились в движение десятью рядами вёсел. Гребцы должны были размещаться частично внутри корпуса, частично в боковых к нему пристройках. На корабле №1 эти пристройки были сильно разрушены, и их реконструкция остаётся гипотетичной. Второй корабль в той модификации, в которой он был найден, вовсе не имел двигательной системы. Вероятно, его приводили в движение протянутым с берега тросом или буксировали за гребными лодками. Корабли управлялись при помощи крепившихся на корме 11-метровых рулевых вёсел. Корабль №1 имел пару таких вёсел, корабль №2 — даже две пары. Важной деталью руля был румпель — деревянная поперечина, крепившаяся у верхнего конца руля, что облегчало его поворот вокруг своей оси. На месте корабли удерживались при помощи нескольких найденных здесь же 5-метровых якорей адмиралтейского типа.
Предназначение кораблей
Светоний упоминал, что построенные Калигулой корабли имели огромные пиршественные покои, купальни, портики и даже сады, то есть представляли собой настоящие плавучие дворцы. Все эти постройки превратились в груды кирпичей и другого строительного мусора, найденного внутри корпусов обеих судов. Хотя при затоплении все постройки оказались разрушены, мы можем судить об их расположении по поддерживающим конструкцию добавочным поперечным балкам и распределению балласта внутри корпуса. Можно предположить, что на первом из кораблей надстройки, по-видимому, состояли из двух основных блоков по два здания в каждом, воздвигнутых на обеих оконечностях судна. На втором корабле надстройка, похоже, была сделана с основной секцией в середине судна, массивным зданием на корме и меньшим в носовой части. Внутренние помещения были роскошно украшены, черепичную крышу поддерживали мраморные колонны, пол покрывала мозаика. Находка труб и насосов говорит о наличии водопровода, который обслуживал бассейн или фонтан. Кирпичи особой конструкции указывают на систему подогрева полов и, возможно, на имевшуюся здесь же баню. Согласно наиболее распространённой интерпретации, одно из судов являлось плавучим дворцом, а другое являлось храмом.
Историки спорят, зачем Калигуле понадобились два таких больших корабля на столь маленьком озере. Наиболее убедительная гипотеза гласит, что так он стремился превзойти правителей древности, строивших для себя гигантские корабли. Одним из плавучих чудес света была «Сиракузия», которую тиран Гиерон II (275–215 годы до н.э.) построил для демонстрации своего богатства и технических возможностей. Размеры судна, возможно, составляли 110 м в длину и 14 м в ширину, а его грузоподъёмность оценивается в пределах 1600–1800 т. Корабль был оборудован роскошными каютами и другими помещениями, обильно украшенными картинами, статуями и мозаиками из мрамора. Из-за огромных размеров принять такое судно в гавань могли лишь несколько крупнейших портов Средиземноморья, поэтому «Сиракузия» в основном стояла пришвартованной к берегу. Когда дорогостоящая игрушка ему надоела, Гиерон II подарил корабль египетскому царю Птолемею III Эвергету.
Судьба кораблей
Судьба кораблей из озера Неми сложилась трагично. Во время Второй мировой войны, в ночь на 1 июня 1944 года, их уничтожил пожар. Обстоятельства этого дела до сих пор покрыты тайной. По одной из версий, причиной возгорания стали бомбардировки США и их союзников. По другой, музей подожгли отступавшие немецкие солдаты. Экспозиция выгорела полностью. Уцелели только отдельные предметы из бронзы, обуглившиеся фрагменты дерева и некоторые материалы, хранившиеся в Национальном музее в Риме. Бетонный корпус пострадал незначительно. К счастью, сохранившиеся многочисленные документы, фотографии и рисунки позволили достаточно полно восстановить внешний облик находок. Две модели, выполненные в масштабе 1:5, были построены на военно-морской верфи Неаполя для современной экспозиции, которая открылась в старом здании в 1953 году. После обширной реструктуризации музей был открыт 15 декабря 1988 года. Последний раз реконструкция выставки проводилась в 2000-2001 годах.
pinterest.com
В 1995 году инженер Марко Бонино и местная ассоциация Dianae Lacus инициировали проект строительства полноразмерной копии римского корабля № 1. Проект поддержал фонд Naves Nemorenses Foundation. Большую часть средств предоставил инженер Умберто Учелли, сын Гвидо Учелли, который руководил спасением двух кораблей в 1927–1932 годах. В 2001 году на верфи Торре-дель-Греко была изготовлена копия корабельного киля. Её перевезли в Неми, где планировалось построить остальную часть судна. Предполагаемая окончательная стоимость проекта должна была составить 7,2 млн евро. Несмотря на ряд громких заявлений, в 2004 году работа была заморожена и продолжения в настоящий момент не имеет.
Литература:
- Де Капм, Л.С. Корабли из озера Неми // Наука и жизнь. — 1971. — №. 4. — С. 130–132.
- Ханке, Х. Люди, корабли, океаны. — Л.: Судостроение, 1976.
- Carlson, D.N. Caligula’s Floating Palaces // Archaeology. — 2002. — Vol. 55.
- Bockius, R. Schifffahrt und Schiffbau in der Antike. — Stuttgart, 2007.
- Casson, L. Ships and seamanship in the Ancient World. — Princeton, 1971.
- Wolfmayr-Dobrowsky, S. Die Schiffe vom Lago di Nemi. Diplomarbeit. — Graz, 2009.