Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме заключающий в себе нравственное поучение

  • ПРИ́ТЧА, -и, ж.

    1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня. Евангельские притчи.Вы столь же легко угадаете Глинку в элегическом его псалме, как узнаете — Крылова в сатирической притче. Пушкин, Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой. Ф. Глинки. Сказки и притчи учат мудрости и спокойствию. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня. || Иносказательное выражение. Говорить притчами.

    2. ( обычно в вопросительных и восклицательных предложениях). Разг. устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве. — Из леса выезжает кто-то на серой лошади, — остановился по ту сторону речки — и начал кружить лошадь свою, как бешеный. Что за притча! Лермонтов, Бэла. — Вишь какая притча! — Рассуждал мужик, — Верно, я не в пору Развязал язык. И. Никитин, Жена ямщика.

    Притча во языцех — предмет всеобщих разговоров, пересудов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • ПРИ’ТЧА, и, ж. 1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книжн.). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. Религия — опиум, религия — враг, довольно поповских притч. Маяковский. || Иносказательное выражение. Говорить притчами. 2. перен. Употр. в восклицательных и вопросительных предложениях в знач.: непонятная вещь, труднообъяснимое явление (разг.). Что за п.? Вот так п.! Кому язык отрежут, а кому и голову — такая, право, притча. Пушкин. «Вишь, какая притча!» рассуждал мужик: «верно я не в пору развязал язык». И. Никитин.

    Притча во

    языцех
    (церк.-слав., разг. шутл.)
    — предмет общих разговоров, то, о чем все говорят, сенсация.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • при́тча

    1. близкий басне небольшой рассказ, заключающий в себе моральное, нравственное или религиозное поучение («премудрость») в иносказательной форме, но не содержащий прямого вывода или наставления Три тысячи притчей сочинил Соломон и тысячу и пять песней. А. И. Куприн, «Суламифь», 1908 г. Не только Тютчев, чьё творчество — поистине «Соломоновы притчи» и «Песнь песней» царствующего разума, нет, таков даже Пушкин, гармонический Пушкин. М. О. Гершензон, «Мудрость Пушкина», 1919 г. (цитата из НКРЯ) Простота такого мудреца, как Мережковский, заключается в том, что говорит о таких вещах, о которых нужно высказываться молчанием («Помолчим, братие»), или такими притчами, которые проверяются действием: поступил и понял смысл притчи, а без поступка их толковать можно на тысячи ладов (евангельские притчи). М. М. Пришвин, «Дневники», 1919 г. (цитата из НКРЯ)

    2. иносказательное выражение Не взыщите только, что сегодня я расположен говорить притчами и сравнениями, меня так пугает психологический тон моей темы, что я хочу хоть сколько-нибудь его поразнообразить. А. В. Дружинин, «Дневник», 1845 г. (цитата из НКРЯ) Отец всегда говорил притчами, образно, и его рассказы запечатлевались в моей душе. Скиталец (С. Г. Петров), «Сквозь строй», 1902 г. (цитата из НКРЯ)

    3. перен. разг. устар. непонятная вещь, труднообъяснимое явление, событие, обстоятельство (обычно в вопросительных и восклицательных предложениях); выражение удивления по этому поводу; беда, несчастье [Самозванец:] Ну что в Москве? // [Пленник:] Всё, слава Богу, тихо. // [Самозванец:] Что? ждут меня? // [Пленник:] Бог знает; о тебе // Там говорить не слишком нынче смеют. // Кому язык отрежут, а кому // И голову. Такая, право, притча, // Что день, то казнь. А. С. Пушкин, «Борис Годунов», 1824–1825 г Вот смотрю: из леса выезжает кто-то на серой лошади, всё ближе и ближе и, наконец, остановился по ту сторону речки, саженях во́ ста от нас, и начал кружить лошадь свою как бешеный. Что за притча!.. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Бэла», 1839–1841 г Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души? Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. Нагнулся и я: точно, нет собаки. — Что за притча! Вскинул я глазами на Фильку: а он улыбается. И. С. Тургенев, «Собака», 1847–1852 г. «Вишь, какая притча! — // Рассуждал мужик. — // Верно, я не впору // Развязал язык.» И. С. Никитин, «Жена ямщика», 1854 г.

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: валидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Понятия со словом «притча»

  • При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль).

  • Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Большинство притч содержится в синоптических Евангелиях, в то время как в Евангелие от Иоанна вошла только одна притча — Притча о добром Пастыре.

  • Притча о блудном сыне — знаменитая притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки, иллюстрирующая неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.

  • При́тча о тала́нтах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея и рассказывающая о втором пришествии.

  • (все понятия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Притчи (b) .

Рембрандт (b) «Возвращение блудного сына» (b) (ок. 1666-69, Эрмитаж (b) )

При́тча — короткий рассказ в иносказательной форме (b) , заключающий в себе нравственное (b) поучение (мораль (b) )[1][2].

Понятие притчи

Владимир Даль (b) толковал слово «притча» как «поучение в примере»[3].

  1. Жанр эпоса (b) : небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона» (b) , новозаветные притчи (b) о десяти девах, о сеятеле и др.
  2. Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы (b) ; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой (b) , Франц Кафка (b) , Бертольт Брехт (b) , Альбер Камю (b) и другие[4]

По мнению Василия Великого (b) , термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям[3].

Библейские притчи

В русской Библии (b) словом «притча» переводятся два греческих слова:

  • Παροιμία (буквально «припутное») — краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни, таковы многие притчи Соломона.
  • Παραβολή — целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие (b) [5][6].

Отдельные сюжеты, например, об Иове (b) , Аврааме (b) и т. д. тоже можно условно назвать притчами, но в них ещё нет окончательного разделения времени и вечности, принципиально отличающего евангельскую притчу.

Притчи Соломона — «премудрость, «изложенная как житейский совет, обоснованная волей единого Бога, придающий мудрости объективный и непреходящий характер»[7]. Их толкование по характеру не идентично евангельскому. Толкования, которые Иисус Христос (b) даёт своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни, а соломоновы притчи целиком обращены к повседневной бытовой и ритуальной практике человека. Фабула (b) , связующая земное, временное и небесное, вечностное, фабула, говорящая об индивидуальном нравственном выборе и индивидуальной ответственности за этот шаг — вообще отсутствует.

Притчи Иисуса Христа (b) призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. Толкование в ней — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идеи, принципиально лишённые зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми». В притче происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции. В евангельской притче толкование — часть неотъемлемая, в отличие от последующих эпох.

См. также

  • Басня (b)
  • Афоризм (b)
  • Парабола (литература) (b)
  • Аггада (b)

Примечания

  1. ПРИТЧА это что такое ПРИТЧА: определение — Педагогика.НЭС. didacts.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 25 января 2019 года.
  2. Поликовская Л. ПритчаАрхивная копия от 21 октября 2013 на Wayback Machine (b) // Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
  3. 1 2 Классное чтение. Литературная Газета. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  4. Культура письменной речи. Русская литература — Словарь литературоведческих терминов. gramma.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 8 августа 2017 года.
  5. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие, Ч 2 — читать, скачать — архиепископ Аверкий (Таушев). azbyka.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 5 октября 2018 года.
  6. Толкование на паримии из книги Притчей — читать, скачать — епископ Виссарион (Нечаев). azbyka.ru. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  7. Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель-гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997. — С. 51

Литература

  • Притча // Большая российская энциклопедия. Том 27. М., 2015. — С. 529.
  • Притча // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина (b) . — Институт научной информации по общественным наукам РАН (b) : Интелвак, 2001. — Стб. 808—809. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Агранович С. З. (b) , Саморукова И. В. (b) Гармония-цель-гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997.
  • Берестовская, Л. Е. Библейские притчи в контексте религиозной когнитологии // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. — Пятигорск, 2000. — N 2. — С. 60-63.
  • Давыдова Т.,Пронин. В. Басня и притча // Лит. учёба. — М., 2003. — N 3. — С. 195—197.
  • Данилова Т. В. Архетипические корни притчи // Рациональность и семиотика дискурса. — Киев, 1994. — C. 59-73.
  • Кафка Ф. О притчах // Кафка (b) Ф. Превращение. М., 2005.
  • Кузьмина Р. И. Притча как условная художественная форма // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. — Фрунзе, 1990 — С. 19-37.
  • Кушнарева Л. И. Эволюция притчи // Сфера языка и прагматика речевого общения. Краснодар, 2002.
  • Кушнарева Л. И. Притча как жанр // Язык. Этнос. Сознание = Language, ethnicity and the mind. — Майкоп, 2003. — Т. 2. — С. 205—208.
  • Левина Е.Притча в искусстве XX века : Музыкальный и драматический театр, литература // Искусство XX века. В 2 т. — Н.Новгород, 1997. Т. 2. — С.23-39.
  • Мельникова С. В. Роль евангельской традиции притчеобразных форм в русской литературе //Высшая школа : проблемы преподавания словесности. — Улан-Удэ, 2003. — С. 144—148.
  • Мусхелишвили Н. Л. (b) , Шрейдер Ю. А. Притча как средство инициации живого знания // Философские науки. — 1989. — № 9. — С. 101—104.
  • Смирнов А. Ю., Чикина О. Н. Использование притч в психологической поддержке, мотивации, профориентации // Изд. Навигатум. М., 2016
  • Товстенко О. О. Специфика притчи как жанра художественного творчества : Притча как архетипическая форма литературы // Вестн. Киев. ун-та. Ром.-герм. филология. — Киев, 1989. — Вып. 23. — С. 121—124.
  • Тумина Л.Е. Притча как школа красноречия. М.: Эл УРСС, 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-382-00457-0.
  • Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381—387.
  • Цветков А. Возможности и границы притчи // Вопросы литературы. — 1973. — № 5. — С. 152—170.

02 января 2023

ни что ни вечно это первое! к Абсолютной истине само понятие абсолюсти теряет смысл в отношении к вечности также как итина она должна бвыть привязана к чему либо

15 июля 2022

Отец обеспокоен сильно был,
как сын растрачивает юность,
он на прогулку сына пригласил,
поговорить о жизни и осмыслить.
Был ясный, яркий, тихий день,
гладь озера на солнышке искрилась,
и обратился к сыну тот отец,
словами важными, чтоб что-то изменилось.
— Смотри на весь ландшафт, открытым взором,
з…

04 марта 2022

Умом китайцев не понять, Аршином общим не измерить. У них — особенная стать. В китайцев можно только верить.

09 февраля 2022

Сила опиума

[]
 
­­­­Что он опьяняет, людей веселит,Об опиуме так народ говорит.Ходжа веселиться по жизни любил.И у москательщика* всё же купил.Немного попробовал, в баню пошёл.Однако, веселия в том не нашёл.«Видать, москательщик меня обманул.Пойду-ка к нему, чтоб мне деньги вернул!»По улице топа…

28 декабря 2021

Свой долг
Владимир Шебзухов
 
Христианская притча
 
Монах промолвил старцу:
«Мне нелегко дознаться,
Порой, в чём состоит твой долг!»
Ответ звучал, едва умолк:
 
«Наоборот — легко в судьбе!
Сумею истину поведать;
Когда в желание — тебе,
Всего того поменьше делать!»
 

 
­­­­­­­

16 декабря 2021

Петух и дождь
Владимир Шебзухов

 

С утра петух был очень хмур.
Горластому бы заниматься;
В навозной куче ковыряться,
Любить своих домашних кур…
 
Весь день сумел дождь исковеркать!
К навозу, к курам не дойдёшь…
Осталось лишь прокукарекать:
«Будь проклят ты, противный дождь!»
 
Хозяйка внучку прово…

01 декабря 2021

Здравствуйте на мой взгляд речь идёт о завести, не очень хорошее качество человека. Я вспоминаю свои жизненные ситуации. Зависть к другим людям вызывало чувства злости, обиды разочарование и в эти моменты я ни чего не делал ни для себя ни для близких, только съедал себя из нутри. И со временем я пон…

18 августа 2021

Научи дурака молиться, наверное  в каком то смысле притча про это… Знание без веры.

27 июня 2021

Смысл притчи не в раскрытии смысла сна. Смысл притчи в раскрытии существования многих непересекающихся миров, хотя все они реальны!

27 июня 2021

Дзен — это освобождение от мусора. Поэтому всё правильно… Если я напишу, что в моём комментарии 50 знаков — это будет коан.

Существует немало написанных поучительных историй, сказаний, былин и сказок для детей. Все они призваны раскрыть и осознать какую-либо мудрость, научить детей, а порой и взрослых, правильному отношению к тем или иным вещам.

В настоящее время все более популярным становится жанр притч. Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Как правило притчи небольшого объёма, но в этих простых и занимательных историях всегда содержится глубокий смысл и философский опыт не только автора, но порой и целого народа. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Дети с удовольствием читают притчи, учатся понимать не только сам текст, но и улавливать потаённый смысл, который скрывается за самой изложенной историей.

При работе с притчами легко научить детей понимать и формулировать главную мысль. Благодаря небольшому объёму текста дети без труда могут составить план, пересказать, нарисовать иллюстрацию, придумать свои вопросы и так далее, что, несомненно, не только обогащает их жизненный опыт, но и прекрасно развивает мышление, речь, формирует необходимые учебные навыки.

Много интересных притч можно найти на странице ПРИТЧИ

В рамках данной статьи предложены притчи монаха Варнавы.

Монах Варнава (Евгений Санин) смог создать в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности, переплетенные с народной мудростью. Одновременно он сумел написать их увлекательным, доходчивым и понятным для детей языком.

Данные притчи можно также использовать как тексты для проверки техники чтения.

Мудрые притчи о жизни

ДВЕ ДОРОГИ

Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая. Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись!.. Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

Хорошо-то оно хорошо… — вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего ,на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь?

Трудно! — вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно!

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке той человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!

pritchi-monaha-varnavyiГУСЕНИЦА

Устала гусеница за лето есть, пить, веселиться. Пришло время закапываться ей в землю. «А надо ли? – задумалась вдруг она. – Все равно заметут меня снега! Стоит ли только даром трудиться?» Лежит у тропы и думает. И хоть бы кто ей сказал, что впереди ее ждет такая жизнь, о которой она даже и не подозревает!

pritchi-monaha-varnavyiГОРДЫЙ ВЕТЕР

Загасил ветер свечу и возгордился:

— Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

— Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось. Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

pritchi-monaha-varnavyiРАДУГА И ВОРОБЕЙ

Прошла гроза. Встала над полем радуга. И решил воробей:

-Сколько мне уже можно таким невзрачным быть? Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай!

Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла. Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть.

-А-а, это всего-навсего воробей! – разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья.

А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы!

pritchi-monaha-varnavyiПОСЛЕ ЗАТМЕНИЯ

Летела   птица    по   небу,   не   замечая    ни   солнечного   света, ни белоснежных облаков, ни земной красоты. И вдруг – солнечное затмение! Мрак объял всѐ вокруг. Потемнев, исчезли облака. Не стало видно ни земли, ни неба. Испугалась птица и подумала, что ослепла. Заплакала она.

-Как же я теперь без всего этого жить буду? Как мне быть-то дальше?

А дальше – снова стало светло. Появилось солнце. Просветлели и стали опять белоснежными облака. И, наконец,    показалась    земля,    которая   еще    никогда    не казалась такой прекрасной!

Ахнула и запела от радости птица. И, не в силах насытиться, словно впервые взирала на всю эту красоту…

…Как   полезно   и   нам,   людям,   время   от   времени   –   такое затмение солнца!

pritchi-monaha-varnavyiСВЯТОЕ ОЗЕРО

Жили два брата-берега и сестра-река. Один берег был высокий и поросший густым лесом, отчего считался богатым. А другой, низкий и песчаный – бедный.

Попросил как-то бедный берег у богатого брата немного дров, чтобы развести костер и погреться. Да куда там! Возмутился богатый берег:

— Если я каждый раз буду давать тебе даже понемногу, то так, глядишь, у самого ничего не останется. И стану я, как и ты, – бедным!

Услышало это небо, нахмурилось. Сверкнула молния и ударила в большой дуб на высоком берегу. Загорелся лес. И такой начался пожар, что взмолился высокий берег:

— Сестрица река! Братец берег! Выручайте! Спасайте! Без воды и песка – пропаду!

Не раздумывая, река и бедный берег бросились на помощь брату. И так старались, что она, заливая пожар водой, отдала себя до последней капли, а он, засыпая его песком, – все до последней песчинки. Так они и погасили пожар. Но это не принесло облегчения богатому брату. Ведь осталась теперь перед ним лишь большая пустая низина. И не стало у него ни сестры, ни брата…

Прошло время.

Дожди и трудолюбивые родники постепенно заполнили низину водой. И стала она озером, которое люди, узнав его историю, назвали «святым». А как иначе назвать плод жертвенной любви?

И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…

pritchi-monaha-varnavyiПРОСТАЯ ИСТИНА

Завидовала-завидовала поганка, что ее в отличие от благородных грибов, в лучшем случае, словно не замечают, и вот что придумала: «Это всѐ потому, что я маленькая и невзрачная! Вот вырасту большой и красивой – всем отомщу!»

И принялась она пить дождевую воду. Пила-пила… Захлебывалась уже. Но своего добилась: стала выше самого большого белого гриба. Потом намазала ржавчиной от консервной банки шляпку, сделав ее красней, чем у самого красного подосиновика. Да еще и белыми пятнышками для пущей красоты разукрасила!

И что же? Пришли в лес грибники. Собирают боровики, подосиновики, подберезовики. А как бывшую поганку увидели, то удивились:

-Смотрите, какой мухомор! Давайте его поскорей затопчем, чтобы кто из новичков его за благородный гриб не принял!

И затоптали, несмотря на то, что поганка стала большой и красивой.

Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…

pritchi-monaha-varnavyiОПОЗДАНИЕ

Увидел новенький, только что изготовленный кувшин своего старого, потерявшего вид, собрата и решил: «Никогда ничего не буду в себе носить, чтобы не стать таким же!» И что же? Стал он в стороне от всей посуды, и, наслаждаясь беззаботной жизнью, никак не мог понять, как может радовать другие кувшины — молоко или сметана, которыми их наполняла хозяйка… Прошли годы.

И хоть позже, чем остальная посуда, бывший когда-то новым кувшин от времени тоже покрылся сетью морщин, потемнел и потерял весь свой прежний вид.

В конце концов, хозяйка, неуважительно отстраняя его от нужной миски, уронила на пол, отчего на дне у него появилась большая трещина.

И вот тут, понимая, что дни его сочтены, он вдруг остро пожелал почувствовать ту радость, которую видел у своих соседей. Захотел тоже, как и они, послужить людям.

Но… кому теперь он такой был нужен?..

pritchi-monaha-varnavyiТАЙНОЕ-ЯВНОЕ

Обворовал сосед соседа. Набил две полные сумки кур и уток. И пошел к себе домой. Идет довольный, приговаривает:

-Чисто сработано – комар носа не подточит! Услыхал это комар и возмутился:

-А я-то при чем?

Сел он на шею вора, да так больно укусил его, что тот выпустил из рук сумки. От   удара   о   землю   они   раскрылись,   и   из   них   выскочили перепуганные куры и утки. Вся деревня тут же узнала о случившемся. И все так хвалили комара, что он возгордился. И совершенно напрасно. Ведь все равно тайное когда-нибудь становится явным!

pritchi-monaha-varnavyiРЫЖИЙ ЗАЯЦ

Посмотрел на себя заяц зимой, посмотрел летом и подумал: и что это у меня только две шубки: белая да серая? Пошью-ка я себе рыжую — как у лисы! Во-первых, красиво. А, во-вторых, остальные зайцы меня станут бояться, и вся морковь в огороде будет моя!

Сказано-сделано. Пошил заяц новую шубу и вышел в ней на прогулку.

Увидела его издалека лиса и обрадовалась. Подумала, что это знакомая кумушка из другого леса пожаловала. Вот будет у кого последние заграничные новости узнать, да своими поделиться!

А как поняла, что это заяц, то еще больше обрадовалась, потому что с утра еще не обедала. Только самому зайцу стало тогда не до радости. Насилу лапы унес. Ведь жить всегда больше, чем есть, хочется!

Лисе только облизнуться и осталось. А заяц с тех пор и думать не смел поменять что-нибудь из того, что даровал ему Сам Господь!

pritchi-monaha-varnavyiШИЛО В МЕШКЕ

Сделал человек зло. Тайком сделал, ночью, так, что никто из людей не видел. Одна только мудрость случайно заметила.

-Смотри! – пригрозил он ей. – Скажешь кому — плохо тебе придется!

-А зачем говорить? – удивилась мудрость. – Все равно шила в мешке не утаить!

«Странно! – недоумевая, подумал человек. — У меня и шила-то отродясь не было. Что я — сапожник или портной?»

-Эй, мудрость, а шило-то тут при чем? – крикнул он. Но ответа не последовало.

Мудрость благоразумно села на корабль и уплыла в дальние страны.

А злое дело, сотворенное человеком, все равно вскоре стало заметно всем. И только тогда он понял, что любое зло, как его ни скрывай, и правда, рано или поздно вылезет наружу — словно шило в мешке!

Притчи о жизни мудрые со смыслом

pritchi-monaha-varnavyiПРЕМУДРОСТЬ

Шел дождь над морем. «И зачем я иду здесь? – недоумевая, роптал он. – Тут и без меня вон сколько воды! Неужели Бог не понимает, что намного полезнее было бы направить меня в пустыню или туда, где горят леса?» Так думал свысока дождь.

А далеко внизу, посреди бескрайнего моря, на чудом уцелевшем после кораблекрушения плоту лежали люди. Они ловили пересохшими губами живительные капли дождя, собирали как бесценное сокровище пресную воду, чтобы  ее хватило до спасительного берега. И без устали благодарили Бога за то, что он послал им этот дождь, который не даст им теперь умереть от жажды…

pritchi-monaha-varnavyiДВА СОВЕТА

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

-Такие колючки,  –   говорит   она,   а сама  облизывается,   – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город. Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

-Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

-Зачем? – не понял еж.

-А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

pritchi-monaha-varnavyiМОЛОТОК-КОСМОНАВТ

Решил молоток в космос слетать. Другие летают – а я чем хуже? Заодно и звезды к небу приколочу, чтобы крепче держались да не так часто падали!

Может быть, и слетал бы, но только не знал: как туда подняться и где взять свободного времени. Так и работал он без устали днем. А ночью смотрел в окно на падающие звезды и вздыхал: эх, меня там сейчас нет!..

И зря вздыхал. Он и на земле очень был нужен…

pritchi-monaha-varnavyiПАМЯТОЗЛОБИЕ

Идет память по улице. Кого встретит – обязательно поздоровается, вспомнит что-то хорошее и пожелает всего доброго. Все на нее смотрят, не нарадуются. Вдруг навстречу – памятозлобие.

-Слушай, память!    Почему    тебя    люди    любят,    а    меня ненавидят? Ведь ты тоже помнишь не только доброе, но и злое!

-Да, помню, – согласилась память. – Но, в отличие от тебя, с сожалением и сочувствием. Научись не радоваться злому, и тебя тоже станут любить люди!

-Хорошо, я так и сделаю. – Пообещало памятозлобие, но, отойдя, тут же забыло этот добрый совет.

Ведь оно могло помнить только злое…

pritchi-monaha-varnavyiПЛОДЫ ДОБРА

Говорили люди соседу:

-Не стоит чужой огород городить! А тот пошел и огородил. Да вдобавок вскопал и засадил овощами.

Огород-то бедной старушке принадлежал, которой уже никто не мог помочь. И те же люди, когда она угощала их овощами со своего огорода, говорили потом, что никогда в жизни не ели ничего более вкусного!

pritchi-monaha-varnavyiПУСТАЯ ЦЕЛЬ

Поставила перед собой, считавшая себя ученой, лягушка цель – выйти сухой из воды. Чего только для этого она ни делала! И медленно выползала из лужи, и пулей выскакивала – все одно мокрая!И только когда пришла великая засуха, исполнилась ее мечта. Вышла изнывающая от жажды лягушка из лужи, оглядела себя: ни одной капли!

Казалось бы, теперь только радоваться – ведь цель, наконец, достигнута. Но какое там! Она отдала бы все на свете, чтобы опять мокрой выйти из лужи…

pritchi-monaha-varnavyiКЛЕЙ

Решил клей всего себя без остатка людям отдать. (Услыхал он от них, что очень им нужен!). Вылез из тюбика – и ну по всему дому работать!

Работал-работал…

Все пары обуви друг с дружкой склеил, стулья к столу, стол – к полу. Не забыл даже прищепки – приклеил их к бельевой веревке так, что их теперь только с ней можно было оторвать.

Клей-то был крепкий – намертво клеил. Закончил   он   свою   работу.   И    так    и   не    понял,    почему ужаснулись хозяева, придя домой.

Так ведь всегда бывает, когда не к тому прикладываешь свои силы. Даже если при этом совершишь подвиг!

pritchi-monaha-varnavyiОПАСНОЕ МЕСТО

Залетело семечко липы на самый край крутого обрыва. Уговаривала его мать. Упрашивали братья и сестры:

-Не укореняйся здесь! Дождись первого же порыва ветра и улетай подальше от этого опасного места!

Но куда там! Семечко и слушать никого не хотело.

-Зачем я куда-то пойду? Везде сплошные леса да подлески, где и без меня тесно. А тут – одни только травы, которые не будут мешать мне расти, и сплошной простор! Вся земля, солнце, вода – только мое! Пей, ешь, веселись!

Одним словом, не вняло семечко добрым советам и осталось на этом опасном месте. А зря. Пило оно, ело, наслаждалось простором и светом вволю, как и хотело. Одна беда – ненадолго.

Как только подросло оно, то его корни быстро разрушили обрыв, и рухнуло молодое деревце в глубокую пропасть…

А все остальные семечки, став рощей, дружно жили, делясь всем поровну. Да и до сих пор, говорят, живут!

pritchi-monaha-varnavyiРОСА

Легла роса на траву. И только поспать собралась – а уже солнце вышло.

Ничего не поделаешь – поднялась роса к облаку, и только полежать захотела, как снова упала на землю каплей дождя.

-Ну хоть теперь-то я отдохну! – подумала она. Но ее тут же впитала земля, и подхватил подземный поток…

-И так уже тысячи лет!.. – вздохнула капля. Но тут же подумала, что это лучше, чем жить в мутном пруду или еще хуже – в топком болоте.

И она с радостью пустилась в новый путь, чтобы затем пробиться в роднике наверх, затем подняться еще выше и наутро снова лечь росой на траву…

pritchi-monaha-varnavyiМАЛЕНЬКАЯ ПОМОЩЬ

Упал жук на спину. Лежит, жужжит, а перевернуться не может. Идет мимо заяц.

-Помоги мне! – попросил его жалобно жук. – Я тебе еще пригож-ж-жусь!

-Да какая мне может быть от тебя польза? – засмеялся заяц. – Я тебе и так помогу!

И перевернул жука. А тот полетел и сел прямо на нос уже готовой было броситься из-за кустов на зайца лисы…

pritchi-monaha-varnavyiПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Собралась береза к сосне в гости сходить, да корни не пускают. Зароптала она на такой порядок в мире. А солнце сказало:

-Вместо того, чтобы возмущаться, лучше подумай. Что было бы, если б деревья были без корней, реки без берегов, огонь без преград, лето без зимы и зима без лета, да и я без границ?

Береза представила все это, ужаснулась. И поблагодарила Бога за то, что на свете именно такой порядок, какой он и есть!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Краткий иносказательный поучительный рассказ «, 6 (шесть) букв:
притча

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова притча

Определение слова притча в словарях

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ж. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? * Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) …

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

вероятно притеча, от притечь; см. притка.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.

малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т.ч. о блудном …

Примеры употребления слова притча в литературе.

А най-странното, разбира се, беше самият Абалкин — последният човек, който е видял поне трупа на Тристан, но ако Абалкин е нужен на Екселенц само като свидетел по делото на Тристан, то за какво беше тази зловеща притча за някой си Странник и за някой си хлапак?

Достаточно привести другую притчу, где бесчестность восхваляется еще более откровенно, чем в истории с блудным сыном, если только это вообще возможно.

Это была бы притча о веротерпимости, если бы Будда завершил ее выводом: все по своему правы.

Она была притчей во языцех и у маленьких людей, и у знати, так что измаильтяне не могли выменять пяти дебенов ладана на соответствующее количество пива или хорошую воловью шкуру, без того чтобы другой участник сделки, как во вступительном, так и в заключительном разговоре, не коснулся прекрасного нового определения отношения Мервера к Атуму-Ра и не пожелал узнать, что скажут по этому поводу чужеземцы.

Предпочитаю уж Иисусовы притчи, они всегда напоминают мне о годах прелестного бродяжничества по берегам Генисаретского озера.

Баадер и историк Геррес, чья реакционность уже тогда становилась притчей во языцех.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Короткие сказки для девочек перед сном
  • Короткий забавный рассказ кроссворд
  • Короткие сказки для 4 класса 10 лет читать
  • Короткий детский христианский рассказ
  • Короткие сказки для 3 класса внеклассное чтение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии