СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………2
1. Понятие сказкотерапии. Классификация сказок ………………………..2
2. Функции психотерапевтических сказок …………………………………4
3. Диагностические возможности сказки …………………………………..5
4. Сказка как механизм психокоррекции …………………………………..7
5. Особенности сказкотерапии с детьми ……………………………………13
6. Технология работы с терапевтической сказкой…………………………14
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
Введение
Сказкотерапия-это наиболее старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии, но один из наиболее молодых в современной научной практике. Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э.Фромм, К.Г. Юнг и др. Так же такое направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л.С.Выгодским, Д.Б.Элькониным, М.Осориной, А.С.Гнездиловым и др.
Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике, говорят об актуальности выбранной темы.
Целью данной работы является определение роли сказки в психодиагностике и психокоррекции и конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть понятие «сказкотерапия»;
- проанализировать типологию сказок;
- изучить функции сказок;
- исследовать психодиагностические и коррекционные возможности сказок.
1. ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
Сказкотерапия – это динамично развивающееся направление в психотерапии. В разных информационных источниках формулировка «сказкотерапия» применяется в различных контекстах, т.к. сказкотерапию применяют и в воспитании, и в образовании, и в формировании, и в тренинговом воздействии, и как механизм психотерапии. Рассмотрим ряд определений термина «сказкотерапия» в зависимости от ее сферы применения.
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия – это метод передачи индивиду (чаще всего ребенку) требуемых нравственных норм и правил. Эта информация первоначально заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший метод социализации и передачи навыка и опыта. Сказкотерапия как инструмент для формирования познавательной сферы личности. В ходе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка формируются нужные для эффективного бытия воображение, творческий процесс. С поддержкой этого он усваивает главные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия как нарратив. Прослушивая и улавливая сказки ребенок, встраивает их в собственный жизненный сценарий, создает его. У детей данный процесс, в особенности красочен, почти все дети требуют собственных родителей читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия как психотерапия. Деятельность с помощью сказок ориентирована напрямую на излечение и поддержку ребенка. Специалист формирует условия, в каких ребенок, функционируя со сказкой (читая, сочиняя, разыгрывая, продолжая), обретает решения собственных жизненных проблем и трудностей. В настоящее время широко известна в использовании типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные и дидактические аспекты.
В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. В развитии сказкотерапии (в историческом контексте), Т.Д. Зинкевич Евстигнеева выделяет четыре основных этапа:
I этап – устное народное творчество;
II этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, В. Пропп, Б. Беттельхейм, и др.);
III этап – психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
IV этап – интегративный, связанный с «формированием концепции.
Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков».
Таким образом, сказкотерапия – это молодое, многообещающее и прогрессивное течение в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
2. ФУНКЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК
И.В.Вачков выделяет три функции сказок: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая функция сказки заключается в выявлении уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о … », «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие обычными методами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Кроме того, диагностическая сказка способна содействовать раскрытию взаимоотношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. К примеру, проконтролировать отношение ребенка — дошкольника к расторжению брака отца с матерью.
Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.
В том случае, если зафиксируется вероятное формирование происшествий, допускается говорить о прогностической функции сказки. В данных сказках, будто бы матрешка в матрешке, выявляются сущность и характерные черты предстоящего актуального сценария ребенка. В литературе также представлены следующие функции терапевтических сказок:
− сказка дает возможность актуализовать вытесняемые ребенком факторы индивидуальной истории.
− сказка дает возможность сформировать свежий взгляд на ситуацию и переключиться на новый уровень ее осознания, моделируя наиболее плодотворное отношение и действие.
− сказка отображает внутренний конфликт ребенка и предоставляет возможность размышлять над ним.
− сказка является символическим «буфером» между ребенком и специалистом. Благодаря этому противодействие ребенка сглаживается, и энергия направляется на размышление.
− сказка служит альтернативной концепцией восприятия разноплановых жизненных ситуаций.
− сказка формирует веру в положительное решение задачи (хотя, для того чтобы такое заметить, зачастую необходимо отклониться от стандартов повседневного сознания).
− сказка обладает очень древними истоками в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах как правило собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в легендах либо сказках можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.
3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗОК
Сказкотворчество предоставляет исключительную вероятность подступиться к индивидуальной жизни души. Такое точно в абсолютно всех вариантах, однако докопаться до данного смысла действительно весьма тяжело. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе психолога:
1. Изложение сказки и отслеживание реакций человека. Для этого ребенка погружают в сказку и вводят в состояние, аналогичное легкому трансу. Это достигается множественными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами нейролингвистического программирования (НЛП). Специалист по психологии обязан видеть, как «клиент» отвечает на те или же другие поступки героев, для того, чтобы раскрыть ценностные понятия, опасения; изучить позы ребенка, перемещения, мимику. Помимо объяснений ребенка следует толковать невербальные сигналы, для того чтобы обнаружить более важные места. Следует концентрировать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те факторы, что провоцируют особенный интерес или, наоборот, никак не заинтересовали внимания, на комментарии по ходу рассказа. Необходимо заметить, с кем из героев сказки себе определял ребенок; сообразить о данном несложно согласно личным взаимодействиям, то есть проявляемым эмоциям.
2. Изложение ребенком любимой сказки или рассказа, либо особенно запомнившейся сказки. В этом случае можно исходить из утверждения, что сказки, основательно закрепившиеся в душе человека, представлены плодами родительских предписаний и лежат в базе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, предполагает собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев – Героем или Неудачником – идентифицирует себя ребенок, можно определить его «программу» на всю сознательную жизнь. При работе с «клиентом» психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более психолог к ним приближается, тем лучше для ребенка.
3. Просим ребенка придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики. Здесь психологу необходимо не только лишь прослеживать взаимодействия «клиента», но и совершить полный анализ продукта творчества — сказки, которую допускается относительно причислить к образному творению, автор которого сочетает образы не беспричинно, равно как в период сновидения либо лишенного смысла мечтания. Наоборот, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логичность определена той взаимосвязью, которую определяет творение между собственным миром и миром внимания. Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.
Необходимые условия эффективной проекции:
− установление рапорта, доверия, открытости; постоянная связь с внутренним пространством ребенка;
− средства «переноса» фигуры на экран (волшебство сказки, фантазии, отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);
− сведение к минимуму действие психологических защит;
− само семантическое пространство (опыт человека).
Проекция может быть искажена согласно нескольким обстоятельствам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо «вырвать» человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в ходе работы. Во-вторых, внутри приобретенной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта имеют все шансы осуществляться процессы замещения, переноса, слияния и т.д.
4. СКАЗКА КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОКОРЕКЦИИ
Специалист в собственной работе касается одновременно несколько уровней. С одной стороны, в сказке ребенок выражает собственные архетипы и общественные установки, они наглядно показываются и имеют все шансы выражать главное воздействие на сюжет, с другой стороны сказка касается ранние детские волнение и в сюжете допускается отследить возникновение личности ребенка, в-третьих, «клиент» заполняет сказку собственным важным содержанием. В содержании сказки допускается проанализировать, чем сейчас живет ребенок, какие у него основополагающие переживания. Только проделав данный анализ, Психолог принимает решение, какому слою уделять внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно ребенку.
Психолог может предлагать ребенку различные способы работы со сказкой. Самые распространенные способы это:
− обсуждение уже существующей сказки, рассказа;
− возможность самостоятельно написать «клиентом» сказку, так называемая «клиентская сказка»;
− инсценирование, драматизация уже существующей сказки (это может быть как актерская игра, так и кукольный театр);
− арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.
Отчего собственно сказка обладает подобным мощным психотерапевтическим влиянием? В сказочном сюжете зашифрованы большая часть главных трудностей и жизненных ситуаций, которые испытывает любой человек. Зачастую мы закрываемся в какой-то собственной проблеме и никак не готовы выйти за ее границы, понять ситуацию под другим, наиболее общим углом. Сказка в силу собственной вековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и инициирует возможные части нашей личности, которые могут помочь отыскать собственный выход с проблемного состояния. Сказочная обстановка (неясность зоны воздействия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от определенной, затруднительной на данном этапе проблемы, с другой – предоставляет вероятность идентифицировать себя с персонажами сказок, тем самым усиливая возможные способности человека может помочь преодолеть то, что на данном этапе задерживает его формирование. Для ребенка, помимо того, что сказано выше, сказка или рассказ является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; события, происходящие в сказках становятся первой «школой жизни», а поступки сказочных героев – мерой добра и зла.
Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.
Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом.
1. Анализ сказки. Применение этого способа обучает размышлять, ориентироваться в скрытых механизмах происходящего, отвлечься от поверхностных смыслов, предоставляет вероятность высказаться и быть услышанным. Способ состоит в том, что в последствии прочтения сказки предлагается обговорить ее содержание согласно заданным вопросам.
− что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.
− что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.
− Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
2. Сказочные задачи. Сказочные задачи предоставляют вероятность проанализировать феномен со множества сторон, предназначаются с целью нахождения многих решений внутренних проблем и разрешений разных жизненных ситуаций. Сказочные задачи допускается придумать лично либо порекомендовать уже готовые, к примеру: в сказке царевна-несмеяна устанавливается задача — отчего царевна никак не желала смеяться и что же необходимо совершить, для того чтобы ее развеселить. Ребенок сообщает свою проблему, а сочиняя метод как развеселить, обнаруживает выход для себя. Подобным способом, процедура массового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а педагогу дает возможность распознать и корректировать психологические проблемы.
3. Рассказывание сказки. Решаются проблемы: обнаружение актуальной проблематики ребенка; формирование речи, памяти, интереса, фантазии, воображения, мастерства слушать другого. Способ базируется на том, что либо рассказчик сознательно ставит акценты с целью формирования сознания, либо он бессознательно понижает акценты в сказочных ситуациях, что может помочь осознать фактора собственных затруднений, понять проблему.
Рассказывать сказку можно различными способами:
− сказку рассказывает педагог от 3 или 1 лица группе детей или одному ребенку;
− изложение известной сказки группой детей по кругу;
− изложение известной сказки и придумывание к ней продолжения;
− изложение сказки от 1 лица детьми;
− изложение сказки от имени различных персонажей.
4. Сочинение сказки. Создание фантастической сказки может помочь проанализировать одно и то же событие с различных сторон, проиграть многочисленные модели поведения и отыскать выход, способный исправлять неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с применением игрушки, быть изображенной самостоятельно каждым ребенком или в команде. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в «полной волшебной сказке» непосредственно объединены со становлением личности человека. Помимо этого, в любой определенной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.
Этапы алгоритма построения полного сюжета, следующие:
− Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;
− Расставание с родительским домом;
− Выбор пути, проверка на доброе сердце;
− Борьба и победа;
− Возвращение домой, трудности обратного пути;
− Прибытие домой;
− Свадьба, коронование.
5. «Рисование сказки». Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
6. «Изготовление кукол». В процессе психологического консультирования стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л.Г, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у «клиентов» механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.
Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.
По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:
1.Проведение психодиагностики.
2.Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3.Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4.Развитие коммуникативных навыков.
5.Развитие самосознания.
6.Развитие грубой и мелкой моторики.
7.Разрешение внутренних конфликтов.
8.Профилактика и коррекция страхов.
9.Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
7.Использования карт «Мастер сказок«. Автором архетипических карт «Мастера сказок» является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.
Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:
- Дорога
- Государство
- Помощник
- Творец
- Сезонность
- Доброе сердце — холодное сердце
- Тело боли
- Авгиевы конюшни
- Распутье
- Божественное вымя.
В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.
8.«Сказкотерапевтическая диагностика». Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.
С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). Х.Дж.Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.
Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя. Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:
- Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными,нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;
- Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
- Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.
9. «Песочная терапия». Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.
Как пишет Сакович Н.А. «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребенка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным». Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. «Клиент» решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.
10. «Кататимный подход в сказку» Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:
- Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.
- Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.
- Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.
- Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.
Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:
1.Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;
2.Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;
3.Недостаточная мотивация.
Рекомендуется психотерапевтические сказки использовать специалистам, тогда как все остальные могут смело употреблять и родители с целью воспитания и обучения ребёнка. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка. Ради познавательных и развивающих целей лучше всего пользоваться всевозможными народными художественными сказками с красочным сюжетом и огромным количеством происшествий, создающие у ребёнка образ о вселенной, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и находящимся вокруг него миром.
С целью преподавания применяются нравоучительные сказки. Сюжет данных сказок определён довольно узкой тематикой, ограничен количеством героев, однако насыщен игровыми моментами с особыми заданиями для ребёнка. Лучше всего в данные сказки играть, применяя подходящую атрибутику или в песочнице. Таким образом, пересказывание и трактовка сказок дает возможность максимально избавить творческое начало в человеке, понять собственный предыдущий опыт, расширить его восприятие, приобрести новые знания.
5. ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
6. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ
1. Знакомство со сказкой.
2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.
3. Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).
4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.
5. Осознание связи с жизненными реалиями.
6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для читателя).
7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.
8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).
9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказкотерапия – достаточно молодое направление и поэтому возможности комплексной сказкотерапии исследованы еще недостаточно досконально; раскрываются новые возможности, возникают новые способы, дорабатываются уже существующие приемы. Сказкотерапия является перспективным направлением в практической психологии. Так же , это направление практической психологии, которое, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. Сказка осуществляет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностические возможности сказки заключаются в обнаружение уже существующих жизненных сценариев и стратегий поведения. А терапевтический потенциал сказки предполагает: осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни; понимание причинно-следственных связей событий и поступков; познание разных стилей мироощущения; осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; внутреннее ощущение силы и гармонии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку
- Головин С.Ю. Словарь психолога-практика.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия.
- Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
- Логинова О.И. Сказкотерапия- http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой .
- https://g.co/kgs/C2n7P8
Лекция 1. Сказкотерапия.
Использование сказок берет свое начало
еще из глубины веков — той поры, когда
существовало устное народное творчество.
Сказки являлись своеобразным инструментом
обучения и целительства, средством
народной психотерапии задолго до того,
как психотерапия получила официальный
статус.
Сегодня можно говорить о методе
сказкотерапии — методе, который
использует сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей,
расширения сознания и взаимодействия
с окружающим миром [8]. Т. Д. Зинкевич-Евсти-гнеева
[3] говорит, что сказкотерапия — это
процесс поиска смысла, расшифровки
знаний о мире и системе взаимоотношений
в нем; процесс образования связи между
сказочными событиями и поведением
в реальной жизни; процесс переноса
сказочных смыслов в реальность;
процесс активизации ресурсов, потенциала
личности.
Мифы и сказки в психологическом, глубинном
аспекте исследовали К.-Г. Юнг, М.-Л.
фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.
К сказкам обращались в своем творчестве
известные зарубежные и отечественные
психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер,
А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е.
Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева
и др.
В последние годы М. Эриксон, Н. Пезешкиан
и Б. Беттельхейм стали применять
сказки и притчи в качестве
психотерапевтического вмешательства
во внутреннюю картину мира человека
для преодоления у него всякой
односторонности в сознании. Так, Н.
Пезешкиан рассматривает притчи и
поговорки как примеры живой образности
речи, способствующей разрешению
внутрипсихических конфликтов и снятию
эмоционального напряжения, изменению
жизненной позиции и поведения человека.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия,
к знаниям, заложенным в сказках,
притчах, легендах, историях и мифах,
люди тянутся интуитивно.
Тексты сказок вызывают интерес как у
детей, так и у взрослых, в них можно
найти полный перечень человеческих
проблем и способы их решения. Образы
сказок обращаются одновременно к
двум психическим уровням: к уровню
сознания и подсознания, что дает
особые возможности при коммуникации.
Слушая или читая сказки, человек
накапливает в своем бессознательном
символический «банк жизненных ситуаций»
[3]. В процессе консультирования психолог
обращается как к жизненному опыту
человека, так и к его сказочному «банку
жизненных ситуаций», и именно это
часто позволяет найти нужное решение.
Сказочный сюжет помогает переключить
недовольство человека с внешних
жизненных обстоятельств, которые он не
принимает, и людей, с которыми не
ладит, на описанные в ней проблемы,
представить себя ее активным участником.
На
примере героев сказок у человека
происходит осмысление собственной
жизни. Воздействуя на сознание и
подсознание, сказка может помочь ему
определить верный путь решения своих
проблем, а спроецировав поступок героя
сказки на современную жизнь, изменив
свое мышление и поведение, человек может
встать на путь личностного развития,
излечения невротических расстройств
и соматических заболеваний.
Сказки, предложенные в данной книге,
направлены на развитие личностного
роста читателя: понимание, принятие и
делание себя; коррекцию поведения и
обретение навыков конструктивного
общения с другими.
Коррекционные функции сказки
Выделяют следующие коррекционные
функции сказки: психологическую
подготовку к напряженным эмоциональным
ситуациям, символическое отреагирование
физиологических и эмоциональных
стрессов, принятие в символической
форме своей физической активности.
По мнению Н. Пезешкиана [10], сказки
выполняют в психокоррекции следующие
функции:
1. Функция
зеркала. Содержание
сказки становится тем зеркалом, которое
отражает внутренний мир человека,
облегчая тем самым идентификацию с ним.
2. Функция
модели. Сказки отражают
различные конфликтные ситуации и
предлагают возможные способы их решения
или указывают на последствия отдельных
попыток решения конфликтов. Таким
образом, они помогают учиться при помощи
модели.
3. Функция
опосредования. Сказка
выступает в качестве посредника между
клиентом и психологом, снижая, тем самым,
сопротивление клиента.
4. Функция
хранения опыта. После
окончания психокор-рекционной работы
сказки продолжают действовать в
повседневной жизни человека.
5. Функция
возвращения на более ранние этапы
индивидуального развития. Сказка
помогает клиенту вернуться к прежней
радостной непосредственности. Она
вызывает изумление и удивление,
открывая доступ в мир фантазии, образного
мышления, непосредственного и никем не
осуждаемого вхождения в роль, которую
предлагает им содержание. Сказка
способствует пробуждению детских и
творческих сил в самом психологе,
работающем с клиентом. Она активизирует
его работу на уровне интуиции.
6. Функция
альтернативной концепции. Сказка
звучит для клиента не в общепринятом,
заранее заданном смысле, а предлагает
ему альтернативную концепцию, которую
клиент может либо принять, либо отвергнуть.
7. Функция
изменения позиции. Сказки
неожиданно вызывают у ребенка или
взрослого новое переживание, в его
сознании происходит изменение
позиции.
Следует добавить, что использование
сказок, историй и притч помогает лучшему
взаимопониманию между психологом и
клиентом.
Возможности работы со сказкой
В работе А. А. Осиповой [8] показаны
следующие возможности работы со
сказкой:
1.
Использование сказки
как метафоры. Тексты
и образы сказок вызывают свободные
ассоциации, которые касаются личной
жизни клиента, затем эти метафоры и
ассоциации могут бьпь обсуждены.
2.
Рисование по мотивам
сказки. В рисунке
проявляются свободные ассоциации, в
дальнейшем возможен анализ полученного
графического материала.
3.
Обсуждение поведения
и мотивов действий персонажа. Прочтение
сказки служит поводом к обсуждению
ценно стей поведения клиента, выявляет
его систему оценок в категориях
«хорошо— плохо».
4.
Проигрывание эпизодов
сказки. Можно осуществить
постановку сказки группой детей или
взрослых. Проигрывание тех или иных ее
эпизодов дает каждому участнику
постановки возможность прочувствовать
некоторые эмоционально значимые для
себя ситуации и проиграть эмоции. Также
можно проиграть сказку
в песочнице или осуществить
ее постановку с помощью кукол Работа
с куклами помогает ребенку или взрослому
корректировать свои движения и делать
поведение куклы максимально
выразительным, позволяет совершенствовать
и проявлять через нее те эмоции,
которые он обычно по каким-либо при
чинам не может себе
позволить проявить.
5.
Использование сказки
как притчи-нравоучения, которая
подсказывает клиенту с помощью метафоры
вариант решения проблемы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Как работает сказкотерапия?
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка не только учит, но и лечит.
Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.
Cказкотерапия в садике и дома
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.
Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Какие бывают сказки?
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:
-
Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
-
Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
-
Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
-
Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Виды сказок в сказкотерапии:
-
Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».
-
Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
-
Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.
Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
-
Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
-
Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.
Для детей и взрослых
Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.
Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».
«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.
Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.
Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.
Сказкотерапия в логопедии и дефектологии
Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:
-
формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);
-
развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;
-
тренировку употребления родительного падежа;
-
формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).
Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.
Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.
Сказкотерапия в психологии
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
-
Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
-
Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
-
Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.
Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:
-
Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.
-
Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.
-
Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.
-
Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
-
Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.
-
Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.
Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.
Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:
-
Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.
-
Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.
-
Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.
-
Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.
Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:
-
Чтение (рассказывание) произведения.
-
Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.
-
Диагностика.
-
Придумывание собственной истории.
-
Создание кукольных персонажей.
-
Театрализованная постановка.
Читайте другие материалы по дошкольному образованию:
И уму, и сердцу
Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.
Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.
Необходимость обращения к детскому психологу – очень деликатная тема, вызывающая у мам и пап противоречивые чувства. Коррекционная работа требует тесного взаимодействия родителей и специалистов, аккуратного, тактичного подхода.
Именно поэтому большой популярностью пользуются мягкие методики воздействия: сказкотерапия, арт-терапия, другие техники, связанные с творчеством, общением с животными, игрой. Лечение сказкой позволяет бережно воздействовать на психику ребенка, во многих случаях это под силу самим родителям – нужно только научиться правильно подбирать сказки и своевременно их рассказывать.
Суть метода лечения сказкой
Вымысел, метафора, волшебные превращения, которые несет в себе сказка, вызывают у слушателя множество самых разнообразных эмоций: негодование, радость, удивление, восторг, гнев, страх, жалость, восхищение. Рассказывая ребенку сказку, мы погружаем его в удивительный мир, полный необыкновенных происшествий.
Проживание происходящих с героями событий, наблюдение за поведением, реакциями, последствиями слов и поступков и составляют основу терапии. Решение внутренней проблемы слушателя происходит на глубинном, подсознательном уровне, передача «послания» — ценностей, истин, способов выхода из сложной ситуации – происходит естественным путем.
Проблемы, при которых применяется сказкотерапия для детей, разнообразны и могут быть достаточно глубокими и серьезными:
- страхи: темноты, врачей, насекомых, чужих людей и другие;
- гиперактивность;
- агрессия;
- расстройства поведения, связанные с физиологией: переедание или отказ принимать пищу, трудности с дефекацией;
- развод родителей, появление младшего ребенка;
- потеря значимого взрослого или любимого питомца.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показ другой стороны происходящего.
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
- Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
- Собственно терапия – решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
- Прогностика – помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии используется психологами, врачами, педагогами разных направлений, поскольку является синтезом достижений всех этих наук и воздействует на глубоком эмоциональном уровне, то есть задействована мощная и эффективная работа подсознания.
Кроме собственно сказки широко распространено использование специалистами других жанров: притч, легенд, басен, былин, мифов, анекдотов, саг, фэнтэзи, детективов. Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере имеющихся у него трудностей. Важно, чтобы в рассказываемом произведении была корректно подобрана метафора – именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Функции метода
Что дает сказкотерапия как средство воздействия на человека и решения психологических конфликтов? Справедливо ли вымыслу, фантазии отводится такая значимая роль? На что может повлиять рассказанная история? Мы привыкли рассматривать сказку как средство формирования развития речи дошкольников, как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль на уровне «кто не работает – тот не ест». Однако психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:
- Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.
- Развитие мыслительных процессов – для детей 3-12 лет слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей – это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.
- Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.
- Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых – через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
- Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.
- Знакомство с человеческими отношениями – сказка формирует детские представления о том, как люди общаются между собой, как относятся к явлениям окружающего мира, демонстрирует модели отношений и поведения, характеризует их, оценивает.
- Изменение поведения – терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.
- Позитивный опыт, создание некоего идеального, доброго, оберегающего мира. Такие сочинения придают чувство стабильности, уверенности, снижают уровень тревожности, уравновешивают, наполняют ресурсом человека, лишенного сил.
Методика сказкотерапии показывает себя как мягкий, эффективный и эстетичный способ психологических и педагогических воздействий в терапевтической работе с детьми всех возрастов, а также взрослыми людьми, применимый в самых разнообразных ситуациях.
Какие бывают сказки
Специалисты выделяют следующие типы сказок, которые читаются и анализируются в терапевтических целях.
- Художественные произведения, которые сочинялись не для практикующих психологов и их подопечных, но активно ими используются, обладая дидактическим, психокоррекционным и психотерапевтическим аспектом. Сюда относятся:
Народные сказки
Истории о животных, отношениях людей с животным миром имеют наибольшую ценность для детей 5 лет и младше, поскольку такие малыши склонны идентифицировать себя со зверями, подражать им.
Сказки бытовой направленности раскрывают перед слушателем мир семейных неурядиц и радостей, способы договариваться и жить мирно с домочадцами, с юмором воспринимать невзгоды – их прорабатывают на семейных консультациях и в работе с подростками.
Сказки, показывающие трансформацию, преобразования, идеальны для людей с заниженной самооценкой. Страшилки, рассказанные в группе детворы старше 7 лет, повышают стрессоустойчивость, дают возможность скинуть напряжение. Волшебные произведения – квинтэссенция духовности, мудрости,
Авторские сказания
Их необходимо подбирать очень аккуратно, учитывая заложенные в сюжете личностные проекции писателя, возраст слушателя, особенности внутренних переживаний.
- Дидактическими сказками оперируют для создания обучающего момента.
- Психотерапевтические сказки более глубоки, не всегда хорошо заканчиваются, они призваны «докапываться» до самой сути проблемы.
- Медитативное сказание позволяет сбросить стресс, напряжение, погрузиться в мир светлых, чистых образов, освободить душу и разум.
- Психокоррекционные притчи помогают мягко повлиять на детское поведение (ограничение по возрасту составляет максимум 11-13 лет), изменить его. Для достижения эффективного результата психокоррекции необходимо придерживаться определенных правил создания истории: сюжет должен содержать похожую (но не полностью аналогичную) ситуацию, показывать альтернативные пути решения проблемы. Последовательность событий также имеет четкую структуру: знакомство с персонажами, внезапное возникновение конфликта, описание решения трудностей, успешное их преодоление героями, позитивная развязка, описание изменившейся жизни действующих лиц с учетом вынесенной морали. Психокоррекционные сказки можно читать без дальнейшего обсуждения.
Детская сказкотерапия как метод психологической коррекции подразумевает, что ребёнку посредством литературного произведения объясняется смысл событий, отражающих его жизненную ситуацию, реакций, неподходящий, деструктивный поведенческий паттерн замещается более подходящим.
Данная типология не всегда подразумевает четко очерченные границы, зачастую в одной сказке для сказкотерапии переплетается несколько аспектов – например, художественное произведение имеет дидактический, медитативный и терапевтический уклон.
Особенности применения метода с детьми
Работа с использованием выдуманных историй является действенным инструментом воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай. Можно выделить некоторые основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:
- Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа.
- При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.
- Отсутствие слишком длинных пауз.
- Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.
- Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами.
- Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.
- Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.
Как правило, сказкотерапия для дошкольников и школьников предлагает следующие вариации работы со сказочными произведениями:
- Непосредственно чтение (рассказывание) произведения.
- Художественное изображение – рисование, лепка, изготовление аппликации.
- Диагностика.
- Придумывание собственной истории.
- Создание кукольных персонажей.
- Театрализованная постановка.
Вышеперечисленные методы применяются отдельно либо комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Рассмотрим нюансы проведения сказкотерапии в разных возрастных группах.
Дошкольники
Знакомство малыша с чтением происходит примерно в год-полтора. Двухлетки уже умеют следить за простыми действиями героев, удерживая их в памяти. Детки до 4 лет хорошо воспринимают сюжетные сказки, повторяющиеся действия, сопереживают животным персонажам («Репка», «Колобок», «Теремок»).
Малышам 5-6 лет можно рассказывать терапевтические сказки более сложных сюжетов, имеющие волшебных нереалистичных героев.
При каких условиях сказкотерапия для дошкольников возымеет положительный эффект:
- Эмоциональная насыщенность, увлеченность чтеца, его искреннее переживание сказочной ситуации.
- Включение творческой деятельности, творчества по мотивам сказки. Практическая работа должна быть активной, сопровождаться беседой, вопросами педагога, его непосредственным участием в создании художественных образов.
- Соответствие притчи возрасту малыша – содержание и изложение должны быть понятными, доступными для конкретного ребенка.
- Количество информации, не создающее перегруз детской психики. Ознакомительный этап подразумевает только разглядывание картинок книжки, каждый этап работы с историей – максимум 5-7 минут.
- Терапевтический аспект – обсуждение сказки, коротенькое обыгрывание самых важных сцен или всего сюжета.
- Исключение поучений, менторского, покровительственного тона со стороны психолога, давления. Занятие должно проходить спокойно, размеренно, естественно.
- Итоги – финальный аккорд занятия состоит из анализа сюжета, поведения героев, дети рассказывают о том, что им понравилось, что насторожило или заставило переживать.
- Важно настроение слушателей – если малыш не настроен на работу, выглядит заболевшим, уставшим, расстроенным, лучше перенести занятие, предложив вместо него отдых с родителями, поход в парк или сон.
Для дошкольников сказка является магическим окошком в неведомый мир приключений, волшебных событий, местом, где сбываются мечты и возможно всё, – именно поэтому метод сказкотерапии является действительно эффективным, интересным для самого ребенка. Одинаково эффективны занятия индивидуальные и групповые.
Школьники
Ребята более осмысленной возрастной категории хорошо реагируют на притчи, волшебные сказки, несущие в себе более глубокую жизненную философию.
Что можно делать со школьниками:
- Читать, рассказывать, сочинять сказку. Предпочтительно именно рассказывание, в процессе которого школьник отчетливо проявляет свои эмоции, отношение к рассказываемым событиям, персонажам. Когда ребенок придумывает продолжение рассказа, происходит естественная демонстрация его спонтанных эмоциональных проявлений. Способ рассказывания может указывать на невротическое состояние, если ребенок торопится, сбивается, волнуется, опережает события или вводит неожиданную концовку.
- Рисовать. Художественная деятельность освобождает от негативных эмоций, раскрепощает, является хорошим способом избавления от фобий. Неважно, насколько качественно получившееся изображение, главное – процесс.
- Создавать куклы и проигрывать произведение по ролям. Изготовление кукол – своего рода медитация, в процессе которой возникают проекция, идентификация, замещение. Личность ребенка проходит некую трансформацию, результатом которой становится осмысление своих ситуаций и понимание способов их решения. Эта творческая деятельность способствует развитию воображения, концентрации внимания, мелкой моторики. Манипулирование изготовленными куклами помогает решить проблему страхов, совершенствовать коммуникативные навыки, скорректировать семейные отношения, научиться саморегуляции и обрести эмоциональную устойчивость.
Подростки
Метод сказкотерапии применяется с подростками, помогая связать их внутренний мир с окружающей реальностью, открыто и экологично проявить свою индивидуальность, научиться взаимодействию с социумом.
Психологи выделяют следующие этапы работы с ребятами подросткового возраста:
- Начальный. Первое групповое занятие, на котором дети знакомятся, обговаривают правила взаимодействия, выбирают сказку, ритуал перехода в нее («кодовое» словосочетание, пароль, счет до пяти). Содержание истории должно быть простым, легко воспринимаемым, не требующим сильной концентрации внимания. Таким образом обеспечивается продуктивность дальнейшей деятельности.
- Основной. С помощью психологических упражнений группа работает с выявленными проблемами: страх, неуверенность, заниженная самооценка. На этой стадии можно включить творческий аспект – рисование. Произведение – более глубокое, показывающее борьбу героев с трудностями, победу над невзгодами.
- Заключительный. Обсуждение истории, эмоций, чувств, оценка участниками группы действий персонажей. Здесь же интерпретируются рисунки, происходит разговор о проблемных ситуациях и способах выхода из них. Дети при помощи ритуала покидают сказочное пространство.
Сказкотерапия с подростковыми группами может затрудняться их стеснением, нежеланием участвовать в «детской», бессмысленной деятельности, поэтому очень важно корректно подобрать произведения для детей и наладить контакт в самом начале занятия.
Терапевтические сказки – о чем они
Наиболее популярно применение сказкотерапии для дошкольников — примеры сказок, созданных психологами, педагогами и родителями, говорят сами за себя. Сюжетов таких историй множество, они сочиняются мамами буквально «на ходу» и в основе имеют каждодневные бытовые ситуации.
Вредная одежка
Жил-был мальчик Петя, и он очень не любил одеваться. Как только приходило время выходить на улицу, Петя начинал плакать, топать ногами, убегать и прятаться.
В один из таких дней на прогулку с Петей решил отправиться папа.
— Петя, пойдем одеваться! На улице снег, будем лепить снеговика! Надевай комбинезон.
— Не буду! – закричал Петя, — он слишком толстый, неудобный, замок надо застегивать, штанины натягивать, пусть сам на меня надевается!
И вдруг комбинезон подпрыгнул, начал скакать вокруг Пети, толкаться, пихаться и щекотаться.
— Ай! Что такое, не надо мне такое!
— Как это не надо, ты же сам хотел, чтобы он сам надевался, — удивился папа, — ну, давай тогда сапоги надевать.
— Нет! – пуще прежнего закричал Петя, — Они синие, а я хочу красные!
Бац! – и сапоги превратились в два горячих красных огонька.
— Аааааа! – заорал Петя, — я боюсь! Убери их, папа!
— Но ты же сам хотел красные, — недоумевал папа, — ну, не хочешь, ладно. Давай тогда шапку хоть надевай.
— Я не люблю ее, она жесткая какая-то, колючая! Я хочу мягкую, пушистую!
Ррраз, – и шапка превратилась в белого кролика, он стал хлопать лапами по Петиным ушам, стучать его по голове и попытался укусить за нос.
— Пааапаааа! – завопил Петя что есть сил, — спаси меня!
— Но Петя, ты же сам хотел пушистую и мягкую, посмотри, какая чудесная шапка получилась.
— Не хочу такую одежду, я ее боюсь! Расколдуй ее скорее!
— Но она сделалась такой, как ты хотел. Это ты ее заколдовал, Петя. Только ты можешь изменить свои одежки обратно.
Петя недоверчиво и испуганно посмотрел на папу, но решил попробовать.
— Комбинезон, шапка, сапоги, расколдуйтесь! Станьте такими, как были, я вас тут же надену и побегу гулять с папой!
И тут случилось настоящее чудо: на стульчик в прихожей прыгнул кролик и превратился в Петину шапку, рядом на полу затухли два огонька, ставшие снова сапожками, а прямо Пете в руки прыгнул живой комбинезон и обернулся самой обыкновенной неподвижной одежкой.
— Фух, — выдохнул Петя, — ну наконец-то, все мои любимые, красивые, самые теплые и удобные вещи вернулись. Ура! Быстрее одеваться и бежать лепить снеговика!
Петя улыбнулся, быстренько оделся и побежал на улицу с папой. С тех пор он аккуратно складывает свои вещи, одевается и раздевается сам, да еще и быстрее всех.
Тигруля на луне
Жил да был маленький Тигруля. У него было много друзей, и он очень любил с ними играть, бегать и скакать во дворе, кататься на велосипеде, гонять мяч. Тигруля всегда делился с другими зверями своими игрушками, рассказывал им истории, но иногда заигрывался и начинал щипаться и царапаться. Малыши расстраивались, и тогда Тигруля еще сильнее кусался, ведь это казалось ему веселым, и таким образом он пытался развеселить друзей. Конечно, маленькие зверята только обижались и убегали.
Однажды Тигруля вышел во двор и обнаружил, что все друзья, завидев его, взялись за руки и убежали.
Тигруля стоял одиноко на площадке и жалобно рычал:
— Не хочу оставаться одиииин!
В это время на небе появился месяц, он поманил малыша пальцем и сказал:
— Иди ко мне, я познакомлю тебя с сыновьями.
Тигруля оглянулся, убедился, что вокруг ни души, подпрыгнул, протянув лапки месяцу, тот подхватил его и поднял высоко в небо.
У месяца дома оказалось холодно и темно, и Тигруля заплакал.
— Ты чего плачешь? – спросил незнакомый голос.
— Потому что я остался один, никто со мной не играет, друзья убегают от меня. А ты кто?
— Я Орфей, сын Месяца, и у меня есть младший брат – Морфей.
— А кто тебе нужен и зачем? — спросили братья Тигрулю. – Мы здесь одни, самые главные, и нам никого больше не надо.
— Так значит вы двое друзья! Это здорово, без друзей в жизни совсем грустно!
— Ха! А твои друзья куда подевались от тебя? – усмехнулись братья.
Тигруля снова загрустил, но вдруг услышал тоненький писк:
— Я тебе помогу, малыш!
Возле Тигрулиной лапки взмахнула хвостиком мышка.
— Вот тебе волшебная палочка, она поможет тебе вернуть друзей!
— Как, правда? А что надо делать, стукнуть их этой палочкой, и они начнут играть со мной?
— Нет, маленький Тигруля. Твои друзья боятся, что ты будешь их щипать и кусать. Вернуть их доверие будет не так просто. Всякий раз, когда захочешь обидеть другого малыша, дотронься палочкой до своих лапок и вспомни о доброте.
— Спасибо, хорошая моя мышка, я обязательно попробую!
И Тигруля снова оказался во дворе, а лапка его зажимала светящуюся волшебную палочку.
На следующий день Тигруля выбежал во двор самым первым. Он ждал всех зверят, а когда кто-нибудь приходил, Тигруля подходил к своему другу и просил у него прощения за то, что обижал и кусался.
Сначала зверята опасались, но потом снова начали играть с Тигрулей. Теперь они весело и задорно играют все вместе. А если малыш Тигруля вдруг хочет кого-нибудь ущипнуть или царапнуть, он дотрагивается палочкой до своей лапки и вспоминает о путешествии к Месяцу.
Подобные сказки родители могут писать сами, на любую волнующую их тему: о нежелании малыша убирать игрушки, ложиться спать, кушать, о правилах поведения в опасных ситуациях, взаимодействии с друзьями. Добрый рассказ, деликатно раскрывающий проблему и показывающий правильные способы поведения, – действенный инструмент коррекции детских реакций, избавления от страха, решения самых разных конфликтов. Истории нужно не только рассказывать, но и обсуждать, проговаривать поступки героев.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
- Сказкотерапия – как работает этот метод?
- С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
- Виды психотерапевтических сказок
- Сказкотерапия в практике психолога
- Принципы и методы работы сказкотерапевта
- Результаты применения сказкотерапии
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.
В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.
Сказкотерапия – как работает этот метод?
Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.
В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.
Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.
С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.
Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.
Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.
Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.
Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.
Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:
-
При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.
-
При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.
-
При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».
-
При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.
Виды психотерапевтических сказок
Существует пять основных видов сказок:
-
Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
-
Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
-
Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
-
Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
-
Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.
Сказкотерапия в практике психолога
Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.
Сказки в психотерапии применяются:
- в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
- в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
- в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.
При терапии используются следующие действия:
- чтение или пересказывание сказки;
- обсуждение существующей сказки;
- придумывание собственного рассказа/сказки;
- рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
- инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.
Принципы и методы работы сказкотерапевта
Сказкотерапевт выстраивает свою работу с детьми в соответствии с принципами:
- рассказ должен быть эмоциональным;
- ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
- рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
- сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
- рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
- актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
- герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
- во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.
Полноценно изучить все эффективные методы и приемы сказкотерапии можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы не только приобретете полезные знания, но и получите право применять их в практической работе психолога.
Результаты применения сказкотерапии
Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Добрые истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать смелыми и выносливыми. Лечение при помощи сказки дает своим пациентам альтернативную стратегию поведения, которую они могут принять или отвергнуть.
Все мы разные, один малыш склонен фантазировать, другой любит бегать и прыгать, третий часами просиживает за лепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различные техники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понять множество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнется в зрелом возрасте.
Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо большая роль и значение, ведь она:
- может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
- развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
- способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
- дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
- эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
- способна изменить поведение человека.