Коррекция детских страхов с помощью сказок кулинцова

Часть I. Страха

Глава 1. Определение и происхождение страхов

Она идет по улице, и солнце светит ей в лицо, она молода,
счастлива и очень боится потерять свое благополучие… Вдруг
сзади раздается топот ног, кто-то приближается… Приближа­
ется и ее страх… Каждую ночь ей снятся кошмары с преследо­
ванием. Ее преследуют несколько человек, чаще с ножами… Догоняют и режут… Режут ей руки, тело… Молодой человек
просто бежал мимо на троллейбус, а она цепенела от страха,
хотя знала: это нелепо. Откуда он взялся, этот страх преследо­
вания? Может, родители слишком навязчиво в детстве пугали
«злыми дядьками»? Или так отразилась на маленькой девочке
Рано прочитанная сказка о Бармалее? Или что-то запомнилось
На бессознательном уровне — отрывок из киноленты, сцена
н
а улице? Что он за собой скрывает — этот страх? Почему так
страшно? Он успешный бизнесмен, и все отлично в его жизни, кро-
м
е одной маленькой детали — у него есть свой страх. Когда-
10 ЧАСТЬ I. СТРАХИ

то в детстве его укусила собака, с тех пор он просто немел,
завидев группу бездомных собак, пробегающих мимо. Его ла­
дони становились влажными, холодный пот скатывался пре­
дательскими ручейками по спине… Собаки, чувствуя этот па­
нический страх, обязательно либо лаяли на него, либо бежали
рядом и не уходили, заставляя его бояться еще больше… Сколько раз он (уже будучи взрослым) пытался перебороть
себя и завести беззащитного щенка. Но кошмарные сны, пре­
следовавшие его, возобновлялись, он не мог спать и… отда-
вал щенят обратно. Страхи, которые отличаются устойчивостью, являются
наиболее опасными для человека.

От них развиваются разно­
образные неврозы, люди становятся тревожными, мнительны­
ми, их резко меняющееся настроение становится поводом для
разных конфликтных ситуаций… Детские страхи очень часто становятся взрослыми… не­
врозами. Но если к ним правильно относиться изначально, понимать
причины их появления, то они чаще всего исчезают бесслед­
но. Если же страх имеет власть над вашим малышом, то при­
чину надо искать, прежде всего, в семье и окружающем ре­
бенка пространстве, а также подумать: не провоцируете ли вы
сами возникновение страхов? Мне не встречались люди, которые никогда и ничего не
боялись. Беспокойство, тревога, страх—такие же эмоциональные
неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и
радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Для того чтобы умело воздействовать на ребенка, помочь
ему избавиться от страхов, родителям и педагогам необходи­
мо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как
возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и по­
чему. ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАХОВ II

Страх и тревога

В качестве рабочих определений страха я взяла те, которые
лично считаю наиболее полно отражающими действитель­
ность. Это определения, данные А. С. Спиваковской и А. И. За­
харовым. По мнению А. С. Спиваковской, страх— это специфиче­
ское острое эмоциональное состояние, особая чувственная ре­
акция, проявляющаяся в опасной ситуации.

Коррекционно – развивающие занятия по снижению основных 
Программа коррекции детских страхов с помощью сказок
детских страхов.
И.Е.Кулинцевой.
Цели программы: 
1.Устранение,   либо   снижение   наиболее   распространенных   страхов   у   детей   дошкольного
возраста
2.Полное   или   частичное   снятие   физиологических   проявлений   страха   (мышечного
напряжения,   тремора,   оцепенения)   посредством   упражнений   на   расслабление   мышц   (снятие
эмоционального   и   мышечного   напряжения),   упражнений   на   развитие   тактильных   ощущений   и
установления  положительного эмоционального настроя.
3.Повышение самооценки ребенка.
Задачи                 
1.Развитие эмпатии
2.Развитие умения управлять мышцами (справляться с мышечными зажимами) лица, рук ног,
упражнения с тактильными взаимодействием.
3.Развитие креативного мышления и фантазии.
4.Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения
быстро  переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
5. Развитие речи, свободного выражения своих мыслей.
6. Отработка навыков взаимодействия с партнером.
7.   Отработка   навыка   уверенного   поведения   в   конкретных   ситуациях.   (Страх   быть
потерянным)
8. Развитие образного мышления.
9.Умение различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.
Количество детей: 5­6 человек. Возраст детей: 5­6 лет
Продолжительность занятия 30 минут, 1 раз в неделю.
Литература: И. Е. Кулинцева . Коррекция детских страхов с помощью сказок. С­Пб. Речь 2008 г
Занятие 1
Тема : Страх темноты
Цели и задачи: 
1.Устранение либо частичное обесценивание страха темноты.
2. Повышение самооценки
3.Развитие ориентации в пространстве, в темноте
4.Развитие тактильных, кинестетических ощущений.
        5.Развитие коммуникативных навыков, , работа над   сплоченностью..
6.Развитие фантазии, креативного мышления.
7.Развитие речи, логики, мышления.
Оборудование   :  «Волшебный   цветок»,   по   паре   карточек­билетов   одного   цвета,
нарисованные городские домики.
Ход занятия.
Психолог приветствует детей .Предлагает подойти к волшебному цветку:
                                          Цветок­цветок, в сказку веди,
                                           Не дай, цветок, ослабнуть в пути,
                                          Для нас ты смелость и свет подари
                                           И сказку новую нам оживи! П.(психолог)­ Ну вот, перенес нас волшебный цветок в страну «Услышляндию». Как вы
думаете, что говорят и чувствуют эти стены?
Дети: прислушиваются к себе, угадывают, как бы они говорили друг с другом и о чем, если
бы были стенами.
П.: ­…Этот пол?
Дети пытаются представить, как чувствует себя пол под ногами, как по нему ходят, легко ли
ему.
П.: ­ …Зеркало?
Дети. Пытаются представить себя зеркалами, меняют отражения.
П.: ­ О чем говорят деревья и машины на улице?
Дети пытаются представить себя на месте машин и деревьев.
П.: ­ Давайте представим, что мы – Автобусы. О чем мы можем говорить, думать?
Дети представляют разговоры автобусов.
П.: Наверное, многие люди, звери, предметы чего­то бояться. Итак, мы автобусы… Чего мы
можем бояться?
Дети перечисляют, какие страхи могут быть автобусов.
П.:   Сегодня   мы   узнаем,   что   же   думал   и   чувствовал   маленький   автобус,   который   очень
боялся темноты. Итак, жил­был на свете малютка автобус. Он был ярко­красного цвета и жил с
папой и мамой в гараже. Каждое утро все умывались, заправлялись бензином, маслом и водой и
везли пассажиров в большой город у моря. Туда и обратно, туда и обратно.
Игра «Пассажир»:  Каждому  «автобус»у надо найти своего « пассажира» по билетам одного
цвета, и взявшись за руки, «поехать» под музыку, пока другие не найдут своих  пассажиров. Игра
выполняется без слов.
П.:   ­Малютка­   автобус   часто   ездил   по   этому   пути   днем,   но   ездить   вечером   ему   не
приходилось. К тому же он очень боялся темноты.
П.: ­ Ребята, давайте покажем: как он боялся?
Дети : изображают страх.
П.: ­ И вот мама ему сказала.. Что могла сказать малютке­автобусу мама, чтобы он не
боялся  ?Какими словами утешить, подбодрить?
Дети : предлагают свои варианты.
П.:  Вы   знаете,   сейчас   я  вспомнила   одну  историю.  Давным­давно  темнота   очень  боялась
автобусов. И однажды мама сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти,
чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звезды не узнают, что пора
светить. Ну же, смелей!»
Пантомимный этюд «Темнота боится». Дети показывают настроение и состояние темноты.
Мне страшно, мурашки бегут по спине.
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Пойду я на право, налево , кругом,
Но только спуститься я вниз не  могу.
Автобусов страшно боюсь… Но, друзья,
На землю спускаться – работа моя.
Но   все   темнота   преодолела   свой   страх,   окутала   весь   город,   как   сквозь   нее   промчался
автобус.
­Ой, подумала Темнота, и совсем не страшно. Щекотно немного.
Игра «Автобусы ловят Темноту» (модификация «Липучки»). Двое взявшись за руки ловят
остальных. Кого поймают, присоединяют к себе и ловят дальше.
П.: ­Позднее, когда вышла луна, темнота играла в прятки с домами. А утром взошло солнце
и отправило Темноту домой. Но Темнота уже не боялась автобусов.
Дети. Игра «Темнота ищет дом». Спрятаны нарисованные дома, психолог направляет ребят
на поиски по залу («горячо», «холодно»). П.:   Когда   мама­автобус   закончила   свою   историю,   малютка­автобус   сказал:   «Ладно,
поеду».Пришел водитель, завел мотор, зажег свет, пришли люди, расселись по местам и маленький
автобус поехал прямо в темноту.
П.: ­А теперь пришло время покинуть эту страну. Давайте подойдем к волшебному  цветку:
Цветок­цветок, сказка пришла,
Нам много чудесного принесла.
Скорей домой нас отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани!
ПСИХОЛОГ:
­Ну   вот,   ребята,   мы   узнали   одну   маленькую   историю.   Как   вы   думаете,   Темнота   будет
бояться автобусов?
Дети: ответы
Психолог : А автобусы будут Темноту бояться?
Дети ответы.
Психолог: Что же нужно, чтобы быть смелыми, чтобы страх убежал? Что посоветовала мама
малютке­автобусу?
Дети: ответы
Прощание
          Занятие 2.
Тема :Страх темноты.   
Оборудование: «Волшебный цветок», гирлянды, фонарик, сумеречное освещение.
Психолог:
­Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять отправимся в Страну Чудес. Мы там встретим
прекрасную героиню – красивую, но грустную. А кто она такая, вы сами мне расскажете.
Цветок­ цветок, в сказку веди,
Не дай, цветок, ослабнуть в пути, для нас ты смелость и свет подари
И в сказку новую нас проводи!
    Посмотрите, почему у нас такое слабое освещение?
Дети: версии
П.:   ­Да   потому,   что   она   не   любит   много   света   –Она   вообще   при   нем   исчезает.   Она   не
сердитая, и не страшная, она просто не может жить при свете. Вы догадались, кто она?
Дети : отвечают.
П.: ­ А вот и она ( плачет под темным покрывалом) Кто ты?
Темнота : ­Я – Темнота. А плачу я потому, что очень люблю детей, а они почему­то меня
очень боятся.
П,:
­ Ну что ты, Темнота, очень многие ребята тебя не боятся совсем, а те кто боятся не знают,
что ты переживаешь.
Ребята, мы боимся темноты?
Дети : отвечают
Психолог: Милая Темнота, хочешь, мы с тобой поиграем?
Игра «Жмурки наоборот» Один участник с завязанными глазами ловит других и узнает их на
ощупь, психолог координирует его движения.
Темнота   –   Ой   как   весело!   Спасибо,   ребята,   а   я   хочу   вам   кое­что   показать   (включает
гирлянды) Ведь и гирлянды и салюты очень красиво смотрятся в темноте.
Психолог: ­А чем еще освещается ми темноты
Дети –( фонари, фары, свечи, люстры)
Темнота снова начинает плакать.
_ Вы­то хорошие ребята, а остальные дети будут меня бояться….
П.:­ Нет, мы расскажем, что ты совсем не страшная Темнота – Но я им это говорила, а они меня не слышаааат!
П.: ­ Ребята, что им  посоветуем? Ребята, почему мы боимся темноты?
Дети: рассказывают о причинах своего страха.
П.:­ А что можно сделать, чтобы ее не бояться?
Дети : предлагают свои варианты
Темнота :
­Конечно, ребята, меня не стоит бояться, но не забывайте, что я сама не вижу, что во мне
прячется. Есть ямки, столбы, камни…
П.: ­ Но ведь можно взять фонарик (достает фонарик, включает) Вот только Темнота боится
фонарика
А почему ты боишься света?
Темнота: Я исчезаю при свете, а ведь если я не спущусь на город, люди не узнают, что пора
ложиться спать. А теперь давайте поиграем. 
Игра : Темнота пускает фонариком «зайчиков» а дети по очереди ловят его под музыку, а
другие подсказывают, левее ­ выше и т.д.
Темнота: – Здорово, очень мне с вами весело! А приходите ко мне еще раз! Вы придете?
Дети:  ­ Да
Психолог.:
­А сейчас нам пора расставаться, но мы помним, что темнота совсем не страшная, и добрая.
Цветок­цветок, сказка прошла,
Нам много чудесного преподнесла,
Домой нас скорее отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани.
Ребята, понравилось вам в этой сказке?
Что сохранил в вас волшебный цветок?
Темнота –  она какая? Почему ей грустно?
Отчего дети ее боятся?
Чего нужно опасаться в темноте?
Чем освещается мир Темноты?     
 (Прощание)
Занятие 3
Тема : Страх насекомых. 
Цели и задачи :
 1.Полное или частичное устранение страха насекомых.
 2.Повышение самооценки.
 3. Развитие чувства сопереживания, сочувствия.
 4.Развитие эмоциональной сферы, мимических выражений
 5. Развитие тактильных ощущений.
Смотри, вон паук потащил в паутину
Слона на плече и большую машину…
Не страшно? Смешно? Значит, страх победили,
При этом, друзья, никого не убили.
Возьмем паучка и тотчас убедимся,
Что он не опасен, а мы – не боимся!
Л.Калинин.
У большинства детей имеется страх пауков, так как он ( в опроснике А.И.Захарова) тоже
входит в страхи животных, то и рассматривать его будем в данном контексте. По мнению до
Кулинцевой, страх пауков – это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, но самое главное – они могут укусить. Ведь во многих фильмах пауки­монстры кусают
людей.
Четырехлетние  дети в  ужасе  убегают от пауков,  а пятилетние­  с удовольствием  топчут
паука ногой, убивая свой страх.
 Поэтому может быть не стоит читать ребенку сказку «Муху­Цокотуху»? Что происходит с
ребенком, который в первый раз после сказки задумается, а страшен ли паук, чем он питается?
Оборудование: игрушка­паучок, «волшебный цветок», бинты, конверт.
Психолог: ­Здравствуйте ,ребята! Сегодня я получила очень странное письмо. Нам надо
выручить из беды кого­то очень несчастного. Он пишет:
Помогите мне, ребята,
Я несчастный и больной.
Жду вас очень! Помогите!
И прошу побыть со мной.»
П.: ­ Кто же это такой? Поможем ему?
П.:  Цветок­цветок, в сказку веди
       Не дай, цветок, ослабнуть в пути,
       Для нас ты радость и свет подари,
      И в сказку новую нас проводи.
Мы попали, кажется, в лес. А в лесу очень много жителей. Разные птицы, звери, насекомые.
Интересно, кто же нас звал? Посмотрите, вон там  кто то плачет
Ты кто? И не ты ли звал нас на помощь?
­Я – несчастный паучок. Мои папа и мама потерялись, а я пошел их искать и меня поймал
плохому мальчишке. Он сломал мне ножку, обращался со мной очень жестоко. Теперь я не могу
ходить, и у меня все болит.
П.: Посмотрите, какой он несчастный. Мы можем ему помочь?
Игра : «Лечим словом» (каждый говорит ласковый слова, ободряет)
П.: ­ Паучок, тебе теперь не так одиноко?
Паучок:
­ Что вы, ребята, с вами замечательно!
Игра «Волшебные руки» Дети гладят, жалеют паучка, «перевязывают» ножки
Паучок – А теперь, ребята, я уже выздоравливаю.        Но что­то мне грустно.
П.: ­ А давайте развеселим нашего паучка. Поиграем!
Игра   «Кто   это   пришел?»   Дети   показывают   пантомимой   разных   насекомых.   Остальные
угадывают, кто это.
Паучок:­ Я почти здоров! А вы знаете, ребята, что многие бояться нас, пауков. А зачем нас
бояться? Знаете, как трудно нам, паучкам? Вот я, например: я маленький и слабый, боюсь, что
порвут мою паутинку, боюсь людей и птиц, я маленький и мне не стать больше. А еще. У меня
совсем нет друзей.
Дети утешают паучка словами.
Паучок. – Спасибо. Только не убивайте паучков, лучше отпустите. Не мучайте животных,
насекомых, ведь нам тоже бывает очень больно. Обещаете?
Психолог: попрощаемся с паучком и нам пора обратно
Цветок­цветок, сказка прошла,
Нам много чудесного преподнесла,
Скорей домой нас отнеси, 
И что узнали мы, в нас сохрани.
Психолог:
­Скажите, ребята, почему на позвал паучок?
Дети :рассказывают.
Психолог: ­Какая жизнь у паучка?
Дети обсуждают трудности жизни насекомых Психолог : ­ Что вам больше всего запомнилось в сказке?
Дети: рассказывают.
Прощание
Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Харламова Татьяна Андреевна

Роль сказкотерапии в коррекции страхов детей дошкольного возраста

МАДОУ детский сад «Детство» — СП д/с №204 (Г. Нижний Тагил)

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, что ведет к увеличению количества детей со страхами. Дошкольный возраст является благоприятным периодом коррекции страхов. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физического развития ребен­ка, формируется личность человека.

Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов, способствующих коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста открыл дорогу активным формам, к которым относится сказкотерапия. Современные исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан, В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, Э. Ле Шан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что сказкотерапия позволяет эффективно преодолевать нарушениями самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно, помогает бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Различные аспекты использования сказкотерапии для коррекции страхов детей дошкольного возраста рассматривали в своих работах ученые, специалисты (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов, Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и др.), отмечая его огромные педагогические возможности. Сказкотерапия является средством коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дает уверенность в своих силах.

Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Т.Д Зиневич-Евстигнеева подчеркивает, что «сказкотерапию можно назвать “детским” методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека» [2, с. 40].

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Т. Вершинина считает, что во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть.

Д. Соколов пишет, что даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает ребенку преодолеть различные жизненные трудности [5, с. 120]. По его мнению, сказка активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития.

Некоторые исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, Р.М. Ткач и др.) считают, что процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Ряд авторов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов и др.) пишет, что сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказу, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Все это положительно влияет на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия, является также профилактикой негативного поведения ребенка. То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [2, с. 42].

Ряд исследователей (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева и др.) утверждает, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка. Помогает, избавится от страхов, агрессии, тревожности.

Некоторые ученые (Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и др.) считают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.

Существует два подхода к сказкотерапии, которые отличаются с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода.

Директивная (направленная) и не директивная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога в работе с детьми. При директивном подходе взрослый – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Выделяются следующие принципы работы со сказками:

1) Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

2) Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

3) Принцип связи с реальностью — это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок [4, с. 16]

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных [3, с. 52].

Рассмотрим подробнее каждый вид сказки.

Художественные (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории – это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, – со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение к бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие в них конфликтов и злых героев [3, с. 52].

Анализ специальной литературы по проблеме применения сказкотерапии показал множество вариантов использования данного метода на практике. Рассмотрим подробнее формы работы со сказками, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой:

1 Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

2. Рассказывание сказок. Рассказывание сказок может проходить по нескольким принципам: рассказывать может сам ребенок, либо рассказчик психолог.

3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед ребенком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки. Изначально можно предложить десять не связанных по смыслу слов, из которых необходимо сочинить сказку.

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

5. Сказочная куклотерапия. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях работы.

6. Постановка (разыгрывание) сказок. Прием драматизации – важный компонент в сказкотерапии. Виды постановок сказок: спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол; спектакли теневого театра; спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки; театрализованные игры; сказки на песке. Во всех случаях предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.

7. Сказочная имидж-терапия. Данный вид работы основан на изменении внешнего вида, а соответственно и жизненных установок, и сценариев вживаясь в новый образ. В сказочном образе ребенок может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.

8. Сказочное рисование. Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование; спонтанное рисование. С помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир ребенка, система его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

9. Медитации на сказку. Медитация есть погружение в какой-либо процесс. Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие в них конфликтов и злых героев.

10. Использование танцев в сказкотерапии. Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им, становятся более свободными и уверенными в себе [2, с. 54].

Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого ребенка. Дети все разные, к каждому нужно подобрать свой подход, один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать [2, с. 54]. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он сталкивается в жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия позволяет эффективно снимать страхи детей-дошкольников, улучшать эмоциональное самочувствие ребёнка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и в группе сверстников.

Литература:

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2007. — 144с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 169 с.

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. — Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 167 с.

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 304 с.

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. СПб.: Речь, 2002. — 168 с.

Коррекция детских страхов с помощью сказок

Коррекция детских страхов с помощью сказок

Автор:
Жанр: Детская психология
Издательство: Речь
Год: 2011 Количество страниц: 169
Формат:
 PDF (8.45 МБ)

Дата загрузки: 12 сентября 2016

Скачать с нашего сайта

Скачать в два клика

 

Аннотация

Автор знакомит с простыми и эффективными средствами диагностики и коррекции детских страхов. Рекомендации помогут родителям не только распознать проблемы ребенка, когда они уже есть, но и выстроить детский досуг максимально безопасным для становления психики образом. Книга включает авторскую коррекционно-развивающую программу по снижению страхов у детей с помощью сказкотерапии. В сказочном мире дети чувствуют себя защищенными, доверяют взрослым свои опасения, находят силу и опору в волшебстве. Кроме того, сказки способствуют развитию эмпатии, навыков саморегуляции, воображения, усвоению моральных ценностей и закладывают основы для здорового образа жизни.

Комментарии

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикаци.

Школа Семи Гномов


Каталог

  • Акции и скидки
  • Свежие поступления
  • Товары по предзаказу
  • Новый год
  • Книги
    • Книги
    • Школа Семи Гномов
    • Большие наборы книг за 999р.
    • Рабочие тетради и прописи
    • Книжки с наклейками
    • Терапевтические сказки
    • Детская художественная литература
      • Детская художественная литература
      • Сказки, басни
      • Детские рассказы и повести
      • Стихи для детей
      • Детские книги про приключения
      • Детские детективы
      • Фантастика и фэнтези для детей
      • Комиксы для детей
      • Мифы и легенды детям
      • Потешки, загадки, пословицы
      • Читаем по слогам
      • Сборники и хрестоматии
      • Книжки-картинки, виммельбухи
      • Воспитание, сказкотерапия
    • Развивающие книги
      • Развивающие книги
      • Книжки-игрушки, интерактивные книжки
      • Развивающие книжки с заданиями
      • Раскраски и творчество
    • Познавательная литература
    • Книги для родителей
    • Книги для ДОУ
    • Наглядные пособия
    • Книги для начальной школы
  • Игры и игрушки
    • Игры и игрушки
    • Развивающие игрушки
      • Развивающие игрушки
      • Пирамидки, сортеры, шнуровки
        • Пирамидки, сортеры, шнуровки
        • Пирамидки
        • Сортеры
        • Шнуровки для детей
      • Бизиборды
      • Рамки-вкладыши и разрезные картинки
        • Рамки-вкладыши и разрезные картинки
        • Разрезные картинки
        • Рамки-вкладыши
      • Стучалки
      • Развивающие коврики
      • Счетный материал, счеты
      • Каталки и толкалки
      • Игрушки Юла
      • Неваляшки
      • Лабиринты и межполушарные доски
      • Детские кубики
      • Матрешки, игрушки-забавы
      • Мягкая развивающая игрушка
      • Многофункциональная развивающая игрушка
      • Электронные и интерактивные игрушки
    • Игры
      • Игры
      • Шахматы, шашки, нарды
      • Настольные игры для детей
      • Детское лото
      • Дидактические игры
      • Детское домино
      • Компьютерные игры
      • Настольный театр
      • Электронные игры
      • Подвижные игры
    • Конструкторы
    • Головоломки, пазлы, мозаики
      • Головоломки, пазлы, мозаики
      • Пазлы для детей
      • Мозаики для детей
      • Головоломки для детей
    • Игрушки для девочек
      • Игрушки для девочек
      • Куклы и пупсы
      • Кукольные домики и мебель
      • Одежда и аксессуары для кукол
      • Коляски для кукол
      • Игровые фигурки для девочек
      • Сюжетно-ролевые игры для девочек
    • Игрушки для мальчиков
      • Игрушки для мальчиков
      • Транспорт и техника
      • Роботы и трансформеры
      • Солдатики
      • Детское оружие
      • Сюжетно-ролевые игры для мальчиков
    • Театр и сюжетно-ролевые игры
    • Игровые фигурки животных
    • Опыты для детей
    • Фокусы для детей
    • Мягкие игрушки
    • Игрушки для ванной
    • Игрушки антистресс, слаймы, лизуны
    • Детские музыкальные инструменты
      • Детские музыкальные инструменты
      • Металлофоны, ксилофоны
      • Детские духовые инструменты
      • Детские гармони
      • Инструменты для детского оркестра
      • Детские пианино и синтезаторы
      • Бубны и барабаны
      • Тарелки и треугольники
      • Кастаньеты и деревянные ложки
      • Маракасы и бубенцы
      • Игрушечные гитары
      • Шарманки
  • Товары для новорожденных
  • Канцтовары и товары для школы
    • Канцтовары и товары для школы
    • Ручки, насадки на ручки
    • Рюкзаки, пеналы, мешки для обуви
      • Рюкзаки, пеналы, мешки для обуви
      • Мешки для обуви
      • Пеналы
      • Рюкзаки и ранцы
    • Ножницы, точилки
      • Ножницы, точилки
      • Ножницы
      • Точилки
    • Клей, клейкая лента
    • Подставки для книг, закладки
    • Обложки, папки
      • Обложки, папки
      • Обложки
      • Папки
    • Предметы для черчения
      • Предметы для черчения
      • Простые карандаши, циркули
      • Линейки и транспортиры
      • Ластики
    • Веера, кассы букв и цифр, счетные палочки
    • Бумажная продукция
      • Бумажная продукция
      • Тетради
      • Дневники, портфолио
      • Ежедневники, календари, блокноты
        • Ежедневники, календари, блокноты
        • Блокноты
        • Календари
      • Расписание занятий, планеры
    • Глобусы и карты
    • Прочие канцтовары
    • Доски и планшеты
    • *Степлеры, дыроколы, банковские резинки
  • Товары для творчества
    • Товары для творчества
    • Наборы для творчества
    • Краски и лаки для рисования
      • Краски и лаки для рисования
      • Пальчиковые краски
      • Краски для рисования
    • Пластилин, глина, масса для лепки
    • Карандаши, фломастеры, мелки, пастель
    • Бумага и картон для творчества
    • Кисти, аксессуары для рисования
      • Кисти, аксессуары для рисования
      • Кисти для рисования, пеналы для кистей
      • Трафареты и штампы для рисования
      • Палитры, мольберты, стаканы-непроливайки
    • Альбомы и папки для рисования
    • Одежда для труда и творчества
    • Наклейки
  • Прочее
    • Прочее
    • Маски дизайнерские
    • Товары первой необходимости для малышей
    • Спорт и игровое оборудование
      • Спорт и игровое оборудование
      • Мячи, шары
      • Все для песочницы
      • Лопаты
      • Средства передвижения
      • Бассейны, круги, матрасы
      • Детские спортивные комплексы и оборудование
      • Летучие змеи, леталки, запускалки
    • Детская комната, аксессуары
      • Детская комната, аксессуары
      • Детские палатки и домики
    • Медиа
    • Товары для праздника
      • Товары для праздника
      • Воздушные шарики, свечи для торта
      • Буклеты, приглашения, открытки, конверты
      • Подарочные пакеты
      • Плакаты, украшения
      • Мыльные пузыри
  • Издательства, бренды и производители

NEW SALE

Харламова Татьяна Андреевна

Сказкотерапия как средство коррекции страхов

детей дошкольного возраста

МБДОУ детский сад «Детство» (Г. Нижний Тагил)

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, что ведет к увеличению количества детей со страхами. Дошкольный возраст является благоприятным периодом коррекции страхов. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов, способствующих коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста открыл дорогу активным формам, к которым относится сказкотерапия. Современные исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан, В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, Э. Ле Шан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что сказкотерапия позволяет эффективно преодолевать нарушениями самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно, помогает бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Различные аспекты использования сказкотерапии для коррекции страхов детей дошкольного возраста рассматривали в своих работах ученые, специалисты (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов, Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и др.), отмечая его огромные педагогические возможности. Сказкотерапия является средством коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дает уверенность в своих силах.

Рассмотрим некоторые определения термина «сказкотерапия» различных авторов.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева трактует «сказкотерапию» как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2, с. 38].

И.В. Вачков рассматривает термин «сказкотерапия» как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [1, с. 44].

С.А. Черняева трактует понятие «сказкотерапия» как один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформирвался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь [6, с. 52].

Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Т.Д Зиневич-Евстигнеева подчеркивает, что «сказкотерапию можно назвать “детским” методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека» [2, с. 40].

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Т. Вершинина считает, что во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть.

Д. Соколов пишет, что даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает ребенку преодолеть различные жизненные трудности [5, с. 120]. По его мнению, сказка активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития.

Некоторые исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, Р.М. Ткач и др.) считают, что процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Ряд авторов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов и др.) пишет, что сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказу, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Все это положительно влияет на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия, является также профилактикой негативного поведения ребенка. То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [2, с. 42].

Ряд исследователей (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева и др.) утверждает, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка. Помогает, избавится от страхов, агрессии, тревожности.

Некоторые ученые (Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и др.) считают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.

Существует два подхода к сказкотерапии, которые отличаются с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода.

Директивная (направленная) и не директивная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога в работе с детьми. При директивном подходе взрослый – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Выделяются следующие принципы работы со сказками:

1) Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

2) Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

3) Принцип связи с реальностью — это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок [4, с. 16]

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных [3, с. 52].

Рассмотрим подробнее каждый вид сказки.

Художественные (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории – это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, – со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение к бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие в них конфликтов и злых героев [3, с. 52].

Анализ специальной литературы по проблеме применения сказкотерапии показал множество вариантов использования данного метода на практике. Рассмотрим подробнее формы работы со сказками, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой:

1 Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

2. Рассказывание сказок. Рассказывание сказок может проходить по нескольким принципам: рассказывать может сам ребенок, либо рассказчик психолог.

3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед ребенком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки. Изначально можно предложить десять не связанных по смыслу слов, из которых необходимо сочинить сказку.

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

5. Сказочная куклотерапия. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях работы.

6. Постановка (разыгрывание) сказок. Прием драматизации – важный компонент в сказкотерапии. Виды постановок сказок: спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол; спектакли теневого театра; спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки; театрализованные игры; сказки на песке. Во всех случаях предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.

7. Сказочная имидж-терапия. Данный вид работы основан на изменении внешнего вида, а соответственно и жизненных установок, и сценариев вживаясь в новый образ. В сказочном образе ребенок может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.

8. Сказочное рисование. Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование; спонтанное рисование. С помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир ребенка, система его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

9. Медитации на сказку. Медитация есть погружение в какой-либо процесс. Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие в них конфликтов и злых героев.

10. Использование танцев в сказкотерапии. Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им, становятся более свободными и уверенными в себе [2, с. 54].

Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого ребенка. Дети все разные, к каждому нужно подобрать свой подход, один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать [2, с. 54]. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он сталкивается в жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия позволяет эффективно снимать страхи детей-дошкольников, улучшать эмоциональное самочувствие ребёнка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и в группе сверстников.

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2007. — 144с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 169 с.
  4. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. — Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 167 с.
  5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 304 с.
  6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. СПб.: Речь, 2002. — 168 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Коррекционные сказки для подростков
  • Коррекционные сказки для дошкольников
  • Короткое сочинение на тему что такое счастье
  • Корректно оформленные документы как пишется
  • Короткое сочинение на тему пример выдающейся исторической личности 6 класс обществознание

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии