муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 имени Героя
Советского Союза В. А. Стёпина»
КЛАССНЫЙ
ЧАС:
«ЧТО
ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
КОРРУПЦИЯ
В СКАЗКАХ»
(для
учеников 3-4 классов)
Составила и
провела
учитель начальных
классов
Бонадысева Т. А.
Цель: сформировать
представление о коррупции; развивать способности, необходимые для формирования
у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции; воспитывать
ценностные качества личности (честность, порядочность).
Задачи:
-ознакомить с явлением
коррупции: сутью, причинами, последствиями;
— поощрять нетерпимость к
проявлениям коррупции;
— учить находить
коррупцию в русских народных сказках.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1.
Сообщение темы.
—
Ребята! Сегодня наша встреча не случайна. Она посвящена взрослой теме, о
которой нужно задумываться уже с детства. Недавно я просила вас нарисовать
плакат на тему «Коррупция». Вы не знали, что это, и я немного рассказала вам о
коррупции. Хотели бы вы больше узнать о том, что такое коррупция? Я думаю,
теперь вы знаете тему нашей встречи.
—
А на какие вопросы вы хотели бы получить ответ? (Если ученики не смогут
подобрать вопросы, я могу помочь):
Почему коррупция – это
плохо?
Почему эта тема так
важна?
-Хорошо.
Сегодня мы также поговорим о самом добром и любимом жанре литературы – о
сказках.
2.
Актуализация знаний.
—
У каждого из вас на столе тесты. Возьмите карандаши и попробуйте отметить
правильные (как вам кажется) ответы.
Ответы не подчёркнуты.
1.
Как
ты понимаешь слово коррупция
А. Помощь друг другу
Б. Использование своих
должностных полномочий
В. Получение денег за
свою хорошую работу
2. Как ты думаешь,
коррупция…
А. Противозаконно
Б. Законно
3.Какое наказание
влечет коррупция?
А. Штраф
Б. Лишение свободы
В. Лишение машины
К этим тестам мы вернёмся
в конце занятия.
3.
Основная
часть.
—
Кор-руп-ци-я…
В этом слове слышится что-то зловещее, угрожающее (благодаря долгому звуку [р])
и неприятное (благодаря стечению букв пц, так не совместимых с русским языком).
Не менее привлекательны и исконно русские синонимы этого слова:
«казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство»,
«злоупотребление служебным положением».
По С. И. Ожегову,
«коррупция — это моральное
разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в
незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными
структурами». Самое краткое, но ёмкое определение коррупции дает словарь
иностранных слов: это «подкуп, продажность государственных чиновников,
должностных лиц, а также общественных и политических деятелей».
Итак, коррупция —
злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.
Коррупция возникла давно. Люди делали подарки, чтобы добиться расположения. В
первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Потом появились
работники, которые имели власть, чиновники. И они стремились воспользоваться
своим положением для тайного увеличения своих доходов. По инициативе ООН 9
декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России в 2008г.
президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции.
—
Как вы думаете, один ли взяточник, тот кто берёт деньги, занимая какую-то
должность, нарушает закон? Ответы детей.
— В этом явлении виноваты две стороны. Если есть те, кто берет,
то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим
служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
— Приходилось ли вашим родителям
сталкиваться с коррупцией? (Не путать с работой, за которую платят деньги.)
Работа в группах. Каждой группе – одна
ситуация. Дети в группе обсуждают её и дают свой ответ. Другие ученики могут
дополнить, высказать своё мнение.
Коррупция или нет?
1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ
ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ
НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГАИ. СОТРУДНИК ГАИ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО
ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. (КОРРУПЦИЯ,
так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес
вред государству, которое не получило сумму штрафа).
2. ЧЕЛОВЕК
БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ
ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА.
(Согласно
Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ).
3.В благодарность за то,
что врач вылечил тяжело больного ребёнка, женщина подарила врачу букет роз из
своего сада. (Не коррупция).
4. Должностное лицо
правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее
время занимается личными делами. (Не коррупция).
— Подведём
итог, составив кластер на доске.
Из
предложенных нужно выбрать те, которые относятся к коррупции.
добро |
преступление |
личная выгода |
подкуп |
зло |
«грязные деньги» |
служебное положение |
виноваты 2 человека |
взятка |
подарок без повода |
нарушение закона |
благотворительность |
Работа с плакатами,
которые нарисовали дети (приложение).- Давайте рассмотрим плакаты. Что они
высмеивают, к чему призывают?
4.
ИГРА «ХОРОШО, ПЛОХО» (физкультминутка)
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные
ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением. Если ученик прав, то
остальные хлопают, если нет – топают.
-соблюдать законы,
-соблюдать права и обязанности,
-нарушать законы,
-говорить правду,
-быть всегда честным,
-брать взятки,
-обманывать людей,
-подкупать избирателей,
-совершать добрые поступки, дела,
-требовать или вымогать деньги, игрушки,
-добросовестно выполнять свою работу,
-воровать,
-честно зарабатывать деньги.
5. Коррупция в сказках – это вторая часть нашей встречи. Вы
подумаете, что эти темы совсем не связаны. Но сказка – ложь, да в ней намёк.
Давайте вспомним, чему учат сказки. (Ответы учащихся). В некоторых сказках,
оказывается, осуждается коррупция. Мы недавно изучали сказку «Дочь-семилетка».
Помните, богатый человек дал денег судье, чтобы он рассудил спор: жеребёнка
родила лошадь или телега. Также вам знакома притча «Жадный купец», где была
похожая ситуация.
-Может быть вы
вспомните и другие примеры. Если дети не вспомнят, я сама называю сказку, а они
определяют, какой пример коррупции там есть (сказка «Гуси-лебеди», «Петушок и
бобовое зёрнышко»).
Естественно,
девочка обращается с просьбой ей помочь — подсказать, вдруг кто видел братца. И
что же? Ни яблоня, ни печка, ни речка ничего просто так не сказали и не
сделали. «Съешь моего кисленького яблочка — скажу», не съела — не
сказала. А ведь девочка с бедой к ним обращалась, но им всем наплевать на беды
ближнего. Ну ладно просто не подсказали, но даже спрятать от похитителей,
пустившихся вдогонку за сестрицей с братцем, они соглашались только за услугу.
«Петушок и бобовое
зёрнышко»: пока курица за помощью бегала, петух, по идее, уже помереть
должен был. А её отправляли от одного к другому (ничего не напоминает в нашей
нынешней действительности(?)). И ведь курица всем всё объясняла, что, мол,
петух подавился, задыхается, но маслице за сено, сено за калачи, калачи за дрова,
дрова за топор, топор за угли.
5.
Давайте
подведём итог нашему занятию.
Давайте вернёмся к тестам, с которыми вы работали
в начали. Ответьте теперь на вопросы. Изменились ли они?
Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы
для себя открыли? (ответы учащихся).На какие вопросы вы бы хотели получить
ответы? Над чем нам всем надо задуматься? Думаю, коррупцию можно победить,
искоренить, если взяться всем вместе. Как видим, коррупция сильна, но бороться
с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут
останется без своих щупалец. Скоро вам придётся решать многие вопросы, которые
ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не
обходя закон.
Попробуем вывести правила.
Что могу сделать я?
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть.
Поступайте правильно:
·
не давайте и не берите взятки;
·
старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной
добропорядочности;
·
предавайте гласности случаи коррупции.
Вы также можете:
·
изменить существующую систему и создать законы, которые бы
защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
·
писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
·
принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных
кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
·
Изучать данное явление
·
Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами
борьбы с коррупцией.
Источники информации:
К. Ф. Амиров. «Антикоррупционное
и правовое воспитание»
Л. Е. Кириллова, А. Е.
Кириллов. «Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере
образовательной деятельности».
Источник http://prodam-ooo.ru/primery-korruptsii-v-skazkah/
Источник: https://pravookey.ru/primery-korrupcii-v-skazkax.html#i-6
Источник: https://pravookey.ru/primery-korrupcii-v-skazkax.html#i-3
Тест «Коррупция».
2.
Как
ты понимаешь слово коррупция
А. Помощь друг другу
Б. Использование своих
должностных полномочий
В. Получение денег за
свою хорошую работу
2. Как ты думаешь,
коррупция…
А. Противозаконно
Б. Законно
3.Какое наказание
влечет коррупция?
А. Штраф
Б. Лишение свободы
В. Лишение машины
К этим тестам мы вернёмся
в конце занятия.
6.
Основная
часть.
Скачано с www.znanio.ru
Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему.
«Коррупция в мире сказок»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бурцева
С.В.
Пояснительная
записка
О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство
граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и
борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются
на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы
мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные
антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё
новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами
по указанию Президента о борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ. Несмотря на
всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в
борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях
дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным. Поэтому надо
формировать антикоррупционное поведение у учащихся уже с младшего школьного
возраста. Но надо это делать так, чтобы учащимся было интересно, увлекательно.
С помощью сказок этого добиться легче. Ведь дети очень любят сказки и
осмысление проблемы, понимание сути коррупции через сказочных героев будет
эффективнее.
«Коррупция в мире сказок»
Внеклассное мероприятие на антикоррупционную
тему.
Цель: пропаганда учащихся к антикоррупционному
мировоззрению; воспитание честности, порядочности;
Задачи: Показать на примерах, к каким
последствиям может приводить коррупция; раскрыть «невыгодность» коррупционного
поведения для каждого члена общества; выявить у учащихся наиболее эффективные
пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной
жизни.
Участники: педагог-консультант; учащиеся 1–2 классов.
Реквизит: синие и красные карточки, вопросы теста,
карандаши, листы бумаги;
Время проведения: 1 час.
Форма: сказка
Ход
мероприятия:
Не все в мире ценится деньгами.
Подготовительный этап: учащихся нужно заранее разделить на группы,
для выполнения дальнейших заданий. Сценки из сказок показывают
старшеклассники-шефы. Мероприятие можно проводить в классе, а также в актовом
зале.
Ведущий: Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции.
Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это
плохо». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? Почему
это карается законом, то есть противозаконно?
Чтобы ответить на эти вопросы мы посмотрим сценки.
Сценка первая:
Сценка по мотивам сказки К. И. Чуковского
«Доктор Айболит»
Главные действующие лица: Доктор Айболит , Мартышка
(Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.)
Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите!
Спасите!
Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по
порядку.
Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У
них болят животики!
Айболит: Да, это, скорее всего эпидемия! Ну что же,
подумаем, как можно решить этот вопрос.
Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!
Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет
времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!
Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими
детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?
Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину
бананов, тогда я вылечу ваших детишек.
Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы
соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?
Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их
лечить!
Доктор Айболит уходит, за ним, плача, бежит Мартышка.
Ведущий: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой
сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» —
поднимите синюю карточку, если «нет» — красную.
-Арина, почему ты подняла красную карточку?
Арина: Потому что Айболит не помог мартышкам.
Ведущий: Юра, а ты поднял синюю, тебе понравился
Айболит, чем?
Юра: Я тоже, как Доктор Айболит, люблю бананы.
Ведущий: Ребята, Айболит не хочет лечить мартышек,
пока ему не соберут бананы. Он пользуется своим положением. Вот это и
называется коррупция – взятка. «Коррупция – использование должностным лицом
своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит
законодательству, то есть закону». Айболит поступает противозаконно.
Задание первое:
-А теперь вы поможете Мартышкам собрать целый грузовик
бананов.
По классу разбросаны «бананы». Команды должны их собрать.
Побеждает та команда, которая соберет больше «бананов». Команды за 10
секунд должны собрать рисунки бананов, разбросанные по классу.
Ведущий: Молодцы, ребята. Теперь мы подарим эти
бананы Мартышкам.
Задание второе: подумайте, что вы скажете Доктору Айболиту,
ведь он поступил плохо, и ему обязательно надо поехать в Африку к Мартышкам.
Ученики пишут на листочках свои слова, пожелания.
Ведущий: Кирилл, прочитай нам, пожалуйста, что ты
написал? (ученик читает)
-Ребята, вы согласны с тем, что написал Кирилл?
Ведущий собирает листочки и передает их Доктору Айболиту.
Ведущий: А сейчас посмотрим вторую сценку.
Сценка по мотивам русской народной сказки
«Терем-теремок»
Главные действующие лица: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка Медведь.
(Около теремка сидит Мышка-норушка. Бежит Лягушка —
квакушка.) Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?
Квакушка: А я Лягушка — квакушка, пусти меня к себе
жить.
Мышка: А у тебя есть деньги, чтобы заплатить за
жилье? 30 долларов будет? Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем
бесплатно!
Мышка: Раньше так жили, а теперь по — другому
живем! Или плати, или уходи! Лягушка-квакушка плача уходит.
(Входит Медведь.)
Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что
на моей земле стоит твой Теремок?
Мышка: Мишенька, я ведь заплатила государству
налоги.
Медведь: Ну и что. Ты и мне заплати! Плати, или я
сломаю Теремок! Мышка: (плачет) Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)
(Медведь, считая деньги, уходит. За ним, показывая ему
кулак, уходит Мышка.)
Ведущий: Понравилась вам сказка? Назовите главных
героев.
Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с
коррупцией. Приготовьте ваши карточки.
-Понравилась вам Мышка?
Женя: Мне не понравилась Мышка. Она поступила
плохо, потому что не пустила Лягушку в теремок. Ведь теремок общий.
Ведущий: А Медведь вам нравиться?
Шамиль: Нет. Медведь плохой. Он хочет деньги за
теремок. Но теремок не его. Мне жалко Лягушку.
Ведущий: Мышка пользуется тем, что первая нашла
Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими
полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь
тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз. Мы поможем
сказочным героям: Мышке, Лягушке, Медведю. Каждой команде я дам пазл с
изображением теремка. Вы построите домики для всех героев.
Учащиеся собирают пазлы с изображением
сказочных домиков. Побеждает команда, первая собравшая пазл.
Ведущий: Молодцы, ребята. А сейчас я позову Мышку,
Медведя и Лягушку. Подумайте, обсудите в команде, как вы объясните Медведю с
Мышкой, что они поступают неправильно? Что вы им скажете?
Учащиеся совещаются и один из команды
отвечает.
Ведущий: Вы правильно сказали, молодцы! А сейчас
посмотрим третью сценку.
Сценка по мотивам стихотворения С. Михалкова
«Дядя Стёпа» и русской народной сказке «По щучьему веленью»
Главные действующие лица: Емеля Дядя Стёпа , Едет
Емеля на печи.
(Входит Дядя Степа – милиционер.)
Дядя Степа: (останавливает печку)
-Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?
Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!
Дядя Степа: Есть аптечка?
Емеля: Есть, вот, посмотрите.
Дядя Степа: Почему не пристегнут?
Емеля: (смеется) Ха-ха-ха! Как же тут
пристегнуться, на печке-то ремня нет!
Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол
составлять?
Емеля: Может не надо?
Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо
пристегивать ремень всегда, для безопасности. ( Кашлянув в сторону) Ну есть,
конечно, один выход…
Емеля: Какой такой выход?
Дядя Степа: (отводит в сторону и шепотом говорит) 500
рублей заплати…
Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег.
(Емеля быстро уезжает на печке, а за ним бежит Дядя Стёпа и
свистит.)
Ведущий: Ребята, поднимите ваши карточки, правильно
ли поступил Емеля? А Дядя Стёпа вам понравился?
Катя: Емеля не должен ездить без пристёгнутого ремня.
Арина: А Дядя Стёпа не должен просить деньги, а
должен поступать по закону.
Ведущий: Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного
движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу –
вместо того, чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый
человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!
Ведущий: Следующее задание командам. Надо составить
из данных букв слова «коррупция», «взятка», «рэкет» и приклеить их после рядом
с предложением – «это очень плохо».
-Молодцы, вы все справились с заданием. А сейчас, ребята,
мы отдохнём.
«Микс-Фриз-Груп»
(Учащиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка
прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит
от ответа на вопросы.)
Ведущий: Сколько глаз у светофора? (учащиеся встают
по трое)
Ведущий: Сколько героев в сказке «Терем-теремок»?
Ведущий: Садитесь на свои места. Давайте сделаем вывод.
Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен
быть всегда честным. Вы согласны? Да, получать деньги это хорошо, если денег
много, можно купить все, что хочешь. Но брать взятки, вымогать деньги – это
против закона! За это наказывают. Может быть, большой штраф или даже посадят в
тюрьму.
-Ребята, послушав ваши ответы, я убедилась, что вы все
отлично поняли. Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть
против такой болезни времени – коррупции. Желаю всем успехов. Спасибо за
участие!
Использованная литература:
К. Ф. Амиров. «Аникоррупционное и правовое воспитание»
Л. Е. Кириллова, А. Е. Кириллов. «Профилактика нарушений,
связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности».
«Коррупция в мире сказок»
Дата: 12.01.2022.
Классный час на антикоррупционную тему.
Цель: пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоз зрения; привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности.
Задачи:
- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Ход мероприятия
Не все в мире ценится деньгами
Ведущий: Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо». Скажите пожалуйста., слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? Почему это карается законом, то есть противозаконно?
Чтобы ответить на эти вопросы мы посмотрим сценки.
Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.
Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!
Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.
Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!
Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.
Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!
Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в-третьих – нет денег, наконец!
Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?
Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.
Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?
Айболит: Ничего не знаю, или бананы,или я не буду их лечить!
Ведущий: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит?
Айболит не хочет лечить, пока ему не соберут бананы. Вот это называется коррупция – взятка. Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону. Айболит поступает противозаконно. Посмотрим вторую сценку.
Около теремка сидит мышка-норушка. Бежит Лягушка- квакушка.
Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?
Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.
Мышка: А у тебя есть деньги, 30 долларов?
Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!
Мышка: Раньше жили, а теперь не живем! Или плати, или уходи!
Лягушка-квакушка плачет и уходит. Входит Медведь.
Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что здесь стоит твой Теремок?
Мышка: Мишенка , я ведь заплатила налоги!
Медведь: ну и что. Плати или я сломаю Теремок!
Мышка: Сейчас, сейчас… ( достает деньги и платит)
Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Понравилась вам Мышка? ( ответы детей) А Медведь? ( ответы детей) Жалко ли вам Лягушку? ( ответы) Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз.
Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Вы согласны?
Да, получать деньги это хорошо, если денег много, можно купить все , что хочешь. Но брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.
Давайте мы с вами поиграем. Приглашаю сюда 2 учеников. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания. Попробуйте убедить дать тетрадь любыми путями.( можно помочь, дав карточки с подсказкой: дать конфету, шарик, игрушку, деньги, угрожать)
Ведущий: Ребята, вы можете сказать, в каком предложении от Кати увидели коррупцию, взятку, рэкет? ( ответы детей)
— Списывать не хорошо.
— Надо всё делать самому.
— Если решил дать списать, то ничего за это брать не надо.
Давайте проведем викторину по сегодняшней теме.
- Как ты понимаешь слово коррупция
- Помощь друг-другу
- Зарплата
- Получение денег с помощью взятки
- Как ты думаешь, коррупция…
- Противозаконно
- Законно
- Какое наказание влечет коррупция?
- Штраф
- Лишение свободы
- Лишение машины
Ведущий: Ребята, посмотрев ваши ответы, я убедилась, что вы все отлично поняли. Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть против такой болезни времени – коррупции.
Учитель. Но, к счастью, не только взяточничество, хищения, мошенничество и коррупция правят на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые поступки, не требуя взамен ничего. На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду. «Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам., Существует традиция желать «Бог в помощь» тем, кто трудится; нужно делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому своих детей, внуков.
Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно — давать отпор коррупционерам и взяточникам. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
Взятки и взятки на каждом шагу,
За то, и за это. Как быть?
Как эту заразу в жизни у нас
Со свету искоренить?
Что можем с тобою, я и ты,
Что можем мы предпринять?
Пусть долго, пусть трудно, но никогда
Взяток не будем давать!
А сейчас давайте посмотрим мультфильм о том, что будет если коррупция будет править миром.
Просмотр мультфильма «Сказка про коррупцию»
Вывод : что будет происходить в мире, если будут править коррупсики?
Итог классного часа
Игра «Хорошо — плохо»
— Соблюдать законы.
— Соблюдать права и обязанности.
— Нарушать законы.
— Говорить правду.
— Всегда быть честным.
— Брать взятки.
— Обманывать людей.
— Совершать добрые дела и поступки.
— Воровать.
— Честно зарабатывать деньги.
- Ребята, есть такая пословица : Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
И вы делайте добро и будьте честными, справедливыми.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В. А. Стёпина»
КЛАССНЫЙ ЧАС:
«ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
КОРРУПЦИЯ В СКАЗКАХ»
(для учеников 3-4 классов)
Составила и провела
учитель начальных классов
Бонадысева Т. А.
Цель: сформировать представление о коррупции; развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции; воспитывать ценностные качества личности (честность, порядочность).
Задачи:
-ознакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;
— поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;
— учить находить коррупцию в русских народных сказках.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1. Сообщение темы.
— Ребята! Сегодня наша встреча не случайна. Она посвящена взрослой теме, о которой нужно задумываться уже с детства. Недавно я просила вас нарисовать плакат на тему «Коррупция». Вы не знали, что это, и я немного рассказала вам о коррупции. Хотели бы вы больше узнать о том, что такое коррупция? Я думаю, теперь вы знаете тему нашей встречи.
— А на какие вопросы вы хотели бы получить ответ? (Если ученики не смогут подобрать вопросы, я могу помочь):
Почему коррупция – это плохо?
Почему эта тема так важна?
-Хорошо. Сегодня мы также поговорим о самом добром и любимом жанре литературы – о сказках.
2. Актуализация знаний.
— У каждого из вас на столе тесты. Возьмите карандаши и попробуйте отметить правильные (как вам кажется) ответы.
Ответы не подчёркнуты.
Как ты понимаешь слово коррупция
А. Помощь друг другу
Б. Использование своих должностных полномочий
В. Получение денег за свою хорошую работу
2. Как ты думаешь, коррупция…
А. Противозаконно
Б. Законно
3.Какое наказание влечет коррупция?
А. Штраф
Б. Лишение свободы
В. Лишение машины
К этим тестам мы вернёмся в конце занятия.
Основная часть.
— Кор-руп-ци-я… В этом слове слышится что-то зловещее, угрожающее (благодаря долгому звуку [р]) и неприятное (благодаря стечению букв пц, так не совместимых с русским языком). Не менее привлекательны и исконно русские синонимы этого слова: «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением».
По С. И. Ожегову, «коррупция — это моральное
разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами». Самое краткое, но ёмкое определение коррупции дает словарь иностранных слов: это «подкуп, продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей».
Итак, коррупция — злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением. Коррупция возникла давно. Люди делали подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Потом появились работники, которые имели власть, чиновники. И они стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России в 2008г. президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции.
— Как вы думаете, один ли взяточник, тот кто берёт деньги, занимая какую-то должность, нарушает закон? Ответы детей.
— В этом явлении виноваты две стороны. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
— Приходилось ли вашим родителям сталкиваться с коррупцией? (Не путать с работой, за которую платят деньги.)
Работа в группах. Каждой группе – одна ситуация. Дети в группе обсуждают её и дают свой ответ. Другие ученики могут дополнить, высказать своё мнение.
Коррупция или нет?
ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГАИ. СОТРУДНИК ГАИ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. (КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа).
2. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА.
(Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ).
3.В благодарность за то, что врач вылечил тяжело больного ребёнка, женщина подарила врачу букет роз из своего сада. (Не коррупция).
4. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами. (Не коррупция).
— Подведём итог, составив кластер на доске.
Из предложенных нужно выбрать те, которые относятся к коррупции.
добро |
преступление |
личная выгода |
подкуп |
зло |
«грязные деньги» |
служебное положение |
виноваты 2 человека |
взятка |
подарок без повода |
нарушение закона |
благотворительность |
Работа с плакатами, которые нарисовали дети (приложение).- Давайте рассмотрим плакаты. Что они высмеивают, к чему призывают?
ИГРА «ХОРОШО, ПЛОХО» (физкультминутка)
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением. Если ученик прав, то остальные хлопают, если нет – топают.
-соблюдать законы,
-соблюдать права и обязанности,
-нарушать законы,
-говорить правду,
-быть всегда честным,
-брать взятки,
-обманывать людей,
-подкупать избирателей,
-совершать добрые поступки, дела,
-требовать или вымогать деньги, игрушки,
-добросовестно выполнять свою работу,
-воровать,
-честно зарабатывать деньги.
5. Коррупция в сказках – это вторая часть нашей встречи. Вы подумаете, что эти темы совсем не связаны. Но сказка – ложь, да в ней намёк. Давайте вспомним, чему учат сказки. (Ответы учащихся). В некоторых сказках, оказывается, осуждается коррупция. Мы недавно изучали сказку «Дочь-семилетка». Помните, богатый человек дал денег судье, чтобы он рассудил спор: жеребёнка родила лошадь или телега. Также вам знакома притча «Жадный купец», где была похожая ситуация.
-Может быть вы вспомните и другие примеры. Если дети не вспомнят, я сама называю сказку, а они определяют, какой пример коррупции там есть (сказка «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»).
Естественно, девочка обращается с просьбой ей помочь — подсказать, вдруг кто видел братца. И что же? Ни яблоня, ни печка, ни речка ничего просто так не сказали и не сделали. «Съешь моего кисленького яблочка — скажу», не съела — не сказала. А ведь девочка с бедой к ним обращалась, но им всем наплевать на беды ближнего. Ну ладно просто не подсказали, но даже спрятать от похитителей, пустившихся вдогонку за сестрицей с братцем, они соглашались только за услугу.
«Петушок и бобовое зёрнышко»: пока курица за помощью бегала, петух, по идее, уже помереть должен был. А её отправляли от одного к другому (ничего не напоминает в нашей нынешней действительности(?)). И ведь курица всем всё объясняла, что, мол, петух подавился, задыхается, но маслице за сено, сено за калачи, калачи за дрова, дрова за топор, топор за угли.
Давайте подведём итог нашему занятию.
Давайте вернёмся к тестам, с которыми вы работали в начали. Ответьте теперь на вопросы. Изменились ли они?
Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (ответы учащихся).На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься? Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, если взяться всем вместе. Как видим, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
Попробуем вывести правила.
Что могу сделать я?
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:
не давайте и не берите взятки;
старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
предавайте гласности случаи коррупции.
Вы также можете:
изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
Изучать данное явление
Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.
Источники информации:
К. Ф. Амиров. «Антикоррупционное и правовое воспитание»
Л. Е. Кириллова, А. Е. Кириллов. «Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности».
Источник http://prodam- ooo.ru/primery-korruptsii-v-skazkah /
Источник: https://pravookey.ru/primery-korrupcii-v-skazkax.html #i-6
Источник: https://pravookey.ru/primery-korrupcii-v-skazkax.html#i-3
Тест «Коррупция».
Как ты понимаешь слово коррупция
А. Помощь друг другу
Б. Использование своих должностных полномочий
В. Получение денег за свою хорошую работу
2. Как ты думаешь, коррупция…
А. Противозаконно
Б. Законно
3.Какое наказание влечет коррупция?
А. Штраф
Б. Лишение свободы
В. Лишение машины
К этим тестам мы вернёмся в конце занятия.
Основная часть.
МБОУ «Некрасовская СШ»
«Коррупция в мире сказок»
Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему для 1-3 классов
Подготовила:
учитель 1 класса
Дубинина О.А.
Некрасовка 2016
Тема: «Коррупция в мире сказок»
Цель: пропаганда и формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения; привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности; – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи:
Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
Ход мероприятия
Не все в мире ценится деньгами
Ведущий: Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо?
— Слово детство понимаю, а что такое коррупция?
— По-моему, что-то с деньгами связано…- …это раздел экономики!
— Ты что? Нет, это что-то другое…
— А я подготовилась! Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
— Получается это преступление?
— Вот именно преступление! В большинстве Европейских стран коррупция вообще относится к УГОЛОВНЫМ преступлениям! И я знаю, как это слово переводится. С латинского «растлевать». Вы слушайтесь в это слово – «Р А С Т Л Е В А Т Ь ».
— Я знаю такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности. К сожалению, знакомая моей мамы долго не могла устроиться на работу по этим же причинам.
— А я не понимаю, почему за многие бесплатные по закону услуги, мои родители вынуждены платить?
— Да, это совсем недетские вопросы.
— но мы видим – наша страна УСТАЛА!
— Уважение и правда — вот наши ИДЕАЛЫ!
— Нечестность и коррупция давно стали НОРМОЙ!
— Так что пока не поздно, вступай в нашу КОМАНДУ!
— Коррупция тормозит экономическое развитие России и ставит под угрозу любые преобразования.
— А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед!!!
О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента в борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.
Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным.
Мы не рассчитываем на то, что наши размышления окажутся оригинальными, тем более, что они во многом опираются на уже существующие разработки. Но кроме того они базируются и на практическом опыте выявления и пресечения коррупционных правонарушений, имеющемся у различных государственных и общественных структур, в том числе, на опыте деятельности Федерального информационного центра (ФИЦ) «Аналитика и безопасность», работающего в тесной увязке со средствами массовой информации. Одним из итогов деятельности ФИЦ стал материал, направленный на имя Президента РФ Д.А.Медведева, под чьим непосредственным руководством и разворачивается повсеместная борьба с коррупцией.
— Правильно, коррупция означает с латинского «Подкуп и взятничество, широко практикуемые в мире среди различных должностных лиц, политических деятелей».
-Это уголовное преступление.
-По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России в 2008г. президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции.
-А откуда появилась коррупция?
— Исторические корни восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плат жрецу или вождю была нормой. Появились чиновники. И они стремились воспользоваться своими положениями для тайного увеличения своих доходов.
— А как вы думаете, каковы причины коррупции?
-Это жадность.
— А также незнание законов, низкая зарплата и т.д.
— А как можно бороться с коррупцией?
— Конечно уменьшить количество чиновников, повысить зарплату, открытость в СМИ, не давать и не брать взяток и т.д.
— А в каких сферах наиболее поражена коррупцией?
— ГАИ;
— Чиновники;
— Медицина;
— Образование;
— Военкоматы;
— Шоу – бизнес;
— Армия;
— СМИ и т.д.
Почему это карается законом, то есть противозаконно?
Чтобы ответить на эти вопросы мы посмотрим сценки.
Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.
Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!
Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.
Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!
Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.
Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее В Африку!
Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!
Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?
Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.
Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?
Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!
Ведущий: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? (Айболит не хочет лечить, пока ему не соберут бананы. Вот это называется коррупция – взятка. Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону. (Айболит поступает противозаконно.)
Посмотрим вторую сценку.
Около теремка сидит мышка-норушка. Бежит Лягушка- квакушка.
Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?
Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.
Мышка: А у тебя есть деньги, 30 долларов?
Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!
Мышка: Раньше жили, а теперь не живем! Или плати, или уходи!
Лягушка-квакушка плачет и уходит. Входит Медведь.
Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что здесь стоит твой Теремок?
Мышка: Мишенка , я ведь заплатила налоги!
Медведь: ну и что. Плати или я сломаю Теремок!
Мышка: Сейчас, сейчас… ( достает деньги и платит)
Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Понравилась вам Мышка? ( ответы детей) А Медведь? ( ответы детей) Жалко ли вам Лягушку? ( ответы) Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз. Посмотрим третью сценку.
Едет Емеля на печи. Входит, Дядя Степа – милиционер.
Дядя Степа: Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?
Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!
Дядя Степа: Есть аптечка?
Емеля: Есть, вот, посмотрите.
Дядя Степа: Почему не пристегнут?
Емеля: (смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, ремня то нет!
Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?
Емеля: Может не надо?
Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. ( Кашлянув в сторону) Ну есть, конечно, один выход…
Емеля: Какой такой выход?
Дядя Степа: ( отводит в сторону и шепотом говорит) 500 рублей заплати…
Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. А, хотя, попрошу у щуки…
Ведущий: Ребята, правильно поступил Емеля? (ответы детей) А Дядя Степа? (ответы детей) Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того, чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!
Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Вы согласны? Да, получать деньги это хорошо, если денег много, можно купить все , что хочешь. Но брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.
Давайте мы с вами поиграем. Приглашаю сюда 2 учеников. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания. Попробуйте убедить дать тетрадь любыми путями. (можно помочь, дав карточки с подсказкой: дать конфету, шарик, игрушку, деньги, угрожать)
Ведущий: Ребята, вы можете сказать, в каком предложении увидели коррупцию, взятку, рэкет? (ответы детей)
Давайте проведем небольшой тест по сегодняшней теме.
-
Как ты понимаешь слово коррупция
-
Помощь друг- другу
-
Использование своих должностных полномочий
-
Получение денег за свою хорошую работу
-
Как ты думаешь, коррупция…
-
Противозаконно
-
Законно
-
Какое наказание влечет коррупция?
-
Штраф
-
Лишение свободы
-
Лишение машины
Ведущий: Ребята, посмотрев ваши ответы, я убедилась, что вы все отлично поняли. Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть против такой болезни времени – коррупции. Желаю всем успехов. Спасибо за участие!
Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
8
Управление образования администрации города Орска
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»
Методическая разработка
по антикоррупционному воспитанию
« Коррупция в мире сказок ».
(для обучающихся 7– 9 лет)
Автор-составитель:
Евдокимова София Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Орск, 2022
Воспитательное мероприятие адресовано классным руководителям, старшим вожатым, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам.
462401, г. Орск Оренбургская область, пл. Гагарина,1, ЦРТДЮ «Радость» тел.: 8(3537) 22-25-77, 22-24-89
Пояснительная записка.
Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.
Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов исполнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.
В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.
Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.
Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить, и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.
ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.
Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.
Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.
К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.
К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ?
Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.
Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией, что определяет актуальность выбранной нами темы методических разработки воспитательного мероприятия.
Исход из всего выше сказанного есть необходимость ,объяснить и разъяснить детям суть и значение слова «коррупция». В нашей методической разработке мы в ходе беседы с обучающимися, дадим определение слову «коррупция» через понятия «хорошо и плохо» , рассмотрим формы ее проявления в жизни и выявим возможности избежать подобных ситуаций.
Цель: пропаганда и формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения; привитие антикоррупционных навыков.
Задачи:
1.Обучающие:дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.
2.Развивающие:развивать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма.
3.Воспитвающие: воспитывать честность и порядочность, негативное отношение к коррупции.
Место проведения: детский клуб « Олимп»
Участники:воспитанники объединения
Форма проведения: беседа.
Оборудование:синие и красные карточки, вопросы теста, карандаши, листы бумаги;
Ход мероприятия
Не все в мире ценится деньгами.
Педагог: Здравствуйте ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо». Скажите пожалуйста., слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? Почему это карается законом, то есть противозаконно?
Чтобы ответить на эти вопросы мы посмотрим сценки.
Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.
Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!
Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.
Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!
Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.
Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее В Африку!
Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!
Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?
Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.
Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?
Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!
Педагог: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» — поднимите синюю карточку, если «нет» — красную. Алина, почему ты подняла красную карточку?( Слушается ответ детей) Дима, а ты поднял синюю, тебе понравился Айболит, чем?
Айболит не хочет лечить, пока ему не соберут бананы. Вот это называется коррупция – взятка. Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону. Айболит поступает противозаконно. Посмотрим вторую сценку.
Около теремка сидит мышка-норушка. Бежит Лягушка- квакушка.
Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?
Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.
Мышка: А у тебя есть деньги, 30 долларов?
Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!
Мышка: Раньше жили, а теперь не живем! Или плати, или уходи!
Лягушка-квакушка плачет и уходит. Входит Медведь.
Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что здесь стоит твой Теремок?
Мышка: Мишенка , я ведь заплатила налоги!
Медведь: ну и что. Плати или я сломаю Теремок!
Мышка: Сейчас, сейчас… ( достает деньги и платит)
Педагог: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши карточки. Понравилась вам Мышка? ( ответы детей) А Медведь? ( ответы детей) Жалко ли вам Лягушку? ( ответы) Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз. Посмотрим третью сценку.
Едет Емеля на печи. Входит, Дядя Степа – милиционер.
Дядя Степа: Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?
Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!
Дядя Степа: Есть аптечка?
Емеля: Есть, вот, посмотрите.
Дядя Степа: Почему не пристегнут?
Емеля: ( смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, ремня то нет!
Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?
Емеля: Может не надо?
Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. ( Кашлянув в сторону) Ну есть, конечно, один выход…
Емеля: Какой такой выход?
Дядя Степа: ( отводит в сторону и шепотом говорит) 500 рублей заплати…
Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. А, хотя, попрошу у щуки…
Педагог: Ребята, поднимите ваши карточки, правильно поступил Емеля? ( ответы детей) А Дядя Степа? ( ответы детей) Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того , чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!
Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Вы согласны? Почему ты не согласен, Руслан? ( ответ детей) Да, получать деньги это хорошо, если денег много, можно купить все , что хочешь. Но брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.
Давайте мы с вами поиграем. Приглашаю сюда 2 учеников. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания. Попробуйте убедить дать тетрадь любыми путями. ( можно помочь, дав карточки с подсказкой: дать конфету, шарик, игрушку, деньги, угрожать)
Педагог: Ребята, вы можете сказать, в каком предложении от участника увидели коррупцию, взятку, рэкет? ( ответы детей)
Давайте проведем небольшой тест по сегодняшней теме.
Как ты понимаешь слово коррупция
Помощь друг-другу
Использование своих должностных полномочий
Получение денег за свою хорошую работу
Как ты думаешь, коррупция…
Противозаконно
Законно
Какое наказание влечет коррупция?
Штраф
Лишение свободы
Лишение машины
Педагог: Ребята, посмотрев ваши ответы, я убедилась, что вы все отлично поняли. Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть против такой болезни времени – коррупции. Желаю всем успехов. Спасибо за участие!
Коррупция в мире детских сказок
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Созвездие», г.Майкоп
Подготовили: Чуц Фатима Чишуковна, воспитатель
Коррупция
с латинского
«Подкуп и взятничество, широко практикуемые в мире среди различных должностных лиц, политических деятелей».
Это уголовное
преступление.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
Исторические корни восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плат жрецу или вождю была нормой. Появились чиновники. И они стремились воспользоваться своими положениями для тайного увеличения своих доходов.
Причины
коррупции
— Это жадность.
- Незнание законов
- Низкая зарплата и т.д.
К сферам деятельности, которые подвержены коррупции в России, относятся:
таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме;
учебные заведения: покупка и продажа дипломов; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний .
правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести; бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов ;
Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.
Ничего не знаю, или мед, морковка и курочка или я не буду вас лечить!
Всего одна 1000 тысяча рублей!
И ты в теремочке живешь!
А вы заплатили мне за то, что ваш теремок здесь стоит?
Платите или я сломаю ТЕРЕМОК!
Почему не пристегнут?
А у меня нет денег.
Ну есть конечно, один выход…
500 рублей заплати и проезжай !
А. хотя, попрошу у щуки…
Человек должен быть
всегда честным!
Коррупция
– это плохо!
Это противозаконно!
ТЕСТ
1. Как ты понимаешь слово коррупция
— Помощь друг другу
— Использование своих должностных полномочий
— Получение денег за свою хорошую работу
— Получение пятерки за ответ
2. Как ты думаешь, коррупция…
— Противозаконно
— Законно
3. Какое наказание влечет коррупция?
— Штраф
— Лишение свободы
— Лишение машины
— Лишение сладостей
Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему.
«Коррупция в мире сказок»
Цель: Пропагандировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение.
Задачи:
-патриотическое воспитание – воспитывать любовь к родной стране;
-воспитывать честность, порядочность;
-правовое воспитание – развивать осознание необходимости соблюдать законы государства;
-развивать нравственность, духовность;
-формировать у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному
социальному явлению через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу;
-развитие творческих способностей.
Сказка на новый лад «Петушок -Золотой гребешок»
Действующие лица:
Ведущий
Дед
Бабка
Внучка Настя
Петушок
Три девицы
Лиса
Ведущий:
Три девицы под окном
Засиделись вечерком.
Дев1.Что-то скучно нам, сестрицы-
Ведущий:Говорит одна девица.
Надо что-то предпринять.
Может сказку рассказать?
Дев2.Ладно, слушайте, друзья.
Только плохо помню я.
Чур, со мной не пререкаться,
Если буду ошибаться.
Ведущий:Жили-были дед да бабка.
Жили дружно, ели сладко.
Внучку Настеньку растили.
За грибами в лес ходили.
И у них был Петушок. Очень звонкий голосок.
Непослушный, непоседа.
Вечно попадал он в беды.
Раз собрались в огород.
В огороде репка ждет.
Петю дома оставляют
И наказ ему читают.
Дед. Дома , Петенька, сиди.
В окна , Петя, не гляди.
Там гуляет ветерок.
Простудишь звонкий голосок.
Дев2.Петя, Петенька, дружок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Не послушался наказа
Простудился тут же, сразу.
Ведущий:Стал в окошко он глядеть Голосисто песню петь.
Петушок. Я Петушок, я Петушок.
Золотистый гребешок.
У окошка я сижу.
И на улицу гляжу.
Ведущий:Захрипел тут Петушок,
Золотистый гребешок:
Петушок. Помогите, помогите!
Друга верного спасите!
Ведущий:Услыхал тут старик.
Побежал тут старик.
Друга верного выручать,
Из беды его вызволять.
Прибежал он к Лисе Патрикеевне.
Постучал он в окно Патрикеевне.
Выглянула Лисонька, спросила:
ЛИСА.«Чего тебе надобно, старче?»
Ведущий:Ей с поклоном старик отвечает:
ДЕД.«Смилуйся, Лиса-государыня!
Простудился Петушок, Потерял свой голосок. Помоги ему , Лиса-
медицинская сестра!
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Ведущий:Подумала-подумала Хитрая
И такие слова она молвила:
ЛИСА.«Заболел ваш Петушок? Потерял свой голосок?
Коль заплатишь – помогу.
По-другому не могу.
Принесешь мне рыбы 2 мешка-
Вылечу твоего дружка.
ДЕД.Рыбы? Целых два мешка
За спасенье Петушка?!
Ведущий:Шел домой. Повеся нос.
Но рыбы два мешка принес.
Вот здоров наш Петушок.
Золотисый гребешок.
Вновь собрались в огород.
Репка там растет, их ждет.
Петю дома оставляют.
Как беречься наставляют.
БАБКА.Дома , Петенька, сиди.
В окна , Петя, не гляди.
Там гуляет ветерок.
Простудишь звонкий голосок.
И не ешь горошка. Может так случиться, Горошком подавиться.
ДЕВ1.Петя, Петенька, дружок,
Золотистый гребешок.
Масляна головушка.
Шелкова головушка.
Не послушался наказа.
Подавился сразу.
Ведущий:Захрипел тут Петушок,
Золотистый гребешок:
Петушок. Помогите, помогите!
Друга верного спасите!
Ведущий:Услыхала наша бабка:
Бабка.«Видно Петеньке не сладко.
Надо Петю выручать.
Из беды его вызволять!»
Ведущий:Прибежала к Лисе Патрикеевне.
Постучала в окно Патрикеевне.
Выглянула Лисонька, спросила:
ЛИСА.«Чего тебе надобно, бабка?»
Ведущий:Ей с поклоном старуха отвечает:
Баба.Здравствуй, Лисонька- Лиса,
Леса здешнего краса.
Вот такое приключилось
С Петенькой беда случилась.
Помоги ему , Лиса-
медицинская сестра!
Ведущий:Подумала-подумала Хитрая
И такие слова она молвила:
ЛИСА.«Принесешь мне масла 2 горшка,
Вылечу твоего дружка.
Коль заплатишь – помогу.
По-другому не могу.
Ведущий:Зарыдала старая,
Побежала старая.
Принесла она два горшка
И вылечила Лисонька Петушка.
Вновь здоров наш Петушок.
Золотистый гребешок.
Время-времечко идет.
Вновь собрались в огород. Петю дома оставляют.
Как беречься наставляют.
НАСТЯ.Дома, Петенька, сиди,
В окна Петя, не гляди!
А не то беда случится.
Можешь, Петя, простудиться.
Иль опять же подавиться.
ДЕВ.«Петя, Петенька, дружок,
Золотистый гребешок.
Масляна головушка.
Шелкова бородушка.
Не послушался опять.
Стал по лужам он гулять.
Ведущий:Слышит: горлышко хрипит, Слышит: горлышко болит.
Захрипел тут Петушок,
Золотистый гребешок:
ПЕТУХ.«Помогите, помогите!
Друга верного спасите!
Настя услыхала.
К Пете прибежала. Настя.Надо Петю выручать. Из беды его вызволять.
Ведущий:Побежала к Лисе Патрикеевне.
Постучала в окно Патрикеевне.
Выглянула Лисонька, спросила:
Лиса.Чего тебе надобно, девонька?
Что опять ваш Петушок
Потерял свой голосок?
Коль заплатишь – помогу.
По-другому не могу.
Настя.Сколько можно говорить. Бесплатно ты должна лечить.
Тебе, Лисонька, не стыдно?
Брать с больных? Ведь им обидно.
Ну обидно, это ладно.
Старикам это накладно.
Из наших мест ты уходи. Больше к нам не приходи.
Не уйдешь, то будешь бита.
Все мы на тебя сердиты.
Будешь слабых обижать,
Будешь ты, Лиса, дрожать. Позову народ честной.
Вмиг расправятся с тобой.
Ведущий:Как услышала Лиса,
Испугалася Лиса. Убежала навсегда.
Не сказала нам куда. Как и не было ее. Потерялась. Вот и все.
Дев1.Ну а Петя наш каков? Дев2.Он теперь уже здоров. Дев3.Будет слушать стариков.
Ведущий:Вот и сказочке конец.
А кто слушал — молодец.