Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
План к рассказу «Косточка», как автор относится к главному герою?
Рассказ Толстого «Косточка» краткое содержание
1 ответ:
0
0
План рассказа «Косточка» Толстой
1 Мама купила сливы
2 Ваня не удержался и съел сливу.
3 Кто съел сливу?
4 Опасная косточка.
Автор относится к Ване по доброму, посмеивается над Ваней добродушно. Мальчика Ваню, который не удержался, съел сливу, но не признался, автор приводи в пример, что все тайное становится явным и врать не стоит. Правду говорить легче. Поэтому в рассказе «Косточка» вся семья засмеялась над Ваней, когда он себя выдал.
Читайте также
К косточковым растениям относятся: вишни, персики и абрикосы, сливы, алыча и черешня. В этих фруктах имеются твёрдые косточки, которые можно лущить и добавлять в варенье.Я люблю кушать персики. Их большая косточка имеет своеобразные борозды, она плоская, её можно садить в землю. Из косточки персика и абрикосы вырастает полноценный саженец.
Я думаю, с одной стороны сделать дырку, вытащить содержимое из косточки, сделать в «кончиках» по дырочке. Это так, с инженерной точки зрения(должно быть 2 дырки и между ними большая дырка)
Это же домашний мандарин, если я не ошибаюсь. У меня растет. Вырос из косточки обычного мандарина. Красивое растение, но плодов нету. По моей практике отвечу так — вырастить можно, но плодов нету.
Косточки у больших пальцев ног — появляются у женщин с возрастом, у кого-то раньше, у кого позже в зависимости от многих факторов — это может быть неправильно подобранная обувь, пристрастие к шпилькам, узконосой обуви, избыточный вес, под действием которого и происходит вальгусная деформация стопы.
Другой причиной появления косточек могут быть эндокринные нарушения в период климакса. Часто появление косточек обусловлено генетикой и передается от бабушки и мамы дочерям.
У мужчин связки крепче и эластичнее и деформация стопы является, как правило, результатом травм.
Одной из причин появления косточек может быть поперечное плоскостопие, которое часто является врожденным.
Во многих случаях можно. И даже нужно
Но только давайте вначале уясним два вопроса
1) в чем причина «косточки»
2) какой фиксатор и как Вы будете применять
В самом деле, в молодом возрасте деформация большого пальца стопы, а потом и плюснефалангового сустава возникает за счет поперечного плоскостопия, то есть отсутствия правильного переднего свода стопы под пальцами.
В старшем возрасте, причина роста «косточки» может быть связана с подагрой, артрозом, бурситом, ревматизмом, полиартритом
Поэтому вначале нужно провести тщательную диагностику причины «косточки»
Но, если считать, что это причина в поперечном плоскостопии, в слабости связочного аппарата, в неблагоприятной врожденной анатомии (вот ссылка на рисунок, где показано), то можно и нужно
Но не таким неудачным фиксатором
А таким
При этом делать массаж, самомассаж, упражнения для ног
Операции- крайний случай, причем порой опасный
Урок литературного чтения
во 1-Г классе МОУ СОШ № 53 г.Сочи
УМК «Перспектива» авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №53 г. Сочи
Гридина Елена Александровна
Тема урока: «Рассказ Л.Н. Толстого «Косточка«
Цель урока: развитие читательских умений через формирования типа правильной читательской деятельности
Тип урока: урок формирования типа правильной читательской деятельности средствами технологии продуктивного чтения с применением интерактивных средств обучения.
Планируемые результаты:
Предметные:
— совершенствовать навыки чтения;
— обогащать читательский опыт детей;
— учить оценивать поступки героев;
— учить выделять опорные слова в произведении;
— воспитывать интерес к самостоятельному чтению;
— познакомить с рассказом Л. Толстого «Косточка»
Надпредметные
— личностные (качественные приращения)
— личностные (нравственно-этическая ориентация) Личностные: эмпатия, рефлексия
Познавательные: подбор информации по заданному параметру.
Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений.
Регулятивные: прогнозирование(антиципация)
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, презентация, слайд-фильм «Косточка»
Ход урока.
Организационный момент.
— Садитесь, ребята!
Прозвенел звонок,
Начался урок.
На уроке тишина,
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры
В вестибюли, коридоры.
Нам урок пора начать
И заданье проверять.
I этап. Работа с текстом до чтения
( На экране картинки: слива, вишня, абрикос.)
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
-Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка)
-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке?
-Как называется рассказ, с которым будем знакомиться?
-Кто автор этого произведения? ( Л. Н. Толстой)
— Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете?
— А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…
Биографическая справка .
Рассказ подготовленного ученика.
СЛАЙД Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.
Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было ещё двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.
СЛАЙД Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их.
СЛАЙД Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Ноша», «Филипок», «Ёж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
2. Постановка целей урока
Учитель. Все рассказы, которые вошли в «Азбуку» были поучительными. Сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка».
II этап. Работа с текстом во время чтения
1) Первичное восприятие рассказа.
–А сейчас внимательно послушайте рассказ и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?
( Дети слушают произведение в записи. СЛАЙД-ФИЛЬМ « Косточка»)
– Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? (Нет)
– Почему вы так думаете? (Такой же случай мог бы произойти и в реальной жизни)
– Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.
– Как вы думаете, если это было на самом деле и история не придумана автором, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)
– Как вы думаете, что такое быль? ( Быль – рассказ о том, что произошло на самом деле.)
– Кто является главным героем рассказа? (Мальчик Ваня)
СЛАЙДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
2) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение.
–Сейчас мы прочитаем рассказ в учебнике на с. 92. Обратите внимание на слова, значение которых вам непонятно.
3) СЛАЙД Словарная работа.
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Сочла – сосчитала.
Покраснел как рак – покраснел сильно (от стыда).
– Скажите, когда люди краснеют? (Когда им стыдно)
– А когда бледнеют? (Когда испуганы)
– Было ли с вами такое?
– В какой же момент Ваня покраснел? Почему? Зачитайте.
– А в какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.
4) Анализ текста
— Найдите в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу.
– Прочитайте.
(Дети читают 1 часть самостоятельно (про себя ))
— Долго ли Ваня готовился съесть сливу?
— Выберите из этой части слова, описывающие его действия.
СЛАЙД
никогда не ел
нюхал их
они нравились
очень хотелось съесть
ходил мимо
— О чём вам эти слова говорят? (Хотел съесть, но сомневался)
— А что произошло дальше? Прочитайте. (Не удержался, схватил и съел)
— Как вы думаете , хорошо он поступил?
— А кто-нибудь это видел? (Нет)
— Так может надо было автору закончить рассказ на этом месте?
— Почему автор написал продолжение?
— Прочитаем по ролям, как дальше развивались события.
(Дети читают 2, 3, 4 части до последнего предложения)
— Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как
рак…)
— Как в этой ситуации поступил отец? (Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться)
— Как вы думаете, Ваня испугался? (Да)
— Докажите словами из текста. (Ваня побледнел)
— Прочитайте последнее предложение
— Отчего Ваня заплакал?
СЛАЙД
— Выберите правильный ответ:
— Ему не понравились сливы
— Ему хотелось ещё слив
— Ему стало страшно, что он умрёт
— Ему стало стыдно, что он сказал неправду
— Он съел косточку
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.
— Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?
– Что же плохого сделал Ваня?
– Как вы относитесь к поступку мальчика?
-А поступаете ли вы так сами?
– Какие чувства он у вас вызывает?
— Вы смеётесь над Ваней, или вам его жалко? (Жалко, он совершил
плохой поступок и вкусом сливы не насладился)
– Как отнеслись к поступку мальчика персонажи рассказа (отец,
другие дети)? (Все засмеялись)
– А что произошло с Ваней? (Он заплакал)
– А как еще могла бы закончиться эта история?
– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (Именно
косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)
Музыкальная динамическая пауза
III этап. Работа с текстом после чтения
Работа в парах.
1) Определение последовательности событий.
— Сейчас, ребята, закройте учебники, вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с предложениями из текста. Укажите, в каком порядке они должны следовать друг за другом.
СЛАЙД
-Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
— Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.
— Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.
-Нет, я косточку бросил за окошко.
— Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.
(Дети работают в парах)
2) Коллективная проверка.
СЛАЙД
1.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.
2. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.
3.Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
4. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.
5.- Нет, я косточку бросил за окошко.
4) Обобщение. Итог урока.
СЛАЙД
— Назовите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
Друг познаётся в беде.
Поспешишь – людей насмешишь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
— Как вы её понимаете?
– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными, не совершать таких поступков, а если совершил, иметь мужество признаться)
5) Рефлексия. СЛАЙД
-Доскажите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось …
Мне захотелось…
6) СЛАЙД Домашнее задание.
Перечитайте быль на стр. 92, подготовьте пересказ.
Выполните задание 5, задание 6 по выбору.
Тема: Л.Н.Толстой «Косточка»
Цель:
1.
познакомить учащихся с
творчеством Л.Н.Толстого и его биографией;
2.
совершенствовать навыки
чтения, его правильность, беглость, осознанность;
3.
воспитывать волевые
качества, способствовать развитию доброго отношения к людям, воспитывать
чувство дружбы, сопереживания.
Оборудование:
Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации обложек его книг,
слова с пословицами (напечатаны на листках), изображения грустного и весёлого
солнышка, лучики (для рефлексии)
Ход урока:
1.
Организационный
момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного
чтения проведу у вас я, зовут меня Екатерина Андреевна.
2. Проверка домашнего задания.
— С каким произведением вы познакомились на прошлом
уроке?
— Кто его автор?
— Правильно. Кто нам выразительно прочтёт стихотворение?
(опрос нескольких ребят + анализ чтения)
— А каким вы себе представили мальчика Витю? Кто хочет
его описать?
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.
— Сегодня на нашем уроке мы с вами познакомимся с
невыдуманным рассказом, который называется «Косточка». Этот рассказ об одном
мальчике, который сначала покраснел, потом побледнел, и о его поступке. Мы
узнаем, почему так случилось. И, конечно же, познакомимся с автором данного
произведения.
4. Биографическая справка.
— Ребята, вам, наверное, уже знакомо имя Л.Н.Толстого?
— Кто из вас знает, что это за писатель? (отв.)
— Правильно, Л.Н.Толстой жил очень давно, ещё во
времена ваших прапрабабушек, почти 200 лет назад. Он родился в усадьбе Ясная
Поляна в большой дворянской семье. Был он четвертым ребёнком. Когда мальчику
исполнилось 2 года, умерла его мама. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей
занималась дальняя родственница.
Всю свою жизнь, а прожил Толстой 82 года, он посвятил
литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучил историю и медицину,
занимался музыкой, рисованием. Л.Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для
крестьянских детей и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой», им было
написано более 100 новых сказок и рассказов, среди которых «Три медведя», «Ёж и
заяц», «Косточка», «Филиппок» и др.
Его произведения переведены на многие языки мира.
5.
Подготовка
к первичному восприятию
а). Форма организации – вступительное слово учителя с
элементами беседы.
— Ребята, а знаете ли вы, когда и от чего краснеют и
бледнеют люди? (отв.)
— Бывало ли такое с вами? (отв.)
б). Словарная работа.
— А сейчас давайте приступим к прочтению рассказа.
Откройте свои учебники на странице 112.
— В тексте есть незнакомые слова, которые сейчас
объясним, обратившись к словарю (написано на доске, читает 1 ученик):
Горница – комната или чистая половина крестьянской избы
6.
Первичное
восприятие и анализ первичного восприятия.
а). Способ организации – чтение учителем
— Итак, приготовьтесь внимательно слушать рассказ.
Постарайтесь ответить на вопрос: «Сюжет рассказа выдуман писателем или это на
самом деле могло быть?»
(учитель читает)
— Давайте теперь немного отдохнём. Встаньте, выйдите
из-за парт.
— Присаживайтесь, продолжим наш урок.
б). Беседа для проверки первичного восприятия:
— Итак, так вы думаете, сюжет рассказа выдуман или так
могло бы быть на самом деле? (отв.)
— Почему вы так думаете, докажите (отв.)
— Действительно, ведь Толстой писал свои рассказы лишь
о том, что происходило на самом деле. И он ничего не выдумывал, как и наш
случай с Ваней.
— Подумайте, если наш рассказ не выдумка, то к какому
жанру литературы его можно отнести? (быль)
— Молодцы! Скажите, пожалуйста, каких героев рассказа
вы запомнили? (отв.)
— Кто главный герой? Почему? (отв.)
— Можно ли сказать, что главным героем является слива?
Докажите (отв.)
7. Подготовка к повторному чтению
— Ребята, сейчас текст вы будете читать
самостоятельно, но перед этим давайте подготовимся.
— Обратите внимание на доску. На ней вы видите
скороговорки (они написаны на доске). Прочитайте. (читают 2 ученика в обычном
темпе):
Слива спелая сладка, сладким соком налита;
Красной краской крашу крыши в красный цвет.
— А теперь постарайтесь произнести их с разной
интонацией (удивитесь, испугайтесь, прошепчите)
— Молодцы!
8. Повторное чтение и анализ произведения.
а). Вид чтения – по абзацам
(читают)
б). Беседа о прочитанном:
— Почему Ваня за обедом покраснел, как рак? Объясните.
— В какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.
— Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в
рассказе?
— Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте,
подумайте, с какой интонацией надо прочитать эти строки?
— Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. С
какой интонацией будем читать эти строки?
— Как вы думаете, догадался ли отец, кто взял сливу?
— Давайте охарактеризуем отца. Каким он был (написано
на доске, нужно соединить):
Добрый
Мудрый
Глупый
Злой
Строгий
Справедливый
— Прочитайте, что сказал отец другим детям?
— Так от чего же заплакал Ваня?
— Подумайте, как ещё могла бы закончится эта история?
в). Другие виды работы (составление плана):
— Молодцы, ребята! Понравился ли вам рассказ? Дома вам
предстоит его пересказать, чтобы было легче, давайте попробуем составить план
(записывается в ходе обсуждения):
— Итак, как вы думаете, на сколько частей можно
поделить рассказ? (на 4)
— Правильно, разделим наш рассказ на 4 части.
— О чем говорится в первой? (о том, что Ваня никогда
не ел слив и все рассматривал их)
— Как озаглавим? (Ваня рассматривает сливы)
— О чем говорится во второй части? (о том, что Ваня не
удержался и съел сливу, а отцу соврал)
— Как озаглавим? (Кто съел сливу?)
— О чем говорится в третьей части? ( о том, что сказал
отец о пропавшей сливе)
— Как озаглавим? (Слова отца)
— Что мы узнаем из четвертой части? (то, что Ваня
очень испугался и заплакал)
-Как озаглавим? (все засмеялись, а Ваня заплакал)
— Молодцы! Какой получился у нас развернутый план!
9. Заключительная беседа.
— Ребята, вот мы и прочитали рассказ. Подумайте, так
что же плохого сделал мальчик?
— Какие чувства он у вас вызывает? Вы смеётесь над ним
или вам его жалко?
— Как вы относитесь к его поступку?
_Чему хотел научить нас автор рассказа? (быть
терпеливыми, иметь силу воли, быть честными)
— Обратите внимание на доску (на ней вразнобой
написаны слова из пословиц, нужно восстановить порядок слов. Неправильные –
написаны, а правильный вариант выставляется из напечатанных слов). Здесь
написаны пословицы, но вот беда, пока я готовилась к уроку, ветерок подул и
перепутал все слова. Давайте с вами попробуем их составить правильно:
Всегда, явным, тайное, становится;
Лучше, чем, правда, сладкая, горькая, ложь.
— Как вы понимаете их смысл?
— Как ещё можно было бы назвать наш рассказ, используя
пословицу?
10. Творческая деятельность по следам
прочитанного.
— Постарайтесь вообразить себя на месте отца и
прочтите с соответственной интонацией его слова (читают несколько учащихся).
11. Итоги урока.
— С каким рассказом сегодня мы познакомились?
— Кто его автор?
— К какому жанру литературы он относится?
12. Рефлексия.
— Молодцы, ребята! Вы все хорошо сегодня работали, я
довольна вами. Давайте оценим наш урок (открыть доску, на ней – изображения
двух солнц – грустного и весёлого)
— Тот, кому он понравился, пусть прикрепит свой лучик
к весёлому солнышку
— Ну а тот, кому было скучно, пусть подарит свой лучик
грустному солнцу.
13. Д/З
— Вашим дом. зад. Будет пересказ прочитанного нами
рассказа. Урок окончен.
ТАЙНОЕ
ВСЕГДА
СТАНОВИТСЯ
ЯВНЫМ
ЛУЧШЕ
ГОРЬКАЯ
ПРАВДА,
ЧЕМ
СЛАДКАЯ
ЛОЖЬ
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 Б
Тема: Л.Н.Толстой «Косточка»
УМК: «Планета знаний»
Учебник: Э.Э. Кац «Литературное чтение»
Тип урока: Изучение нового материала
Выполнила: учитель начальных классов
Школа: МБОУ СОШ №9
Ф.И.О.: Медведева Л.И.
Пед. стаж: 21 год
Дата выполнения: 19.02.2014
Цель урока: Развивать у учащихся личностные, регулятивные , познавательные и коммуникативные УУД на основе произведения Л.Н.Толстого “Косточка».
Задачи урока:
Предметные:
Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Косточка».
Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Расширение словарного запаса учащихся.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя.
Развитие умения пересказывать текст от имени одного из героев произведения.
Метапредметные:
Личностные УУД:
— установление значения результатов деятельности
-формирование интереса к познанию
— знание основных моральных норм
— ориентация на выполнение моральных норм
— оценка своих поступков
— развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения.
Регулятивные УУД:
— прогнозирование результата;
— осуществление самоконтроля и взаимоконтроля
-умение оценивать правильность выполнения действий
-умение планировать
— коррекция
-самооценка
Познавательные УУД:
Общеучебные:
— использование знаково- символических средств
— построение речевого высказывания
— информационный поиск
— смысловое чтение
Логические:
— анализ
— синтез
— классификация
— доказательство
— подведение под понятие
— выдвижение гипотез
— построение логической цепочки рассуждений;
— умение делать умозаключения.
Постановка и решение проблемы:
— Формулирование проблемы.
Коммуникативные:
— Владение монологической и диалогической формами речи
— ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
-умение слушать собеседника
-умение контролировать действия партнёра
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, частично- поисковый метод изучения нового материала.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, групповая.
Оборудование : учебники Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2 кл., карточки-смайлики, пословицы на карточках для работы в парах, мультимедийная презентация, выставка книг Л.Н. Толстого, сигнальные карточки, толковый словарь.
План
Оргмомент. 0,5мин.
Речевая разминка. 2мин.
а ) дыхательная гимнастика
б) скороговорка
Проверка домашнего задания. 5,5мин.
а) выставка рисунков
б) чтение по ролям
в)индивидуальный ответ
4. Изучение нового материала. 15мин
а) знакомство с биографией автора
б) буквенный диктант
в) лексическая работа
Физкультминутка
г) чтение учителем
д) выявления первичного восприятия
е) чтение по цепочке
ё) беседа по содержанию
ж) групповая работа
Физкультминутка
5. Закрепление. 15 мин.
а) самостоятельная работа
б) работа в парах
6. Итог урока. 1мин.
7. Домашнее задание. 1мин.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Методические комментарии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оргмомент |
— Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Я думаю, каждый сегодня откроет для себя что-то новое и интересное. Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. |
Положительный настрой на работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевая разминка а) дыхательная гимнастика и подготовка голоса б) произнесение скороговорки |
Представьте, что мы в лесу. Почувствуем свежесть морозного воздуха. Сделайте вдох носом и выдох ртом ( 2-3 раза). Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. _ Прочитайте скороговорку самостоятельно, хором. -Прочитайте с различной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Конкурс « скороговорителей». Я приглашаю 1 ученика к доске, даю карточку, на которой написано, с каким настроением необходимо прочитать скороговорку. Ваша задача – угадать настроение . — Подберите антоним к слову «утро». — Что любят слушать на ночь маленькие детки? Также выразительно постараемся прочитать колыбельную песню О.О. Дриза . |
Познавательное УУД: общеучебные ( построение речевого высказывания в устной форме). Коммуникативные УУД: умение контролировать действия партнёра |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Проверка домашнего задания |
1) Выставка рисунков. (1 группа) — Что изображено на твоём рисунке? Почему? 2 ) Чтение по ролям. ( 2 группа) 3) Прочитать или спеть свою колыбельную песенку. (3 группа) — Как вы думаете, кто придумал колыбельные песни? — Наверное, колыбельные песни придумали родители. Для них детки – самое большое сокровище, самое дорогое, что есть на свете. |
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника. Регулятивное УУД: умение планировать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Изучение нового материала а) знакомство с биографией автора б) буквенный диктант в) лексическая работа Физкультминутка г) чтение учителем д ) выявление первичного восприятия е) чтение по цепочке ё) беседа по содержанию ж) групповая работа Физкультминутка |
Много произведений для детей написал и один знаменитый русский писатель. Прочитайте имя, отчество и фамилию писателя, расставив буквы в соответствии с порядковыми номерами.
(сообщение 1 ученика) Граф, русский писатель Лев Николаевич Толстой ( 1828 – 1910). Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Главное для него было жить честно. Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова. Он открыл школу для детей и стал учить их по своим учебникам. Зимой катался с детьми на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о многом другом. — Что нового узнали о Л.Н.Толстом? — Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете? — Найдите лишнее произведение. — Вот несколько книг. (Выставка книг) Эти книги вы можете выбрать в библиотеке. Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого. Чтобы узнать название этого рассказа, напишем буквенный диктант. — Первая буква в слове КОТ. (К) -Первая буква времени года, начинающегося в сентябре? (О) -Первая буква главного члена предложения, который отвечает на вопрос «Что делает?» (С) — Первая буква антонима к слову «Мягкий». (Т) -Первая буква названия второго осеннего месяца. ( О) — Первая буква в слове «чтение». (Ч) — Первая буква 1 цвета радуги. (К) — Первая буква алфавита (А) Какие косточки вы знаете? Косточки ————— ————— Какое это слово? «косточка» — многозначное слово. Предположите, о чём может быть рассказ по названию? По иллюстрации? А теперь проверим наши предположения – прочитаем рассказ. —В рассказе встретятся слова, которые могут быть незнакомы. Как вы понимаете их значение? Горница – комната. (словарь) Это устаревшее слово. Образуйте современное родственное слово ( горничная). Сочла — сосчитала Покраснел, как рак – что это? (фразеологизм) -От чего можно покраснеть? потопали немножко, 2 – похлопали в ладошки, 3 – головкой повертели, На 4 – тихо сели. Я прочитаю рассказ, а вы подумайте над вопросом: « Почему мальчик попал в такую неприятную ситуацию? » Остановка: как вы думаете, что произойдёт дальше? Вспомните наши предположения. Сравните с содержанием рассказа. — Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ? -Почему мальчик попал в такую неприятную ситуацию? -Прочитаем рассказ по цепочке и обратим внимание на внутреннее состояние мальчика. -Почему автор написал Ваня “не удержался, схватил сливу», а не «взял»? — Когда Ваня покраснел? (зачитать). — Как выглядел мальчик, когда узнал, что от проглоченной косточки можно умереть? (зачитать) (побледнел) — Чем закончился рассказ? ( заплакал) — Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» обозначают одно и то же? — А слова «соврал» и «врун»? — Какие чувства вы испытываете к Ване? — А вам жалко этого маленького мальчика? Почему? — Значит, брать без разрешения, то есть воровать, можно? — А почему вы испытываете жалость? — Вы простили бы его? — А приятно прощать? Почему? Много раз вам удавалось прощать? Сделать вывод нам поможет наша рыбка. Заполним верхние косточки. По факту – определите причину, внутренне состояние Вани, выбрав соответствующую карточку. Причина Причина Причина Причина Не удержался Покраснел Побледнел Заплакал
Факт Факт Факт Факт П роблема Причина Причина Причина Причина Вывод
Не удержался Покраснел Побледнел Заплакал Факт Факт Факт Факт — Почему Ваня попал в такую неприятную ситуацию? -А как бы вы поступили на месте героя? — От какой ошибки предупредил нас Л.Н.Толстой? – Как живёшь? — Как идёшь? — Как бежишь? — А как ночью спишь? — Как берёшь? — А даёшь? — Как молчишь? — А сидишь? |
Личностные УУД: формирование интереса к познанию. Познавательные УУД: общеучебные ( использование знаково-символитических средств). Регулятивные УУД: коррекция. Познавательные УУД: общеучебные (построение речевого высказывания). Познавательные УУД: анализ объектов Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий. Познавательные УУД: общеучебные (информационный поиск); логические (синтез) Межпредметная связь. Познавательные УУД: логические (подведение под понятие). Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: Логические(выдвижение гипотез). Познавательные УУД: общеучебные ( информационный поиск);логические (выдвижение гипотез) Смена видов деятельности, снятие умственного напряжения. Познавательные УУД: формулирование проблемы. Познавательные УУД: логические (выдвижение гипотез). Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий. Познавательные УУД: общеучебные (смысловое чтение) Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация(знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение). Познавательные УУД: формулирование проблемы(проблемная ситуация создаётся при организации дискуссии в процессе анализа литературного произведения). Развитие критического мышления: приём «фишбоун». Поисковая деятельность учащихся. Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные УУД: — осуществление самоконтроля и взаимоконтроля Познавательные УУД: логические ( построение логической цепочки рассуждений, умение делать умозаключения). Личностные УУД: развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения Личностные УУД: оценка своих поступков. Средство физической разрядки, сочетание поэтического слова с движением. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление. а ) Самостоятельная работа. б ) работа в парах |
Прочитайте рассказ самостоятельно с заданием: 1 группа- посмотрите на рисунок на странице 92 и найдите отрывок к этой иллюстрации. 2 группа – расставить слайды (проверка сигнальными карточками) 3 группа- подготовить пересказ от имени Вани Соберите пословицы. — — — Здоров будешь – не красит. ( Проверка сигнальными карточками) -Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа? Почему? |
Дифференциация по уровню сложности и творчества. Познавательные УУД: Логические (анализ, синтез, классификация, доказательство). Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Итог. |
— Почему мальчик попал в неприятную ситуацию? -Какой вывод для себя сделали на уроке? Читайте рассказы Л.Н. Толстого, чтобы знать, как правильно поступить в разных жизненных ситуациях. -Кто хорошо работал на уроке? — Работу кого из одноклассников вам хотелось бы отметить? — Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению. |
Личностное УУД: установление значения результатов деятельности. Регулятивное УУД: самооценка (осознание уровня усвоения материала). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
— Узнайте у родителей, какие книги для взрослых написал Л.Н.Толстой? 1 группа – чтение по ролям 2 группа – составить пересказ 3 группа – придумайте продолжение истории |
Дифференциация по уровню сложности и творчества. |
Самоанализ урока
Тема урока — «Л.Н.Толстой «Косточка». Урок носит развивающий, обучающий и воспитывающий характер. При подборе материала старалась учитывать психологические особенности детей. Структура урока соответствует специфике учебного предмета. Предусмотрено сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. На уроке использую словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные и частично- поисковый метод изучения нового материала. Применяю условно-изобразительную наглядность для достижения целей урока и развития познавательной активности. Используя средства обратной связи. Предусмотрена дифференциация.
Задания на уроке нацелены на развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. На уроке применялись ТСО. Организовано сотрудничество учителя и учащихся, а также сотрудничество детей друг с другом.
Литература
1) Э.Э. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2013.
2) Э.Э.Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2008.
3) С. И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.
4) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.
5) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.:Просвещение, 2011.
Интернет источники
yandex. ru википедия
Цель: создание условий для знакомства с биографией, творчеством и его произведением «Косточка».
Предметные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, объяснить значение слова горница, задавать вопросы к произведению.
Метапредметные: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в паре и группе. Формировать умения работать с текстом. Развивать речь, логическое мышление (внимание, память, анализ, синтез, воображение, творческие способности). Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).
Личностные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;
Тип урока: Урок рефлексии.
I Оргмомент.
Эмоциональный настрой: — дыхательная гимнастика.
Почувствуем запах свежего морозного воздуха. Сделайте вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза)
Сдуть снежинку с ладошки.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам настроение? (Солнце)
Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.
Итак, мы начинаем урок с хорошего настроения!
Речевая разминка
а) Работа с чистоговоркой
Да-да-да — вода, провода, природа, лебеда
ра-ра-ра — игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи — ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка — печка, свечка, ночка, дочка, косточка
б) Работа со скороговоркой
Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Ну, а косточка — одна.
Чтение скороговорки с разной интонацией.
II. Актуализация знаний.
“Мир освещается солнцем, а человек знанием”.
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ученики: Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.
— Что такое совесть? (Поступил плохо и бывает не по себе, что-то мучает)
— Когда люди краснеют? (Становится стыдно. От жары)
— А бледнеют? (Заболели. Сильно испугались)
— Бывало ли с вами такое? (да)
III. Тема, цель урока.
На доске: Л.Н. Толстой … (“Косточка”)
Ученики: Мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого “Косточка”
Учитель: Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроке литературного чтения?
Учитель: На предыдущих уроках мы учились пересказывать текст, составлять план к произведению. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?
Ученики: Задавать вопросы к тексту.
Учитель: Какова цель урока?
Ученики: Продолжить учиться работать с текстом. Учиться задавать вопросы к тексту.
IV. Работа по теме урока.
Знакомство с автором произведения.
Учитель: Некоторые люди помнят произведение, но не помнят автора. Как вы думаете, обязательно ли знать автора?
Ученики: Это невежливо по отношению к автору, который учит нас чему-либо, воспитывает и доставляет нам удовольствие.
Учитель: Давайте поближе познакомимся с писателем Л.Н. Толстым.
Портрет писателя. Выставка книг.
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.
Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Многие из вас, наверное, и не знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”.
Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.
— Откройте учебник на стр. 30
Прочитайте название главы литературного чтения?
— Почему так называется глава?
Знакомство с произведением. Работа по учебнику.
Л.Н.Толстой
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Словарная работа
— Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?
— Что они означают?
Сочла – сосчитала.
Горница – большая светлая комната
-Как вы думаете, какого возраста был Ваня? (маленький) Есть ли в тексте информация о возрасте Вани? Что помогло Вам сделать такой вывод?
— Долго ли Ваня готовился съесть сливу?
— Выберите из этой части слова, описывающие действия Вани.
Никогда не ел.
Нюхал их.
Они нравились.
Очень хотелось съесть.
Ходил мимо.
— О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался) — Герой сомневается….
— А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)
-Как вы считаете, Ване слива понравилась? (Не знаем. Автор ничего об этом не написал.)
— Как вы думаете, он распробовал вкус сливы, получил удовольствие? (Нет, он ничего не успел.)
— Почему? Ответ подтвердите словами автора. (Схватил! Проглотил! «… схватил одну сливу и съел».)
— Опишите Ваню. (Стоит испуганный, с вытаращенными глазами, не поймет, как он эту сливу проглотил) Ему уже стыдно. Страшно, что скажут домашние. А мне Ваню жалко.
-Вы хорошо представляете состояние Вани? (Да).
— Представьте, что вы Ваня. Вам 4 года, вы никогда не ели … такую диковинную конфету, в комнате никого нет. Опишите свои мысли и поступки, не забудьте, вы – Ваня.
— Как вы думаете, хорошо поступил герой произведения?
— А как бы вы поступили на месте Вани?
— Так может надо было Л.Н. Толстому закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение?
Давайте предположим каким оно будет?
Хотите узнать, что было дальше в произведении? Тогда читаем.
Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.
Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет!
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
-Есть ли непонятные слова?
— Почему мама рассказала о пропаже сливы папе?
— Понял ли папа, что к пропаже сливы причастен Ваня?
— Когда отец это понял? (Ваня покраснел, как рак…)
— А почему Ваня покраснел?
-А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?
Как вы думаете, как поступит отец?
-Что может случиться дальше?
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
— Что он сказал детям? Давайте попробуем найти главные слова. (Нехорошо, не в том беда, через день умрет, я этого боюсь)
-Почему он так сказал? (Он хотел, чтоб Ваня сам признался, чтобы он остался честным)
-Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване.
— Как вы думаете — Ваня признается?
Давайте проверим наши предположения.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
— Как вы думаете, Ваня испугался? — Докажите словами из текста (Ваня побледнел)
— Догадались ли другие дети, кто взял сливы?
— Какое последнее действие в рассказе совершил Ваня?
— Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (обидно, потому что смеются, испугался, что умрет)
-Что пережил Ваня за обедом?
— Какое отношение у вас сейчас к Ване? Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему?
Физкультминутка
V. Работа по содержанию текста.
-Мы прочитаем произведение ещё раз для того, чтобы лучше представить образ Вани и его семьи
Давайте представим, что мы в семье у Вани. Собрались за обеденным.
-Как вы думаете, кто сидел за столом? (Мама, папа, дети… Мама, папа, двое детей… Мама, папа, бабушка, Ваня, брат, сестра…)
-Мы точно не знаем, но у Вани был брат или сестра…
Что это доказывает? («А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» — сказал отец… …)
— Мы можем точно сказать, сколько человек в семье Вани? (Нет).
— Опишите, каким вы представляете Ваню. (Ваня маленький мальчик. Его хочется защищать. Он похож на маленького щенка или котенка. Ему, наверное, года 4- 5.)
— А семья Вани была богатая или бедная? Почему? ( Сливы по счету)
— Как родители относились в этой семье к детям?
– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)
– А как еще могла бы закончиться эта история?
VI. Работа в парах. Самоконтроль
Учитель: Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.
Учитель: а) Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.
— Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
— Перед обедом мать сосчитала сливы и видит – одной нет.
— Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.
— Нет, я косточку бросил за окошко.
— Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.
б) – Какая из пословиц подходит нашему рассказу?
Друг познается в беде.
Любую ошибку можно исправить.
Поспешишь – людей насмешишь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
– Как вы её понимаете? Объясните, почему вы её выбрали?
VII. Итог урока.
Учитель: С каким произведением мы познакомились? Чему учит Л. Толстой в этом произведении? Какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Поднимите руки те, кто считает, что он умеет задавать вопросы к тексту.
VIII. Дифференцированное домашнее задание.
Учитель: Поднимите руки те ученики, кто желает на следующем уроке подготовить выразительное чтение этого произведения? А кто желает приготовить пересказ этого произведения? Нарисовать иллюстрацию к тексту?
IX. Рефлексия.
Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на солнышке глазки и улыбку, если у вас хорошее настроение.
Солнышки вывешиваются на доску.
Спасибо за урок! Предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить отметку в дневник.
Лев
Николаевич Толстой
(1828-1910)
— Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
— Перед обедом мать сосчитала сливы и видит – одной нет.
— Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.
— Нет, я косточку бросил за окошко.
— Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.
Друг познается в беде.
Любую ошибку
можно исправить.
Поспешишь – людей насмешишь.
Лучше горькая
правда, чем
сладкая ложь.
Да-да-да — вода, провода, природа, лебеда
ра-ра-ра — игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи — ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка — печка, свечка, ночка, дочка, косточка
Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Мы идем фруктовый сад.
Вдыхаем сливы аромат.
Хотим сорвать, но не достать.
Нам на носочки надо встать.
Не получилось, не беда.
На пятку встанем, как всегда,
Подпрыгнем быстро, высоко.
Достанем сливу мы легко.
Мы глубоко сейчас вздохнем.
И сядем тихо, отдохнем.
«КОСТОЧКА»