Костюм корабельщика из сказки о царе салтане

После нескольких экранизаций сказов и эпических былин, требующих максимального приближения к историческому источнику, художник по костюмам Ольга Кручинина присоединилась к Александру Птушко в работе над сказками Пушкина, ироничный тон которых в переложении на язык кино диктовал другую стилистику и более фантазийные, временами, гротескные, образы. Первой такой сказкой стал фильм «Сказка о царе Салтане», вышедший в 1966 году.

2.jpg
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане». «Три девицы под окном» (с.)
.
1.jpg
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
.
3.jpg

Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

Уже в эскизах художник по костюмам точно передала характер персонажей. Ольга Семеновна считала, что эскиз — это большая и очень ответственная часть работы: «По-моему, эскиз имеет колоссальное значение. Ведь на нем режиссер впервые воочию видит изображение будущих действующих лиц. И очень важной оценкой твоего результата является то, что режиссер, глядя на эскиз, зовет своего помощника и говорит ему: вот, мол, такого именно актера ищи на эту роль».

.
4 Capture.PNG

Слева: эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино

Справа: Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

Костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.
.
8  Capture.PNG

Слева Икона «Св. Константин и Елена», справа костюмы Царя и Царицы из «Сказки о царе салтане», сохранившиеся в коллекции Мосфильма

.
7.jpg
Кадр из фильма. Сцена свадьбы

Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.
.
9  Capture.PNG

Слева: Мозаика из собора Святой Софии, Стамбул. «Император Константин Мономах вступил на престол в браке с императрицей Зоей»

Справа: Костюм Царя Салтана

Условность — условностью, но обратите внимание, что внутри каждого византийского круга вышит солярный символ (т.е. солнце). У древних славян солнце воплощало собой победу светлых сил над темными, торжество добра над злом. И золотой цвет одежды («весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате» (с.)) —  это цвет дневного светила, исконно царский цвет

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение

.
12.jpg
Деталь костюма
.
13 Capture.PNG
Деталь костюма. Чеканка по металлу

Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.
.
14  Capture.PNG
Слева кадр из фильма, справа римская мозаика «Мария, Королева Небес» / Богоматерь в Трастевере в базилике Basilica di Santa Maria in Trastevere, Рим. 12-13 века

Этот наряд тоже сделан в византийском стиле. Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.
.
17.jpg
Детали костюма Царицы.

16  Capture.PNG
Детали костюма Царицы.

Что касается персонажа «Царевна — Лебедь», то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа.
.
19.jpg

Силуэт заколдованной Царевны у Птушко — изящный, пластичный, лебединый.

Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа — словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг…  К тому же оно не скрывает грации актрисы (тогда балерины Большого театра) Ксении Рябинкиной
.
20.jpg

На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.
21.jpg

Царевна — Лебедь на иллюстрации Билибина

Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,
.

22.jpg

а позже — расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна — Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями…
.
25.jpg24.jpg23.jpg

Кадр из фильма. На фото видна интересная фактура ткани плаща — как бы с перышками.
.

26  Capture.PNG

Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма

Отсюда

Ну и добавлю фото со съемок
.

На съемочной площадке фильма «Сказка о царе Салтане». В центре — режиссер Александр Птушко.
.

Репортаж фотографа Dmitri Kessel о киностудии «Мосфильм» для журнала LIFE. 1967 г. Птушко (справа) на съемках фильма «Сказка о царе Салтане»
.

Фрагмент фотографии последнего съемочного дня «Сказки о царе Салтане», апрель 1966 г. Крайний слева в верхнем ряду — режиссер А. Птушко, крайняя справа в нижнем — О. Кручинина. Из фондов РГБ

И историю про 33 богатыря. Рассказывает дочь режиссера Наталья Птушко, работавшая в фильме вторым режиссером.
.

zz7ac7280668.jpeg

«Съемки идут полным ходом, а у нас есть только «дядька их морской» — артист Бармин ростом 1 метр 98 сантиметров. Где взять 33 богатыря ему под стать? Поскольку мы снимали в Севастополе, в Камышовой бухте, я обегала весь город и ни одного не нашла.

Сижу на скамейке возле Русского театра, ем мороженое и плачу. Выходит молодой человек — огромный, красивый!
Спрашивает: «Почему второй режиссер рыдает?»
«Потому что, — говорю, — мне нужны такие богатыри, как вы!»
«Так в чем дело? Поехали!»

Приехали мы с ним на базу торпедных катеров, и там мне «выдали» матросов, как на подбор, — высоких, статных. Но было к исполнителям еще одно требование: костюмы, которые придумала для богатырей одна из лучших художниц нашего кино Ольга Кручинина, открывали ноги, поэтому они должны были быть стройными. Построила я этих матросов и попросила… снять брюки. Те, чьи ноги подошли, и снимались в «Сказке о царе Салтане»
.

А еще в «Сказке о царе Салтане» была выдра по кличке Сережа, которая «играла»… воротник. У боярина на шубе был выдровый воротник. Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: «Сережа, ко мне!», «воротник» вскакивал и убегал.
.

Не знаю, у какого боярина это было, но вот помещу такую фотографию из фильма, попробуйте угадать, не Сережа ли тут случайно на шее висит.

После нескольких экранизаций сказов и эпических былин, требующих максимального приближения к историческому источнику, художник по костюмам Ольга Кручинина присоединилась к Александру Птушко в работе над сказками Пушкина, ироничный тон которых в переложении на язык кино диктовал другую стилистику и более фантазийные, временами, гротескные, образы. Первой такой сказкой стал фильм «Сказка о царе Салтане», вышедший в 1966 году.

2.jpg
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане». «Три девицы под окном» (с.)
.
1.jpg
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
.
3.jpg

Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

Уже в эскизах художник по костюмам точно передала характер персонажей. Ольга Семеновна считала, что эскиз — это большая и очень ответственная часть работы: «По-моему, эскиз имеет колоссальное значение. Ведь на нем режиссер впервые воочию видит изображение будущих действующих лиц. И очень важной оценкой твоего результата является то, что режиссер, глядя на эскиз, зовет своего помощника и говорит ему: вот, мол, такого именно актера ищи на эту роль».

.
4 Capture.PNG

Слева: эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино

Справа: Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

Костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.
.
8  Capture.PNG

Слева Икона «Св. Константин и Елена», справа костюмы Царя и Царицы из «Сказки о царе салтане», сохранившиеся в коллекции Мосфильма

.
7.jpg
Кадр из фильма. Сцена свадьбы

Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.
.
9  Capture.PNG

Слева: Мозаика из собора Святой Софии, Стамбул. «Император Константин Мономах вступил на престол в браке с императрицей Зоей»

Справа: Костюм Царя Салтана

Условность — условностью, но обратите внимание, что внутри каждого византийского круга вышит солярный символ (т.е. солнце). У древних славян солнце воплощало собой победу светлых сил над темными, торжество добра над злом. И золотой цвет одежды («весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате» (с.)) —  это цвет дневного светила, исконно царский цвет

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение

.
12.jpg
Деталь костюма
.
13 Capture.PNG
Деталь костюма. Чеканка по металлу

Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.
.
14  Capture.PNG
Слева кадр из фильма, справа римская мозаика «Мария, Королева Небес» / Богоматерь в Трастевере в базилике Basilica di Santa Maria in Trastevere, Рим. 12-13 века

Этот наряд тоже сделан в византийском стиле. Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.
.
17.jpg
Детали костюма Царицы.

16  Capture.PNG
Детали костюма Царицы.

Что касается персонажа «Царевна — Лебедь», то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа.
.
19.jpg

Силуэт заколдованной Царевны у Птушко — изящный, пластичный, лебединый.

Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа — словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг…  К тому же оно не скрывает грации актрисы (тогда балерины Большого театра) Ксении Рябинкиной
.
20.jpg

На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.
21.jpg

Царевна — Лебедь на иллюстрации Билибина

Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,
.

22.jpg

а позже — расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна — Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями…
.
25.jpg24.jpg23.jpg

Кадр из фильма. На фото видна интересная фактура ткани плаща — как бы с перышками.
.

26  Capture.PNG

Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма

Отсюда

Ну и добавлю фото со съемок
.

На съемочной площадке фильма «Сказка о царе Салтане». В центре — режиссер Александр Птушко.
.

Репортаж фотографа Dmitri Kessel о киностудии «Мосфильм» для журнала LIFE. 1967 г. Птушко (справа) на съемках фильма «Сказка о царе Салтане»
.

Фрагмент фотографии последнего съемочного дня «Сказки о царе Салтане», апрель 1966 г. Крайний слева в верхнем ряду — режиссер А. Птушко, крайняя справа в нижнем — О. Кручинина. Из фондов РГБ

И историю про 33 богатыря. Рассказывает дочь режиссера Наталья Птушко, работавшая в фильме вторым режиссером.
.

zz7ac7280668.jpeg

«Съемки идут полным ходом, а у нас есть только «дядька их морской» — артист Бармин ростом 1 метр 98 сантиметров. Где взять 33 богатыря ему под стать? Поскольку мы снимали в Севастополе, в Камышовой бухте, я обегала весь город и ни одного не нашла.

Сижу на скамейке возле Русского театра, ем мороженое и плачу. Выходит молодой человек — огромный, красивый!
Спрашивает: «Почему второй режиссер рыдает?»
«Потому что, — говорю, — мне нужны такие богатыри, как вы!»
«Так в чем дело? Поехали!»

Приехали мы с ним на базу торпедных катеров, и там мне «выдали» матросов, как на подбор, — высоких, статных. Но было к исполнителям еще одно требование: костюмы, которые придумала для богатырей одна из лучших художниц нашего кино Ольга Кручинина, открывали ноги, поэтому они должны были быть стройными. Построила я этих матросов и попросила… снять брюки. Те, чьи ноги подошли, и снимались в «Сказке о царе Салтане»
.

А еще в «Сказке о царе Салтане» была выдра по кличке Сережа, которая «играла»… воротник. У боярина на шубе был выдровый воротник. Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: «Сережа, ко мне!», «воротник» вскакивал и убегал.
.

Не знаю, у какого боярина это было, но вот помещу такую фотографию из фильма, попробуйте угадать, не Сережа ли тут случайно на шее висит.

Similar ideas popular now

Historical Fashion

Click to close image, click and drag to move. Use arrow keys for next and previous. Russian Beauty, Russian Fashion, Russian Folk, Russian Art, Russian Style, Marine Style, Beauty Patterns, Russian Painting, Art Moderne

Russian Beauty

Russian Fashion

Russian Folk

Russian Art

Russian Style

Marine Style

Beauty Patterns

Russian Painting

Art Moderne

Click to close image, click and drag to move. Use arrow keys for next and previous.

Изготовление головного убора – 17 фотографий | ВКонтакте Russian Hat, Costume Russe, Ear Cuff Diy, Diy Bead Embroidery, Paper Hat, Diy Hat, Costume Patterns, Pattern Drafting

Russian Hat

Costume Russe

Ear Cuff Diy

Diy Bead Embroidery

Paper Hat

Diy Hat

Costume Patterns

Pattern Drafting

Изготовление головного убора – 17 фотографий | ВКонтакте

Сарафан-китаечник. Нижегородская губерния Dress Patterns Free, Dress Making Patterns, Clothing Patterns, Russian Traditional Dress, Traditional Dresses, Etnic Style, Sewing Paterns, Garment Pattern

Dress Patterns Free

Dress Making Patterns

Clothing Patterns

Russian Traditional Dress

Traditional Dresses

Etnic Style

Sewing Paterns

Garment Pattern

Сарафан-китаечник. Нижегородская губерния

Tatyana Gor

Tatyana Gor

ЦАРЬ САЛТАН

зимняя народная одежда Historical Costume, Historical Clothing, Medieval Garb, Russian Folk Art, Folk Fashion, Fashion Dolls, Folk Dresses

Historical Costume

Historical Clothing

Medieval Garb

Russian Folk Art

Folk Fashion

Fashion Dolls

Folk Dresses

зимняя народная одежда

Костюмы сказочных героев Traditional Fashion, Doll Dress Patterns, Mode Russe

Traditional Fashion

Doll Dress Patterns

Mode Russe

Костюмы сказочных героев

Костюмы сказочных героев

Костюмы сказочных героев

РОССИЯ-ЭТО И ЕСТЬ ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ Mardi Gras Costumes, Carnival Costumes, Fantasy Costumes, Dance Costumes, Ice Queen Costume, Fairytale Fashion, Halloween Costume Contest

Mardi Gras Costumes

Carnival Costumes

Fantasy Costumes

Dance Costumes

Ice Queen Costume

Fairytale Fashion

Halloween Costume Contest

РОССИЯ-ЭТО И ЕСТЬ ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ

Для тех,кто любит БОХО. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Doll Clothes Patterns, Dress Patterns, Sewing Patterns, Boho Patterns, Barbie Clothes, Sewing Clothes, Sewing Dresses

Doll Clothes Patterns

Dress Patterns

Sewing Patterns

Boho Patterns

Barbie Clothes

Sewing Clothes

Sewing Dresses

Для тех,кто любит БОХО. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Изготовление головного убора – 17 фотографий | ВКонтакте

Изготовление головного убора – 17 фотографий | ВКонтакте

Как сшить русский сарафан для девочки? Выкройка сарафана? Barbie Patterns, Historical Clothing Patterns, Medieval Clothes, European Outfit, Diy Sewing Clothes

Barbie Patterns

Historical Clothing Patterns

Medieval Clothes

European Outfit

Diy Sewing Clothes

Как сшить русский сарафан для девочки? Выкройка сарафана?

Как сшить русский сарафан для девочки? Выкройка сарафана?

Как сшить русский сарафан для девочки? Выкройка сарафана?

Medieval Costume, Folk Costume, Diy Dirndl Dress, Oktoberfest Outfit, Russian Culture

Medieval Costume

Folk Costume

Diy Dirndl Dress

Oktoberfest Outfit

Russian Culture

Сценический костюм из коллекции Театра Мистерий. Ethno Style, Royal Fashion, Medieval Clothing

Ethno Style

Royal Fashion

Medieval Clothing

Сценический костюм из коллекции Театра Мистерий.

Mia

Mia

ЦАРЬ САЛТАН

Film Fancy Dress, Fancy Dresses, Court Dresses, Traditional Attires, Ethnic Fashion

Film Fancy Dress

Fancy Dresses

Court Dresses

Traditional Attires

Ethnic Fashion

Русский костюм в живописи. Денисенко Ольга Анатольевна "Вербное воскресенье" Art Painting, Paintings, Illustrations, Illustration Art, Zar Nikolaus Ii, Eslava

Art Painting

Paintings

Illustrations

Illustration Art

Zar Nikolaus Ii

Eslava

Русский костюм в живописи. Денисенко Ольга Анатольевна «Вербное воскресенье»

Изготовление головного убора – 17 фотографий | ВКонтакте

Изготовление головного убора – 17 фотографий | ВКонтакте

Школа стильных образов и идей - Важные детали. Russian Embroidery, Pearl Embroidery, Couture Embroidery, Costumes

Russian Embroidery

Pearl Embroidery

Couture Embroidery

Costumes

Школа стильных образов и идей — Важные детали.

Важные детали.: popova_artclass — ЖЖ Antique Bridal Veil, Tiara Headpieces, Veil Accessories, Image Mode

Antique Bridal Veil

Tiara Headpieces

Veil Accessories

Image Mode

Важные детали.: popova_artclass — ЖЖ

Важные детали.: popova_artclass — ЖЖ Cat Hug

Cat Hug

Важные детали.: popova_artclass — ЖЖ

Важные детали.: popova_artclass — ЖЖ East West, Headdress, Contemporary Artists, Hand Fan, Headwear, Beaded Jewelry, Fairy Tales, Russia, Hats

East West

Headdress

Contemporary Artists

Hand Fan

Headwear

Beaded Jewelry

Fairy Tales

Russia

Hats

Важные детали.: popova_artclass — ЖЖ

Школа стильных образов и идей - Важные детали.

Школа стильных образов и идей — Важные детали.

Душегрейка. Русские. Волгоградская обл., г. Камышин (Саратовская губ.), середина XIX в.-душегрея в комплекте Ethnic Dress, Ethnographic, Headdresses, 20s, Exhibition, Victoria

Ethnic Dress

Ethnographic

Headdresses

20s

Exhibition

Victoria

Душегрейка. Русские. Волгоградская обл., г. Камышин (Саратовская губ.), середина XIX в.-душегрея в комплекте

Фотография Vintage Patterns, Vintage Sewing, Sewing Hacks, Sewing Crafts, Costume Venitien

Vintage Patterns

Vintage Sewing

Sewing Hacks

Sewing Crafts

Costume Venitien

Фотография

Jewellery and handmade accessories. Fair Masters - handmade. Buy Kokoshnik embroidered beads and beads "Tenderness". Handmade. White Robes Disney, Fashion Accessories, Hair Accessories, Handmade Accessories, Jewelry Stores Near Me, Expensive Jewelry

Robes Disney

Fashion Accessories

Hair Accessories

Handmade Accessories

Jewelry Stores Near Me

Expensive Jewelry

Jewellery and handmade accessories. Fair Masters — handmade. Buy Kokoshnik embroidered beads and beads «Tenderness». Handmade. White

(86) Одноклассники

(86) Одноклассники

Продолжаю свой рассказ о прекрасном творческом союзе режиссера Александра Птушко и художника по костюмам Ольги Семеновны Кручининой (начало было тут).
В этой части мы особенное внимание уделим костюмам.

Если фильмы «Садко» и «Илья Муромец» — это экранизации эпических былин, требующие максимального приближения к историческому источнику, то ироничный тон пушкинской «Сказки о царе Салтане», в переложении ее на язык кино, диктовал другую стилистику и более фантазийные, временами, гротескные, образы.

    

Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане». «Три девицы под окном» (с.)

Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

Уже в эскизах художник по костюмам точно передала характер персонажей. Ольга Семеновна считала, что эскиз — это большая и очень ответственная часть работы: «По-моему, эскиз имеет колоссальное значение. Ведь на нем режиссер впервые воочию видит изображение будущих действующих лиц. И очень важной оценкой твоего результата является то, что режиссер, глядя на эскиз, зовет своего помощника и говорит ему: вот, мол, такого именно актера ищи на эту роль».

Эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино

Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
Костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.

Св. Константин и Елена. Икона

Кадр из фильма. Сцена свадьбы

На Мосфильме сохранились эти два костюма Царя и Царицы. Фото мое

Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.

Emperor Constantine Monomachos, rose to the throne by marriage to Empress Zoe. Istanbul: Mosaics from the Hagia Sophia

Костюм Царя Салтана. Фото моё

Деталь костюма. Условность — условностью, но обратите внимание, что внутри каждого византийского круга вышит солярный символ (т.е. солнце). У древних славян солнце воплощало собой победу светлых сил над темными, торжество добра над злом. И золотой цвет одежды («весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате» (с.)) —  это цвет дневного светила, исконно царский цвет (источник, источник)

Деталь костюма

Деталь костюма. Чеканка по металлу

Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.

Кадр из фильма

Этот наряд тоже сделан в византийском стиле

Mary, Queen of HeavensMaria Regina del Cielo (Roma, Santa Maria in Trastevere, Apsismosaik)

Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.

Деталь костюма Царицы. Фото моё

Деталь костюма Царицы

Деталь костюма

Что касается персонажа «Царевна — Лебедь», то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа.

Силуэт заколдованной Царевны у Птушко — изящный, пластичный, лебединый.
Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа — словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг…  К тому же оно не скрывает грации актрисы (тогда балерины Большого театра) Ксении Рябинкиной

На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.


Царевна — Лебедь на иллюстрации Билибина
Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,

а позже — расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна — Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями…

Кадр из фильма. На фото видна интересная фактура ткани плаща — как бы с перышками.

Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма. Фото моё

Однако вершиной творчества Птушко считается фильм «Руслан и Людмила» (1972 г.).
Поэзия Пушкина нашла свое визуальное воплощение в каждом кадре этой красивой кинокартины. 

Главный герой фильма — Руслан. Из-за кольчуги, плаща и шлема он нам напоминает былинного героя. Он так одет потому, что большую часть фильма или воюет, или странствует.

1-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

  

Кадр из фильма

Обратите внимание на эту интересную кольчугу. «Мне попалась на глаза одна старая болгарская икона, — рассказывала в интервью О. Кручинина, — и поразило то, что посреди груди на кольчуге был как-бы цветок, от которого лучами расходились его чешуйчатые части.

Не болгарская икона, но доспех похожего дизайна. Monastery of Vatopedi, Agion Oros

   Мне показалось, что это может добавить образу Руслана стремительности изображения».

2-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

И еще одна интересная деталь: «У Руслана, как на старых иконах, поверх лат есть нагрудные ремни. Они играли функциональную роль: к ним сзади крепился щит, закрывавший спину, а слева привязывался плащ».

Как создавались такие костюмы? «Чтобы в работу сдать заказ, надо все точно прорисовать, каждую детальку. Мы сделали макет одежки [доспеха Руслана] и я на ней фломастером прорисовывала все эти бляшки. Потом уточняла на столе.
Делал этот доспех очень хороший чеканщик — художник Олег Уткин. Ему пришлось чеканить каждую бляшку.

Кадр из фильма

Весь этот костюм, в том числе, сложный металлический шлем, делался с расчетом на актера Олега Видова. Не говоря уж о рубашке, брюках, сапогах. И так получилось, что Видов был утвержден, и ждали, что вот-вот съемка начнется, уже времени что-то менять не было, и вдруг оказывается, что он не может сниматься. Ждать было больше нельзя, и быстренько ему нашли замену — Козинца Валеру. Но он намного больше Видова — шире, выше ростом, а переделывать костюмы уже некогда было… И знаете, когда я вижу Валеру Козинца в костюме Олега Видова у меня внутри прям все съеживается, потому что ему коротка эта одежда, все тесно, он мучился ужасно. Я видела, как он в перерывах мнет этот шлем, чтобы он ему не давил. Но терпел, потому что сниматься ему хотелось, тем более, в такой роли».

На съемочной площадке

У костюмов князя Владимира византийские, величественные формы, сшиты они из дорогих материалов — парчи и бархата.

Ольга Семеновна готовит костюмы из фильма «Руслан и Людмила» к выставке. Фото из фондов РГБИ

Эти одежды украшает роскошная вышивка камнями и жемчугом. 

   

Кадр из фильма

    

Эскиз костюма Князя. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

    

Этот костюм Князя вы можете увидеть в музее Мосфильма. Фото моё

Деталь костюма Князя

Каждая деталь костюма продумана и изящно, точно выполнена. Венцы князя изготовлены из металла и украшены жемчугом и стразами. 

 Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё

Второй костюм Князя из фильма «Руслан и Людмила». Музей Мосфильма. Фото моё

Деталь костюма

Деталь костюма

Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё

Парчовый костюм украшает великолепное ожерелье-бармы.

Кадр из кинофильма "Руслан и Людмила", 1972 год

Кадр из фильма

Бармы из фильма «Руслан и Людмила». Музейный фонд Мосфильма

Бармы, знак царской власти, пришел в Россию из Византии.

Бармы-ожерелье XII века, найденные в 1822 году в Старой Рязани (Оружейная палата)

   Бармы из фильма «Руслан и Людмила» . Деталь

 

Византийские эмали из музея Метрополитен (Нью-Йорк) http://www.metmuseum.org/art/collection/search/464550. Потрясает сходство между американскими музейными экспонатами и мосфильмовским костюмным реквизитом. Снова напоминаю вам, что в те годы интернета не было, про поездку в США в музей не могло быть и речи. И тем не менее, в библиотеках и отечественных музеях художники находили все нужные для фильма материалы.

Совершенно невероятное впечатление производят костюмы Черномора и его слуг.
«Нужно было придумать образ самого Черномора и его окружения не банальным… найти что-то такое, что было бы противоположным русскому стилю князя Владимира» — вспоминала Ольга Семеновна. 

Кадр из фильма

Эскиз костюма Черномора. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

Сейчас этот костюм хранится в специальной комнате на Мосфильме. Фото мои

В глаза сразу бросается его индейский орнамент. «Я случайно наткнулась на книгу, которая была посвящена керамике Перу — это очень далекое от России искусство, с интересной, какой-то страшной орнаментикой». Роспись этой керамики и легла в основу декорирования костюма Черномора.

Керамика индейцев Наска. Наска — доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска. Подробнее тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наска_(культура)

Костюм Черномора. Вид спереди

Керамика Наска

Костюм Черномора. Вид сзади. Фрагмент. Помимо перуанского орнамента, покоряют цветовые сочетания

Керамика Наска

Фрагмент подола костюма Черномора.

Текстиль индейцев Наска

Ольга Семеновна рассказывала, что острая форма плечей слуг Черномора была позаимствована ею из индонезийской одежды, но мне тут видится сиамский костюм

Эскиз костюма слуги Черномора. Художник по костюмам О. Кручининой. Из фондов РГБИ

 

Сиамские актеры (слева) и индонезийский костюм (справа)

 Головные уборы служанок были позаимствованы из чувашского национального костюма.

Кадр из фильма

  

Чувашский национальный костюм

«Когда она [Людмила] в царстве Черномора, нужно было, чтобы ее костюм не вырывался из этой общей гаммы, поэтому я ей сделала бледно-розовый костюм, который хорошо вписался в ту холодную гамму сиреневых, зеленых тонов.

Эскиз костюма Людмилы. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

Это целая история, как мы делали этот костюм, как искали материалы, потому что очень трудно было с материалами, с тканями.

Кадр из фильма

… кроме шелков, которые приходилось красить, нужны были какие-то детали из серебряных нитей, которыми были украшены одежда и головной убор… Купить было невозможно, поэтому приходилось разбирать ткань платья на ниточки, вытаскивать оттуда серебряные нити и вышивать ими выпуклые детали ее костюма.
Также и жемчуг. Сами красили стандартный белый жемчуг в разные розовые и голубые тона с помощью цветного лака. Очень трудно было с имитацией драгоценных камушков. Купить их было невозможно, причем необходимость была в таких камнях, которые можно было пришить к платью… Однажды нам повезло, мы купили по объявлению старую балетную юбочку и всю ее отделку (там были и камешки) перешили на костюм Людмилы.

 

Кадр из фильма

Но кто из зрителей об этом знает? Или о том, как, по воспоминаниям дочери режиссера Натальи Птушко, приходилось использовать живую дрессированную выдру по кличке «Сережа», чтобы имитировать боярский воротник?) «Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: «Сережа, ко мне!», «воротник» вскакивал и убегал» — вспоминала она (источник)
Трудностей было много, но они не пугали и не останавливали создателей кино-сказки.

Птушко общается с артистом массовых сцен)

Как-то Ольгу Семеновну спросили «Семь картин с Птушко — Вы так сильно любите сказки?» — «Нет, конечно, — ответила она, — это чисто случайно, скорее, из-за того, что это он любил сказки. Но меня, конечно, прельстила возможность разнообразия костюмов, разнообразия образов».

Ольга Семеновна на съемках фильма «Илья Муромец». Из фондов РГБИ

Да, Птушко любил сказки. Даже не просто сказки, а истории, в которых герои идут на любые подвиги, чтобы произвести впечатление на свою возлюбленную: привозят из дальних стран Птицу Счастья, как Садко, спасают из рук Черномора невесту, как Руслан, или шьют паруса из алого шелка, как капитан Грэй. 

Кадр из фильма «Алые паруса»

«Ольга Семеновна говорила, что Птушко — это Грэй, — рассказывала мне Елена Хапланова, — Он очень любил «Алые паруса», и посвятил этот фильм своей дочери. Сам Птушко был полноватый, в очках, но в душе всегда был таким вот стройным юношей, романтиком.

 

А. Птушко дома. Фото из сети

Фильм «Алые паруса» давался нелегко, но это была его мечта, поэтому и паруса там были настоящие, шелковые, они не могли быть искусственными, фальшивыми. И костюм Грэя был сшит из натуральной кожи».

1960 год, «Голубая бухта». В. Лановой и О. Кручинина на съемках фильма «Алые паруса». Из фондов РГБИ

Ольга Семеновна с нежностью вспоминала съемки фильма «Алые паруса» и на самом видном месте дома держала фотографию со съемок.

Птушко и Кручинина, да и все другие члены съемочных групп, работавшие с ними, делали чудеса своими руками, для себя и для нас. Они верили в эти чудеса, вкладывали в них столько собственного труда, чувства и знаний, что это до сих пор передается нам с экрана. Низкий поклон им за это!

Послесловие.

Меня часто спрашивают: почему я не пишу про старых отечественных художников по костюмам? Причина банальна: для подобного поста очень сложно найти интересную информацию и иллюстративный материал. Есть много статей про американских художников по костюмам, потому что у них печатается огромное количество книг с превосходными иллюстрациями. Про итальянских художников пишут не так много, но все-таки есть несколько отличных книг, к тому же, не проходит года, чтобы в Италии не открылась какая-нибудь прекрасная выставка работ итальянских художников по костюмам. Но попробуйте погуглить качественное фото из советского фильма или хорошую статью о наших художниках — и вы все поймете сами. Пара книг, пара статей, даже в Википедии ничего нет… 

всех тех, кто откликнулся на мою просьбу и помог собрать материал для этих двух постов:

Киноконцерн «Мосфильм», который позволил выложить в сети фото костюмов и кадры из фильмов;

художника по костюмам Дмитрия Андреева, поделившегося со мной всеми этими костюмными сокровищами, хранящимися на Мосфильме, и помогшего в их публикации; 

— библиотеку искусств (РГБИ) и лично Елену Хапланову, предоставившую иллюстративные материалы (фото и эскизы), и за интересный рассказ об Ольге Семеновне Кручининой и Павле Павловиче Пашкове;

— Дину Харкову (ВГИК), которая помогла мне в библиотечных изысканиях и нашла уникальные печатные материалы, на которые я тут ссылалась.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Костюм жучки из сказки репка своими руками
  • Костюм жучки из сказки репка для девочки
  • Костюм елисея из сказки о мертвой царевне своими руками
  • Костюм декабря для мальчика из сказки 12 месяцев
  • Костюм дедушки для мальчика своими руками сказка репка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии