Костюмы по сказкам пушкина

  • О компании
  • Оптовикам
  • Оплата и доставка
  • Контакты
  • Помощь
  • Вход


Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, который Вы использовали при регистрации


Спасибо за регистрацию!

Для активации учетной записи необходимо подтвердить свой e-mail.

Ок


Звонок заказан

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее рабочее время.

Ок

Корзина

  • Главная
  • Детские карнавальные костюмы
  • Сказки

Костюмы персонажей сказок Пушкина

  • Все
  • Ангелы

  • Баба-Яга и Кикимора

  • Богатыри, рыцари и витязи

  • Вельможи и лорды

  • Восточные сказки

  • Гномы

  • Звездочеты и волшебники

  • Золотой ключик

  • Клоуны и клоунессы

  • Королевы и царицы

  • Короли и цари

  • Кот в сапогах

  • Кощей бессмертный и Леший

  • Красная Шапочка

  • Куклы и матрешки

  • Мульфильмы

  • Принцессы

  • Принцы и царевичи

  • Русские-народные сказки

  • Сказки Андерсена

  • Сказки Пушкина

  • Сказочные птицы

  • Феи и волшебницы

  • Хлопушки, конфетки, игрушки

  • Царевны

  • Эльфы

-15%
Быстрый просмотр

Кот ученый

Кот ученый


4 870 руб. 4 140 руб.

Артикул: P0044

-15%
Быстрый просмотр

Костюм Пушкина

Костюм Пушкина


2 230 руб. 1 896 руб.

Артикул: P0134

-15%
Быстрый просмотр

Костюм Русалка

Костюм Русалка


2 480 руб. 2 108 руб.

Артикул: 2017 к-18

-15%
Быстрый просмотр

Костюм Золушка

Костюм Золушка


1 800 руб. 1 530 руб.

Артикул: 2021 к-18

  • Цена  от до a

    Возраст  от до

    Пол:


    • Мальчики


    • Девочки

    Рост:


    • 104


    • 106


    • 108


    • 110


    • 112


    • 114


    • 116


    • 118


    • 120


    • 122


    • 124


    • 126


    • 128


    • 130


    • 134


    • 136


    • 140


    • 142


    • 144


    • 146


    • 148


    • 150


    • 152


    • 154


    • 156


    • 158


    • 160


    • 162


    • 164


    • 170


    • 172


    • 176


    • 178


    • 180

    Размер:


    • 26


    • 28


    • 30


    • 32


    • 34


    • 42


    • 44


    • 46


    • 48


    • 50


    • 52

    Тип одежды:


    • шапка


    • комбинезон


    • платье


    • юбка


    • комплект


    • плащ


    • Карнавальный костюм


    • Костюмы по сказкам

    Для праздника:


    • Новый Год


    • Карнавал


    • По сказкам


    • Животные и зверушки


    • Киногерои


    • Для детского сада

    Герой в теме товара:


    • Золотая рыбка


    • Кот ученый

    Страна производитель:


    • Россия

    Торговая марка:


    • Вестифика


    • Карнавалия


    • КарнавалияРФ


    • Феникс


    • Феникс-Премьер

  • Рост

    Костюм Пушкина на рост от 134 до 164 см, арт.P0134

  • Костюм Кот ученый, размер 44-48, арт. P0044

    Костюм Золотая рыбка, рост от 116 до 12 8см

    Костюм Золотая рыбка, рост 104-134

    Маска-шапочка Золотая рыбка, размер 52-56

  • Костюм Золотая Рыбка, детский, рост от 116 до 136 см

Оформить заказ

Городская
выставка – конференция школьников

«Юные
исследователи – будущее Севера»

Секция
– литературоведение

«Русский костюм в сказках А.С. Пушкина»

Автор:
Барышева Д.М.

              
4 Г класс 

МБОУ
«Гимназия №7»

Руководитель:
Маряшова И.Г.

учитель
начальных классов

МБОУ
«Гимназия №7»

                                       
г. Мурманск

Оглавление

Введение                                                                                       
 
стр. 3

Основная
часть                                                                          
  
стр.4-7

1.      Сарафан.

2.      Душегрейка.

3.      Головные
уборы.

4.      Кафтан.

5.      Обувь.

6.      Украшения.

Заключение
                                                                                    
стр.-7

Библиография
                                                                               
стр.8

1.     Введение.

На
уроках чтения мы знакомились со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Читая
сказку Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации в
этой книге. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В
книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были
изображены в других  костюмах.

Мне
стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как
выглядели будничные и праздничные народные костюмы.

Объектом
исследования
    стал русский народный костюм.

Предметом моего
исследования
  стали сказки А.С. Пушкина.

Цель исследования:

·        
более подробно изучить сказки Пушкина;

·        
 познакомиться с русскими костюмами;

·        
 изучить детали костюмов;

·        
 по мотивам сказок создать свой русский
костюм;

·        
 подготовить презентации, которые можно
использовать на уроках

Ø  литературного
чтения

Ø  окружающего
мира

2.    Основная
часть

Я выписала из
текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их
объяснение в энциклопедиях и словарях.

1.      Сарафан.

В поэме «Руслан и
Людмила» есть такие строчки:

«Лазурный пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан…»

В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что
сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх
рубахи с длинными рукавами.

     
Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого
полотна. В праздники женщины и девушки одевали рубахи – долгорукавки, рукава
которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали
вышивками.  Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её
хозяйка.

     
Поверх рубахи одевали сарафан. Его кроили прямым или в виде конуса, с большим
расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.

     
В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и 
медными пуговицами.

Праздничные
сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Сарафаны
с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

     
Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда
выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).

Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса
часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу
относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию
«оберега» — защитника.
Часто
пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день
ангела», «Спаси Бог».    

      Основным цветом свадебного костюма был красный.
„Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое
отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно
солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы
названа „Красной».

Свадебный
костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами.

2.     
Душегрейка.

В
«Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На
крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка,
жемчуги  огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки»

Из
словаря С.И. Ожегова:  «Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов,
со сборками сзади.»

       Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку — епанечку. Она
повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.

       Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой
одевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея.

В будние дни душегрейку заменяли  фартуком. Подвязывали его под
мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

3.      Головные
уборы.

      
Завершал наряд головной убор. Он  играл огромную роль в женском костюме. По
нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.

      
На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий
головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и
причёска.

Девушка
могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя
женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться
с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

    
 
Русская крестьянка носила в замужестве головной убор,
полностью скрывающий          волосы – кичку.

Кичка 
представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок — зимой тёплый, а
летом из тонкой узорчатой ткани.

Спереди их
украшали золотой вышивкой, бисером, пушками.

В разных областях
головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока — рогатая, каблучок.

Праздничные
кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые
девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они  имели  твёрдую основу и нарядный
верх.

(Кокошник
от слова –«кокошь» — петух, «кичка» — утка.)

      
Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая
золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.

Нарядно украшенные
костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и
передавали по наследству, как самое ценное.

4.      Кафтан.

В
поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«И между тем она,
Руслан,
Мигала томными глазами;
 И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками;»

Из
словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя
одежда»

      
Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые
мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя
Петра
I.

На
Руси было много видов кафтанов.

Богатые
люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком,
золотом и жемчугом.

Чем богаче была
вышивка, тем выше статус хозяина.

5.      Обувь.

    
Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые
ступни на деревянной подошве.
Лапти
имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели –
за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар
запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеры лапти сплести».   

Кожаная
обувь была очень дорогой.

6.      Украшения.

        Самым
любимым женским украшением были серьги — посеребрённые, позолоченные, со
вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею
надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали
девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

3.    Заключение.

     
В ходе своего исследования я узнала много интересного о разнообразии элементов
русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм
менялся со временем,  что его особенностью является удивительное многообразие
вариантов одежды в зависимости от местности проживания.

    
В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые
прозвучали в сказках Александра Сергеевича Пушкина.

Подготовлена 
презентация, которую можно использовать на уроках

Ø  литературного
чтения:

2
кл.


П.Ершов «Конёк – Горбунок»


А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»


 А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

4
кл.


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

-А.
Ишимова «Славяне»

Ø  окружающего
мира:

3
кл.

 Времена
Древней Руси.
IХ-ХIII   века.

 Времена
Московского государства.  Х
IV
–Х
VII века.

4.    Библиография.

1.
Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,
  

1993

2.
Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности
славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История
костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России 
Х
V— начало
ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6.
Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

   
пресс,1999

Использованы
материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru

После нескольких экранизаций сказов и эпических былин, требующих максимального приближения к историческому источнику, художник по костюмам Ольга Кручинина присоединилась к Александру Птушко в работе над сказками Пушкина, ироничный тон которых в переложении на язык кино диктовал другую стилистику и более фантазийные, временами, гротескные, образы. Первой такой сказкой стал фильм «Сказка о царе Салтане», вышедший в 1966 году.

2.jpg
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане». «Три девицы под окном» (с.)
.
1.jpg
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
.
3.jpg

Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

Уже в эскизах художник по костюмам точно передала характер персонажей. Ольга Семеновна считала, что эскиз — это большая и очень ответственная часть работы: «По-моему, эскиз имеет колоссальное значение. Ведь на нем режиссер впервые воочию видит изображение будущих действующих лиц. И очень важной оценкой твоего результата является то, что режиссер, глядя на эскиз, зовет своего помощника и говорит ему: вот, мол, такого именно актера ищи на эту роль».

.
4 Capture.PNG

Слева: эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино

Справа: Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

Костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.
.
8  Capture.PNG

Слева Икона «Св. Константин и Елена», справа костюмы Царя и Царицы из «Сказки о царе салтане», сохранившиеся в коллекции Мосфильма

.
7.jpg
Кадр из фильма. Сцена свадьбы

Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.
.
9  Capture.PNG

Слева: Мозаика из собора Святой Софии, Стамбул. «Император Константин Мономах вступил на престол в браке с императрицей Зоей»

Справа: Костюм Царя Салтана

Условность — условностью, но обратите внимание, что внутри каждого византийского круга вышит солярный символ (т.е. солнце). У древних славян солнце воплощало собой победу светлых сил над темными, торжество добра над злом. И золотой цвет одежды («весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате» (с.)) —  это цвет дневного светила, исконно царский цвет

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение

.
12.jpg
Деталь костюма
.
13 Capture.PNG
Деталь костюма. Чеканка по металлу

Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.
.
14  Capture.PNG
Слева кадр из фильма, справа римская мозаика «Мария, Королева Небес» / Богоматерь в Трастевере в базилике Basilica di Santa Maria in Trastevere, Рим. 12-13 века

Этот наряд тоже сделан в византийском стиле. Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.
.
17.jpg
Детали костюма Царицы.

16  Capture.PNG
Детали костюма Царицы.

Что касается персонажа «Царевна — Лебедь», то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа.
.
19.jpg

Силуэт заколдованной Царевны у Птушко — изящный, пластичный, лебединый.

Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа — словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг…  К тому же оно не скрывает грации актрисы (тогда балерины Большого театра) Ксении Рябинкиной
.
20.jpg

На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.
21.jpg

Царевна — Лебедь на иллюстрации Билибина

Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,
.

22.jpg

а позже — расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна — Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями…
.
25.jpg24.jpg23.jpg

Кадр из фильма. На фото видна интересная фактура ткани плаща — как бы с перышками.
.

26  Capture.PNG

Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма

Отсюда

Ну и добавлю фото со съемок
.

На съемочной площадке фильма «Сказка о царе Салтане». В центре — режиссер Александр Птушко.
.

Репортаж фотографа Dmitri Kessel о киностудии «Мосфильм» для журнала LIFE. 1967 г. Птушко (справа) на съемках фильма «Сказка о царе Салтане»
.

Фрагмент фотографии последнего съемочного дня «Сказки о царе Салтане», апрель 1966 г. Крайний слева в верхнем ряду — режиссер А. Птушко, крайняя справа в нижнем — О. Кручинина. Из фондов РГБ

И историю про 33 богатыря. Рассказывает дочь режиссера Наталья Птушко, работавшая в фильме вторым режиссером.
.

zz7ac7280668.jpeg

«Съемки идут полным ходом, а у нас есть только «дядька их морской» — артист Бармин ростом 1 метр 98 сантиметров. Где взять 33 богатыря ему под стать? Поскольку мы снимали в Севастополе, в Камышовой бухте, я обегала весь город и ни одного не нашла.

Сижу на скамейке возле Русского театра, ем мороженое и плачу. Выходит молодой человек — огромный, красивый!
Спрашивает: «Почему второй режиссер рыдает?»
«Потому что, — говорю, — мне нужны такие богатыри, как вы!»
«Так в чем дело? Поехали!»

Приехали мы с ним на базу торпедных катеров, и там мне «выдали» матросов, как на подбор, — высоких, статных. Но было к исполнителям еще одно требование: костюмы, которые придумала для богатырей одна из лучших художниц нашего кино Ольга Кручинина, открывали ноги, поэтому они должны были быть стройными. Построила я этих матросов и попросила… снять брюки. Те, чьи ноги подошли, и снимались в «Сказке о царе Салтане»
.

А еще в «Сказке о царе Салтане» была выдра по кличке Сережа, которая «играла»… воротник. У боярина на шубе был выдровый воротник. Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: «Сережа, ко мне!», «воротник» вскакивал и убегал.
.

Не знаю, у какого боярина это было, но вот помещу такую фотографию из фильма, попробуйте угадать, не Сережа ли тут случайно на шее висит.

Районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Науки юношей питают»

Исследовательская работа:

«Как одевались герои

Александра Сергеевича Пушкина?»

Автор работы:

Дьопйош Вероника,

ученица 9класса

Руководитель:

Насибуллина Альфия Фаридовна

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Яшкинская СОШ»

2020г

Содержание

Введение _____________________________________________________ с.2

Основная часть:

  1. Верхняя одежда____________________________________________ с.3-4

  2. Головные уборы____________________________________________с.5

  3. Обувь_____________________________________________________ с.6

  4. Украшения ________________________________________________ с.6

  5. А что знают в нашей школе об одежде?_________________________с.7

Заключение _____________________________________________________с.8

Список литературы _____________________________________________ с.9

Приложения _____________________________________________________с.10

Введение

Я люблю произведения А.С.Пушкина, люблю листать красочные иллюстрации к ним. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали разные художники. Все костюмы оригинальные, красочные, не похожие на нашу одежду. А самое главное, костюмы на героях яркие, девушки женственные, парни –мужественные. Мне стало интересно, почему сегодня девочки в брюках? Совершенно нет женственности? Не поймешь, кто идет. Если еще и волосы короткие, то и вовсе не понятно: мужчина или женщина? Мне захотелось изучить во что одевались женщины, во что мужчины. Почему мы сейчас не такие, со своей модой и практичностью, мы забыли, что девушки, женщины ходили в сарафанах, юбках, в красивых шапочках. Мне стало очень интересно, какой костюм могли носить наши предки? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования: одежда на героях Пушкина А.С.

Предмет исследования: произведения А.С. Пушкина.

Цель исследования:

  • более подробно изучить произведения Пушкина;

  • провести анкетирование в школе;

  • познакомиться с русскими костюмами;

  • по мотивам рассказов создать эскизы русских костюмов;

  • подготовить презентации «Как одевались герои А.С.Пушкина?», «Мода 19 века», которые можно использовать на уроках литературы и истории, чтобы заинтересовать сверстников.

Основная часть

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях, в интернете.

Верхняя одежда

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками…

Из словаря С.И. Ожегова мы узнали: «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда». Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщовые рубахи. Простые мужские кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I. Богатые люди шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом. Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

Суртюк носил молодой купчик, а в мундирах были мертвецы, в праздничных кафтанах –купцы из рассказа «Гробовщик». А Гаврила Гаврилович носил байковую куртку, Иван Берестов из рассказа «Барышня-крестьянка» носил плисовую куртку, но по праздникам надевал суртюк из сукна домашней работы, Прасковья Петровна –шлафрок на вате (рассказ «Метель»). Пленный танцмейстер из рассказа «Арап Петра Великого» носил китайский шлафрок, а царский арап и офицеры носили мундиры.

И мне многие слова были непонятны, поэтому я вновь обратилась к словарю. И вот что узнала:

Суртюк появился в XVIII веке, в России — в первые десятилетия XIX века. Название произошло от французского surtout — «поверх всего». Одновременно использовался и термин — paletot (пальто). От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов. Характерные элементы суртюка — нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы. Сюртук был повседневной одеждой на протяжении всего XIX века, пока его не вытеснили визитка и пиджак..

Шлафрок – это домашний халат, который был на меху или на вате, без пуговиц. Их носили женщины и мужчины. В них даже принимали гостей.

Мундир— это форменная одежда, переводится как снаряжение, наряд. Вручение мундира признавалось одним из важнейших событий в жизни служащего. Он включал в себя полный комплект офицерских принадлежностей.

Читаешь дальше и только удивляешься! А Шабашкин («Дубровский») –маленький человек ходил в кожаном картузе и фризовой шинели. Столько интересной одежды! А куда все это делось?

А как одевались женщины? Самое распространенная одежда у крестьянок –сарафан. Сарафаны и мы носим. Но старинные были немного другие. В поэме «Руслан и Людмила» читаю такие строчки:

Лазурный пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан…

В словаре С.И. Ожегова я узнала, что сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами. Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка. Поверх рубахи надевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.

В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и медными пуговицами. Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Свадебный костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами. И я нарисовала сарафан с широкой рубахой.

Телогрейка – Душегрейка. В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки.

Из словаря С.И. Ожегова я выписала: «Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади». Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку.

Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрейка.

Как и мы, носили девушки юбки и кофточки. Так одевались крестьянки. А знатные дамы ходили в пышных платьях, широкополых кружевных шляпках. Корсеты затягивали талии еще туже, а юбки расширялись за счет обилия нижних слоев. Самая нижняя юбка изготовлялась из конского волоса и плотного льна. Юбки были невероятно широкими. Горизонтальные воланы в несколько рядов украшали их внизу. Вошел в моду белый воротничок и манжеты.

Вот такая была одежда на героях Пушкина А.С. (Приложение №1)

Головные уборы

Завершал наряд головной убор. Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку. Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок — зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани. Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками. Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх. (Кокошник от слова –«кокошь» — петух, «кичка» — утка.)Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное. И все это мы увидим на героях сказок Пушкина. А героини рассказов «Арап Петра Великого», «Выстрел», «Метель» носили чепцы, шаль (Маша из «Метели»),), мужчины –колпаки (Гаврил Гаврилович из «Метели»), красные шапки (Сильвио из рассказа «Выстрел»).

Чепе́ц , чепчик -женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором.

Колпа́к (от тюрк. kalpak —высокая шапка) — головной убор конусообразной, округлой или цилиндрической формы.

А герой Шабашкин из «Дубровского» ходил в кожаном картузе. Картуз –мужская фуражка с козырьком, легкая летняя шапка разного вида, кожаная или из ткани, с козырьком. Такие головные уборы носили в 19 веке. (Приложение №2)

Обувь

Основной обувью для мужчин и женщин из народа служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести». Кожаная обувь была очень дорогой.

А если внимательно прочитать рассказ «Арап Петра Великого», то можно удивиться разнообразию всякой обуви, которую носили герои рассказа. Герои красовались в башмаках с красными каблуками. Но это могли себе позволить знатные люди. А сам Петр 1 носил ботфорты. Что же такое ботфорты? С таким вопросом я обратилась к своим одноклассникам. Из 11 человек только двое (18%) ответили, что это длинные сапоги, хотя в наше время ботфорты носят.

Ботфо́рты (фр. bottes fortes, дословно большие сапоги) — кавалерийские сапоги с длинными стоячими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. (Приложение №3)

Украшения

Самым любимым женским украшением были серьги — посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос. Дамы блистали всей роскошью моды. Золото и серебро украшали их одежды, уши, локоны, шеи («Арап Петра Великого») (Приложение №4)

А что знают в нашей школе об одежде, которую носили герои Пушкина?

Мы составили несколько вопросов и провели анкетирование в 6-9 классах,было опрошено 42 ученика.

1.Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? Все ученики смогли назвать произведения Пушкина (100%).

2.Какую одежду носили герои Пушкина? Назвали следующую одежду: сарафан -21человек (50%), рубаха -15 человек (36%), телогрейка-10 человек (24%), кафтан -4человека (10%), суртюк -8человек (19%).Больше другие виды одежды не назывались, хотя мы встречали их во многих произведениях.

3.А знаете ли вы что Петр 1 носил дома шлафрок? 100% не знают, что такое шлафрок.

4.Что такое кичка? Тоже никто не ответил, многие называли из головных уборов платок, картуз, кокошник, а кичку не знают.

5.А что такое лапти хоть знаем? (42 ученика знают, но не знают из чего делали лапти) (Приложение № 5)

Заключение

Проведя данный опрос, я пришла к выводу, что при чтении произведений ученики не стараются узнать лексическое значение слов, в том числе и одежды. Поэтому очевидна актуальность данной темы. Необходимо на уроках проводить часто лексическую работу, тем самым обогащая словарный запас учащихся. Мы не знаем что носили герои, так как не глубоко изучаем историю моды, слов, фраз. Чаще проводить мини-исследования текстов на уроках и дома!

В ходе своего проекта узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания.

В своей работе я постаралась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в произведениях Александра Сергеевича Пушкина.

Результатом моей работы послужило создание эскизов русских костюмов, создание двух презентаций для уроков литературы и истории « Как одевались герои А.С.Пушкина?», «Мода 19 века».

Список литературы:

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Словарь Ожегова.2014г

Использованы материалы с сайтов:

http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. amaliatrice.livejournal.com

Приложения 1

Кафтан в 19 веке, который мог носить королевич Елисей. Кафтан Петра Великого.

«Арап Петра Великого». Камзол

Суртюк

Шлафрок (халат) Петра 1 Шлафрок (халат) женщины

В шлафроке позволительно принимать гостей

Военный мундир

Шинель 19 века

Сарафан на Акулине из рассказа Пушкина «Барышня-крестьянка»

Сарафан 19 века в сказках Пушкина

Душегрейка в рассказе «Барышня-крестьянка» и «Сказке о рыбаке и рыбке»

Женский праздничный наряд

Девушки на балу Барышни 19 века

Приложение 2

Кичка с рогами Кичка крестьянки

Кика

Свадебный кокошник царевны

Чепчик Девушка в чепчике

Русский картуз

Приложение3

Лапти и башмаки для бедного народа

Ботфорты носила знать.

Приложение4

Украшения старинные

Мода 19 века

Приложение 5

25

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Костюмы нечисти из русских народных сказок
  • Костюмы к сказке репка своими руками фото
  • Костюмы из сказки буратино
  • Костный мозг как пишется
  • Костный как правильно пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии