Кот баюн персонаж сказки

История персонажа

Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.

История создания

Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.

Кот Баюн

Кот Баюн

Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.

В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.

Иван-царевич

Иван-царевич

Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.

Кот Баюн в сказке Пушкина

Кот Баюн в сказке Пушкина

Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.

Кот Баюн живет в лесу

Кот Баюн живет в лесу

Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.

Кот Баюн сидит на столбе

Кот Баюн сидит на столбе

В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.

Гамаюн

Гамаюн

Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

Автор:

06 марта 2020 23:13

Среди всех героев славянской мифологии кот Баюн может считаться самым загадочным. Встречается он в сказках нечасто, известно про него крайне мало и однозначно описать его как отрицательного или положительного героя нельзя. Упоминание этого животного мы можем найти не только в фольклоре, но и у А.С. Пушкина — у классика он гуляет по цепи в Лукоморье и хоть не назван по имени, но легко узнаваем.

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

Одна из легенд гласит, что кота Баюна создал сам Велес, чтобы защитить свои запасы зерна от обнаглевших мышей. Застав грызуна за порчей продуктов, бог пришел в ярость и бросил в них свою рукавицу. Именно она и превратилась в большого и опасного кота со сложным характером и страстью к уединению.

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

По преданиям кот Баюн жил в лесах, вдали от людей и не слишком любил гостей. Зверь сидел на железном столбе и когда видел приближающегося путника, начинал мурлыкать и заговаривать его. Усыпив бдительность человека, кот бросался на него, убивал и съедал.

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

Из-за способности говорить мифического зверя и называли Баюн, от слова «баить» — болтать, разговаривать. Именно отсюда и пошло всем известное слово «убаюкивать» — усыплять, лишать бдительности. Несмотря на опасность, встречи с котом искали специально, ведь он мог излечить от хворей и даже подарить своим мурлыканьем вечную жизнь.

Поэтому кот Баюн был желанной добычей для царей, колдунов и ведьм, которые, чтобы не рисковать, отправляли на его поиски других. Зверь со стальными когтями и клыками издалека видел гостя и заводил свои разговоры за целую версту, поэтому застать его врасплох было нельзя.

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» главный герой Андрей-стрелок поймал Баюна благодаря трем железным колпакам. Кот имел привычку запрыгивать на голову своей жертве, но тут ему помешали три слоя металла. Пока зверь рвал когтями колпаки, Андрей сумел схватить его и пленить.

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

В некоторых сказках кот Баюн упоминается как верный помощник Бабы Яги. Он докладывал старой ведьме новости, а также помогал ей по хозяйству. Несмотря на репутацию хищного колдовского зверя, кот Баюн не был полностью отрицательным персонажем. Герои могли найти с ним общий язык и тогда он становился незаменимым помощником и даже спасителем.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов. 

Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?

Кот-Баюн - загадочный персонаж русских сказок
Кот-Баюн – загадочный персонаж русских сказок

Тайна имени Кота-Баюна

В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.

Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.

Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.

Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.

Баюн часто выступает недоброй силой

Баюн часто выступает недоброй силой

Где дом Кота-Баюна?

Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги (я думаю, они с Баюном неплохо ладят).

Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь снова хочу обратить внимание на символы.

Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.

В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.

Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.

Встречи героев с Баюном

Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.

Упоминается, что, поселившись во дворце, Баюн стал исцелять старого царя от головной боли, рассказывает ему сказки и всевозможные истории. И здесь невольно вспоминаются строки великого А.С.Пушкина о коте учёном: “Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Ведь это как раз упоминание о Баюне.

В сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” также есть эпизод с участием Кота-Баюна. Оказавшись в тридесятом царстве, Андрей-стрелок ощутил слабость и сонливость. С трудом дошёл он до высокого столба, на котором увидел волшебного кота.

На Андрее было надето целых три колпака, однако это не остановило Баюна. Зверь прыгнул на плечи человеку и принялся разбивать железные колпаки своими могучими лапами. Вовремя спохватился засыпающий стрелок, схватил он железный прут и принялся бить Баюна.

Да только железо быстро сломалось от ударов об огромную спину животного. Тогда Андрей-стрелок достал медный прут, но и его постигла та же участь. На помощь пришёл более гибкий, оловянный прут. Он гнулся, но не ломался. Наконец взмолился Кот-Баюн пощадить его. По требованию своего победителя зверь пошёл с ним и стал верным помощником.

Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.

Одолеть Кота-Баюна удавалось немногим

Одолеть Кота-Баюна удавалось немногим

Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.

March 6 2020, 19:00

Category:

  • Животные
  • Cancel

Кто такой кот Баюн?

Среди всех героев славянской мифологии кот Баюн может считаться самым загадочным. Встречается он в сказках нечасто, известно про него крайне мало и однозначно описать его как отрицательного или положительного героя нельзя.

Упоминание этого животного мы можем найти не только в фольклоре, но и у А.С. Пушкина — у классика он гуляет по цепи в Лукоморье и хоть не назван по имени, но легко узнаваем.

Одна из легенд гласит, что кота Баюна создал сам Велес, чтобы защитить свои запасы зерна от обнаглевших мышей. Застав грызуна за порчей продуктов, бог пришел в ярость и бросил в них свою рукавицу. Именно она и превратилась в большого и опасного кота со сложным характером и страстью к уединению.

Любопытные факты про кота Баюна

По преданиям кот Баюн жил в лесах, вдали от людей и не слишком любил гостей. Зверь сидел на железном столбе и когда видел приближающегося путника, начинал мурлыкать и заговаривать его. Усыпив бдительность человека, кот бросался на него, убивал и съедал.

Любопытные факты про кота Баюна

Из-за способности говорить мифического зверя и называли Баюн, от слова «баить» — болтать, разговаривать. Именно отсюда и пошло всем известное слово «убаюкивать» — усыплять, лишать бдительности. Несмотря на опасность, встречи с котом искали специально, ведь он мог излечить от хворей и даже подарить своим мурлыканьем вечную жизнь. Поэтому кот Баюн был желанной добычей для царей, колдунов и ведьм, которые, чтобы не рисковать, отправляли на его поиски других. Зверь со стальными когтями и клыками издалека видел гостя и заводил свои разговоры за целую версту, поэтому застать его врасплох было нельзя.

Любопытные факты про кота Баюна

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» главный герой Андрей-стрелок поймал Баюна благодаря трем железным колпакам. Кот имел привычку запрыгивать на голову своей жертве, но тут ему помешали три слоя металла. Пока зверь рвал когтями колпаки, Андрей сумел схватить его и пленить.

Любопытные факты про кота Баюна

В некоторых сказках кот Баюн упоминается как верный помощник Бабы Яги. Он докладывал старой ведьме новости, а также помогал ей по хозяйству. Несмотря на репутацию хищного колдовского зверя, кот Баюн не был полностью отрицательным персонажем. Герои могли найти с ним общий язык и тогда он становился незаменимым помощником и даже спасителем.

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=61983.

Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклора, Кот-Баюн находится довольно близко к её к хвосту. Отчего? От того, что его так мало поменают в сказках. Почему? Вот об этом и поговорим.

Главный источник современных славянских нечистиков — это по прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:

— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

— А пойдёшь со мной?

— Куда хочешь пойду.

Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

«Пойди туда, не знаю куда», русская народная сказка (412)

В этой сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен, хотя бы на уровне роботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.

Стоп. Мы же забыли ещё кое-что — размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь наверное.

Гм. Кот… Людоед… Огромного размера… Что же это за животное получается?!

Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи и анатомически (за исключением, пожалуй, гепарда), и по поведению (за исключением льва и отчасти южноамериканской кошки-ягуарунди — не путайте её с ягуаром, пожалуйста): все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями…

Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки — К.Кузнецова, например — не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки — О.И.Новокрешённых или И.В.Тихонова — считают, что да. Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского «Вниз по волшебной реке», просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.

Одним словом, Кот-Баюн не то «просто» домашний кот «размером со слона», не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

В выше приведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси. Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем — не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.

Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул. Соловей-разбойник, существо, вроде бы, гуманойдное (хотя изображают по разному, скажем честно), оказавшись в аналогичной ситуации между князем Владимиром и Ильёй Муромцем, так не поступил, в результате чего и поплатился головой. В чём тут разница?

А в том, что Кот-Баюн — это кот. А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается — Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже идут в обе стороны, понять, кто в тандеме «кошка-человек» главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека). Кот-Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками — кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!).

Посмотрим ещё раз на характер Кота-Баюна. Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.

Ну, понятно что не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот-Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). А потом пришёл Андрей-стрелок, и… мы вернулись к началу цитаты, приведённой выше: Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед (как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный).

И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е.Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в «Руслане и Людмиле» Пушкина и «Вниз по волшебной реке» Успенского.

Что до «Кота учёного» Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна — «Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету…» То есть данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.

Так что, если ты пришёл без злого умысла, то можно и с Баюном договориться? В смысле, Андрей (или Иван, или другой герой русских сказок) пришёл, чтобы Баюна пленить, а Пушкин — нет, то и встретили их по разному? Вполне вероятно, так как кошки (даже простые, не волшебные) вполне чувствуют-понимают, какие намерения у людей, и реагируют на них по разному. Вот так-то.

Ну, а если Пушкинов «Кот учёный» был позитивным персонажем, то Успенский в своей сказочной повести «Вниз по волшебной реке» изобразил Баюна довольно жутко: то есть персонаж русских сказок, размером с человека, наверное, раз он может ездить верхом на лошади и бороться грудь в грудь с богатырём. И эффективнее чем тот же Соловей-разбойник, кстати (у Успенского он тоже есть). Почему?

Да потому, что кот размером с человека — это уже тигр! Опять же, чёрный кот (пускай и не размером с человека) — это уже нечистая сила. Ну и в народных сказках, на которые Успенский «опирался», когда писал свою повесть-сказку, Баюн описан довольно жутковато (см. выше). Он сложил всё это вместе, добавил Баюну усыпляющий взгляд (чего в сказках вроде бы не было) и создал довольно мрачное создание, особенно по меркам его весёлой сказки.

И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он тоже только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и «помочь» Баюну не может. А жаль! В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже какого-нибудь Змея Горыныча… Но видно — не судьба.

Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает — а вдруг они свою обиду расскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Так что обращайтесь с ними по-человечески — и вам воздастся сторицей.

Конец.

12 ноября 2017 • 19 125 смотр.

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок он проживал у Бабы-Яги.
Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти. В сказках главному действующему персонажу дают задание изловить Кота, как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного Кота, герой надевает железный колпак и железные рукавицы.


«… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:

— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

— А пойдёшь со мной?

— Куда хочешь пойду.

Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл».

русская народная сказка «Пойди туда, не знаю куда»

Кот… Людоед… Огромного размера… Что же это за животное получается?! Не то домашний кот «размером со слона», не то сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто. Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот Баюн в битве со своим супостатом этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем, не много больше домашней кошки, раз главный герой (к примеру, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставил его во дворец к своему отцу. Там побеждённый Кот начал служить царю — сказки сказывать и исцелять убаюкивающими словами.
Да, при всём этом Кот Баюн обладал не только разумом и речью, но и рассудком, некоторой порядочностью: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, он царя и не тронул.


Но у каждой сказки, есть основа, сплетенная из реальных событий, рассуждая, можно составить себе более-менее правдоподобный образ этого, безусловно, мистического Кота. Итак, Кот Баюн – явно лесной житель.
Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки. Это скорее размеры сибирского или амурского лесного кота (длина тела 75-90 см, хвоста – 35-37 см), или даже амурского тигра (возможно, отсюда представление о трехцветной кошке – желто-черно-белой – как о Настоящей, приносящей удачу). Также, возможно, речь идет о рыси. Так как мы говорим о сибирском, амурском лесных котах, то, скорее всего, место происхождения образа – Урал и Сибирь, когда там жили предки русских – арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история Кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, а это старше древнеегипетской культуры.
Баюн — это кот. А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается. Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже работают в обе стороны, понять, кто в тандеме «кошка-человек» главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека). Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками. Кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!).
Какой характер у Баюна. Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.
Ну, не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). Кот Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед, как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный.


Именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

С детства знакомые строки-
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
И всегда интересно- что за кот? Почему ходит по цепи?

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным: образ кота учёного — неотъемлемого представителя сказочного мира — он ввёл в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».

Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

 (477x699, 159Kb)

Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» — это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

И хотя кошка довольно поздно попала на территорию Руси, зато сразу заняла важное место в жизни человека. Она — непременный персонаж русских сказок. Кот-Баюн был наделен голосом, «слышимым за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти».


Памятник Коту Баюну Учёному в Киеве.

Ныне «кот учёный» и кот Баюн — очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.

 (559x700, 136Kb)

 (500x317, 106Kb)

 (500x699, 195Kb)

Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов.

Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?

Кот-Баюн - загадочный персонаж русских сказок

История персонажа

Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.

Произведения, в которых встречается существо

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

«Матюша Пепельной»,

«Перышко Финиста Ясна сокола»

«Баба Яга и кот Баюн»

«Иван дурак и Баба Яга»

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. — Л.: Дет., лит., 1991—336 с. ил.

«Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. — М.: Дет. лит., 1988. — 175 с.: ил.

«Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ. Д.)

История создания

Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.

Кот Баюн

Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.

В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.

Избушка на курьих ножках

Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Внешний вид

Кот Баюн — Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Выглядит, это странное животное как кот, туловище которого сложено гармошкой. При ходьбе он сначала идет вперед передними лапами, при этом меха растягиваются и задние лапы остаются на месте. А потом, убедившись, что то место, куда он пришел, безопасно для него и его семейства он начинает медленно подтягивать задние лапы и хвост, при этом издавая звуки гармошки (баяна). У разных котов при этом раздаются разные мелодии. В основном, русские-народные. Но ходили слухи о коте, при ходьбе которого раздавались звуки тувинского горлового пения. Но тот, кто распускал подобные слухи уже пойман и наказан.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.

Иван-царевич

Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

Бессонница : как ее изгоняли и как она выглядела

Иногда бессонница представлялась нашим предкам летучей мышью.

Еще один персонаж, а также состояние человека — бессонница. Если кому-то долго не удавалось уснуть, говорили, что это проделки нечисти. Они носили разные имена- криксы, ночница, полуночник, плакса. Чтобы избавиться от этих неприятных существ, следовало читать заговоры, где призывали криксов-вараксов идти прочь, за далекие горы. Если ребенок не мог заснуть, считалось, что его щиплют духи. В некоторых губерниях они представлялись в виде червей, летучих мышей, зловещих птиц или летающих огоньков, а порой это была баба в черном платке. Время шло, и криксами старая величать часто плачущих детей.

Бессонница была популярной темой для стихотворений. О ней писал Федор Тютчев, Александр Пушкин, Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Анна Ахматова. В народе же все воспринимали гораздо проще. Описывались духи, которых называли криксы-вараксы, и которые вели себя очень нагло. Например, в сказке Алексея Ремизова, основанной на русском фольклоре, эти неприятные существа пролезли в огород к попу, оторвали собаке хвост, а потом подожгли его.

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.

Кот Баюн в сказке Пушкина

Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.

Кот Баюн живет в лесу

Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.

Кот Баюн сидит на столбе

В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.

Гамаюн

Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кот Баюн не просто персонаж русских народных сказок, он кот самого бога Велеса, покровителя скотоводства, земледелия, богатства, которому верно служит. А может, это сам Велес, оборачивающийся котом, когда приходится ему прятаться от грозного Перуна? Сидит кот Баюн на высоком железном столбе, за семь верст видит, за семь верст его голос волшебный слышен. Напускает мурлыканьем своим кот Баюн сон, от смерти неотличимый. Вот что поздние сказки говорят: «… ступай в тридевятое царство за Котом-Баюном. Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – Кот-Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а где и катком катись; а если уснёшь, Кот-Баюн убьёт тебя!» Бог Велес не только бог скота, но и бог подземного царства (царства смерти), и бог покровитель певцов и поэтов. Недаром про кота Баюна говорили: «Мертвецкий сон одолевает всякого, кто его услышит». Не от Золотого ли, Серебряного и Медного царства Велеса указание в сказках дается, как кота Баюна одолеть? Пение кота Баюна смертельно опасно, а сказки его целебны, но добыть кота сложно. И дается в сказках указание герою идти за котом с тремя колпаками железными, держать наготове железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный. Разобьет кот два колпака, а третий не одолеет, хватай его клещами да прутами охаживай. Два прута сломаешь, пока одолеешь Баюна. Будет кот в это время сказки рассказывать — не слушай, а на третьем пруте оловянном взмолится кот и будет служить тебе верно.

Существовала ли сон-трава, от которой можно спать всю зиму

Так выглядит простел раскрытый или сон-трава.

В народных легендах и заговорах очень часто упоминается сон-трава. В древности на Руси верили, что для того, чтобы проспать целую зиму медведи едят корни этого растения. И что если человек возьмет со зверя пример, то и он сможет впасть в спячку. Существовали и существуют сегодня реальные растения, которые в некоторых областях считали сон-травой и называли поэтичными именами: одурью сонной, дурманом, дремой-сном. А официально зовутся они прострелом раскрытым, белладонной обыкновенной, смолкой клейкой. В народе говорили, что сонная трава расцветает 18 июня.

Если сорвать растение в этот время, то есть в Дорофеев день, то можно ждать мирной жизни. А чтобы увидеть вещий сон нужно было засушить траву и подкладывать ее под матрас или подушку. Скорее всего тут говорится о смолке клейкой, которую знахари применяли как успокоительное средство. Белладонна же по сути является сильным ядом, и цветет она все лето. А по мнениям исследователи, сон-трава это все-таки прострел – растение, которое распространено по всей России. Если использовать его свежесорванным, то можно отравиться, а вот засушенный прострел использовался знахарями чтобы лечить нервные расстройства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Кот баюн картинки из сказок
  • Кот баюн как выглядит в сказке
  • Кот баюн из сказки кикимора
  • Кот баюн из какой сказки пушкина
  • Кот базилио из какой сказки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии