Ребятам в детском саду подарили рыбок. Они промыли песок, банку, воткнули в песок водоросли и пустили туда рыбок. Рыбкам нравилось плавать около песка между водорослями. Они кормили их червяками. Потом пришел кот Васька и, пока ребята завтракали, съел всех рыбок.
Кот и рыбки читать
Весной ребятам в детский сад подарили разных рыбок. И красных золотых рыбок, и маленьких рыбок-серебрянок, и одного простого карася. А ещё подарили большую банку для рыб. И водоросли — водяную траву.
Вот ребята промыли под краном песок, вымыли большую банку, насыпали в неё песок и воткнули водоросли. А потом налили банку до краёв водой и выпустили туда всех рыб. Сначала красных золотых рыбок, потом рыбок-серебрянок, а потом и простого карася. Уж как они там заплавали! В водяной траве, как в лесу, гуляют — и внизу у песочка, и поверху.
Им кинули живого червяка, и карась его сразу съел. Другого кинули — карась и другого съел. Тогда бросили в воду третьего червяка — толстого. Карась его схватил, да не мог проглотить. Торчит червяк у него изо рта и извивается.
Золотая рыбка увидала его, подплыла к карасю и стала червяка дёргать. Вытащила и съела.
Из кухни к ребятам пришёл жирный рыжий кот Васька, прыгнул на стол, где банка с рыбками, сел рядом с банкой и сидит, глядит через стекло, как рыбки червяков глотают, как в водорослях плавают.
Мальчик Саня посмотрел на кота и говорит:
— Посмотрите! Посмотрите-ка, как Васька на рыбок уставился, как глазищами ворочает! Надо его убрать — он съест наших рыбок!
— Нет, нет, не съест, — говорит девочка Маня. — Через стекло не ухватит.
Тут ребят позвали завтракать. И все ушли, остался один Васька-кот.
Позавтракали ребята, прибежали обратно. Смотрят — что такое? Кот Васька сидит. Банка с песком и травой стоит. А рыбок нет.
Смотрят — а у Васьки одна лапа сырая.
Это значит — он их и выудил. Подцепил когтями в воде и вытащил. Красных золотых рыбок съел, и маленьких серебрянок съел, и простого карася съел.
❤️ 95
🔥 65
😁 70
😢 76
👎 45
🥱 49
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Конспект урока чтения
в 4 классе
«Внеклассное чтение.Е.ЧарушинКошка Маруська»
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. Сент-Экзюпери
Цели:
-
ознакомить с творчеством писателя – анималиста Евгения Чарушина.
-
учить отвечать на вопросы по содержанию и пониманию прочитанного;
-
развивать мышление, умение обобщать и сравнивать, выделять главное и существенное;
-
воспитывать сострадание, желание помочь животным, попавшим в беду, ответственность за своих питомцев.
Оборудование: портрет Е.Чарушина, выставка книг Е.Чарушина, детские рисунки,
Учебный материал:рассказы Е.Чарушина«Кошка Маруська», «Кот и рыбки»,
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
— Как вы его понимаете?
– Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем уроке?
3.Объявление темы и цели урока.
— Какова тема нашего урока?
— Кто такие братья наши меньшие?
-Какова цель нашего урока?
Выставка книг: «ВерныйТрой», «Птицы», «Друзья», «Тюпа, Томка и Сорока», «Волчишко».
– Что общего между этими книгами? ( Это рассказы одного автора Евгения Чарушина).
4. Знакомство с творчеством Е. Чарушина (рассказ учителя)
— О ком же пишет Е.И. Чарушин?( Он пишет о природе, о животных).
– Да, ребята, Евгений Чарушин (показывая на портрет) – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40–50 годы ХХ века. Кроме того, продолжателем дела Е.Чарушина является его сын Никита Евгеньевич Чарушин, тоже художник и писатель
Евгений Иванович Чарушинродился 11 ноябряв 1901 года на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства.Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк: кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились, а мальчик ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях.
Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкантша, привила сыну любовь к музыке. Любовь к животным и рисованию неразрывно слились в богато одаренной натуре. Все началось с детства. Вместе с мамой мальчик ходил в лес, там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей. Это были друзья мальчика. Природа рождала интерес и любовь ко всему живому. Хотелось подольше сохранить в себе то, что видел и чему радовался. На помощь пришло рисование. И тут ему помогал отец – архитектор и художник. Он брал сына в свои поездки. Ездили днем и ночью, лесами и лугами. И если мальчик стал художником и писателем, то только благодаря ярким впечатлениям детства.
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Там его использовали «по специальности», и он был назначен помощником декоратора в штабе Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет, с1922 по 1927 год.
По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
В 1930 году, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, Чарушинпопробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником. Мы называем Чарушинахудожником – анималистом (анималист – художник, изображающий животных).
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай»,«Животные жарких стран».Продолжал он иллюстрировать других авторов: С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родинув Киров (Вятку). Он рисовал плакаты, писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада. И занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов.(Эстамп — оттиск на бумаге с печатной формы, лист, отпечаток с изображениями животных). Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
5. Викторина:
1. В каком городе родился Евгений Чарушин?(В Вятке)
2. Кто был его отец? (Архитектор)
3.Кто была его мать?(Музыкантша)
4.Кого больше всего любил изображать художник в детстве? (Индейцев и животных)
5. Кем был Евгений Чарушин?(Писателем и художником – анималистом)
6.Что означает слово анималист? ( Художник, изображающий животных).
7. Где учился Е.Чарушин на художника? (В Петербурге)
8. О ком писал Е.Чарушин? ( О животных)
9.Как называлась первая книга иллюстрированная Е.Чарушиным? (Рассказ В.Бианки «Мурзук»)
6. Работа над содержанием рассказа Е. Чарушина«Кошка Маруська»
— Вы познакомились дома с еще одним произведением этого автора
«Кошка Маруська».Ответим на вопросы по содержанию этого рассказа.
— Кто жил у охотника Никиты Ивановича Пистончикова?
— Как выглядела кошка Маруська?
— Почему?
— Куда стала ходить кошка весной?
— Почему кошка осталась жить в лесу?
— Как стала она выглядеть?
— Вспоминал ли о ней охотник Никита?
— Как вела себя Маруська, когда наступила осень? Зима?
— Что произошло однажды?
— Веселый это рассказ или грустный?(Веселый, потому что кошка Маруська шапку за зайца приняла.Грустный, потому что охотник не кормил кошку..)
— А каков ее хозяин Никита Иванович? (Он не думал о своей кошке, не кормил ее.)
— Вы смеялись, когда кошка Маруська признала в шапке зайца и прыгнула на голову хозяина? А каково было кошке Маруське? Весело ей было? (Нет, кошка была очень голодная, ей зимой тяжело в лесу было.)
— Как исправил свою ошибку охотник? (Он взял ее домой и стал хорошо кормить)
— Понравился вам рассказ? Чем?
7.Работа над содержанием рассказа Е.Чарушина Кот и рыбки.
-Кого подарили ребятам в детский сад?
-Какие были рыбки?
Кто пришел из кухни?
-О чем предупредил Саня?
-Что ответила Маня?
Что случилось с рыбками?
-Почему?
1группа:что могло спасти рыбок?
2группа:виноват ли кот?
3группа:когда можно заводить домашних животных?
Вывод: Нельзя оставлять без присмотра!
— Чем похожи рассказы, которые мы прочитали? (Там герои — животные. Это рассказы о людях и животных.)
Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Где бы он ни был, о чем ни писал, что бы ни рисовал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом:«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Вывод:— Прочитайте еще раз тему урока. Почему слова писателя Антуана Сент-Экзюпери стали заголовком нашего урока? (В этих рассказах говорится о том, что люди должны заботиться о своих питомцах, не бросать их)
Физминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
8. — Какие стихи о взаимоотношениях человека и животных вы выучили?
а). Чтение стихотворенияЕлены Благининой«Котёнок»
— Как поступила девочка?
— Какой оказалась девочка? (Заботливой…).
— Можем мы брать с нее пример?
б).Чтение английского фольклора «Котята» (Перевод С.Я.Маршака).
— Как поступила хозяйка с маленькими котятами, когда те поссорились?
— Что стали делать котята на улице?
— Сжалилась ли хозяйка?
— А могла не сжалиться?
— Чтобы тогда произошло с котятами?
-Какой вывод мы можем сделать? Как нужно относиться к животным, которые живут у вас дома?
в). Алексея Дмитриева «Бездомная кошка»(Чтение по ролям)
— Назовите главных героев этого стихотворения? (Автор и кошка).
— Как поступил автор?
— Почему кошка пела?
— Можем мы брать пример с автора этого стихотворения?
— Подходит ли эпиграф нашего урока к этим стихотворениям?
Вывод: — Что можно сказать о взаимоотношениях человека и животных?
9.Песня: «Просьба» (СловаР. Рождественского, музыка А. Пахмутовой).
— Какой вывод можно сделать из этой песни?
10.Расскажите, как вы относитесь к своим питомцам.( Рассказы обучающихся о животных на тему: «Мое любимое животное»).
— Есть ли у вас домашние животные? (Ответы детей)
— Как вы с ними играете?
— А как вы за ними ухаживаете?
— Как вы понимаете смысл пословицы: И собака помнит, кто ее кормит. (Домашние животные любят того из хозяев, кто за ними ухаживает, кто кормит их, гуляет с ними)
11. Рефлексия урока
— Понравился ли вам наш урок?
— О ком наш был урок?
— Как нужно относиться к животным?
— Что нового вы узнали на уроке?
Д.з.Прочитать рассказы Е.Чарушина,рисунок «Мое любимое животное»
Занятия репетиторов по скайпу
Хорошо и привольно на Волге-реке! Посмотри, ширина-то какая! Другой берег еле видно! Блестит эта живая, текучая вода. И все небо в эту воду смотрится: и облака, и голубая лазурь, и кулички, что, пересвистываясь, перелетают кучкой с песка на песок, и стаи гусей и уток, и самолет, на котором человек куда-то летит по своим делам, и белые пароходы с черным дымом, и баржи, и берега, и радуга на небе.
Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут — тоже ходят и двигаются, как и все кругом.
Вот там, на Волге, в землянке, на самом волжском берегу — в крутом обрыве, живет сторож-бакенщик. Посмотришь с реки — увидишь только окно да дверь. осмотришь с берега — одна железная труба торчит из травы. Весь дом у него в земле, как звериная нора.
По Волге день и ночь плывут пароходы. Пыхтят буксиры, дымят, тянут на канатах за собой баржи-беляны, везут разные грузы или тащат длинные плоты. Медленно поднимаются они против течения, шлепают по воде колесами. Вот идет такой пароход, везет яблоки — и запахнет сладким яблоком на всю Волгу. Или рыбой запахнет, значит, везут воблу из Астрахани. Бегут почтово-пассажирские пароходы, одноэтажные и двухэтажные. Эти плывут сами по себе. Но быстрее всех проходят двухэтажные скорые пароходы с голубой лентой на трубе. Они останавливаются только у больших пристаней, и после них высокие волны расходятся по воде, раскатываются по песку.
Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Это такие плавучие плетеные корзины с фонарем наверху. Бакены показывают верную дорогу. Ночью старик ездит на лодке, зажигает на бакенах фонари, а утром тушит. А в другое время старик бакенщик рыбачит. Он завзятый рыбак.
Однажды старик рыбачил весь день. Наловил себе рыбы на уху: лещей, да подлещиков, да ершей. И приехал обратно. Открыл он дверь в землянку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость пришёл! На столе рядом с горшком картофеля сидит весь белый-белый пушистый кот. Гость увидал хозяина, выгнул спину и стал тереться боком о горшок. Весь свой белый бок испачкал в саже.
— Ты откуда пришел, из каких местностей?
А кот мурлычет и глаза щурит и еще больше себе бок пачкает, натирает сажей. И глаза у него разные. Один глаз совсем голубой, а другой совсем желтый.
— Ну, угощайся, — сказал бакенщик и дал коту ерша.
Кот схватил в когти рыбку, поурчал немного и съел ее. Съел и облизывается, — видно, еще хочет.
И кот съел еще четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой. И так ему, видно, тут понравилось, что он остался совсем жить у старика. А старик бакенщик и рад. Вдвоем куда веселее. Так и стали они жить.
Бакенщику не с кем было раньше поговорить, а теперь он стал разговаривать с котом, назвал его Епифаном. Не с кем было раньше рыбу ловить, а теперь кот стал с ним на лодке ездить. Сидит в лодке на корме и будто правит. Вечером старик говорит:
— Ну, как, Епифанушка, не пора ли нам бакены зажигать, — ведь, пожалуй, скоро темно будет? Не зажжем бакены — сядут наши пароходы на мель.
А кот будто и знает, что такое бакены зажигать. Ни слова не говоря, идет он к реке, залезает в лодку и ждет старика, когда тот придет с веслами да с керосином для фонарей. Съездят они, зажгут фонари на бакенах — и обратно. И рыбачат они вместе. Удит старик рыбу, а Епифан сидит рядом. Поймалась маленькая рыбка — ее коту. Поймалась большая — старику на уху. Так уж и повелось. Вместе служат, вместе и рыбачат.
Вот однажды сидел бакенщик со своим котом Епифаном на берегу и удил рыбу. И вот сильно клюнула какая-то рыба. Выдернул ее старик из воды, смотрит: да это жадный ершишка заглотил червяка. Ростом с мизинец, а дергает, как большая щука. Старик снял его с крючка и протянул коту.
— На, — говорит, — Епифаша, пожуй немножко.
А Епифаши-то и нет. Что такое, куда девался?
Потом видит старик, что его кот ушел далеко-далеко по берегу, белеется на плотах.
«С чего это он туда пошел, — подумал старик, — и что он там делает? Пойду взгляну».
Смотрит, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргает. А когда рыбешки выплыли стайкой из-под бревна, он — раз! — и подцепил когтями одну рыбку. Очень удивился старик бакенщик.
— Вот ты какой у меня ловкач, — говорит, — ай да Епифан, ай да рыбак! А ну, поймай-ка мне, — говорит, — стерлядку на уху, да пожирнее.
А кот на него и не глядит. Рыбу съел, перешел на другое место, снова лег с бревна рыбу удить.
С тех пор так они и ловят рыбу: врозь — и каждый по-своему. Рыбак снастями да удочкой с крючком, а кот Епифан лапой с когтями. А бакены вместе зажигают.
Занятия репетиторов по скайпу
Хорошо и привольно на Волге-реке!
Посмотри, ширина-то какая! Другой берег еле видно! Блестит эта живая, текучая вода. И всё небо в эту воду смотрится: и облака, и голубая лазурь, и кулички, что, пересвистываясь, перелетают кучкой с песка на песок, и стаи гусей и уток, и самолёт, на котором человек куда-то летит по своим делам, и белые пароходы с чёрным дымом, и баржи, и берега, и радуга на небе.
Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут — тоже ходят и двигаются, как и всё кругом.
Вот там, на Волге, в землянке, на самом волжском берегу — в крутом обрыве, живёт сторож-бакенщик. Посмотришь с реки — увидишь только окно да дверь. Посмотришь с берега — одна железная труба торчит из травы. Весь дом у него в земле, как звериная нора.
По Волге день и ночь плывут пароходы. Пыхтят буксиры, дымят, тянут на канатах за собой баржи-беляны, везут разные грузы или тащат длинные плоты.
Медленно поднимаются они против течения, шлёпают по воде колёсами. Вот идёт такой пароход, везёт яблоки — и запахнет сладким яблоком на всю Волгу. Или рыбой запахнет, — значит, везут воблу из Астрахани.
Бегут почтово-пассажирские пароходы, одноэтажные и двухэтажные. Эти плывут сами по себе. Но быстрее всех проходят двухэтажные скорые пароходы с голубой лентой на трубе. Они останавливаются только у больших пристаней, и после них высокие волны расходятся по воде, раскатываются по песку.
Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Это такие плавучие плетёные корзины с фонарём наверху. Бакены показывают верную дорогу. Ночью старик ездит на лодке, зажигает на бакенах фонари, а утром тушит. А в другое время старик бакенщик рыбачит. Он завзятый рыбак.
Однажды старик рыбачил весь день. Наловил себе рыбы на уху: лещей, да подлещиков, да ершей. И приехал обратно. Открыл он дверь в землянку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость пришёл! На столе рядом с горшком картофеля сидит весь белый-белый пушистый кот.
Гость увидал хозяина, выгнул спину и стал тереться боком о горшок. Весь свой белый бок испачкал в саже.
— Ты откуда пришёл, из каких местностей?
А кот мурлычет и глаза щурит и ещё больше себе бок пачкает, натирает сажей. И глаза у него разные. Один глаз совсем голубой, а другой совсем жёлтый.
— Ну, угощайся, — сказал бакенщик и дал коту ерша.
Кот схватил в когти рыбку, поурчал немного и съел её. Съел и облизывается, — видно, ещё хочет.
И кот съел ещё четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой. И так ему, видно, тут понравилось, что он остался совсем жить у старика.
А старик бакенщик и рад. Вдвоём куда веселее. Так и стали они жить.
Бакенщику не с кем было раньше поговорить, а теперь он стал разговаривать с котом, назвал его Епифаном. Не с кем было раньше рыбу ловить, а теперь кот стал с ним на лодке ездить. Сидит в лодке на корме и будто правит.
Вечером старик говорит:
— Ну, как, Епифанушка, не пора ли нам бакены зажигать, — ведь, пожалуй, скоро темно будет? Не зажжём бакены — сядут наши пароходы на мель.
А кот будто и знает, что такое бакены зажигать. Ни слова не говоря, идёт он к реке, залезает в лодку и ждёт старика, когда тот придёт с вёслами да с керосином для фонарей.
Съездят они, зажгут фонари на бакенах — и обратно.
И рыбачат они вместе. Удит старик рыбу, а Епифан сидит рядом.
Поймалась маленькая рыбка — её коту. Поймалась большая — старику на уху.
Так уж и повелось.
Вместе служат, вместе и рыбачат.
Вот однажды сидел бакенщик со своим котом Епифаном на берегу и удил рыбу. И вот сильно клюнула какая-то рыба. Выдернул её старик из воды, смотрит: да это жадный ершишка заглотил червяка. Ростом с мизинец, а дёргает, как большая щука. Старик снял его с крючка и протянул коту.
— На, — говорит, — Епифаша, пожуй немножко.
А Епифаши-то и нет.
Что такое, куда девался?
Потом видит старик, что его кот ушёл далеко-далеко по берегу, белеется на плотах.
«С чего это он туда пошёл, — подумал старик, — и что он там делает? Пойду взгляну».
Смотрит, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргает. А когда рыбёшки выплыли стайкой из под бревна, он — раз! — и подцепил когтями одну рыбку.
Очень удивился старик бакенщик.
— Вот ты какой у меня ловкач, — говорит, — ай да Епифан, ай да рыбак! А ну, поймай-ка мне, — говорит, — стерлядку на уху, да пожирнее.
А кот на него и не глядит.
Рыбу съел, перешёл на другое место, снова лёг с бревна рыбу удить.
С тех пор так они и ловят рыбу: врозь — и каждый по-своему.
Рыбак снастями да удочкой с крючком, а кот Епифан лапой с когтями.
А бакены вместе зажигают.
———————————————————-
Евгений Чарушин.Короткие рассказы о
животных. Читаем бесплатно онлайн
Хорошо и привольно на Волге-реке! Посмотри, ширина-то какая! Другой берег еле видно! Блестит эта живая, текучая вода. И все небо в эту воду смотрится: и облака, и голубая лазурь, и кулички, что, пересвистываясь, перелетают кучкой с песка на песок, и стаи гусей и уток, и самолет, на котором человек куда-то летит по своим делам, и белые пароходы с черным дымом, и баржи, и берега, и радуга на небе.
Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут — тоже ходят и двигаются, как и все кругом.
Вот там, на Волге, в землянке, на самом волжском берегу — в крутом обрыве, живет сторож-бакенщик. Посмотришь с реки — увидишь только окно да дверь. Посмотришь с берега — одна железная труба торчит из травы. Весь дом у него в земле, как звериная нора.
По Волге день и ночь плывут пароходы. Пыхтят буксиры, дымят, тянут на канатах за собой баржи-беляны, везут разные грузы или тащат длинные плоты. Медленно поднимаются они против течения, шлепают по воде колесами. Вот идет такой пароход, везет яблоки — и запахнет сладким яблоком на всю Волгу. Или рыбой запахнет, значит, везут воблу из Астрахани. Бегут почтово-пассажирские пароходы, одноэтажные и двухэтажные. Эти плывут сами по себе. Но быстрее всех проходят двухэтажные скорые пароходы с голубой лентой на трубе. Они останавливаются только у больших пристаней, и после них высокие волны расходятся по воде, раскатываются по песку.
Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Это такие плавучие плетеные корзины с фонарем наверху. Бакены показывают верную дорогу. Ночью старик ездит на лодке, зажигает на бакенах фонари, а утром тушит. А в другое время старик бакенщик рыбачит. Он завзятый рыбак.
Однажды старик рыбачил весь день. Наловил себе рыбы на уху: лещей, да подлещиков, да ершей. И приехал обратно. Открыл он дверь в землянку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость пришёл! На столе рядом с горшком картофеля сидит весь белый-белый пушистый кот. Гость увидал хозяина, выгнул спину и стал тереться боком о горшок. Весь свой белый бок испачкал в саже.
— Ты откуда пришел, из каких местностей?
А кот мурлычет и глаза щурит и еще больше себе бок пачкает, натирает сажей. И глаза у него разные. Один глаз совсем голубой, а другой совсем желтый.
— Ну, угощайся, — сказал бакенщик и дал коту ерша. Кот схватил в когти рыбку, поурчал немного и съел ее. Съел и облизывается, — видно, еще хочет.
И кот съел еще четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой. И так ему, видно, тут понравилось, что он остался совсем жить у старика. А старик бакенщик и рад. Вдвоем куда веселее. Так и стали они жить.
Бакенщику не с кем было раньше поговорить, а теперь он стал разговаривать с котом, назвал его Епифаном. Не с кем было раньше рыбу ловить, а теперь кот стал с ним на лодке ездить. Сидит в лодке на корме и будто правит. Вечером старик говорит:
— Ну, как, Епифанушка, не пора ли нам бакены зажигать, — ведь, пожалуй, скоро темно будет? Не зажжем бакены — сядут наши пароходы на мель.
А кот будто и знает, что такое бакены зажигать. Ни слова не говоря, идет он к реке, залезает в лодку и ждет старика, когда тот придет с веслами да с керосином для фонарей. Съездят они, зажгут фонари на бакенах — и обратно. И рыбачат они вместе. Удит старик рыбу, а Епифан сидит рядом. Поймалась маленькая рыбка — ее коту. Поймалась большая — старику на уху. Так уж и повелось. Вместе служат, вместе и рыбачат.
Вот однажды сидел бакенщик со своим котом Епифаном на берегу и удил рыбу. И вот сильно клюнула какая-то рыба. Выдернул ее старик из воды, смотрит: да это жадный ершишка заглотил червяка. Ростом с мизинец, а дергает, как большая щука. Старик снял его с крючка и протянул коту.
— На, — говорит, — Епифаша, пожуй немножко. А Епифаши-то и нет. Что такое, куда девался?
Потом видит старик, что его кот ушел далеко-далеко по берегу, белеется на плотах. «С чего это он туда пошел, — подумал старик, — и что он там делает? Пойду взгляну». Смотрит, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргает. А когда рыбешки выплыли стайкой из-под бревна, он — раз! — и подцепил когтями одну рыбку. Очень удивился старик бакенщик.
— Вот ты какой у меня ловкач, — говорит, — ай да Епифан, ай да рыбак! А ну, поймай-ка мне, — говорит, — стерлядку на уху, да пожирнее.
А кот на него и не глядит. Рыбу съел, перешел на другое место, снова лег с бревна рыбу удить. С тех пор так они и ловят рыбу: врозь — и каждый по-своему. Рыбак снастями да удочкой с крючком, а кот Епифан лапой с когтями. А бакены вместе зажигают.
Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.